Научная статья на тему 'Условия успеха китайской инвестиционной модели'

Условия успеха китайской инвестиционной модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1449
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИЯ / INVESTMENTS / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INVESTMENT POLICY / УСЛОВИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА / CONDITIONS OF FAVORABLE INVESTMENT CLIMATE / РИСК ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / RISKS OF FOREIGN INVESTMENT / THE IMPACT OF FOREIGN INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королёв Николай Вадимович, Хань Сюемэй

Раскрыты вопросы специфических черт экономики Китая. Проанализированы положительные и отрицательные влияния иностранных инвестиций на экономику страны. Представлен перечень организационных и экономических условий, приводящих к успешной инвестиционной политике. Приведен анализ таких показателей, как импорт, экспорт, уровень бедности, грамотность населения, расслоение по доходам. Сделан вывод о схожести экономического положения Китая и России и возможности использования накопленного опыта по привлечению инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITIONS OF SUCCESS OF CHINESE INVESTMENT MODEL

The article deals with the specific features of the Chinese economy. The positive and negative effects of foreign investments on the country's economy have been analyzed. A list of organizational and economic conditions that lead to a successful investment policy is given. The analysis of such indicators as import, export, poverty, literacy, income stratification has been provided. It is concluded about the similarity of the economic situation of China and Russia and the possibility of using the accumulated experience to attract investment.

Текст научной работы на тему «Условия успеха китайской инвестиционной модели»

УДК 339.9 JEL F21

Королёв Николай Вадимович

соискатель, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: iupsibk@guu.ru Хань Сюемэй

аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: hanxuemei@chmiic.com

Korolyov Nikolaj

Postgraduate student, State University of Management, Moscow e-mail: iupsibk@guu.ru

Han Xuemei

Postgraduate student, State University of Management, Moscow e-mail: hanxuemei@chmiic.com

DOI 10.26425/1816-4277-2018-6-129-135

УСЛОВИЯ УСПЕХА КИТАЙСКОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ МОДЕЛИ

Аннотация. Раскрыты вопросы специфических черт экономики Китая. Проанализированы положительные и отрицательные влияния иностранных инвестиций на экономику страны. Представлен перечень организационных и экономических условий, приводящих к успешной инвестиционной политике. Приведен анализ таких показателей, как импорт, экспорт, уровень бедности, грамотность населения, расслоение по доходам. Сделан вывод о схожести экономического положения Китая и России и возможности использования накопленного опыта по привлечению инвестиций.

Ключевые слова: инвестиция, инвестиционная политика, условие благоприятного инвестиционного климата, риск иностранных инвестиций, влияние иностранных инвестиций.

THE CONDITIONS OF SUCCESS OF CHINESE INVESTMENT MODEL

Abstract. The article deals with the specific features of the Chinese economy. The positive and negative effects of foreign investments on the country's economy have been analyzed. A list of organizational and economic conditions that lead to a successful investment policy is given. The analysis of such indicators as import, export, poverty, literacy, income stratification has been provided. It is concluded about the similarity of the economic situation of China and Russia and the possibility of using the accumulated experience to attract investment. Keywords: investments, investment policy, conditions offavorable investment climate, risks of foreign investment, the impact of foreign investment.

Экономика Китая развивается последние годы наиболее высокими темпами, опережая многие развитые страны Европы и США. До 2013 г. валовой внутренний продукт (далее — ВВП) Китая рос ежегодно на двузначные цифры, на 2017 г. рост показателя составил +7,06 %. Для сравнения, ВВП США в 2017 г. вырос по отношению к предыдущему году на 4,11 %, Германии - на 5,91 %, Франции - на 4,75 %. Конечно, столь значительные показатели роста во многом связаны с благоприятным инвестиционным климатом в Китае.

Рассмотрим вопрос, какие главные отличительные черты инвестиционной политики позволяют Китаю удерживать значительные темпы роста экономики. Особенно интересно, что по этому поводу думают исследователи из других стран по отношению к Китаю, поэтому статья посвящена анализу российских источников, раскрывающих данную тему.

Инвестиционная политика Китая во многом определяет стремительный экономический рост и прогрессивное развитие социальной сферы в стране. Опыт КНР в сфере инвестиций и инвестиционной политики значителен и весьма успешен, поэтому может быть полезен для применения и в других странах, к примеру, в России. Как любая страна Китай старается получить максимальную выгоду от роста иностранных инвестиций и собственных вложений в экономики других стран. При этом, при разработке инвестиционной политики Китай действует с оглядкой на существующие риски, как в экономической, так и в политической сфере.

Как известно, иностранные инвестиции в больших объемах способны серьезным образом повлиять на экономическую систему любой страны, особенно это влияние значительно для стран с неустойчивой, развивающейся экономикой или находящихся в зависимости от импорта [4]. Необходимо понимать, что валовый объем иностранных инвестиций в мире растет, и эта тенденция остается актуальной.

Основная причина привлечения денег иностранных инвесторов в страну кроется в возможности нахождения стабильного источника финансирования крупных инфраструктурных и промышленных проектов. Это приводит к росту капитала, формированию условий для создания новых рабочих мест, увеличения

© Королёв Н.В., Хань Сюемэй, 2018

поступлений в бюджет в качестве налоговых отчислений, а также к созданию научных открытий, проведению экспериментальных и опытных работ. Также необходимо учитывать, что форма инвестирования может быть и не денежная, а товарная в виде оборудования, технологий, навыков управления, обмена опытом, деловых связей. Это повышает интеллектуальный статус создаваемых проектов и закладывает основу для дальнейшего развития проекта, региона, страны.

Высокотехнологичное и наукоемкое производство так же, как и инфраструктурные проекты, использующие инновационные подходы и технологии, требуют, чтобы на них трудились специалисты с высокой квалификацией. Таким образом, иностранные инвестиции подстегивают конкуренцию на рынке труда, от служащих уже требуется знание новых программ, языков, приемов, это заставляет весь передовой рынок рабочей силы активизироваться и подтягиваться до конкурентоспособного уровня квалификации.

Кроме того, практика показывает, что крупные иностранные инвесторы настаивают на юридической и финансовой чистоте управленческого учета, выплате официальных зарплат, категорически против серых схем с налогообложением, т. к. рискуют преследованием не только в стране инвестиций, но и в собственной стране за нарушение международных норм закона.

Иностранный капитал способен повысить конкурентоспособность не только на микроэкономическом уровне, но и в более глобальном смысле. Иностранные инвестиции повышают в конечном итоге производительность, конкурентоспособность продукции, что делает страну заметным игроком на внешнеэкономическом рынке и повышает ее авторитет в политическом плане.

Еще иностранные инвестиции даже в промышленную сферу будут обязательно развивать сферу услуг, включая консультационные, страховые, банковские и туристические услуги. Это сказывается мультипликативный эффект прироста инвестиций. Также свое развитие получает и социальная сфера, благодаря увеличению поступлений в бюджет, а, следовательно, и новым возможностям финансирования социальных проектов. Вкупе с ростом занятости в регионе, это приводит к повышению качества жизни. Кроме того, никто не отменял и культурное взаимодействие, обогащение местного населения знаниями о нравах и обычаях, законах и условиях жизни специалистов-иностранцев, а также возможность возродить собственные забытые ремесла и традиции, народно-прикладное творчество для показа гостям из других регионов. Часто туристский поток становится причиной возрождения национальных традиций, когда регион в поиске уникального туристского продукта, начинает развивать исконные виды творчества, песни, танцы. Спрос на культуру рождает предложение.

Однако чрезмерное, неконтролируемое и бездумное увлечение процессом привлечения иностранных инвестиций может нанести непоправимый вред экономике и даже культуре регионов. Так, распространение международных норм и стандартов не только в производственной сфере, но и в потреблении, образе жизни граждан стирает национальные особенности культуры, превращает ее в массовую.

Также иностранные инвесторы, приходя на местные рынки, создают серьезную конкуренцию уже существующим предпринимателям, а, исходя из имеющихся у них ресурсов, местный бизнес скорее всего проиграет это соревнование. Лучшие специалисты, наиболее перспективные рынки, передовые технологии -все достается проектам с иностранными инвестициями. Да и случаи коррупционного отношения к инвесторам со стороны местной власти также проявляются значительно реже.

Кроме того, необходимо понимать, что иностранные инвесторы скорее всего будут уделять внимание наиболее перспективным и прибыльным видам бизнеса и отраслям, такими, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, оптовая и розничная торговля, финансовая сфера, коммуникации и средства массовой информации (далее - СМИ). С другой стороны, наиболее сложные, затратные и малоприбыльные виды бизнеса достаются местным предпринимателям. Важным негативным влиянием является то, что иностранные инвесторы часто рассчитывают на уникально низкие расценки на сырье или стоимость рабочей силы. И созданные предприятия будут умышленно сдерживать рост стоимости оплаты труда или другого источника, ставшего причиной того, что проект стартовал именно в данной стране. Однако данные показывают, что процент людей, живущих на чертой бедности, в Китае постепенно снижается (см. рис. 1), хотя и остается довольно высоким.

За последние 30 лет число бедных людей в Китае сократилось на 700 млн человек, тем не менее еще 55 млн жителей страны относятся к категории проживающих за чертой бедности. Политика Китая в области снижения уровня бедности сейчас приобрела точечный характер: необходимы меры для улучшения уровня жизни граждан, проживающих в районах с нехваткой различных ресурсов или живущих в бедности из-за

болезней. Также существует мнение, что более широкий доступ к образованию и развитие инфраструктуры сможет снизить число людей, живущих в бедности из поколения в поколение. Правительство Китая принимает меры по распространению обязательного образования. В период с 2012 г. по 2015 г. выделено 12,3 млрд долл. США для реконструкции и обновления школ и строительства общежитий для учителей из отдаленных районов. Китай поднял свою черту бедности в 2011 г. до 6,3 юаней или примерно до 1 долл. США в день на человека. Всемирный банк поднял порог бедности еще в 2015 г., сейчас он составляет 1,9 долл. США в день на человека [8]. Например, 6,9 % населения страны живут в состоянии постоянного недоедания, в 2016 г. это 134,7 млн человек. Недоедание относится к состоянию людей, чья калорийность питания постоянно ниже минимальной диетической потребности в энергии для поддержания здорового образа жизни и выполнения несложных физических работ с приемлемым минимальным весом тела для соответствующего роста.

80 -г

о н-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1 ГОд

1990 1993 1996 1999 2002 2005 2008 2010 2011 2012 2013 2014 Источник: [10]

Рис. 1. Уровень бедности в Китае. Показатель представляет собой процент населения, живущего менее, чем на 1,9 долл. США в день

Также может быть опасна практика внедрения иностранного инвестора как центрального звена технологической цепочки, когда крупные иностранные инвесторы приносят технологии, от которых полностью зависит все производство, и ограниченно передают или не передают вовсе права их использование другим участникам. Так, все предприятие подпадает под зависимость от воли одного инвестора.

Еще одним опасением в части иностранных инвестиций выступает возможность нарушения суверенности страны, где ключевые или значимые производства, банковский сектор принадлежат иностранным гражданам, особенно, это опасно в случае контроля над финансовым и коммуникационным сектором, СМИ.

Иностранный инвестор получает прибыль, а местные жители, вкладывая свои ресурсы, труд, испытывая неудобства экологических последствий грязного производства, получают лишь право на рабочее место. Это вызывает социальную напряженность, что необходимо также учитывать при построении эффективной инвестиционной политики.

Таким образом, ясно, что при определении инвестиционной политики необходимо тщательно взвешивать все за и против и выстраивать работу в четко спланированных критериях регулирования.

Благодаря рациональному отношению к инвестиционной политике со стороны правительства Китая можно говорить об отсутствии серьезных отрицательных последствий привлечения иностранных инвестиций. В Китае строго ограничены или вовсе запрещены инвестиции в те отрасли, в которым может быть создана невыгодная для китайских организаций конкуренция с национальными китайскими компаниями; стимулируются инвестиции в экспортоориентированные виды бизнеса [5].

Большая часть инвестиций иностранных компаний осуществляется для производства товаров на экспорт. На рисунках 2 и 3 приведены данные об импорте и экспорте товаров и услуг Китаем и динамике данных показателей: экспорт активно рос до 2014 г., а импорт изменил тенденцию повышения в 2015 г. Страна больше стала работать на внутреннее потребление, которое растет.

2.5 • 1СГ

<: 2.о • ю12

В

о

ч ч

° 1.5 • 1012

се н а о С

® 1.0 • 1012 л ч <и

Й

00 §

о 0.5 • 1012 С

I I I I I I I I I I I I год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Источник: [9]

Рис. 2. Импорт товаров и услуг Китаем

о С

3.0- 1012-,

2.5 • 1012-

2.0- 1012-

и

ч ч

а

н"

% 1.5 • 1012

а

Ы

п л

§ 1.0 • ю12

н

0.5 • 10 -

I I I I I I I I I I I I год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Источник: [11]

Рис. 3. Экспорт товаров и услуг Китаем

Причем, если посмотреть долю высокотехнологичных товаров в экспорте, то увидим показатели от 25 % до 30 % в разные годы, а импорт топливно-энергетических компонентов составляет от 10-17 % от общей суммы.

Обсудим, какие принципы инвестиционной политики позволяют стране все еще развиваться быстрыми темпами, несмотря на их снижение за период 2014-2017 гг.

Взрывной рост экономики страны произошел не сразу. В конце 80-х и на волне глобализации Китай привлек свыше 3 трлн долл. США прямых инвестиций, более 1 трлн из которых - инвестиции в промышленную структуру Китая транснациональными корпорациями (далее — ТНК) на правах учреждения филиалов ТНК в китайской юрисдикции. Это важно, так как компании не осторожничали и не вкладывались в долговые инструменты, покупку китайских компаний, а напрямую мощно и массово создавали новую промышленную инфраструктуру для последующего сбыта продукции на мировом рынке. Удивительная дешевизна рабочей силы и трудолюбие народа сделали такие инвестиции оправданными. Однако причины кроются не только в этом. Китай смог предложить инвесторам подготовленную за время социалистического хозяйствования инфраструктуру (транспортную, энергетическую, коммунальную), налаженные каналы связи и удобную логистику, чего не было в странах Африки и Индии, где стоимость труда еще ниже.

Кроме того, в Китае более безопасно. Количество убийств на 100 тыс. населения составляет 0,7, для сравнения в Сальвадоре - 108,6, в США - 4,9. Также инвесторам нравится устойчивая юридическая система (гарантии сохранения прав собственности на инвестиции и активы, защита интеллектуальной собственности и возможности для сбыта продукции).

Высокий порог грамотности населения также говорит в пользу Китая как места для успешных инвестиций. Показатель грамотности населения составляет 96,93 % - это доля населения в возрасте 15 лет и старше, которые могут с пониманием читать и писать короткие, простые предложения, касающиеся их повседневной жизни. Для сравнения в России этот показатель 99,72 %, в африканских республиках от 30 до 60 %. Это очень важно, так как человека можно научить работать, но невозможно работать с неграмотным человеком, который не сможет прочитать инструкцию. Государство КНР много делает в сфере повышения образовательного уровня населения. Поэтому грамотность среди молодежи практически достигает 100 % (99,73 %).

Еще одной преференцией Китая, делающей страну привлекательной для инвестиций - относительно низкие налоги, причем и сегодня, в 2018 г., если компания зарегистрирована на территории другого государства, а работает в Китае, налог на прибыль, например, составит 20 %, а не 30, как для китайских компаний [12]. Пенсионная система в стране не сильно обременяет работодателя, отчисления в пенсионный фонд составляют порядка 3 %, и 8 % составляет отчисления из заработка самого работника. Подоходный налог имеет прогрессивную шкалу и может варьироваться от 5 % до 45 % от месячного заработка.

Также инвесторам очень важны низкие промежуточные издержки на обслуживание предприятий (стоимость аренды, электричества, топлива, коммунальных платежей, связи, логистики, ресурсное снабжение, стоимость строительства и т. д.).

Первоначальные инвестиции принесли свои плоды, развивалось производство, происходила урбанизация населения, росли потребление и уровень жизни, экспорт произведенной продукции. Однако иностранные инвестиции того периода ставили страну в прямую зависимость от воли иностранных владельцев бизнеса. Это делало страну уязвимой. При этом повышение предложения рабочих мест и рост благосостояния населения делал работников более требовательными и взыскательными, снижало количество желающих браться за тяжелую и низкооплачиваемую работу [3].

Понимая стоящие перед страной проблемы, руководство Китая успешно использовало уникальный момент притока инвестиций для создания условий и факторов под долгосрочную модель роста, основанную на повышении внутреннего спроса в стране, чтобы уйти от зависимости от экспорта и внешних рынков технологий. Период с 1998 г. по 2009 г. показал еще большие темпы инвестиционной активности и урбанизации населения. Под возросшее городское население строили города, развивали все возможные направления инфраструктуры. Фактически Китай превратился в большую стройку и создал себя за 20 лет, став наиболее современной, передовой державой по многим показателям (наличие наукоемкого производства, сферы образования и разработок, социальной сферой, последнее оборудование). Менее 2 % основных фондов в промышленности Китая имеет срок службы более 25 лет.

Китайские специалисты усиленно учились у инвесторов, сначала копировали опыт, теперь уже трансформировали его, насытили национальной спецификой и с успехом применяют. Миновал и этап подражательства в технологиях, продукции, моделях. Сегодня Китай создает собственные бренды и линейки продукции. Хотя и кустарное производство контрафакта также имеет место [7].

Современный Китай уже не ставит количественные цели, бурный рост темпов инвестирования в последние 3-4 года прекратился, задачи стоят по удовлетворению внутреннего спроса, повышению качества продукции, разработке собственных технологий.

Происходит расслоение общества по доходам, появился средний класс, состоящий из высококвалифицированных специалистов. Доходов этих лиц хватает не только на повседневные траты на еду и коммунальные расходы, а хватает на развлечения и туризм. Это подстегивает развитие индустрии туризма и сопутствующей инфраструктуры, как и в регионах России, начиная с 2012 г. и по наши дни [1]. По некоторым оценкам величина среднего класса составляет около 10 % от занятых. И это большое достижение, особенно учитывая, что по количеству - это более 60 млн человек, население не самой маленькой страны.

Дальнейший инвестиционный курс Китая направлен на развитие науки и технологий, уже сегодня объем инвестиций в образование и науку превысил аналогичные затраты Японии, Европы.

Вместе с тем, в стране накоплено немало проблем, включая необходимость реформы пенсионной системы, повышения уровня жизни сельского населения, старение населения как следствие политики ограничения рождаемости, необходимость развития сфер культуры, туризма.

С точки зрения инвестиций, Китай по мнению предпринимателей не является страной с легкими условиями, открыть бизнес в Китае все еще довольно сложно из-за сложности в понимании инструкций для инвесторов и законодательных нюансов [6]. Существует ряд запретов, но разобраться во всех тонкостях и условиях иностранцу бывает тяжело.

Государственная система управления экономикой представлена двумя ключевыми структурами - Комиссия по государственному развитию и реформированию и Министерство торговли. Эти структуры контролируют иностранные инвестиции, и при этом отдельные министерства ответственны за политику в инвестициях, а разные отрасли и сферы хозяйства разрабатывают свои инструкции, правила, ограничения, рекомендации для инвесторов. Кроме того, на это правовое поле накладываются регуляторы валютного контроля и фискальная политика, предполагающая широкий диапазон налоговых стимулов для различных типов инвестиций, ряд служб в сфере финансов и налогообложения также пытаются регулировать данную сферу (министерство финансов, народный банк Китая, таможня и налоговая инспекция). Обилие регуляторов создает противоречия и затрудняет понимание правил игры. При этом не следует забывать еще о чиновниках регионального и местного уровня, у которых может быть своя зона ответственности [5].

В некоторых сферах иностранцам запрещено работать — это зоны, связанные с безопасностью и национальными интересами, культурным наследием страны. Поощряются же инвестиции в экспортоориентированные отрасли, совместное исследование энергетических ресурсов, автопром, логистику и перевозки, распределение товаров в пределах Китая, высшее образование и бухгалтерский учет и ревизию в отраслях промышленности. Наиболее важны инвестиции в сегменты, которых экономике страны не хватает, высокотехнологичные или капиталоемкие проекты [2].

В заключение необходимо отметить, что между Россией и Китаем много общего, поэтому китайская модель инвестиционной политики во многом может быть внедрена в России, для этого нужно более активно изучать позитивный опыт друг друга и перенимать все лучшее, что накоплено за последние десятилетия.

Библиографический список

1. Белозерова, Ю. М. Обзор инвестиционных проектов в сфере развития туристской инфраструктуры в некоторых регионах Приволжья, Урала и Сибири / Ю. М. Белозерова, Ю. А. Лебедева // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В. И. Вернадского. — 2014. — № 2 (51). — С. 145-153.

2. Голяшина, Е.А. Зарубежный опыт стимулирования инвестиционной деятельности / Е. А. Голяшина, А. В. Подпругин // Проблемы науки. — 2016. — № 1 (2). — С. 15-20.

3. Зотов, Н. А. Инвестиционная политика Китая. В сборнике: Экономика и управление: проблемы и перспективы. Материалы всероссийской научно-практической конференции. — 2017. — С. 150-152.

4. Котляров, Н. Н. Прямые иностранные инвестиции в экономике России // Вопросы новой экономики. - 2018. - № 1 (45). - С. 27-34.

5. Погребная, Н. В. Инвестиционная политика Китая как направление для улучшения российского инвестиционного климата / Н. В. Погребная, Е. С. Есипова, М. И. Кобыленко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 123. - С. 1 593-1 602.

6. Тарасова, С. Ю. Инвестиционное сотрудничество России и Китая // Вестник науки и образования. - 2017. - Т. 2, № 6 (30). - С. 68-71.

7. Шафигуллин, Л. Н. Инвестиционная политика Китая / Л. Н. Шафигуллин, Д. В. Юрков, В. А. Голяшев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/index.php?newsid=3008&page=cat&type=news (дата обращения: 20.05.2018).

8. 55 миллионов китайцев живут за чертой бедности / Портал «Маркетинговые исследования» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ekd.me/2016/10/poor-chinese/ (дата обращения: 17.05.2018).

9. Китай - Импорт товаров и услуг. Статистические данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knoema.ru/ atlas/Китай/Импорт-товаров-и-услуг (дата обращения: 19.04.2018).

10. Китай - Уровень бедности. Статистические данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/ Китай/Уровень-бедности-равный-19-долл-в-день (дата обращения: 19.04.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Китай - Экспорт товаров и услуг. Статистические данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knoema.ru/ atlas/Китай/Экспорт-товаров-и-услуг (дата обращения: 19.04.2018).

12. Налоги в Китае в 2018 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://visasam.ru/emigration/asia/nalogi-v-kitae.html (дата обращения: 14.04.2018).

References

1. Belozerova Yu. M., Lebedeva Yu. A. Obzor investicionnyh proektov v sfere razvitiya turistskoj infrastruktury v nekotoryh regionah Privolzh'ya, Urala i Sibiri [Review of investment projects in the field of tourism infrastructure development in some regions of the Volga, Ural and Siberia]. // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet imeni V. I. Vernadskogo, 2014, I. 2 (51), pp. 145-153.

2. Golyashina E. A., Podprugin A. V. Zarubezhnyj opyt stimulirovaniya investicionnoj deyatel'nosti [Foreign experience of investment activity stimulating]. Problemy nauki, 2016, I. 1 (2), pp. 15-20.

3. Zotov N. A. Investicionnaya politika Kitaya [China's investment policy]. V sbornike: Ehkonomika i upravlenie: problemy i perspektivy. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2017, pp. 150-152.

4. Kotlyarov N. N. Pryamye inostrannye investicii v ehkonomike Rossii [Foreign direct investment in the Russian economy]. Voprosy novoj ehkonomiki, 2018, I. 1 (45), pp. 27-34.

5. Pogrebnaya N. V., Esipova E. S., Kobylenko M. I. Investicionnaya politika Kitaya kak napravlenie dlya uluchsheniya rossijskogo investicionnogo klimata [China's investment policy as a way to improve the Russian investment climate]. Politematicheskij setevoj ehlektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2016, I. 23, pp. 1 593-1 602.

6. Tarasova S. Yu. Investicionnoe sotrudnichestvo Rossii i Kitaya [Investment cooperation between Russia and China]. Vestnik nauki i obrazovaniya, 2017, T. 2, I. 6 (30), pp. 68-71.

7. Shafigullin L. N., Yurkov D. V., Golyashev V. A. Investicionnaya politika Kitaya [China's investment policy]. Available at: http://www.webeconomy.ru/index.php?newsid=3008&page=cat&type=news (accessed 20.05.2018).

8. 55 millionov kitajcev zhivut za chertoj bednosti. Portal Marketingovye issledovaniya [55 million Chinese live below the poverty line /Marketing research Portal]. Available at: http://ekd.me/2016/10/poor-chinese/ (accessed 17.05.2018).

9. Kitaj - Import tovarov i uslug. Statisticheskie dannye [China - Imports of goods and services. Statistics]. Available at: https:// knoema.ru/atlas/Kitaj/Import-tovarov-i-uslug (accessed 19.04.2018).

10. Kitaj - Uroven' bednosti. Statisticheskie dannye [China-poverty Level. Statistics]. Available at: https://knoema.ru/atlas/Kitaj/ Uroven'-bednosti-ravnyj-19-doll-v-den' (accessed 19.04.2018).

11. Kitaj - EHksport tovarov i uslug. Statisticheskie dannye [China - Exports of goods and services. Statistics]. Available at: https:// knoema.ru/atlas/Kitaj/EHksport-tovarov-i-uslug (accessed 19.04.2018).

12. Nalogi v Kitae v 2018 godu [Taxes in China in 2018]. Available at: http://visasam.ru/emigration/asia/nalogi-v-kitae.html (accessed 14.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.