Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С УЧёТОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА'

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С УЧёТОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / CHILDREN'S CREATIVE WORK / TECHNOLOGIC CULTURE / ETHNO-UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Константин Станиславович

В статье рассматриваются вопросы формирования технологической культуры у учащихся общеобразовательной школы, значимость ознакомления с культурным наследием своей малой Родины, необходимость включения учащихся в творческое проектирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров Константин Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of formation of technologic culture in secondary school pupils, significance of acquaintance with their native lands cultural heritage, necessity of involving pupils into creative projecting are examined in the article.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С УЧёТОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА»

7. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М. ; Воронеж, 1995.

8. Парахина О. В. Духовно-нравственный компонент в профессиональном воспитании будущих медицинских работников // Формирование нравственной культуры личности. - Курск : КИНПО, 2009. -С. 219-223.

9. Пашков А. Г. Воспитательная система педагогического вуза: цели, ценности, содержание деятельности // Воспитательная система педагогического вуза: проблема становления / под ред. А. В. Реприн-цева. - Курск : Изд- во КГУ, 2002 . - С. 41-55.

10. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. - М., 2002.

11 .Репринцев А. В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя : Дис. ... д- ра пед. наук. - Курск : 2001. - 503 с.

12. Репринцев А. В. Культурная антропология как методология профессионального воспитания будущего учителя // Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: теория и опыт. - Курск, 2000. - 286 с.

13. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодёжью: Юногогика. - М., 2008.

удк 371.4 Петров Константин Станиславович

Средняя образовательная школа г. Сортавала, Республика Карелия

petrov@vgipu.ru

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С УЧЁТОМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА

В статье рассматриваются вопросы формирования технологической культуры у учащихся общеобразовательной школы, значимость ознакомления с культурным наследием своей малой Родины, необходимость включения учащихся в творческое проектирование.

Ключевые слова: технологическая культура, этновоспитание, детское творчество.

1. В последнее время всё чаще в обществе стали использовать такие термины как технология, технологические процессы, производственная культура, уровень производственной культуры и совсем новые словосочетания - высокие технологии, технологическая культура и уровень технологической культуры. Формирование технологической культуры у учащихся имеет важное значение для развития науки, культуры и техники, для формирования общей культуры общества. Лидерами мирового развития становятся страны, способные повысить качество образованности населения, общей культуры, технологической дисциплины производства и, конечно, науки - основной созидательной силы постиндустриального общества [4]. Поэтому сначала нужно раскрыть значение термина. Понятие технологическая куль-

«...В ручном труде высокой культуры ярко проявляется творческая мысль. Чем сложнее техника и технология труда, тем больше элементарных умений и навыков ручного труда предшествует овладению техникой.»

В. А. Сухомлинский

тура состоит из двух основных составных частей: понятий технология и культура.

Словосочетание технологическая культура необходимо начать с раскрытия понятия технология, оно уже длительный период применяется в нашем обществе. Итак, в толковом словаре Ожегова обозначено, что технология - это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. В философской национальной энциклопедии говориться, что технология - это область человеческой деятельности, связанная с приспособлением естественных процессов и явлений к человеческим нуждам.

Вторая часть определения технологической культуры - это понятие культура. У слова куль-

тура есть много значений, но для этого определения может подойти следующее. Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культурный -находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему.

Рассмотрев, различные точки зрения о понятиях технология и культура, можно сделать обобщение [3; 4]. Технологическая культура - это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства и зависящие от производственных, духовных, общественных достижений людей участвующих в производстве.

Из определения становиться понятно, что основа данного понятия это производство и производственные отношения людей. Поэтому необходимо рассмотреть определение производство. Производство - это общественный процесс создания материальных благ, охватывающий как производительные силы общества, так и производственные отношения людей.

На рисунке1 изображена структура понятия «технологическая культура». На схеме видно, что

в понятии технологическая культура две составляющие технология и культура, но они неразрывно взаимодействуют с производством. Технология есть основная часть производства, без чего оно не мыслимо, а от культурного уровня напрямую зависит уровень производства. Т. е. все три понятия взаимосвязаны, проникают и зависят друг от друга.

Из выше сказанного следует, что от культурного уровня людей, которые участвуют в производственном процессе, зависит уровень результатов деятельности, а также методы и способы, применяемые в производстве. Выходит, что, повышая уровень производственных, духовных и общественных достижений, т. е. культурный уровень, повышается уровень производственных отношений работающих. Значит, если будет выше культурный уровень, то на более высоком уровне будут производственные методы и способы. Поэтому, чем выше уровень технологической культуры, тем выше качество выпускаемой продукции, возможно применение более эффективных средств производства, более совершенных форм организации труда и технологических процессов, воплощающих последние достижения

Рис. 1. Структура понятия «Технологическая культура»

научно-технического прогресса, лучшего использования наличного производственного потенциала. Из философского толкования значения слова технология нужно сослаться на одно очень важное дополнение, что все процессы и методы и деятельность направлена на удовлетворение человеческих нужд и это является основным мотивом деятельности - удовлетворение потребностей человека.

Опять же технология тесно переплетается с культурой, чем выше культурный уровень, тем более высокие технологии необходимы для реализации потребностей.

Отсюда можно сделать вывод, что достижение высокого современного уровня технологической культуры на производстве актуально и жизненно необходимо для дальнейшего благополучного развития производства и общества в целом. Следовательно, нужен новый подход, новое отношение к производству, к трудовой деятельности. Всё выше перечисленное невозможно без создания условий для научной организации труда на каждом рабочем месте и на предприятии в целом. Важно систематическое улучшение условий труда, обеспечение персонала надлежащими бытовыми условиями.

Повышение профессионального мастерства работающих, соблюдение требований эргономики, технической эстетики, экологии, чистоты и порядка на производстве, создание здорового социально-психологического климата, обеспечивающего высокую организованность, дисциплину трудовую и творческую активность трудящихся. Все перечисленные условия нужно создавать для учащихся, чтобы уже завтра, когда они придут на производство, у них был высокий уровень технологической культуры. А повышать уровень технологической культуры у подрастающего поколения необходимо с раннего возраста, уже в школе.

2. Высокий уровень развития науки и техники в стране и во всём мире, внедрение достижений технического прогресса во все отрасли промышленности, непрерывно возрастающий объём научной и технической информации. Всё это требует значительного улучшения подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению техническими знаниями, развития у обучаемых творческого мышления.

В профессиональной ориентации школьников, в выборе каждым учащимся жизненного

пути немаловажную роль может сыграть техническое творчество. Сегодня мальчишка мастерит модель или макет, а завтра может стать конструктором или инженером.

Тяга к технике, к изобретательству, к конструированию пробуждается уже в раннем детстве. Главная задача учителя - своевременно заметить способности и любознательность ребёнка, вовремя помочь ему. Конструирование моделей, макетов, механизмов, несложных машин, малых архитектурных форм, приборов и приспособлений, радиоэлектронных устройств и т. п. способствует возникновению и формированию интереса к технике, развитию изобретательских и творческих способностей, служит одним из важных средств технологической подготовки и воспитания школьников.

Трудовое воспитание школьников осуществляется в процессе изучения общеобразовательных предметов, на занятиях в школьных мастерских, при работе на пришкольной территории, во внеклассной и внешкольной работе по изучению технологии и техники, при выполнении общественных поручений, связанных с трудовым заданием.

Трудовое воспитание и техническое творчество взаимосвязаны, обусловливают друг друга, являясь двумя сторонами единого процесса подготовки школьников к творческой трудовой деятельности. Решают одновременно задачи нравственного и эстетического воспитания.

Эстетически продуманная обстановка труда благотворно сказывается на настроении, здоровье и трудоспособности рабочего, экономит его физическую силу и бережет нервную систему, воспитывает его эстетический вкус.

Труд в таких условиях совершенствует навыки, мастерство, повышает общую культуру человека. А созданная им удобная и красивая вещь - предмет обихода, инструмент, машина, станок - вновь оказывает своё благотворное влияние на людей.

Основные требования, предъявляемые к любой вещи: польза, удобство и красота. На уроках технологии как образец для копирования можно использовать старинные вещи и элементы фасада начала прошлого и конец позапрошлого веков. В те времена созданная вещь всегда выполняла эти три требования, можно сказать, проходила эволюционный путь, её приспосабливали, видоизменяли, какие-то предметы быта

теряли свою значимость, но если предмет обихода проходил все стадии, то он использовался и нёс свой функционал веками. Поэтому исторически сложившийся этнос на данной территории создавал своё культурное наследие и в современных условиях обязательно необходимо его использовать в воспитании подрастающего поколения. С помощью этновоспитания оказывать воздействие на обучаемого.

Для раскрытия определения этновоспитание нужно рассмотреть понятия этнос и воспитание. Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.

Этнос (греч. ethnos - группа, племя, народ) -межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием.

Этнос - исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией.

Воспитание культурой - процесс включения личности в культурное пространство окружающего мира, освоение культурных ценностей, традиций как по инициативе самой личности в процессе социализации, так и под влиянием извне -государства, общества, институтов культуры, средств массовой информации и др.

Следовательно, опираясь на выше сказанное этновоспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни с помощью создания условий включения личности к окружающему пространству накопленного культурного наследия данной местности.

Для того, чтобы личность участвовала в процессе, погрузилась в культурное пространство окружающего мира необходимо создать условия. Основным условием возникновения этноса является общность: самосознание (сознание своего единства и отличия от всех других подобных образований); территория; язык; и культура. То есть все эти условия есть в нашей школе. Есть

понимание, что территория уникальна. Есть возможность общаться с помощью языка народа данной местности. Есть богатое наследие, представленное в народных костюмах, предметов быта, архитектуре и т. д.

На уроках технологии создаются эти условия. У учащихся есть возможность, изготовляя макет изучать стиль, в котором выполнено здание. Выполняя точную копию предмета быта, т. е. модель, школьники знакомятся с технологией изготовления изделия и могут почувствовать атмосферу, в которой в прошедшие времена оно было сделано. Участвуя, в строительстве малых форм или изменяя ландшафтный дизайн, кроме получения определенных навыков ученики изменяют своё отношение в лучшую сторону к окружающему миру вещей. Выполняя изделия для музея, ребята могут почувствовать значимость своей работы, всеобщее внимание к ним и свою успешность [2].

Изготовление макетов старинных домов, моделей вещей прошлого, изделий для музея, а также работая на пришкольной территории по улучшению ландшафта местности создаются условия для воспитания творческой личности. Все эти условия объединяет в себе этновоспитание. Следовательно, культурное наследие данной местности оказывает воздействие на ученика. Поэтапно выполняя все выше перечисленные работы, обучающийся повышает свой технологический и культурный уровень.

3. В школьных мастерских ученики получают первоначальные знания, умения и навыки, которые в дальнейшем они могут закреплять и развивать. Умение правильно держать стамеску и киянку пригодится не только столяру, но и, например хирургу; специалист, работающий с нанотехнологиями должен сначала овладеть навыками пайки металла и работы ручным инструментом, а потом будет выполнять схожие операции, но уже под микроскопом. Следующая сторона понятия технологической культуры - это то, что учащиеся впервые на уроках технологии знакомятся с инструкцией по техники безопасности, правилами поведения во время работы, соблюдением технологий, ответственным подходом к работе и многое другое. Понятие технологической культуры многогранно, а главное с помощью каких механизмов и условий или каким способом формировать у учащихся её высокий

уровень? Один из способов - это творчество, изготовление творческих проектов.

Организация технического творчества учащихся начинается с выбора темы. Она должна быть современной, доступной, связана с учебными предметами, должна представлять возможности для усложнения и совершенствования конструкции. Учитывается общеобразовательная и технологическая подготовка учащихся и состояние материально-технической базы [1]. Живое слово учителя, увлекательная беседа, лекция, сопровождаемые интересными презентациями, экскурсия, кинофильм помогают вызвать у учащихся первоначальный интерес к выбранной теме. Этот интерес поддерживается и углубляется участием в практических работах в мастерской, на пришкольном участке, в музее [2]. При этом решаются тренировочные задачи нарастающей сложности, формируются умения и навыки.

Следующий этап заключается в том, что учащихся ставят перед определённой проблемой. В этих целях им предлагается система творческих упражнений. В процессе прохождения учащимися двух первых этапов оформляется поисковая часть творческого проекта (рис. 2). В ней нужно описать всевозможные варианты изготовления изделия: по форме, по выбранному материалу, по цвету, по способу соединения деталей, по выбору защитного слоя от воздействия атмос-

ферных осадков и т. п. Все описанные примеры сопровождаются эскизами. В завершении поисковой части ученик описывает, почему он выбрал этот вариант, и обосновывает, почему он отклонил остальные. Обязательно учащимся показываются не менее десяти работ выполненными учениками в прошлый год. Такой показ нужен для наглядности, так как творческая деятельность всегда характеризуется эмоциональной окраской. Но эмоции возникают и стимулируют творчество, если деятельность учащегося связана с поиском новой информации, с необходимостью использовать образец или конструкцию только как основу, когда из формулировки задания не полностью ясно, каким путём оно может быть выполнено.

Как уже говорилось выше, презентация очень хорошее наглядное пособие, которое позволяет обучающимся лучше представить ход выполнения творческого проекта. Для этого на рисунках 2 и 3 показаны два слайда из презентации, как образец. Презентация составлена для того, чтобы школьники могли более уверенно выполнять творческий проект. На слайдах видно, какие требования предъявляет учитель, а на второй половине каждого слайда в правой части представлены вопросы, отвечая на которые обучаемый сможет правильно и в полном объёме выполнить творческий проект.

Глава основной части (поисковая)

Основные требования.

В поисковой части творческого проекта необходимо разработать и проанализировать различные идеи и предложения по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно

Vвоспользоваться рядом

определенных критериев.

Темы, которые нужно раскрыть в поисковой части. •Описать всевозможные варианты изготовления изделия: по форме; по размерам; по материалу; по функциональному назначению; по выбору защиты от атмосферных воздействий и т.д.

•Написать, почему выбрал именно этот материал, форму, размер и т.п.

•Все приводимые примеры необходимо сопровождать эскизами.

Рис. 2. Слайд из презентации «грамотное оформление творческого проекта»

Введение к работе

Основные требования.

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических).

Вопросы на которые необходимо ответить учащимся во введении.

1 .Почему ты выбрал эту тему (изделие, проект)?

2.Актуальность и новизна: Кто ещё может пользоваться таким изделием?

Где можно применить или с кокой целью использовать ваше изделие? Придумал ли ты новое изделие? Если нет, то тогда, что нового удалость придумать в изделии?

3.Какой результат ты планируешь получить? Какой формы изделие или его детали? Из какого материала? Как соединяются составные части твоего проекта? Чем защищать детали от атмосферных воздействий?

Рис. 3. Слайд из презентации «грамотное оформление творческого проекта»

После того, как начальные этапы пройдены, оформляется введение (рис. 3). В нём необходимо ответить на несколько групп вопросов. Ученик должен на каждый вопрос написать по несколько развёрнутых предложений.

Далее, когда учащийся преодолел проблемную ситуацию, рассмотрел несколько вариантов решения каждой задачи и, на его взгляд, пришёл к единственно правильному решению, он приступает к оформлению технической части творческого проекта. Используя туже методику и наглядные пособия, обучаемые составляют технологическую карту, выполняют сборочный чертёж и деталировку. Затем выполняются экономический и экологический расчеты. В заключении делают вывод о проделанной работе. Составляют список используемой литературы и при необходимости оформляют приложение. Защита детских творческих проектов должна проходить в виде презентации.

Подводя итог выше сказанному можно отметить, что формирование технологической культуры у учащихся общеобразовательной школы актуально и необходимо для современного общества. Во-вторых, технологическая культура понятие очень объёмное и многогранное. В третьих, нужно создавать условия для формирования у учащихся технологической культуры и одним из них может быть этновоспитание,

т. е. воспитание через ознакомление с культурным наследием своей малой Родины. Четвертое это то, что детское творчество, воплощаемое в творческих проектах, является основным способом для повышения технологической культуры учащихся. Так как в детских творческих проектах гармонично сочетаются условия формирования технологической культуры. В творческих проектах учащиеся знакомятся с элементами технической эстетики, с техническими, технологическими, эстетическими и эргономическими требованиями к изделию. Всё это поможет школьникам лучше понять закономерности развития современного производства и повышать уровень своей технологической культуры.

Библиографический список

1. Гилева Е. А., Еров Ю. С. Формируем у школьников технологическую и проектную культуру // Школа и производство. - 2001. - № 4. - С. 25.

2. Петров К. С. Опыт совместной работы школы и музея как часть этнокультурного компонента образования // Этнокультура на Русском Севере : сб. научно-мет. матер. / VERSO. - Петрозаводск, 2008. - С. 39-43.

3. Симоненко В. Д., Матяш Н. В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М. : Вентана-Граф, 2006. - С. 176.

4. Хотунцев Ю. Л. Проблема формирования технологической культуры учащихся // Педагогика. -2006. - № 4. - С. 10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.