УДК 656.2
Е. Д. Псеровская, А. С. Ким
Услуга «грузовой экспресс» как способ повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта
Поступила 21.02.2020
Рецензирование 05.03.2020 Принята к печати 19.03.2020
Снижение объемов перевозок высокодоходных грузов железнодорожным транспортом обусловлено снижением его конкурентоспособности на транспортном рынке. Для формирования конкурентных преимуществ ОАО «РЖД» требуется разработка мер по повышению качества оказываемых услуг и уровня обслуживания клиентов.
Среди основных направлений развития перевозочного и логистического бизнес-блока, согласно Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года, выделяется необходимость увеличения скоростей доставки грузов с целью привлечения на железнодорожный транспорт высокодоходных и транзитных грузопотоков.
В статье рассматривается возможность привлечения грузопотока за счет применения различных технологий по ускорению продвижения вагонов. Для этого проведен сравнительный анализ существующих способов ускорения доставки грузов, выявлены их достоинства и недостатки.
Большое внимание было уделено изучению технологии доставки грузов посредством услуги «грузовой экспресс», в ходе которого была выявлена необходимость совершенствования услуги для повышения ее привлекательности и заинтересованности клиентов в ее применении.
В качестве решения предлагается использовать остановки в пути следования поезда для обмена вагонами или группами вагонов с целью привлечения к перевозке в грузовых поездах с применением услуги «грузовой экспресс» клиентов с других железных дорог, а также увеличения экономической выгоды от проследования данного поезда по заданному маршруту. Для оценки эффективности предлагаемого решения был рассчитан доход компании ОАО «рЖд», получаемый от обмена вагонами грузового экспресса в пути следования при различных комбинациях количества отцепляемых и прицепляемых вагонов с оплатой или без оплаты услуги «грузовой экспресс». Также была рассчитана расходная составляющая по операциям перевозочного процесса ускоренного поезда с учетом остановки на станции в пути следования для отцепки/прицепки групп вагонов. По результатам сопоставления полученных данных сделан вывод о целесообразности применения технологии доставки груза с использованием услуги «грузовой экспресс».
Ключевые слова: грузовой экспресс, ускорение доставки груза, высокодоходный груз, конкурентоспособность, грузопоток, услуга, перевозка по расписанию.
В последние годы автомобильный и трубопроводный виды транспорта усилили свои позиции в конкуренции относительно железнодорожных перевозок. В итоге РЖД теряет высокодоходные грузы, компенсируя недостачу главным образом за счет перевозки низкодоходных «сырьевых» грузов. В качестве примера можно привести уменьшение объема перевозки по железной дороге нефти и нефтепродуктов (в связи с переходом на трубопроводный транспорт) и параллельный рост объемов перевозки каменного угля в 2019 г. [1].
Решение данной проблемы возможно при формировании конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта перед автомобильным или трубопроводным. Сокращение срока доставки груза за счет ускорения продвижения вагонов в пути следования - один из наиболее широко применяемых способов повышения
привлекательности железнодорожного транспорта. Продолжительный нормативный срок доставки грузов железнодорожным транспортом, по сравнению с автомобильным, возможно сократить за счет применения различных технологий ускорения продвижения грузов. Анализ существующих способов ускорения доставки грузов при перевозке железнодорожным транспортом представлен в табл. 1.
Среди отправителей средне- и высокодоходных грузов большей популярностью пользуются:
1) услуга доставки в ускоренном контейнерном поезде за счет широкой номенклатуры перевозимых грузов, максимально возможного сокращения срока доставки при сохранении разумной платы за ускорение и удобство перегрузки в странах с другой шириной колеи при перевозке в международном сообщении;
Таблица 1
Характеристика способов ускорения продвижения грузов железнодорожным транспортом [2]
Способ ускорения Достоинства Недостатки
Маршрутизация перевозок Сокращение срока доставки почти в два раза. Скидка на тариф для грузовладельца. Ускорение оборота вагона. Сокращение затрат за счет уменьшения количества переработок на технических станциях Необходимость наличия крупной партии однородного груза для отправки. Отсутствие приоритета в пропуске относительно других грузовых поездов
Перевозка в вагонах почтово-багажных поездов Имеют приоритет в пропуске по сравнению с другими поездами, за счет чего срок доставки сокращается на 80 %. Высокая частота отправок и строгое соблюдение сроков доставки Отсутствие на пассажирских станциях достаточного оснащения для осуществления погрузки и выгрузки грузов. Дефицит количества багажных вагонов
Организация контрейлерных перевозок По приоритету в графике движения грузовых поездов уступают лишь контейнерным поездам. Сокращение времени на погрузо-разгрузочные работы. Доставка грузов «от двери до двери» На массу контрейлера приходится 20-30 % от массы перевозимого груза
Движение по расписанию и твердым ниткам графика Повышение надежности тягового обеспечения. Снижение внутрисуточной неравномерности грузового движения. Сокращение потребного количества вагонов. Повышение точности работы погрузо-разгрузоч-ных пунктов Наличие рисков несоблюдения сроков доставки из-за трудностей в работе различных служб, обеспечивающих продвижение поезда. Сложность регулирования процесса доставки на других железных дорогах
Перевозка в ускоренном контейнерном поезде Приоритет в пропуске по сравнению с остальными грузовыми поездами. Ускоренная обработка в пунктах отправления и назначения с отсутствием промежуточных сортировок. Сокращение времени на погрузку/выгрузку Продолжительное время накопления на отправку
Применение скоростных сервисов Сокращение срока доставки почти в два раза. Ускорение оборота вагона. Сокращение затрат за счет уменьшения количества переработок на технических станциях. Перевозки любой партии груза в количестве от одного вагона Нет приоритета перед контейнерными и контрейлерными поездами при пропуске. Сложность регулирования процесса доставки на других железных дорогах
2) перевозка с применением специальных сервисов по ускоренной доставке грузов («грузовой экспресс», «зерновой экспресс», «холодный экспресс»); среди основных причин выбора данного способа - возможность перевозки любых грузов в любом типе подвижного состава, включение в состав грузового поезда любого количества вагонов с грузом клиента (начиная от одного), оплата услуги производится лишь по факту ее выполнения, что исключает взыскание с клиентов платежей за некачественно оказанную услугу.
Однако если перевозка в ускоренных контейнерных поездах используется довольно широко (компаниями ПАО «Трансконтейнер», «Евросиб», ОАО «РЖД», АО «РЖД Ло-
гистика», ООО «Транзит»), то ускоренные сервисы не так популярны среди клиентов. На примере услуги «грузовой экспресс» рассмотрим, почему сложилась такая ситуация.
Технология доставки грузов посредством услуги «грузовой экспресс» применяется на Российских железных дорогах с 2013 г. Ее появление на железнодорожном рынке обусловлено необходимостью создания конкурентных преимуществ по отношению к автотранспорту [3].
Услуга «грузовой экспресс» позволяет сократить срок доставки грузов за счет исключения операций по переработке (расформированию, формированию) составов на технических станциях. Кроме того, грузовой экспресс
эксплуатируется на удлиненных плечах обслуживания, что также позволяет увеличить участковую скорость.
Преимуществом данной услуги является то, что к отправке грузовым экспрессом [4] принимаются грузы любого рода в любом подвижном составе. Чаще всего перевозят зерно, грузы в контейнерах и различные сборные грузы. Остальная часть перевозимых грузов -в основном продовольственные товары.
Широко доступна клиентам услуга стала в 2016 г. Тогда же был утвержден «Типовой технологический процесс организации доставки грузов с использованием услуги "Грузовой экспресс"». Данный документ устанавливает требования к технологии ускоренной доставки грузов железнодорожным транспортом, а также порядок взаимодействия участников перевозочного процесса в рамках оказания услуги «грузовой экспресс» [5].
Сегодня доставка грузов грузовыми экспрессами осуществляется по 39 направлениям перевозки. Наиболее успешно услуга реализуется на полигонах Северной, Октябрьской и Московской железных дорог [6]. На ЗападноСибирской железной дороге грузовой экспресс формируется на четырех железнодорожных станциях. Кроме того, на станциях Алтайского края и Омской области формируется зерновой экспресс. На станциях Восточного полигона [7] формируется восемь грузовых экспрессов назначением преимущественно на пограничные и припортовые станции.
Для оценки удовлетворенности качеством предоставляемой услуги «грузовой экспресс» среди клиентов Западно-Сибирского ТЦФТО было проведено анкетирование, цель которого -выявление слабых сторон данной услуги. На
основе анкет определена оценка удовлетворенности качеством обслуживания и сделаны выводы:
1. В конкуренции с ускоренными контейнерными поездами грузовые экспрессы пока занимают более слабую позицию, что обусловлено неоспоримыми преимуществами первых.
2. Для повышения востребованности услуги «грузовой экспресс» необходимо работать не только с грузовладельцами, но и с собственниками подвижного состава, которые в большинстве заинтересованы в сокращении срока оборота вагонов.
3. Для увеличения конечной прибыли от применения услуги «грузовой экспресс» и привлечения новых грузовладельцев к ее использованию необходимо также отправлять в составе поезда вагоны с оплатой услуги до попутных технических станций, на которых поезд будет останавливаться для проведения технических операций, и совершать обмен этих вагонов на другие, следующие до другой попутной станции или до станции назначения. Это может заинтересовать клиентов с других железных дорог, а также увеличить объемы отправления грузов и, следовательно, частоту их отправления.
Рассмотрим организацию следования грузового экспресса с остановками в пути для обмена вагонами на действующем маршруте Новосибирск - Хабаровск (рис. 1). Данный маршрут проходит, помимо железных дорог отправления и назначения - Западно-Сибирской и Дальневосточной, через три железные дороги - Красноярскую, Восточно-Сибирскую и Забайкальскую. Расстояние перевозки составляет 5 206 км.
Нормативный срок доставки груза по данному маршруту - 16 сут, грузовым экспрес-
Рис. 1. Маршрут движения грузового экспресса Новосибирск - Хабаровск
сом - 8 сут. Норма веса и длины на направлении - 71 усл. ваг.
Для примера рассмотрим две станции с транзитных железных дорог в качестве пунктов для остановки поезда и обмена вагонами - Иркутск-Сортировочный и Чита I. Выбор станции обусловлен следующими причинами. Во-первых, они располагаются в крупных административно-промышленных центрах с большим объемом производства и потребления, во-вторых, на станциях располагаются пункты технического обслуживания локомотивов для проведения ТО-2, а также производятся смены локомотивной бригады и локомотива в связи с окончанием участка обращения. Назначение и характер работы станций позволяют выполнять на свободных путях накопление вагонов для обмена и осуществлять операции по их перецепке в составе грузового экспресса.
Во время остановки грузового экспресса на станциях Иркутск-Сортировочный и Чита I для выполнения необходимых технических операций возможно произвести отцепку от состава вагонов, следующих до этих станций, и прицепить вагоны назначением на конечную станцию следования экспресса. При этом комбинации по количеству вагонов с оплатой услуги «грузовой экспресс» могут быть различными как в отцепляемой и прицепляемой группах, так и в «ядре» состава, следующем от станции формирования до станции назначения.
Для принятия решения о целесообразности проведения обмена вагонами на станциях необходимо проверить условие: доход от прицепляемого на станции вагона или группы вагонов должен превышать затраты на остановку и перецепку вагонов на этой станции [8]. При этом на станциях могут отцепляться и прицепляться вагоны как с оплатой, так и без оплаты услуги «грузовой экспресс», по аналогии с примером, приведенным на рис. 2.
Количество отцепляемых и прицепляемых вагонов на станции остановки не должно нарушать нормы веса и длины на направлении:
< + N = Nпp ± К + N0 ± К = N; ±К ± к2 = 0,
где ±к , ±к2 - прицепленные (+) или отцепленные (-) вагоны с оплатой и без оплаты услуги «грузовой экспресс» соответственно.
Несколько возможных комбинаций из вагонов с оплатой и без оплаты услуги «грузовой экспресс» при осуществлении обмена вагонами на станции И приведено в табл. 2. Для одной станции остановки количество комбинаций равно 13. При этом в каждой комбинации есть множество вариантов изменения итоговой стоимости услуги, число вариантов зависит от изменения количества вагонов с оплатой и без оплаты услуги «грузовой экспресс». Например, в комбинации 1 (см. табл. 2) при условии, что состав состоит из «оплаченных» и «неоплаченных» вагонов, а минимальное количество вагонов этих категорий равно 1, число возможных вариантов равно 70. Для комбинации 2 число возможных вариантов составляет 2 415, а для комбинации 3 - 2 346 лишь для случая, когда «ядро» равно одному вагону, и т. д. Эффективность остановки определяется после сопоставления доходов от реализации услуги «грузовой экспресс» при осуществлении обмена вагонами и расходов по операциям перевозочного процесса ускоренного поезда, с учетом остановки на станции в пути следования для отцепки/прицепки групп вагонов, по рассматриваемым вариантам.
На примере конкретного груза проанализируем, как изменится доход компании ОАО «РЖД» от проследования грузового экспресса по маршруту Новосибирск - Хабаровск с остановками для обмена вагонами на станциях Иркутск-Сортировочный и Чита I. В качестве пере-
Рис. 2. Обмен вагонами в пути следования грузового экспресса на станции остановки И: Н - Новосибирск (станция отправления - Инская); И - Иркутск-Сортировочный; Х - Хабаровск II; Мпр - вагоны без оплаты услуги «грузовой экспресс»; - вагоны с оплатой услуги; N - норма веса
и длины на направлении
Таблица 2
Варианты обмена вагонами на станции остановки И
Комбинация отцепляемых и прицепляемых вагонов 1. Отцепляются все вагоны без оплаты услуги «Грузовой экспресс» (неоплаченные) и вместо них прицепляются вагоны с оплатой услуги «Грузовой экспресс» (оплаченные)_
Схема
Интервалы изменения количества вагонов ^с 6 [1; 70],
^пр = ^ =
= ^б[70; 1]
2. Отцепляется часть неоплаченных вагонов и вместо них прицепляются оплаченные
3. Отцепляется часть оплаченных вагонов и вместо них прицепляются неоплаченные и оплаченные
^с 6 [1; 69], ^пр 6 [2; 70], ^ 6 [1; 69], /с? = /с-1
^ 6 [3; 70],
^пр 6 [1; 68], ^ 6 [1; 68], кг 6 [2; 69]
возимого груза выступает зерно (пшеница). Для перевозки пшеницы принят хоппер-зерновоз.
Доход для компании ОАО «РЖД» складывается из тарифа на перевозку груза и ставки договорного сбора за оказание услуги «грузовой экспресс».
На основании исходных данных и рассчитанного расстояния перевозки при помощи программы Rail-Тариф рассчитана провозная плата для принятого груза (табл. 3). Ставки договорного сбора определены при помощи калькуляции, учитывающей трудозатраты работников железнодорожного транспорта по подборке вагонов на путях станции, затраты на маневровую работу локомотива и затраты, связанные с
Данные для расчета дохода к<
нахождением подвижного состава на путях общего пользования (см. табл. 3).
Расходы для компании ОАО «РЖД» складываются из затрат на операции перевозочного процесса ускоренного поезда с учетом остановок в пути следования на станциях Иркутск-Сортировочный и Чита I и затрат на операции по отцепке/прицепке групп вагонов.
Расчет расходов на остановку поезда представлен в табл. 4. В качестве примера проведен расчет для железнодорожных участков с электровозной тягой. Расчет величин измерителей расходов выполнялся на основании среднесетевых данных для типовой схемы сортировочной станции.
Таблица 3
ании ОАО «РЖД» на один вагон
Маршрут Провозная плата, р. Сбор за услугу «грузовой экспресс», р.
Новосибирск - Хабаровск 124 461,6 4 320
Новосибирск - Иркутск 84 948,0 2 880
Новосибирск - Чита I 97 059,6 3 360
Иркутск - Хабаровск 102 468,0 4 244
Чита I - Хабаровск 92 144,4 2 743
Иркутск - Чита I 55 414,8 1 954
Таблица 4
Расчет расходов, связанных с одной остановкой грузового поезда (электровозная тяга)
Измеритель Расходная ставка, р. Формула для расчета измерителя Величина измерителя Расходы, р.
Электровозо-кило-метры 54,99 /рУбщ + ручл) 1,5 —.—'-г = 0,0426 60(1 + 0,705) , 2,34
Электровозо -часы 877,42 ^а+вучл) 0,04260 37,38
Бригадо-часы электровозных бригад 1 397,15 1,5 — •1,6 = 0,04 60 ' ' 55,89
Расход электроэнергии, кВт-ч 2,56 Формула (1) 259,56 664,47
Итого - - - 991,74
Таблица 5
Расчет расходов по операциям перевозочного процесса ускоренного поезда при электровозной
тяге на 1 000 т-км
Измеритель Расходы, р.
Начально-конечные операции 173,62
Движенческие операции: зависящие расходы по операциям движения условно-постоянные расходы 235,9 115,827 120,07
Всего расходов на 1 000 т-км нетто 409,52
Себестоимость 10 т-км 4,095
Рассчитаем расход электроэнергии на одну остановку:
Э =
з,8(6бр + Рл К2 а-км -'о6+¿р-зРу; ар 60
(1)
где QбV = 6 000 т - масса поезда брутто; Рл = 276 т - масса локомотива; Vx = 52 км/ч -ходовая скорость движения поезда; ат-км = = 3,9 кВт-ч - норма расхода электроэнергии на 1 т-км механической работы локомотива; ¿р-з = 1,5 мин - время на разгон и замедление поезда; ру!л = 0,705 - отношение времени простоя локомотивов в основном и оборотном депо ко времени нахождения локомотивов на участке; а^ = 152,346 кВт-ч - норма расхода электроэнергии на 1 ч простоя локомотива.
Расход электроэнергии на одну остановку грузового поезда при Vx = 52 км/ч составил:
Э = (3,8(6 000 + 276) - 522 - 3,9 -10~6 +
+1,5 - 0,705 -152,346 - 3) /60 = 259,56 кВт-ч.
Расчет себестоимости грузовых перевозок в ускоренном поезде проводился методом расходных ставок [9]. Расчет эксплуатационных расходов на пропуск ускоренных грузовых поездов (для пары поездов в год с учетом остановки на опорной станции для отцепки/прицепки групп вагонов) приведен в табл. 5.
Рассмотрим на примере комбинаций из табл. 2 конкретные случаи перецепки вагонов на станциях остановки (табл. 6, 7).
Количество отцепляемых вагонов на станциях остановки может меняться в пределах 43 ваг. при заданном ядре 28 ваг.
Доход ОАО «РЖД» для данного варианта составляет 10 286,0 тыс. р., из которых
Таблица 6
Перецепка вагонов на станции остановки на примере комбинации 1
Ядро* Отцепка на ст. Иркутск-Сортировочный Отцепка на ст. Чита I Прицепка на ст. Иркутск-Сортировочный Прицепка на ст. Чита I
28 25 18 25 18
* Здесь и в табл. 7: вагоны, следующие от опорной станции до станции расформирования. Таблица 7 Перецепка вагонов на станции остановки на примере комбинации 2
Ядро Отцепка на ст. Иркутск-Сортировочный Отцепка на ст. Чита I Прицепка на ст. Иркутск-Сортировочный Прицепка на ст. Чита I
35 14 12 14 12
10 009,6 тыс. р. - тариф на перевозку и 276,4 тыс. р. сбор за услугу «грузовой экспресс». Расходы на перевозку и остановку -
8 629,0 тыс. р.
Динамика изменения дохода ОАО «РЖД» за вычетом расходов при ядре 28 ваг. и изменении количества отцепляемых вагонов от 1 до 43 на каждой станции остановки отражена на графике (рис. 3).
Количество отцепляемых вагонов на станциях остановки может меняться в пределах 35.
Доход ОАО «РЖД» для данного варианта составляет 9 494,0 тыс. р., из которых
9 250,4 тыс. р. - тариф на перевозку и
243,5 тыс. р. - сбор за услугу «грузовой экспресс». Расходы на перевозку и остановку -8 629,0 тыс. р.
Динамика изменения дохода ОАО «РЖД» за вычетом расходов при ядре 35 ваг. и изменении количества отцепляемых вагонов по ст. Чита I от 1 до 12 и по ст. Иркутск-Сортировочный от 1 до 14 отражена на графике (рис. 4).
Как видно из представленных графиков (см. рис. 3, 4), при рассмотренном количестве вагонов в ядре и группах, прицепляемых на станциях в пути следования, доходы, получаемые железной дорогой от предоставления услуги «грузовой экспресс», увеличиваются.
3232 3230
и
£ 3228 ЕЕ 3226 §■ 3224 ,5 3222 I 3220
СО
£ 3218 ш
* 3216 с!
§ 3214 ■=1 3212
ч™ 42 39 36 33 30 27 24 21 18 15 12 9 6 3 Ирку»; [ортгаячн™ 1 4 7 10 13 16 19 22 25 28 31 34 37 40 Количество вагонов с оплатой услуги «Грузовой экспресс», прицепленных
на станциях остановки
Рис. 3. Динамика дохода ОАО «РЖД» при изменении количества перецепляемых вагонов
(ядро - 28 ваг.)
1000
ср
и
о о
С!
о н
т
Ш ^
си
X с! о х о
500
-500
1000
1500
-2000
Изменение количества перецепляемых вагонов по станции Чита I
Изменение количества перецепляемых вагонов по станции Иркутск-Сортировочный
Количество вагонов с оплатой услуги «Грузовой экспресс», прицепленных
на станциях остановки
Рис. 4. Динамика дохода ОАО «РЖД» при изменении количества перецепляемых вагонов
(ядро - 35 ваг.)
0
Однако следует учитывать, что остановка становится экономически целесообразной только в том случае, когда доход от прицепки вагонов превышает затраты ОАО «РЖД» на остановку и операции по перецепке вагонов.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности применения технологии обмена вагонами на станциях остановки в пути следования грузо-
вого экспресса, так как она позволяет получить экономическую выгоду ОАО «РЖД», а также повысить привлекательность услуги для клиентов в результате увеличения количества пунктов назначения и отправления для ускоренной доставки грузов. Привлечение дополнительных грузопотоков позволит увеличить периодичность отправления грузовых экспрессов, что положительно повлияет на спрос данной услуги.
Библиографический список
1. Предпринимательство. Транспорт // Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт. URL: https://www.gks.ru/folder/23455 (дата обращения: 29.01.2020).
2. Прокофьев М. Н. Совершенствование технологии ускоренных грузовых перевозок железнодорожным транспортом : дис. ... канд. техн. наук : 05.22.08 / Прокофьев Михаил Николаевич. М., 2017. 213 с.
3. Псеровская Е. Д., Бакенов И. М., Балаганская А. С. Логистика грузовых перевозок на Восточном направлении // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты : сб. ст. студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Пермь, 2017. С. 20-23.
4. Ким А. С., Псеровская Е. Д. Исследование потребительского спроса при формировании пакета транспортных услуг // Вестник транспорта Поволжья. 2019. № 5 (77). С. 77-85.
5. Об утверждении «Типового технологического процесса организации доставки грузов с использованием услуги «Грузовой экспресс» : распоряжение ОАО «РЖД» от 30.12.2016 № 2817р. URL: http://docs.cntd.ru/document/456060281 (дата обращения: 07.02.2020).
6. Колесников С. М. Организация перевозок грузов по расписанию // Бюллетень объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2017. № 5-6. С. 60-65.
7. Псеровская Е. Д., Балаганская А. С., Кагадий К. Л. Исследование спроса на ускоренную доставку груза в направлении Дальнего Востока // Инновационные факторы развития транспорта. Теория и практика : материалы науч.-практ. конф. Новосибирск, 2018. С. 107-112.
8. Псеровская Е. Д., Ким А. С., Кузьмина О. А. Повышение эффективности услуги по ускоренной доставке грузов в направлении Дальнего Востока // Транспорт Урала. 2019. № 2 (61). С. 32-37.
9. Издержки и себестоимость железнодорожных перевозок / Н. Г. Смехова, Ю. Н. Кожевников, Д. А. Мачерет [и др.]. М. : УМЦ ЖДТ, 2015. 472 с.
E. D. Pserovskaya, A. S. Kim
Application of Hot Shot Service as a Way to Increase Competitiveness of Railway Transport
Abstract. Decrease in volumes of highly remunerative cargoes transportations by railway transportation is caused by decrease in its competitiveness in the transport market. For formation of competitive advantages of Russian Railways development of measures on improvement of quality of rendered services and a degree of client service is required.
Among the basic directions of progress transportation and logistical business-block of holding Russian Railways is allocated an indispensability of cargo delivery speed increase, progresses of transportation technology under the schedule with objective of attraction for a railway transportation of highly remunerative and transit freight traffics.
In the article the possibility of freight traffic attraction from other types of transport on railway due to application of various technologies on acceleration of car promotion is considered. For this purpose existing ways of cargo delivery acceleration have been studied, their comparative analysis is lead and merits and demerits of each way are revealed.
The great attention has been given to studying the technology of cargo delivery with application of a Hot Shot service during which the indispensability of service perfection for increase of appeal and interest of clients in its application has been revealed.
As the decision it is offered to use stops along the line trains for an exchange of cars or groups of cars with objective of attraction to transportation in cargo trains with application of a Hot Shot service clients from other railways, as well as increases of an economic gain from passing the given train on the set route. For an assessment of the offered decision efficiency the income of Russian Railways, received from a car exchange of a Hot Shot service has been calculated along the line at various combinations of quantity of unhooked and fastened cars with
or without fee car a Hot Shot service. Also on operations of transportation process of the accelerated train in view of a stop the account component has been calculated on stations along the line for uncoupling / hitching groups of cars. By results of comparison of the received data it is drawn a conclusion on expediency of such technology application on delivery a cargo with use of a Hot Shot service.
Key words: hot shot; acceleration of delivery of a cargo; a highly remunerative cargo; competitiveness; goods traffic; service; transportation under the schedule.
Псеровская Елена Дмитриевна - кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав» СГУПС. E-mail: [email protected]
Ким Анастасия Сергеевна - аспирант кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав» СГУПС. E-mail: [email protected]