Научная статья на тему 'Условные обозначения и символы в проектировании'

Условные обозначения и символы в проектировании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1468
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / COMPUTER PROGRAMS / ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ / ЧЕРТЕЖНЫЕ СИМВОЛЫ / DRAFTING SYMBOLS / DESIGNING / CONVENTIONAL SIGNS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиев Имаш Адыширин Оглы

В статье комментируются возможности применения компьютерных программ в дизайн-проектировании. Представлены некоторые проблема: в использовании условных обозначений по инженерной графике и выдвигается комплекс предложений по их решению. Применение компьютеров при выполнении самых обычных чертежей и эскизов эффективно по многим аспектам. Для архитектурно-проектных работ существуют особые программы (AutoCAD, ArchiCAD и др.), с которыми могут работать только специалисты-профессионалы. К тому же для выполнения чертежа не сложной детали нет необходимости загружать такие программы в компьютер. В часто используемых программах для выполнения чертежных операций применяются специальные линии и обозначения, которые, однако, не соответствуют формам и размерам стандартных образцов, представленных в учебниках и других методических пособиях. Некоторые условные обозначения, в особенности условные знаки, отображающие схемы, вообще отсутствуют. Учитывая все это, мы считаем, что в Microsoft Office, Corel Draw и других программах, используемых в массовом порядке, необходимо создать раздел под названием «Чертежные символы условные обозначения». В таком случае эти символы могут быть широко использованы при инженерно-проектных и других графических работах, а также в учебном процессе. Размещение несложных программ в соответствующем порядке по разделам, а также применение их в учебном курсе по черчению в высших учебных заведениях будет иметь значение, потому что не все ученики и студенты, выполняющие простые чертежи и проекты, могут пользоваться сложными программами. В статье условные обозначения и символы, которые необходимо разместить в программах, показаны в системном порядке согласно структурной последовательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVENTIONAL SYMBOLS IN DESIGNING

This scholarly article deals with the opportunities to apply computer programs in designing. Attention is given to some problems that arise while using engineering graphical symbols and a variety of solutions is provided. There is no doubt about efficiency of computer-aided design and drafting. There are special architectural software applications, such as AutoCads, ArchiCad, etc., with which only experts can work. And there is no need to load such sophisticated programs into the computer to draw a simple detail. Special symbols are used in popular drawing programs, but they do not conform to samples of a standard form and size given in textbooks and other guides. Some conventional signs, especially those representing diagrams do not exist. Taking into account all the mentioned above, the author suggests that a section of drafting symbols and conventional signs should be created in Microsoft Office, Corel Draw and other popular programs. In this case these symbols can be widely used in engineering and designing as well as in teaching process. The appropriate installation of unsophisticated programs, at the same time their application in teaching Drawing at higher education institutions will be useful, because not all pupils and students doing drafts and projects can deal with sophisticated programs. In the article conventional symbols to be installed into a program are shown in a systematic way according to a structural sequence.

Текст научной работы на тему «Условные обозначения и символы в проектировании»

И.А. Гаджиев, e-mail: imash.hajiyev@mail.ru УДК 744

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СИМВОЛЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ

Аннотация

В статье комментируются возможности применения компьютерных программ в дизайн-проектировании. Представлены некоторые проблемы в использовании условных обозначений по инженерной графике и выдвигается комплекс предложений по их решению.

Применение компьютеров при выполнении самых обычных чертежей и эскизов эффективно по многим аспектам. Для архитектурно-проектных работ существуют особые программы (AutoCAD, ArchiCAD и др.), с которыми могут работать только специалисты-профессионалы. К тому же для выполнения чертежа не сложной детали нет необходимости загружать такие программы в компьютер. В часто используемых программах для выполнения чертежных операций применяются специальные линии и обозначения, которые, однако, не соответствуют формам и размерам стандартных образцов, представленных в учебниках и других методических пособиях. Некоторые условные обозначения, в особенности условные знаки, отображающие схемы, вообще отсутствуют. Учитывая все это, мы считаем, что в Microsoft Office, Corel Draw и других программах, используемых в массовом порядке, необходимо создать раздел под названием «Чертежные символы — условные обозначения». В таком случае эти символы могут быть широко использованы при инженерно-проектных и других графических работах, а также в учебном процессе.

Размещение несложных программ в соответствующем порядке по разделам, а также применение их в учебном курсе по черчению в высших учебных заведениях будет иметь значение, потому что не все ученики и студенты, выполняющие простые чертежи и проекты, могут пользоваться сложными программами.

В статье условные обозначения и символы, которые необходимо разместить в программах, показаны в системном порядке согласно структурной последовательности.

Ключевые слова: компьютерные программы, дизайн-проектирование, условные обозначения, чертежные символы

Imash A. Hajiyev

CONVENTIONAL SYMBOLS IN DESIGNING

Abstract

This scholarly article deals with the opportunities to apply computer programs in designing. Attention is given to some problems that arise while using engineering graphical symbols and a variety of solutions is provided.

There is no doubt about efficiency of computer-aided design and drafting. There are special architectural software applications, such as AutoCad, ArchiCad, etc., with which only experts can work. And there is no need to load such sophisticated programs into the computer to draw a simple detail. Special symbols are used in popular drawing programs, but they do not conform to samples of a standard form and size given in textbooks and other guides. Some conventional signs, especially those representing diagrams do not exist. Taking into account all the mentioned above, the author suggests that a section of drafting symbols and conventional signs should be created in Microsoft Office, Corel Draw and other popular programs. In this case these symbols can be widely used in engineering and designing as well as in teaching process.

The appropriate installation of unsophisticated programs, at the same time their application in teaching Drawing at higher education institutions will be useful, because not all pupils and students doing drafts and projects can deal with sophisticated programs.

In the article conventional symbols to be installed into a program are shown in a systematic way according to a structural sequence.

Key words: computer programmes, designing, conventional signs, drafting symbols

©Гаджиев И.А., 2014

В связи с интенсивностью обмена информацией в условиях глобализации и достижением цивилизацией высокого технического уровня развития наш век характеризи-руется как век техники, а также информации. Роль компьютера в научно-технических достижениях в различных областях, продолжительном развитии достигнутых успехов несомненна. Возможности компьютера широко используются в различных областях науки, в т.ч. в промышленности, быту и т.д.

Тем не менее, возникающие на основе общих закономерностей научно-технического развития требования со временем создают проблему необходимости создания сложных и интеллектуальных автоматических систем. В зависимости от уровня этапа развития общества эта проблема всегда сохраняет свою актуальность.

В дизайне при выполнении художественно-технического проектирования различных чертежей наряду с промышленной графикой широко используются возможности инженерной графики. Эта довольно сложная область творчества, представляя особое значение в социально-культурном развитии общества, а также в формировании технической культуры, на протяжении многих лет обогащалась различными методами и средствами [6].

Сегодня использование инженерной (компьютерной) графики в проектировании осуществляется на основе различных программ. Этот процесс обеспечивает пространственный вид изображения и более точное выполнение чертежей в краткие сроки. Вместе с тем, следует отметить, что в существующих программах, наряду с вышесказанными положительными качествами, имеются также много проблем, которых необходимо решать.

Как известно, создание промышленных объектов, а также изделий и оборудования, производимых в промышленности, основано на эскиз-чертежах, проектах, в т.ч. художественных проектах конструкторов-дизайнеров. Естественно, на крупных промышленных объектах создается эскиз образца изделия, подразумеваемого дизайнерами, трудящимися в бюро и отделах конструирования и проектирования. Затем рабочий чер-

теж выполняется на основе определенных стандартом форматов А4, АЗ, А2 и т.д. Этот графический документ просматривается на различных уровнях и направляется в соответствующую структуру для изготовления изделия.

Известно, что в свое время на многих существующих в республике предприятиях широко использовались чертежные работы, дизайн-проектирование, иногда в качестве шаблонов — прежние эскиз-образцы. Например, в свое время на Сумгаитском комбинате полимерных строительных материалов на основе старого ассортимента советского периода с перерывами производился декоративный линолеум, потому что создание новых эскизов было связано как с материально-техническим, экономическим состоянием предприятия, так и с отсутствием профессиональных специалистов — дизайнеров. С 1997 г. отрасли производства на этом предприятии были полностью ограничены, в 1998 г. на основе базы объекта было создано акционерное общество открытого типа.

Как было отмечено, при проектировании важно использование возможностей компьютерной графики. В таком случае массовое применение компьютера при выполнении чертежных работ может быть целесообразно с точки зрения решения многих проблем. К ним относятся: точность в чертежах; экономия времени; более аккуратное выполнение предложений и изменений; представление наглядных изображений — аксонометрических проекций в трехмерной пространственной системе; передача чертежей (на правовой основе) по электронной почте. При необходимости чертежные работы в формате А2, АЗ и др. крупных форматах (в зависимости от масштаба) можно разделить на части и после выполнения в соответствии с форматом А4 их можно соединить, соблюдая последовательность страниц, потому что в современных условиях в учреждениях и организациях, компьютерных центрах, в т.ч. и при частном использовании, при наборе текстов и выполнении чертежей в основном применяется формат А4.

Следует отметить, что необходимо разместить в современных программах условные обозначения, установленные стандар-

том в точной форме, как и в учебниках. Например, знак «0», обозначающий диаметр, или специальный знак «s» (указывает толщину) среди символов панели памяти не соответствуют образцам в учебниках и других методических пособиях. Так, в учебниках и других методических пособиях у этих шрифтовых обозначений, которые указываются перед цифрой, имеется своя, определенная стандартом форма написания. Например, в знаке, показывающем диаметр, окружность пересекается косой чертой под углом « 75° к размерной линии (рис. I).

ф- ":Ф35

») b) V) ч)

Рис. I

В качестве исключения этот угол в некоторых учебных пособиях ошибочно указывается как « 60°. В целом известно, что все чертежные цифры и шрифты, как и определено стандартом, составляют по наклону 75°. К примеру, в окне символов в программе Microsoft Word угол знака 0, широко используемого в компьютере, находится (как видно наглядно) под углом 45°, что не соответствует обозначениям в учебниках и другой литературе. Или же в разделе отсутствует знак, обозначающий толщину, — «s». Условно в чертежных работах можно использовать маленькую латинскую букву «s» (в курсивной форме). Но при этом очень важно наличие этого символа в соответствующем разделе в соответствующей форме.

В то же время условные обозначения должны размещаться с цифрами в определенной стандартом форме, в соответствующем размере. Наряду с отмеченными выше условными обозначениями, существуют некоторые проблемы в приведенных ниже иного рода обозначениях: □ (квадрат)

А (равносторонний треугольник) d (конус) и др.

Учитывая значение символа А в чертежных работах, нами впервые было предложе-

но добавить его в группу условных обозначений [3, с. 82—83; 4, с. 17—22]. В процессе практической работы нередко можно столкнуться с указанными проблемами. Так, приходится искать эти обозначения в разделах символов, уделяя этому много времени, а они либо не соответствуют цифрам, либо изображаются в различном положении и форме.

Кроме того, очень важно размещение в качестве примера на основной панели страницы чертежных линий (в основном штриховых) с различными функциями и определенной (по стандарту) толщины и длины (часть этих линий существует в различных программах). Толщина основной сплошной линии (s) условно составляет от 0,5 до 1,4 мм, последующие линии применяются на чертеже в соответствии с толщиной данной линии. Невидимые контурные линии бывают от s/3 до s/2; а другие (за исключением разомкнутых линий) — определяются и применяются в соответствии с этой толщиной [2]. В то же время было бы целесообразным размещение в этом списке различного размера основной надписи чертежа, графического документа [1; 2; 7]. В целом из проведенного анализа можно сделать вывод, что необходимо создание для массового пользования специального отдельного раздела под названием «Чертежные символы — условные обозначения» для оптимизации процесса выполнения чертежных работ. Следует отметить, что существуют отдельные специальные программы для архитектурно-проектных работ: Auto CAD, Archi CAD и др. Однако нет необходимости устанавливать на компьютере и использовать эти сложные программы для изображения одной или двух деталей в инженерно-конструкторских работах. Как известно, с этими программами могут работать только профессиональные специалисты. Если добавить предложенный нами раздел «Чертежные символы — условные обозначения», к примеру, в программы Corel Draw, Microsoft Word, то эти символы могут быть использованы в массовой форме как в инженерно-проектных, так и других графических работах, и в то же время в процессе обучения.

Указанные выше условные обозначения составляют минимум для основных чертеж-

ных работ. Естественно, в сложных проектах — в машиностроении, в строительных чертежах — существует система с большим количеством графических обозначений, было бы немаловажно включение их в программу под указанным выше общим названием.

Размещение в современных компьютерных программах в обоснованной форме раздела «Чертежные символы — условные обозначения» и применение в художественно-техническом проектировании соответствующих обозначений на основе данного раздела обеспечило бы более быстрое, точное и эффективное выполнение и прочтение проектов (рис. 2) [5, с. 382—387].

Рис. 2

Следует отметить, что осуществление вышеперечисленных задач соответствующим образом в разделах по несложным программам в то же время представляет значение в

преподавании курса черчения в вузах по специальности. Как известно, ученики и студенты, выполняющие простые чертежи, проекты, часто не умеют пользоваться сложными программами.

Было бы целесообразно размещение изображений на чертеже в различных цветах. Например, фронтальный вид может быть желтого, горизонтальный — голубого, профильный — зеленого цветов. Применение данной цветовой последовательности в аксонометрических проекциях может ускорить и сделать более точным процесс прочтения чертежа (примеры такого рода опыта нашли свое отражение в учебнике «Черчение», издаваемом в советский период в РСФСР для общеобразовательных школ). Необходимо иметь ввиду, что цветовые оттенки должны быть светлыми, чтобы не возникало трудностей при прочтении цифр и условных обозначений.

Таким образом, учитывание в чертежных работах указанных проблем может облегчить восприятие изображений. В настоящее время в работах по дизайн-проектированию различных направлений отводится достаточно места для цветных образцов. Применение особых цветовых оттенков в чертежных работах может обеспечить оптимизацию процесса прочтения и анализа графического документа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахнов Ю.Н. Сборник заданий по техническому черчению. — М.: ВШ, 1988. — 233 с.: ил.

2. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнеполь-ский И.С. Черчение. — М.: Астрел АСТ, 2010. — 221 с.

3. Гаджиев И.А. Необходимые условные знаки на чертеже. Актуальные проблемы обучения архитектурному дизайну // II Республиканская научная конференция. — Баку, 2000. — С. 82—83.

4. Гаджиев И.А. Некоторые методические проблемы в обучении черчения. Общество «Образование» Азербайджанской Республики // Знание. Образование, культура, искусство. — Баку, 2005. — № 1 (21). — С. 17—22.

5. Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. — М.: Мир, 1976. — 376 с.: ил.

6. Миронов Б.Г., Миронова Р.С. Черчение. — М.: Машиностроение, 1991.

7. Hajiyev I.A. Some Problems in the Projection in the Application of Computer according to Engineer Graphic Art and their Solution Ways // Universe of Culture. Quarterly Social Educational Journal Subject to International Peer Review. Ankara, 2009, no. 4, p. 382— 387.

REFERENCES

1. Bakhnov Yu.N. Sbornik zadaniipo tekhnicheskomu chercheniiu [Collection of Tasks on Technical Drawing]. Moscow, Higher School Publishing House, 1998, 233 p., ill. (In Russ.).

2. Botvinnikov A.D., Vinogradov B.N., Vyshnepolskiy I.S. Cherchenie [Drawing. Textbook for the Secondary School Providing General Education]. Moscow, Astrel AST Publ., 2010, 221 p. (In Russ.).

3. Hajiyev I.A. Neobkhodimye uslovnye znaki na chertezhe. Aktual'nye problemy obucheniia arkhitekturnomu dizainu [Necessary Codes on Sketches. The Urgent Problems of Teaching Architectural Design]. II

Respublikanskaia nauchnaia konferentsiia [The 2nd Republic Scientific Conference]. Baku, 2000, pp. 82—83 (In Russ.).

4. Hajiyev I.A. Nekotorye metodicheskie problemy v obuchenii chercheniia. Obshchestvo "Obrazovanie" Azerbaidzhanskoi Respubliki [Some Methodical Problems in Teaching Drawing. The Society of "Education" of the Republic of Azerbaijan]. Znanie. Obrazovanie, kul'tura, iskusstvo — Knowledge. Education, Culture and Arts. Baku, 2005, no. 1 (21), pp. 17—22 (In Russ.).

5. Jones J.C. Inzhenernoe i khudozhestvennoe konstruirovanie [Engineering and Artistic Construction]. Transl. from the English original Design Methods. Moscow, Mir Publ., 1976, 376 p., ill. (In Russ.).

6. Mironov B.Q. Mironova R.S. Cherchenie [Drawing]. Moscow, Mashinostroenie Publ., 1991 (In Russ.).

7. Hajiyev I.A. Some Problems in the Projection in the Application of Computer according to Engineer Graphic Art and their Solution Ways. In: Universe of Culture. Quarterly Social Educational Journal Subject to International Peer Review. Ankara, 2009, no. 4, pp. 382—387.

Об авторе

Гаджиев Имаш Азыширин оглы (р. I4.01.1960, Азербайджанская Республика) — искусствовед, педагог. Канд. искусствоведения (2005), доцент (2009), член Союза художников Азербайджана (2005), Союза дизайнеров Азербайджана (2008). Окончил ф-т художественной графики Азербайджанского государственного педагогического университета (1991).

В 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Дизайн, проблемы восприятия предметно-пространственной среды» в Азербайджанской государственной академии художеств.

В 1982—1983 гг. — гл. хранитель фонда Шушинской государственной картинной галереи. С 1991 г. в системе образования; в 1998—2001 гг. — ст. преподаватель в Сумгайытском гос. университете, в 2001—2009 гг. — зав. кафедрой в Сумгайытском ф-ле Института учителей Азербайджана. С 2009 г. ст. науч. сотрудник, в 2010—2014 гг. — зам. директора по общим вопросам Института архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджана.

Автор более 90 науч. трудов, в т.ч. 1 монография, 3 метод. пособий.

Подготовил 1 кандидата наук.

Главные направления научных исследований: искусствоведение, культурология.

Соч. : Azarbaycanda sanaye dizayninin taçakkûlû va inkiçaf istiqamatlari. Baki, 2011 ( Зарождение и направления развития промышленного дизайна в Азербайджане); §arq miniatûr sanatinda kompozisiya quruluçunda forma va iislub xûsusiyyatlari. Baki, 2012 — The Features of Forms and Styles in the Structure of Composition of East Miniature Art. Baku, 2012 (Особенности формы и метода в композиционной структуре восточной миниатюрной живописи).

About the Author

Imash A. Hajiyev (b. January 14, 1960, the Azerbaijan Republic), art critic, lecturer. Ph.D. (Art Criticism) (2005), Assistant Professor (2009), a member of Arts' Union of Azerbaijan (2005) and of Designers' Union of Azerbaijan (2008), graduated from the Faculty of Artistic Graphics, the Azerbaijan State Teachers University, in 1991; in 2004 defended his thesis for a candidate's degree on Design, Representational and Space Perception at the Azerbaijan State Academy of Arts; in 1982—1983 head of conservation fund at the Shushi State Art Gallery; since 1991 has been engaged in the educational system; in 1998—2001 senior teacher at Sumgayit State University, in 2001—2009 head of a chair at the Sumgayit branch of the Azerbaijan Teachers Institute; since 2009 senior research fellow, in 2010—2014 deputy director for general issues of the Institute of Architecture and Art, the Azerbaijan National Academy of Sciences; the author of more than 90 scholarly works, including 1 monograph, 3 manuals; has trained one candidate of sciences.

The main research area: art studies, culturology.

Scholarly works: Origin and Trends in the Development of Industrial Design in Azerbaijan. Baku, 2011 (In Azerbaijan); The Features of Forms and Styles in the Structure of Composition of East Miniature Art. Baku, 2012 (in Azerbaijan and English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.