Научная статья на тему ' условия воспроизводства человеческого капитала в «Цифровой экономике»'

условия воспроизводства человеческого капитала в «Цифровой экономике» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функция квалификации и здоровья / человеческий капитал / цифровые технологии. / qualification and health function / human capital / digital technologies.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « условия воспроизводства человеческого капитала в «Цифровой экономике»»

Сухарев О. С.

д.э.н., профессор, зав лаб. ИПР РАН

УСЛОВИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В «ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Ключевые слова: функция квалификации и здоровья, человеческий капитал, цифровые технологии.

Keywords: qualification and health function, human capital, digital technologies.

1. Человеческий капитал и особенности его воспроизводства в новой технологической реальности

Исходя из традиции, заложенной ещё Теодором Шульцем [3], под человеческим капиталом понимают знания, навыки, опыт, квалификацию, которые можно использовать как ресурс при создании различных видов благ, включая сами новые знания и квалификацию. Это, с одной стороны, довольно широкое определение, подобно тому, как он определял институты, понимая под ними и организационные структуры, фирмы, корпорации, контракты, кооперацию, кредитно-денежные отношения, контракты, права собственности, включая трудовое законодательство - и формы человеческого капитала [3, с. 249]. С другой стороны, состояние здоровья, образ и качество жизни также влияют на возможность использования знаний, опыта, квалификации. Более того, технологические изменения, обусловленные накопленными знаниями, одновременно приводят к обесцениванию целых видов знаний и профессионального опыта. Следовательно, функция здоровья и квалификации составляют две основные части человеческого капитала.

Высокая неопределённость технологических изменений, тем не менее, выдвигает ряд требований к состоянию человеческого капитала, который обусловливает эти изменения и сам изменяется с прогрессом технологий. Таким образом, при плохом состоянии фондов и технологий, детерминирующих обучение, подготовку кадров, видимо, проблематично говорить о высоком качестве человеческого капитала. Оно будет явно не столь высоким. Конечно, знания и квалификация могут присутствовать, условно говоря, отдельно, но всё-таки их приложение обращено к капиталу и технологиям и зависимо от них. Это составляет основное содержание процесса воспроизводства человеческого капитала. Конечно, деторождение, демографические тенденции, социальное благополучие граждан, включая уровень неравенства и бедности, влияют не только на прирост населения, но и на процесс воспитания, обучения, кадровой подготовки. Сильное влияние здесь оказывает система среднего, высшего образования, а также наличие или отсутствие политики в области подготовки кадров и их распределения в экономике.

Человеческий капитал ещё более неоднороден, чем физический или природно-ресурсный капитал. Ещё Дж. Хикс утверждал, что неоднородность капитала является чёрной дырой современной ему экономической теории, что причина всех проблем как раз в неоднородности. Вместе с тем, появляющиеся новые технологии усиливают эту имманентную неоднородность, связанную с траекториями социализации человека, когда неумение открыть характерные (генетически заданные) способности и развивать их в должное время, оборачивается выполнением несвойственных задач или работы, в рамках которой способности данного агента раскрываются далеко не полностью, либо не раскрываются в принципе. Когда помимо различных возможностей в обучении, появляются информационные технологии, которые выравнивают «информированность агентов», снижают уровень информационной асимметрии, но не обеспечивают автоматически уровня квалификации, неоднородность человеческого капитала в смысле профессии возрастает - капитал приобретает различные профессиональные оттенки. Оппортунизм как модель поведения, позволяющая получить дивиденды, скрывая подлинную квалификацию, только за счёт общей информированности - также увеличивается.

Цифровая экономика - это не что иное как «информационная экономика», снабжённая специальными технологиями (цифровыми), улучшающими работу с информацией (восприятие, обработка, анализ, отбор, хранение). Однако, в своём развитии, при успехах в применении систем искусственного интеллекта происходит не просто замена ручного труда машинами (автоматизация, механизация), или человека - роботом (но в механическом смысле), а замена сначала элементов мышления - искусственным интеллектом, который будет способен самосовершенствоваться и развиваться, принимать не заданные заранее некой совокупностью, а творчески синтезированные решения, а затем и самого человека как мыслящей биоконструкции. Конечно, до последнего сценария ещё далеко, к тому же это произойдёт только при соответствующих успехах в развитии биотехнологий и генетики, клонировании людей и т.д. (если эта деятельность не окажется под запретом, подобно ядерному оружию сегодня1). Это способно сделать роль человека подчинённой, однако, создавать системы искусственного интеллекта всё равно должен будет человек. В связи с чем требования к интеллектуальной деятельности людей изменятся. Произойдёт главное структурное изменение в области человеческого капитала - ещё большее смещение акцентов с физического на интеллектуальный труд. Это с необхо-

1 Хотя режим нераспространения, как видим, нарушается.

393

димостью приведёт к расширению значения образования, сделав этот процесс практически безостановочным на протяжении жизни людей. Интеллектуальный труд требует соответствующих мотивов, своеобразной конкуренции, что наверняка увеличит внутреннюю социальную конфликтность, что не может не сказаться на системе оплаты труда, контрактации агентов и т.д. и т.п. Вооружённость цифровыми технологиями, конечно, увеличит скорость обработки информации, но само появление таких технологий обеспечит и больший объём информации, более высокую нагрузку на профессиональных агентов по поводу принятия релевантных решений в своей профессии. Возрастёт специализация труда, возникнет ещё большая дифференциация в рамках одной профессии с появлением новых профессий, в том числе, в информационном секторе. Существенно возросший объём информации усилит требования к релевантной информации, повлияет на процесс обучения кадров. Различные девиации в информационном секторе возрастут, они уже увеличиваются и требуют регламентации деятельности в этой отрасли хозяйства. Трансакционные издержки, вероятно, не понизятся, как принято ожидать, а повысятся, потому что конфликтность, девиации, регламентации и общий объём информации - возрастут. Требования к «узкому знанию» увеличатся, нужно будет «знать всё ни о чём», то есть, по узкому вопросу быть самым ценным кадром. Такое явление ощущается на рынках труда уже сегодня, дифференцируя этот рынок, снимая с повестки дня стереотипные подходы к его макрорегулированию. Переложение ядра функций на искусственный интеллект произойдёт и будет нивелировать данный процесс, однако, такие имманентные функции, как здоровье и квалификация останутся двумя основными элементами человеческого капитала. Иногда человеческий капитал представляют как инвестиции (денежные вложения в человека), в частности, в обучение и иногда - в лечение, однако, правильнее, давать оценку по накопленному знанию и опыту, квалификации, с учётом потенциала здоровья агента, представляя в виде стоимостной оценки эти параметры. Понятие человеческого потенциала, разумеется, шире, оно широко использовалось российскими и советскими экономистами и включало в себя не только компетенции и состояние здоровья, но и социальные условия жизни (уровень, образ и качество жизни), а также возможность использования трудовых ресурсов в будущем. Следовательно, общая социально-экономическая ситуация в стране, уровень неравенства, образования населения (стандарты образования и их выполнение), уровень здоровья. продолжительности жизни (различные варианты показателя) - непременные условия воспроизводства человеческого капитала. Под воспроизводством понимается получение здоровых и компетентных кадров, способных к саморазвитию и воспитанию себе подобных с наращением их знаний и умений. Это модель расширенного воспроизводства человеческого капитала. Если говорить о простом воспроизводстве человеческого капитала, то это ситуация, когда прирост населения происходит при неувеличении или снижение потенциала здоровья и без наращения квалификации, то есть, когда качество новых знаний и умений не возрастает, либо снижаются морально-нравственные качества персонала. Рассмотрим на основе авторской работы десятилетней давности функцию здоровья и квалификации [2].

2. Функции здоровья и квалификации - две основные части человеческого капитала

Ведущей причиной неоднородности человеческого капитала является то, что агенты имеют разное здоровье, квалификацию, даже профессии, социальные условия воспитания и получения образования. Эффект разницы по каждому направлению суммируется, умножается на технологический прогресс, диктующий особые условия к функционированию агента и обучению, обусловливая неоднородность. Свойство возрастающей неоднородности - это коренная характеристика воспроизводства человеческого капитала. Следовательно, изучить его можно по функциям здоровья и квалификации, а также дисфункции этих функций. Покажем это на уровне экономического агента. Необходимо учитывать, что реализация этих функций в экономике, где основную роль играет капитал, формируя, в том числе, и спрос на цифровые технологии, знание, зависит от среднедушевого дохода агента, потому что каждая функция для своей реализации требует расходов, определяемых величиной дохода.

С точки зрения агента здоровье есть благо, ценность которого с возрастом возрастает, а общая стоимость снижается, и в точке смерти агента здоровье как благо равно нулю (см. рис. 1). Затраты в обеспечение здоровья являются инвестициями в создание будущего дохода, поскольку с утратой здоровья снижается производительность труда, возрастают потери рабочего времени, связанные с нетрудоспособностью, либо «вялой» работой, что понижает и извлекаемый агентом доход. Убывание здоровья с возрастом компенсируется частично ростом расходов. Покажем кривые изменения запаса здоровья двух агентов, которые родились с разным исходным запасом здоровья (например, это расхождение может быть генетически предопределено, либо было обусловлено режимом вынашивания и протекания родов) [2].

Ws

Рисунок 1.

Вариант динамики функции запаса здоровья агента 394

Как видно из рисунка, функция запаса здоровья для агентов 1-2 берёт начало в одной точке А, в случае 3 исходный запаса здоровья агентов отличается. Если запас одинаков, то агенты всё равно могут прожить период неодинаковой продолжительности - Td1 и Td2 соответственно. Ситуация, представленная на графике 1, показывает, что имея более низкий запас здоровья по отношению к агенту1, агент 3 проживёт несколько дольше, но меньше агента 2. Такой характер динамики функции запаса здоровья говорит о том, что агенты проходят разные пути социализации, приобретают различный доход, который позволяет им по-разному ликвидировать усиливающиеся в ходе износа организма дисфункции, что, в конечном счёте, сказывается на продолжительности жизни. Здесь не рассматривается функция запаса здоровья, которое может стать равным нулю в силу аварии. Например, агент 1 учился на отлично, что требовало значительных усилий, комнатной работы, нагрузки на глаза и нервную систему. Агент 3 учился на воздухе, быстро приобрёл работу, которая связана с полезным для организма трудом. Пересечение кривых 1 и 3 даёт точку, в которой их потенциалы здоровья сравнялись, и далее происходит разное растрачивание запасов здоровья. Так, первый агент защищает докторскую диссертацию в молодом возрасте. Если в экономике нет стимулов для такой траектории развития, то расплатится он за такое желание своим здоровьем. К тому же, связывая свою работу с наукой, агент 1 приобретает невысокий доход, а агент 3 осуществляет функцию контроля строительства объектов в лесной зоне, что способствует укреплению здоровья и гарантирует, по крайней мере, в российской экономической системе, более высокий доход. Часть дохода агенты инвестируют в здоровье, причём с каждым годом всё больше и больше, но вот в общем случае доля инвестирования дохода в такое благо как здоровье обычно не одинакова и определяется предпочтениями агентов осуществлять подобные расходы [2].

Вид кривой запаса здоровья должен быть несколько иным, чем представлено на предыдущем рисунке. Функция запаса здоровья будет иметь возрастающий участок, что связано с накоплением запаса здоровья и формированием потенциала здоровья в детском возрасте.

Медицина по существу позволяет восстанавливать функцию здоровья, поэтому инвестиции в здравоохранение -это восстановление функции здоровья агентов, следовательно, основное условие воспроизводства человеческого капитала. Конечно, если инвестиции в медицину растут в стране, а социально-экономические иные показатели существенно ухудшаются, то в таком случае вряд ли инвестиции в человеческий капитал способны обеспечить должный характер воспроизводства этого капитала.

Инвестиции в образование составляют вторую форму человеческого капитала. Только правильно вести речь не о величине денежных сумм, получаемых образованием, а о качестве годных специалистов, которые выпускаются этой системой, с учётом обучения на месте, где происходит калибровка и наращение общих навыков, полученных в школе и университете. Ошибочно считать, что университет должен выпустить абсолютного всезнайку, готового трудиться в промышленности, сельском хозяйстве или иных отраслях. Он лишь должен быть готовым применить ряд навыков на рабочем месте и уметь быстро войти в курс дела и отточить свою квалификацию в данной профессии. Это принципиально разный подход к образованию и его этапам. Цифровые технологии и их широкое распространение в будущем приведут к тому, что обучение будет носить перманентную форму, но не тяготить агента, подтачивая его здоровье, а быть условием его реализации, частью профессии. Именно такой подход должен быть воспроизведен институционально применительно к сфере науки и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Новая технологическая реальность диктует потребность по любым профессиям в специалистах-исследователях. Именно такой профессиональный крен должен найти отражение в современном образовании. Помимо конкретных навыков и знаний специалист должен быть познающей и самосовершенствующейся системой - исследователем, а подготовка исследователей предъявляет повсеместно особые требования к организации учебного процесса. За период обучения уровень квалификации агентов в эффективной системе образования должен увеличиваться. Однако если сравнивать любое по качеству обучение с начальным состоянием агента до обучения, то приращение какого-то знания будет налицо. Поэтому важной становится оценка того, насколько должен возрасти уровень квалификации в процессе обучения. Цифровые технологии исполняют вспомогательную роль и не могут быть фетишом процесса обучения. Иногда при формализации процесса обучения, наделении его игровым характером навыки и знания, наоборот, усваиваются не прочно, теряются, а обучаемый приобретает весьма условное представление о реальности [1].

В связи со сказанным, можно ввести функцию квалификации (уровень компетенций) специалиста и сравнить динамику этой функции на периоде обучения и за период всей жизни агента с функций запаса здоровья Ws. До периода обучения Тко функция квалификации может возрастать в зависимости от характера дошкольного обучения и познания мира, того сколько внимания уделяется ребёнку в семье, начального уровня дохода, способностей родителей, в том числе способностей к воспитанию детей. На участке обучения [Тш, Тко] запас здоровья сокращается, а функция квалификации растёт. В связи с этим важнейшим требованием к процессу обучения является то, чтобы агент не осуществлял затраты здоровья при обучении, либо они были минимальны. Тем самым политика образования должна быть синхронизирована с задачей наращения потенциала здоровья, а не растраты его. Затем, после основного обучения возможны сценарии (рис. 2): 1) квалификация инерционно возрастает за счёт накопления опыта специалистом и с годами жизни стабилизируется на одном уровне (линия 3), либо к концу жизни сокращается (линия 4); 2) квалификация инерционно растёт за счёт совершенствования опыта, переподготовки и переквалификации (повышения квалификации, стажировки и др.) в последующие годы, к концу жизни достигая, пика и стабилизируясь (линия 1), либо несколько сокращаясь (линия 2). Запас здоровья неуклонно снижается, хотя функция может отражать более крутое (быстрое) снижение сразу после или даже во время учёбы (линия 5) [2].

Функция квалификации агента может зависеть от функции запаса здоровья. Кроме того, квалификация будет зависеть от способностей агента, в том числе его генетики, а также от уровня начального дохода, либо имеющегося или унаследованного актива, приносящего такой доход.

KV, Ws

Рисуно к 2 .

Динамика уровня квалификации и запаса здоровья от лет жизни агента

В зависимости от уровня дохода агента можно представить функцию запаса здоровья и функцию уровня квалификации (см. рис. 3 ).

М,, КУ

к

WS2 i

' Ws! / i i i

KV i i

I Y* Y 1 max -►

Рисуно к 3 .

Функци я з ап ас а здоро вья и квали фикации от дохода

Допустим, для одного и того же уровня дохода запас здоровья выше запаса квалификации. Обе функции растут замедляющимся темпом, но с некоторого значения национального/душевого дохода Y* запас квалификации растёт сильнее, нежели запас здоровья, а затем этот рост при Ymax вообще прекращается. С момента Y* квалификация становится более значимой. Именно её дальнейший рост, который можно связывать с технологическим прорывом (например, цифровой революцией), может обеспечить передвижение кривой Wsj в положение Ws2, тем самым, возрастёт запас здоровья для данного уровня дохода. Привязка функции запаса здоровья и квалификации к уровню дохода позволяет сформулировать задачу нахождения разрыва между двумя функциями и оптимального распределения инвестиций между сохранением, восстановлением или увеличением запаса здоровья, либо повышением квалификации и наращением запаса человеческого капитала. Одним словом, наращение человеческого капитала посредством обучения и повышения квалификации сопровождается его износом, причём реальным физическим износом, выражающимся в ухудшении запаса здоровья, снижении работоспособности и производительности. Тем самым два составных элемента человеческого капитала, инвестируясь по-разному, всё-таки обеспечивают влияние друг на друга, элиминируя издержки, в частности образования относительно здоровья.

Учитывая сказанное, можно говорить о дисфункции экономического агента (DFA) - это по существу совокупность дисфункции здоровья(DWs) и квалификации(DKV). Дисфункция квалификации - это дисквалификация, которая выражается в потере необходимого знания, либо неумении применить то знание, которое находится в распоряжении агента, либо неполучение должного знания (в силу состояние системы образования). Саму дисфункцию по каждой составляющей можно представить через функции запаса здоровья и квалификации. Тогда запишем:

DFa = DWs + DKV.

Макроэкономическая политика должна исходить в связи с этим из необходимости минимизации этой функции, либо потребуется по-другому поставить задачу, представить функцию благосостояния (SFW) в виде суммы функции запаса здоровья (Ws) и уровня квалификации (KV). Тогда будет сформулирована задача поиска максимума благосостояния для всей экономической системы по её человеческому капиталу. Иными словами:

DFa ^ min, SFW (t) = W (t) + KV (t) ^ max .

Разные квалификации и число специалистов каждой квалификации имеет свою значимость в экономике относительно их вклада в темп экономического роста и в прирост национального дохода. Поэтому имеет смысл задача определения и прогноза квалификационной матрицы экономики по величине взноса каждой профессиональной группы в развитие. В такой постановке данная задача, будучи решённой, позволит управлять и системой образования, и рынками труда, и развитием в целом.

Благосостояния агента складывается из запаса здоровья и накопленной квалификации. Фактически его можно представить как сумму двух функций: Bj(t)=Wsj(t)+KVj(t). Имеющиеся ресурсы, проектируемые институты, накопленный физический запас капитала (жильё, инфраструктура, производственные площади/мощности и т.д.) обслуживают эти базовые функции и обеспечивают, либо не обеспечивают их приращение.

NO

KO

Y

Исходя из сказанного, представим в соответствии с приведенными выше графическими зависимостями функции запаса здоровья и квалификации в аналитическом виде. Запишем их так:

^ = ах - а2е~р1у , КУ — Ь - Ьге~р2у.

Продифференцировав по уровню душевого дохода, получим:

^ = се-лу, д(КУ1 = С2е-Р2у .

ду ' ду

Зависимость функции запаса здоровья и уровня квалификации можно представить следующим образом (это модель-схема, обозначающая подход, а не работающая модель):

Ш — а - Ье-аКУ, — — ЛКУ0емЯГ™ .

1 дг

Полагая, что KV = с t, квалификация изменяется пропорционально времени (имеются данные, что объём знаний растёт по экспоненте, или показательной функции, однако для простоты взята линейная зависимость1), в этом случае:

дд¥±-г »-ку. дУ- дЕ±. дд^-г ду

— с "^е ; — — — се ,

дг дг дг ду ду дг дг

откуда следует, что

дУ _ „ „Piy-aKV

дг ~ С4 .

Выразив функцию квалификации, получим:

KV = — y -iln^-1 дУ].

a a c 4 дг

Далее несложно выразить и функцию запаса здоровья.

Таким образом, решение, как и вид функций квалификации и запаса здоровья будет зависеть от представления динамики валового продукта (на душу населения). Иной способ - задать функцию квалификации и интенсивность

dKV

затрат системы образования, то есть воспользоваться уравнением вида: -= f (KV) + Z(t), KV(г = 0) = RV0

дг

[1]. Приняв f(KV)=9 KV (ф<0 - показатель, характеризующий восприятие знаний, то есть эффективность усвоения

dKV ±J^r ^ (скорость) знаний) и Z(t)= Z0, получим: -= tpKV + Z0 .

дг

Решением данного уравнения в общем виде является выражение:

KV(г) = - + (KVo + )ефг .

ф Ф

Исходя из полученного выражения, обнаруживалось, что снижение запаса здоровья влияло на квалификацию в сторону понижения, во всяком случае, снижало возможность повышения квалификации. Это важное условие для выстраивания макроэкономической политики, затрагивающей различные связанные сферы деятельности. Такое изменение отличается от иных моделей, с постоянной интенсивностью расходов на образование. [1, с. 144-154].

Иными словами, следует распределять инвестиции в экономике так (и влиять на формирование такой структуры), чтобы конечные продукты и потребление замыкалось на два сектора, обеспечивающих здоровье и образование, выпуск в которых имел бы точки приложения в рамках конкретной отраслевой системы.

Список литературы

1. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: УРСС, 2001. - 288 с.

2. Сухарев О.С. Теория эффективности экономики. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с.

3. Schultz T.W. Investment in Human Capital. - N.Y., 1971.

1 В источнике [2] отсутствует это уточнение, которое является очевидным для демонстрации такой связи.

397

Ташенова Л. В.

аспирант Санкт-Петербургского политехнического университета, магистр экономических наук, н.с. НИИ Регионального развития, г. Караганда, Республика Казахстан Бабкин А. В.

д.э.н., профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ В ЭКОНОМИКЕ1

Ключевые слова: кластерный подход, протокластер, кластер, промышленный кластер, инновационный промышленный кластер, системообразующий инновационно-активный промышленный кластер, коммерциализация.

Keywords: cluster approach, protocluster, cluster, industrial cluster, innovative industrial cluster, system-building innovation-active industrial cluster, commercialization.

Введение. В настоящее время, в условиях глобализации и интеграции, промышленный прогресс обеспечивают не разрозненные предприятия, а их объединения: группы, кластеры и сети. В последние годы в мире понятие «кластер» стало достаточно распространенным. Именно такие сетевые структуры, как кластеры способствуют достижению и удержанию превосходства компаниями над их конкурентами.

Ключевые предпосылки исследования кластеров

Усиление конкурентных позиций Японии и потеря США части рынков в 1980-х гг.

ш

Итог

Это способствовало более широкому изучению проблем международной конкурентоспособности

И

Работа М. Портера, в которой он связал конкурентоспособность

национальной экономики с системой взаимодействия фирм и сформулировал идею кластеров

Была сформулирована идея кластеров, которые, по мнению М. Портера, представляют собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний

и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преимущества кластерного подхода для стратегии промышленного развития Черты кластерных (сетевых) промышленных структур

* i

Усиливают взаимосвязанность и взаимодополняемость отраслей посредством быстрого распространения технологий, навыков, информации и маркетинга Присутствие самоорганизующего начала

1

Установление прочных и гибких взаимосвязей

1

Специализация производственной деятельности

1

Ускорений инноваций +

+ Осуществление производственных процессов на основе аутсорсингового взаимодействия

Развитие кластеров -один из важнейших источников долгосрочного

экономического роста

Общая экономическая цель и интерес

Примечание: составлено авторами. Источники: [1, 2, 3].

Рисунок 1.

Кластерный подход в условиях промышленного развития

1 Статья подготовлена в рамках проведения исследований по проекту РФФИ № 18-010-01119 «Управление цифровой трансформацией инновационно-промышленного кластера как системообразующего элемента отраслевой цифровой платформы: методология, инструментарий, практика».

Понятие «кластер» впервые было введено в оборот американским экономистом Майклом Портером в 1990 году. Данную категорию он рассматривал в рамках своей работы, в которой он связал конкурентоспособность национальной экономики с системой взаимодействия фирм. На основе этой работы, М. Портер дал следующее определение: «Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». Это стало одной из важнейших предпосылок исследования кластеров.

Вторым важнейшим моментом явилось усиление конкурентных позиций Японии, и потеря Соединенными Штатами Америки части своих рынков, что способствовало углублению знаний и более широкому изучению проблем международной конкурентоспособности (рис. 1).

В качестве ключевых причин возникновения кластера можно выделить повышенный региональный спрос, факторные условия, внутриотраслевую конкуренцию, «волю случая» (например, создание компании, которая станет в последующем «якорной» и вокруг которой будет «разрастаться» будущий кластер) и др.

Кластеры способствуют усилению взаимосвязанности и взаимодополняемости отраслей посредством распространения технологий, навыков, информации и маркетинга, и, как следствие, - ускорению инноваций [4-6, 18-20 и др.]. В связи с чем, можно считать, что развитие кластеров - это один из важнейших источников долгосрочного экономического роста региона, страны.

Понятие и особенности кластеров

Понятие «кластер» исследовано многими учеными, но, тем не менее, считаем целесообразным рассмотреть анализируемую научную категорию в рамках данной статьи, при этом важно заметить, что данное понятие будет рассмотрено исключительно с экономической точки зрения (табл. 1).

Таблица 1

Основные подходы к определению понятия «кластер»

Автор Определение

М. Портер Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [4].

Ефимычев Ю.И., Захаров И.В. Кластеры - сконцентрированные по географическому признаку (компактные) группы взаимосвязанных предприятий, кон^рирующих, но и ведущих совместную работу [2].

Клейнер Г.Б., Качалов Р.Н., Нагрудная Н.Б. Кластеры - группы организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства продукции, ее реализации или потребления ресурсов, -в последнее время заняли особую нишу в пространстве объектов экономического анализа и синтеза [5].

Рассказова А.Н. Кластер - это объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг [6].

Селищев Е.Н., Синицын И.С. 1) кластер - это географическая концентрация подобных, смежных или дополнительных предприятий с активными каналами для бизнес-трансакций, коммуникаций и диалога, которые разделяют специализированную инфраструктуру, рабочие рынки, услуги и имеют общие возможности или угрозы; 2) это отраслевое или территориальное добровольное объединение предпринимательских структур, которые тесно сотрудничают с научными (просветительскими) учреждениями, общественными организациями и органами власти с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции и содействия экономическому развитию региона; 3) это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимозависимых в процессе создания добавленной стоимости; 4) это группа расположенных на территории поселения или вблизи его взаимозависимых предприятий и организаций, которые дополняют и усиливают конкурентные преимущества друг друга; 5) это группа локализированных взаимозависимых компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг и пр., научно-исследовательских и учебных институтов, других организаций, которые дополняют и усиливают конкурентные преимущества друг друга [7].

Березовский Д.С. Кластеры - образования из юридически независимых организаций, эффективно решающих производственные, сбытовые и инновационные задачи с целью создания потребительской ценности [8].

Примечание: составлено авторами.

Рассмотрев разнообразные подходы к понятию «кластер», необходимо систематизировать и значения такой экономической категории как «промышленный кластер» (табл. 2).

Таблица 2

Систематизация значений экономической категории «промышленный кластер»

Автор Определение

М. Портер Промышленным кластером называют группу территориально близких взаимосвязанных предприятий и связанных с ними организаций, функционирующих в определенной отрасли и имеющих схожие предпосылки к деятельности [9].

Жданова О. Промышленный кластер представляет собой группу территориально локализованных предприятий, научно-производственных и финансовых компаний, связанных между собой по технологической цепочке или ориентированных на общий рынок ресурсов или потребителей (сетевая взаимосвязь), имеющих сетевую форму управления, конкурентоспособных на определенном уровне и способных генерировать инновационную составляющую как основу их кон^рентоспособности на рынках [3].

Булярская С.А. Промышленный кластер обычно понимается как группа географически соседних взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной области и характеризующихся общей деятельностью [10].

Волчихин В.И., Пащенко В.Г., Юрков Н.К. Промышленные кластеры - это объединения малых, средних и крупных предприятий, производящих взаимодополняющую продукцию на определенной территории [11].

Рассказова А.Н. Промышленный кластер представляет собой группу территориально локализованных предприятий, научно-производственных и финансовых компаний, связанных между собой по технологической цепочке или ориентированных на общий рынок ресурсов или потребителей (сетевая взаимосвязь), имеющих сетевую форму управления, кон^рентоспособных на определенном уровне и способных генерировать инновационную составляющую как основу их конкурентоспособности на рынках [12].

Зазимко В.Н. Промышленный кластер - совокупность компактно расположенных на ограниченной территории, продуктово-ориентированных, постоянно взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга промышленных и иных организаций, способных осуществлять цикл расширенного воспроизводства, включая и инновационный цикл, имеющих долгосрочную общность интересов и основанную на них систему управления совместной текущей деятельностью и развитием, использующую различные организационно-хозяйственные (включая организационно-правовые) формы и соответствующие им инструменты управления, способную обеспечивать на базе общего результата всем членам альянса их локальные, а территории - общерегиональный эффект [13].

Шпиленко А. Промышленный кластер - это некая совокупность промышленных предприятий, которые находятся в кооперационных связях и располагаются в пределах субъекта либо нескольких субъектов Российской Федерации [14].

Словарь бизнес-терминов Промышленные кластеры - это локально взаимосвязанные группы малых, средних и крупных предприятий, производящих взаимодополняющую продукцию, а также профильных вузов, НИИ и т.д. [15].

Примечание - составлено авторами.

Анализ литературы и данных таблиц 1 и 2 показывает, что многие авторы под понятием «кластер» понимают «промышленный кластер», что, конечно, вносит некоторую неопределенность в разграничение этих двух категорий. С точки зрения экономики, по сути, разделить эти два понятия бывает достаточно сложно, если речь изначально не идет о промышленности.

Промышленные кластеры способствуют ускорению инноваций, что является основой для повышения производительности труда и усиления стратегических преимуществ региона, страны, а также поддержания динамичной конкуренции. Исходя из проведенного анализа понятий «промышленного кластера», «кластера», можно выделить характерные черты промышленных структур (кластеров): присутствие самоорганизующего начала, установление прочных и гибких взаимосвязей между промышленными предприятиями, специализация производственной деятельности, осуществление производственных процессов на основе аутсорсингового взаимодействия, а также общая экономическая цель и интерес.

Помимо вышеперечисленных характеристик, несомненно, могут присутствовать и другие, так как для любого кластера, включая промышленный, характерно эволюционное развитие, видоизменение, переход на другие уровни взаимодействия между компаниями, включенными в состав кластера, использование широких возможностей, предоставляемых сферой информационно-коммуникационных технологий [1-3, 4-6, 18-20 и др.]. Учитывая данный подход, важно понимать, что сегодня не совсем корректно говорить только лишь о кластерах или промышленных кластерах. Данная сетевая структура получила мощный толчок развития в последние десятилетия. В современных мире, в условиях новой волны реиндустриализации, перехода к цифровой экономике предпочтительнее говорить о «системообразующем инновационно-активном промышленном кластере», способном функционировать на современных информационных платформах, внедрять новые и эффективные формы ведения бизнеса, активно заниматься разработкой, внедрением и коммерциализацией не отдельно взятых инновационных проектов и продуктов, а их комплексов, комбинаций, что, несомненно, будет способствовать снижению издержек, максимизации прибыли и созданию продуктов с высокой добавленной стоимостью (рис. 2).

Уровень

т

1 Протокластер

Кластер

^ Промышленный кластер

Инновационный " 4 промышленный кластер

Характерные черты

- небольшое число компаний с небольшой численностью сотрудников;

- неоднородность предприятий;

- взаимообмен и образование взаимосвязей и сетей затруднено;

- синергетический эффект проявляется между спин-оффами и университетами;

- полная идентификация кластера затруднена. При этом:

- компании протокластера предлагают передовые технологии и перспективные пути технологического развития;

- протокластеры имеют благоприятные "местные условия" (научная база, финансовая и политическая поддержка), которые способствуют формированию потенциала будущего промышленного кластера.

- группы взаимосвязанных предприятий, конкурирующих между собой, но, в то же время, ведущих совместную работу;

- наличие специализированных поставщиков и обслуживающих организаций;

- общий экономический интерес и цель, заключающаяся, по сути, в создании потребительской ценности.

Те же характеристики, что и на уровне 2, а также следующие, характерные для данного уровня:

- промышленные предприятия связаны между собой по технологической цепочке или ориентированы на общий рынок ресурсов и потребителей;

- наличие промышленного предприятия, производящего финальный продукт, т.е. "кластерообразующего ядра";

- наличие следующих участников: субконтракторов, ресурсной, рыночной, инвестиционной, инновационной и организационной инфраструктур, а также "инфраструктуры знаний".

1) Характеристики уровней 2 и 3, при этом важным отличием инновационного промышленного кластера от промышленного является использование первыми уже созданных или разработанных самостоятельно инноваций, а также осуществляющих производство, в том числе инновационной продукции.

2) Возможно наличие определенной, утвержденной инновационной программы по внедрению передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий.

Инновационно-

активный промышленный кластер

1) Характеристики, присущие уровням 2-4.

2) Четкая прослеживающаяся активность включенных в состав кластера компаний по вопросам взаимодействия для разработки, внедрения и последующей коммерциализации инноваций и разнообразных инновационных продуктов.

Системообразующий инновационно-6 активный

промышленный кластер

Примечание: составлено авторами.

1) Характеристики уровней 2-5.

2) Активная деятельность компаний кластера по разработке и внедрению конкурентоспособных технологий на глобальном уровне.

3) Достижение целей осуществляется на основе использования цифровых информационных платформ (Big Data, блокчейн, Интернета вещей, компьютерного инжиниринга и др.).

4) Характерен переход на новые модели и формы ведения бизнеса.

5) Эффективное использование комбинаций инновационных проектов.

Рисунок 2.

Вертикаль понятий в структуре эволюционного перехода от термина «протокластер» к категории «системообразующего инновационно-активного промышленного кластера»

Как видно из рис. 2, в процессе своей эволюции дефиниция «кластер» претерпела ряд изменений. На наш взгляд, говорить о кластерном развитии наиболее верно, начиная с термина «протокластер» [19], так как именно он является первоосновой того кластера, который затем будет сформирован и который будет иметь определенную критическую массу. Затем уже осуществлять переход к привычному для нас понятию «кластера», а далее - к определениям «промышленного кластера», «инновационного промышленного кластера», «инновационно-активного промышленного кластера» как к промежуточным звеньям к ключевой цели - «системообразующему инновационно-активному промышленному кластеру».

Системообразующий инновационно-активный промышленный кластер

Наиболее высокоуровневой формой хозяйствования является системообразующий инновационно-активный промышленный кластер, под которым будем понимать совокупность взаимосвязанных между собой хозяйствующих субъектов различных сфер деятельности (исследования, инжиниринг, разработка, производство, консалтинг и др.), объединенных едиными целями (в частности — максимизацией прибыли, оптимизацией используемых ресурсов, снижением издержек, расширением рынка сбыта, повышением уровня конкурентоспособности), материальными, информационными и финансовыми потоками, разрабатывающих, владеющих и внедряющих в практическую деятельность глобально конкурентоспособные технологии, на основе которых обеспечивается системное межотраслевое (или в крайнем случае отраслевое) развитие, обеспечивающее достижение целей на основе информационно-технологических / цифровых платформ для создания систем (системных продуктов с высокой степенью добавленной стоимости), а не отдельно взятых инновационных проектов/продуктов.

Кластерный подход за рубежом

Необходимо отметить, что кластерный подход в развитии экономики используется в различных странах. Кластеры получили широкое распространение в таких странах мира как Германия, Финляндия, Великобритания и многих других (табл. 3).

Таблица 3

Направления кластеризации в Европе

Направление кластеризации Страны

Электронные технологии, связь, информатика Швеция (кластер звукозаписи), Ирландия (производство компьютерных программ), Германия (информационные системы и медийный кластер), Швейцария, Финляндия, Дания (мобильная спутниковая связь), Норвегия

Строительство Германия (включая цементную промышленность), Финляндия, Нидерланды

Биотехнологии и биоресурсы Нидерланды, Германия, Франция, Великобритания, Норвегия, Италия, Швеция

Фармацевтика и косметика Дания, Швеция, Франция, Италия, Германия

Агропроизводство и пищевое производство Финляндия, Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды, Греция, Ирландия

Нефтегазовый комплекс и химия Швейцария, Германия, Бельгия (переработка пластмассы)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Машиностроение, электроника, металлообработка Нидерланды, Италия, Германия, Норвегия (судостроение), Ирландия, Швейцария, Финляндия (судостроение), Бельгия, Швеция, Греция, Испания, Великобритания (производство спортивных машин)

Коммуникации и транспорт Нидерланды, Норвегия, Ирландия, Дания, Финляндия, Бельгия, Швеция

Энергетика Норвегия, Финляндия, Швеция

Легкая промышленность Швейцария, Австрия, Италия, Швеция, Дания (текстильная промышленность), Финляндия, Германия (текстильная промышленность), Португалия (производство обуви)

Лесобумажный комплекс Финляндия, Норвегия (мебельная промышленность), Дания (мебельная промышленность), Германия (деревообработка, производство мебели, бумажная промышленность), Швеция, Австрия (производство деревянной мебели)

Здравоохранение Швеция, Дания, Швейцария, Нидерланды

Сфера услуг Великобритания (бизнес-услуги, исследования и разработки, производство программного обеспечения), Австрия (образовательный кластер), Финляндия (Интернет-торговля), Бельгия, Лихтенштейн (финансовые услуги)

Примечание: составлено авторами по данным источников [16, 17]

В условиях современного экономического развития вопросы промышленной кластеризации все чаще трактуются как имеющие высокую степень новизны. Важно заметить, что формирование кластеров в мире происходит довольно активно, уже наблюдается четкая специализация в процессе кластеризации, при этом прослеживается тенденция появления и развития не только промышленных кластеров, но и кластеров в сфере услуг, информационно-коммуникационных технологий, здравоохранения и многих других.

Полученные результаты:

1. Проведенный анализ показал, что все большее число стран стремится к разработке и реализации кластерной промышленной политики, так как именно кластерная форма организации предприятий будет отвечать современным экономическим вызовам: усилению глобальной конкуренции, интеграции рынков, переходу к четвертой промышленной революции, основанной на использовании инноваций, базирующихся на комбинации современных технологий, информационных платформах.

2. Показано, что необходимо не только стремиться к кластерной форме объединения промышленных и интегрирующих предприятий, а переходить на новую форму этого взаимодействия, - к системообразующим инновационно-активным промышленным кластерам, для которых авторами сформулировано определение.

3. Представлена вертикаль понятий в структуре эволюционного перехода от термина «протокластер» к категории «системообразующего инновационно-активного промышленного кластера»

Список литературы

1. Дуракова Н.Ю. Кластер как основа управления промышленными предприятиями // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход: Материалы конференции (2013 г.), Т. 3 / Пермский национальный исследовательский технический университет. - Пермь, 2013. - С. 440-443.

2. Ефимычев Ю.И., Захаров И.В. Промышленные кластеры и экономический рост // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2005. - №1. - С. 15-18.

3. Жданова О. Кластер как современная форма управления промышленными предприятиями // Вестник Института экономики Российской академии наук. - М., 2008. - № 4. - С. 264-271.

4. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 453 с.

5. Клейнер Г.Б. Предприятие в условиях неопределенности: риски, стратегии, безопасность / Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев, Р.М. Качалов. - М.: Экономика, 2007. - 343 с.

6. Рассказова А.Н. Промышленный кластер: типовая модель и оценка // Международный научный журнал. 2011. - № 1. - С. 44-50.

7. Селищев Е.Н., Синицын И.С. Промышленные кластеры как основа инновационного развития экономики Ярославского региона // Ярославский педагогический вестник. 2011. - № 4. - С. 177-180.

8. Березовский Д.С. Промышленные кластеры: определение, сущность и особенности формирования // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. - М., 2012. - № 2. - С. 20-32.

9. Портер М. Конкуренция. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 608 с.

10. Булярская С.А., Синицын А.О. Управление промышленным экономическим кластером // Вестник Дагестанского государственного университета. 2011. - № 5. - С. 36-40.

11. Волчихин В.И., Пащенко В.Г., Юрков Н.К. Промышленные кластеры и инновации (аналитический обзор) // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2006. - Т. 2. - С. 3-5.

12. Рассказова А.Н. Кластер как современная форма управления промышленными предприятиями // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. - № 15-2. - С. 204-209.

13. Зазимко В.Н. Научно-практические аспекты организации и управления промышленными кластерами // Экономика и управление. 2014. - № 1 (99). - С. 52-55.

14. Шпиленко А. Промышленный кластер - это «единое окно», где можно субсидировать затраты, а не бегать по министерствам в поисках мер поддержки. - https://goo.gl/zLYRTG

15. Промышленные кластеры. - https://dic.academic.ru/dic.nsf/business/20424

16. Федотова А.Ю. Промышленные кластеры и переход к новому технологическому укладу: исторический аспект и перспективные тенденции // Инженерный вестник Дона. 2012. - Т. 23, № 4-2 (23). - С. 45-52.

17. Газимагомедов Р.К. Региональные промышленные кластеры в Западной Европе // Вопросы структуризации экономики. 005. -№ 2. - С. 172-188.

18. Бабкин А.В., Новиков А.О. Кластер как субъект экономики: сущность, современное состояние, развитие // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. - № 1 (235). -С. 9-29.

19. Babkin, A.V., Kudryavtseva, T.J. Identification and analysis of instrument industry cluster on the territory of the Russian Federation // Modern Applied Science. 2015. - Vol. 9, N 1. - P. 109-118.

20. Бабкин А.В., Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Оценка экономической эффективности функционирования кластеров: количественный подход // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2016. - Т. 8, № 5. - С. 34-42. DOI: 10.18721/JE.19462

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.