Научная статья на тему 'Условия развития цепей поставок как новой формы хозяйственных связей предпринимательских структур'

Условия развития цепей поставок как новой формы хозяйственных связей предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Предпринимательство / хозяйственные связи / цепи поставок

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов М. А.

В статье рассматриваются условия развития новой формы хозяйственных связей предпринимательских структур -цепей поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия развития цепей поставок как новой формы хозяйственных связей предпринимательских структур»

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК

КАК НОВОЙ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

М.А. Попов,

соискатель кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

intermarketing@finec.ru

В статье рассматриваются условия развития новой формы хозяйственных связей предпринимательских структур — цепей поставок.

Ключевые слова: предпринимательство, хозяйственные связи, цепи поставок,

ББК У40(2)в611

Новые условия предпринимательства, сложившиеся при переходе к постиндустриальной экономике знаний в развитых странах, которые привели к новой форме хозяйственных связей предпринимательских структур — цепям поставок, состоят в следующем.

1. Пятый (информационный) технологический уклад, ставший базой экономики развитых стран во второй половине ХХ века, привел к невиданному усложнению кооперированных связей. В создании современного оборудования, транспортных средств, электронных приборов участвует несколько сотен поставщиков и подрядчиков из разных отраслей, регионов и стран. Координация их деятельности стала особой и весьма важной растущей сферой предпринимательства.

2. Глобализация уже на первом этапе привела к удлинению цепей поставок, переносу стандартных трудо- и энергоемких звеньев технологического цикла в страны с низкой стоимостью рабочей силы и отсутствием жесткого экономического контроля. На нынешнем этапе, когда резко увеличивается наукоемкость и капиталоемкость производства современной продукции, ее производство и сбыт только в национальных масштабах оказывается невыгодным, сокращение жизненного цикла продукции, ее постоянное обновление, сокращение сроков амортизации оборудования делает необходимым выход на мировой рынок и перенос в развивающиеся страны (Китай, индия и т.д.) все большего числа звеньев производства.

3. Информатизация производства коренным образом изменила условия товародвижения, сделав возможным заключение контрактов с партнерами по предпринимательской сети во всем мире. Получил развитие дауншифтинг — работа по индивидуальному графику вне офиса, что привлекло к организации цепей поставок массу индивидуальных предпринимателей. По оценке П.Друкера все это означает переход к новому, посткапиталис-тическому обществу1.

4. Важное значение для развития цепей поставок имеет новая система организации предпринимательства — аутсорсинг т.е. передача дочерним, зависимым и самостоятельным фирмам основных, вспомогательных и обслуживающих операций, не относящихся к ключевой компетенции (конкурентоспособным и защищенным в правовом отношении технологиям).

В ряде публикаций аутсорсинг рассматривается как особая система организации бизнеса2, основа рационализации деятельности предприятия3, высокая технология менеджмента4, база диверсификации в условиях инновационного развития5. С 2011 года все части постоянной готовности и военные учебные заведения перевели на аутсорсинг питание персонала и другие услуги.

5. С аутсорсингом тесно связано усиление роли интегрированных структур на товарных рынках6 и развитие теории и практики логистики, которая позволила снизить риск и неопределенность в цепях поставок7, превратить складские комплексы из места из места хранения запасов в организационный центр цепи поставок8.

В ряде переведенных на русский язык зарубежных публикаций логистика рассматривается как основа организации хозяйственных связей современных предпринимательских структур91011. Большое значение имеет переход от общей теории (концепция логистики, принципы и сущность логистического под-

хода, формирование и эффективность логистических систем) к исследованию методов управления товаро-материальными запасами на мезо- и микроэкономическом уровне12131415

В ряде российских публикаций на основе теории запасов представлены методы и модели управления потоковыми процессами и товародвижением на всех этапах воспроизводства161718.

Доля издержек, связанных с заключением контрактов, контролем за их выполнением и доставкой товаров в ВВП США сократилась в 1991-2008 гг. с 16,2 до 7,5%, что дает более 40 млрд. долл. экономии в год. Доля товарно-материальных запасов в ВВП США сократилась за эти годы с 24 до 13%, а мировой рынок аутсорсинга достиг к 2009 г. 2 трлн. долл. (см. табл. 1)19

Таблица 1

Доля контрактных производителей в мировом промышленном производстве, %

Отрасль 1998 2004

Автомобильная промышленность 3,1 14,8

Компьютерная периферия 13,8 28,0

Компьютерные системы 10,9 26,6

Потребительские товары 1,0 11,8

Средства производства 12,2 21,0

Приборы (кроме медицины) 9,8 18,3

Медицинское оборудование 8,0 13,2

ВПК и аэрокосмическая отрасль 5,3 9,7

Проводные телекоммуникации и сети 13,0 51,0

Беспроводные телекоммуникации 18,8 38,7

Всего 9,5 25,9

6. Вполне закономерна связь между развитием цепей поставок и инфраструктуры, обеспечивающей предпринимательскую деятельность.

Инфраструктура, обслуживающая цепи поставок, включает терминально-складские и офисные комплексы. По классификации консалтинговой компании Knight Frank выделяется 6 типов складских комплексов с учетом качества помещений, их близости к транспортным магистралям, наличия современного офиса, системы охраны и пожарной безопасности, организации погрузки и разгрузки, широты ассортимента услуг.

В Санкт-Петербурге в 2000-х гг. по данным компании «Бекар» действовало более 100 складских комплексов площадью 5,5 млн кв. м., однако только 7% из них относилось к классам А и В. Они расположены преимущественно в промышленных зонах вблизи окружной дороги и выездных магистралей, оказывают не только складские и погрузочно-разгрузочные, но и информационные, таможенные. Коммуникационные и другие логистические услуги, в т.ч. ответственное хранение грузов, их маркировка, упаковка, перераспределение, страхование и т.д. услугами специализированных холодильных, фармацевтических, топливных, лесных, строительных и других складов компаний «Лиговское», «Полихим», «Электрокомплекс», «Ниеншанц-логистик» и др. до сих пор пользовались преимущественно иностранные фирмы.

Более 70% складских комплексов относились к классу С (отапливаемые ангары, бывшие промышленные корпуса и т.д.), а 13% — к классу Д (бывшие овощные базы и т.д.). Они не располагают современным погрузочным и офисным оборудованием, холодильниками и т.д., не соответствуют требованиям безопасности, санитарии, температурного режима, организации документооборота.

До 2008 г. инвестиции в складскую, офисную и торговую недвижимость росли на 20-30% в год, доходность превышала 25% в год, несмотря на высокую стоимость строительства (в расчете на 1 кв. м. современного склада она превышала 500 долл. без учета затрат на выделение земельного участка, коммуникации, разработку и внедрение бизнес-процессов, маркетинг и управление объектом). В 2009-2010 гг. в кризисных условиях заполняемость площадей снизилась со 100 до 50%, цена аренды снизилась в среднем вдвое, что привело к спаду инвестиций и ввода площадей. В 2011-2012 гг. ожидается восстановление рынка.

Это делает особенно актуальным моделирование рынка на основе теории кооперативных игр20, позволяющее обосновать кооперацию логистических операторов.

7. Особое значение для развития цепей поставок имеет транспорт, прежде всего скоростной, и мультимодальные перевозки, осуществляемые согласованно несколькими видами транспорта.

Транспортный комплекс России образуют зарегистрированные на ее территории юридические и физические лица — предприниматели:

— осуществление на всех видах транспорта перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность;

— ведущие проектирование, строительство, ремонт и обслуживание железных дорог, автодорог и сооружений на них, трубопроводов, судоходных гидротехнических сооружений;

— изготовляющие, ремонтирующие и обслуживающие транспортную технику;

— обслуживающие водные и воздушные пути сообщения, порты, аэропорты и транспортные терминалы;

— проводящие научные исследования и подготовку кадров для транспорта.

В транспортном комплексе России занято свыше 2 млн чел., его основные фонды составляют около 25% к стоимости фондов отраслей материального производства. В России насчитывается около 1 млн км морских судоходных линий, свыше 160 тыс. км магистральных железнодорожных и подъездных путей, 750 тыс. км автодорог с твердым покрытием, свыше 100 тыс. км внутренних водных путей, 800 тыс. км авиалиний.

Россия является транспортно-логистическим посредником между двумя крупнейшими центрами мировой экономики — Европейским сообществом (ЕС) и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Транспортный комплекс представляет собой важную сферу производства, где создается ВВП. Для ряда регионов, особенно имеющих выход к морю, этот комплекс может стать основой устойчивого развития экономики, создания дополнительных рабочих мест и увеличения доходов бюджета.

1 Druker P. Post-Capitalist Society. N.Y., 1996.

2 Михайлов Д.М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса. - М., 2006.

3 Войтоловский Н.В., Шленслова Е.С. Рационализация деятельности промышленного предприятия на основе аутсорсинга. - СПб., 2004.

4 Аникин Б.А., Гудая И.Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента. - М., 2007.

5 Петров А.Б. Консолидация и диверсификация машиностроения в условиях инновационного развития. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. - С. 83-93.

6 Авдашева С.Б., Блюкевич В.П., Горбачев А.В. и др. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках. - М.: ТЕИС, 2000. -302 с.

7 Бродецкий Г.Л. Методы принятия решений в условиях риска и неопределенности для цепей поставок // Логистика сегодня. - 2004. — №4. -С.32-42.

8 Волгин В.В. Склад: организация, управление, логистика. 6-е изд. - М., 2004.

9 Бауэрсокс Д.Дж. Логистика: Интегрированная цепь поставок. - Олимп-Бизнес, 2001.

10 Джонсон Дж., Вуд Д. Современная логистика. - М., 2003.

11 Геттинг Б. Международная производственная кооперация в промышленности: Роль логистики в усилении конкурентоспособности хозяйственных структур. - М.: Дело, 2000.

12 Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика, 1999.

13 Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами. - М.: Альпина Бизнес букс, 2005.

14 Боутеллир Р, Корстен Д. Стратегия и организация снабжения. - КИА-центр, 2006.

15 Штефан М. Вагнер. Управление поставщиками. - КИА-центр, 2006.

16 Долгов А.П., Козлов В.К., Уваров С.А. Логистический менеджмент фирмы: концепция, методы и модели. - СПб.: Бизнес-пресса, 2005. - 384 с.

17 Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. - М.: Инфра-М, 2004.

18 Гаджинский А.М. Практикум по логистике. - М., 2001.

19 Technology Forecasters, 2000.

20 Кепке К.М., Налетова А.С. Применение методов теории кооперативных игр в исследовании рынка логистических услуг Санкт-Петербурга // Вестн. СПбГУ. Сер.5. - 2007. — №3. - С.181-188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.