Научная статья на тему 'Условия перевозки лесных грузов в камере транспортного наклонного судоподъёмника'

Условия перевозки лесных грузов в камере транспортного наклонного судоподъёмника Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
289
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ СУДОПОДЪЁМНИКИ / ЛЕСОВОЗНЫЕ БАРЖИ / ПЛОТЫ СОРТИМЕНТНЫЕ И ХЛЫСТОВЫЕ / TRANSPORT INCLINED PLANES / FOREST CARRYING BARGES / SHORTWOOD AND LONGWOOD RAFTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сапцин Валерий Петрович

Рассмотрены габаритные размеры секций плота, судов для перевозки лесных грузов при известных габаритах подвижных камер транспортных наклонных судоподъёмников. Транспортировка лесных грузов зависит от глубины наполнения камеры в состоянии покоя и транзитной скорости её движения, режимов неравномерного движения камеры (времени разгона и торможения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR FOREST LOADS TRANSPORTATION IN THE COMPARTMENT OF A TRANSPORT INCLINED PLANE

Overall dimensions of raft sections, vessels for forest load transportation when knowing the dimensions of transport inclined plane movable compartments are considered. Forest loads transportation depends on the depth of the compartment filling at rest and transit speed of its movement, modes of the compartment uneven movement (time for acceleration and slowdowning).

Текст научной работы на тему «Условия перевозки лесных грузов в камере транспортного наклонного судоподъёмника»

УДК 626.5. 53/.54

В. П. Сапцин

УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕСНЫХ ГРУЗОВ В КАМЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО НАКЛОННОГО СУДОПОДЪЁМНИКА

Рассмотрены габаритные размеры секций плота, судов для перевозки лесных грузов при известных габаритах подвижных камер транспортных наклонных судоподъёмников. Транспортировка лесных грузов зависит от глубины наполнения камеры в состоянии покоя и транзитной скорости её движения, режимов неравномерного движения камеры (времени разгона и торможения).

Ключевые слова: транспортные судоподъёмники, лесовозные баржи, плоты сортиментные и хлыстовые.

Введение. В Ангаро-Енисейском лесном комплексе (где впервые построен транспортный наклонный судоподъёмник Красноярского гидроузла) к речным водным путям тяготеет примерно 94% лесных запасов, как отмечается в работе [1]. По объему перевозок лесных грузов в год в Енисейском пароходстве в 2,5 раза объем перевозок в плотах превышает объем перевозок в судах. Трасса наклонного транспортного судоподъёмника Красноярского гидроузла представлена на рис. 1 [2].

Рис. 1. Наклонный транспортный судоподъёмник Красноярской ГЭС: 1 - причал верхнего бьефа; 2 - волнозащитная стенка; 3 - верховые пути камеры; 4 - поворотное устройство; 5 - ремонтно-монтажная площадка; 6 - низовые пути камеры; 7 - судовозная камера; 8 - голова полушлюза; 9 - причал нижнего бьефа; 10 - монтажная сеть и опоры; 11 - эстакада; 12 - козловый кран

© Сапцин В. П., 2009.

При спуске камеры используется режим динамического торможения, т. е. работа гидромоторов в режиме насосов, а работа двигателей в режиме генераторов. Происходит рекуперация электроэнергии в сеть. Возвращается около 25...30 % энергии, затраченной на подъём [2]. Скорость спуска камеры так же, как и при подъёме - 0,33 м/с, что составляет 25% проектной [6], это еще раз подчеркивает безотходность технологического процесса.

Судовозная камера судоподъёмника Красноярской ГЭС представляет собой комплекс сложных систем, обеспечивающих перевозку транспортируемых грузов из бьефа в бьеф.

На рис. 1 предусмотрен третий участок судовозных путей - стапельный (5, ремонтно-монтажная площадка) для отстоя судовозной камеры в зимний период и осуществления межнавигационного ремонта. При увеличении грузооборота этот участок может служить для возможности разъезда при эксплуатации на трассе двух судовозных камер.

Цель настоящей работы - рассмотреть условия поведения лесных грузов (секций плотов) в камере транспортного наклонного судоподъемника (применительно к камере транспортного судоподъемника Красноярского гидроузла) при различных режимах её движения.

Камера транспортного судоподъемника Красноярского гидроузла была рассчитана на транспортировку лесовозной баржи, имеющей наибольшие габаритные размеры, для случая экстренной ситуации при отключении электроэнергии при движении камеры вверх по наклонному пути [4]. Рассмотрим, как ведет себя лесовозная баржа в эксплуатационных условиях. Для достижения поставленной цели рассмотрим дифференциальное уравнение продольного перемещения судна [5, 6], незакрепленного швартовными тросами к стенкам камеры (аналогия - секция плота).

Амплитуды колебаний уровня воды у передней и задней торцевых стенок в свободной от судов камере судоподъемника рассмотрены в работах [5,6] при движении камеры с постоянным ускорением (замедлением) (jx = const). Для периода разгона при вычислении амплитуды колебаний уровня воды у стенок камеры можно воспользоваться линейным приближением волновых колебаний. Воспользуемся графо-аналитическим методом расчета (рис. 2,а) [5].

-г.о---1--

Рис. 2. Параметры транспортировки лесных грузов в барже: а - амплитуды волн у торцевых стенок камеры; б - скорость и перемещение баржи

Линейное приближение позволяет просмотреть волновую картину, возникающую в камере и оценить волновое воздействие на транспортируемое судно (секцию плота). Колебательные процессы в камере при разгоне и торможении могут решаться независимо, так как к моменту торможения судовозной камеры колебания, возникающие в процессе разгона, вследствие трения и достаточной протяженности участка равномерного движения полностью затухают. Задняя и передняя торцевые стенки для наглядности совмещены на одной оси ординат: положительная волна возмущения - у задней стенки, отрицательная - у передней стенки (Красноярский судоподъёмник - с продольной компоновкой расположения камеры).

На рис. 2,а представлены в безразмерном виде амплитуды воды у задней и передней торцевых стенок камеры (сплошная линия), амплитуды волн у оконечностей судна (пунктирная линия); волна, возникающая у задней стенки, будет воздействовать на оконечность судна спустя 5Гк ,с:

с и-ег

¿> = к с . (обычно ¿«1) (1)

21к

(2)

Ч

где ьк - габаритная длина камеры (в Красноярском судоподъемнике 87,7 м; в связи с устройством противопожарных резервуаров); ск = - скорость распространения

волны возмущения в свободной от судов камере, м/с; g - ускорение свободного падения, м/с2; \ - глубина воды в камере в начальный период времени в состоянии покоя, м; £с - приведенная длина судна. Для длины камеры Красноярского судоподъемника при глубине 2,2 м Тк = 19 с, д1'к = 1,0 с. Пренебрежем величиной 8, считая, что на

оконечность судна сразу воздействует волна повышения, а на противоположную оконечность судна - волна понижения; противодействие этих волн равно удвоенной их амплитуде (сплошная линия). Наиболее удачным эксплуатационным режимом движения камеры при трапециедальном графике набора скорости будет выбор времени разгона камеры кратным целому числу периодов колебаний в камере, свободной от транспортируемых тел [5, 6]. В работе [7] период колебаний незакрепленных тел очень близок к периоду колебаний воды в свободной от судов камере (практически совпадает). Воспользуемся этим обстоятельством и оценим поведение незакрепленной баржи в период разгона. Наиболее быстрым эксплуатационным режимом будет время разгона, примерно равное Тр = 2Тк «38 с. Продольные перемещения незакрепленного судна в

период разгона могут быть записаны в следующем виде:

с12х

Мс = -Мс]х + рёюс [д(х,, 0 - д(х2,0], (3)

где Мс - масса судна; хс - продольные перемещения судна; 7 х - горизонтальная составляющая ускорения камеры; р - плотность воды; сос - площадь поперечного сечения погруженной части судна; д(х, I) - амплитуды колебаний у оконечностей судна; I - время.

Оси координат расположены у задней торцевой стенки в состоянии покоя камеры; ось 7 - вертикально вверх; ось X - по направлению движения камеры. Для простоты рассуждений, волны, действующие на оконечности судна, сразу оказывают воздействие на поперечное сечение судна, а торцевые стенки камеры как бы «отодвигаются». Начальные условия нулевые:

dx dt

(4)

Fc =

PgO)c

Pg6)c

zjjA t

g )TK

g

0<t< Тк TK<t<2TK

(5)

Граничные условия при принятии гипотезы пренебрежения величиной 8 .

Проинтегрируем уравнение (3) за весь период разгона. Судно начинает перемещаться по инерции к задней торцевой стенке камеры, препятствует этому перемещению суммарная волновая сила, возникающая при разгоне камеры.

Т

Максимальная скорость при ? = будет:

V, =

К 8

(6)

где V - горизонтальная составляющая скорости движения камеры при равномерном движении, м/с; К1=\ + 2д - поправочный коэффициент при оценке скорости судна с

3 Т

учетом параметра 8 . Наибольшая скорость судна с другим знаком будет при / = :

V 8

(7)

Максимальное перемещение незакрепленного судна также будет направлено к задней торцевой стенке камеры и составляет величину при t = Тк

V Т,

К?

12

(8)

9

где К2 -1 + 23 — — 3 - поправочный коэффициент по перемещению судна с учетом параметра 8.

Перемещение незакрепленной баржи при / = 2Тк равно нулю, поскольку на

оконечности баржи волновых воздействий не происходит, вода будет в состоянии покоя. На рис.2,б для иллюстрации вышеприведенных зависимостей дан пример расчета транспортировки незакрепленной лесовозной баржи за период разгона Тр = 2Тк = 38 с при

скорости движения У0 =УХ = 20м / мин = 0,33м/с; ускорение ух =0,0087 м/с ; наклон

к

рельсовых путей 1:10 ( tg0=O,l); hk = 2,2 м; длина судна =78 м; осадка судна 1,86 м; g' = g; =1,110; *2=1,095.

При волновых условиях, соответствующих другим благоприятным волновым эксплуатационным условиям разгона камеры (соответственно торможения), за 4Tk, 6T¿ ,

8Tk и 10Тк получены соответствующие зависимости, сведенные в табл. 1.

Следует отметить, что при времени разгона камеры более, чем за 2Tk, приведенные в табл. 1 итоговые формулы создают «щадящие» условия как для амплитуды волн в камере, так и для перемещений судна (секции плота), однако это удлиняет цикл судопропуска (лесопропуска). Эти же зависимости можно использовать и при торможении камеры, картина будет повторяться в зеркальном отображении, знаки поменяются на противоположные.

Т а б л и ц а 1

Максимальные скорости и перемещения лесовозной баржи при разгоне

Время разгона камеры Tp , с Максимальная скорость 1 3 Vx TkTk ), м/с Максимальное перемещение xc (Tk ) , м

2Tk + 8 1 -V-TkK2 12

4Tk + K, 16 1 VT' Vx k K 24 2

6Tk + 24 1 VT' Vx k K 36

8Tk + ^K 32 1 VT Vx k K 48

10Tk + 40 1 VT Vx k K 60

В работе [3] Г. Ф. Онипченко (табл. 2) сделал ряд ценных предложений по увеличению грузооборота Красноярского судоподъемника путем использования штатных рейдовых буксиров (судов-толкачей) при значительных затратах времени на ввод и вывод судов (примерно 66 мин) и за счет небольшой реконструкции акватории (устройства дополнительных причалов).

По мнению Г. Ф. Онипченко, «время полуцикла может быть сокращено на 1 ч., что увеличит пропускную способность судоподъёмника примерно на 150 тыс. т». Оценим, будет ли изменяться время полуцикла в связи с нашими предложениями при движении судовозной камеры из бьефа в бьеф.

Таблица [6] дополнена 2 и 3 расчетными примерами.

В графе 5 в примерах 2 и 3 табл. 2 добавлено время на вход камеры в воду и выход из нее (вход - 6 мин, выход - 5 мин), при неизменных параметрах (графы 4,6,7 табл.2), при этом сокращается время полуцикла при тех скоростях движения примерно на

30 мин, а если увеличить скорость движения камеры в перспективе до 0,5 м/с, то сокращение времени полуцикла сократится на 58 мин.

Таким образом, полученные результаты, сведенные в табл. 1, отражают новизну и, по сравнению со штатным расписанием движения судовозной камеры транспортного наклонного судоподъёмника Красноярской ГЭС (табл. 2) из бьефа в бьеф, - сокращается время полуцикла.

Т а б л и ц а 2

Время полуцикла на судопропуск в Красноярском судоподъемнике

№п/п величина равномерной скорости движения судовозной камеры время полуцикла на судо-пропуск, мин В том числе по операциям судопропуска, мин

ввод и швартовка судов, мин движение СК из бьефа в бьеф, мин разворот поворотн. устройств. (ПУ), мин расшвар-товка и вывод судна из СК, мин

1 2 3 4 5 6 7

1 20 м/мин (0,33 м/с), Ик= 1,5м ([6], 1986), (нормы 1988 г.) 206 46 121 19 20

2 20 м/мин (0,33 м/с), кк = 2,2м, разгон и торможение камеры Тр = Тщ ~ 38с 176 46 91 19 20

3 30 м/мин (0,5 м/с), кк = 2,2м, разгон и торможение камеры Тр=Тт~ 38с 148 46 63 19 20

Плот - это однорейсовая лесотранспортная единица, состоящая из отдельных сплоточных единиц (секций), изготовленная в соответствии с техническими условиями и отвечающая требованиям данного бассейна и потребителя. Плоты по виду транспортируемых материалов разделяются - на сортиментные, хлыстовые и комбинированные.

Рассмотрим сортиментный плот, состоящий из пучков и имеющий гибкую конструкцию как в продольном, так и в поперечном направлении, буксируемый по Енисею, включая зону Красноярского водохранилища. Для транспортировки секций плота в камере с габаритами 87,7х18х2,2 м необходимо подобрать габаритные размеры секции. Зависимость по выбору габаритов камеры наклонного судоподъемника при известных размерах судна получена в работе [4], применим её для оценки габаритных размеров секции плота:

L =1+0,5е£.

(9)

где Ьс - габаритная длина секции плота; е = приведенная длина секции плота, I с —IV/ сос.

yfghk

- безразмерный параметр; £c -

Из формулы (9), при коэффициенте полноты миделыппангоута секции плота /? ~ 1 и рдр « р, получим зависимость габаритной длины секции плота:

и

*--—• (Ю)

(1 + 0,5е)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь рор - плотность древесины с учетом такелажа, кг/м3, р - плотность воды, кг/м3.

При скорости равномерного движения камеры ¥0 = Ух = 0,5 м/с длина секции плота будет 83,2 м, при скорости в 0,67 м/с - 81,9 м. Глубина воды 2,2 м, тогда из [4] по рекомендации для плоскодонных судов осадка секции плота 1,8...1,9 м, т.е. 5 = /1,2. Здесь ^ - осадка секции плота.

В Красноярском гидроузле плоты (сортиментные и хлыстовые) могут транспортироваться из зоны водохранилища в нижний бьеф гидроузла до Маклаково на лесопромышленный комплекс. Озерно-речные плоты Енисейского бассейна относятся к разряду О, поскольку их транспортировка осуществляется по Красноярскому, Саяно-Шушенскому водохранилищам, включая зону затопления Богучанской ГЭС. Волноустойчивость плотов определяется наиболее тяжелыми ветро-волновыми условиями и рассчитана на высоту волны 1,5...2,0 м.

Габаритные размеры секции плота приведены на рис. 3.

Рис. 3. Секция сортиментного плота для Красноярского судоподъёмника

Секция плота будет состоять из 78 пучков, из них 70 пучков - с продольным направлением, 8 торцевых - имеют поперечное направление (примерная длина пучка 6 м), секция с оплотником; расстояние между пучками примерно (0,3...0,5) м. Тогда

длина секции плота 13x6+0,3x12= 81,6 м. Пользуясь зависимостями табл. 1 при разгоне камеры за 2Тк = 38 с, секция плота имеет скорость и величину перемещения, аналогично рис. 2,6.

Продольные перемещения секции плота при скорости равномерного движения камеры 40 м/мин (= 0,67 м/с) (при расчете на перспективу) достигнут величины -1,13 м, по направлению к задней торцевой стенке камеры; затем секция плота будет перемещаться в обратном направлении в пределах камеры транспортного судоподъёмника и спустя = 38 с она придет в центральное положение, где находилась перед началом движения камеры. При этом скорость движения секции плота будет примерно (-0,09 м/с) при времени примерно (9,5... 10) с, а затем (+0,09 м/с) при времени (28,5...29) с. Поправочные коэффициенты: К1 = \,0П,К2 = 1,065 .

В целом плот состоит из 15 секций: 5 секций по длине 81,6x5+4x0,5=410 м и 3 секций по ширине 16,9x3+2x0,3=51,3 м. Коэффициент полнодревесности сортиментных пучков в

о

среднем Кпд = 0,42. Тогда водоизмещение секции 0,42x81,6x16,9x1,9 = 1100,5 м . Объем плота Ж=16507,5 м3.

В Марийском государственном техническом университете сконструирована модель наклонного транспортного судоподъёмника с поперечной компоновкой в масштабе 1:25 предположительно для Богучанского гидроузла (рис.4) при моделировании по законам гравитационного подобия (по критерию Фруда).

Модель представляет собой камеру из стекла, размерами 2,0 х 0,48 х 0,25 м. Перемещается камера с помощью четырех колес с ребордами по рельсовому пути из швеллера №14, имеющему длину около 10 м. Наклонные пути для передвижения камеры имеют возможность менять уклон от 1:3 до 1:8 с помощью специальной ручной лебедки. Опорой для начальных участков рельсовых путей служат телескопические стойки,

Рис. 4. Модель транспортного судоподъёмника с поперечной компоновкой: а — общий вид установки; 6 — привод камеры

способные поднимать или опускать рельсы на величину до 50 см и изменять уклон рельсовых путей.

Привод модели камеры тросовый фуникулерного типа. Два троса, соединенные с камерой, наматываются на барабаны (рис.4,б), диаметр которых 11 см, ширина барабана между ребордами 8 см. Барабаны жестко насажены на горизонтальную ось червячного редуктора с передаточным числом 1:20. Входной вал редуктора соединен с валом электродвигателя постоянного тока мощностью 760 Вт (МИ 32 ФТ).

Для измерения скорости движения модели камеры использовался встроенный в один корпус с МИ 32 ФТ электродвигатель постоянного тока СЛ - 221, питаемый напряжением 110 В, с фиксацией его показаний на шлейф осциллографа. Датчик тарировался по времени прохождения камерой при равномерном движении строго фиксированного участка пути длиной 102,5 см электросекундомером ПВ-53 Щ с ценой деления 0,01 с.

Исследовались режимы движения модели камеры, близкие к трапециедальному графику изменения ее скорости, включая мгновенную остановку камеры и эксплуатационные условия, как в свободной камере от транспортируемых тел, так и при наличии секции плота. Уклоны 1:6; 1:4,35; 1:4.03. Модель судоподъёмника с поперечной компоновкой позволяла изменять скорость равномерного движения камеры до 1,3 м/с для натуры. Мгновенная остановка камеры осуществлялась путем обесточивания электродвигателя при движении модели камеры вверх по наклонному пути. Для эксплуатационных режимов движения модели камеры возникла необходимость варьировать временем неравномерного движения (разгона и торможения). В принципиальную схему привода камеры был включен таймер - формирователь временных сигналов (ФВС), позволяющий ограничивать время разгона (или начало торможения) с дискретностью 0,05 с. Приведем некоторые результаты экспериментальных испытаний. На рис. 5 представлены результаты исследований в свободной от транспортируемых тел камере при мгновенной остановке модели камеры и их сопоставление с линейной теорией волновых колебаний.

Уклон И4.03-.движение Sßppx: 6K'48,8cn\ hK=fOc». Опыт 400 . То-0,6с; Ux-f2/c~/e;Jx-20f?eyt?

с-9905м/с {.=0f22\

То/U ~ 1,22

9 I t/TK

1

-1S

/ "Л У / 1

—р ОМОН — f N / // г \ // / Vi Ч \ \

1 I '' / 3 /J 5 J Г > ч/ <5 1 \ \ s-f

X ф VS. / Ч-. / V.

-4- __\

Рис. 5. Результаты модельных испытаний при мгновенной остановке камеры: 1 - опытные данные; 2 - линейная теория

2

Амплитуды колебаний волн у боковых стенок при эксплуатационных режимах движения камеры представлены на рис. 6.

Опыт 396 :

rt 1 Уклон 1:403; dSuifctHue ßßepx SK = 48,8см; bK = Ют ; Tp'Не; ¿5= 1J,24<*/c;C=99,05c*/c ; ■ £ * OJ74 ; lj*IGJgh= OflfS; Та = 0,49c ; Тр/Тк =224

Бако Пая C/nei

.1- -Л 8-1 - Задняя чка

Г"

1 разгон I Z У

\ L I; V \

i Л К4 Ar

— -«Г 8-5 передня я Sc ко Пая Стенка

1

-•- j I

1

г/гк

-1

2

Рис. 6. Колебания воды в камере поперечного судоподъёмника: 1 - опытные данные; 2 - линейная теория

Судовозная камера предназначена для транспортировки судов грузовых и пассажирских, лесных грузов в плотах. Смоделированы сортиментные плоты, имеющие гибкую конструкцию как в поперечном, так и в продольном направлении. Секция плота не закреплялась к стенкам камеры, имела центральное положение. Результаты модельных исследований приведены на рис. 7.

Рис. 7. Результаты модельных исследований в поперечном судоподъёмнике по перемещениям секции плота: сплошная линия - эксперимент; пунктирная линия - теория. Здесь хпл - перемещение секции плота по направлению движения модели камеры,

Впл - ширина секции плота

Рис. 7. Окончание

В первом приближении можно воспользоваться результатами табл. 1 при оценке перемещений секции плота. В период торможения (опыты 449'...350') свободная поверхность воды не имела горизонтальной плоскости (у передней боковой стенки наблюдается небольшой подъём воды), поэтому имеются некоторые расхождения между опытом и теорией (до 15%).

Однако расчаливать плот нужно легкими тросами с провисом по типу цепной линии во избежание возможного смещения транспортируемой секции из центрального положения перед началом движения камеры судоподъёмника, например, от ветра. Очень важно, чтобы усилия в тросах не выбили лесовозную баржу или секцию плота из фазы связанных колебаний воды в камере, возникающих при разгоне или торможении камеры наклонного транспортного судоподъемника.

Рассмотрены пучковые сортиментные плоты, рассчитанные на наилучшее использование камеры Красноярского судоподъемника при глубине 2,2 м и имеющие наибольшие габаритные размеры секции. В процессе эксплуатации представляется возможным использовать плоские сплоточные секции плотов Архангельского государственного технического университета [1], (хлыстовые плоты) или вернуться к заводочному устройству при вводе (выводе) секций плотов в камеру.

Выводы

1. Рассмотрены вопросы транспортировки лесных грузов в судах или секциях плота в подвижной камере транспортного наклонного судоподъёмника, которые могут быть полезны эксплуатационному персоналу Красноярского судоподъемника, так как обеспечивают наиболее благоприятные условия для транспортировки лесных грузов, полностью осуществляют защиту окружающей среды и исключают возможность загрязнения водных акваторий бьефов.

2. В системе управления движением камеры судоподъемника необходимо предусмотреть таймер, который путем отключения скорости в период неравномерного режима

разгона привода камеры (и наоборот, включения ФВС при торможении камеры) позволит создать благоприятные гидродинамические условия при эксплуатационных режимах. Хотелось бы отметить, что выбор эксплуатационных режимов неравномерного периода движения камеры наклонного судоподъёмника играет существенную роль в повышении пропускной способности транспортного сооружения в целом. Такая проверка была осуществлена в лабораторных условиях в МарГТУ на крупномасштабной модели поперечного судоподъемника (1:25) с помощью таймера, формирователя временных сигналов (ФВС) и показала удовлетворительные результаты.

Список литературы

1. Воробьев, В. В. Проблемы водного транспорта леса и технического содержания рек / В. В. Воробьев, А. А. Митрофанов, М. О. Соколов // ИВУЗ: Лесной журнал. - 2002. - №1. - С.74-79.

2. Лохматиков, Г. П. Судоподъёмники / Г. П. Лохматиков, М. А. Колосов, С. В. Селезнев: Под ред. М. А. Колосова. - СПб.: Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отделение, 1998. - 344 с.

3. Онипченко, Г. Ф. Анализ условий пропуска судов через Красноярский судоподъемник / Г. Ф. Онип-ченко // Сб. научн. тр. Гидропроекта. Вып 132: Гидравлика водосбросных и водопропускных сооружений гидроузлов. - М.,1988. - С. 71-76.

4. Атавин, А. А. Обоснование габаритных размеров камеры наклонных судоподъёмников из условия их безаварийной эксплуатации / А. А. Атавин, В. П. Сапцин // Безопасность речных судоходных гидротехнических сооружений: Мат. международной научно-практической конференции. Книга II. - СПб.: СПГУВК, 2008. - С. 57-72.

5. Атавин, А. А. Исследования гидродинамических процессов, возникающих при работе судоподъемника Красноярского гидроузла / А. А. Атавин, О. Ф. Васильев, В. П. Сапцин // Тр. Гидропроекта. 1978. -№ 62. - С.100-132.

6. Атавин, А. А. Гидродинамические процессы в судопропускных сооружениях / А. А. Атавин, О. Ф. Васильев, А. П. Яненко. - Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издат. фирма, 1993. - 101 с.

7. Сапцин, В. П. Частотные характеристики плавающих тел в камере лесо-судо-пропускного сооружения / В. П. Сапцин // Научно-метод. тр. фак-та природообустройства и водных ресурсов. Вып.1. -Йошкар-Ола: Изд-во МарГТУ, 1999. - С. 27-31.

Статья поступила в редакцию 15.09.08 V. P. Saptsin

CONDITIONS FOR FOREST LOADS TRANSPORTATION IN THE COMPARTMENT OF A TRANSPORT INCLINED PLANE

Overall dimensions of raft sections, vessels for forest load transportation when knowing the dimensions of transport inclined plane movable compartments are considered. Forest loads transportation depends on the depth of the compartment filling at rest and transit speed of its movement, modes of the compartment uneven movement (time for acceleration and slowdowning).

Key words: transport inclined planes, forest carrying barges, shortwood and longwood rafts.

САПЦИН Валерий Петрович - доктор технических наук, профессор кафедры водных ресурсов МарГТУ. Область научных интересов - гидродинамические процессы в замкнутых акваториях, волновые процессы, проектирование и безопасность гидротехнических сооружений, включая речные судоходные гидротехнические сооружения. Автор более 100 работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.