Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 2 (140). Экономика. Вып. 18. С. 14-21.
Т. В. Красавина
условия перехода к постиндустриальному обществу
Рассматривается вопрос о важности перехода к постиндустриальному обществу и очевидности значительных изменений на всех уровнях социального бытия. По мере нарождения нового, постиндустриального, уклада жизни в сфере экономики и бизнеса происходят коренные изменения, сопровождающиеся фундаментальной трансформацией бизнес-систем.
Ключевые слова: цикловая модель индустриального развития, промышленная революция, глобализация экономики, постиндустриальная экономика, интеллектуальный капитал, трансформация бизнес-систем.
По мере углубления индустриализации роль и место человека в системе производства меняются кардинально. Положение работника в производственном процессе и сам характер труда изменились настолько, что впору говорить о том, что владелец предприятия зачастую выплачивает своему работнику гораздо большее вознаграждение по сравнению с той стоимостью, которую он создает [1. С. 25-29]. Идет ли речь о массовом производстве, серийном или единичном — везде можно наблюдать одну и ту же картину, когда в результате выполнения сложной, хорошо спланированной и организованной совокупности относительно простых трудовых операций появляется готовый продукт, стоимость которого намного превышает суммарную стоимость затраченного на него труда. Возникает вопрос: можно ли на самом деле считать относительно простой труд каждого отдельного работника, который, по сути, овеществляет в конечном продукте мизерную стоимость, источником прибавочной стоимости и, в конце концов, прибыли? Производства, основанные на применении робототехнических комплексов, являют собой еще более яркие примеры, не поддающиеся объяснению с точки зрения трудовой теории стоимости. Можно, конечно, считать, что овеществленный в работах труд создает прибавочную стоимость, но это уже не будет трудовой теорией стоимости. Все это заставляет продолжать попытки по-новому взглянуть на источники коммерческого эффекта современного предприятия [2. С. 25-29].
Ни у кого сегодня не вызывает сомнения тот факт, что уровень экономического и социально-политического развития общества зависит от его научно-технического прогресса. В свое время австрийский экономист Йозеф Шумпетер даже предложил цикловую модель индустриального развития. Длительность каждого цикла,
по мнению ученого, скорее всего, составляет 50-60 лет. Начало очередного цикла знаменуется определенной промышленной революцией и свидетельствует о возникновении принципиально новой производственно-экономической среды в данном обществе [3. С. 45-48].
Каждый индустриальный цикл, по Шумпетеру, уникален в силу уникальности факторов, лежащих в основе экономического развития общества в данный период. Различия в этих факторах от периода к периоду объясняют и неравномерность развития отраслей экономики. Начинающийся индустриальный цикл характеризуется не только возникновением новых отраслей хозяйственной сферы, которые составляют фундамент экономического благополучия общества в этот период, но и принципиальными изменениями в уже имеющихся отраслях (см. таблицу).
Первый индустриальный цикл, начало которого связывается Шумпетером с первой промышленной революцией и датируется приблизительно 1785 годом, характеризующийся активным применением энергии воды в производственных процессах, привел к появлению таких фундаментальных отраслей экономики, как металлургическая и текстильная. В течение второго индустриального цикла (с 1845 по 1900 годы), в основе которого лежало открытие парового двигателя, происходит дальнейшее развитие текстильной и металлургической отраслей (в частности, появляется сталелитейная промышленность), а также возникают железные дороги, в корне изменившие инфраструктуру. Третий индустриальный цикл (1900-1950 годы) начался с промышленной революции, вызванной изобретениями, связанными с использованием электрической и химической энергии. В частности, изобретением двигателя внутреннего сгорания. В этот период происходит становление отраслей химической
Циклы индустриального развития по Й. Шумпетеру
Наименование цикла Характеристика цикла
5-й индустриальный цикл (1990-2020 годы) Использование информационных технологий. Развитие информационных сетей
4-й индустриальный цикл (1950-1990 годы) Использование атомной энергии и электроники. Развитие авиакосмической, электронной и телекоммуникационной отраслей
3-й индустриальный цикл (1900-1950 годы) Использование электрической и химической энергии. Развитие химической промышленности и автотранспорта
2-й индустриальный цикл (1845-1900 годы) Использование энергии пара. Развитие сталелитейной промышленности и железнодорожного транспорта
1-й индустриальный цикл (1785-1845 годы) Использование энергии воды. Развитие текстильной и металлургической отраслей
промышленности и развитие автотранспорта. Факторами четвертого индустриального цикла (1950-1990 годы) стали атомная энергия и электроника. Их применение коренным образом изменило структуру уже сложившихся отраслей и привело к появлению принципиально новых, таких, как авиакосмическая, радиоэлектроника, электронное машиностроение и т. п. С 1990 года начался пятый индустриальный цикл, который связывают с развитием информационных сетей на основе достижений в области информатики и телекоммуникаций. Окончание данного цикла прогнозируется приблизительно к 2020 году.
Считается, что пятый цикл является последним циклом индустриального развития и представляет собой переход к постиндустриальному обществу.
Первая промышленная революция, доказавшая возможность и экономическую эффективность замены мускульной силы механической, основанной на использовании энергии воды, фактически стала моментом начала новой эры в развитии человечества — эры индустриализации. Разрабатывая и повсеместно применяя разнообразные новые формы использования машин и механизмов, человек изменил не только свое
положение в процессе создания материальных благ, он в корне изменил весь свой мир. Возник индустриальный мир, принципиально отличающийся от доиндустриального не только организацией производства, но и укладом жизни в целом.
Современная промышленная революция знаменует собой наступление постиндустриальной эры. Происходит уже не просто изменение положения и роли человека, а его активное вытеснение из процесса производства материальных благ. В наиболее развитых в промышленном отношении странах это видно достаточно отчетливо. В США и Японии, например, в большинстве промышленных отраслей доля издержек на оплату труда производственных рабочих в общей стоимости продукции не превышает сегодня 5 %, что значительно меньше доли отчислений на амортизацию производственных фондов. Существенные структурные сдвиги видны и в составе экономически активного населения этих стран. Здесь наиболее быстрыми темпами возрастает доля мелких и средних предпринимателей, менеджеров, работников информационной сферы, научных работников. Происходит это за счет сокращения удельного веса производственного персонала предприятий. В США, например, доля инженерно-технического и административно-управленческого персонала за последние 40 лет выросла вдвое, превысив 35 % [4. С. 88-95].
Сегодня, конечно, можно только догадываться о том, каким будет мир в постиндустриальную эру. Можно встать на позиции футурологов и принять за основу нарисованную ими картину будущего мира. Но в этом нет особой необходимости. Чтобы представить, что ждет бизнес в недалеком будущем, какие бизнес-системы станут доминировать, на чем будет строиться коммерческий успех предприятий, гораздо важнее просто уловить основные тенденции развития современного общества.
Уже к середине 90-х годов XX столетия стало очевидно, что человечество обладает всеми необходимыми научными, технологическими и производственными ресурсами для полномасштабной глобализации экономики. Товары могут производиться не только тогда, когда появляется соответствующая потребность. Они могут выпускаться в любом географическом пункте, независимо от того, где возникла
потребность, и сбываться там, где на них есть спрос. Глобализация экономики создает благоприятные условия для распространения транснациональных корпораций и глобализации бизнес-систем. Происходит интернационализация элементов и условий бизнес-систем при одновременной глобализации бизнес-процессов. Чтобы понять, насколько это явление укоренилось в нашей жизни, достаточно заглянуть под капот своего автомобиля. Например, в японском автомобиле, собранном в Великобритании, но купленном и эксплуатируемом в России, можно без труда обнаружить свечи из Германии, ремни из Бразилии, микропроцессоры из США, лампы из Чехии и т. д. О чем это говорит? По меньшей мере, о том, что «классические» предприятия ин-сорсингового типа уже стали достоянием истории. Если в начале XX века автомобильный завод Форда самостоятельно выпускал 100 % всех комплектующих изделий к своим автомобилям (плюс сами автомобили), то сейчас корпорация Ford две трети комплектующих получает со стороны [5. С. 66-67].
Начало и расцвет индустриального периода развития общества сопровождались постепенным переходом от локальных хозяйств к национальным экономикам и распространением международных экономических отношений. В постиндустриальный период человечество вступает с глобальной экономикой, а каждый человек в отдельности начинает осознавать себя элементом глобального хозяйства.
Очевидно, что очень скоро человек будет окончательно вытеснен из непосредственного процесса производства. Как следствие, сформируется принципиально новая среда обитания человечества, представляющая собой композицию естественной и искусственной природы, постоянно воспроизводимой как необходимые и достаточные условия современной жизни. Кроме всего прочего, основу постиндустриальной экономики будут составлять отрасли, производящие продукцию с очень высоким удельным весом человеческого интеллекта (микроэлектроника, информатика, биотехнологии, телекоммуникации и др.), а не сырья, материалов и трудозатрат (такие, например, как металлургия, машиностроение, сельское хозяйство и т. п.). Как иллюстрация к вышесказанному, динамика соотношения населения, занятого в различных секторах экономики США, показана на рис. 1.
Экономика постиндустриального периода будет представлять собой экономику надынду-стриальных отношений, складывающихся не в процессе производства, а в сфере его обслуживания (подготовки, организации и управления). Некоторые аналитики усматривают в этом большую опасность для общества, прежде всего в смысле возрастания вероятности краха сложившейся мировой финансовой системы. В основе этих опасений лежит тот факт, что валюта наиболее развитых в промышленном отношении стран (в частности, доллар США) в соответствии с Бреттон-Вудскими соглашениями стала фактически мировой валютой. Однако, во-первых, национальная резервная система одной страны (например, США) или даже группы стран (например, Европейского Союза) не в состоянии контролировать финансовую ситуацию, выходящую далеко за пределы одного государства или союза государств. Положение усугубляется еще и тем, что государственные резервные системы эмитируют весьма незначительную долю мировых денег, находящихся в настоящее время в обращении. Резервная система США эмитирует лишь около 8 % всех обращающихся долларов, а остальная масса их эмитируется частными банками. Однако процент резервного обеспечения выпущенных в таких банках денег невероятно низок — 3-4 %. Во-вторых, с отказом международного сообщества от золотовалютного стандарта деньги, находящиеся вне контроля их эмиссионного центра, с большим трудом поддаются оценке с точки зрения их реальной стоимости. Правильнее было бы говорить, что мировые валюты сегодня стоят столько, на сколько их оценивают финансовые спекулянты. Считается, что переоценка или недооценка этих денег в силу разнообразных конъюнктурных соображений (например, политического характера) вкупе с огромным количеством «фантомных» денег может приводить (и приводит) к глобальным финансовым кризисам, парализующим порой экономику многих государств и целых регионов.
А вот какие опасения по поводу будущего мировой экономики высказывает известный финансист Джордж Сорос: «Мы все являемся частью системы мирового капитализма, которая характеризуется не только свободной торговлей, но и — что гораздо важнее — свободным движением капитала. Система создает благоприятные условия для движения капитала и ведет
- Сельское хозяйство «о««»«««» Обработка информации
.........Промышленность ----Сфера услуг
Рис. 1. Динамика соотношения занятых в сельском хозяйстве, промышленности, сферах услуг и обработки информации в США
к быстрому росту мировых финансовых рынков. Ее можно представить в виде гигантского круговорота, всасывающего капитал в финансовые рынки и институты в центре и перекачивающего капитал на периферию — либо непосредственно — с помощью кредитов и инвестиционных портфелей, либо косвенно — через многонациональные компании... Масштабы рынков свопа, форвардных и производных бумаг — огромные, а маржа — крайне незначительная, т. е. суммы, с которыми совершаются операции, во много раз превышают капитал, реально используемый в коммерческой деятельности».
Весьма символично и в то же самое время симптоматично, что глубинные изменения в основах постиндустриальной экономики первыми замечают финансовые спекулянты.
Накопленный в обществе производственно-технологический потенциал позволяет создавать новые коммерческие предприятия не только и не столько путем приобретения и слияния отдельных факторов производства, сколько путем объединения в систему уже действующих предприятий, в частности, через аутсорсинг. Этот процесс можно назвать процессом гиперорганизации. Он требует гораздо меньше финансового капитала.
Кроме того, преимущественно умственный характер труда современного работника изменяет его положение с позиций наемного рабочего на позиции инвестора интеллектуального
капитала. В финансовом отношении наблюдается уменьшение суммы средств, авансируемых на покупку рабочей силы как фактора производства, и, следовательно, сокращение оборотного капитала предприятия. При этом основной капитал увеличивается за счет непрерывно накапливаемых организационных знаний, хотя это увеличение пока еще не всегда можно точно оценить. Однако тенденция к снижению стоимостного строения капитала, которым располагает современное предприятие, очевидна. Это же одновременно свидетельствует об изменении роли и значения на предприятии владельцев материально-вещественных и финансовых факторов производства, с одной стороны, и интеллектуального капитала — с другой. В индустриальном мире расклад сил как на отдельно взятом предприятии, так и в обществе в целом определяется собственностью на материально-вещественные и финансовые факторы производства, имеющие решающее значение для коммерческого успеха, без которых не может быть создан продукт. В постиндустриальном мире основной является роль интеллектуального капитала, поскольку именно он открывает возможности для применения материально-вещественного и финансового капитала. Вместе с этим меняется и расстановка сил среди собственников различных форм капитала, и сегодня претензии собственников денежного капитала на особое положение
в бизнес-системах выглядят, мягко говоря, рудиментарными [6. С. 178-192].
Постиндустриальная экономика может порой удивлять своими явными противоречиями. Например, один из наиболее известных сегодня американских специалистов по мировой экономике и глобальным проблемам профессор Лестер Карл Туроу считает: «То, с чем мы сталкиваемся сегодня, загадочно. Рост производительности труда приближается к своим минимальным показателям, но технологии развиваются все более стремительно. Все новые интеллектуальные отрасли открывают возможности достижения богатства в масштабах, о которых ранее нельзя было и помыслить. Не говоря о возможных последствиях, это замедление роста является величайшей загадкой, с которой сталкивается капиталистический мир». Недоумение уважаемого профессора можно понять. Новое явление — снижение темпов роста производительности труда при ускорении темпов научно-технического прогресса никак не укладывается в каноны индустриальной экономики, все характеристики которой ориентировались на масштаб удовлетворения общественных потребностей. Постиндустриальная экономика — это экономика качества жизни, и, по всей вероятности, производительность труда вряд ли может выступать здесь критерием эффективности. Хотя и существует прямая связь между темпами роста производительности труда и ростом заработной платы, она скорее относится не ко всему обществу, а лишь к малоимущим слоям. В поддержании их уровня жизни должна проявиться социальная роль государства.
В условиях индустриальной экономики роль человека как элемента бизнес-системы коммерческого предприятия определялась его собственностью на материально-вещественные и финансовые факторы производства. Из незначительного числа собственников физического и финансового капитала выделялись предприниматели и инвесторы, которые становились владельцами коммерческих предприятий. Остальные члены общества (которых было большинство) превращались в наемных работников. Постиндустриальная экономика заставляет включить в число необходимых факторов производства и интеллектуальный капитал, а это уже коренным образом меняет расклад общественных сил.
Важная особенность интеллектуального капитала — его вездесущность и всеобщность.
Интеллектуальный капитал проникает и в материальный, и в финансовый, и в трудовой капитал любого предприятия. Чем глубже это проникновение, тем важнее роль субъектов интеллектуального капитала для бизнеса. Сегодня их называют по-разному — интеллектуальные работники (knowledge workers), высококвалифицированные специалисты, ученые или научные работники, «золотые воротнички». Но, как бы их ни называли, очевидно то, что они уже не просто сотрудники предприятий, а вместе с этим и предприниматели, и инвесторы. Высокий профессионализм и знания позволяют этой категории работников сочетать профессиональную деятельность в производственном процессе с участием в управлении и владении предприятием. Порой они совмещают работу по найму в одном месте с собственной предпринимательской деятельностью [7. С. 6-7].
Возникает справедливый вопрос — о какой части общества идет речь? Р. И. Цвылев считает, что субъектами интеллектуального капитала уже сегодня можно считать около 40 % всего трудоспособного населения развитых стран. Свидетельством той важной роли, которую играют в современных корпорациях эти субъекты, является разрыв в оценке материальных активов и рыночной стоимости корпораций (показано на рис. 2).
Lotus Netscape
Рис. 2. Соотношение стоимости материальных активов и рыночной стоимости корпораций Lotus и Netscape (млн долл.)
Рассмотрим метаморфозы, связанные с постиндустриальным бизнесом. Первая метаморфоза происходит с результатом бизнеса. Привычное представление о том, что результатом бизнеса может являться либо готовый к употреблению продукт, либо услуга, сегодня меняется буквально на глазах. Покупая практически любой продукт, потребитель одновременно приобретает и набор определенных услуг. И наоборот, вместе
с приобретением услуг приобретаются и определенные продукты.
Времена, когда можно было продать продукт своему клиенту и забыть об этом, ушли в прошлое. Ускорение научно-технического прогресса постоянно повышает уровень качества жизни. Жизненный цикл продукта так называемого «длительного пользования» сегодня очень короток. Люди уже не покупают, например, автомобили с мыслью, что они могут перейти по наследству их детям. Каждый год появляются новые модели автомобилей. Содержание и обслуживание четырехлетнего автомобиля среднего класса оказывается просто экономически менее выгодно по сравнению с покупкой нового.
Все это означает, что производителям и продавцам товаров приходится думать о людях, которые покупают у них эти товары сегодня, как о потенциальных клиентах в ближайшем будущем, например, через полгода, три месяца или месяц. Но когда взаимодействие с клиентом происходит с такой частотой, не напоминает ли это бизнес в сфере услуг?
С другой стороны, в сфере услуг происходит противоположный процесс. Клиенты хотят, чтобы оказываемые им услуги предоставлялись как можно быстрее. Причем это желание имеет место независимо от того, идет ли речь о ремонте квартиры или о помощи по заполнению налоговой декларации. Под давлением времени возможности персонифицировать услуги под каждого клиента в отдельности резко сокращаются. Сегодня повсеместно наблюдается стандартизация, унификация и пакетирование услуг. Другими словами, услуги все больше и больше становятся похожими на товары.
Услуга, по определению, предполагает, что клиент получает удовлетворение своей потребности чем-то, что нельзя потрогать или приобрести и хранить. В услуге основную ценность для клиента представляет именно то, что от него скрыто, неосязаемо. Именно за эту неосязаемую составляющую потребитель платит основную часть стоимости услуги. Однако сегодня все больше и больше продуктов заключает в себе значительную долю не осязаемой потребителем стоимости, за которую последний и платит основную цену. Например, стоимость ингредиентов во многих лекарствах сегодня составляет ничтожную долю в общей цене. За что же мы платим? За ту работу, которая была проделана в процессе создания
данного лекарства, за исследования, эксперименты и т. д. [8. С. 75-82].
Продукты все больше становятся похожими на услуги, которые должны быть вскоре оказаны, а оказание услуг все больше выглядит как потребление продуктов. Ясно одно — сегодня теряет всякий смысл различение бизнеса в сфере производства и реализации продуктов и бизнеса в сфере оказания услуг. Чистый продукт, равно как и чистая услуга, уже не может удовлетворить современные потребности людей.
Современный бизнес все больше превращается в бизнес, если так можно выразиться, товарных услуг или обслуживаемых товаров. И у него меняется не только лицо, но и характер.
Стремление сохранить клиентуру своих товарных услуг (или обслуживаемых товаров) заставляет постоянно увеличивать скорость реакции бизнеса на запросы потребителей, что в результате приводит к обслуживанию их в режиме реального времени в течение 24 часов в сутки, независимо от местонахождения клиента. Нетрудно себе представить, как меняются в этих условиях бизнес-системы. Клиент, приобретший некогда обслуживаемый товар, сообщает о своей потребности конкретному производителю. Производитель, таким образом, оказывается вне товарной конкуренции (по крайней мере до тех пор, пока будет исправно выполнять свои функции). Клиенту безразлично, кто на самом деле обслуживает его потребность, какие для этого привлекаются инвестиции и ресурсы, как организовано производство. Поэтому очень часто под маркой фирмы-изготовителя обслуживаемого товара оказание услуг клиенту фактически может осуществляться сторонними субподрядчиками. Некоторые фирмы идут даже дальше: они включают самого клиента в процесс удовлетворения появившейся у него потребности.
Вторая метаморфоза происходит с главными участниками бизнес-системы. Стирается грань между продавцом и покупателем результатов бизнеса. Любой продавец становится одновременно и покупателем, а покупатель, соответственно,— продавцом. Дни, когда продавцом можно было назвать того, кто выкладывал на прилавок свой товар или услугу, а покупателем — того, кто платил за них деньги, постепенно становятся достоянием истории.
Супермаркет приобретает у производителя товар для реализации его в системе розничной торговли, уплачивая за этот товар соответствующую
цену. Очевидно, что покупатель здесь — супермаркет, а продавец — фирма-производитель. Казалось бы, с завершением акта купли-продажи у производителя исчезают все основания для заботы о дальнейшей судьбе товара. Однако это вовсе не так. Фирма-производитель заинтересована, чтобы посетители супермаркета увидели ее товар в выгодном свете, и она платит супермаркету за то, чтобы этот товар был выставлен в лучшем месте. Вот продавец и стал покупателем, а покупатель — продавцом.
Если представить себе, что финансовые потоки являются лишь одной из нескольких составляющих операции купли-продажи товаров и услуг, то грань между современным продавцом и покупателем становится еще более расплывчатой. Стоит лишь задуматься о том, насколько важно продавцу знать своего покупателя не только с экономической точки зрения (т. е. с точки зрения его финансовых возможностей), а во всех аспектах его жизни (кто он по профессии, каково его семейное положение, каковы его интересы и т. п.), как сразу же становится ясно, почему зарегистрированные клиенты получают от продавца денежные бонусы, скидки, подарки и т. п. Знание своего клиента резко повышает шансы продажи ему товаров и услуг. Обладание информацией о клиенте позволяет делать ему предложение именно в нужное время и в нужной форме. А если клиент еще и выскажет дельные соображения относительно того, как улучшить свойства товара?! За такую информацию можно и заплатить.
В некоторых случаях сегодня уже вообще становится не ясно, кто кому должен платить. Если, например, фирма-разработчик программного обеспечения за год-полтора до запуска своего программного продукта в продажу делает бесплатно доступной для специалистов его так называемую бета-версию, а затем, проанализировав замечания и предложения этих специалистов, доводит продукт до высшей степени товарной готовности, то кто здесь продавец и кто покупатель?!
Процесс размывания грани между продавцом и покупателем еще больше подтверждает ту мысль, что именно бизнес-системы являются источником прибыли коммерческого предприятия. В самом деле, если большая часть дохода современного супермаркета образуется не тогда, когда он выступает продавцом (получая деньги от своих клиентов за продаваемые им товары),
а когда он выступает покупателем (получая деньги от продавца за надлежащее представление покупаемого товара для последующей продажи), то говорить о том, что источником прибыли является неоплаченный прибавочный труд или неэквивалентный обмен, по меньшей мере нелогично. Прибыль в такой бизнес-системе образуется одновременно и у продавца, и у покупателя [9. С. 134-139].
Характерно, что в бизнес-системах индустриального общества между продавцом и покупателем складываются, как правило, односторонние отношения. Продавец определяет, какой продукт следует производить, назначает его цену, определяет время и место его продажи. Покупатель может принимать или не принимать эти условия. Конечно, вполне вероятно, что его не устраивают цена, время и место продажи. Он даже может проинформировать тем или иным образом об этом продавца, но никак не повлиять на формирование цены (случаи, когда, например, покупатель указывает продавцу на темное пятно на корке арбуза и просит уступить в цене, во внимание не принимаются).
Третья метаморфоза бизнеса в постиндустриальном обществе касается капитала, привлекаемого коммерческим предприятием. Главным достоинством, или конкурентным преимуществом, капитала для постиндустриального бизнеса становится его способность создавать новую стоимость, а отнюдь не его размер. До сих пор же именно наращивание производственных мощностей, т. е. увеличение размера капитала, считалось средством экономического роста. Однако, когда в обществе концентрация производственных мощностей достигает критической точки, первостепенное значение приобретает ответ на вопрос, как их использовать, а не где их взять. На фондовом рынке по курсу акций сегодня хорошо видно, что «более способный» капитал ценится значительно выше своей реальной стоимости. Нами уже приводились данные по компаниям Lotus и Netscape. Список примеров может быть продолжен. В частности, когда в 1997 году компания @Home акционировалась и вынесла свои акции на фондовый рынок, они были проданы за 800 млн долларов, тогда как реальная стоимость ее активов составляла всего 7,6 млн долларов [10].
По мере нарождения нового, постиндустриального, уклада жизни общества в сфере экономики и бизнеса происходят коренные
изменения, сопровождающиеся фундаментальной трансформацией бизнес-систем. Меняются характер и направление процессов организации, производства, реализации, инвестирования и конкуренции. Размываются различия между товарами в форме продуктов и услуг, между продавцом и потребителем. Материально-вещественный и финансовый капитал уступает свое место интеллектуальному, человеческому и структурному капиталу. Реальностью становится виртуализация коммерческих предприятий. Все это ставит массу вопросов как теоретического, так и чисто практического плана. Например, как будет меняться роль государства? Как государство может контролировать деятельность виртуальных предприятий? Как должен распределяться доход в бизнес-системах постиндустриального общества? Как оценивать стоимость вклада интеллектуального, человеческого и структурного капитала в результаты бизнеса? и мн. др.
Список литературы
1. Иноземцев, В. Л. Новая постиндустриальная волна на Западе : антология / В. Л. Иноземцев. М., 1999. 270 с.
2. Баумоль, У. Что не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию / У. Баумоль // Вопр. экономики. 2001. № 2.
3. Адамчук, В. В. Экономика и социология труда : учеб. для вузов / В. В. Адамчук [и др.]. М., 2000.
4. Стоуньер, Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики / Т. Стоуньер // Новая технократическая волна на Западе : сборник. М., 1986.
5. Иноземцев, В. Л. Расколотая цивилизация / В. Л. Иноземцев. М., 1999.
6. №rowitz, I. Communicating Ideas: The Crisis of Publishing in a Post-Industrial Society / I. ^rowfe. N.-Y., 1986.
7. Копылов, В. А. Информационное право / В. А. Копылов. М., 1997.
8. Гейтс, Б. Бизнес со скоростью мысли / Б. Гейтс. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.
9. Ефремов, В. С. Бизнес-системы постиндустриального общества / В. С. Ефремов. М. : Фир-мен. стиль, 2002.
10. Рахматуллин, И. Устойчивое развитие экономики [Электронный ресурс] / И. Рахматуллин. Режим доступа: http://www.rau.su/observer/N5_2005 /5 08.HTM