УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ (1918-1920)
Е.Н. Фасхутдинова
Статья посвящена становлению советской школы в Казанской губернии. Она акцентирует внимание на условиях работы учительства в первые послереволюционные годы и преодоление трудностей и негативных моментов.
Ключевые слова: учительство, образовательная среда, школы, трудовое обучение.
Образование способствует развитию культуры и креативной активности населения. Пришедшие к власти в России в 1917 г. большевики понимали важность образования, так как оно давало возможность им активно вести пропаганду идей коммунизма и тем самым увеличивать число своих сторонников в стране.
Существование образовательной среды не становилось от этого ни легче, ни привлекательнее, а работа учителя, к сожалению, не становилось более упорядоченной, логичной. Было много обстоятельств, которые мешали этой работе.
От школы, как известно, ждали многого, и прежде всего, воспитания нового человека, который и будет в состоянии строить новое социалистическое общество. Но все-таки создать такое образование, которое готовило бы творца, строителя коммунизма, хорошего профессионала, отличающегося общей эрудицией, не получалось. Руководители народного образования считали, что это не условия виноваты, а учителя, которые не понимают, как надо работать. Но дело было не только и не столько в учителе, который сам был поставлен в очень сложные условия.
В 1918 г. Казанскую губернию сотрясала гражданская война, школы были заняты под казармы и госпитали, где уничтожались последние книги и мебель [1].
Архивный источник сообщает, что и в 1919 г. вопрос о школьных помещениях стоит в губернии чрезвычайно остро. В Казанском уезде собственные, сравнительно удобные здания имели только 35 школ, неудобные 157, остальные школы все помещались в наемных зданиях. Постройку новых школ почти совершенно невозможно было осуществить на местах: не хватало материалов, ра-
бочих рук, не было в достаточном количестве средств [1, л. 131].
Однако учителя понимали сложность послереволюционного времени и пытались хоть как-то наладить школьную жизнь. Так, учительница Калугинского училища М. Зиновьева писала в городской отдел народного образования письмо с просьбой разрешить ей занять помещение под школу в бараке и подготовить его к зиме [2].
В 1920 г. положение со школьными зданиями не улучшилось. В конце 1919-1920 г. состоялась проверка школ педагогами-экс-пертами. Они представили в губернский отдел народного образования отчеты о ревизиях школ. Почти все отчеты содержат информацию о неприспособленных школьных зданиях или об отсутствии своего здания у школы [3].
Но в школах были и другие проблемы. «Почти все школы ТАССР не имеют школьной мебели. Парты заменяются низкими скамейками и только на 50%. Дети обучаются сидя на полу. Вместо классных досок практикуются жестянки» [4]. По свидетельству первого наркома народного образования Казанской губернии А.А. Максимова, самым критически периодом в этом отношении было время, «когда школам пришлось открываться после чехо-словацкого периода при почти полном отсутствии учебных пособий. Не было бумаги, чернил, грифелей, учебников, книг. Для выхода из такого критического положения прибегали к всевозможным изобретениям. Бумагу и аспидные доски заменяли деревянными дощечками, выкрашенными белой краской, грифели - изготовленными из глины палочками, чернила делали из свеклы» [5].
Но особенно ужасны условия работы в школах были зимой, когда наступали холода.
Школьные помещения необходимо было отапливать. Учителя отправляли прошения в разные инстанции. Они просили дрова или деньги для того, чтобы их купить. Но дров школы получали очень мало, чаще всего 1/10 часть необходимого количества, и температура в школьных помещениях порой падала ниже 0° [6]. Это положение с отоплением школьных зданий пытались исправить различными способами: на съезде учащихся Ца-ревококшайского уезда решили зимой 1919 г. так: «Отопление школ возложить на местные советы, с применением конфискации дров у лиц, имеющих излишек» [7]. А работники Мамадышского кантпроса советовали учите -лям при отсутствии дров попросить учеников приносить с собой в школу по полену [8]. В одной из школ г. Казани под руководством учителя и мамы одного из учеников артистки Степановой-Шевченко организовали платные концерты для населения, а на деньги, которые платили зрители за билет, купили дрова для школы [9]. Но чаще всего председатели советов школ писали прошения в местные органы власти, которые оставались без ответа, и занятия отменяли из-за холода в школе [10].
Кроме того, в школах Казанской губернии, а затем и в ТАССР не хватало учебников и письменных принадлежностей. Как сообщал архивный источник, в 1918 г. на 10-20 человек часто имелся один учебник [11]. Недостаток учебных пособий в первые послереволюционные годы не считался серьезным недостатком. Педагоги-марксисты этого времени считали, что учебники и не нужны, ученик должен получать знания из жизни, а не из книг [12]. Правда, так считали не все. Например, в программе РКП(б) (принята с изменениями на VIII съезде РКП(б) 18-23 марта 1919 г.) в разделе «В области народного образования» п. 4 провозглашал «снабжение всех учащихся ... учебными пособиями за счет государства» [13]. И это было неслучайно, семьи учеников не могли приобрести учебные пособия, потому что у них часто не хватало средств, а учитель не обладал такими знаниями, чтобы рассказать обо всем, что увидит вокруг, книг же в библиотеках или не хватало, или не было совсем. Но еще в 1918 г. большевики заявили об обязательной политехнизации школы, о введении обязательного трудового обучения,
настоятельно требовали создания школьных мастерских, сада или хотя бы огорода, для работы в которых были необходимы некоторые орудия труда, а их часто или не было совсем, или было недостаточно.
Итак, в 1918-1920 гг. происходит становление новой системы образования и в Казанской губернии (как и во всей Советской России). Этому становлению мешали холод. отсутствие освещения в школах, голод и неустроенность, которые заставляли и учите -лей, и учеников отвлекаться на бытовые проблемы и совсем не могли способствовать улучшению качества образования. Кроме того, учитель еще почти не имел доступа к новой педагогической литературе и у него было очень много проблем с подготовкой к урокам и проведением их (почти полностью отсутствовали учебные пособия и письменные принадлежности). Но образовательная сеть в Казанской губернии росла.
1. НА РТ. Ф. 992. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л. 2-40.
2. НА РТ. Ф. Р-992. Оп. 1. Ед. хр. 103. Л. Ед. хр. 1.
Л. 5.
3. НА РТ. Ф. Р-922. Оп. 1. Ед. хр. 57. Лл. 3, 9, 23, 24, 46.
4. НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 1. Ед. хр. 881. Л. 15об.
5. НА РТ. Ф. Р-271. Оп. 1. Ед. хр. 103. Л. 53.
6. НА РТ. Ф. Р-992. Ед. хр. 28. Л. 233.
7. НА РТ. Ф. Р-271. Ед. хр. 101. Л. 98.
8. НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 1, Ед. хр.79. Л. 7об.
9. НА РТ. Ф. Р-992. Оп. 1. Ед. хр. 59. Л. 29.
10. НА РТ. Ф. Р-992. Оп. 1, Ед. хр. 28. Лл. 233236.
11. НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 1. Ед. хр. 10, Л. 5.
12. Блонский П. Задачи и методы новой народной школы. М., 1917. С. 3.
13. Народное образование в СССР общеобразовательная школа. Сборник документов 19171973 гг. М., 1974. С. 18.
Поступила в редакцию 22.11.2007 г.
Faskhutdinova Е.N. Conditions of new educational system formation in Kazan province during the first postrevolution years (1918-1920). The article is dedicated to the formation of Soviet school in Kazan province. Focus is laid upon the working conditions of teachers during the first post - revolutionary years and getting over difficulties and certain negative moments.
Key words: the teachers, educational surroundings, schools, vocational training.
ЗЗ7