Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСКРИМИНАЦИОННЫХ УСТАНОВОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСКРИМИНАЦИОННЫХ УСТАНОВОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
298
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКРИМИНАЦИЯ / УСТАНОВКИ / ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ / УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ / DISCRIMINATION / AFFIRMATIONS / PREJUDICES / CONDITIONS FOR OVERCOMING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кленова Милена Александровна

Актуальность выполненного исследования обусловлена необходимостью формирования теоретико-практических знаний и технологий, позволяющих проанализировать условия преодоления дискриминационных установок в современном обществе. Цель исследования, представленного в статье, заключается в системном анализе условий преодоления дискриминационных установок в современном обществе. Гипотеза исследования содержит предположение о том, что для выделения условий преодоления дискриминационных установок необходимо всестороннее изучение условий формирования с последующим поиском способов их трансформации. Установлено, что к условиям формирования дискриминационных установок относятся культурно-исторические основания, социальная среда, средства массовой информации, государственная политика и т. д. Выделены такие условия, как: прекращение конфликтного взаимодействия, поиск общих или близких по смыслу точек соприкосновения оппонентов, снижение интенсивности негативных эмоций, обеспечение эффективного обсуждения проблемы и выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта, основанного на сформированных дискриминационных установках. Сужение предметного поля исследования условий возникновения и, как следствие, преодоления дискриминационных установок через поведение личности в конфликте позволит выделить две группы - внутренние и внешние условия формирования и реализации дискриминационных установок. К внутренним относятся предубеждения, или стереотипы когнитивного или эмоционального плана, а к внешним - реальные действия во взаимодействии с аутгруппой по реализации уже сформированных предубеждений. Сформулирована иерархическая система преодоления дискриминационных условий, включающая четыре основных компонента, где первое звено - формирование социокультурной идентичности как понимание и ценность принадлежности к собственной группе, второе -закрепление социокультурной компетентности как системы знаний и представлений о Других, третье - формирование социокультурных ценностей по отношению к Другим, четвертое - формирование социокультурной толерантности, которая включает в себя идентичность, компетентность и социокультурные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR OVERCOMING DISCRIMINATORY AFFIRMATIONS IN MODERN SOCIETY

The relevance of the study is conditioned by the necessity for formation of theoretical and practical knowledge and technologies that allow to analyze the conditions for overcoming discriminatory affirmations in modern society. The purpose of the research presented in the article is to analyze systematically the conditions for overcoming discriminatory affirmations in modern society. Hypothesis of the study suggests the assumption that in order to identify the conditions for overcoming discriminatory affirmations, a comprehensive study of the conditions of formation is necessary, followed by a search for ways of their transformation. We established that the conditions for formation of discriminatory affirmations include cultural and historical foundations, social environment, mass media, state policy, etc. The following conditions are emphasized: termination of conflict interaction, search for common or similar points of contact of opponents, decrease in the intensity of negative emotions, provision of effective discussion of the problem and choice of an optimal conflict resolution strategy based on the formed discriminatory affirmations. Narrowing the subject field of the study of triggering events, and as a consequence - overcoming discriminatory affirmations through behavior of a person in a conflict situation, will allow us to distinguish two groups: internal and external formation conditions and implementation of discriminatory attitudes. Internal conditions include prejudices, or stereotypes of a cognitive or emotional level, and external ones are real actions in interaction with an outgroup to implement prejudices already formed. A hierarchical system of conditions for overcoming discriminatory affirmations has been formulated, including four main components, where the first link is the formation of sociocultural identity, as an understanding and value of belonging to one’s own group; fixation of socio-cultural competence as a system of knowledge and ideas about the “Others”; formation of sociocultural values in relation to “others”; formation of sociocultural tolerance, which includes identity, competence and sociocultural values.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСКРИМИНАЦИОННЫХ УСТАНОВОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 316.62

Условия преодоления дискриминационных установок в современном обществе

М. А. Кленова

Кленова Милена Александровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, milena_d@bk.ru

Актуальность выполненного исследования обусловлена необходимостью формирования теоретико-практических знаний и технологий, позволяющих проанализировать условия преодоления дискриминационных установок в современном обществе. Цель исследования, представленного в статье, заключается в системном анализе условий преодоления дискриминационных установок в современном обществе. Гипотеза исследования содержит предположение о том, что для выделения условий преодоления дискриминационных установок необходимо всестороннее изучение условий формирования с последующим поиском способов их трансформации. Установлено, что к условиям формирования дискриминационных установок относятся культурно-исторические основания, социальная среда, средства массовой информации, государственная политика и т. д. Выделены такие условия, как: прекращение конфликтного взаимодействия, поиск общих или близких по смыслу точек соприкосновения оппонентов, снижение интенсивности негативных эмоций, обеспечение эффективного обсуждения проблемы и выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта, основанного на сформированных дискриминационных установках. Сужение предметного поля исследования условий возникновения и, как следствие, преодоления дискриминационных установок через поведение личности в конфликте позволит выделить две группы - внутренние и внешние условия формирования и реализации дискриминационных установок. К внутренним относятся предубеждения, или стереотипы когнитивного или эмоционального плана, а к внешним - реальные действия во взаимодействии с аутгруппой по реализации уже сформированных предубеждений. Сформулирована иерархическая система преодоления дискриминационных условий, включающая четыре основных компонента, где первое звено - формирование социокультурной идентичности как понимание и ценность принадлежности к собственной группе, второе -закрепление социокультурной компетентности как системы знаний и представлений о Других, третье - формирование социокультурных ценностей по отношению к Другим, четвертое - формирование социокультурной толерантности, которая включает в себя идентичность, компетентность и социокультурные ценности. Ключевые слова: дискриминация, установки, предубеждения, условия преодоления.

Поступила в редакцию: 16.06.2020 / Принята: 07.09.2020 / Опубликована: 21.12.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-4-331-337

Введение

Вопросы исследования дискриминации и предубеждений весьма остро встают перед современным мировым сообществом. Проблема поиска социально-психологических оснований, структуры, механизмов, факторов, а также условий преодоления дискриминационных установок является фундаментальной для научного сообщества. Работа в данном направлении призвана сформировать теоретико-практическое знание в области поддержки интергативных процессов в отношении аутгрупп в современном обществе. Нарушение социальных взаимоотношений, зарождающиеся конфликты, внутреннее и внешнее напряжение создают условия, при которых затрудняются не только процессы интеграции, адаптации и социализации, но также создается пространство для возникновения и последующего усиления социального напряжения в обществе. В качестве основных и наиболее часто встречающихся внешних признаков, по которым формируются предубеждения и дискриминационные установки в современном обществе, можно отметить дискриминацию по национальному, религиозному, возрастному, полоролевому, физическому, социальному статусам личности. Для полноценного, системного анализа факторов и условий преодоления дискриминации необходимо обобщение не только теоретико-практических представлений о дискриминируемых группах с точки зрения большинства, но также взгляд со стороны представителей аутгрупп. Для определения и выделения условий преодоления дискриминации в нашей работе мы опирались на системный подход, разработанный В. А. Ба-рабанщиковым [1]. В частности, по его мнению, системность психических явлений должна рассматриваться не только с точки зрения самого функционирования, но, помимо этого, нужно исследовать условия их возникновения. Исходя из высказанного выше тезиса для определения условий преодоления дискриминационных установок необходимо изучить и условия их зарождения, к которым можно отнести прежде всего социальную среду, особенности социального взаимодействия, а также личностные факторы. Таким образом, для создания необходимых условий для преодоления дискриминации в обществе необходимо определить, а в случае возможности устранить условия, при которых она возникает.

Цель исследования, представленного в статье, заключается в системном анализе условий преодоления дискриминационных установок в современном обществе.

Содержательные характеристики дискриминационных установок

Системный анализ структуры, факторов, предикторов, а также содержательных характеристик дискриминационных установок в ранее проведенных нами исследованиях позволил выделить особенности, детерминирующие условия их возникновения, специфику социальной среды, в которой они могут формироваться.

С опорой на логику проведенных теоретико-эмпирических исследований нами ранее были выделены основные группы, по отношению к которым в обществе формируются дискриминационные установки, а также изучены преобладающие чувства, которые испытывают к ним респонденты [2, 3]. В качестве дискриминируемых групп определяются: мигранты, по отношению к которым респонденты указывают такие чувства, как страх, брезгливость, отвращение; лица без определенного места жительства - также преобладают брезгливость, отвращение и страх; лица с физическими и психическими недостатками -вызывают страх, тревогу и интерес; по большей части отвращение испытывают респонденты по отношению к лицам с нетрадиционным сексуальным поведением; тревогу и страх вызывают дети, подростки и старики; сочувствие, жалость и отвращение можно наблюдать у респондентов по отношению к физически непривлекательным людям и многодетным семьям. Раздражение и агрессия прослеживаются в отношении политических деятелей и представителей другой социальной общности. К представителям иных этнических групп преобладают интерес и тревога. В то же время представители других религий, в отличие от представителей других национальностей, чаще вызывают такую эмоцию, как страха.

Немаловажным фактом, позволяющим сформулировать в последующем условия преодоления дискриминационных установок, является взаимосвязь дискриминационных установок личности и социально-демографических характеристик, социально-политических и социально-экономических предпочтений [4]. Поскольку в ходе проведенных ранее исследований было установлено, что дискриминационные установки могут являться фактором, способным породить протестные настроения в обществе, определение условий, способствующих снижению градуса социального напряжения в обществе, выступает одной из важных задач социальной психологии дискриминации.

Выделяя содержательные характеристики «предметного поля» дискриминационных устано-

вок, можно отметить необычное поведение Других, превосходство ингруппы, приверженность к иной культуре [5, 6]. Особое внимание в изучении дискриминационных установок необходимо обратить на предубеждения по национальному признаку. Подобные установки касаются мигрантов или представителей других национальностей. Так, например, рост напряжения в обществе в условиях дефицита рабочих мест может быть связан со сформировавшимися установками в отношении трудовой миграции.

Условия возникновения дискриминационных установок

Необходимо отметить, что по результатам проведенных эмпирических исследований в обществе отмечается потенциальная готовность к реализации дискриминационного поведения [4], что, несомненно, вызывает обеспокоенность и показывает явную необходимость разработки путей и способов совладания, переориентации и снижения общего градуса напряжения в социуме.

Таким образом, для понимания условий преодоления дискриминационных установок необходимы исследование и конкретизация условий их возникновения. Ранее нами были выделены признаки и социальные группы, по отношению к которым в обществе формируются дискриминационные установки. Определим условия возникновения предубеждения в отношении каждой из выделенных групп. Дискриминация по национальному и религиозному признаку формируется по большей части в связи с миграционными процессами (трудовая миграция, академическая мобильность, военные конфликты и т. д.). Деление на «своих» и «чужих», как правило, обусловлено культурной и социальной средой, доминирующим этносом. Для дискриминации по гендерному и возрастному признаку характерны специфическое исторически и культурно сложившееся представление о мужской и женской роли, о степени включенности в семейную и социальную жизнь [7], а также обусловленные средой представления и ожидания, касающиеся предубеждения в отношении представителей разных возрастных групп - чаще всего дискриминируемыми себя ощущают подростки и пожилые люди [8]. Еще одним важным условием для формирования гендерных дискриминационных установок являются средства массовой информации, государственная политика и т. д. Особенно остро это влияние прослеживается в части формирования общественного мнения и предубеждений относительно факторов когнитивного и эмоционального психологического отношения к представителям сексуальных меньшинств [7].

С учетом того, что дискриминационные установки так или иначе оказывают негативное влияние на социальное самочувствие вообще, а установленная взаимосвязь трансспективы с

предубеждениями показывает неготовность современного общества к принятию иной позиции по отношению к дискриминируемым группам [9], необходим системный анализ в части формулирования практикоориентированных методов и технологий преодоления дискриминации в обществе.

На основе теоретических и эмпирических данных можно выделить две группы условий преодоления дискриминационных установок. Первая группа базируется на классическом представлении об условиях выхода из конфликта. Первое условие - прекращение конфликтного взаимодействия. В данном случае идет речь о так называемом разведении групп. Иными словами, это способствование прекращению прямого взаимодействия между теми социальными группами, между которыми возникают конфликтные ситуации, основанные на уже сформированных дискриминационных установках. Данное условие весьма радикально, и не всегда имеется возможность его реального осуществления. Второе условие - поиск общих или близких по смыслу точек соприкосновения оппонентов. Иными словами, это создание таких условий, когда перед конфликтующими группами ставится одна общая задача, например в учебном процессе или в трудовой деятельности. Нужно отметить, что реализация на практике данного условия требует особой осторожности, поскольку может спровоцировать или усугубить конфликтную ситуацию. Третье условие - снижение интенсивности негативных эмоций. В данном случае реализовать это условие возможно, например, донося информацию о дискриминируемой группе в положительном, привлекательном контексте (социальная реклама и пр.). Четвертое и пятое условия - обеспечение эффективного обсуждения проблемы и выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта, основанного на сформированных дискриминационных установках. Так же как и в случае реализации предыдущего пункта, необходимо создавать такие условия, при которых в обществе обозначается существующая проблема дискриминации, обсуждается и проводится работа по преодолению сформированного предубеждения в отношении дискриминируемых групп. Приведенный список условий является наиболее общим. Для конкретизации рассмотрим условия преодоления дискриминационных установок через поведение личности в конфликте [10, 11]. Поведенческий компонент дискриминационных установок может реализовываться в двух планах - внутреннем и внешнем. Внутренний план предполагает наличие у субъекта сформированной системы представлений о дискриминируемой группе, что может проявляться в высказываниях, общем негативном эмоциональном настрое по отношению к «иным». Внешний план проявляется в реальных поведенческих актах, например массовых протестах, открытом конфликтном вызове и т. д. Необходимо отметить, что такое условие, как информирование не всегда является

эффективным [10], поскольку по отношению к дискриминируемым группам преобладают негативные установки, которые создают определенные трудности в части донесения привлекательной информации о них. Именно поэтому предварять любое информационное воздействие необходимо путем помощи в осознании причин возникновения дискриминационных установок. Очевидна связь между угрозой социализации и адаптации личности и дискриминационными установками [12]. Такая связь может прослеживаться в случае трудовой социализации, когда субъект испытывает напряжение из-за кажущейся или реальной угрозы в части конкуренции за рабочее место с трудовыми мигрантами. Необходимо отметить, что в процессе адаптации негативные установки могут также отмечаться и у адаптирующейся социальной группы - так называемый активный негативизм к местному населению [13].

Иерархическая система условий преодоления дискриминационных установок

В результате проведенного теоретического исследования удалось сформулировать обобщенную схему условий преодоления дискриминационных установок. Первым звеном в данной иерархической системе выступает социокультурная идентичность. Обоснование значимости исследования социокультурных детерминант идентичности личности связано с положением о том, что обретение человеком четкого понимания в части осознания собственного места в социуме, понимание на когнитивном и эмоциональном уровне принадлежности к значимой социальной группе позволяет сформировать устойчивую от-ношенческую позицию на уровне самости, а также функционировать личности в качестве активного субъекта деятельности [14]. Социокультурная идентичность повышает субъективную значимость этничности и позитивное самоощущение, что может выступать позитивным фактором межгруппового взаимодействия [15].

Вторым элементом в системе условий преодоления дискриминационных установок является социокультурная компетентность, понимаемая как интегративная характеристика личности, которая проявляется в наличии знаний, представлений о разных видах социальной культуры (национальной, гендерной, нравственно-этической, религиозной, правовой) [16]. Проявления сформированной социокультурной компетентности выражаются в готовности к взаимодействию в разных жизненных ситуациях, а также в способности оценивать межличностное общение. В качестве условия преодоления дискриминационных установок социокультурная компетентность предполагает когнитивное знание об особенностях, различиях, способах реагирования и, как следствие, помогает сформировать адекватные стратегии

реагирования в ситуациях взаимодействия с дискриминируемыми группами или отдельными их представителями.

Третьим элементом в структуре условий преодоления дискриминационных установок выступают социокультурные ценности - те категории, которые характеризуют отношение общества к различным явлениям социокультурного мира [17]. В общем смысле ценность понимается как положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта. Субъектные социокультурные ценности определяют нормативную или оценочную сторону явлений общественной жизни. Значимость социокультурных ценностей для формирования условий преодоления дискриминационных установок заключается в том, что понимание ценности «инаковости другого» вне зависимости от сформированных в социуме предубеждений будет несомненным фактором, снижающим градус напряжения во взаимодействии, и выступает необходимым условием для преодоления дискриминационных установок. Социокультурные ценности формируются на основе описанной нами выше социокультурной компетентности и являются предиктором для построения гармоничных межгрупповых и межличностных отношений.

Последним элементом в иерархической системе условий преодоления дискриминационных установок выступает социокультурная толерантность, или идентичность по признаку «Я - Мы». Социокультурная толерантность - это понятие, объединяющее в себе социокультурную идентичность, социокультурную компетентность и социокультурные ценности. Социокультурная толерантность понимается как интегративная личностная характеристика, включающая следующие качества: положительные восприятие и оценка окружающих вне зависимости от их принадлежности к этносу, религии, социальному статусу и т. д.; наличие позитивной установки на межкультурное, межгрупповое и межличностное взаимодействие; интерес к культуре, традициям Других и пр. Особое значение социокультурная толерантность приобретает в части выработки критерия взаимопонимания [18], который можно определить как способность субъектов межгруппового взаимодействия понять, объяснить и прогнозировать поведение друг друга и выстроить позитивно или нейтрально окрашенную систему межгруппового или межличностного взаимодействия. Таким образом, формирование социокультурной толерантности - это формирование идентичности по признаку «Я - Мы», где «Я» - субъект взаимодействия, а «Мы» - социум, частями которого являются представители разных национальностей, разных культур, религий, социальных статусов и т. д., где не противопоставляются «Я» и «Они», но «Я» способно к конструктивному диалогу, принимает «инаковость Другого», априорно не апеллирует устоявшимися предубеждениями и вступает во взаимодействие

с позиции «равного». Социокультурная толерантность - это интегративное понятие, которое является необходимым условием для преодоления уже сформированных или формирующихся дискриминационных установок.

Выводы

В результате проведенного теоретического анализа, основанного на эмпирических данных предшествующих исследований, в рамках заявленной проблемы изучения дискриминационных установок были систематизированы данные, позволяющие сформулировать условия преодолении дискриминационных установок в обществе. Было установлено, что для выделения условий преодоления предубеждений необходимо первоначально определить условия, в которых дискриминационные установки формируются. К ним относятся культурно-исторические основания, социальная среда, средства массовой информации и т. д. Условия преодоления дискриминационных установок можно также рассматривать в контексте методов и технологий разрешения конфликтных ситуаций. В частности, нами были выделены такие условия, как прекращение конфликтного взаимодействия, поиск общих или близких по смыслу точек соприкосновения оппонентов, снижение интенсивности негативных эмоций, обеспечение эффективного обсуждения проблемы и выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта, основанного на сформированных дискриминационных установках. Необходимо отметить, что каждое из перечисленных условий имеет определенные ограничения в области практического применения. В частности, не всегда представляется возможным территориальное или физическое разведение групп или прекращение взаимодействия между ними, а поиск точек соприкосновения может привести к усилению конфликтного взаимодействия. Сужение предметного поля исследования условий возникновения и, как следствие, преодоления дискриминационных установок через поведение личности в конфликте позволяет выделить две группы - внутренние и внешние условия формирования и реализации дискриминационных установок. К внутренним относятся предубеждения, или стереотипы когнитивного или эмоционального плана, а к внешним - реальные действия во взаимодействии с аутгруппой по реализации уже сформированных предубеждений. Сформулированная иерархическая система условий преодоления дискриминационных установок включает в себя четыре основных компонента. Реализация условий преодоления дискриминационных установок должна осуществляться последовательно, и первое звено - формирование собственной социокультурной идентичности как понимание и ценность принадлежности к собственной группе. На втором этапе необходимо закрепление социокультурной компетентности как системы знаний и представлений о Других, на тре-

тьем - формирование социокультурных ценностей по отношению к Другим. Завершающим условием преодоления дискриминационных установок выступает формирование социокультурной толерантности, которая включает в себя идентичность, компетентность и социокультурные ценности.

Благодарности и финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-013-00094 A «Дискриминационные установки личности в современном обществе и условия их преодоления»).

Библиографический список

1. Барабанщиков В. А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 1. С. 86-99.

2. Кленова М. А. Характеристики объектов дискриминационных установок в молодежной среде // 21 век: фундаментальная наука и технологии : материалы XVIII междунар. науч.-практ. конф. North Charleston, 24-25 декабря 2018 г. Morrisvill, NC, USA : Lulu Press, 2018. С. 115-117.

3. Кленова М. А. Этническая специфика дискриминационных установок // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2. С. 157-162. DOI: 10.18500/2304-9790-20198-2-157-162

4. Шамионов Р. М., Григорьева М. В. Взаимосвязь дискриминационных установок личности и социально-демографических характеристик, социально-политических и социально-экономических предпочтений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4. С. 326-332. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-4-327-332

5. Бочарова Е. Е. Содержательные характеристики «предметного поля» дискриминационных установок // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 3. С. 308-322. DOI: 10.22363/2313-1683-201916-3-359-376

6. Бочарова Е. Е. «Внешний облик Другого» в структуре дискриминационных установок личности // Внешний облик в различных контекстах взаимодействия : материалы Всероссийской науч. конф. Ростов-на-Дону, 28-30 октября 2019 г. / под общ. ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской, Г. В. Серикова. Ростов н/Д : Кредо, 2019. С. 250-252.

7. Бескова Т. В. Особенности восприятия субъектами ген-дерных и возрастных дискриминационных установок по отношению к ним // Человеческий капитал. 2019. № 12 (132). С. 221-228. DOI: 10.25629/HC.2019.12.24

8. УсоваН. В. Содержательные характеристики дискриминационных установок по возрасту // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2018. № 8. С. 2643 [Электронный ресурс].

URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2643.htm (дата обращения: 02.06.2020).

9. Тарасова Л. Е. Взаимосвязь трансспективы личности с дискриминационными установками // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 3 (181). С. 535-540. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3

10.Григорьева М. В. Дискриминационные установки личности и поведение в конфликте // Страховские чтения : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2018. Вып. 26. С. 52-56.

11. Григорьева М. В. Теоретический анализ проблемы реализации дискриминационных установок личности в поведении // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 305-310. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-305-31012

12.Марцинковская Т. Д., Киселева Е. А. Социализация и аккультурация в транзитивном пространстве // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 62. С. 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.06.2020).

13.Константинов В. В. Стратегии социально-психологической адаптации мигрантов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 2 (46). С. 294-304. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/strategii-sotsialno-psihologiches-koy-adaptatsii-migrantov (дата обращения: 12.06.2020).

14. Аполлонов И. А., Берберян А. С. Проблема субъектности человека в пространстве социокультурных детерминант // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19, № 3. С. 47-57. DOI: 10.31429/26190567-19-3-47-57

15.Хухлаев О. Е., Александрова Е. А., Гриценко В. В., Константинов В. В., Кузнецов И. М., Павлова О. С., Рыжова С. В., Шорохова В. А. Идентификация с религиозной группой и этнонациональные установки буддистской, мусульманской и православной молодежи // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 3. С. 71-82. DOI: 10.17759/chp. 2019150308

16.Коломийченко Л. В., Груздева И. В. Социокультурная компетентность : ее культурологические аспекты, сущность, подходы к определению // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1585 [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19433 (дата обращения: 12.06.2020).

17. Зарединова Э. Р. Теоретическое осмысление понятия «социокультурные ценности» // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 47-1. С. 86-94.

18.Пузиков В. Г., Тимофеев А. Ф. Социокультурная толерантность как важнейший фактор межцивилизацион-ной коммуникации // Наука о человеке : гуманитарные исследования. 2009. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-tolerantnost-kak-vazhneyshiy-faktor-mezhtsivilizatsionnoy-kommunikatsii (дата обращения: 09.06.2020).

Образец для цитирования:

Кленова М. А. Условия преодоления дискриминационных установок в современном обществе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 4 (36). С. 331-337. Б01: https://doi. о^/10.18500/2304-9790-2020-9-4-331-337

Conditions for Overcoming Discriminatory Affirmations in Modern Society

Milena A. Klenova

Milena A. Klenova, https://orcid.org/0000-0002-3900-1233, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, milena_d@bk.ru

The relevance of the study is conditioned by the necessity for formation of theoretical and practical knowledge and technologies that allow to analyze the conditions for overcoming discriminatory affirmations in modern society. The purpose of the research presented in the article is to analyze systematically the conditions for overcoming discriminatory affirmations in modern society. Hypothesis of the study suggests the assumption that in order to identify the conditions for overcoming discriminatory affirmations, a comprehensive study of the conditions of formation is necessary, followed by a search for ways of their transformation. We established that the conditions for formation of discriminatory affirmations include cultural and historical foundations, social environment, mass media, state policy, etc. The following conditions are emphasized: termination of conflict interaction, search for common or similar points of contact of opponents, decrease in the intensity of negative emotions, provision of effective discussion of the problem and choice of an optimal conflict resolution strategy based on the formed discriminatory affirmations. Narrowing the subject field of the study of triggering events, and as a consequence - overcoming discriminatory affirmations through behavior of a person in a conflict situation, will allow us to distinguish two groups: internal and external formation conditions and implementation of discriminatory attitudes. Internal conditions include prejudices, or stereotypes of a cognitive or emotional level, and external ones are real actions in interaction with an outgroup to implement prejudices already formed. A hierarchical system of conditions for overcoming discriminatory affirmations has been formulated, including four main components, where the first link is the formation of sociocultural identity, as an understanding and value of belonging to one's own group; fixation of socio-cultural competence as a system of knowledge and ideas about the "Others"; formation of sociocultural values in relation to "others"; formation of sociocultural tolerance, which includes identity, competence and so-ciocultural values.

Keywords: discrimination, affirmations, prejudices, conditions for overcoming.

Acknowledgments: This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (project No. 18-013-00094 A "Discriminatory attitudes of the personality in modern society and the conditions for overcoming them").

Received: 16.06.2020 / Accepted: 07.09 2020 / Published: 21.12.2020

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

References

1. Barabanshchikov V. A. Systems approach in structure of psychological cognition. Methodology and History of Psychology, 2007, vol. 2, iss. 1, pp. 86-99 (in Russian).

2. Klenova M. A. Characteristics of objects of discrimination in youth environment. 21 century: fundamental science and

technology. XVIII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 24-25 December 2018. Morrisvill, NC, USA, Lulu Press, 2018, pp. 115-117 (in Russian).

3. Klenova M. A. Ethnic Specificity of Discriminatory Attitudes. Izv. Saratov Univ. (N. S.). Ser. Educational Ac-meology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, iss. 2, pp. 157-162 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-20198-2-157-162

4. Shamionov R. M., Grigor'yeva M. V. Interconnection between discriminatory attitudes of an individual and socio-demographic characteristics, socio-political and socio-economic preferences. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 4, pp. 326-332 (in Russian). DOI: https://doi. org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-327-332

5. Bocharova E. E. Content Characteristics of the "Subject Field" of Discriminatory Attitudes. RUDNJournal ofPsy-chology andPedagogcs, 2018, vol. 15, no. 3, pp. 308-322 (in Russian). DOI: 10.22363/2313-1683-2019-16-3-359376

6. Bocharova E. E. "Physical appearance of Other" in the structure of discrimination sets of personality. In: P. N. Er-makova, V. A. Labunskiy, G. V. Serikova, total eds. Vneshniy oblik v razlichnykh kontekstakh vzaimodeystviya: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii. Rostov on Don, Kredo Publ., 2019, pp. 250-252 (in Russian).

7. Beskova T. V. Features of perception by subjects of gender and age discrimination settings in relation to them. Human capital, 2019, no. 12 (132), pp. 221-228 (in Russian). DOI: 10.25629/HC.2019.12.24

8. Usova N. V. Content characteristics of discrimination equipment by age. The Emissia. Offline letters, 2018, no. 8. Available at: http://www.emissia.org/offline/2018/2643. htm (accessed 2 June 2020) (in Russian).

9. Tarasova L. E. Relationship of the transpersonal perspective with discriminatory attitudes. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, 2020, no. 3 (181), pp. 535-540 (in Russian). DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3

10.Grigoryeva M. V. Personality's discriminative attitudes and behavior in conflict. Strakhov readings. Collection of scientific papers. Saratov, 2018, no. 26, pp. 52-56 (in Russian).

11. Grigoryeva M. V. Theoretical Analysis of the Problem of Realization of Discriminatory Attitudes of the Person in Behavior. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 3, pp. 305-310. (in Russian). DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-30531012

12. Martsinkovskaya T. D., Kiseleva E. A. Socialization and acculturation in the transitive space. Psychologich-eskie issledovaniya [Psychological Studies]. 2018, vol. 11, iss. 62, p. 10. Available at: http://psystudy.ru (accessed 2 June 2020) (in Russian).

13.Konstantinov V. V. Strategies of social and psychological adaptation of migrants. Scientific Notes: The online academic journal of Kursk State University, 2018, no. 2 (46), pp. 294-304. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ strategii-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-migrantov (accessed 12 June 2020) (in Russian).

14.Apollonov I. A., Berberyan A. S. The problem of personal

agency within the space of socio-cultural dominants. South-Russian Journal of Social Sciences, 2018, vol. 19, no. 3, pp. 47-57 (in Russian). DOI: 10.31429/26190567-19-347-57

15. Khukhlayev O. E., Aleksandrova E. A., Gritsenko V. V., Konstantinov V. V., Kuznetsov I. M., Pavlova O. S., Ry-zhova S. V., Shorokhova V. A. Religious Group Identification and Ethno-National Attitudes in Buddhist, Muslim and Orthodox Youth. Cultural-Historical Psychology, 2019, vol. 15, no. 3, pp. 71-82 (in Russian). DOI: 10.17759/chp. 2019150308

16. Kolomiychenko L. V., Gruzdeva I. V. Sociocultural competence: its culturological aspect, essence, approaches to the definition. Modern problems of science and education,

2015, no. 1-1, p. 1585. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19433 (accessed 12 June 2020) (in Russian).

17.Zaredinova E. R. Theoretical understanding of the concept of «socio-cultural values». Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovanija [Problems of modern teacher education], 2015, no. 47-1, pp. 86-94 (in Russian).

18.Puzikov V. G., Timofeyev A. F. Sociocultural tolerance as a factor of intercivilizational communication. Science of the Person: Humanitarian Researches, 2009, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-tol-erantnost-kak-vazhneyshiy-faktor-mezhtsivilizatsionnoy-kommunikatsii (accessed 9 June 2020) (in Russian).

Cite this article as:

Milena A. Klenova. Conditions for Overcoming Discriminatory Affirmations in Modern Society. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aaneology. Developmental Psychology, 2020, vol. 9, iss. 4 (36), pp. 331-337 (in Russian). DOI: https://doi. org/10.18500/2304-9790-2020-9-4-331-337

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.