Научная статья на тему '\ услуга Сбербанка \ мобильное будущее'

\ услуга Сбербанка \ мобильное будущее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ услуга Сбербанка \ мобильное будущее»

Мобильное будущее

Чтобы выжить, банки должны превращаться в мобильных операторов, считает старший вице-президент Сбербанка России Виктор Орловский. О новых решениях для клиентов мобильного банкинга, созданных Сбербанком России и не имеющих аналогов в мире, он рассказал в интервью журналу «Прямые инвестиции».

Виктор

орловский,

старший вице-президент Сбербанка России

Виктория

мусорина

— разработчиков приложений для мобильного банкинга волнует тема: как сделать работу с такими приложениями удобной не только на коммуникаторах с широким экраном, но и на обычных телефонах? Ведь пока этого нет, нет и полноценного мобильного банкинга. согласны?

— Действительно, с одной стороны, пользоваться браузерными версиями мобильного банка на телефонах с маленьким экраном и без клавиатуры или touch screen неудобно (браузерная версия предусматривает выход в Интернет с мобильного телефона; touch screen — экран, управляемый движением пальца. — Ред.).

С другой стороны, телефоны очень быстро прогрессируют, и те модели, которые сегодня кажутся диковинными, завтра станут вполне обыденными и доступными по цене большому количеству покупателей.

На некоторых банковских сайтах Англии дают советы: как сэкономить электричество, как приготовить бюджетный ужин, как купить подарки родственникам. Это повышает лояльность клиентов.-

— сегодня в сША наибольшим спросом пользуются именно коммуникаторы, а не простые телефоны. не исключено, что вследствие апгрейда мобильники превратятся только в коммуникаторы и со временем достигнут такого вида, что пользоваться приложениями будет удобно на любом устройстве. на какую архитектуру делается ставка сегодня — мобильных телефонов или коммуникаторов?

— Думаю, что количество платформ для мобильных телефонов не уменьшится и монополиста на рынке не будет — за iOS и Android (самыми популярными сегодня. — Ред.) придут другие системы и компании. Коммуникатор и телефон имеют схожую функциональность, учитывая то, что большинство систем и устройств уже успешно управляются с голоса (коммуникатор понимает и выполняет голосовые команды. — Ред.). Думаю, скоро у систем появятся совершенно новые возможности, под которые компании, предоставляющие услуги (такие, как «Сбербанк ОнЛ@йн»), и будут дорабатывать свои приложения.

— Кстати о приложениях. В начале года было объявлено о создании отдельного приложения на платформе iOS для банковского клиента, то есть приложения «сбербанк онЛ@йн» (на платформе iOS разработаны, в частности, самые популярные в бизнес-среде гад-жеты от компании Apple — iPad. — Ред.). сделав это, сбербанк россии не оказался первым, а лишь встал в ряд с остальными эмитентами. Чем ваше предложение отличается от инициатив конкурентов?

— Я бы не сказал, что мы пошли по пути конкурентов. Да, такие решения действительно существуют, но вариантов реализации может быть множество, и мы, как мне кажется, нащупали собственную «дорожку». Изначально мы отталкивались от того, чтобы наш, пока не основной, но быстро развивающийся, канал коммуникаций с клиентом — Интернет — стал комфортным, простым и доступным самому широкому кругу пользователей. Потребности потребителей услуг, наших клиентов, конечно же растут с расширением возможностей устройств семейства Apple — iРhone и iPad и других конкурирующих систем. Пользователи очень быстро привыкают к дополнительной функциональности новых гаджетов (многофункциональных устройств, совмещающих функции мобильного телефона и компьютера. — Ред.), и требуют похожего сервиса от всех приложений, в том числе и банковских. Такие устройства имеют ряд особенностей и дополнительных возможностей, которые плохо реализуемы в обычных браузерах. Конечно, мы не первые, кто создал отдельное приложение для iРhone и iPad (приложения необходимы для выхода в Интернет, просмотра почты, посещения личного кабинета в банке — для осуществления переводов, оплаты счетов и других операций. — Ред .). Но мы

действительно пошли дальше, чем наши конкуренты, и взглянули на предоставляемые нам возможности несколько в другом ракурсе

— В чем именно это выразилось?

— Приложение обладает рядом особенностей и функциональности, которых нет у конкурентов. Прежде всего, это графическая визуализация выписок, остатков, оборотов по счетам, платежей и т.д. Вместо строк и таблиц вы видите графики движения средств на счете, круговые и столбиковые диаграммы и т.д.

ПАВЕЛ фОМИН

— Будет ли этот функционал эволюционировать и дальше?

— Графики можно будет агрегировать между собой. Например, работать с круговой диаграммой средств, доступных на ваших счетах, включая доступные лимиты банковских карт или исключая их. Можно будет «проваливаться» в каждую из диаграмм до конкретной транзакции (чтобы мгновенно, не выходя из основного окна, увидеть, когда была совершена транзакция, что именно было оплачено, куда переведены деньги, назначение переводов и пр. — Ред.), определенным образом классифицировать транзакции и т.д. Мы сделали диаграмму средств и остатков на счетах с временными характеристиками. Суть ее в том, что можно разбить счета по типам: депозиты с разной срочностью вклада, остатки на дебетовых счетах. Такая услуга может быть востребована для тех, кто планирует собственные накопления под какие-то конкретные покупки. Можно будет увидеть результат как на круговой, так и на столбиковой диаграмме. Помимо удобного и красивого интерфейса, приложение обладает и всем продвинутым функционалом «Сбербанка ОнЛ@йн»: можно осуществлять переводы на определенные счета, операции по заданным шаблонам, платить поставщикам, с которыми у нас есть договора, переводить деньги между своими счетами. В будущем мы встроим в приложение более продвинутый инструмент финансового планирования для наших клиентов.

— Что же предложит клиентам финансовый консультант — советы, связанные с ведением бюджета?

Приложение для 1РЬопе и iPad необходимы для выхода в Интернет, просмотра почты, посещения личного кабинета в банке - для осуществления -переводов, оплаты счетов и др.

— «Советы» мы пока только прорабатываем. Хотя это интересная тема, и не исключено, что эта возможность будет реализована в недалеком будущем. На Западе такая модель уже работает. Например, на некоторых банковских сайтах Англии посетителям, и клиентам в особенности, дают советы: как сэкономить электричество, как приготовить бюджетный ужин, как купить подарки детям и родственникам на День благодарения и уложиться при этом в некую фиксированную сумму. Конечно, подобные подсказки не являются источниками дохода для финансовой организации, такой как Сбербанк, например. Но зато повышают лояльность клиентов. В этом и заключается их предназначение.

— а каков будет функционал инструмента финансового планирования?

— Можно будет не только управлять своими средствами, но и видеть денежные потоки в определенном статистическом разрезе, контролировать их в будущем.

В Сбербанке планируют реализовать онлайн-сервис классификации транзакций по их видам: клиент всегда сможет узнать, где и когда потратил крупную сумму.

РИА-НОВОСТИ

Другими словами, если вы хотите накопить на машину, квартиру или что-то еще, консультант подскажет, где правильнее сократить расходы, какую сумму необходимо регулярно откладывать и т.д. финансовое планирование такого типа и будет реализовано в системе.

Синхронизация возможностей

— Кроме Mac OS у владельцев iPad и iPhone сегодня не менее популярна операционная система Android. Планируются ли новые решения для поклонников Android? (Mac OS Ios — операционная система, разработана компанией Apple специально для своих устройств. Android — операционная система, разработанная на «открытом» коде, то есть пользователи могут самостоятельно дописывать код или исправлять в нем ошибки. — Ред.)

— В ближайшем будущем мы значительно улучшим пользовательский интерфейс (в данном случае — способ отображения графических элементов экрана. — Ред.) «Сбербанк ОнЛ@йн» в обычном браузере, сохранив ту

«Мобильный банк» Сбербанка — комплекс услуг, предоставляемых посредством мобильной связи держателям банковских карт Сбербанка России. При помощи мобильного банка клиенты могут оперативно получать на свой телефон уведомления об операциях по карте; по запросу — информацию о лимите доступных средств и о последних пяти операциях по карте; оперативно приостановить действие карты (блокировку), например, в случае ее утраты или при подозрении на мошенничество по карте; осуществлять платежи со счета карты без явки в банк в пользу организаций, с которыми у банка имеются соответствующие договорные отношения; осуществлять перевод денежных средств с одного карточного

счета на другой; переводить средства в благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь»; получать уведомления об операциях в «Сбербанк ОнЛ@ йн» и пароли для проведения операций в «Сбербанк ОнЛ@йн»; погашать кредиты; управлять «Мобильным банком»: временно блокировать услуги «Мобильного банка», получать информацию о картах, подключенных к «Мобильному банку». Подключить «Мобильный банк» можно, обратившись в любое подразделение банка, а также через устройство самообслуживания Сбербанка России при наличии технической возможности — с использованием банковской карты и подтверждением ПИН-кодом.

функциональность, что уже есть для iPad. И далее мы будем активно развивать дополнительные сервисы, многие из которых, я надеюсь, станут для наших пользователей приятным сюрпризом.

— В каких направлениях?

— Во-первых, за счет количества поставщиков услуг. Например, появится функциональность, связанная с оплатой товаров и услуг в Интернете. В целом запланировано много направлений деятельности, но раскрывать подробности пока преждевременно. Подчеркну, что инструмент финансового планирования и графическая визуализация движения денежных потоков — находка, не только выгодно отличающая нас от наших конкурентов, но и не имеющая аналогов, как минимум, в России.

— Когда приложение для iPad появится на AppStore (интернет-магазин компании Apple)?

— Сейчас мы сертифицируем приложение, оно появится в течение нескольких недель. Скачать его с AppStore и установить на свой гаджет можно будет бесплатно. Следующее направление, которое мы хотим реализовать, — классификация транзакций по их видам, ключевым словам, типам магазинов. Причем этот сервис мы хотим сделать доступным в режиме онлайн. Вам наверняка будет интересно знать, сколько денег вы потратили за истекший месяц на еду, рестораны, развлечения, просто сняли наличными. И как это соотношение меняется с течением времени.

— И здесь тоже есть потенциал для развития функционала?

— Да, в будущем мы планируем фиксировать места совершения транзакций на карте: клиент сможет посмотреть, где произошла транзакция и что именно было оплачено. Предлагаемый интерфейс очень простой. А простота — залог красоты решения и его правильного понимания клиентом. Думаю, услуга будет востребована в первую очередь людьми, которые активно тратят средства, оплачивая покупки или расходы по карте или через Интернет.

Взгляд в будущее

— Еще одна мировая тенденция в мобильном банкинге — разработка решений для дистанционного общения с оператором. Насколько это актуально для Сбербанка России?

— Как раз сейчас подобная функция встраивается в «Сбербанк ОнЛ@йн». Скоро появится возможность решать необходимые вопросы с оператором банка при помощи чата и, возможно, звонка прямо из программы (по принципу Skype. — Ред.). Когда именно планируется запуск, говорить пока преждевременно.

— Когда можно будет воспользоваться мобильным банкингом не только для осуществления таких стандартных операций, как переводы, но и, например, для оформления кредитных заявок?

— Мы работаем над тем, чтобы кредитные заявки и подобные услуги можно получить, зайдя в стандартную версию «Сбербанк ОнЛ@йн». Со временем эта возможность будет реализована и для iРad (как для устройства, наиболее популярного в бизнес-среде. — Ред.). Использование других устройств — вопрос более отдаленного будущего.

— Какие еще варианты мобильного банкинга планирует развивать сбербанк россии?

— Мы планируем развивать несколько вариантов мобильного банка: sms-банк, мобильный банк на браузере, мобильный банк на специализированных устройствах с собственной операционной системой: iOS, Android, Blackberry.

Поиск «голубых океанов»

— один из вопросов, которым задается банковское сообщество: победит ли мобильный банкинг интернет-банкинг? Ваш прогноз?

— Это по сути один и тот же продукт — в нашем случае одна интегрированная система. Поэтому нельзя говорить о победе одного канала над другим. В недалеком будущем, возможно, появятся такие устройства, которые будет сложно отнести к какому-то определенному классу. Но говорить об этом пока сложно.

— Телеком постепенно вытесняет банки, в том числе — в технологии мобильного банкинга. К примеру, МТс планирует внедрить сим-карту

с предустановленными банковскими приложениями. Каковы шансы распространения подобного сервиса с предустановленным банковским подменю?

— На самом деле шансы довольно большие. И, на мой взгляд, конкуренция в этой области будет только обостряться. Движение в сторону расширения платежных и банковских услуг, предоставляемых мобильными операторами, — это естественный поиск «голубых океанов», свободных от конкуренции. В этом смысле мобильные операторы все больше становятся банками.

— Каковы в этой связи шансы самих банков?

— Очевидно, что банкам, чтобы выжить, нужно все больше становиться мобильными операторами. И мы уже двигаемся по этому пути. В ближайшие два-три года мы ожидаем бурного роста количества пользователей и операций. И это увеличение будет значительно превышать темпы роста самого рынка.

«Сбербанк ОНЛ@ИН» — автоматизированная система обслуживания клиентов банка через Интернет. С помощью интернет-банкинга клиенты могут осуществить следующие операции: перевод денежных средств со счета вклада или с текущего счета на другой счет, в том числе открытый в другом банке; перевод денежных средств на счета карт клиента или других физлиц; покупка и продажа иностранной валюты за счет средств на вкладе с дальнейшим зачислением на действующий счет клиента; погашение кредита за счет средств вклада; платежи со счетов карт в пользу юридических лиц, у которых заключен договор с банком; подача поручений на списание денежных средств со сче-

та по вкладу или текущего счета в бюджет и государственные внебюджетные фонды, в пользу юридических лиц. Услуга позволяет клиентам создавать шаблоны наиболее часто осуществляемых платежей и переводов, приостанавливать действие карты, получать информацию о состоянии своих вкладов, о подключенных услугах «Мобильного банка», о действующих курсах иностранных валют (евро и доллар США), а также о текущем состоянии и остатках или доступных лимитах по вкладам и картам. Согласно стратегии развития Сбербанка России, к 2014 году долю операций через удаленные каналы обслуживания в общем объеме операций планируется довести до 70%.

— Биометрические технологии — один из «голубых океанов» для любой кредитной организации банкинга. насколько интересно сбербанку россии внедрение биометрических технологий?

— Очевидно, что биометрия сегодня — это самый перспективный вид идентификации гражданина. Нет ничего проще и удобней, чем узнать клиента по сетчатке глаза, отпечатку пальца, голосу, походке и т.д. Проблема в том, что пока эти технологии еще не стали простыми, удобными, масштабируемыми и высокопроизводительными. Хотя мы уже создали уникальные технологии биоверификации по голосу, в нашем «Офисе будущего» есть устройство самообслуживания, которое узнает клиента. И все же массовое применение биометрических технологий — дело будущего. Когда это случится, они с легкостью заменят банковские карты, пароли, паспорта и многое другое, что сейчас идентифицирует гражданина.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА БИЗНЕСА

АА СОГЛАСИЕ

Ци ии СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

8(800) 200-01-01

звонки бесплатно по всей территории России

www.soglasie.ru

У 17 лет работы на страховом рынке

V Более 90 видов добровольного и обязательного страхования

V 407 региональных представительств на всей территории России

V 3000 корпоративных клиентов

V Рейтинг Эксперт РА А+ "Очень высокий уровень надежности"

V Лауреат национальной премии "Компания года 2009" в номинации "Страховая компания"

Реклама. ООО "СК "Согласив" Лицензия ФССН МФ РФ С №130777

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.