Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ'

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воображение / старший дошкольник / родители / совместная деятельность / imagination / senior preschooler / parents / joint activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Сарсекеева Галия Сапаровна

в статье раскрываются условия развития воображения старших дошкольников в процессе совместной продуктивной деятельности с родителями. Авторы анализируют особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте, определяются функции и виды воображения старшего дошкольника, рассматриваются факторы и условия его развития. Предлагаются подходы к организации совместной продуктивной деятельности родителей со старшими дошкольниками, способствующие развитию воображения детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суворова Ольга Вениаминовна, Сарсекеева Галия Сапаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION SENIOR PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF JOINT PRODUCTIVE ACTIVITY WITH PARENTS

the article reveals the conditions for the development of imagination older preschoolers in the process of joint productive activities with their parents. The authors analyze the features of the development of imagination in the senior preschool age, determine the functions and types of imagination of the senior preschooler, consider the factors and conditions of its development. Approaches to the organization of joint productive activities of parents with older preschoolers, contributing to the development of children's imagination, are proposed.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ»

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С РОДИТЕЛЯМИ

Суворова Ольга Вениаминовна

д-р психол. наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: olgavenn@yandex.ru

Сарсекеева Галия Сапаровна

магистрант кафедры педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: saga-659@mail.ru

CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION SENIOR PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF JOINT PRODUCTIVE ACTIVITY

WITH PARENTS

Olga Suvorova

Ph.D., Doctor of Psychology, Professor, Department of Pedagogy and Psychology

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: olgavenn@yandex.ru

Galiya Sarsekeeva

Master's Student, Department of Pedagogy and Psychology Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: saga-659@mail.ru

Аннотация: в статье раскрываются условия развития воображения старших дошкольников в процессе совместной продуктивной деятельности с родителями. Авторы анализируют особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте, определяются функции и виды воображения старшего дошкольника, рассматриваются факторы и условия его развития. Предлагаются подходы к организации совместной продуктивной деятельности родителей со старшими дошкольниками, способствующие развитию воображения детей.

Ключевые слова, воображение, старший дошкольник, родители, совместная деятельность.

Abstract: the article reveals the conditions for the development of imagination older preschoolers in the process of joint productive activities with their parents. The authors analyze the features of the development of imagination in the senior preschool age, determine the functions and types of imagination of the senior preschooler, consider the factors and conditions of its development. Approaches to the organization of joint productive activities of parents with older preschoolers, contributing to the development of children's imagination, are proposed.

Key words, imagination, senior preschooler, parents, joint activity.

Вопросы факторов и условий эффективного когнитивного развития обучающихся являются одной из актуальных проблем науки и образования. Воображение особый познавательный психический процесс, который связан со способностью человека к созданию нового целостного образа сознания через переструктурирование собственного опыта. Воображение высшая психическая функция, которая лежит в основе моделирования реальности и рождения образа будущего, поэтому поиск психолого-педагогических условий оптимизации его развития в сензитивных возрастах актуальная задача педагогической психологии [5, 8].

Дошкольное детство - период интенсивного развития воображения. Воображение возникает на базе семиотической функции сознания в 2-3 года, проходит становление в игровой деятельности, раскрывается в детском творчестве в продуктивных видах деятельности, проявляется в детском рисунке, словотворчестве, в сочинении сказок, историй, стихов, в конструировании (Л.С. Выготский) [1, 9].

Старший дошкольный возраст период развития репрезентативного интеллекта и стадия перехода к конкретно-логическим операциям, когда опора ребенка на образ и действия с образом позволяют решать некоторые логические задачи (О.В. Суворова) [11]. Воображение старшего дошкольника качественно меняется. Во-первых, происходит переход от воссоздающего, репродуктивного к творческому воображению, возрастает оригинальность создаваемых образов. Во-вторых, наряду с аффективным, начинает проявляться познавательное воображение, т.е. образы воображения становятся все более обобщенными и включаются в функцию планирования. В процессе продуктивной деятельности воображение выполняет функцию ступенчатого, а далее поэтапного планирования: ребенок планирует действие или группу действий, выполняет их, планирует следующий шаг (сначала большой кружок приклеим, потом поменьше; сначала общий фон рисунка, потом небо, потом деревья). В-третьих, воображение приобретает произвольный характер, что предполагает создание замысла, его планирование и реализацию (О.М. Дьяченко) [2]. Дети старшего дошкольного возраста осваивают приемы и средства создания образов, воображение включается в целостное планирование. Произвольное воображение способствует возрастанию целенаправленности и устойчивости замыслов. Образы воображения становятся более наглядными, динамичными и эмоционально окрашенными, возникает творческая переработка представлений. Новый образ строится через включение заданного объекта в созданный образ, рисунок, сказку, историю. Личный опыт впечатлений способствует росту разнообразия и оригинальности, неожиданных сочетаний и решений в изобразительной, конструктивной, музыкальной деятельности, а также в словотворчестве старшего дошкольника.

Решение задачи определения психолого-педагогических условий амплификации и оптимизации развития воображения связано с пониманием факторов развития воображения старшего дошкольника. Развитие воображения ребенка детерминируется: биологическим созреванием индивида (К. Коффка, Р. Арнхейм); созреванием когнитивных структур (Ж. Пиаже); накоплением и трансформацией индивидуального опыта личности (Т. Рибо, А. Бэн); развитием символической функции психики (Л.С. Выготский) [1]; развитием игровой деятельности ребенка (Д.Б. Эльконин) [12]; освоением творческих, продуктивных видов деятельности, конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной (А.В. Запорожец) [3]; освоением детьми разнообразных культурных средств построения образов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец [1, 12].

Решающими факторами развития личности старшего дошкольника как субъекта деятельности, познавательной сферы и воображения ребенка являются включенность в деятельность и взаимодействие со значимым взрослым, прежде всего с родителями (О.В. Суворова, 2012) [11]. В процессе совместной продуктивной деятельности родителей со старшими дошкольниками эти факторы развития воображения объединяются, что позволяет оценивать данную форму развития воображения как наиболее эффективную применительно к старшему дошкольному возрасту.

Известно, что родители часто занимаются с детьми, делают вместе с ними поделки, создают совместно рисунки, придумывают сказки и стихи. Однако для эффективного развития детского воображения имеет значение качество организации совместной деятельности и взаимодействия родителей с детьми в процессе продуктивной деятельности, рисования, конструирования.

На основе обозначенных подходов к пониманию развития воображения и личности старшего дошкольника нами определены следующие условия организации совместной продуктивной деятельности родителей со старшими дошкольниками, способствующие развитию воображения и личности старшего дошкольника:

- совместное с ребенком построение замысла творческого продукта и планирование этапов создания поделки, рисунка, продукта совместной деятельности;

- систематический характер совместной деятельности и сотрудничества в семье;

- оптимальное соотношение активности, инициативности детей и помощи родителей в совместной деятельности; баланс инициативы детей и родителей, уважение инициативы ребенка;

- позитивный эмоциональный фон сотрудничества: совместное воодушевление, сопереживание и вовлеченность родителей;

- выский уровень диалога в родительском общении с ребенком в процессе совместной деятельности, умение слушать и слышать ребенка, сдерживать желание все время говорить и комментировать;

- позитивный характер родительских высказываний, направленность на стимулирование, а не сдерживание активности ребенка («Вот так еще можно попробовать», «Вот-вот, уже получается», «Здорово, четко провел линию» и др.);

- целенаправленное развивающее воздействие родителей, стимулирование творчества родителями, интересные творческие предложения родителей («Давай и так и так попробуем и выберем, что лучше»).

Программа обучения родителей организации совместной продуктивной деятельности и взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации может включать следующие направления деятельности:

Первое направление обучение родителей приемам организации совместной продуктивной деятельности с детьми (освоение родителями технологии формирования творческого замысла, постановки цели и задач, образа будущего результата, приемов распределения работ и действий, планирования, механизмов построения нового образа, навыков использования средств создания нового образа ).

Второе направление развитие родительских навыков позитивной коммуникации в процессе совместной деятельности (отработка коммуникативных приемов мотивирования ребенка к совместному творчеству; овладение приемами отбора и стимулирования творческих действий, применения способов оценки действий, продуктов действий, деятельности и ее результатов; освоение эффективных обращений к ребенку, способов поощрения и поддкржки, способов коррекции действий и порицания детей).

Целесообразно применять следующие методы обучения родителей: практические семинары по проблемам общего и познавательного развития детей в старшем дошкольном возрасте, семинары-практикумы по освоению интерактивных методов развития воображения детей в совместной деятельности QD-ручка, smart-доска) [7]; совместные с родителями коллективные творческие проекты в детском саду; мини-тренинги позитивного взаимодействия [6] и субъектно ориентированного общения с детьми [10].

Таким образом, старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития воображения ребенка. Совместная продуктивная деятельность родителей со старшим дошкольником способствует развитию воображения и личности старшего дошкольника, стимулирует общее психическое детей. Условиями организации совместной продуктивной деятельности родителей со старшими дошкольниками являются:

систематический характер совместной деятельности в семье; оптимальное соотношение активности детей и помощи родителей, уважение инициативы ребенка; позитивный эмоциональный фон взаимодействия; высокий уровень диалога в родительском общении.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. - Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.

2. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М. : Междунар. образоват. и психол. колледж, 1996. - 197 с.

3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды : в 2 т. - Т. I. Психическое развитие ребенка. - М. : Педагогика, 1986. - 320 с.

4. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет : пособие для педагогов-психологов ДОУ / под ред. С.Г. Королёвой. - Изд. 3-е. -М. : Учитель, 2015. - 367 с.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / под ред. и с предисл. Д.А. Леонтьева. - 5-е, испр. и доп. изд. - М. : Смысл, 2020. - 526 с.

6. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. -СПб. : Речь, 2005. - 150 с.

7. Маскаева Ю.Н. 3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС // Образование и воспитание. - 2017. - № 2. - С. 32-34.

8. Петровский А.В. Психология : учеб. / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Изд. 2-е. - М. : Академия, 2016. - 345 с.

9. Пода А.С. Научное наследие Л.С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга // Молодой ученый. - 2016. - № 27.1. - С. 24-27.

10. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребенка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству : моногр.- Н. Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2012. -332 с.

11. Суворова О.В. Шестилетний ребенок как субъект знаково-символического осредствования мыслительной деятельности : моногр. -Н. Новгород : НГПУ, 2009. - 158 с.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. Пособие для специалистов. - 2-е изд. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.