УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (ДОТРУДОВОЙ ПЕРИОД)
Е.А. Петрякова, канд. социол. наук, доцент Астраханский государственный технический университет (Россия, г. Астрахань)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-5-154-158
Аннотация. Осмысление условий становления специалиста в дотрудовой период (обучения в университете) с позиций деятельностного подхода является основным предметным полем данной статьи. Предприняты теоретические и практические подходы к изучению темы. Приводятся результаты конкретного социологического исследования, проведенного автором статьи, с целью изучения условий успешного взаимодействия, становления социальных отношений в ходе обучения студентов в университете (на примере Астраханского государственного технического университета). Описываются особенности и затруднения организационно-педагогических условий исследуемого процесса.
Ключевые слова: студент, специалист, преподаватель, дотрудовой период социализации, социальное взаимодействие, универсальные компетенции.
На протяжении своей жизни человек проходит, как известно, несколько этапов своего становления и развития. Существует много подходов к подобным периодизациям. С точки зрения социологии и общественного развития человека важными выступают этапы социализации: дотрудо-вой, трудовой, послетрудовой.
В рамках данной статьи рассматриваются условия и особенности дотрудового периода становления человека как специалиста, будущего профессионала своего дела. Считаем данный период важным для становления будущих социально-трудовых отношений сегодняшних студентов. Существуют различные междисциплинарные подходы к понятию «специалист». В рамках нашего исследования рассматриваем специалиста как субъекта профессиональной деятельности [2]. Главный акцент делаем на его активном участии, включении в профессиональные и социально-трудовые процессы, («включении» как социально-полезной зрелой позиции человека относительно профессиональной деятельности).
Соответственно университет выступает базовой площадкой дотрудового становления специалиста, где создаются безопасные условия для отработки стратегий взаимодействия, формирования и выбора конструктивных форм трудовых отноше-
ний в будущем, то есть формирование надпрофессиональных, или универсальных, компетенций. Несомненно, описанный процесс на прямую влияет на конкурентоспособность специалиста на рынке труда.
Роль преподавателя как важного субъекта формирования и развития универсальных компетенций в этом процессе бесценна. Преподаватель активно участвует в создании и реализации организационно-педагогических условий в становления специалиста. В содержании организационно-педагогических условий нас прежде всего интересуют обстоятельства взаимодействия субъектов педагогического взаимодействия в университете, между основными субъектами - преподавателем и студентами [1; 3]. Считаем важным рассматривать внешние и внутренние условия взаимодействия основных субъектов - педагога и студента. Да, конечно, сюда будут относиться условия организации деятельности самих педагогов, то есть руководство ими. И это отдельная тема исследования. Актуализируются следующие вопросы: «что готов сделать сам педагог для оптимального процесса формирования и развития универсальных компетенций?» и «что является преградами (барьерами) на пути к этому процессу?». Это к вопросу о личной ответственности преподавателя за
результаты взаимодействия и организацию деятельности со студентами, за своё поведение и внутренне состояние, за конкретные действия в случае неясности, тяжести, неудобства предлагаемых условий формирования и развития универсальных компетенций в университете. В общем это про поведение преподавателя из состояния «взрослости», личностной зрелости, постоянного развития и самоизучения. Это про транслирование студентам данного состояния взрослости во взаимодействии, построение такого процесса обучения, при котором студенты захотят сами думать, выбирать, решать, действовать. Потому что им «хочется» и «надо» для будущей профессиональной деятельности и есть понимание, что именно сейчас, в стенах университета, имеются возможности для такого развития, безопасной тренировки различных взаимодействий (от самопрезентаций до продажи продукта/услуги).
Считаем целесообразным рассмотреть организационно-педагогические условия формирования и развития универсальных
компетенций с позиций прежде всего следующих основных подходов: системного и деятельностного. Подробнее рассмотрим в рамках данной статьи деятельностный подход, который важен как основной «контактный» во взаимодействии преподавателя и студентов.
В 2022-2023 и 2023-2024 учебных годах автором статьи было предпринято конкретное социологическое исследование в Астраханском государственном техническом университете, с целью изучения условий успешного взаимодействия, становления социальных отношений в ходе обучения студентов в университете. Было опрошено (анкетным способом) более трёхсот студентов вторых и четвёртых курсов различных направлений подготовки, методом серийно-гнездовой выборки.
В целом результаты исследования показали готовность студентов к пребыванию в организационной системе, конструктивному взаимодействию в учебном процессе (табл. 1).
Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что для Вас значит «быть частью университета»?» (можно выбрать из 7 ответов 3 наиболее важные для Вас)_
Варианты ответов Ответы (в %)
Четко понимать и следовать системе соподчинения в организации (понимать свой статус и роли (функции) в университете) 40,1%
Быть предупредительным и ответственным при выполнении заданий преподавателя 32,3%
Придерживаться норм и традиций организации 25,0%
Следуя содержанию и правилам системы, студенты готовы быть элементом университетской системы, устанавливать связи и выстраивать структуру взаимодействия, исходя из статуса студента. Далее студенты смогут выстраивать социально-трудовые отношения, усвоив конструктивные формы поведения, уже в трудовом периоде социализации. Однако существует скорее компонент желания из возможных составляющих готовности («хочу» и «могу»). Тогда как обладание знаниями, умениями, владениями студентов в данном
вопросе скорее требует развития (по отдельным неформальным откликам преподавателей, опыту общения самого автора со студентами). Реально этот факт проявляется в таких формах поведения студентов, как: опоздания на занятия, частичные (иногда полные) невыполнения заданий преподавателя, избегание групповых активных видов заданий и неформальных мероприятий, организованных воспитательными органами университета. Некоторые из конкретных форм такого поведения демонстрируют данные таблицы 2.
Таблица 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие качества ещё нужно развивать студентам нашего университета?» (можно выбрать из 10 ответов 4 наиболее важных для Вас)__
Варианты ответов Курсы
2 4
Пунктуальность 70,3% 61,2%
Самоорганизованность 60,0% 32,0%
Ответственность 57,1% 48,1%
Предупредительность, тактичность 38,0% 58,2%
Так, в рамках преподавания дисциплин «Социология организаций и организационное поведение» и «Социологии и психологии» становится актуальным во взаимодействии обучение студентов основополагающим законам организации как системы, особенностям успешной организационной деятельности, феноменам организационной культуры и этики. Необходима такая подборка доказательной базы преподавателем (литературы, интернет-источников, фото- и видеоматериалов, кейсов и т.д.), чтобы студент осознал значимость понимания организации как системы (социальной, экономической, тех-
нологической), понимал своё место в этой системе, осмыслил важность своего участия в статусе студента через различные роли в деятельности конкретной организации, в результатах её развития. Названное затруднение требует от преподавателя методических подходов, причем, как показывает авторский опыт преподавания, -научных, ситуационных, личностно и профессионально допустимых в конкретной группе и/или направлении обучения.
Студенты показывают настроенность на контакт с преподавателями, как видим из таблицы 3.
Таблица 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «У Вас хорошие отношения
с преподавателями?»
Варианты ответов Ответы (в %)
Да 81,1%
Нейтральное 18,9%
Нет 0%
При этих результатах студенты показывают более желательные формы отношения, поведения и взаимодействия с препо-
давателями. Из них основные представлены в таблице 4.
Таблица 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Когда Вы хотите посещать занятия?» (вопрос задавался относительно внешних условий, в частности, поведения преподавателей, возможен выбор 4 ответов из 10)__
Варианты ответов Ответы (в %)
Преподаватель интересно (понятно, с конкретными ситуациями) подает информацию по предмету 81,0%
Преподаватель всегда готов к конструктивному диалогу по содержанию предмета 71,0%
Преподаватель устанавливает со всеми студентами доброжелательный контакт 69,1%
Преподаватель прислушивается (учитывает в подаче материала) к тому, что интересно знать группе 48,2%
Студенты указывают, как видим из таблицы 4, важные поведенческие конструкции, ожидаемые от преподавателя. Таким образом, преподаватель выступает всегда в нескольких значимых для студентов ролях - не просто «носителем» конструктивного
организационного поведения, но и его «транслятором», «демонстратором»,
«примером». Однако для того, чтобы естественно демонстрировать, необходимо иметь такие качества как данность. Например, преподаватель, формируя у
студентов УК-3 «Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовы-вать свою роль в команде», сам должен владеть данной компетенцией, демонстрируя её содержание во взаимодействии со студентами, коллегами, сотрудниками университета.
В данном контексте, преподаватель находится сам в постоянном развитии поиске смыслов и оптимумов взаимодействия. Он должен быть настроен на самоизучение, иметь критическое мышление, широкий кругозор. Ему должны быть свойственны практика постоянного психологического развития, готовность к формированию ситуационно новых успешных форм поведения.
Можно выделить следующие основные социально-психологические особенности преподавателя в процессе преподавания, в частности, гуманитарных дисциплин: способность к рефлексии и самодиагностике; умение оказывать управленческое влияние, социально адекватно выбирать и демонстрировать оптимальную стратегию поведения; установление конструктивных социальных контактов на основе проявления аттракции, демонстрации комплимен-тарности, развитого эмоционального интеллекта.
Перечисленные элементы отражают социально-психологические особенности личности современного преподавателя, делая акцент на развитии его личностной зрелости (осознанности), гибкости в выборе направлений поведения и принятия решений, «прокачанного» эмоционального интеллекта.
Наиболее актуальным в контексте заявленной темы представляется вопрос готовности (в категориях «хочу» и «могу») преподавателей к самопознанию, развитию, корректировке (при необходимости) своего отношения к взаимодействию со студентами. Это комплексный вопрос, так как имеет объективные и субъективные условия (причины) к решению. К объек-
тивным можно отнести административные и организационные воздействия, факторы. Субъективные представлены внутренними (личностными, социально-
психологическими) потенциями, причинами.
Авторский взгляд (на основе включенного наблюдателя процесса) на «болевые точки» неготовности преподавателей заключается в следующих основных особенностях/условиях: личностной консервативности - частичной, как правило, в смысле сниженной гибкости по отношению к инновациям, частым нововведениям в содержание дисциплин, личностной установки «пусть меняется мир вокруг, но не я»; энергосберегающей позиции в поведении - по принципу «буду делать минимум, пока не требуют больше, ведь и так много нагрузки»; низкой мотивированности на уровне «хочу», часто обусловленной недостаточным внешним стимулированием труда (материальным, моральным, ситуационным и т.д.) и внутренним пониманием «для чего я это делаю?» или «для чего мне лично это интересно/важно?».
Таким образом, в становлении специалиста в дотрудовом периоде важными являются организационно-педагогические условия. Изучаемые в рамках данной статьи особенности и затруднения этих условий требуют комплексного подхода - в единстве административно-
организационного ресурса вуза и непрерывного личностного развития преподавателей и студентов. Значимым представляется понимание всеми участниками образовательного процесса в университете здорового (в смысле оптимального, разумного) отношения к организации и реализации взаимодействия в системе «студент-преподаватель» как необходимому ценному потенциалу, возможностям для успешного формирования и развития универсальных компетенций на пути становления будущего конкурентоспособного специалиста в дотрудовом периоде.
Библиографический список
1. Исхакова Р.Ф. Обучение в высшей школе как педагогическое взаимодействие // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. -2021. - № 3(60).
2. Шалимова Д.В., Митякина О.В., Силкова М.А. Самооценка как личностный критерий конкурентоспособности выпускников вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - № 1 (1).
3. Шаляпина С.В. Содержание организационно-педагогических условий процесса содействия профессиональному самоопределению студентов (на примере педагогического вуза) // Вестник ТГПУ. - 2021. - № 2 (214).
CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF A SPECIALIST IN THE PROCESS OF SOCIAL INTERACTION (PRE-WORK PERIOD)
E.A. Petryakova, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor Astrakhan State Technical University (Russia, Astrakhan)
Abstract. Understanding the conditions for the development of a specialist in the pre-work period (studying at the university) from the standpoint of the activity approach is the main subject field of this article. Theoretical and practical approaches to the study of the topic are taken. The results of a specific sociological study conducted by the author of the article are presented in order to study the conditions for successful interaction, the formation of social relations during the training of students at the university (using the example of the Astrakhan State Technical University). The features and difficulties of the organizational and pedagogical conditions of the process under study are described.
Keywords: student, specialist, teacher, pre-work period of socialization, social interaction, universal competencies.