Научная статья на тему 'Условия становления новой системы образования в Казанской губернии в первые послереволюционные годы (1918-1920)'

Условия становления новой системы образования в Казанской губернии в первые послереволюционные годы (1918-1920) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ШКОЛЫ / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / THE TEACHERS / EDUCATIONAL SURROUNDINGS / SCHOOLS / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фасхутдинова Е. Н.

Статья посвящена становлению советской школы в Казанской губернии. Она акцентирует внимание на условиях работы учительства в первые послереволюционные годы и преодоление трудностей и негативных моментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of new educational system formation in Kazan province during the first post-revolution years (1918-1920)

The article is dedicated to the formation of Soviet school in Kazan province. Focus is laid upon the working conditions of teachers during the first post revolutionary years and getting over difficulties and certain negative moments.

Текст научной работы на тему «Условия становления новой системы образования в Казанской губернии в первые послереволюционные годы (1918-1920)»

УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ (1918-1920)

Е.Н. Фасхутдинова

Статья посвящена становлению советской школы в Казанской губернии. Она акцентирует внимание на условиях работы учительства в первые послереволюционные годы и преодоление трудностей и негативных моментов.

Ключевые слова: учительство, образовательная среда, школы, трудовое обучение.

Образование способствует развитию культуры и креативной активности населения. Пришедшие к власти в России в 1917 г. большевики понимали важность образования, так как оно давало возможность им активно вести пропаганду идей коммунизма и тем самым увеличивать число своих сторонников в стране.

Существование образовательной среды не становилось от этого ни легче, ни привлекательнее, а работа учителя, к сожалению, не становилось более упорядоченной, логичной. Было много обстоятельств, которые мешали этой работе.

От школы, как известно, ждали многого, и прежде всего, воспитания нового человека, который и будет в состоянии строить новое социалистическое общество. Но все-таки создать такое образование, которое готовило бы творца, строителя коммунизма, хорошего профессионала, отличающегося общей эрудицией, не получалось. Руководители народного образования считали, что это не условия виноваты, а учителя, которые не понимают, как надо работать. Но дело было не только и не столько в учителе, который сам был поставлен в очень сложные условия.

В 1918 г. Казанскую губернию сотрясала гражданская война, школы были заняты под казармы и госпитали, где уничтожались последние книги и мебель [1].

Архивный источник сообщает, что и в 1919 г. вопрос о школьных помещениях стоит в губернии чрезвычайно остро. В Казанском уезде собственные, сравнительно удобные здания имели только 35 школ, неудобные 157, остальные школы все помещались в наемных зданиях. Постройку новых школ почти совершенно невозможно было осуществить на местах: не хватало материалов, ра-

бочих рук, не было в достаточном количестве средств [1, л. 131].

Однако учителя понимали сложность послереволюционного времени и пытались хоть как-то наладить школьную жизнь. Так, учительница Калугинского училища М. Зиновьева писала в городской отдел народного образования письмо с просьбой разрешить ей занять помещение под школу в бараке и подготовить его к зиме [2].

В 1920 г. положение со школьными зданиями не улучшилось. В конце 1919-1920 г. состоялась проверка школ педагогами-экс-пертами. Они представили в губернский отдел народного образования отчеты о ревизиях школ. Почти все отчеты содержат информацию о неприспособленных школьных зданиях или об отсутствии своего здания у школы [3].

Но в школах были и другие проблемы. «Почти все школы ТАССР не имеют школьной мебели. Парты заменяются низкими скамейками и только на 50%. Дети обучаются сидя на полу. Вместо классных досок практикуются жестянки» [4]. По свидетельству первого наркома народного образования Казанской губернии А.А. Максимова, самым критически периодом в этом отношении было время, «когда школам пришлось открываться после чехо-словацкого периода при почти полном отсутствии учебных пособий. Не было бумаги, чернил, грифелей, учебников, книг. Для выхода из такого критического положения прибегали к всевозможным изобретениям. Бумагу и аспидные доски заменяли деревянными дощечками, выкрашенными белой краской, грифели - изготовленными из глины палочками, чернила делали из свеклы» [5].

Но особенно ужасны условия работы в школах были зимой, когда наступали холода.

Школьные помещения необходимо было отапливать. Учителя отправляли прошения в разные инстанции. Они просили дрова или деньги для того, чтобы их купить. Но дров школы получали очень мало, чаще всего 1/10 часть необходимого количества, и температура в школьных помещениях порой падала ниже 0° [6]. Это положение с отоплением школьных зданий пытались исправить различными способами: на съезде учащихся Ца-ревококшайского уезда решили зимой 1919 г. так: «Отопление школ возложить на местные советы, с применением конфискации дров у лиц, имеющих излишек» [7]. А работники Мамадышского кантпроса советовали учите -лям при отсутствии дров попросить учеников приносить с собой в школу по полену [8]. В одной из школ г. Казани под руководством учителя и мамы одного из учеников артистки Степановой-Шевченко организовали платные концерты для населения, а на деньги, которые платили зрители за билет, купили дрова для школы [9]. Но чаще всего председатели советов школ писали прошения в местные органы власти, которые оставались без ответа, и занятия отменяли из-за холода в школе [10].

Кроме того, в школах Казанской губернии, а затем и в ТАССР не хватало учебников и письменных принадлежностей. Как сообщал архивный источник, в 1918 г. на 10-20 человек часто имелся один учебник [11]. Недостаток учебных пособий в первые послереволюционные годы не считался серьезным недостатком. Педагоги-марксисты этого времени считали, что учебники и не нужны, ученик должен получать знания из жизни, а не из книг [12]. Правда, так считали не все. Например, в программе РКП(б) (принята с изменениями на VIII съезде РКП(б) 18-23 марта 1919 г.) в разделе «В области народного образования» п. 4 провозглашал «снабжение всех учащихся ... учебными пособиями за счет государства» [13]. И это было неслучайно, семьи учеников не могли приобрести учебные пособия, потому что у них часто не хватало средств, а учитель не обладал такими знаниями, чтобы рассказать обо всем, что увидит вокруг, книг же в библиотеках или не хватало, или не было совсем. Но еще в 1918 г. большевики заявили об обязательной политехнизации школы, о введении обязательного трудового обучения,

настоятельно требовали создания школьных мастерских, сада или хотя бы огорода, для работы в которых были необходимы некоторые орудия труда, а их часто или не было совсем, или было недостаточно.

Итак, в 1918-1920 гг. происходит становление новой системы образования и в Казанской губернии (как и во всей Советской России). Этому становлению мешали холод. отсутствие освещения в школах, голод и неустроенность, которые заставляли и учите -лей, и учеников отвлекаться на бытовые проблемы и совсем не могли способствовать улучшению качества образования. Кроме того, учитель еще почти не имел доступа к новой педагогической литературе и у него было очень много проблем с подготовкой к урокам и проведением их (почти полностью отсутствовали учебные пособия и письменные принадлежности). Но образовательная сеть в Казанской губернии росла.

1. НА РТ. Ф. 992. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л. 2-40.

2. НА РТ. Ф. Р-992. Оп. 1. Ед. хр. 103. Л. Ед. хр. 1.

Л. 5.

3. НА РТ. Ф. Р-922. Оп. 1. Ед. хр. 57. Лл. 3, 9, 23, 24, 46.

4. НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 1. Ед. хр. 881. Л. 15об.

5. НА РТ. Ф. Р-271. Оп. 1. Ед. хр. 103. Л. 53.

6. НА РТ. Ф. Р-992. Ед. хр. 28. Л. 233.

7. НА РТ. Ф. Р-271. Ед. хр. 101. Л. 98.

8. НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 1, Ед. хр.79. Л. 7об.

9. НА РТ. Ф. Р-992. Оп. 1. Ед. хр. 59. Л. 29.

10. НА РТ. Ф. Р-992. Оп. 1, Ед. хр. 28. Лл. 233236.

11. НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 1. Ед. хр. 10, Л. 5.

12. Блонский П. Задачи и методы новой народной школы. М., 1917. С. 3.

13. Народное образование в СССР общеобразовательная школа. Сборник документов 19171973 гг. М., 1974. С. 18.

Поступила в редакцию 22.11.2007 г.

Faskhutdinova Е.N. Conditions of new educational system formation in Kazan province during the first postrevolution years (1918-1920). The article is dedicated to the formation of Soviet school in Kazan province. Focus is laid upon the working conditions of teachers during the first post - revolutionary years and getting over difficulties and certain negative moments.

Key words: the teachers, educational surroundings, schools, vocational training.

ЗЗ7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.