Теория и методика дошкольного образования
223
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков; Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2009. - 29 с.
2. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебное пособие. - Ульяновск: УлГПУ 2014. - С. 76-89.
3. Тихонова А.Ю. Краеведческий образ семьи как средство воспитания / под ред. М.А. Кавардаковой // Дошкольник. Образование. Семья. Методические рекомендации. - Ульяновск, 2009.
4. Тихонова А.Ю. Дошкольное краеведение: понятие, содержание, принципы / под ред. М.А. Кавардаковой // Дошкольник. Образование. Родной край. Методические рекомендации. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010.
УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
© Помещикова В.В.*
Детский сад № 78 «Г номик», г. Белгород
Статья посвящена проблеме создания условий в дошкольном образовательном учреждении способствующих развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Показаны, на примере МАДОУ № 78 «Гномик» г. Белгорода условия, отвечающие современным требованиям для организации музыкальной деятельности в ДОУ и развитию музыкальных способностей у детей.
Статья адресована музыкальным руководителям, воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова музыкальные способности, развитие музыкальных способностей, условия развития музыкальных способностей.
В дошкольном возрасте закладываются первоначальные способности обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности - ребенок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.
Раннее проявление музыкальных способностей, несомненно, является одним из показателей хорошей музыкальной одарённости, однако никак нельзя считать, что отсутствие таких ранних проявлений в какой-либо мере является показателем слабости или тем более отсутствия музыкальных способностей.
Музыкальный руководитель.
224
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Во-первых, возможность раннего проявления музыкальных способностей зависит не только от задатков ребёнка, но и от степени музыкальности того окружения, в котором ребёнок находится. Во-вторых, у многих детей музыкальные способности впервые начинают развиваться лишь в результате планомерной, педагогической работы [2, с. 324].
Для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении решаются следующие задачи:
1. Задачи в области музыкального восприятия - слушания - интерпретации:
- воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;
- развивать умение детей общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки;
- развивать музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый;
- способствовать освоению детьми элементарной музыкальной грамоты.
2. Задачи в области музыкального исполнительства - импровизации -творчества:
- развивать у детей координацию слуха и голоса, способствовать приобретению ими певческих навыков;
- способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах;
- способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях;
- стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью [1].
Реализуя вышеперечисленные задачи к концу дошкольного возраста у детей должны быть сформированы следующие музыкальные способности:
1. Уметь слушать понимать и интерпретировать музыкальные произведения.
2. Владеть элементарными вокальными навыками.
3. Музицировать.
4. Освоить технику движений под музыку.
5. Устанавливать связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа.
6. Проявлять творчество в импровизации на инструментах, в движении и пении.
Важную роль в развитии музыкальных способностей у дошкольников играет создание условий отвечающих современным требованиям, предъявляемых к дошкольному образовательному учреждению.
Теория и методика дошкольного образования
225
Организация музыкальной деятельности детей заключается в специальном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, танцевальных упражнений, песенных и инструментальных импровизаций способствующих развитию интонационного, тембрального, ладового слуха, музыкальной памяти и т.д.
Музыкальный руководитель учит ребенка пользоваться имеющимися у него средствами (голосом, телом, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений. Педагог создает в группе условия для того, чтобы в соответствии с характером музыкального образа дети могли подбирать средства его создания, а для его интерпретации использовать подходящий музыкальный инструмент, нужный набор движений, адекватную песенную интонацию.
Непременным условием для успешного развития музыкальных способностей является музыкальная предметно-развивающая среда.
Технические средства обучения, такие как: музыкальный центр, караоке, видеоплеер, электронные музыкальные инструменты являются современными помощниками в развитии музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Разнообразное количество встроенных, готовых к просмотру и игре ритмов, стилей, мелодий это бесценная находка для демонстрации разных жанров музыки: вальса, мазурки, диско и др. Для слушания классической, народной, современной музыки, пения, заучивания музыкально-ритмических движений используются комплекты дисков, аудио и видеоматериалов.
Одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности является игра на музыкальных инструментах. Разнообразие музыкальных инструментов (металлофоны, ксилофоны, бубны, бубенцы, цимбалы, колокольчики, звуковые чаши и т.п.) делает эту деятельность интересной, способствующей развитию творческих и музыкальных способностей.
Необходимо создание условий для развития музыкальных способностей и прежде всего предметно-развивающей среды в групповых комнатах.
В групповой комнате должно быть оборудовано специально отведенное место (музыкальный уголок) для организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. В музыкальном уголке располагаются различные музыкально-дидактические игры и пособия, технические средства.
Музыкально-дидактические игры и пособия:
- образные «поющие» или «танцующие» музыкальные игрушки;
- детские музыкальные инструменты;
- отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках;
- музыкально-дидактические игры;
- атрибуты к музыкальным подвижным играм;
- портреты, фотографии композиторов;
- музыкальные картинки к песням.
226
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Технические средства:
- музыкальный центр, аудиокассеты, диски для прослушивания детских песен, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок, инсценировок;
- кинофильмы, учебные телепередачи, диафильмы и диапозитивы.
Все пособия должны быть красиво оформлены, вызывать у детей интерес и желание действовать с ними, должны быть простыми по форме, удобными в обращении, прочными и надежными в употреблении.
Следует отметить, что наличие в группе большого количества пособий само по себе не решает задач развития музыкальных способностей детей. Для этого необходимо создание определенной обстановки и постоянное руководство педагога, прямо или косвенно направляющего музыкальную деятельность детей. Поэтому рекомендуется использовать четыре-пять разных музыкальных инструментов, пять-шесть дидактических игр, несколько игрушек-самоделок, дисков с записью музыки для слушания, пения, движений, а также музыкальные сказки, инсценировки. При использовании пособий следует соблюдать принцип от простого к сложному, а также и возрастной.
Одно из современных условий развития музыкальных способностей является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Под информационно -коммуникационными технологиями понимается использование интернета, компьютера, проектора, интерактивной доски т.д. Это не модные аксессуары, а необходимое и эффективное средство развития музыкальных способностей у дошкольников, которое значительно расширяет возможности подачи информации не только детям, посещающим дошкольного учреждение, но и организовать роботу по развитию музыкальных способностей с родителями воспитанников.
С помощью ИКТ можно создавать видеофайлы, презентации, познавать нотную грамоту, знакомится с музыкальными инструментами, устраивать видео конференции и т.д.
Интернет, компьютер, проектор, интерактивная доска, используются не только для организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, но также используются в работе с родителями по развитию музыкальных способностей у дошкольников. Например: с помощью интернета музыкальный руководитель может предоставлять информацию для родителей по электронным ресурсам (текстовым файлам, иллюстративному материалу, видеоматериалу и т.д.) благодаря которым родители воспитанников могут самостоятельно знакомиться с новыми методическими разработками, дидактическими материалами, рекомендациями по развитию музыкальных способностей у детей.
Общение с родителями в социальных сетях, электронные сообщения (СМС, E-mail) помогаю музыкальному руководителю обсудить разные вопросы по развитию у детей музыкальных способностей, дать рекомендации
Теория и методика дошкольного образования
227
родителям, провести индивидуальные консультации, высказать пожелания, предложения, потребности, несогласие по тем или иным вопросам.
Содержание электронных сообщений может быть разнообразным: рекомендации по обучающей литературе, выбор музыкальных игр и упражнений, информирование родители о новых достижениях ребенка.
Таким образом, как показывает практика, созданная система условий организации музыкальной деятельности, обеспечивает качественный уровень музыкального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Это и высокий уровень развития музыкальных способностей, участие детей в конкурсах, городских и краевых мероприятиях, а также позволяет выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.
Список литературы:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.
2. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Академия педагогических наук, 1947. - 334 с.
ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
© Токарева Л.О.*
Детский сад общеразвивающего вида № 2 «Медвежонок», Ульяновская область, р.п. Карсун
В статье поднимается проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников, ценностных ориентиров семейного воспитания. Предлагаются практические рекомендации по организации педагогической поддержки процесса духовно-нравственного воспитания ребёнка-до-школьника.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание дошкольников, ценностные ориентиры, роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания ребёнка-дошкольника.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых задач государства, решение которой традиционно отводится системе образования. Формирование духовно-нравственных качеств личности осуществляется на всех уровнях образования, начиная с дошкольного детства. Одна-
Воспитатель.