28
ЗНиСО ДЕКАбРЬ №12 (22Е)
УСЛОВИЯ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ У РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА СТЕКЛОВОЛОКНА
Э.Т. Валеева, Г.Ф. Мухаммадиева, Т.П. Тихонова, Л.К. Каримова
WORKING CONDITIONS AND OCCUPATIONAL MALIGNANT NEOPLASMS IN GLASS FIBER MANUFACTURING WORKERS
E.T. Valeyeva, G.F. Mukhammadieva, T.P. Tikhonova, L.K. Karimova
Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека
В статье проанализирована профессиональная заболеваемость в производстве получения непрерывного стекловолокна ОАО «Стеклонит» за период 1977—2009 гг., дана гигиеническая оценка условий труда. На предприятии регистрируется высокий уровень профессиональных гиперкератозов и рака кожи. Показана динамика развития онкологической патологии на данном производстве.
Ключевые слова: рак кожи, гиперкератозы, операторы, производство стекловолокна, замасливатели, профессиональная заболеваемость.
Analysis of occupational morbidity in the «Steklonit» JSC manufacture of continuous glass fiber between 1977 and 2009 is presented in this paper. Hygienic assessment of working conditions has been done. A high rate of occupational hyperkeratoses and skin cancer is registered at the enterprise. The dynamics of oncologic pathology development at the current production is shown.
Keywords: skin cancer, hyperkeratosis, operators, glass fiber manufacture, lubricants, occupational morbidity.
В структуре причин смертности населения, в том числе его трудоспособной части, одно из лидирующих мест занимают злокачественные новообразования. Статистические данные последних лет свидетельствуют о неуклонном росте онкологической заболеваемости и смертности во многих регионах Российской Федерации. Согласно исследованиям, до 38 % злокачественных новообразований у человека связаны с вредными отходами производства, воздействию которых подвергаются лица, занятые в различных отраслях промышленности [1; 2].
В Республике Башкортостан уже более 40 лет функционирует предприятие по выпуску стекловолокна и изделий из него, которые нашли применение во многих отраслях промышленности страны. Производство непрерывного стекловолокна сопряжено с комбинированным и комплексным воздействием на работающих химических веществ в сочетании с неблагоприятным микроклиматом, пылью стекловолокна и производственным шумом. На протяжении длительного времени регистрируется рост числа профессиональных заболеваний у рабочих производства «Стеклонит», среди которых ведущими являются заболевания кожи (гиперкератозы и злокачественные новообразования кожи). Выявление профессиональных заболеваний на данном предприятии выдвигает необходимость всестороннего изучения особенностей формирования онкологических поражений кожи.
Выработка стекловолокна осуществляется на специальных стеклопрядильных агрегатах путем вытягивания из расплава стекла через фильер -ные устройства и замасливания. Дополнительная обработка поверхности стекловолокна за-масливателями приводит к ее гидрофобизации, снижению поверхностной энергии и электризу-
емости, снижению коэффициента трения от 0,7 до 0,3, увеличению прочности при растяжении на 20—30 %. В ходе технологического процесса оператор получения непрерывного стекловолокна ведет наблюдение за технологическим процессом, осуществляет заправку нитей, своевременно устраняет наплывы и разрывы нитей стекловолокна. В результате большого количества ручных операций, кожные покровы работающих загрязняются замасливателями и их компонентами. Замасливатели представляют собой многокомпонентную смесь сложных химических соединений. Содержащиеся в замасливателях вредные вещества (аминопропилтриэтоксилан (АГМ-9), смесь полиоксиэтиленгликолевых эфиров высших жирных спиртов (0С-20), раствор смешанной хромовой соли метакриловой и соляной кислот (Волан-702), эпоксидные, фор-мальдегидсодержащие и полиэфирные смолы и др.) обладают различным характером действия и относятся к веществам 2—3-го класса опасности. Кроме того, канцерогенными для человека являются формальдегид и эпихлоргидрин [3].
Ведущий неблагоприятный производственный фактор в процессе приготовления замас-ливателей — это выделение паров и аэрозолей вредных веществ и возможный контакт химических соединений с незащищенными частями тела. Вибрирующая при вытяжке стеклонить создает высокодисперсный аэрозоль замасли-вателей, при этом в воздух рабочей зоны поступает сложная газо-паро-аэрозольная смесь. Производственная среда загрязняется замасли-вателями вследствие недостаточной автоматизации технологического процесса, несовершенства оборудования и открытой технологической схемы производства стекловолокна. По данным исследований ведомственной санитарной лабо-
ДШШ №12 (220 ЗНиСО
29
ратории, выполненных в 2007—2008 гг., содержание эпихлоргидрина в воздухе рабочей зоны приближается к максимально разовой ПДК, а уровень загрязнения вредными веществами (формальдегид, гидрохлорид, предельные углеводороды и др.) в несколько раз ниже соответствующих ПДК. Анализ состояния воздушной среды в цехе № 2, выполненный в 2009 г., не выявил превышение ПДК вышеуказанных веществ и пыли стекловолокна, а уровень загрязнения кристаллическим диоксидом кремния (при содержании в пыли более 70 %) примерно в 1,5 раза превышал ПДК в 67 % проб. Тем не менее, в процессе получения стекловолокна на поверхностях стен и оборудования образуется белый желатиноподобный налет, который при охлаждении приобретает консистенцию порошка, что указывает на трансформацию химических веществ, входящих в состав замас-ливателей, при нагреве в воздухе. Источниками тепловыделений являются стеклопрядиль-ные агрегаты, излучающие тепловую энергию. Верхние поверхности агрегата нагреваются до высоких температур (40—60 °С), что формирует нагревающий микроклимат помещений цехов электропечей. На высоте 1,5 м от уровня пола интенсивность теплового излучения достигает около 1 000 Вт/м2, что позволяет оценивать класс условий труда как 3.1. При этом оператор вынужден поднимать руки к фильерным питателям на высоту до 2,0 м, в область высоко нагретого воздуха, поэтому на кожные покровы рук работника попадает основная энергия теплового излучения. Это определяет повышенную тяжесть труда операторов на уровне класса 3.2. Интенсивное тепловое излучение и повышенная температура способствует местному расширению кровеносных сосудов и более глубокому проникновению вредных веществ в кожу и таким образом развитию кожной патологии.
За период 1977—2009 гг. в целом по ОАО «Стеклонит» зарегистрировано 93 случая хронических профессиональных заболеваний. Профессиональные заболевания, в основном, диагностированы у 87 операторов по получению непрерывного стекловолокна (93,5 %). Во все годы наблюдения отмечается высокий уровень профессионального риска. За 32 года показатель накопленной профессиональной заболеваемости (ПЗ) среди группы операторов по получению непрерывного стекловолокна составил 384,0 на 10 тыс. работающих.
В структуре ПЗ среди рабочих производства «Стеклонит» основное место занимают профессиональные заболевания кожи. По нозологическому признаку профессиональные заболевания распределились следующим образом: ограниченные и множественные гиперкератозы — 72,6 %, злокачественные новообразования кожи — 21,8 %, прочие — 5,6 % (контактный дерматит рук, профессиональный хронический бронхит).
Распределение лиц с профессиональными заболеваниями по половому признаку состави-
ло: мужчины — 51,1 %, женщины — 48,9 %, из них с раком кожи: мужчины — 15,9 %, женщины — 11,5 %; с гиперкератозом — 35,2 и 37,4 % соответственно.
Согласно категории риска профзаболеваний и категории тяжести профзаболеваний рассчитан индекс профзаболеваний (Ипз) для профессии оператора по получению непрерывного стекловолокна при классе условий труда 3.2—3.3 [4; 5]. По ограниченному гиперкератозу Ипз = 0,5, что соответствует высокому риску профзаболеваний 2-й категории. Для раковых заболеваний кожи Ипз = 1,0, что соответствует высокому риску профзаболеваний 1-й категории. Проведенные расчеты свидетельствуют о высокой профессиональной обусловленности нарушений здоровья среди операторов в зависимости от относительного риска.
Средний возраст работников на момент установления профессионального ограниченного гиперкератоза составил 56,6 лет. Средний возраст на момент установления профессионального рака кожи — 64,3 года. Средний стаж работающих на производстве на момент установления диагноза — 18,1 лет.
Профессиональные заболевания кожи были выявлены у операторов наиболее часто (в 42,3 % случаев) при стаже работы 15—20 лет. Средние сроки появления ограниченного гиперкератоза после начала работы составляет 12,6 лет, а сроки трансформации ограниченного гиперкератоза в бластому — 14,5 лет. У одного рабочего с раком кожи начальные изменения на коже рук появились через 1 год от начала контакта с продуктами производства, у четверых — через 3—4 года.
Злокачественным образованиям кожи предшествует серия однотипных предвестников, возникающих на местах непосредственного соприкосновения с производственными раздражителями. Начальные изменения на коже пальцев кистей и предплечий рабочих возникали в виде гиперпигментации, которая обычно развивалась через 2—3 года от начала работы с замасливателями. При дальнейшем производственном контакте с ними формировались очаги ограниченного гиперкератоза с бородавчатыми разрастаниями, не вызывающих субъективных ощущений. Но изменения на коже рук прогрессировали и приобретали более выраженный характер. По истечении ряда лет у 20 больных наступила малигнизация патологического процесса на коже, возникли длительно незаживающие язвочки, появилась болезненность. В Республиканском онкологическом диспансере проводилось иссечение опухолей, лучевая терапия, часть больных оперирована многократно по поводу рецидива опухолей. У трех пациентов произведена ампутация ногтевых фаланг левой кисти, двое — оперированы по поводу метастазов в область левой локтевой ямки. При гистологическом исследовании
30
ЗНиСО ДЕКАбРЬ №12 (225)
у всех профессиональных больных выявлен ороговевший плоскоклеточный рак. Таким образом, у рабочих формирование рака кожи протекает через промежуточные стадии гиперпигментации и ограниченного гиперкератоза, что позволяет расценивать ограниченный гиперкератоз как предраковое состояние кожных покровов.
При комплексном медицинском обследовании 137 операторов по получению непрерывного стекловолокна выявлено, что у каждого второго (51,4 %) обнаружены те или иные изменения кожных покровов рук. В клинической картине кожной патологии у операторов отмечалась гиперпигментация, сухость, микротравматизация кожи, потертости. При анализе стажевой зависимости у операторов было установлено, что изменения на коже достоверно возрастают при стаже работы 6—10 и 11—15 лет по сравнению со ста-жевой группой до 5 лет (10,5 ± 1,8), (12,8 ± 2,8) и (2,3 ± 1,8) % соответственно, р < 0,001). Данные нарушения целостности кожных покровов являются ранними признаками профессиональных кожных заболеваний, что требует проведения оздоровительных мероприятий.
Расчеты по выявлению причинно-след -ственных связей между факторами риска и заболеваний кожных покровов у операторов показали, что относительный риск (RR) равен 4,31 и этиологическая доля профессионального риска (EF) равна 76,7, что свидетельствует об их высокой профессиональной обусловленности в зависимости от относительного риска. Проведенные исследования позволяют утверждать, что основным критерием профессионального риска для здоровья операторов является патология кожных покровов рук и предплечий.
Выводы. Условия труда операторов непрерывного стекловолокна на ОАО «Стеклонит» оценены как вредные на уровне класса 3.2. Ведущим неблагоприятным фактором производственной среды является химический, в состав которого входят канцерогенные вещества.
Основными нозологическими формами ПЗ у операторов являются ограниченный гиперкера-
тоз и профессиональный рак кожи. Установлены закономерности формирования онкологической заболеваемости у работников производства непрерывного стекловолокна.
У операторов данного производства риск развития профессиональных поражений кожи оценивается как высокий.
Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости установления тщательного динамического наблюдения, решения вопросов по рациональному трудоустройству, отработки критериев профотбора и разработки мероприятий, направленных на предупреждение профессиональных заболеваний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильницкий А.П. Канцерогенные факторы и профессиональный рак / А.П. Ильницкий //Первичная профилактика рака. Информационный бюллетень 2005. № 2. С. 4—11.
2. Чиссов В.И. Злокачественные новообразования в России в 2007 г. / В.И. Чиссов, В.В. Старинский, Г.В. Петрова. М.: ФГУ МНИОИ им. П.А. Герцена Росмедтехнологий. М.: 2009. 244 с.
3. СанПиН 12.2353—08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» (постановление Главного гос. сан. врача РФ от 21 апреля 2008 г. № 27). М., 2007.
4. Профессиональный риск для здоровья работников: Руководство /Под ред. Н.Ф. Измерова, Э.И. Денисова. М.: Тровант, 2003; 448 с.
5. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки: Р. 2.2.1766—03. М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004. 24 с.
Контактная информация:
Валеева Эльвира Тимерьяновна, тел.: 8 (347) 255-30-57, e-mail: [email protected]
Contact information:
Valeyeva Elvira Timer'yanova, phone: 8 (347) 255-30-57, e-mail: [email protected]