УДК 636.081.4:637.512:637.5.05 Табл. 1. Библ. 15
УСЛОВИЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ПРЕДУБОЙНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖИВОТНЫХ КАК ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ КАЧЕСТВО МЯСА
Семенова А.А., доктор техн. наук, Миттельштейн Т.М., Козырев И.В.
ФГБНУ «ВНИИМП им. В.М. Горбатова»
CONDITIONS OF LIVESTOCK TRANSPORTATION AND PRE-SLAUGHTER HANDLING AS FACTORS FORMING MEAT QUALITY
Semenova A.A., Mittelshtein T.M., Kozyrev I.V.
The Gorbatov's All-Russian Meat Research Institute
Ключевые слова:
транспортирование, предубойная подготовка, стресс, выход мяса, качество мяса, PSE, DFD
Реферат.
В статье приведены основные условия транспортирования и предубойной подготовки продуктивных животных, которые способствуют сохранению количества и качества поставляемого мясного сырья, обеспечивают низкую микробиальную обсемененность, в том числе отсутствие патогенных микроорганизмов, правильные условия для прохождения автолитиче-ских процессов (созревания), отсутствие кровоизлияний и загрязнений, сохранение цвета, аромата, влагоу-держивающей способности, сочность и консистенцию мяса, длительные сроки хранения мяса.
В условиях возрастающей конкуренции на отечественном рынке мясной продукции вопросы качества мясного сырья и снижения потерь на всех этапах его производства приобретают всё большую значимость.
Из значительного числа внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов, оказывающих влияние на выход и качество мяса, особую роль играет стресс животных в процессе их подготовки к убою. Трудами многих отечественных (И.Г. Береза, В.М. Горбатов, П.Я. Спринцис, Ю.В. Татулов, Л.Л. Борткевич, Г. Коруков, Л. Троянов, Н.В. Левши-на и др.) и зарубежных учёных доказано, что стресс, в особенности у свиней, выражается в резком ухудшении физиологического состояния организма животных и приводит к значительным потерям и ухудшению качества свинины.
В этой связи условия транспортирования и преду-бойного содержания животных являются важными этапами технологического процесса переработки, во время которых закладываются качество и безопасность производимой продукции, успешное соблюдение сроков годности и основа для достижения высоких показателей эффективности производства.
Мышечная ткань здоровых животных теоретически
Keywords:
transportation, pre-slaughter handling, stress, meat yield, meat quality, pale soft exudative, dry firm dark
Summary.
The article presents the basic terms of livestock transportation and pre-slaughter handling, which contribute to the preservation of raw meat quantity and quality, ensure low microbial contamination, including the absence of pathogens, the right conditions for the passage of autolytic processes, the absence of hemorrhage and contamination, preservation color, flavor, water-binding capacity, juiciness and texture of meat, long shelf life.
должна быть стерильной. Однако в зависимости от условий транспортирования, предубойного состояния животных и санитарно-гигиенических условий мясокомбината, мясо обычно содержит различное количество микроорганизмов. Эта микрофлора может быть результатом эндогенного или экзогенного инфицирования.
На общее содержание микроорганизмов в мясе в значительной мере влияет величина рН мяса, которая зависит от исходного количества гликогена в мышечной ткани животного и от характера развития автолитических процессов после убоя. В процессе созревания мяса происходит распад гликогена с образованием молочной кислоты, в результате чего рН мяса снижается. В мышечной ткани здоровых, упитанных, отдохнувших животных содержится большое количество гликогена. В таком мясе при созревании образуется кислая среда - рН 5,6-5,9. Кислая реакция препятствует развитию микроорганизмов, особенно гнилостных бактерий.
В мышечной ткани ослабленных, плохо упитанных, утомлённых животных гликогена содержится почти в 2 раза меньше, следовательно, образуется меньше молочной кислоты, и рН снижается незначительно.
Обычно мясо таких животных имеет рН 6,2 и выше. В таком мясе гнилостные микроорганизмы развиваются быстрее и обнаруживаются не только на поверхности, но и в глубине мышечной ткани, что обуславливает быструю порчу мяса.
Вопросы взаимосвязи между благополучием животных и качеством мяса активно обсуждаются учеными мясной отрасли на протяжении более 30 лет.
В настоящее время только немногие производители и переработчики интересуются проблемой благополучия животных, однако при поиске причин частого появления мяса с пороками качества PSE (pale, soft, exudative - бледное, мягкое, водянистое) и DFD (dark, firm, dry - тёмное, жёсткое, сухое) очень быстро была выявлена взаимосвязь между стрессом, которому подвергаются животные, и качеством мяса [1-2].
Главными принципами защиты животных при транспортировке являются обеспечение отсутствия травмирования, боли, голода и жажды, термических нагрузок и болезненных ограничений в движениях, которые могут вызвать чувство страха у животных. Главными факторами, обеспечивающими отсутствие этих отрицательных проявлений, являются соответствующие технические условия транспортировки (конструктивное исполнение автотранспорта, погрузочных платформ, наличие перегородок, вентиляционных систем, соответствующие освещение, высота кузова автофургона и т.д.), а также продуманный менеджмент транспортировки (методы обращения с животными, вспомогательные средства для их подгона, плотность погрузки, продолжительность предубой-ной выдержки, скорость движения и др.) [3,4].
Неправильно организованное транспортирование животных может привести к появлению кровоподтеков, кровоизлияний, переломам костей, неудовлетворительному обескровливанию, нехватке гликогена в мясе, увеличению количества мяса с признаками PSE и DFD, дефектам созревания, ухудшению органолептических показателей и микробиологического состояния сырья, снижению величины влагоудерживающей способности мяса и, как следствие, к потерям полезной продукции.
В настоящее время стресс определяют как совокупность общих стереотипных ответных реакций организма на действие различных по своей природе сильных (чрезвычайных, экстремальных) раздражителей [5,6].
Учитывая специфичность стресса, Г. Селье подразделил ответную реакцию организма на 3 стадии. Именно 1-я стадия развития стресса протекает во время транспортирования животных на убой.
При транспортном стрессе можно наблюдать возбужденное состояние животных, мышечную дрожь, судорожные движения конечностей, пугливость, дрожание хвоста, выделение небольшого количества пены, одышку. С клинической точки зрения повышенный риск появления мяса со свойствами PSE и DFD имеет место в тех случаях, если к моменту убоя частота дыхания составляет 30 вдохов в минуту, частота пульса - более 100 ударов в минуту, а ректальная температура - более 39 °С.
Сила стрессовой реакции при транспортировании зависит от психических, физических, вестибулярных нагрузок, высоких и низких температур окружающей среды, ломки привычного стереотипа. I. Ве^а11 и др. [7] пришли к выводу, что возбудимость - наиболее важный фактор появления свинины Р8Б, зависящий от породы животного. В настоящее время основным спросом у потребителей пользуется нежирная свинина. В этой связи, посредством широкой селекционной работы, были выведены быстрорастущие породы свиней, дающие преимущественно нежирное мясо и отличающиеся пониженной сопротивляемостью к воздействию различных стрессовых факторов [8].
Развитие стресса и его последствий существенно отличается у отдельных пород и линий внутри вида, а также у различных особей одной и той же породы или линии.
При изучении этого вопроса установлено, что в зависимости от чувствительности животных к нагрузкам, независимо от их возраста, встречаются различные случаи возникновения пороков качества мяса Р8Б и БББ, вызванные утомлением, переходящим в необратимые симптомы синдрома стресса свиней [9].
Наибольший ущерб в экономическом отношении наносит мясо Р8Б, которое обнаруживается, главным образом, в ценных частях туши.
Психическая нагрузка - один из ведущих факторов в развитии стресса, вызванного транспортировкой и при коротких перевозках играет основную роль. Выгон животных из помещений, погрузка на транспортные средства, разгрузка в пункте назначения вызывают у свиней сильное возбуждение, страх, что усугубляется смешиванием особей из разных групп.
Научные исследования показали, что содержание норадреналина и адреналина в крови свиней после их подгона к месту оглушения увеличивается соответственно в 2 и 3 раза. Применение электропогонялок при подгоне свиней приводит к повышению содержания адреналина в 7 раз. Каждая свинья теряет до одного килограмма массы только по пути от станка до транспорта. При этом повышенное сопротивление вызывают у них незнакомые элементы внешней среды, естественное дневное освещение, другой состав воздуха, его температура. Физические нагрузки зависят от вида транспортного средства, состояния дороги, продолжительности транспортировки. Высокие и низкие температуры окружающей среды являются сильными стрессовыми факторами при транспортировке. Отрицательное влияние этих факторов сказывается на состоянии животных в течение длительного времени.
Перечисленные факторы, сопутствующие транспортировке, вызывают глубокие изменения физиологических функций, перенапряжение организма. Причём наиболее уязвимыми являются центральная нервная система, эндокринная, сосудистая, пищеварительная системы, что приводит к значительным потерям животноводческого сырья.
Принято подразделять свиней на 2 генотипа: чувствительные к стрессу и стойкие к стрессу. К 1-у
генотипу относятся такие породы, как пьетрен, датский, бельгийский и голландский ландрас, гемпшир, шведский йоркшир и др.; ко 2-у генотипу - крупная белая [5].
В зависимости от условий и длительности транспортировки потери и пороки качества, полученные в результате стресса, могут достигать значительных масштабов. Данные, полученные ВНИИ мясной промышленности по изменению живой массы свиней при их транспортировке из свиноводческих комплексов на мясокомбинаты, позволили выявить зависимость снижения массы тела животного от расстояния доставки. В разное время года живая масса свиней при транспортировке до 50 км снижается на 1,8%, до 100 км - на 2,0%, свыше 100 км - на 2,7%. Эксперименты, проведенные другими исследователями, также показывают, что при доставке на расстояние 60 км живая масса свиней снижается на 1,8%, на 135 км - на 3,0%, свыше 200 км - на 4% [10].
Для снижения отрицательных воздействий транспортирования используемый спецавтранспорт должен соответствовать следующим требованиям:
• пол кузова - водонепроницаемый, изготавливается из мелкорифлёной стали или другого нержавеющего материала, должен иметь резиновый настил с рифлёной поверхностью, ровный, без щелей и выступающих стыков;
• нижняя часть кузова на высоте 700 мм должна быть сплошной и составлять единое целое с полом кузова без выступов и ребер;
• внутренние стены на высоте 700 мм от пола должны быть покрыты гладким, прочным синтетическим материалом, легко моющимся и не реагирующим на дезинфицирующие растворы;
• боковые стенки прицепа должны быть выполнены с отверстиями, размер которых регулируется с помощью жалюзи;
• крыша кузова сплошная, снаружи металлическая, внутри с легкой прослойкой из теплоизоляционного материала;
• в задней части прицепа должен быть металлический трап с перилами; угол наклона трапа минимальный, но не более 23
• конструкция трапа-двери может быть выдвижной и должна выдерживать многократные нагрузки в процессе погрузки и выгрузки животных;
• конструкция замков трапа-двери должна исключать её открывание в процессе транспортировки животных;
• вентиляция при движении автоприцепа осуществляется за счет естественного потока воздуха (через жалюзи) или принудительного;
• скорость движения транспортного средства не должна превышать 60 км/час.
Снизить вероятность стресса у животных при транспортировании позволяет соблюдение следующих основных требований:
• поддержание стабильного рациона кормления животных в последние 7-10 суток их пребывания в хозяйстве; рекомендуется обеспечивать скот кормом в избытке для повышения запаса гликогена в мышцах;
• прекращение кормления животных за 10-12 часов до начала погрузки;
• сокращение периода погрузки и разгрузки животных на транспортные средства и осторожное обращение с животными;
• снижение воздействия на животных внешних факторов, таких как резкие колебания температуры;
• транспортирование в летний период - в ночное время или утром;
• не допускать состояния физической усталости у животных в период транспортирования;
• продолжительность и скорость транспортировки должны быть минимальными; во избежание снижения запасов гликогена при длительной доставке скот периодически кормят, воду дают без ограничений;
• во избежание травматизма следует перевозку животных осуществлять партиями одного вида, пола и возраста.
Другим не менее важным этапом подготовки животных к убою и сохранения качества сырья является предубойная подготовка.
Ь. ¥аиеИапо и др. [11] провели сравнение влияния голодной выдержки на ферме и на мясокомбинате в отношении состояния животных перед убоем и качества мяса. В общей сложности 700 свиней подвергали голодной выдержке в течение 24 часов перед убоем. Животные были разделены на 2 группы по 350 свиней в каждой. 1-я группа выдерживалась без корма в течение 18 часов на ферме перед транспортировкой и в течение 6 часов до убоя (в том числе 2 часа во время транспортировки и 4 часа в загоне для предубойного содержания на мясокомбинате). 2-я группа не подвергалась голодной выдержке на ферме, она применялась только во время транспортировки (2 часа) и в загоне для предубойного содержания на мясокомбинате (22 часа). Ни одно животное не погибло в процессе транспортировки. Во время предубойного содержания свиньи из 2-й группы были более активны, чем свиньи из 1-й группы. Параметры мяса, такие как значение рН, цвет и капельные потери, оценивались на образцах Ь. йотз1, свинина от животных 2-й группы была более тёмная и сухая. В этой связи исследователями
рекомендуется проводить голодную выдержку животных не на мясокомбинате, а на ферме, так как это положительно сказывается на поведении в загоне для предубойного содержания и на качестве мяса. Применение голодной выдержки на мясокомбинате препятствует отдыху свиней до убоя в связи с увеличением их активности и возможными драками, что приводит к получению свинины с пороком DFD.
Изучение влияния продолжительности и условий транспортировки и предубойного содержания крупного рогатого скота на количество белка теплового шока, уровень глюкозы и кортизола (гормон стресса), проведённое Graeme Bradley и др. [12] , показало, что более длительная продолжительность транспортировки и меньшее количество часов предубойного содержания повышают экспрессию белка теплового шока HSPA1A и кортизола, в то время как уровень глюкозы снижается, что влияет на конечное значение величины рН. В работе Issakowicz и др. [13] приведены исследования влияния продолжительности транспортировки и предубойного содержания на поведение ягнят и качество мяса. Животные были разделены на 2 группы - 2 или 6 часов транспортирования и 12 или 24 часа предубойного содержания соответственно. В качестве объектов исследований были выбраны ягнята в возрасте 127±7 дней с живой массой 30,4±2,06 кг. Период предубойного содержания 12 часов влиял на качество мяса с точки зрения напряжения среза и показателей цвета L* и b*. Несмотря на то, что 24-часовой период содержания вызвал незначительное повышение жёсткости мяса по сравнению с периодом 12 часов, он способствовал более благоприятному состоянию животных на основании оценки их поведения.
Таким образом, исследования зарубежных учёных показывают исключительную важность соблюдения условий транспортирования и предубойного содержания и влияние этих факторов на качество продукции.
В России на предприятиях мясной отрасли АПК предубойная подготовка продуктивных животных является обязательной в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза 034/2013 «О безопасности мяса и мясных продуктов» и проводится в соответствии с Правилами ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов. Эти правила предусматривают разные сроки и условия предубойной подготовки животных в зависимости от условий сдачи-приемки, транспортировки и расстояния доставки.
Целью предубойной выдержки являются физический отдых животных, снятие нервного напряжения, частичное освобождение желудочно-кишечного тракта, накопление гликогена, хорошее обескровливание туши, адаптация к новым условиям и восстановление защитных функций (резистентности) организма, более легкое выполнение операций по съёмке шкуры и нутровке.
При проведении предубойной подготовки животных в хозяйстве, в целях экономии кормов и сохранения качества мяса и шкур, при кратковременной
транспортировке при неограниченном поении свиней выдерживают без корма не менее 5 часов, включая время нахождения в пути при доставке автотранспортом. Время прекращения кормления животных в хозяйствах проставляют в товарно-транспортной накладной. Животные должны быть доставлены на мясокомбинат в день и время, указанные в согласованных графиках сдачи-приемки.
При сдаче-приемке свиней по весу и качеству мяса в указанных условиях продолжительность предубой-ной подготовки свиней на мясокомбинате, включая ветеринарный осмотр, должна составлять не более 5 часов после приемки их на предприятии. При отсутствии выдержки свиней без корма в хозяйстве пре-дубойная выдержка на мясокомбинате составляет не менее 10 часов после их приемки.
При сдаче-приемке свиней по живому весу и упитанности как непосредственно в хозяйствах, так и на предприятиях, предубойная выдержка на мясокомбинатах должна составлять для свиней не менее 12 часов после приемки их на предприятии.
Длительная предубойная выдержка (более 12 часов) приводит к агрессивности свиней по отношению друг к другу, истощению запасов гликогена в организме, что обуславливает высокую конечную величину рН мяса и его нестойкость во время хранения. В экстремальных условиях возникает порок мяса БББ и снижается его выход.
На предубойной базе все загоны должны быть оборудованы автоматическими поилками и души-рующими устройствами. Форсунки душирующего устройства должны быть расположены так, чтобы свиньи омывались со всех сторон в течение 10 минут теплой (в жаркое время - холодной) водой с температурой 20-25 °С. Свиньи на убой должны поступать чистыми, это снижает микробиологические риски загрязнения туш при обескровливании, облегчает и улучшает проведение операций обескровливания. Во время предубойной подготовки поение животных не ограничивают, но прекращают за 3 часа до убоя.
О результативности отдыха животных судят по: температуре тела (не более 39 °С), частоте пульса (до 100 ударов/мин), частоте дыхания (не более 30 вдохов/мин), степени наполнения ушных вен (умеренно наполнены).
Несоблюдение условий содержания и времени предубойной подготовки приводит к значительным стрессам, нарушению процессов гликолиза, появлению свинины с отклонениями качества и, как следствие, к дефектам готовых продуктов, потерям при переработке, в частности при тепловой обработке и хранении, порокам при посоле, колебаниям во вкусе и аромате, быстрой порче и к сокращению сроков хранения. При реализации в торговой сети часто вызывает нарекания потребителей цвет мяса Р8Б.
Литературные данные и исследования ВНИИ мясной промышленности свидетельствуют о резком увеличении в мясе Р8Б свободной и отчасти слабо связанной влаги. В результате этого увеличиваются потери на всех этапах переработки, включая разделку
мяса и термическую обработку. По этим же причинам мясо Р8Б не может быть направлено на хранение. Кроме того, такие свойства данного сырья приводят к снижению качества изготовляемых из него мясопродуктов (они имеют бледный цвет, мягкую консистенцию, отсутствует выраженный вкусо-ароматический букет, ВСС фарша на 11% ниже, чем фарша, приготовленного из мяса с большей величиной рН, на колбасах - бульоно-жировые отёки). Солёно-вареная свинина Р8Б обладает наименьшей сочностью, более жёсткой консистенцией, минимальным выходом готового продукта, обладает наибольшей устойчивостью к действию протеолитических ферментов.
Таким образом, правильно проведенные процессы транспортировки и предубойной подготовки имеют большое значение, так как способствуют сохранению количества и качества поставляемого мясного сырья, обеспечивают низкую микробиальную
обсемененность, в том числе отсутствие патогенных микроорганизмов, правильные условия для прохождения автолитических процессов (созревания), отсутствие кровоизлияний и загрязнений, обеспечение условий для сохранения цвета, аромата, водосвязы-вающей способности, сочности и консистенции мяса, длительных сроков хранения мяса.
Технологическая инструкция по приёмке и пре-дубойной подготовке, разработанная институтом и предусматривающая оптимальные условия транспортирования и сроки предубойного содержания животных, а также применение биологически активных препаратов, обладающих антистрессовым действием (например, смеси холинхлорида и витамина РР), обеспечивают возможность сокращения потерь полезной продукции и появления мяса с дефектами Р8Б и БББ [14, 15].а
Таблица 1.
Характеристика качественных групп
Нормальное
Р8Б
(бледное, мягкое, водянистое)
БРБ
(тёмное, жёсткое, сухое)
Характерные признаки мяса
Яркий розово-красный цвет, упругая консистенция, характерный запах, высокая ВСС
Светлая окраска, рыхлая консистенция, кислый привкус, выделение мясного сока, низкая ВСС
Тёмно-красный цвет, грубая
волокнистость, жёсткая консистенция, повышенная липкость, пониженный срок хранения, высокая ВСС
Причины образования
Нормальное развитие автолиза
Встречается у свиней с малой подвижностью, отклонениями в генотипе,
под воздействием кратковременных стрессов
Встречается чаще у молодняка КРС после длительного стресса
Методы идентификации
рН1> 6,2 рН24= 5,5-6,0
рН1< 5,8
рН24> 6,2
© КОНТАКТЫ:
Семенова Анастасия Артуровна а [email protected]
Миттельштейн Татьяна Михайловна Козырев Илья Владимирович
V +7 (495) 676-9771
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Brüggemann, D. Tierschutr vom stall dis zur Schlachtung und auswirkungen auf die fleischgualität / D. Brüggemann // Fleschwirtchaft. - 2014. - Vol. 94, № 6. - P. 84.
2. Ramantanis, S.B. Transport as most controversial area / S.B. Ramantanis // Fleschwirtchaft International. - 2005.
- № 2. - P. 24-28.
3. Schwarzlose, I. Behandlung und transport von leben dvieh zwischen erzeugerbetrieb und schlachthof / I. Schwarzlose // Fleschwirtchaft. - 2014. - Vol. 94, № 6. - P. 84.
4. Holleben, R. Rendersdi lachtung: Anlieferung, aufstallung, zutreb, fixicrung -antorderungen und erfanrungen / R. Holleben // Fleschwirtchaft. - 2014. -Vol. 94, № 6. - P. 86.
5. Плященко, С.И. Стрессы у сельскохозяйственных животных / С.И. Плященко, В.Т. Сидорова. - М.: Агропромиздат, 1987. - 192 с.
6. Хайдарлиу, С.Х. Двуликий стресс / С.Х. Хайдарлиу.
- Кишинев: Картя Молдовеняске, 1986. - 121 с.
7. Bendall, I.R. Post-mortem changes in the muscles of Landrace pigs / I.R. Bendall, O. Hallund // Journal of Food Science. - 1963. - Vol. 28, № 2. - P. 156-162.
8. Клименко, А.И. Взаимосвязь стрессоустойчивости животных с репродуктивными качествами и биохимическими и физиологическими показателями / А.И. Клименко, Н.Н. Никитченко, В.И. Степанов // Вестник сельскохозяйственной науки. - 1987. -№ 1. - С. 82-86.
9. Kozlowski, M. Wodnistose miesa swin w okresie ich wzrostu i rozwoj, okreslana przyzyciowo i po uboju. / M. Kozlowski, Z. Meller, A. Iarczuk, Rothiewicz et al. // Roszniki Nauk Polnisrych Seria B Zootechnika. - 1984. -T. 102, № 2. - S. 69-83.
10. Татулов, Ю.В. Сохранение сырья при транспортировке - важная народнохозяйственная задача / Ю.В. Татулов, Л.Л. Борткевич, Н.И. Курицын // Мясная индустрия СССР. - 1987. - № 6. - С. 15-16.
11. Dalla Costa, O.A. Influence of preslaughter feed withdrawal time applied at the farm or at abattoir on behaviour and meat quality in pigs. / O.A. Dalla Costa, N. Devillers, M.J.R.P. Costa, L. Faucitano // 61st International Congress of Meat Science and Technology -Clermont-Ferrand, 2015.
12. Chulayo, A.Y. Effects of transportation, lairage and stunning shots on the expression of stress biomarkers and meat quality in bovines / A.Y. Chulayo, G. Bradley, V. Muchenje // 61st International Congress of Meat Science and Technology - Clermont-Ferrand, 2015.
13. Issakowicz, A.C.K.S. Effects of transportation period and waiting before slaughter on behaviour and meat quality of lambs / A.C.K.S. Issakowicz, J. Issakowicz, A.T. Geraldo, A.S. Natel et al. // 61st International Congress of Meat Science and Technology - Clermont-Ferrand, 2015.
14. Татулов, Ю.В. Влияние различных факторов на качественные и количественные показатели мясного сырья в процессе транспортировки и предубойной подготовки животных / Ю.В. Татулов, Т.М. Миттельштейн и др. // Сборник научных трудов ВНИИМП, 1986. - С. 45-56.
15. Косачева, Т.В. Антистрессовые препараты и качество продукции / Т.В. Косачева // Мясная промышленность. - 1995. - № 2. - С. 15-16.
REFERENCES:
1. Brüggemann, D. Tierschutr vom stall dis zur Schlachtung und auswirkungen auf die fleischgualität / D. Brüggemann // Fleschwirtchaft. - 2014. - Vol. 94, № 6. - P. 84.
2. Ramantanis, S.B. Transport as most controversial area / S.B. Ramantanis // Fleschwirtchaft International. -2005. - № 2. - P. 24-28.
3. Schwarzlose, I. Behandlung und transport von leben dvieh zwischen erzeugerbetrieb und schlachthof / I. Schwarzlose // Fleschwirtchaft. - 2014. - Vol. 94, № 6. - P. 84.
4. Holleben, R. Rendersdi lachtung: Anlieferung, aufstallung, zutreb, fixicrung -antorderungen und erfanrungen / R. Holleben // Fleschwirtchaft. - 2014. - Vol. 94, № 6. - P. 86.
5. Plyashchenko, S.I. Stressy u sel'skohozyajstvennyh zhivotnyh [Farming animals stress] / S.I. Plyashchenko, V.T. Sidorova. - M.: Agropromizdat, 1987. - 192 p.
6. Hajdarliu, S.H. Dvulikij stress [Two-faced stress] / S.H. Hajdarliu. - Kishinev: Kartya Moldovenyaske, 1986. - 121 p.
7. Bendall, I.R. Post-mortem changes in the muscles of Landrace pigs / I.R. Bendall, O. Hallund // Journal of Food Science. - 1963. - Vol. 28, № 2. - P. 156-162.
8. Klimenko, A.I. Vzaimosvyaz' stressoustojchivosti zhivotnyh s reproduktivnymi kachestvami i biohimicheskimi i fiziologicheskimi pokazatelyami [Correlation between stress and reproductive quality and biochemical and physiological indicators] / A.I. Klimenko, N.N. Nikitchenko, V.I. Stepanov // Vestnik sel'skohozyajstvennoj nauki. - 1987.
- № 1. - P. 82-86.
9. Kozlowski, M. Wodnistose miesa swin w okresie ich wzrostu i rozwoj, okreslana przyzyciowo i po uboju. / M. Ko-zlowski, Z. Meller, A. Iarczuk, Rothiewicz et al. // Roszniki Nauk Polnisrych Seria B Zootechnika. - 1984. - T. 102, № 2. - S. 69-83.
10. Y.V. Tatulov, Sohranenie syr'ya pri transportirovke -vazhnaya narodnohozyajstvennaya zadacha [Preservation of raw materials on transportation is an important agricultural task] / Y.V. Tatulov, L.L. Bortkevich, N.I. Kuricyn // Myasnaya industriya SSSR. - 1987. - № 6. - P. 15-16.
11. Dalla Costa, O.A. Influence of preslaughter feed withdrawal time applied at the farm or at abattoir on behaviour and meat quality in pigs. / O.A. Dalla Costa, N. Devillers, M.J.R.P. Costa, L. Faucitano // 61st International Congress of Meat Science and Technology - Clermont-Ferrand, 2015.
12. Chulayo, A.Y. Effects of transportation, lairage and stunning shots on the expression of stress biomarkers and meat quality in bovines / A.Y. Chulayo, G. Bradley, V. Muchenje // 61st International Congress of Meat Science and Technology - Clermont-Ferrand, 2015.
13. Issakowicz, A.C.K.S. Effects of transportation period and waiting before slaughter on behaviour and meat quality of lambs / A.C.K.S. Issakowicz, J. Issakowicz, A.T. Geraldo, A.S. Natel et al. // 61st International Congress of Meat Science and Technology - Clermont-Ferrand, 2015.
14. Y.V. Tatulov. Vliyanie razlichnyh faktorov na kachest-vennye i kolichestvennye pokazateli myasnogo syr'ya v processe transportirovki i predubojnoj podgotovki zhivotnyh [The influence of various factors on the quality and quantity indicators of meat raw materials during transportation and pre-slaughter handling of animals] / Y.V. Tatulov, T.M. Mit-telshtein et al. // Sbornik nauchnyh trudov VNIIMP, 1986.
- P. 45-56.
15. Kosacheva, T.V. Antistressovye preparaty i kachest-vo produkcii [Anti-stress drugs and production quality] / T.V. Kosacheva // Myasnaya promyshlennost'. - 1995. -№ 2. - P. 15-16.