Научная статья на тему '\ услуга Сбербанка \ автокредиты на зеленой улице'

\ услуга Сбербанка \ автокредиты на зеленой улице Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ услуга Сбербанка \ автокредиты на зеленой улице»

\ УСЛУГА СБЕРБАНКА \

Автокредиты на зеленой улице

Сбербанк предлагает своим клиентам автокредит всего по двум документам. Мы беседуем с Ильей Федорченко, руководителем направления автокредитования Управления розничного кредитования Сбербанка.

— С 1 сентября в России введен утилизационный сбор на автомобили. Окажет ли это влияние на рынок автокредитования?

— Введение утилизационного сбора никак не повлияет на рынок автокредитования (единственное возможное изменение: если цены на автомобили подрастут, то сумма кредитов увеличится). Этот фактор скорее скажется на рынке подержанных автомобилей — ввозить машины с пробегом из-за границы для перепродажи станет еще более невыгодно. Таким образом, продажи будут смещаться в сторону вторичного рынка автомобилей, официально импортированных в Россию.

— Какие другие факторы обусловливают сегодня развитие рынка автокредитования и каковы прогнозы по его динамике?

— Автокредитование в наибольшей степени зависит от объема продаж новых автомобилей, на который в свою очередь влияет макроэкономическая ситуация не только в России, но и в мире. Кроме того, появляется информация о риске дефицита ликвидности. Напомню, когда банковская система переживала дефицит ликвидности (это случилось в конце 2008 года), падение объемов автокредитования составило около 65%, что сразу же отразилось на продажах автомобилей: рынок уменьшился примерно на 50%, и это ощутили все автопроизводители. Впрочем, АЕВ (Ассоциация европейского бизнеса), ежемесячно публикующая статистику продаж новых автомобилей в Европе, пока не прогнозирует падение продаж в ближайшей перспективе.

— Как известно, в августе в России было продано 258 761 новая машина — больше, чем в Германии (225 455). Таким образом, РФ стала крупнейшим в Европе автомобильным рынком. Какие прогнозы по динамике портфеля автокредитов Сбербанка вы могли бы дать на ближайшую и среднесрочную перспективу?

— На данный момент нас абсолютно устраивает динамика портфеля автокредитов. Рост объема портфеля по со-

Илья

федорченко,

руководитель

направления

автокредитования

Управления

розничного

кредитования

Сбербанка

Ольга

ЗАИКИНА

PH0T0XPRESS

стоянию на сентябрь по сравнению с началом года достиг почти 20%. Если на рынке не произойдет форс-мажора, мы ожидаем, что к концу этого года объем ссудной задолженности по автокредитам превысит отметку в 100 млрд рублей.

— Как меняется доля Сбербанка на рынке автокредитования?

— Автокредиты Сбербанк предлагал населению всегда. Однако до недавнего времени их получение оформляли в банковском офисе. А специфика этого рынка в том, что основные продажи автокредитов осуществляются через партнеров — автосалоны. Это естественно, ведь люди в первую очередь хотят купить автомобиль и только когда понимают, что денег не хватает, задумываются, где занять. Разумеется, им очень удобно, если автосалон сразу предлагает взять кредит у одного из своих банков-партнеров.

После кризиса 2008-2009 годов, в условиях, когда многие банки стали проводить агрессивную политику на рынке автокредитования, Сбербанк, ранее занимавший здесь 1 место, стал терять свою долю на рынке. И к середине прошлого года объем портфеля автокредитов сократился на 30% — до 71 млрд руб. с более чем 100 млрд. Однако банк принял комплекс мер по удержанию своих позиций на этом сегменте, в частности, запустив партнерские программы. И по итогам прошлого года сохранил за собой 1 место. За период с 01.08.2011 по 01.08.2012 портфель уже вырос более чем на 30% до 95 млрд руб., сейчас по этому показателю наша доля на рынке составляет 12,1%. Это хорошая динамика, поскольку сегмент автокредитования высококонкурентный. Топ-5 банков на этом сегменте составляют 50% рынка, при этом в первой тройке доля сопоставима, она составляет от 10 до 12,1%.

— Расскажите, пожалуйста, об упомянутых вами партнерских программах.

— Разработка технологий в рамках этих проектов началась в 2010 году, а в 2011 году они были внедрены. Сегодня в рамках программ автокредитования Сбербанк

80

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (126) 2012

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

сотрудничает более чем с 3,5 тыс. автосалонов по всей стране. Это говорит о том, что у любого официального дилера можно приобрести автомобиль, воспользовавшись кредитом Сбербанка. Наших партнеров мы делим на две группы: ключевые, для которых банк установил специальные условия, и прочие партнеры, работающие на стандартных условиях.

— Значит, если я покупаю машину у ключевого партнера, то могу получить автокредит по более низкой ставке?

— Да, в этом случае действуют пониженные ставки по кредитам.

— Насколько меньше?

— В настоящее время — на 1%.

— А каков уровень ставок по автокредитам в Сбербанке по сравнению с другими банками?

— У нас не самые низкие ставки, но мы стараемся быть «в рынке» — чтобы наше предложение было в тройке лучших.

УСЛОВИЯ КРЕДИТОВАНИЯ

ВАЛЮТА КРЕДИТА РУБЛИ РФ ДОЛЛАРЫ США ЕВРО

Минимальная сумма кредита 45 тыс. 1,4 тыс. 1 тыс.

Максимальная сумма кредита 100% стоимости приобретаемого автомобиля, из которых на оплату машины может быть направлено не более 85% ее стоимости. Оставшаяся часть кредита может быть предоставлена на страхование автомобиля. При этом максимальная сумма кредита не превышает:

5 млн руб. $150 тыс. 120 тыс. евро

Срок кредита От 3 мес. до 5 лет

Комиссия за выдачу кредита Отсутствует

Обеспечение по кредиту Залог приобретаемого автомобиля

Страхование Обязательное страхование от рисков утраты, угона и ущерба в пользу банка в течение всего срока действия кредитного договора. Стоимость страхования может быть включена в сумму получаемого кредита

Автокредит Сбербанка России предоставляется на приобретение нового или подержанного автомобиля иностранного или российского производства. При этом возраст транспортных средств на момент заключения кредитного договора не должен превышать 5 лет — для машин отечественного и китайского производства; 10 лет — для прочих иномарок.

Базовые условия

• Возможность получения кредита без подтверждения доходов и трудовой занятости (при условии внесения

первоначального взноса в размере 30% стоимости автомобиля с дополнительным оборудованием);

• отсутствие комиссий по кредиту;

• быстрое принятие решения о предоставлении займа: в течение двух часов — для клиентов, получающих зарплату на счет, открытый в банке; в иных случаях —

в течение одного-двух рабочих дней (при необходимости проверки автосалона-продавца указанный срок может быть увеличен на два рабочих дня);

• возможность выбора автомобиля

в течение 180 календарных дней с даты

принятия банком положительного решения о предоставлении кредита;

• возможность привлечения супруги (-а) в качестве созаемщика и учета совокупного дохода обоих супругов;

• возможность получения кредитной карты на выбор: неперсонализирован-ной карты моментальной выдачи Visa Credit Momentum / MasterCard Credit Momentum с лимитом до 150 000 руб. или персонализированной кредитной карты с лимитом до 200 000 руб. Кредитная карта может быть выдана после одобрения и получения автокредита.

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (126) 2012

81

Сбербанк предлагает своим клиентам две серебряных и одну золотую монеты из серии «1150-летие зарождения российской государственности».

— Кто является ключевыми партнерами Сбербанка и по каким критериям автопроизводители попадают в эту категорию?

— Это крупные производители: Hyundai, Opel, Chevrolet, Mitsubishi, KIA, LADA, Volkswagen (вся группа: Seat, Skoda, Audi). Критерии — объем продаж на рынке и желание автопроизводителя работать в партнерстве: предлагать своим покупателям автокредиты Сбербанка у себя в салонах.

— Какие новые продукты в автокредитовании для частных лиц вы можете назвать?

— Мало наладить отношения с партнерами, нужно, чтобы и предложение было конкурентным. В отношении Сбербанка бытует мнение, что для получения кредита надо собрать много документов, отстоять очередь. Мы с этим предубеждением боремся. Сегодня стоять в очереди не надо — можно оформить кредит в автосалоне. При покупке автомобиля у наших ключевых партнеров нет необходимости идти в банк. Кроме того, в этом году мы запустили новый продукт — так называемый кредит по двум документам. Теперь можно оформить заем по паспорту и еще одному документу из перечня, в который входят водительское удостоверение, загранпаспорт, свидетельство о социальном страховании (то есть документы, которые клиент чаще всего имеет при себе или хранит дома). Для того чтобы воспользоваться данным продуктом, необходимо оплатить 30% стоимости автомобиля за свой счет. Если у вас нет этой суммы — вы можете внести и меньший аванс (от 15%), но при этом придется представить документы, подтверждающие доход и трудовую занятость. При этом для клиентов, получающих зарплату на счет в Сбербанке,

у нас созданы самые комфортные условия: для по-

ft Ц

'V. ЗЕ -Jr. “" I

У стенда Московского банка Сбербанка России на Московском международном автомобильном салоне помимо традиционных банковских продуктов, связанных с тематикой выставки, посетители могли ознакомиться с предложениями Сбербанка по монетам из драгоценных металлов.

Их можно было рассмотреть на специальном ^исИ-всгееп-столе. Традиционно наибольший интерес у посетителей вызвали инвестиционные и памятные монеты. В текущем году филиалами Сбербанка России уже реализовано свыше 320 тыс. шт. таких монет.

лучения кредита достаточно оплатить 15% стоимости автомобиля, предъявив паспорт. Заявка будет рассмотрена в течение двух часов.

— Какими будут ваши следующие шаги?

— На очереди — изменение формы заключения сделки. Сейчас для получения кредита оформляется договор, который подписывается двумя сторонами — клиентом и банком. Мы внедрили следующую новацию (это первый шаг): кредитный договор можно подписывать в автосалоне, из банка его передают в сканированном виде по электронной почте. Следующий шаг — перейти на схему оферты, когда в документах присутствует только подпись клиента, а подпись представителя банка не требуется. Это в значительной степени облегчит работу с партнерами. Механизм заработает предположительно в следующем году.

— В прошлом году по случаю своего юбилея Сбербанк предлагал клиентам пониженную ставку по автокредиту. Планируются ли в ближайшее время другие бонусные предложения?

— Недавно завершены пилотные проекты в Санкт-Петербурге и Уфе — совместные акции с производителем автосигнализации ЗсИег-КИап: каждый 100-й заемщик в Уфе и каждый 200-й в Санкт-Петербурге, если он покупал автомобиль в кредит в Сбербанке, получал в подарок сигнализацию. Отзывы пришли очень позитивные и от производителя — компании «МЕГА-Ф», и от дилеров, которые участвовали в акции.

— Какие еще конкурентные преимущества имеет Сбербанк на этом рынке?

— Уникальная особенность Сбербанка связана с его большой филиальной сетью: в любом городе клиент может обратиться в отделение Сбербанка за кредитными средствами на покупку автомобиля. При этом у него есть возможность подать заявку и получить автокредит

на максимальную для него сумму, а не на конкретную машину (как в других банках). Например, заемщик хотел бы приобрести автомобиль определенной марки и подал заявку на 400 тыс. руб. Банк оформил кредит именно на эту сумму, а клиент передумал — захотел машину другой марки, и теперь ему нужен кредит в объеме 500 тыс. руб. Тогда он должен идти к другому дилеру, подавать другую заявку. В Сбербанке такого нет: рассчитывается максимальная сумма кредита для данного клиента, и он может спокойно выбирать машину.

— Что представил Сбербанк на Московском международном автосалоне в этом году?

— На Международном автосалоне был размещен стенд Сбербанка, на котором в числе других продуктов был представлен наш универсальный автокредит.

82

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 10 (126) 2012

\ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.