Научная статья на тему '\ услуга Сбербанка \ счетчик для ЖКХ'

\ услуга Сбербанка \ счетчик для ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ услуга Сбербанка \ счетчик для ЖКХ»

ОЛЕГ ВЛАСОВ

_ВАШ БАНК_

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №12 (80) 2008

Счетчик для ЖКХ

О стратегии Сбербанка на рынке обслуживания жилищно-коммунального хозяйства рассказывает глава Дирекции по управлению проектом «ЖКХ» Юрий Головин.

— Чем обусловлено создание в банке подразделения по управлению проектом ЖКХ?

— Отрасль до недавнего времени не была привлекательной для банков. Однако сотрудничество с предприятиями этой сферы в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства — один из важных элементов для привлечения значительных финансовых потоков и наращивания ресурсной базы.

— Сбербанк всегда лидировал на рынке обслуживания жилищно-коммунального хозяйства...

— Сегодня доля Сбербанка на рынке приема платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги в различных регионах значительно колеблется. Так, например, если Алтайский банк в общем объеме поступивших денежных средств от населения в пользу предприятий ЖКХ дает 63%, то аналогичный показатель Восточно-Сибирского банка не больше 12%. В целом, доля Сбербанка на этом сегменте едва превышает 30% и в ряде регионов продолжает снижаться.

— Кроме банков, предлагающих более выгодный и удобный сервис, со стороны каких участников ощущается конкуренция в этом сегменте рынка?

— Сегодня стремительно развивается сектор независимых платежных сетей, оказывающих дополнительные виды услуг. Эти сети осуществляют прием платежей, в частности ЖКХ, через терминалы.

На поведение рынка влияет также развитие высокими темпами независимых биллинговых компаний, предоставляющих расчетные услуги поставщикам жилищно-коммунальных услуг. Как правило, эти участники рынка заинтересованы в сотрудничестве как можно с большим количеством

не только поставщиков услуг, но и банков. Есть еще одна группа конкурирующих на этом рынке игроков - региональные коммерческие банки, тесно сотрудничающие с местными администрациями.

Таким образом, компании, наиболее приближенные к клиенту и оказывающие максимальное количество услуг с наибольшим комфортом, имеют возможность решающим образом воздействовать на принятие решений вкладчиком в выборе банка обслуживания.

— Какая доля на рынке ЖКХ — ориентир для Сбербанка, и какие мероприятия позволят вам решить такую задачу?

— В наших планах - увеличение доли Сбербанка в целом на рынке приема коммунальных платежей в среднесрочной перспективе до 45—50%. Исследование рынка позволило сделать выводы о необходимости единого системного подхода банка к обслуживанию отрасли ЖКХ. К сожалению, сегодня в силу различных обстоятельств тербанки используют различные биллинго-

к

I 71

УСЛУГА

вые системы. Кроме того, отсутствует постоянный мониторинг, автоматизированный сбор и обработка данных об объемах принятых платежей и выплатах в сфере ЖКХ, а также информация о состоянии работы по обслуживанию предприятий отрасли.

Мы намерены укрепить свои позиции на рынке путем решения следующих задач. Сбербанк планирует участвовать в развитии биллинговых технологий. Предполагается реализация одного из двух сценариев. Первый — создание собственной биллинго-вой компании, осуществляющей полный цикл, в том числе начисление платы за услуги ЖКХ совместно с одной из компаний-разработчиков биллинговых технологий (это будет дочерняя структура Сбербанка, функционально охватывающая территории всех субъектов РФ). Второй путь - выход банка на рынок начислений через покупку уже действующих расчетных центров. В наших планах — расширить долю рынка по начислению платежей за жилищно-коммунальные услуги в среднесрочной перспективе до 60%.

Сбербанк, несмотря на использование нескольких биллинговых систем, до сих пор не осуществлял операции по начислению. Их выполнение позволит оказывать более качественные услуги клиентам банка, как физическим лицам - получателям услуг ЖКХ, так и юридическим - участникам сферы ЖКХ. В свою очередь это приведет к увеличению объема принимаемых платежей населения за жилищно-коммунальные услуги с дальнейшим их перечислением поставщикам ЖКУ. Что позволит оптимизировать финансовые потоки, сократить сроки прохождения денежных средств от потребителя к поставщику, обеспечить значительную выгоду для клиентов - уменьшение комиссий за проведение платежей.

Как я уже сказал, сектор развивается очень активно. На рынок выходят как государственные, так и коммерческие компании.

Основные функции биллинговой компании:

- ведение баз данных, необходимых для выставления счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг;

- обработка показаний приборов учета (счетчиков);

- начисление платы за жилищно-коммунальные услуги на основании тарифов и показаний счетчиков, принимая во внимание скидки, недопоставки, перерасчеты;

- печать и доставка единых платежных документов (ЕПД);

- взаимодействие с платежными системами;

- диспетчеризация и распределение платежей ;

- подготовка отчетов по начислениям и приему платежей населения за жилищно-коммунальные услуги;

- взаимодействие с плательщиками по факту их претензий;

- осуществление информационно-технологического обслуживания приема платежей населения за жилищно-коммунальные услуги.

ваш банк/услуга

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №12 (80) 2008«

Российский рынок платежей за ЖКУ в течение ближайших 4 лет удвоится

Период 2006 2007 2008 2009 2010 2011

факт расчет прогноз прогноз прогноз прогноз

Объем платежей от населения за ЖКУ, млрд.руб. 660,6 751,2 878,9 1 054,6 1 260,3 1 506,0

Рост рынка в год* 13,7% 17,0% 20,0% 19,5% 19,5%

* Прогноз Министерства экономического развития.

Основные игроки на рынке сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги

Компания Доля на рынке сбора платежей за ЖКУ*

Сбербанк России от 30 до 35%

Прочие акционерные коммерческие банки от 10 до 30%

Единые информационно-расчетные центры от 10 до 40%

Собственные пункты сбора поставщиков услуг от 5 до 20%

Прочие от 20 до 55%

* Доли варьируются в зависимости от региона (экспертные оценки территориальных подразделений).

Во многих регионах биллинговые центры являются муниципальными. Это обусловлено административными возможностями региональных властей по концентрации баз данных. Корректное начисление платежей за коммунальные услуги требует значительных объемов информации. Администрации уже имеют информационные базы (паспортные столы и др.), необходимые для формирования центров. Кроме того, муниципальные власти заинтересованы в ускорении прохождения денежных средств до поставщиков услуг. Но частные компании не менее активны. Они успешно функционируют на рынке, создавая свои программные продукты и предлагая полный цикл услуг (начисление, сбор и распределение денежных средств). Тем не менее мы полага-

ем, что банк может предложить более высокий уровень выполнения функций биллинго-вого центра, учитывая возможность обеспечения унифицированного подхода на всей территории России.

Известно, что в общем объеме привлеченных средств банком в рублях на долю пенсионеров - людей с незначительными доходами — приходится около 40%. Таким образом, используя динамичное развитие современных технологий нам важно предоставлять качественные банковские услуги этой категории клиентов с учетом их специфики и потребностей.

Как правило, значительная часть пожилых граждан получает социальные льготы (известно, что после монетизации льгот граждане оплачивают все услуги ЖКХ по полному

Социальная карта жителя РФ

Социальная карта - именная пластиковая карточка, которая выдается жителю региона, являющемуся льготником, и выполняет функцию персонального инструмента для автоматизированного подтверждения прав на получение льгот и учета их фактического предоставления. Социальная карта может сочетать функции электронного удостоверения льготника, транспортной и банковской карты, идентификатора системы социальных расчетов и учета льгот и т.д.

Финансовые приложения карты:

- выплата компенсаций, дотаций, пенсий, субсидий ЖКХ;

- выплата пенсий, пособий, компенсаций, стипендий;

- оплата товаров;

- оплата услуг связи, транспорта, ЖКХ;

- оплата медицинских услуг и лекарств;

- оплата штрафов на месте;

- оплата налогов и др.;

- кредитование.

Нефинансовые приложения:

- социальный дисконт (льготные товары, специальные скидки);

- здравоохранение (полис страхования, льготные лекарства, медицинская карта);

- льготный проезд (городской транспорт, железная дорога);

- учет предоставления мер социальной поддержки.

тарифу, и те из них, которые имеют невысокий объем доходов, получают дотацию). Реализация проекта «Социальная карта жителя РФ» позволит не только концентрировать финансовые потоки по всем видам социальных льгот (медицинским, транспортным и др.), но и качественно повысит уровень обслуживания населения, и в частности пенсионеров, поскольку не нужно будет отстаивать долгие очереди в различных инстанциях. Вся информация будет сконцентрирована в едином карточном продукте. Сейчас в Астрахани запускается пилотный проект. Всем жителям, имеющим право на льготы, будут выданы социальные карточки, с помощью которых граждане смогут получать положенные им социальные дотации. При этом на карту будут перечислять зарплаты и пенсии.

На первом этапе Сбербанк выпустит в Астрахани не менее 250 тыс. социальных карточек. Объем эмиссии определен на основании количества жителей города, имеющих право на получение дотаций при оплате жилищно-коммунальных услуг.

В планах Сбербанка - предложить сотрудничество с администрациями всех субъектов РФ. В список пилотных регионов помимо Астрахани вошли Краснодар, Ульяновск, Пермь.

— По какому принципу отобраны эти регионы?

— Эти территории готовы предоставлять административные ресурсы и оказывать поддержку Сбербанку, без которой реализация обозначенных проектов была бы достаточно сложной. Проект «Социальная карта» поможет администрациям субъектов РФ в решении следующих задач: создание систем адресной социальной помощи, персонифицированного контроля ее предоставления и использования, автоматизированного контроля оплаты ЖКХ. Кроме того, повысится эффективность лекарственного обеспечения. Администрация решит также задачу аккумулирования денежных средств и увеличения безналичного оборота. Таким образом, будет создан эффективный инструмент бюджетных выплат.

Жителям региона с реализацией проекта будет удобнее получать дотации, быстрее станет обслуживание в коммерческих организациях, лучше — взаимодействие с госорганами. Имеющие социальные карты смогут получать дополнительные скидки при их использовании в торговых сетях (социальный дисконт). Карта станет единым электронным идентификационным и расчетным инструментом.

— Какова окупаемость проекта?

— Это новая форма управления финансовыми потоками, затраты необходимы в любом случае. По нашим оценкам, внедрение социальной карты окупится за 5—6 лет.

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №12 (80) 2008

ваш банк/услуга | 73

Еще один шаг, который позволит закрепить наши позиции на рынке обслуживания ЖКХ, — развитие терминальных сетей и сетей устройств самообслуживания.

Это новый рынок. И надо определиться, как на него выйти.

Рассматриваются различные возможности, например, развитие собственной сети устройств самообслуживания. Это также может быть сотрудничество с платежными системами и другими компаниями, осуществляющими прием платежей населения через организуемые универсальные кассы или устройства самообслуживания. Возможно создание единого комплекса программного обеспечения для банкоматов и устройств самообслуживания с целью унификации пользовательского интерфейса и упрощения процедуры инсталляции. Не исключается вхождение в капитал коммерческих организаций, осуществляющих прием платежей населения через терминальные сети или устройства самообслуживания с целью развития терминальной сети банка.

— Как влияют на вашу стратегию проблемы, возникающие при реформировании ЖКХ?

— По просьбе Минрегиона мы разрабатываем ряд продуктов, которые могли бы ускорить реформирование отрасли. В частности, вместе с Управлением по малому бизнесу — кредит на установку узлов учета тепла (если использование электричества фиксируют с помощью счетчиков, то расход тепла пока не контролируется).

— В чем особенности продукта?

— Проблема, требующая решения — с источниками возврата. Установленный узел учета тепла должен кому-то принадлежать. Если жителям, то в таком случае они получают возможность оплачивать услуги по теплоснабжению по льготному тарифу. Эта экономия и может стать источником возврата. Мы сделали следующее предложение: счетчик должен принадлежать управляющей компании товарищества собственников жилья (ТСЖ), которой и следует предоставить кредит. Тогда жители оплачивают тепловые услуги по обычным (без льгот) тарифам, а управляющая компания -по льготным. Возникающая разница и компенсирует стоимость этого счетчика.

Другая проблема, традиционная при кредитовании, — с обеспечением. В состав узла учета тепла входит оборудование. Его стоимость составляет не более 60% цены всего узла. Проблему залога может решить длительный финансовый поток, т.е. осуществление кредитования под будущие платежи населения за ЖКУ.

Одна из проблем реформы - контроль над выделением средств Фонда реформирования ЖКХ. Напомню, что госкорпорации

«Фонд реформирования ЖКХ» выделено 250 млрд. руб. — на проведение капитального ремонта ветхого жилья (150 млрд. руб.] и переселение жителей из аварийных помещений (100 млрд. руб.). Получение денег из фонда (в размере 50% от необходимой на ремонт суммы) предполагает софинансиро-вание местным бюджетом (45%) и нуждающимися в капремонте гражданами-членами товарищества собственников жилья (5%). Может случиться так, что местный бюджет не выделит средств, тогда в соответствии с законодательством фонд также не может их предоставить. Таким образом, необходим контроль за предоставлением средств фон-

да. Сейчас прорабатывается возможность выдачи кредита управляющим компаниям. Необходимо отметить, что в этом случае также существует проблема - обеспечение кредита, определение источников возврата. Кроме того, Сбербанк разрабатывает кредитный продукт для лизинговых компаний на приобретение оборудования, необходимого для модернизации жилищно-коммунального комплекса, с последующей его передачей в лизинг.

Рассматривается также возможность участия в региональных инвестиционных проектах с привлечением стратегических партнеров и инвесторов. Ц

Возможный эффект от реализации проекта «Социальная карта жителя Астраханской области»

- Экономия ресурсов (материальных, людских, финансовых, временных и др.) на реализацию (доставку) социальной помощи и составление отчетов по ее распределению.

- Сокращение расходов на инкассацию и доставку бюджетных средств для населения, предусмотренных обязательным социальным пакетом, за счет безналичных расчетов.

- Оперативное получение достоверной информации о точных суммах, компенсируемых из бюджета предприятиям и организациям, продающим товары и оказывающим услуги социально незащищенным слоям населения.

- Оперативное получение достоверной информации о фактически оказанных гражданам мерах социальной поддержки.

- Экономия средств за счет уточнения сумм, компенсируемых из бюджета предприятиям, продающим товары и оказывающим услуги социально незащищенным слоям населения.

- Экономия времени на получение держателями карт персональной информации

о правах на меры социальной поддержки, об имеющихся у них социальных преференциях, суммах выставленных счетов за различные виды услуг (ЖКХ, связь, кредит и т.д.), имеющихся на счету средств, а также информации о возможностях использования социальной карты.

- Снижение нагрузки на сотрудников органов социальной защиты по работе с населением (по опыту других регионов может составить до 20%).

Эффект в здравоохранении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Снятие социальной напряженности за счет сокращения времени обслуживания в регистратурах, приемных отделениях и других лечебно-профилактических учреждениях.

- Экономия ресурсов за счет возможности получать объективную детализированную информацию по фактам предоставления медицинских услуг.

- Экономия бюджетных средств за счет исключения поддельных рецептов по программе добровольного лекарственного обеспечения (ДЛО), за счет использования базы статистической информации по прошлым периодам для оценки заявок учреждений ОМС на приобретение лекарственных средств.

- Повышение качества контроля и надзора над использованием и распределением в аптечных пунктах лекарств ДЛО; над выпиской медперсоналом «льготных» рецептов над процессом целевого и рационального использования лекарственных средств учреждениями ОМС.

Повышение качества жизни населения за счет:

- системы мониторинга общественного и группового здоровья в регионе для выявления существенных медицинских проблем;

- обеспечения обоснованного и скоординированного по уровням принятия решений в сфере управления здравоохранением области;

- осуществления оперативного мониторинга обеспеченности учреждений ОМС лекарственными средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.