Научная статья на тему 'Услуга и продукт как результат труда в сфере услуг населению'

Услуга и продукт как результат труда в сфере услуг населению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4420
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛУГА / МАТЕРИАЛЬНАЯ УСЛУГА / НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ УСЛУГА / ПРОДУКТ ТРУДА / УСЛУГА В ТУРИЗМЕ / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / SERVICE / MATERIAL SERVICE / NON-MATERIAL SERVICE / LABOUR PRODUCT / SERVICE IN TOURISM / TOURIST PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарев Вадим Аркадьевич

Рассматриваются сущность услуги и трактовки понятия «услуга», что позволяет делить услуги на материальные и нематериальные. Обосновывается, что результатом труда в сфере услуг наряду с товаром «услуга» могут выступать материально-вещественные продукты, не являющиеся товаром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Product and Service as a Result of Labour in the Consumer Services Sector

The paper considers the essence of the concept “service” and its treatments; as a result, the author draws a line between material and non-material services. The author proves that providing service may result not only in the service itself, but also in producing material goods.

Текст научной работы на тему «Услуга и продукт как результат труда в сфере услуг населению»

ЛАЗАРЕВ Вадим Аркадьевич

Доктор экономических наук, профессор кафедры коммерции, логистики и экономики торговли, почетный работник высшего образования РФ

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-75 e-mail: lazerev.33@mail.ru

Услуга и продукт как результат труда в сфере услуг населению

Ключевые слова: услуга; материальная услуга; нематериальная услуга; продукт труда; услуга в туризме; туристский продукт.

Аннотация. Рассматриваются сущность услуги и трактовки понятия «услуга», что позволяет делить услуги на материальные и нематериальные. Обосновывается, что результатом труда в сфере услуг наряду с товаром «услуга» могут выступать материально-вещественные продукты, не являющиеся товаром.

Услуга - слово, прочно вошедшее в нашу повседневную жизнь, понятие, широко используемое в научных публикациях и учебной литературе, статистических изданиях и хозяйственной практике.

К. Маркс определил категорию «услуга» следующим образом: «Это выражение означает вообще не что иное, как особую потребительскую стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому труду, но особая потребительская стоимость этого труда получила здесь специфическое название „услуги“, потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности... » [1. С. 413].

Новые условия хозяйствования в нашей стране определили и новый взгляд на место услуг в жизни общества, их значение и содержание. В частности, одним из первых в отечественной практике (1988 г.) появилось следующее утверждение: «для того, чтобы быть потребительной стоимостью, продукт необязательно должен быть материальным благом. Потребительными стоимостями являются и услуги, носящие нематериальный характер» [2. С. 51].

Некоторые определения, толкования понятия «услуга» в работах отечественных и зарубежных ученых, словарях, учебниках представлены в хронологической последовательности в таблице. Более поздние издания нами не анализировались.

Некоторые трактовки понятия «услуга»

Определение Источник

Услуга - специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы и потребительская стоимость которого в отличие от вещного труда заключается в полезном эффекте живого труда Экономическая энциклопедия / науч.-ред. совет изд-ва «Экономика»: Ин-т экономики РАН; гл. ред. Л. И. Абалкин. М. : Экономика, 1999. С. 877

Услуга - это любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. 2-е изд. М. ; СПб. : Вильямс, 1999. С. 748

Services (услуги) - экономические блага, не имеющие материальной или накопляемой формы Экономика: толковый слов. : англо-рус. М. : ИНФРА-М ; Весь мир, 2000. С. 661

© Лазарев В. А., 2012

Окончание таблицы

Определение Источник

Услуга - нематериальные активы, производимые для целей сбыта Ворачек Х. О состоянии «теории маркетинга услуг» // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1. С. 99

Услуги - это неосязаемые блага, которые приобретаются, но не связаны с собственностью Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия : учеб. для вузов. М. : ИНФРА-М, 2001. С. 337

Услуга - процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия - поставщика услуги. Этот процесс направлен на решение проблем покупателями услуги Gronroos C. Service’s Management and Marketing. West Sussex, 2000. P. 46

Услуги представляют собой такие виды продукции, которые не могут быть складированы и потребляются в месте и во время их потребления Экономика США : учеб. для вузов / под ред. В. Б. Супяна. СПб. : Питер, 2003. С. 125

Не вдаваясь в глубокий анализ приведенных трактовок, можно сделать вывод, что присутствует несколько подходов к определению сущности услуги:

• услуга - это деятельность (Ф. Котлер), результаты которой могут выражаться в удовлетворении различных потребностей, в изменении качества уже созданных продуктов, предоставлении каких-либо благ; работа на заказ;

• услуга - это процесс (С. Огопгоов), который направлен на решение проблем покупателя;

• услуга - это блага (Экономика: толковый словарь; Г. Ассэль), не имеющие материальной формы;

• услуга - это продукт труда (Экономическая энциклопедия; Экономика США), который не приобретает вещной формы, нематериальные активы для целей сбыта (Х. Во-рачек).

При этом во всех случаях говорится о том, что услуга не приводит к созданию вещи, т. е. речь идет только о нематериальных услугах. Кроме того, услуга есть результат деятельности, труда, но нигде не говорится, что услуга - товар. Это подразумевается, или можно считать, что авторы разделяют точку зрения, что в отличие от материализованного товара услуга действует на состояние потребителя или других предметов либо то и другое вместе.

Однако К. Маркс выделяет два типа услуг: «Услуги ... воплощенные в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товар», разделяя таким образом услуги на материальные и нематериальные [3. С. 413].

Материальные услуги направлены на создание новой потребительской стоимости -вещи (индивидуальный пошив, индивидуальное строительство и т. п.) или на восстановление потребительских свойств уже созданной ранее вещи (товара) в ходе ремонта различных технических средств. Таким образом, объектом услуги является вещь, создаваемая или уже принадлежащая конкретному человеку.

Созданная вещь не поступает в сферу обращения для транспортировки к продавцу или заказчику, она передается последнему и одновременно оплачивается.

Услуги материальны в данном случае еще и потому, что они материализуются в новой вещи или в уже созданном ранее товаре, они воспринимаются объективно.

56 ► Известия УрГЭУ

В(41)2012

Нематериальные услуги направлены на человека, их целевая функция - удовлетворение его личных потребностей или нужд (образование, культура, медицина, безопасность и др.). Значительная их часть относится к социально значимым и воспринимается субъективно. Эти услуги определяются как потребительские (по аналогии с потребительскими товарами в розничной продаже, где они находят своего владельца -конечного покупателя).

В ходе оказания услуги осуществляется процесс ее производства, по окончании которого клиент, пассажир, пациент и т. д. оплачивает услугу, признавая тем самым ее качество и то, что она потреблена, получена. Важно, что нематериальные услуги оказываются конкретному человеку, он является предметом труда продавца (производителя) услуги.

В этом случае оборот капитала описывается формулой

Д - Т - П - Д',

т. е. за производством, минуя фазу сбыта товара, следует расчет покупателя с продавцом, иначе говоря, сразу за производством идет реализация.

Поэтому оборот капитала при производстве материальных услуг можно описать формулой, аналогичной формуле оборота капитала на промышленном предприятии, заменив в ней «Т'» - вновь созданный товар, на «У» - произведенную услугу. Ранее было отмечено, что товарная продукция в сфере услуг отсутствует.

д - Т - П - У - Д'.

Описать представленной ранее формулой процесс для нематериальных услуг невозможно, так как там производство и реализация услуги (потребление) происходят одновременно. В нашем случае имеет место разрыв во времени между производством и потреблением.

Также нужно уточнить, что использование технических средств в процессе производства нематериальных услуг (пассажирский транспорт, медицина, образование, культура и т. д.) не трансформирует услугу в материальную. Основополагающим признаком отнесения услуги к той или иной категории является объект оказания услуги, а не наличие технических средств в процессе ее производства.

Приведенные рассуждения убеждают в том, что услуга обладает свойством материализованного продукта труда - товара и сама является товаром, которому свойственны, помимо прочего, такие рыночные характеристики, как спрос, мода и др.

Вместе с тем не во всех случаях результат деятельности по оказанию услуг может оцениваться и характеризоваться как товар. В ряде случаев в результате такой деятельности появляется продукт труда - материализованные результаты труда, не являющиеся товаром [3. С. 1077]. В ряде публикаций говорится, что услугу могут оказывать вещи или человеческая деятельность [4. С. 5].

Схожее определение дается Е. П. Дятелом, утверждающим, что услуга есть результат услужения безотносительно к тому, кто или что его осуществляет - человек или любой иной предмет внешнего мира [5. С. 7].

В теории услуг в качестве их отличительных свойств называются (наряду с непостоянством качества, несохранностью и др.) непосредственный контакт производителя и потребителя, договорной характер отношений и наличие мотивации каждого из участников сделки. Как все это отнести к неодушевленным предметам - «всякое материальное явление, вещь» [6. С. 570]? Исходя из вышеизложенного, считаем, что употребление словосочетания и понятия «услуги от товаров длительного пользования» и других материальных активов и факторов неправомерно, поскольку потребитель услуги не вступает в договорные отношения с товарами длительного пользования или другими факторами. Кроме того, мы не оплачиваем деятельность этих факторов,

которая никоим образом не мотивирована, а эксплуатируем какие-то их свойства в своих интересах. Приобретая товары длительного пользования в собственность, мы не нанимаем их как рабочую силу, а приобретаем правомочия пользования, распоряжения, владения. Невозможно деятельность вещей рассматривать как осознанную и целенаправленную, поэтому в отношении товаров, земли, капитала и пр. неприменима такая категория, как «труд». Видимо, поэтому вводится в научный оборот термин «услугообразующая деятельность» - воздействие неодушевленных предметов, которое «может быть идентифицировано с процессом присвоения индивидом их полезных свойств» [5. С. 10].

Ранее мы установили, что деятельность - это занятие, работа, труд, носящие прежде всего осознанный, целенаправленный характер. Ни того, ни другого в работе механических средств, вещей нет; мы присваиваем себе возможность извлекать пользу, эксплуатируя свойства приобретенных вещей, которые куплены именно благодаря наличию этих свойств, не обеспечивающих нам услугу, а предоставляющих благо - добро, благополучие, то, что дает достаток, удовлетворяет потребности.

Эксплуатация свойств материальных факторов не может рассматриваться как услуга фактора. Например, полезные свойства земли как объекта недвижимости, имеющего территориальную принадлежность и границы, могут складываться из нескольких свойств: почва (верхний плодородный слой земли) может использоваться для выращивания овощных и других культур, разведения скота и пр.; недра - как источник добычи полезных ископаемых, воды; зона отдыха, лечения, ландшафтного туризма и др. Последнее свойство чаще всего не оплачивается, а эксплуатируется, потребляется как нечто данное природой, как благо.

Вместе с тем трудом человека в рассматриваемом секторе экономики, результатом его деятельности являются не только услуги, но и материализованный продукт труда.

В ряде публикаций продукт определяется как материально оформленная часть услуги, которая носит завершенный характер, овеществляется, например, в вещи (банковская карта, сберегательная книжка) [7. С. 208]; в других говорится, что продукт это часть услуги, форма услуги, обладающей конкретными характеристиками (цена, срок, сумма, качество) [8. С. 21]. Оба этих высказывания относятся к банковским услугам, но аналогичные явления имеют место и при производстве других услуг, т. е. это не частное, а общее явление.

Например, деятельность туроператоров и турагентов на рынке туристских услуг -целенаправленная; это процесс, растянутый во времени, который направляется и управляется для достижения желаемого результата. Оставляя в стороне экономические цели управления процессом, получаем, что он имеет своей целью создание определенных благ для туриста, их продвижение на рынке как продукта своего труда - произведенного вещественного или нематериального результата человеческого труда. Таким образом, с одной стороны, деятельность туроператоров и агентов - это услуга туристу, позволяющая ему с наименьшими затратами времени выбрать тур, согласовывая условия (время, цену, транспорт, средства размещения, режим питания и т. д.) во время путешествия. С другой стороны, что же реально покупает турист у агента или оператора?

Вступая в договорные отношения, турист рассчитывает в конечном итоге получить необходимый ему набор услуг. Фирма же предоставляет ему, как правило, еще не сами услуги, а права (гарантии) получения их в определенное время, в определенном месте от непосредственных производителей - других фирм, не имеющих прямых договорных отношений с данным туристом, но состоящих в договорных отношениях с направляющей туристской фирмой. Турист приобретает также гарантии получения определенных видов услуг со стороны самой направляющей фирмы. Совокупность этих прав отображается в путевке, которая является конечным продуктом деятельности туристской фирмы.

58 ► Известия УрГЭУ

3(41)2012

Основным продуктом, приобретаемым туристом, является надежда на комплексное обслуживание, стандартный набор услуг, продаваемый в одном «пакете» -«пэкиджтуры».

Приобретение пакета равнозначно заблаговременному приобретению билета в кино (билет - это тоже покупка надежды, что реальная услуга будет предоставлена своевременно и качественно).

Приобретаемый пакет не может рассматриваться как самостоятельный товар, поскольку не обладает всем набором свойств, о которых говорилось ранее. Он имеет себестоимость, так как его производство оператором, продвижение на рынке и т. д. связано с затратами; он имеет меновую стоимость. Выбор тура определяется сравнением затрат на него с ценой других товаров. Он имеет стоимость (цену), но она складывается из возмещения затрат оператора и агента, их прибыли и оплаты реальных услуг транспорта, средств размещения и т. д., предусмотренных в пакете. При этом пакет не имеет потребительной стоимости, поскольку сама путевка не может удовлетворить потребности туриста в отдыхе, лечении и т. п.

Реально турист оплачивает у оператора или агента не услугу, а права на ее получение, гарантии, надежду, которые нельзя отнести к категории товарной продукции, так же как билет в кинотеатр, сберегательную книжку или пластиковую карту.

Однако в данном случае есть определенная специфика, заключающаяся в том, что банки не создают, не производят сберегательные книжки и пластиковые карты, а передают их клиенту.

Туроператоры и турагенты формируют тур и создают путевку, т. е. затрачивают на ее создание труд, оплата которого входит в стоимость тура, но передают (продают) путевку не как потребительную стоимость, а как продукт своего труда и права на результаты труда поставщиков реальных услуг (перевозчика, средств размещения, предприятий питания и др.). Таким образом, цену тура можно описать формулой

Ц = Щ + С + П ,

'т 'ук то то

где ХЦук - сумма цен услуг контрагентов туроператора; Сто - себестоимость услуги туроператора; Пто - прибыль туроператора.

Таким образом, если в сфере материального производства результат труда трактуется как продукт (продукция) и как товар, т. е. понятия употребляются как синонимы, то отличительной особенностью труда в сфере услуг является трактовка его результатов, во-первых, как товара «услуга - нематериальная либо материальная»; во-вторых, как продукта, не являющегося товаром.

Источники

1. Маркс К. Капитал : в 4 т. М. : Политиздат, 1978. Т. 2.

2. Политическая экономия : учеб. для вузов / под ред. В. А. Медведева, Л. Н. Абалкина и др. М. : Политиздат, 1988.

3. Советский энциклопедический словарь. М. : Сов. энцикл., 1980.

4. Менеджмент в сфере услуг / под ред. В. Ф. Уколова. М. : Луч, 1995.

5. Дятел Е. П. Маржинальная сущность услуги // Изв. Урал. гос. экон. ун-та. 2010. № 2 (28).

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М. : Рус. яз., 1992.

7. Банки и банковское дело : учеб. для вузов / под ред. Н. Т. Балабанова. 2-е изд. СПб., 2001.

8. Осиповская А. В. Розничные банковские услуги и их развитие в России : дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.