УДК 37.013
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СОВРЕМЕННОЙ
ШКОЛЕ
А.Н.Колпакова
SUPPORTIVE ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN
MODERN SCHOOLS
A.N.Kolpakova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Рассматриваются основные аспекты формирования личностных мотивов развития, характерологических особенностей личности ребенка и их связь с потребностью в самоактуализации. Изучается вопрос системности основ формирования личностных качеств ребенка, в структуре которых содержится потенциал к самоактуализации. Приводятся результаты исследования родителей с целью изучения доминанты в отношениях в семье. Определяется тенденция к фиксированию взрослых на неудачах, как своих, так и ребенка. Определяются противоречия в детско-родительских отношениях и устанавливается их влияние на способности к самоактуализации школьника. Изучается уровень развития структурных компонентов самоактуализации педагогов и их эмоционального состояния для понимания необходимой коррекционной работы по их оптимизации. Выдвигаются гипотезы о связи между эмоциональным состоянием педагога и его способности к самоактуализации. Подчеркивается необходимость в развитии самоактуализационных качеств для эффективной профессиональной деятельности, что подтверждается основными категориями требований к педагогам в рамках профессионального стандарта.
Ключевые слова: самоактуализация, самореализация, личность, творчество, психолого-педагогическое сопровождение, развитие, ценности
The supportive environment is an important determinant in the process of students' personal development. Basic aspects of personal motives for development, characterological features of child's personality fostering self-development are considered. The article explores the issue of systematic formation of child's personal qualities fostering self-actualization. Adults' tendency to fix on failures, both on their own and their child's ones is studied. Inconsistencies in child-to-parents relations are defined and their influence on personal growth of a school student is established. We conclude there is a connection between emotional state of the teacher and their ability to personal development.
Keywords: self-actualization, self-realization, personality, creativity, psychological and pedagogical support, development, values
Способность к самоактуализации как оптимальному проявлению своих возможностей и способностей у школьников формируется в процессе обучения и воспитания, как в школе, так и во внешкольной деятельности. Родители, педагоги, администрация образовательного учреждения, окружение, их цели, ценности, мотивы, гармоничность обстановки — все это влияет на возможности ребенка понимать свои способности и стремиться к их реализации. При отсутствии умения реализовать свой потенциал у взрослого, не разовьется такого умения и у ребенка, поэтому одной из основных задач современной психолого-педагогической науки является изучение и поиск способов оптимизации условий для такой реализации. В своем исследовании мы попытались рассмотреть два основных ресурсных компонента этой деятельности — это родители и педагоги. Рассмотрим эти два направления более подробно.
Известно, что основной «базой», как генетической, так и социальной, в формировании картины мира для ребенка является его семья. В современной психолого-педагогической науке подчеркивается, что
формирование ребенка происходит в системе. Его психическое развитие, как отмечает А.Н.Леонтьев, оказывается под влиянием социальных условий, биологических факторов, эмоциональной сферы, мотивации [1].
Определяющим и ведущим фактором формирования целостной личности ребенка является его образ жизни в семье, детском коллективе, школе. Там же формируется основа его реакций на происходящее и ее закрепление, которая находит свое отражение в характере, влияющим впоследствии на течение всей жизни. Как указывается в научной литературе, только 40% в человеке диктуют поведение гены и 60% — среда. Наш характер формируется при взаимодействии генотипа, т.е. того, что в нас заложили родители, и среды, т.е. того, что нас окружает. Таким образом, все высшие психические функции человека (память, внимание, мышление, восприятие и т.д.) взаимосвязаны и формируются в процессе развития. В основе их формирования лежат не только природные задатки ребенка, но и формы и способы деятельности, и виды его общения с окружающими.
Таблица 1
Результаты тест-опросника родительского отношения
Класс Респондент Принятие Кооперация Симбиоз Контроль Отношение к неудачам ребенка
7а 1 14 4 4 5 1
2 19 5 4 6 3
3 15 5 3 6 3
4 16 6 4 6 1
7б 5 9 7 5 4 1
6 10 5 5 4 1
7 10 5 5 4 1
8 8 6 4 4 1
8а 9 9 5 5 3 1
10 19 3 1 7 6
11 16 7 5 7 2
12 8 6 6 3 1
8б 13 12 7 5 4 1
14 11 6 6 3 2
15 11 4 4 2 1
16 10 3 3 4 1
9а 17 11 5 3 2 1
18 11 5 5 3 1
19 11 7 5 5 2
20 11 5 5 6 2
Среднее 11 5 4 4 2
Процесс психического развития ребенка — это сложный процесс, где каждая последующая ступень связана с предыдущей. Формирование характера, и в его структуре формирование отношения к миру и другим людям, развивается в самом раннем детстве (младенчестве), когда реакция мамы (сразу пришла и покормила), тактильные ощущения (мокрые пеленки, складки, крошки) и удовлетворение основных потребностей (еда, сон, тепло) являются основополагающими.
Даже внешность и физическая составляющая влияют на качество отношения к нему родителей и окружающих. Так, например, недоношенные, болезненные дети чаще подвергаются насилию со стороны взрослых. Объясняется это просто. Эти дети менее привлекательны внешне, чем их ровесники, чаще болеют, требуют особого отношения и заботы. Все это вызывает раздражение и, как следствие, агрессию у эмоционально незрелых родителей, педагогов, соседей, родственников и пр. В настоящее время мы все стараемся быть более толерантными к тем, кто чем-либо отличается от нас. Однако элементы ксенофобии (т.е. непринятие чужого / другого человека) еще очень сильны в обществе и среди детей, и среди взрослых.
Каждый переход ребенка на новую ступень развития осуществляется под влиянием взрослых и специального обучения. Начнем с эмоционально -волевой сферы. Дети рано начинают переживать эмоции: радость, удовольствие, обиду, смущение, привязанность. Ребенок (младенец) активно реагирует на появление матери или фигуры, ее заменяющей. Это так называемый «комплекс оживления» (Н.М.Щелованов) — улыбка, движение, гуление. Чем
меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок в первые месяцы жизни, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности. Как и в среде взрослых, так и в детском коллективе даже незначительный физический дефект может сделать ребенка менее авторитетным у сверстников, что вызывает у него пониженную самооценку и, в некоторых случаях, приводит к психопатизации во взрослом возрасте (например, формирование зависимого или созависимого поведения).
Формирование личности ребенка продолжается в дошкольном возрасте, когда устанавливаются те первые связи и отношения, которые в дальнейшем образуют единство деятельности и единство личности. Эти новые связи еще непрочны, неустойчивы и легко ранимы. Физическая ослабленность, тяжелые заболевания в раннем детстве могут привести к нарушению регулирующей роли коры больших полушарий, к быстрой истощаемости, слабости процессов возбуждения и торможения. Все вместе это приводит к нарушению нормального развития и общего поведения ребенка, замедленному развитию его речи и, как следствие — мышления в целом. В школьном возрасте психика ребенка пластична и легко корректируема. Все процессы развития должны быть направлены на формирование не изолированных действий путем их натаскивания и тренировки, а базисных психологических факторов, лежащих в основе высших психических функций. Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что роль родителей или лиц их заменяющих (законных представителей) чрезвычайно важна. Поэтому одним из компонентов для изучения способности к самоактуализации и условий ее формирования мы определили изучение родитель-
ского отношения к ребенку [2]. В выборке приняли участие родители учащихся 7—9 классов одной из средних общеобразовательных школ Новгородского района. Для решения поставленной задачи был выбран Тест-опросник ОРО (Я.А.Варга, В.В.Столин). Авторы опросника рассматривают родительское отношение как педагогическую социальную установку по отношению к детям, включающую в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Опросник позволяет определить суть отношений ребенка с родителями и тем самым выявить до-минату во взаимоотношениях в семье. Обобщенные результаты исследования представлены в табл. 1.
Как видно из таблицы, показатели по шкале «Принятие / Отвержение» (среднее — 11 баллов) не являются высоким и четко определяющим выраженное положительное отношение к ребенку, утверждающим всестороннюю помощь и одобрение его интересов. Скорее, взрослые не верят в успешность своих детей. Нельзя назвать это абсолютным отвержением, однако, таких взрослых сложно назвать хорошими воспитателями. Возможно, родители испытывают негативные эмоции по отношению к ребенку, не уважают его, третируют, низко оценивают его способности. Предположительно, это связано с общей неудовлетворенностью родителей собственной жизнью, высоким уровнем стрессогенности социальной жизни, кризисом современного общества и всеобщей невротизации.
Показатель «Кооперация», демонстрирующий стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, является достаточно высоким (среднее 5 баллов), что является показателем заинтересованности родителей в успешности ребенка, в реализации его интересов, попытке встать на сторону ребенка в спорных вопросах.
Показатель «Симбиоз» (среднее 4 балла) находится в пределах нормы и интерпретируется как способность родителей к психологической дистанции между ним и ребенком, как наличие личностного пространства и уважения к нему. В таких условиях способность к автономизации и дистанцированию ребенка от родителей в пубертатный период проходит безболезненно и конструктивно.
Показатель «Контроль» (среднее 4 балла) также находится на уровне нормы, при котором родитель устанавливает рамки дозволенного, но не является жестко контролирующим субъектом. Ребенок имеет представление о дисциплине, но от него не требуется безоговорочного подчинения.
Показатель «Отношение к неудачам ребенка» является низким и свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о противоречии в отношениях ребенка и взрослого на настоящий момент. С одной стороны, родители стараются понимать и принимать ребенка, учить его нормам социальным и нравственным, поддерживают его интересы, стимулируют его самоопределение. С другой — стрессогенные факторы, влияющие на родителей и неумение с ними справ-
ляться, порождают некоторый уровень тревоги, который транслируется на ребенка, трансформируясь в злость, досаду, раздражение. Такой взрослый не замечает хорошего в целом, фиксирован только на неудачах, как своих, так и ребенка. Можно предположить, что в такой ситуации способности к самоактуализации у респондентов снижены и требуют коррекции. Исходя из полученных данных, можно резюмировать, что работа с родителями по преодолению фрустрации (несоответствие ожидаемого и реально -сти), стрессов и тревожных состояний необходима для создания благоприятных условий развития ребенка и его последующей самоактуализации.
Второе направление нашего исследования — работа с педагогами и их потенциал в развитии самоактуализации с последующей трансляцией этой способности детям. В исследовании приняли участие педагоги 7—9 классов одной из средних общеобразовательных школ Новгородского района. Способности педагогов к самоактуализации рассматривались с помощью Самоактуализационного теста САМОАЛ (Э.Шостром, адаптация вопросника POI Н.Ф.Калина, А.В.Лазуркина). С помощью данного опросника можно определить не только уровень самоактуализации, но и рассмотреть уровень развития его структурных компонентов. Результаты исследования представлены в табл. 2.
Как видно из табл. 2, показатели самоактуализации в среднем по группе не достигают половины из возможных баллов (среднее — 46%). Одним из самых высоких показателей явилась — «ориентация во времени» — (среднее 60%), что говорит о способности респондентов жить настоящим и не откладывать жизнь на «потом». А также показатель «Ценности» (среднее — 55%), подтверждающий веру педагогов в доброту человеческой природы и гуманистичность процессов развития в целом. Однако показатели «Автономность» (среднее — 23%) и «Аутосимпатия» (среднее — 33%) предположительно выражают некоторое недоверие к своим способностям и возможностям, несколько заниженную самооценку и непринятие себя как уникальной личности, отличной от других. Анализируя полученные данные, мы выдвинули предположение, что низкие показатели структурных компонентов самоактуализации связаны, некоторым образом, с общим эмоциональным фоном педагогов, что, в свою очередь, негативно отражается на способности личности к проявлению своих способностей и возможностей. Предположение подтвердилось в ходе изучения общего эмоционального фона с помощью 8-цветового теста М.Люшера. Обобщенные результаты представлены в табл. 3.
Как видно из таблицы, показатели настроения в норме или с преобладанием положительных эмоций, а энергия, так необходимая для профессиональной реализации и результативности, находится на уровне компенсируемой усталости и перевозбуждения. А это говорит о том, что педагоги работают на пределе своих возможностей с периодическим снижением активности, что приводит к быстрому истощению. В совокупности полученные данные свидетельствуют о необходимости пересмотра нагрузки и
Таблица 2
Результаты исследования самоактуализационного теста САМОАЛ
Ориент ация во времен и Цен ност и Взгляд на природ у человек а Потреб ность в познани и Креа тивн ость Авто номн ость Спонт аннос ть Самоп онима н. Ауто симп Конт актн ость Гибк ость Самоак туализа ция
1 70 53 50 40 40 20 27 70 47 40 40 45
2 50 87 50 60 7 33 40 50 33 70 40 50
3 80 60 40 40 47 33 53 60 53 50 60 60
4 40 47 40 50 47 7 20 30 20 20 30 20
5 60 40 40 60 33 27 47 50 20 40 60 50
6 50 40 30 40 27 14 34 0 27 40 40 38
7 80 60 40 40 47 33 53 60 33 50 60 59
С 60 55 42 47 35 23 40 45 33 45 47 46
Таблица 3
Результаты теста Люшера
Настроение Энергия
Отрицатель Норма Положительные Переутомле Компенсируе Оптимальная Перевозб
ные эмоции эмоции ние, мая работоспособ уждение
истощение усталость ность
1 6 0, 75
2 10 7
3 14 8,57
4 9 4
5 8 5
6 6 2
организации рабочего времени педагогов, а также об изменении мотивации к основной (профессиональной) деятельности.
Актуальность рассмотрения поставленных вопросов подтверждается теми требованиями, которые декларируются в «Профессиональном стандарте педагога» [3]. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации и предлагая критерии ее оценки. С учетом различного уровня квалификации педагогов страны, требования стандарта постепенно и поэтапно вводятся в современные реалии. При этом, различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Таким образом, предполагается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Речь идет о специалистах системы образования, а именно: воспитатель, педагог начальной, основной и старшей школы, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, дефектолог, тьютор. Можно выделить основные тезисы, декларируемые новыми требованиями:
1. Педагог является ключевой фигурой реформирования образования. Таким образом, исходя из концепции самоактуализации и ее развития у школьников в профилактических и общеразвивающих целях, необходимо сформировать эту способность изначально у педагогов, чтобы они могли развивать ее у своих учеников.
2. Главное профессиональное качество, которое педагог должен демонстрировать ученикам — это умение учиться. Учитель должен учитывать, что потребность в знании и методах, с помощью которых оно образуется, является одной из основных духовных потребностей индивида: эта гностическая мотивация влияет на различные уровни жизни человека и его перцептивные свойства, от элементарных ориентировочно-исследовательских реакций до сложнейших видов любознательности и познавательных интересов.
3. Педагог должен демонстрировать готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, что в целом можно определить как способность к творчеству или креативность.
4. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации и освобожден от тотального контроля. Педагог должен чувствовать «свободу для» в противовес «свободы от» (Э.Шостром). Если рассматривать труд педагога как творческий акт, то состояние страха и тревоги, так присущие специали-
стам образовательных учреждений и основанные на боязни «сделать что-то не так», блокируют как мыслительные, так и творческие способности субъекта.
5. Структура профессиональной деятельности педагога рассматривается в триаде — обучение, воспитание и развитие ребенка, что, в свою очередь, несколько расходится с современным представлением об учителе как о специалисте, предлагающем «образовательную услугу».
6. Современный педагог, в соответствии с требованиями Стандарта, должен владеть определенным набором психолого-педагогических компетенций, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.
7. Педагог должен работать в гуманистической парадигме, рассматривая ребенка как здоровую личность, способную к максимальному развитию своих способностей и возможностей во всех родах деятельности (учебной, игровой, спортивной, трудовой, художественной), т.е. к самоактуализации.
8. Развивать эмоционально-ценностную сферу детей, используя для этого собственную работу над собой в направлении духовно-нравственного обогащения для формирования адекватной картины мира у учащихся.
9. Педагог должен постоянно повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием и развитием собственных способностей и возможностей для самореализации как высшей степени проявления личностного развития.
10. Основным требованием к личностным качествам учителя является готовность учить всех без исключения детей вне зависимости от способностей и возможностей. Конкретнее, требования к способностям педагога включают в себя:
— способность к рефлексии;
— потребность в познании;
— способность к обеспечению безопасной образовательной среды, включая психологическую безопасность;
— умение развивать внутреннюю мотивацию учеников и нацеливать учащихся на развитие;
— стремление к целеполаганию у учащихся в урочной и внеурочной деятельности;
— умение поддерживать и развивать самостоя-
тельность учеников, работая в парадигме демократического руководства и постепенно отказываясь от авторитаризма;
— формирование внутренней установки на оказание помощи ребенку. Стремление понимать и принимать ребенка таким, какой он есть;
— владение способами решения конфликтных ситуаций;
— умение осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ;
— умение составить личностную психологическую характеристику ребенка, разработать и реализовать индивидуальные программы развития учащихся.
1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
2. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Личность. Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб.: Тускарора, 1996. 175 с.
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электр. ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01.12.2015).
References
1. Leontiev A.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, conciousness, personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1977. 304 p.
2. Kulytkin U.N., Suchobskaya G.S. Lichnost'. Vnutrenniy mir i samorealizatsiya. Idei, kontseptsii, vzglyady [Personality. Inner world and self-realization. Ideas, concepts, views]. Saint Petersburg, Tuskarora Publ., 1996. 175 p.
3. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n «Ob ut-verzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pe-dagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'-nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obra-zovaniya) (vospitatel', uchitel')" [The order of Ministry of Labor of Russia of 18.10.2013 No. 544n "About the approval of the professional standard "The Teacher (pedagogical activity in the sphere of the preschool, primary general, main general, secondary general education) (the Tutor, the Teacher)"] (Registered in Ministry of Justice of Russian Federation 06.12.2013, no. 30550). Available at: http://www.consultant.ru (accessed 01.12.2015).