Научная статья на тему 'Условия успешного изучения иностранного языка'

Условия успешного изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1796
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНОЯЗЫЧНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПАМЯТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / FOREIGN LANGUAGE / MOTIVATION / LANGUAGE ABILITIES / LINGUISTIC ABILITIES / FOREIGN LANGUAGE ABILITIES / MEMORY / COMPETENCE / EDUCATIONAL ACTIVITY / LEARNING EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарева Ирина Александровна

Статья посвящена проблеме анализа условий, влияющих на успешное изучение иностранного языка. В статье рассматриваются используемые методы обучения с начала ХХ в., современные подходы и методы обучения иностранному языку, а также принципы организации учебного процесса. Основное внимание уделяется наличию специальных способностей и особенностей личности обучающихся, которые обусловливают эффективность усвоения иностранного языка и успешность в овладении знаниями, умениями и навыками в области речевой иноязычной деятельности. Даются характеристики языковым, лингвистическим и иноязычным способностям. В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной и страноведческой компетенций, которые создают возможности для обучающихся в профессиональной и научных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкарева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of successful learning of a foreign language

The article is devoted to the problem of analysis of conditions affecting successful learning of foreign language. The article considers the methods of teaching used since the beginning of the 20th century, modern approaches and methods of teaching a foreign language, as well as the principles of organizing the educational process. The great emphasis is given to the abilities and personality of students, which contribute to the effectiveness of learning a foreign language and to the progress in knowledge, abilities and skills in speech foreign language activities. Language, linguistic and foreign-language abilities are characterized in this article. The article considers issues of formation of communicative and country scientific competences, which create opportunities for students in professional and scientific fields.

Текст научной работы на тему «Условия успешного изучения иностранного языка»

and Natural Sciences, candidate of physical and mathematical sciences. E-mail:

DmitDarya@mail.ru

УДК 81: 37.016

© Пушкарева И. А., 2019 УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья посвящена проблеме анализа условий, влияющих на успешное изучение иностранного языка. В статье рассматриваются используемые методы обучения с начала ХХ в., современные подходы и методы обучения иностранному языку, а также принципы организации учебного процесса.

Основное внимание уделяется наличию специальных способностей и особенностей личности обучающихся, которые обусловливают эффективность усвоения иностранного языка и успешность в овладении знаниями, умениями и навыками в области речевой иноязычной деятельности.

Даются характеристики языковым, лингвистическим и иноязычным способностям.

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативной и страноведческой компетенций, которые создают возможности для обучающихся в профессиональной и научных сферах.

Ключевые слова: иностранный язык; мотивация; языковые способности; лингвистические способности; иноязычные способности; память; компетенция; учебная деятельность; эффективность обучения.

© Pushkareva I. A., 2019

CONDITIONS OF SUCCESSFUL LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the problem of analysis of conditions affecting successful learning of foreign language. The article considers the methods of teaching used since the beginning of the 20th century, modern approaches and methods of teaching a foreign language, as well as the principles of organizing the educational process.

The great emphasis is given to the abilities and personality of students, which contribute to the effectiveness of learning a foreign language and to the progress in knowledge, abilities and skills in speech foreign language activities.

Language, linguistic and foreign-language abilities are characterized in this article.

The article considers issues of formation of communicative and country scientific competences, which create opportunities for students in professional and scientific fields.

Keywords: foreign language; motivation; language abilities; linguistic abilities; foreign language abilities; memory; competence; educational activity; learning efficiency.

Новые требования к языковой подготовке специалиста означают необходимость совершенствования специальных языковых способностей студентов и повышение их мотивации к изучению языков. Обучение иностранному языку способствует развитию коммуникативных способностей обучающихся, необходимых для эффективного межличностного и межкультурного взаимодействия, в результате которого развивается ценностные ориентиры обучающихся. Языковая подготовка в вузе дает возможность обучающимся плодотворно использовать информационное пространство, связанное с поиском и обработкой информации в своей дальнейшей профессиональной деятельности. В процессе изучения иностранно-

го языка обучающиеся овладевают методологией познания, у них формируются навыки критического мышления и умственного труда, а также навыки самообразования и эффективной межкультурной коммуникации.

Исторически существовали десятки подходов и методов в обучении иностранному языку. В начале XX в. пропагандировался прямой метод обучения иностранному языку, в котором иностранные слова напрямую ассоциировались непосредственно с предметами. Позже выдающийся русский лингвист Л. В. Щерба предложил сопоставительный метод обучения иностранным языкам, когда обучение предполагает опору на родной язык. Также использовался смешанный метод, который, как видно из названия,

подразумевал комбинирование двух вышеназванных методов.

Сегодня, благодаря объединению стран в единую мир-систему, изучение иностранных языков приобрело особую актуальность, вследствие чего идет активное развитие и апробирование все новых подходов и методов обучения иностранным языкам. Среди наиболее известных можно выделить коммуникативно-когнитивный подход, основоположниками которого являются И. Л. Бим и Е. И. Пассов. Данный подход предполагает опору на имеющиеся коммуникативные умения в родном языке. Как видно из названия, коммуникативно-когнитивный подход, с одной стороны, отвечает коммуникативным потребностям обучающихся, в зависимости от их возрастной категории, а, с другой стороны, создает условия для сознательного усвоения иностранного языка.

У истоков развития личностно-деятельностного подхода стояли Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн. Данный подход подразумевает учет психологических состояний и свойств личности обучающегося, его мотивов изучения иностранного языка и деятельностную

форму обучения, опирающуюся на осознанность, целенаправленность и активность взаимодействия человека с окружающими. Таким образом, обучающийся находится в центре внимания преподавателя и обучение иностранному языку преломляется через призму его личности.

Наиболее распространенными сегодня являются интенсивный и коммуникативно-ориентированный методы.

В основе интенсивного метода обучения иностранному языку Г. А. Китайгородской лежит психологический аспект. Данный метод включает принципы игровой организации учебного процесса, личностного общения и коллективного взаимодействия. Творческий подход и реализация вышеперечисленных принципов дает возможность преодолеть возникающие трудности при подаче достаточно большого объема материала.

В рамках коммуникативно-ориентированного метода обучения иностранным языкам обучающиеся овладевают разными видами общения в разных коммуникативных ситуациях. Однако необходимо понимать, что коммуникативный акт — это

комплексный процесс, условиями успешности осуществления которого являются уровень языковой и коммуникативной компетенции участников общения, а также знание социокультурных норм и стереотипов речевого общения [4].

Использование коммуникативно -ориентированного метода задает мотивы, цели и задачи общения, являющиеся необходимыми условиями коммуникации. Применение творческих заданий при использовании данного метода обеспечивает обучение иностранному языку на более продуктивном уровне, например, в профессиональной сфере деятельности. В настоящее время этот метод предусматривает широкое использование страноведческого материала, формирующего межкультурную компетенцию обучающихся.

Еще один не менее интересный подход, набирающий популярность в последнее время, и также опирающийся на страноведческий материал — это лингвострановедческий подход при обучении иностранному языку. Он предполагает получение обучающимися фоновых знаний о культуре страны изучаемого языка и направлен на формирование коммуникативной и

страноведческой компетенций, включающих навыки межкультурного и межличностного взаимодействия.

Сформированность вышеуказанных компетенций гарантирует современному специалисту любой сферы деятельности конкурентоспособность на рынке труда. А, дополняя друг друга, они создают возможность для полноценного общения, в котором обучающиеся не только приобщают имеющиеся лингвистические знания к знаниям страноведческим, но и, наращивая и углубляя их, используют язык в качестве средства познания.

Помимо правильно подобранного подхода к обучению иностранному языку нельзя не учитывать целый ряд способностей и умений обучающихся, способствующих эффективному изучению иностранного языка. Среди них традиционно выделяют лингвистические, языковые и иноязычные способности, а также вербальный интеллект, аналитическую лингвистическую способность, фонетическая чувствительность и т. д. [2].

Понятие «лингвистические способности» комплексное и многоаспектное. Мы вслед за Н. В. Омелья-ненко понимаем под лингвистически-

ми способностями совокупность индивидуально-психологических особенностей личности обучающегося, которые обусловливают эффективность усвоения иностранного языка и успешность в овладении знаниями, умениями и навыками в области речевой иноязычной деятельности [5].

Лингвистические способности необходимо формировать и развивать. Одна из таких возможностей реализуется в регулярной учебно-познавательной деятельности обучающихся, которая должна организовать умственную деятельность на основе алгоритмов и проблемных приемов. Таким образом, нельзя не согласиться с С. Л. Рубинштейном, что «результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь в человеке, вхо-

<,(, и 59

дят как строительный материал в построение его способностей» [6, с. 306].

Не менее важен для формирования лингвистических способностей и уровень мышления, памяти, воображения, восприятия обучающегося.

Способности обучающихся проявляются в учебной деятельности. И если обучающийся успешно и эффективно справляется с учебной деятель-

ностью, то можно с уверенностью говорить о наличии у него не только общих, но и специальных способностей. Способности в виде набора прочных индивидуальных особенностей, отвечают за качество и конечный результат деятельности, в которой они реализуется.

Языковая способность, также влияющая на эффективность изучения иностранного языка, рассматривается А. А. Леонтьевым как психофизиологический механизм, обеспечивающий владение и овладение языком [3].

Более конкретную характеристику языковой способности дает А. М. Шахнарович, определяя данное понятие как «многоуровневую иерархически организованную функциональную систему, формирующуюся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития» [8, с. 617].

И если лингвистические способности рассматриваются как подсистема когнитивных способностей обучающихся, то языковые способности рассматриваются с двух точек зрения, как генетически заложенные в человеке и развивающиеся по мере его развития и взросления, так и формируемые в

процессе функционирования и общения человека в обществе, т. е. социальным путем.

Языковые способности человека можно представить в виде фонетического, лексического, грамматического и синтаксического уровней в соответствии с уровнями языковой системы, которой они соответствуют, а также качеств абстрактно-логического мышления, необходимых для производства и воспроизведения речи [9].

Не менее важны и иноязычные способности обучающихся, которые, согласно И. А. Зимней, представляют способности к оперированию в процессе общения знаковыми системами, отличными от системы родного языка [1, с. 160].

Иноязычные способности имеют четкую структуру, важнейшим элементом которой является мотивация обучающегося, например, профессиональная, познавательная или коммуникативная. Также выделяют психические механизмы, включающие уровень развития мышления и различных видов памяти, чувственное слуховое восприятие и аналитические лингвистические способности, представляющие собой развитие вербального интеллекта и языковую рефлексию, а

также индивидуальные характеристики личности.

Обучающиеся, обладающие хорошо развитой памятью, способны оперировать большим объемом лексического материала, позволяющим им свободно вступать в вербальное общение. В то время как обучающиеся с аналитическим складом ума опираются при изучении иностранного языка не на наращивание лексического объема за счет синонимов, а на анализ, структурируя и постепенно усложняя языковой материал.

Для эффективности обучения иностранным языкам необходимо учитывать общепедагогические и методические, социально-психологические и индивидуально-психологические факторы.

Первая группа факторов касается структуры учебного процесса, методики преподавания иностранного языка, срока обучения, педагогического мастерства и личности преподавателя.

Вторая группа учитывает качество социально-психологического климата учебного процесса, условия обучения, характер взаимодействия преподавателя и обучающегося, взаимодействие обучающегося с группой и вопросы повышения его мотивации при обуче-

нии иностранным языкам, в также сущность психолого-педагогической деятельности учителя.

Индивидуально-психологические факторы направлены на учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся и практическую реализацию приемов построения учебного процесса по иностранному языку с их учетом, процесса изменение мотивов и интересов обучающихся [7].

Подводя итог, следует отметить, что ряд способностей можно развивать, а некоторые способности, например, фонетическая чувствительность, являются генетически заложенными, и, следовательно, независимы-

Степень развития и проявления тех или иных способностей у обучающихся может варьироваться. А грамотное развитие и сочетание определенных способностей может привести к значительным результатам в изучении иностранного языка. Обучающиеся, обладающие хорошей памятью и высоким уровнем аналитических способностей, а также чувством языка и значительным уровнем языковой компетенции в родном языке, способны достичь высоких результатов в изучении иностранного языка, однако такое сочетание способностей является идеальным. Чаще всего у обучающихся развита одна или две вышеперечисленные способности.

ми от других способностей.

Литература

1. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке : книга для учителя. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985.

2. Краснощекова, Г. А., Цатурова, И. А. Факторы, оказывающие влияние на успешное овладение иностранным языком студентами технических вузов. — URL: https://sinp.com.ua/work/645067/Faktory-okazyvayushhie-vliyanie-na.

3. Леонтьев, А. А Основы психолингвистики. — М.: Изд. центр «Академия», 2005.

4. Новый словарь методических понятий и терминов. — URL: https://methodological_terms.academic.ru/682/%D0%9A%D0%9E%D0%9C%D0 %9C%D0%A3%D0%9D%D0%98%D0%9A%D0%90%D0%A2%D0%98%D0% 92%D0%9D%D0%AB%D0%99 %D0%90%D0%9A%D0%A2.

5. Омельяненко, Н. В. Формирование лингвистических способностей у учащихся старших классов : дис. ... канд. психол. наук. — М.: Киев, 1986. — URL: http://childpsy.ru/dissertations/id/19327.php.

6. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР, 1957.

7. Рыжов, В. В., Бурова, И. В., Федосеева, О. И. Построение когнитивной модели иноязычных способностей студентов // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2-2. — URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=22589

8. Шахнарович, А. М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. — М.: Наука, 1991.

9. Языковая способность человека и ее изучение в современной науке. — URL: https://spravochnick.ru/yazykoznanie_i_filologiya/yazykovaya_sposobnost_chelo veka_i_ee_izuchenie_v_sovremennoy_nauke.

Сведения об авторе

Пушкарева Ирина Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат филологических наук. E-mail: pushkareva-irina@mail.ru

Information about the author

Pushkareva Irina Alexandrovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), senior lecturer of the Chair of Humanities, Social, Economic and Natural Sciences, candidate of philological sciences. E-mail: pushkareva-irina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.