Научная статья на тему 'Условия повышения качества восприятия студентами исторического материала'

Условия повышения качества восприятия студентами исторического материала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история (учебная дисциплина) / восприятие / психолого-педагогические и дидактические условия / history (academic discipline) / perception / psychological / pedagogical and didactic conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В. Н. Ерёмин, С. В. Кибакин

Целью статьи является изучение проблем восприятия учебного исторического материала и определение путей их решения. Авторами на основе анализа классической и современной научной литературы, обобщения практического опыта преподавания истории в Российском государственном университете правосудия выявлены существенные психолого-педагогические и дидактические условия, перспективные методы и формы педагогической работы, способствующие повышению качества восприятия студентами исторического материала. В заключение представлены предложения и рекомендации, направленные на повышение качества восприятия учебного исторического материала. Статья адресована преподавателям истории, стремящимся повысить эффективность своей работы со студентами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF IMPROVING QUALITY OF PERCEPTION BY STUDENTS OF HISTORICAL MATERIAL

The task of the article is to study problems of perception of educational historical material and determine ways to solve them. Using data based on the analysis of classical and modern scientific literature, generalization of the practical experience of teaching history at the Russian State University of Justice, the authors reveal significant psychological, pedagogical and didactic conditions, promising methods and forms of pedagogical work that contribute to improving the students’ perception of historical material. In conclusion, proposals and recommendations aimed at improving the quality of perception of educational historical material are presented. The article is addressed to history teachers seeking to increase the effectiveness of their work with students.

Текст научной работы на тему «Условия повышения качества восприятия студентами исторического материала»

8. Repeta L.M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya informacionno-issledovatel'skoj kompetencii. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2013; № 2: 28.

9. Mil'rud R.P. Sovremennye konceptual'nye principy kommunikativnogo obucheniya inostrannym yazykam. Inostrannye yazyki v shkole. 2000; № 4: 9-16; № 5: 17 - 22.

10. Leont'ev A.N. Deyatel'nosf. Soznanie. Lichnost': uchebnoe posobie. Moskva: Smysl: Academia, 2004.

11. Leont'ev A.A. Yazyk, rech', rechevaya deyatel'nosf. Moskva: URSS, 2005.

12. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 1998.

13. Murzagalina L.V. Processual'naya model' professional'noj socializacii buduschego vracha. Vysshee obrazovanie segodnya. 2010; № 5: 94 - 96.

14. Galickih E.O. Dialog v obrazovanii kak sposob stanovleniya tolerantnosti: uchebnoe posobie dlya slushatelej dopolnitel'nogo professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: Akademicheskij proekt, 2004.

15. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1986.

16. Bibler V.S. Zamysly. Moskva: Izdatel'skij centr RGGU, 2002.

17. Kagan M.S. Mir obscheniya: Problema mezhsub'ektnyh otnoshenij. Moskva: Politizdat, 1988.

18. Hajdegger M. Istok hudozhestvennogo tvoreniya: izbrannye raboty raznyh let. Moskva: Akademicheskij proekt, 2008.

19. Buber M. Ya i Ty. Perevod s nemeckogo. Moskva: Vysshaya shkola, 1993.

Статья поступила в редакцию 17.12.19

УДК 37.031

Eremin V.N., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of General Education, Russian State University of Justice (Russia, Moscow),

E-mail: vneremin@mail.ru

Kibakin S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of General Education, Russian State University of Justice (Russia, Moscow),

E-mail: kibakin61@mail.ru

CONDITIONS OF IMPROVING QUALITY OF PERCEPTION BY STUDENTS OF HISTORICAL MATERIAL. The task of the article is to study problems of perception of educational historical material and determine ways to solve them. Using data based on the analysis of classical and modern scientific literature, generalization of the practical experience of teaching history at the Russian State University of Justice, the authors reveal significant psychological, pedagogical and didactic conditions, promising methods and forms of pedagogical work that contribute to improving the students' perception of historical material. In conclusion, proposals and recommendations aimed at improving the quality of perception of educational historical material are presented. The article is addressed to history teachers seeking to increase the effectiveness of their work with students.

Key words: history (academic discipline), perception, psychological, pedagogical and didactic conditions.

B.Н. Ерёмин, канд. ист. наук, доц., Российский государственный университет правосудия, г. Москва, E-mail: vneremin@mail.ru

C.В. Кибакин, канд. пед. наук, ст. преп., Российский государственный университет правосудия, г. Москва, E-mail: kibakin61@mail.ru

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Целью статьи является изучение проблем восприятия учебного исторического материала и определение путей их решения. Авторами на основе анализа классической и современной научной литературы, обобщения практического опыта преподавания истории в Российском государственном университете правосудия выявлены существенные психолого-педагогические и дидактические условия, перспективные методы и формы педагогической работы, способствующие повышению качества восприятия студентами исторического материала. В заключение представлены предложения и рекомендации, направленные на повышение качества восприятия учебного исторического материала. Статья адресована преподавателям истории, стремящимся повысить эффективность своей работы со студентами.

Ключевые слова: история (учебная дисциплина), восприятие, психолого-педагогические и дидактические условия.

Актуальность исследования условий повышения качества восприятия учебного исторического материала связана с тем, что поставленные перед педагогическим сообществом задачи улучшения исторического образования нельзя решить прежними подходами в условиях изменения личностных и психологических качеств молодых людей, новых задач формирования исторического сознания будущих специалистов, нормативно закрепленных в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования.

Словарное определение понятия «условие» позволяет трактовать его как: 1) «обстоятельство, от которого зависит что-либо»: 2) «обстановку, в которой происходит, осуществляется что-нибудь»; 3) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности [1, с. 588].

В современной литературе отмечается, что в теории и практике педагогики «психолого-педагогические условия рассматриваются как условия, призванные обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее, в свою очередь, повышение эффективности образовательного процесса. Дидактические же условия выступают как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей» [2, с. 9].

Изучение литературы и анализ опыта преподавания учебной дисциплины «История» позволяет выделить ряд психолого-педагогических и дидактических условий, способствующих, по нашему мнению, улучшению качества восприятия студентами учебного исторического материала.

Первым из них является знание и использование в процессе преподавания истории современных образовательных концепций, общих свойств и закономерностей восприятия учебного исторического материала.

В российской психологической традиции сложилось понимание о том, что «восприятие, как и составляющие его основу ощущения, есть преимущественно чувственное отражение субъектом внешнего мира и регулятор взаимодействия человека с предметами и явлениями окружающей среды». При этом указывается, что «... сенсорные функции различных модальностей (слуховые, тактильные и

др.), мнемические, психомоторные, речедвигательные... всегда полимодальны и системны, они формируются в процессе накопления и обобщения индивидуального опыта. Их психологическая специфика определяется научением и способами воспитания функций» [3, с. 460 - 461].

Б.П Ананьев указывает на то, что «... восприятие, как и другие психические процессы, всегда в определенной степени опосредовано динамикой изменений личности, определяемых соотношениями между ее потребностями и ситуацией, в которой они реализуются» [4, с. 11].

В рамках ассоциативно-рефлекторной концепции (виднейшими представителями которой являются И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Б.П Ананьев, Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленская, Ю.А. Самарин и др.) утверждается, что «процесс приобретения знаний, формирования навыков и умений, развития способностей (т.е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность, которая включает в себя следующие этапы: а) восприятие учебного материала; б) его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий; в) запоминание и сохранение в памяти; г) применение усвоенного в практической деятельности» [5, с. 20].

Анализируя общие свойства и закономерности восприятия при организации учебной деятельности, В.Д. Шадриков предлагает дидактические и психолого-педагогические рекомендации, использование которых преподавателями истории в образовательной практике позволяет значительно повысить качество восприятия обучаемыми учебного материала по целому ряду психологических характеристик. Среди них: свойства восприятия (целостность, предметность, осмысленность, обобщенность, константность, избирательность); продуктивность восприятия (объем, быстрота, точность, полнота, надежность); мотивационная сторона (желание и интерес к изучению предмета); установка (готовность к восприятию нужного материала); апперцепция (прошлый опыт, интересы, знания человека); законы «гештальта» (факторы сходства, близости, «общей судьбы», «хорошего продолжения», замкнутости, группировки без остатка) и др. [6, с. 33, с. 35 - 36, с. 38].

О.Н. Лихачева и О.Б. Шилович отмечают среди условий повышения качества восприятия студентами учебного материала гуманитарного сегмента сле-

дующие: «положительная атмосфера на занятии; мотивация студентов на целенаправленную самостоятельную работу; личный пример грамотного, успешного преподавателя, его высокий интеллектуальный уровень; широкое использование в процессе обучения современных Интернет-технологий; связь изучаемого учебного материала с его практическим применением» и др. [7, с. 16 - 18].

Интерес представляют выделенные П.П Постниковым особенности восприятия исторического учебного материала. Ученый отмечает, что «специфика исторического факта состоит в том, что он невоспроизводим, не наблюдаем. Познание исторического опыта начинается с создания яркого, эмоционально окрашенного образа. На этом этапе у учащихся формируются исторические представления, следующие признаки: локализованность во времени и пространстве; предметность (соотнесенность с элементами исторического опыта); целостность (раскрытие всех внешних признаков); точность (соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта); полнота (степень соответствия) и надежность (длительность сохранения в памяти). Исторические представления создаются путем перцептивных действий, которые позволяют обнаружить исторический объект, опознать его ... и обеспечивают живое и полноценное знание истории, на их основе начинается становление и развитие когнитивного компонента исторического сознания» [8, с. 123 - 124].

В зарубежной психологии инновационным подходом к изучению особенностей протекания процессов восприятия стала концепция нейролингвистического программирования, в рамках которой рассматриваются различные сенсорные модальности восприятия и переработки информации. С.В. Ковалев называет репрезентативные системы индивидуальными моделями восприятия и принятия того, что передают нам наши органы чувств [9, с. 41].

При рассмотрении сенсорных модальностей выделяются визуальная (зрительное восприятие), кинестетическая (осязательное, тактильное восприятие), аудиальная (слуховое восприятие), дигитальная (аналитическое восприятие) репрезентативные системы. Ведущей для человека становится та репрезентативная система, которая используется чаще других.

Следует согласиться с обоснованным утверждением Т.М. Рогожниковой и А.И. Навалихиной о том, что «современный мир требует от людей наличия таких качеств, как прагматичность, логика рассуждений, неэмоциональность, расчетливость, что является характерным для дигитальной репрезентативной системы. Восприятие современного мира требует постоянного участия дигитальной РС, поскольку дигиталы ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность» [10, с. 472 - 473].

В дидактических рекомендациях отмечается, что визуалам рекомендуется представлять учебный материал в виде рисунков, схем, таблиц, презентаций; аудиалам желательно проговорить то, что они пишут, рисуют и услышать как бы «звуки» событий или предметов; кинестетам лучше всего обратить внимание на представление материала в виде динамичных моделей, макетов, рисунков с разнообразной цветовой гаммой и фактурой материала; дигиталам необходимо систематизировать материал в виде схем, опорных конспектов, таблиц, диаграмм и т.п., что поможет увидеть суть и обнаружить взаимосвязи.

Другим условием улучшения качества восприятия студентами учебного исторического материала является знание и учет в образовательной практике особенностей психологического склада современных молодых людей и их готовности к восприятию истории в качестве учебной дисциплины.

Современные студенты получают информацию не только из учебников и на лекционных аудиторных занятиях, но и находят ответы на интересующие вопросы в социальных сетях, на интернетовских сайтах. Степень информированности и объективности получаемой здесь исторической информации не может не вызывать обеспокоенности. Проведённый в декабре 2019 года опрос 180 студентов первого курса факультета непрерывного образования РПУП показал, что 95% студентов получают информацию в социальных сетях, 39% в сетях и телевидении, 4% считают, что источником их информированности являются радио, газеты, книги. Получаемую информацию 22% студентов считают достоверной, 78% - дозированной. Только половина студентов при этом может отличить достоверную информацию от ложной.

Изменилось и отношение молодых людей к источникам подготовки к занятиям. Только 5% студентов готовятся к занятиям по учебникам на бумажных носителях, немногим более 10% - по учебникам, размещённым в электронно-библиотечных системах, свыше 33% - по материалам интернетовских сайтов.

Наши исследования и наблюдения показали, что студенты не очень восприимчивы к глубокому теоретическому материалу. Их внимания хватает на 10 - 15 минут. Работа с историческими текстами задерживает их внимание и поддерживает интерес в среднем 6 - 7 минут. Восприятие слайдов презентации длится всего секунд 10 - 15 и заканчивается фотографированием представленного слайда. После съёмки предложенный слайд переходит в разряд «бесполезных» на весь период аудиторного занятия. Выход видится в том, чтобы слайды презентации помогали студентам воспринимать информацию не только в визуальной модальности, но и давали возможность для «включения» дигитальной модальности, т.е. обозревать все ключевые мысли вместе, вникать в их суть, устанавливать связи и закономерности.

Еще одним важным условием, повышающим качество восприятия исторического материала, становится использование в образовании современных методов и технологий обучения.

К эффективным формам активизации восприятия и познавательных процессов мы относим проблемные лекции с использованием презентаций и информационных кластеров, практикумы, решение исторических задач, дискуссию, диспут, реализацию творческих индивидуальных и коллективных проектов, консультации, ролевые и дидактические игры, систематическое проведение в начале аудиторных занятий коротких информационных сообщений студентов под рубрикой «Сегодняшний день в истории страны», обзоры и выставки научной, познавательной и художественной литературы, в том числе представленные в ЭБС и на исторических образовательных сайтах по изучаемой теме, которые готовят сами студенты и др.

По утверждению П.Ю. Тенхунен и Ю.А. Елисеевой, в существующей учебной и учебно-методической литературе преобладает вербальная информация, иногда слабо структурированная, которая не может быть органично воспринята и схематизирована в «клиповом», «аббревиатурном», визуальном сознании современных студентов, которые характеризуются в качестве представителей «поколений Y и Z». Выход из данной ситуации видится данными авторами в том, чтобы «наряду с традиционной подачей информации практиковать инновационные формы, предлагающие поддержку ментального кода в процессе визуальной концептуализации учебного материала», т.е. использовать блочный способ представления информации, «визуализировать логический «костяк» учебного текста, разделив его на блоки» [11].

Описанный подход реализуется и в нашей практике преподавания. В учебные и учебно-практическое пособия по истории для факультета непрерывного образования [12, 13, 14], изданные в РГУП, включены извлечения и выдержки из различных исторических источников, таблицы, диаграммы со статистическими материалами по каждому периоду мировой и отечественной истории. К каждому документу предлагаются вопросы и задания, многие из которых носят проблемный характер. Таким образом создаются условия для проникновения студентов в суть содержания сложного исторического материала и преодоления ограничений «клипового» (визуального) мышления, характерного для современной молодежи.

Важным достоинством пособий М.И. Ивашко в плане развития дигитальной репрезентативной системы является подача исторического материала крупными смысловыми блоками в виде информационных кластеров, визуальных опорных конспектов, повышающих качество восприятия информации и ее запоминание. Кластер позволяет студенту проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении информации, отделить в ней главное от второстепенного, изменить логику представления проблемы, подойти к собственному выводу и обобщению.

Следующим условием повышения качества восприятия учебного материала является продуманная организация внеаудиторной работы по учебной дисциплине «История», что является актуальным в условиях недостаточного количества учебного времени, отводимого на ее изучение на первом курсе, в системе среднего профессионального образования.

Студенты должны понимать, что историческая наука не абстрактна. Она поддаётся пониманию жизни не только в прошлом, но и настоящем, и в будущем. Достаточно эффективно сказываются на восприятии учебного исторического материала посещения студентами выставок, музеев, просмотр кинофильмов и спектаклей на исторические темы, оформление в учебных группах альбомов «Летопись семейной славы», выпуск стенных газет, проведение совместных творческих проектов преподавателей и студентов.

Проведенное исследование проблемы позволяет перейти к формулированию предложений и рекомендаций.

1. Необходимо обеспечить полноценное психологическое сопровождение образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. Преподаватели должны использовать в педагогической работе надежные диагностические данные, отражающие состояние и перспективы развития процессов восприятия у студентов (свойства, продуктивность, модальность восприятия, мотивационную составляющую, установку, апперцепцию и т.п.).

2. Необходимо использовать инновационные подходы к созданию психолого-педагогических и дидактических условий повышения качества восприятия учебного исторического материала, учитывающего преобладание у современной молодежи поколений Y и Z «клипового» (визуального) мышления.

Для этого:

- использовать в обучении презентации с понятными, образными, ани-мированными слайдами, учитывающими различные модальности восприятия и обработки студентами исторической информации;

- дидактический принцип наглядности, традиционно обеспечивающий качество восприятия учебного материала, должен быть модифицирован. Визуализация должна обеспечивать глубину проникновения восприятия в изучаемый материал, способствовать формированию и развитию дигитальной репрезентативной системы;

- необходимо сформировать банк оцифрованных видеороликов, удобных для использования в образовательной практике, посвященных различным аспектам мировой и отечественной истории, и, в обязательном порядке, обеспечить их научную и общественную экспертизу;

- пришло время разрабатывать и включать в образовательный процесс компьютерные педагогические игры по истории.

3. Включать в обучение современные инновационные интерактивные методы обучения, обеспечивающие качественное, заинтересованное восприятие студентами учебного материала: проблемные лекции, диспуты, ролевые и дидактические игры, индивидуальное и групповое проектирование, практикумы, решение исторических задач, электронное тестирование, индивидуальные и групповые консультации, в том числе и через специально созданные в социальных сетях для каждой учебной группы виртуальные образовательные площадки.

4. Необходимо шире использовать в образовательном процессе различные формы работы с информационными кластерами по истории, историческими документами, неизменно вызывающими познавательный интерес и активизирующие процессы восприятия студентов.

Библиографический список

В данной работе была предпринята попытка отразить некоторые существенные проблемы создания психолого-педагогических и дидактических условий, способствующих повышению качества восприятия студентами учебного исторического материала. Не получили должного отражения организационно-педагогические условия, которые, безусловно, заслуживают самого пристального внимания и изучения.

В качестве заключения отметим, что вышеизложенные позиции требуют особого внимания к проблеме улучшения восприятия студентами исторических знаний, что послужит совершенствованию работы по овладению студентами учебной дисциплины «История» и формированию их исторического сознания в системе среднего профессионального образования.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 53 000 слов. Под общей редакцией проф. Л.И. Скворцова. Москва: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007.

2. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. General and Professional Education: электронный научный журнал. 2012; № 1: 8 - 14. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36509766&

3. Психологическая наука в России XXстолетия: проблемы теории и истории. Под редакцией А.В. Брушлинского. Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01001767124

4. Ананьев Б.Г, Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Москва: Просвещение, 1968. Available at: http://elib. gnpbu.ru/textpage/ananyev_individualnoe-razvitie_1968

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Москва: Народное образование, 1998.

6. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1990. Available at: http://www.psychlib.ru/inc/absid. php?absid=22581

7. Лихачева О.Н., Шилович О.Б. К вопросу об улучшении качества восприятия студентами учебного материала на примере гуманитарного сегмента. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 16 - 18.

8. Постников П.Г Дидактика истории (на пути к профессиональному мастерству). Нижний Тагил, 2003. 152 с. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01002429870https:// search.rsl.ru/ru/record/01002429870

9. Ковалев С.В. Основы НЛП, или Введение в человеческое совершенство. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

10. Рогожникова Т.М., Навалихина А.И. Доминантные модальности восприятия и их динамика. Вестник Башкирского университета. 2011; № 2, Т. 16: 469 - 473.

11. Тенхунен П.Ю., Елисеева Ю.А. Особенности восприятия учебной информации современными студентами: потенциал визуальной концептуализации. Интеграция образования. 2015; № 4 (81), Т. 19: 28 - 34.

12. Ивашко М.И. История (с древнейших времен до конца XVIII века): учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии). Москва: РАП, 2014.

13. Ивашко М.И. История (XIXвек): учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии). Москва: РГУП, 2016.

14. Ивашко М.И. и др. История: учебно-практическое пособие. Москва: РГУП, 2017.

References

1. Ozhegov S.I. Slovar'russkogoyazyka: okolo53000slov. Pod obschej redakciej prof. L.I. Skvorcova. Moskva: OOO «Izdatel'stvo Oniks»: OOO «Izdatel'stvo Mir i obrazovanie», 2007.

2. Ippolitova N., Sterhova N. Analiz ponyatiya «pedagogicheskie usloviya»: suschnost', klassifikaciya. General and Professional Education: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2012; № 1: 8 - 14. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36509766&

3. Psihologicheskaya nauka v RossiiXXstoletiya: problemy teoriii istorii. Pod redakciej A.V. Brushlinskogo. Moskva: Izdatel'stvo «Institut psihologii RAN», 1997. Available at: https:// search.rsl.ru/ru/record/01001767124

4. Anan'ev B.G., Dvoryashina M.D., Kudryavceva N.A. Individual'noe razvitie cheloveka i konstantnost' vospriyatiya. Moskva: Prosveschenie, 1968. Available at: http://elib.gnpbu.ru/ textpage/ananyev_individualnoe-razvitie_1968

5. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 1998.

6. Shadrikov V.D. Poznavatel'nye processy i sposobnosti v obuchenii: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1990. Available at: http://www.psychlib.ru/inc/absid. php?absid=22581

7. Lihacheva O.N., Shilovich O.B. K voprosu ob uluchshenii kachestva vospriyatiya studentami uchebnogo materiala na primere gumanitarnogo segmenta. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 16 - 18.

8. Postnikov P.G. Didaktika istorii (na puti kprofessional'nomu masterstvu). Nizhnij Tagil, 2003. 152 s. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01002429870https://search.rsl.ru/ ru/record/01002429870

9. Kovalev S.V. Osnovy NLP, ili Vvedenie v chelovecheskoe sovershenstvo. Rostov-na-Donu: «Feniks», 2004.

10. Rogozhnikova T.M., Navalihina A.I. Dominantnye modal'nosti vospriyatiya i ih dinamika. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2011; № 2, T. 16: 469 - 473.

11. Tenhunen P.Yu., Eliseeva Yu.A. Osobennosti vospriyatiya uchebnoj informacii sovremennymi studentami: potencial vizual'noj konceptualizacii. Integraciya obrazovaniya. 2015; № 4 (81), T. 19: 28 - 34.

12. Ivashko M.I. Istoriya (s drevnejshih vremen do konca XVIII veka): uchebnoe posobie (shemy, tablicy, kommentarii). Moskva: RAP, 2014.

13. Ivashko M.I. Istoriya (XIX vek): uchebnoe posobie (shemy, tablicy, kommentarii). Moskva: RGUP, 2016.

14. Ivashko M.I. i dr. Istoriya: uchebno-prakticheskoe posobie. Moskva: RGUP, 2017.

Статья поступила в редакцию 10.01.20

УДК 37.013.43

Komarova P.V., postgraduate, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: komarova_polini4@mail.ru

THE WAYS OF IMPLEMENTING BALAKIREV'S MUSICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT IN MODERN SUPPLEMENTARY EDUCATION. The article analyzes a musical and pedagogical conception of Miliy Alekseevich Balakirev and possibilities of its application in modern conditions of further education. Despite obvious pedagogical achievements of Balakirev himself and his followers, his concept is poorly understood and requires more careful research. As a result of studying the problem, it was found that some elements of Balakirev's pedagogical concept are successfully applied today in the learning process. It is concluded that Balakirev's pedagogical postulates are fundamental and aimed at educating not only a successful musician, but also a morally developed patriot, and their use in modern conditions will have a positive effect on the learning outcomes.

Key words: musical education, musical pedagogical concept, M.A. Balakirev, patriotism, system of supplementary education.

П.В. Комарова, аспирант, Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: Komarova_polini4@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ М.А. БАЛАКИРЕВА В СОВРЕМЕННОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье проведен анализ музыкально-педагогической концепции Милия Алексеевича Балакирева и возможностей ее применения в современных условиях дополнительного образования. Несмотря на очевидные педагогические достижения самого Балакирева и его последователей, его концепция мало изучена и требует более пристальных исследований. В результате изучения проблемы было обнаружено, что некоторые элементы педагогической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.