Научная статья на тему 'Условия труда и профессиональная заболеваемость работников транспорта в Приморском крае'

Условия труда и профессиональная заболеваемость работников транспорта в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / УСЛОВИЯ ТРУДА / WORKING CONDITIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / OCCUPATIONAL MORBIDITY FACTORS / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Транковский Дмитрий Евгеньевич

Исследованием установлено, что неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка от воздействия вредных физических факторов в большей степени отмечается на морских и рыбопромысловых судах. Неблагоприятное воздействие на состояние здоровья водителей в большей степени оказывают производственные факторы, обусловленные конструктивными особенностями автотранспортных средств. Количество транспортных средств, относящихся к 3-й группе санитарно-эпидемиологического благополучия, последние пять лет остаётся примерно на одном уровне, и даже имеет некоторую тенденцию к снижению. Основными причинами, вызвавшими профессиональную патологию у работников транспорта, остаются производственный шум и вибрация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Транковский Дмитрий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working conditions and occupational morbidity transport workers in Primorsky krai

Research has proved that the poor sanitary and epidemiological environment from exposure to harmful physical factors largely celebrated on marine and fishing vessels. Adverse effects on the health of drivers to a greater extent have production factors due to the design features of the vehicles. The number of vehicles belonging to group 3 of the sanitary and epidemiological well-being, the last five years remains approximately at the same level, and even has some tendency to decrease. The main causes of occupational pathology in transport workers remain productive noise and vibration.

Текст научной работы на тему «Условия труда и профессиональная заболеваемость работников транспорта в Приморском крае»

© Д.Е. Транковский, 2014

УДК 642.5:[613.2+614.3](075) Приморский край

Д.Е. Транковский

УСЛОВИЯ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕмОСТЬ РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА В ПРИмОРСКОм КРАЕ

Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, г. Владивосток.

Исследованием установлено, что неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка от воздействия вредных физических факторов в большей степени отмечается на морских и рыбопромысловых судах. Неблагоприятное воздействие на состояние здоровья водителей в большей степени оказывают производственные факторы, обусловленные конструктивными особенностями автотранспортных средств. Количество транспортных средств, относящихся к 3-й группе санитарно-эпидемиологического благополучия, последние пять лет остаётся примерно на одном уровне, и даже имеет некоторую тенденцию к снижению. Основными причинами, вызвавшими профессиональную патологию у работников транспорта, остаются производственный шум и вибрация.

Ключевые слова: транспорт, условия труда, профессиональная заболеваемость, факторы. Цитировать: Транковский Д.Е. Условия труда и профессиональная заболеваемость работников транспорта в Приморском крае // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №№4(58). С. 111-113. URL: https://yadi.sk/i/9X0WAk1JZKuvu

Для оценки вредного воздействия производственной среды на организм работников водного транспорта Приморского края в 2013 г. проводились инструментальные измерения и лабораторные исследования таких производственных факторов как шум, вибрация, освещённость, микроклимат, электромагнитные излучения, загрязняющие вещества в воздухе рабочей зоны. Всего с применением лабораторных и инструментальных методов было проведено 297 обследований объектов водного транспорта (в 2012 г. - 205 обследований), при этом исследованы условия труда на 352 рабочих местах. Инструментальные измерения, проведённые на судах водного транспорта, показали, что уровни электромагнитных излучений на всех обследованных рабочих местах не превышают ПДУ. Удельный вес обследованных рабочих мест несоответствующих гигиеническим нормативам по шуму составляет 6,1% (в 2012 г. - 9,7%), по вибрации - 1,4% (в 2012 г. - 2,7%), по параметрам микроклимата - 2,7% (в 2012 г. - 6,5%), по освещённости - 13,4% (в 2012 г. - 15,9%). Концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны превышает ПДК на 0,5% обследованных рабочих мест (в 2012 году превышений не установлено).

В сравнении с 2012 г. увеличение рабочих мест несоответствующих гигиеническим нормативам произошло только по содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Данный фактор является регулируемым и приводится в соответствие с гигиеническими нормативами путём улучшения эффективности приточно-вытяжной вентиляции в судовых помещениях. Неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка от воздействия вредных физических факторов в большей степени отмечается на морских и рыбопромысловых судах.

Для оценки качества питьевой воды на водном транспорте в 2013 г. было отобрано и исследовано 234 пробы питьевой воды по санитарно-химическим показателям и 236 проб по микробиологическим показателям. В результате исследований установлено, что в 11,5% случаев исследованные пробы не соответствовали гигиеническим нормативам по санитар-но-химическим показателям и в 8,1% случаев - по микробиологическим показателям (в 2012 г. в 19,7% и в 3,7% случаев, соответственно).

Увеличение более чем в 2 раза проб питьевой воды, несоответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, объясняется тем, что в 2013 г. обследовалось большое количество морских судов, находящихся в порту в ожидании или в период проведения ежегодного профилактического ремонта. Пробы питьевой воды, отобранные после окончания ремонтных работ в судовых системах водоснабжения (зачистка, восстановление внутреннего покрытия питьевых цистерн, их дезинфекция), соответствовали гигиеническим нормативам.

Для оценки качества и безопасности питания работников водного транспорта в 2013 г. отобрано и исследовано 2 пробы пищевых продуктов по са-нитарно-химическим показателям и 181 проба по микробиологическим показателям. В результате исследований установлено, что пробы, исследованные по санитарно-химическим показателям, как и в 2012 г. соответствовали гигиеническим нормативам. По микробиологическим показателям отобранные пробы пищевых продуктов не соответствовали гигиеническим нормативам в 3,3% случаев (в 2012 г. - в 9,5% случаев). Несоответствующие гигиеническим нормативам готовые кулинарные изделия выявлены на морских судах, на которых во время стоянки их в

порту производились профилактические ремонтные работы в помещениях для приготовления и раздачи пищи. Повторно отобранные после проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий пробы пищевых продуктов соответствовали гигиеническим нормативам.

Анализ проведённых в 2013 г. лабораторных исследований на автотранспортных средствах показал, что из 217 обследованных рабочих мест по показателям шума на 56 рабочих местах его уровень превышает гигиенические нормативы - 25,8% (в 2012 г. - 20,9%). Из 217 рабочих мест, обследованных по показателям вибрации, 62 рабочих места не отвечают гигиеническим требованиям - 28,6% (в 2012 г. - 4,5%). Из 326 обследованных рабочих мест по показателям микроклимата, 21 рабочее место не соответствовало гигиеническим требованиям - 6,4% (в 2012 г. - 17,2%). Из 114 рабочих мест, обследованных по показателям освещённости, 25 рабочих мест не отвечают гигиеническим требова-

ниям - 21,9% (в 2012 г. превышений не установлено). Содержание загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны водителей из 543 исследованных проб в 16 пробах не соответствовало гигиеническим нормативам - 2,9% (в 2012 г. - 0,3%).

Полученные результаты показывают, что неблагоприятное воздействие на состояние здоровья водителей в большей степени оказывают производственный шум и вибрация, обусловленные конструктивными особенностями автотранспортных средств. Резкое увеличение количества рабочих мест несоответствующих гигиеническим нормативам по показателям освещённости установлено в тех автотранспортных средствах, где электроосветительные приборы не были укомплектованы электролампами в полном объёме. После установки электроламп во всех штатных электроосветительных приборах показатели освещённости на всех обследованных рабочих местах водителей приведены в соответствие с гигиеническими нормативами.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

X ^ 10,1 ^^11,4 10,1 9,1 8,9

/Ш. Ж Ж -Ж=Ж~

I I Транспортных средств всего

Доля транспортных средств, относящихся к 3 группе санитарно-эпидемиологического благополучия

Рис. Удельный вес транспортных средств, относящихся к 3-й группе санитарно-эпидемиологического благополучия в 2009-2013 гг. (в %)

По результатам инструментальных измерений и лабораторных исследований, проведенных в 2013 г., доля водного, воздушного и автотранспорта, относящегося к 3 группе санитарно-эпидемиологического благополучия, составила 8,9% (рис.). В 2012 г. данный показатель составлял 9,1%. На рисунке видно, что количество транспортных средств, относящихся к 3-й группе санитарно-эпидемиологического благополучия, последние пять лет остаётся примерно на одном уровне, и даже имеет некоторую тенденцию к снижению.

В целях улучшения состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, работающего на транспорте, Управлением Роспотребнадзора по Приморскому краю в 2013 г. проведено обследование 154 транспортных средств. При этом 143 обследования (92,9%), проведено в рамках плановых мероприятий по контролю в отношении 49 юридических

лиц и индивидуальных предпринимателей, и 11 обследований (7,1%) проведено в рамках внеплановых мероприятий по контролю в отношении 48 юридических лиц. Структура обследованных транспортных средств выглядит следующим образом: автомобильный транспорт - 79%, водный транспорт - 21%.

В результате обследований транспортных средств выявлено 53 нарушения санитарно-эпидемиологических требований, составлено 147 протоколов об административном правонарушении, вынесено 105 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа. Структура вынесенных постановлений по статьям КоАП РФ выглядит следующим образом: ст. 6.3 -40%, ст. 6.4 - 29%, ст. 6.5 - 8%, ст. 6.6 - 22%, ст. 8.2 - 1%. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 299,5 тысяч рублей.

В 2013 г. у 13 работников транспорта установлен диагноз хронического профессионального заболевания - 2,2 случая на 10000 работающих. В 2012 г. этот показатель составлял 1,5 случая на 10000 работающих. Сравнивая показатели заболеваемости работников транспорта за последние 5 лет (табл.) видно, что в 2013 г. более 90% случаев профессиональных заболеваний установлено у работников воздушного транспорта. Все случаи профессиональных заболеваний у данной профессиональной группы выявлены при проведении работникам в возрасте 50-65 лет в лечебно-профилактических организациях углубленных медицинских обследований. У работников морского флота показатель профессиональной заболеваемости остаётся на прежнем невысоком уровне. У работников рыбопромыслового флота и автомобильного транспорта случаи профессиональных заболеваний в 2013 г. не регистрировались.

Таблица

Динамика профессиональной заболеваемости работников транспорта в 2009-2013 гг.

2009 2010 2011 2012 2013

Всего по транспорту абс. Число 24 27 14 9 13

на 10 тыс. 4 4,5 2,3 1,5 2,2

Морской флот абс. Число 1 4 1 1 1

на 10 тыс. 0,5 2 0,5 0,5 0,5

Рыбопромысловый флот абс. Число 2 1 2 1 -

на 10 тыс. 0,6 0,3 0,6 0,3 -

Воздушный транспорт абс. Число 21 21 11 6 12

на 10 тыс. 306,6 306,6 160,6 87,3 174,6

Автомобильный транспорт абс. число - 1 - 1 -

на 10 тыс. - 0,3 - 0,4 -

Структура профессиональной заболеваемости работников транспорта в Приморском крае в 2013 г. представлена следующим образом: морской флот

- 1 случай профессионального заболевания связан с поражением органа слуха (двухсторонняя нейро-сенсорная тугоухость); воздушный транспорт - 12 случаев профессиональных заболеваний связано с поражением органа слуха (двухсторонняя ней-росенсорная тугоухость). Основными причинами, вызвавшими профессиональную патологию у работников транспорта, остаются производственный шум и вибрация. Обстоятельствами и условиями возникновения профессиональных заболеваний на объектах транспорта послужили конструктивные неустранимые недостатки машин и несовершенство технологических процессов.

Таким образом, анализ контрольно-надзорной деятельности, проводимой Управлением Роспотребнадзо-ра по Приморскому краю, позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на выявляемые нарушения, состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения Приморского края, работающего на водном, воздушном и автотранспорте, остаётся стабильным. За последние три года случаев массовых отравлений и профессиональных заболеваний, требующих внеочередных донесений в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, у работников транспорта Приморского края не регистрировалось. Снижен удельный вес объектов транспорта, относящихся к 3-й группе санитарно-эпидемиологического благополучия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Морозова С.И., Транковский Д.Е., Храмцов А.Н. Результаты работы Управления Роспотреб-надзора по Приморскому краю по надзору на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. №3-4(49-50). С. 58-59.

Trankovsky D.E.

working conditions and occupational morbidity transport workers in primorsky krai

Management Rospotrebnadzor Primorsky Krai, Vladivostok.

Research has proved that the poor sanitary and epidemiological environment from exposure to harmful physical factors largely celebrated on marine and fishing vessels. Adverse effects on the health of drivers to a greater extent have production factors due to the design features of the vehicles. The number of vehicles belonging to group 3 of the sanitary and epidemiological well-being, the last five years remains approximately at the same level, and even has some tendency to decrease. The main causes of occupational pathology in transport workers remain productive noise and vibration.

Keywords: transport, working conditions, occupational morbidity factors.

Citation: Trankovsky D.E. Working conditions and occupational morbidity transport workers in Primorsky krai. Health. Medical ecology. Science. 2014; 4(58): 111-113. URL: https://yadi.sk/i/9X0WAk1JZKuvu

Сведения об авторе

Транковский Дмитрий Евгеньевич - заместитель начальника отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю; тел. 8 (423) 244-43-60, e-mail: san_ohrana@pkrpn.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.