\ УСЛУГА СБЕРБАНКА \
На паях
Татьяна НАУМОВА, Татьяна ШКЛЯР
До конца 2010 года Управляющая компания Сбербанка планирует создать три паевых инвестиционных фонда. Мы беседуем с начальником Управления клиентского обслуживания на финансовых рынках Сбербанка Александром Чумаченко.
— Александр Владимирович, через Сбербанк до недавнего времени реали-зовывали только паи других управляющих компаний. С чем было связано решение Сбербанка выйти на рынок самостоятельно?
— На самом деле, идея о создании собственной Управляющей компании Сбербанка всплывала периодически и не раз. Достаточно серьезно эта тема прозвучала, когда было принято решение о развитии клиентского бизнеса на финансовых рынках в рамках казначейства Сбербанка. Было подготовлено несколько стратегий, касающихся различных направлений деятельности на финансовых рынках. Одна из них касалась управления активами в Сбербанке: наряду с дальнейшими шагами по развитию индивидуального доверительного управления было принято решение о создании управляющей компании. Отмечу, что индивидуальное доверительное управление осуществляется в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» сотрудниками Сбербанка. У нас есть специальное подразделение — Отдел доверительного управления, которое занимается активами крупных клиентов.
Но учитывая, что банк очень активно работает с массовым клиентом, было принято решение о запуске линейки паевых инвестиционных фондов, которые Управляющая компания Сбербанка будет предлагать гражданам с меньшими финансовыми возможностями. Паи первых трех ПИФов мы планируем разместить в конце 2010 года.
На первом этапе Сбербанк России будет развивать свою УК с точки зрения бизнес-процессов, отлаживать технологии по управлению активами.-'
Фактически и крупным и мелким клиентам Сбербанк будет предлагать близкие инвестиционные стратегии, предусматривающие вложение сбережений в акции и облигации. Но при этом они будут по-разному «упакованы». Для крупных клиентов — это индивидуальные договоры, предусматривающие возможности каких-то индивидуальных решений, в том числе с использованием валютных инструментов, а для простых вкладчиков — паевые инвестиционные фонды.
— Время выхода на этот рынок было выбрано специально? Или же вы приступили к деятельности, как только оказались к ней готовыми?
— С одной стороны, безусловно, есть некая последовательность действий, которую мы соблюдали. Сначала было принято стратегическое решение развивать этот бизнес, затем последовали определенные организационные моменты. С другой стороны, мы считаем, что последние 2-2,5 года на рынке царила определенная настороженность по отношению к инвестированию в паи ПИФов. Мы наблюдали в течение длительного периода времени отток средств из паевых фондов.
Сейчас ситуация начала постепенно выправляться: последние несколько месяцев на рынке наблюдаются позитивные изменения. Мы считаем, что выбор декабря 2010 года для начала размещения паев — удачный.
— Как вы уже сказали, паи будут трех видов: фонд акций, фонд облигаций и смешанный фонд. Почему были выбраны именно эти три вида?
— Эти три фонда были выбраны по той причине, что они являются наиболее распространенными на рынке. Мы проанализировали те открытые фонды, которые предлагают наши конкуренты, и можем сказать: на сегодня около 93% открытых фондов — это фонды акций, облигаций
и смешанные. Поэтому мы приняли решение стартовать именно с этих фондов как наиболее востребованных, а потом уже перейти к развитию линейки ПИФов.
— И каким может быть это развитие?
— В ближайшие 4-6 месяцев мы остановимся на этих трех фондах, проанализируем результаты, а потом будем принимать решения по новым видам ПИФов. Существуют фонды отраслевой направленности, есть фонды акций «второго эшелона», возможно создание фондов с иными активами, кроме ценных бумаг. Мы посмотрим, как будут вести себя различные фонды наших конкурентов, и предложим именно тот инструмент, который наиболее интересен нашим клиентам. Кроме того, управляющая компания — это бизнес-подразделение, задача которого найти продукт, наиболее востребованный рынком, который потенциально принесет наибольший доход.
— По оценкам экспертов, используя свое главное преимущество — филиальную сеть, Сбербанк за год сможет привлечь в свои ПИФы до 1 млрд. руб., а через два года с Управляющей компанией Сбербанка будет сложно конкурировать даже лидерам рынка. Насколько прогнозы экспертов совпадают с вашими ожиданиями?
— Мы понимаем, что бизнес создается с нуля — это новая управляющая компания. Поэтому нам
EAST NEWS
придется постараться, чтобы завоевать определенные позиции на рынке, потому что бизнес многих управляющих компаний ПИФов существует 14 лет. Мы прекрасно понимаем, что даже при наличии конкурентных преимуществ мы выходим на давно существующую площадку. У наших конкурентов в управлении в открытых фондах находятся сотни миллионов долларов активов.
Для того чтобы достичь определенной доли на рынке, потребуется и хорошая работа сети, и демонстрация очень хороших результатов по управлению, и многое другое. Я думаю, что на первом этапе (1-1,5 года) мы будем развивать компанию с точки зрения бизнес-процессов, отлаживать технологии по управлению активами, выстраивать нормальное взаимодействие подразделений. Пока наша задача — ярко заявить о себе на этом рынке.
— На ваш взгляд, какое самое большое препятствие Сбербанку предстоит преодолеть в процессе становления управляющей компании?
— Я повторюсь: мы достаточно поздно выходим на этот рынок. Есть раскрученные бренды, соперничать с ними будет сложно.
Около 93% фондов на российском рынке приходится на фонды акций, -облигаций и смешанные фонды.
К тому же, мы понимаем, что у наших конкурентов сегодня есть возможность предлагать свои инструменты через сотни точек. Конечно, потребуются очень большие усилия, чтобы переломить ситуацию и сделать так, чтобы люди выбрали именно Управляющую компанию Сбербанка России. Более того, в рамках общей реорганизации и реструктуризации банка мы ставим задачу повысить качество той сети, которая у нас имеется. Это будет совместная работа и Сбербанка, и УК Сбербанка — нам всем хотелось бы, чтобы эта сеть работала эффективней.
— Сбербанк будет продавать паи ПИФов, используя так называемую «открытую платформу», то есть одновременно будет продолжать предлагать продукты и других управляющих компаний. Как будут
\ ВАШИ ДЕНЬГИ \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (104) 2010
81
\ УСЛУГА СБЕРБАНКА \
Екатерина ТюРИНА,
генеральный директор ООО «Управляющая компания Сбербанка»:
— Екатерина, когда Управляющая компания Сбербанка планирует подать документы на регистрацию своих ПИФов в Федеральную службу РФ по финансовым рынкам?
— Передача документов в ФСФР состоялась в ноябре 2010 года.
— Что будут представлять собой дальнейшие шаги управляющей компании? Планируются ли какие-то важные мероприятия до конца года?
— До конца этого года приоритетом является запуск проекта по трем открытым ПИФам (фонды акций, облигаций и смешанных инвестиций) для розничных клиентов. При этом необходимо не только зарегистрировать Правила и сформировать фонды, но и отработать технологию, порядок взаимодействия с агентской сетью, обеспечить информационную
и рекламную поддержку нашего выхода на рынок.
— За счет чего вы планируете конкурировать с другими управляющими компаниями?
— Основное конкурентное преимущество — филиальная сеть Сбербанка России и доверие к бренду. Рассчитываем также на активность и интерес к нашим продуктам клиентов банка. Стоит отметить, что управление активами и услуга доверительного управления существует
в Сбербанке давно, накоплен опыт, так что мы надеемся и на результативное управление нашими фондами.
— На какой объем привлечений в открытые ПИФы вы рассчитываете в краткосрочной и среднесрочной перспективах?
— Планы на ближайший год достаточно амбициозны. За 2011 год мы планируем привлечь в открытые ПИФы свыше 1,5 млрд. рублей.
— Где и как можно будет купить паи ПИФов Управляющей компании Сбербанка?
Какие документы для это потребуются и какие документы клиент получит в качестве подтверждения о владении паев?
— Паи можно будет купить в любой из 227 точек продаж — отделениях Сбербанка России. В дальнейшем сеть станет расти качественно и количественно. Подробные адреса, телефоны пунктов продаж и время их работы будут опубликованы после регистрации этой информации в ФСФР. Ближайшую точку продаж можно будет найти и с помощью сайта УК. Паи можно будет приобрести непосредственно в УК Сбербанка
в г. Москве при сумме инвестирования от 1 млн. рублей.
Для человека, желающего приобрести паи, потребуется только документ, удостоверяющий личность (паспорт). Документом, подтверждающим зачисление инвестиционных паев на счет, является выписка из реестра владельцев паев, которая направляется клиенту.
— На каких условиях управляющая компания будет продавать свои паи? Сколько процентов будет составлять надбавка при покупке пая?
— Тарифы УК Сбербанка планируется установить на уровне средних по рынку. Минимальная сумма инвестиций будет составлять 15 тыс. руб. при первом приобретении паев и 1,5 тыс. руб. при каждом последующем. После завершения формирования фондов надбавка не будет взиматься при инвестировании суммы более 100 тыс. руб., при инвестировании меньшей суммы надбавка составит 1%. Обратите внимание, что на этапе формирования фонда надбавка не взимается, паи будут размещаться по фиксированной цене 1000 руб. за один инвестиционный пай. Более подробно все условия будут изложены в Правилах фонда, с которыми инвестору обязательно следует ознакомиться.
— Какой срок функционирования у ПИФов?
— Срок, максимально допустимый законодательством, — 15 лет с возможностью дальнейшего продления. Фактически фонд будет функционировать бессрочно, если все владельцы паев не потребуют погашения своих паев или не наступят другие обстоятельства, имеющие основания для прекращения деятельности фонда.
строиться отношения с этими управляющими компаниями, отойдут ли их продукты на второй план?
— Использование «открытой платформы» было закреплено в той концепции, которая была год назад принята Правлением банка по доверительному управлению. Предполагалось, что в рамках «открытой платформы» мы будем предлагать инструменты чужих управляющих компаний в том случае, если они не вступают в прямую конкуренцию с теми продуктами, которые реализует УК Сбербанка. Наша УК на первом этапе, как я уже отметил, будет предлагать три фонда. Но мы знаем, что есть управляющие компании, которые реализуют 10-20 фондов, и эти фонды имеют специфику, отличную от ПИФов Сбербанка. Поэтому там, где их интересы не пересекаются с интересами УК Сбербанка, такое взаимодействие возможно. При этом, учитывая, что УК Сбербанка — это структура, входящая в группу компаний Сбербанка, можно рассчитывать, что наша управляющая компания будет иметь определенные преференции по отношению к конкурентам. В принципе нужно найти некий баланс интересов между тем, что мы предлагаем свою сеть для продажи чужих фондов и развиваем свои...
— В последнее время складывается впечатление о достаточно серьезной нацеленности Сбербанка России на развитие своего бизнеса на финансовых рынках в разных сферах: начиная от доверительного управления и заканчивая ПИФами. С чем это связано — вы оцениваете этот сектор как перспективный?
— В принципе, клиентский бизнес присутствовал в Сбербанке всегда: в частности, был броке-ридж, который существовал с начала 1990-х годов, но в основном в территориальных банках. Работал в банке и отдел доверительного управления.
Но в 2009 году было создано отдельное Управление, ориентированное на клиентские операции. Перед нами поставлены конкретные задачи, они достаточно амбициозные, потому что банк является крупнейшим в стране. Мы проанализировали существующую ситуацию с клиентским бизнесом и постарались очень четко определить, в каком направлении мы развиваемся и по брокерид-жу, и по доверительному управлению, и по ПИФам.
У нас увеличиваются ресурсы, усложняются задачи, и, если проанализировать ситуацию, окажется, что за минувший год мы сделали очень многое.
Напомню, летом 2009 года мы предложили интернет-брокеридж, летом 2010-го подключили вторую систему — QUIK. Мы планируем, что к середине 2011-го подключим основной функционал в QUIK, начнем предоставлять клиентам возможность выхода на FORTS, заниматься маржинальной торговлей. Уже сегодня свыше 10 тыс. наших клиентов подключились к услугам интернет-трейдинга.
По доверительному управлению мы тоже изменили структуру бизнеса, и сегодня наши клиенты могут выбрать одну из пяти стратегий — это акции, облигации, смешанная стратегия, акции «второго эшелона» и еврооблигации.