Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)'

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Формирование ценностного отношения / аксиосфера / специалисты-медики / педагогические условия / медицинская подготовка. / Values’ formation / axiosphere / medical specialists / medical training / didactic conditions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрипкова И. А., Тарасюк Н. А.

Данная статья посвящена формированию ценностного отношения студентовмедиков к их профессиональной деятельности на занятиях по иностранному языку. В статье детально описываются условия, обеспечивающие формирование аксиосферы будущих специалистов-медиков, ведущими из которых являются следующие: формирование мотивационной готовности к присвоению наиболее значимых национальных и мировых ценностей в области медицинской деятельности; обеспечение аксиологически направленного контекста образовательной деятельности на занятиях по иностранному языку на основе применения аксиологически направленных опор; интеграция дисциплины «Иностранный язык» с дисциплинами специальной медицинской подготовки; поэтапное выполнение аксиологически направленных заданий, основанных на сравнительносопоставительном анализе медицинской сферы в России, стране изучаемого языка и в мировом сообществе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хрипкова И. А., Тарасюк Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS ENSURING THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' VALUE ATTITUDE TO MEDICAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF FORMING FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE (ON THE EXAMPLE OF PERSONNEL TRAINING AT THE LEVEL OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION)

The article is devoted to the problem of values’ attitude formation of future medical specialists in foreign language education. The author of the article describes the main axiological ethics of professional training in foreign language education. The main conditions which are necessary for axiosphere formation in medical specialists’ training are: motivation’s formationof values’ assignment; providing axiological content of learning on the basic of authentic supports; integration of foreign language education with medical professionally oriented subjects; including professionally oriented tasks in the process of foreign language education.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

УДК 378

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

© 2024 И. А. Хрипкова1, Н. А. Тарасюк2

1 соискатель кафедры педагогики и профессионального образования

e-mail: Ch-Ina@mail.ru 2доктор педагогических наук, профессор кафедры теории языка и методики преподавания иностранного языка e-mail: n_a_tarasuk@mail.ru

Курский государственный университет

Данная статья посвящена формированию ценностного отношения студентов-медиков к их профессиональной деятельности на занятиях по иностранному языку. В статье детально описываются условия, обеспечивающие формирование аксиосферы будущих специалистов-медиков, ведущими из которых являются следующие: формирование мотивационной готовности к присвоению наиболее значимых национальных и мировых ценностей в области медицинской деятельности; обеспечение аксиологически направленного контекста образовательной деятельности на занятиях по иностранному языку на основе применения аксиологически направленных опор; интеграция дисциплины «Иностранный язык» с дисциплинами специальной медицинской подготовки; поэтапное выполнение аксиологически направленных заданий, основанных на сравнительно-сопоставительном анализе медицинской сферы в России, стране изучаемого языка и в мировом сообществе в целом.

Ключевые слова: формирование ценностного отношения, аксиосфера, специалисты-медики, педагогические условия, медицинская подготовка.

CONDITIONS ENSURING THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' VALUE ATTITUDE TO MEDICAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF FORMING FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE (ON THE EXAMPLE OF PERSONNEL TRAINING AT THE LEVEL OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION)

© 2024 I. A. Khripkova, N. A. Tarasyuk

Applicant of the Department of Pedagogy and Vocational Education e-mail: Ch-Ina@mail.ru Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Language Theory and Methods of Teaching Foreign Languages e-mail: n_a_tarasuk@mail.ru

Kursk State University

The article is devoted to the problem of values' attitude formation of future medical specialists in foreign language education. The author of the article describes the main axiological ethics of professional training in foreign language education. The main conditions which are necessary for axiosphere formation in medical specialists' training are: motivation's formation

of vQuQ' QsignmQit; Q-QViding ŒiQQgim EQitQit Q lŒtaing QithDbQiEQf QithQitiEsumQts; intégration of foreign language éducation with médical profession QlD QiQitQi subjCEts; inEuding professionally oriented tasks in the process of foreign language éducation.

Keywords: values' formation, axiosphere, medical specialists, medical training, didactic conditions.

Одним из направлений современного иноязычного образования является реализация его аксиологической направленности на всех уровнях подготовки обучающихся.

Формирование аксиосферы студентов представляется особо значимым применительно к теории методики обучения иностранным языкам будущих медицинских работников, поскольку сформированность ценностных ориентаций кадров данной сферы определяет приоритетные векторы их развития. Ценностные ориентиры будущих медицинских работников являются фундаментом их деятельности, направленной на сохранение важнейшей ценности современного общества - жизни и здоровья человека. Сохранение физического, морального и духовного здоровья зависит от сформированности аксиосферы будущего медицинского работника, которая реализуется и проявляется в ходе работы с различными категориями граждан.

В настоящее время существует много научных исследований, посвященных формированию аксиосферы обучающихся в процессе реализации теоретических [1; 2; 5; 8; 10; 11; 13; 15] и практических аспектов [1-4; 7; 14] осуществления иноязычного образования. Однако некоторые аспекты реализации аксиологической парадигмы иноязычного образования будущих медицинских работников остаются недостаточно изученными. Одним из таких аспектов является освещение педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения будущих медицинских работников к их профессиональной деятельности на занятиях по иностранному языку.

В настоящее время существует противоречие между необходимостью разработки организационно-дидактических условий, направленных на продуктивность данного процесса, и недостаточной разработанностью указанных аксиологически направленных условий в процессе подготовки студентов-медиков на занятиях по иностранному языку. Целью данной статьи является представление наиболее значимых организационно-дидактических условий, направленных на развитие ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности в процессе формирования иноязычной компетенции.

Анализ отечественных и зарубежных исследований в области реализации аксиологической парадигмы иноязычного образования свидетельствует о том, что выбор необходимых ценностно-ориентированных условий является определяющим фактором в формировании личности будущего специалиста с актуальным набором терминальных и инструментальных ценностей [1; 5; 12; 17; 18]. Согласно концепции Милтона Рокича [12] инструментальные ценности, или ценности-средства, определяются как устойчивые убеждения относительно предпочтительного образа поведения, терминальные ценности-средства, в свою очередь, как устойчивые убеждения относительно предпочтительного образа конечного состояния. Базовые ценности, по мнению ученого, имеют универсальный характер, что означает обладание ими каждым в той или иной мере. М. Рокич обращает внимание на ограниченное количество базовых ценностей. В своей методике «Ценностные ориентации» исследователь выделяет 18 базовых ценностей. Учитывая тематику данной работы, следует выделить следующие базовые ценности, необходимые для формирования у будущих медицинских работников: жизнь, личность, здоровье, благополучие, защита, равенство, забота, спасение, любовь.

Рассмотрение современных федеральных образовательных стандартов в области среднего медицинского образования указывает на необходимость подготовки будущих медицинских работников для выполнения приоритетных задач в таких сферах их деятельности, как профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, организационная, исследовательская. Выполнение указанных видов деятельности невозможно без сформированности у обучающихся ценностного отношения к медицинской сфере и ее субъектам в процессе получения ценностно ориентированного опыта как в ходе организации аудиторных занятий, так и во внеаудиторной деятельности и производственной практике.

Процесс получения ценностно ориентированного опыта у студентов-медиков, обеспечивающего формирование у них необходимых терминальных и инструментальных ценностей, может быть успешным при реализации следующих организационно-методических условий:

1) формирование мотивационной готовности к присвоению наиболее значимых национальных и мировых ценностей в области медицинской деятельности;

2) обеспечение аксиологически направленного контекста образовательной деятельности на занятиях по иностранному языку на основе применения аксиологически направленных опор;

3) интеграция дисциплины «Иностранный язык» с дисциплинами специальной медицинской подготовки «Здоровый человек и его окружение», «Лечение пациентов детского возраста», «Физиологическое акушерство» и другими;

4) поэтапное выполнение аксиологически направленных заданий, основанных на сравнительно-сопоставительном анализе ценностей медицинской сферы в России, стране изучаемого языка и в мировом сообществе в целом.

Первым важнейшим условием является обеспечение формирования мотивационной готовности к присвоению наиболее значимых национальных и мировых ценностей в области медицинской деятельности. В процессе организации занятий по иностранному языку должна быть сформирована мотивационная готовность к овладению следующими видами ценностей: ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения, ценности-качества. Представляется целесообразным дать краткую характеристику каждому из них. Ценности-цели предполагают социальную значимость, престижность деятельности медицинского работника, его ответственность перед государством, заботу и внимание к здоровью пациента, мотивируя будущего медика на развитие его личности. Данная категория ценностей выступает в качестве доминирующей аксиологической функции, поскольку в ней отражен основной смысл деятельности медицинского работника. Ценности-средства, в свою очередь, формируются в процессе овладения теорией и практическими умениями, создавая основу профессионального образования будущего медицинского работника. Ценности-средства подразумевают наличие трех взаимосвязанных подсистем: непосредственно практические действия медицинского работника, направленные на решение профессиональных задач; коммуникативные действия, способствующие реализации личностно и профессионально ориентированных задач; действия, отражающие субъектную сущность медицинского работника, являющиеся интегративными по своей природе, поскольку объединяют вышеуказанные подсистемы в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства можно разделить на ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания. Ценности-отношения обеспечивают медику целесообразную и адекватную организацию медицинской деятельности и взаимодействие с ее субъектами. В ценностях-качествах проявляются сущностные личностно-профессиональные характеристики медицинского работника,

зависящие от уровня развития следующих способностей: эмпатийных, коммуникативных, рефлексивных, интеллектуальных, прогностических, творческих. Ценности-знания представляют собой определенным образом упорядоченную и организованную систему знаний и умений, представленную в виде алгоритмов выполнения манипуляций, правил организации и осуществления медицинской деятельности [8].

Осуществление данного условия может быть эффективно обеспечено в процессе реализации субъект-субъектных отношений как на занятиях в среднем профессиональном учебном заведении, так и в ходе прохождения производственной практики на базе медицинских учреждений. Студенты-медики овладевают моделями поведения посредством общения, которое одновременно выступает в качестве канала не только их обучения, развития, познания, но и воспитания, что является приоритетным для реализации образовательной деятельности кадров медицинской сферы. Опыт, приобретенный на родном языке, должен переноситься и присваиваться обучающимся в ходе организации общения на иностранном языке. Присвоение ценностно ориентированного опыта и ценностно ориентированного смысла на занятиях по иностранному языку происходит посредством выражения собственного отношения студента к таким медицинским проблемам, как «Вызовы XXI века и особенности реализации деятельности современных медиков», «Здоровьесберегающая парадигма деятельности современного медика», «Актуальные проблемы современной медицинской деятельности», «Ценностные ориентиры специалистов-медиков», «Личностные и профессиональные смыслы деятельности медицинских работников».

Необходимым условием является обеспечение аксиологически направленного контекста образовательной деятельности на занятиях по иностранному языку на основе применения аксиологически направленных опор. В качестве аутентичных опор выступают новейшие исследования в областях «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», в ходе анализа изучения которых на иностранном языке происходит овладение ценностными смыслами мировой медицины как на национальном, так и на глобальном уровне. Например, обучающиеся знакомятся на иностранном языке с особенностями социального ухода за пациентами с ограниченными возможностями здоровья в различных странах мира, с деятельностью патронажных медсестер в Англии, Америке, Германии, с особенностями работы с беременными женщинами и новорожденными детьми в различных странах с учетом складывающихся отношений медицинский работник - пациент. С целью организации работы в данном направлении преподаватель может использовать оригинальный материал, представленный в следующих авторитетных журналах по медицине и биологии: "The Lancet", "Science", "Nature", "The New English Journal of Medicine", "JAMA", "Proceedings of the National Academy of Science", "The BMJ"; на сайтах: Uptodate.com, MedlinePlus, NHS Choices, Family Doctor, Drugs.com, Healthline, Everydayhealth; в художественных фильмах: "The Good Nurse", "Knock", "To the Bone", "The Physician", "Gifted Hands: The Ben Carson Story", "Living Proof", "Something the Lord Made", "Contagion".

Эффективность формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности будущих медработников невозможна без реализации такого условия, как интеграция дисциплины «Иностранный язык» с дисциплинами специальной медицинской подготовки «Здоровый человек и его окружение», «Лечение пациентов детского возраста», «Физиологическое акушерство» и другими.

Интегрированное обучение иностранному языку позволяет не только овладеть необходимыми аксиологическими знаниями, развить аксиологическую направленность медицинской деятельности, овладеть аксиологическим опытом и творческими

способами реализации медицинской деятельности, но, что самое главное, сформировать необходимые ценностные смыслы и ценностно-смысловые отношения не только к медицинской деятельности в целом, но и к ее субъектам с индивидуальными личностными особенностями.

Все вышеобозначенные условия неразрывно связаны с таким основополагающим условием, как поэтапное выполнение системы аксиологически направленных заданий, основанных на сравнительно-сопоставительном анализе ценностей медицинской сферы в России, стране изучаемого языка и в мировом сообществе в целом. Целью выполнения аксиологически направленных заданий является не только формирование коммуникативной компетенции обучающихся на иностранном языке, но и развитие способности решать аксиологически направленные медицинские задачи, в ходе решения которых у студента формируются собственное отношение к своей будущей профессиональной деятельности, устойчивые личные побуждения, которые необходимы для успешного развития и реализации в личностном и профессиональном плане. Система аксиологически направленных заданий реализуется поэтапно и предусматривает выполнение мотивационно-стимулирующих заданий; заданий информационной направленности, отражающих аксиологические знания, опыт в сфере медицинской деятельности; аналитических заданий, направленных на анализ, изучение и присвоение национальных и мировых ценностей, характерных для деятельности современного медицинского работника; заданий на актуализацию (применение) изученных ценностей в процессе решения медицинских задач аксиологической направленности; продуктивно творческих заданий аксиологической направленности, предусматривающих создание ценностно ориентированных проектов, отражающих особенности профессиональной деятельности медиков; рефлексивно-оценочных заданий, предусматривающих анализ и корректировку аксиоориентиванных продуктов на иностранном языке. Комплексная реализация всех указанных видов заданий обеспечивает не только формирование коммуникативной компетенции будущих специалистов-медиков, но и овладение ими наиболее значимыми личными и профессиональными смыслами, являющимися основой их продуктивной деятельности на всех этапах профессионального становления и развития.

Следует отметить, что все перечисленные организационно-педагогические условия неразрывно связаны. Результатом комплексного выполнения всех условий является формирование аксиосферы будущего медицинского работника в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку.

Библиографический список

1. Бабенкова, О. С. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук / О. С. Бабенкова. - Курск, 2019. - 203 с.

2. Горбулина, Н. А. Педагогическая модель реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в процессе освоения регионального компонента школьниками / Н. А. Горбулина // Наука и школа. - 2021. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-model-realizatsii-vospitatelnogo-aspekta-inoyazychnogo-obrazovaniya-v-protsesse-osvoeniya-regionalnogo-komponenta/viewer (дата обращения: 25.10.2023)

3. Грибова, Н. С. Формирование ценностного отношения будущих специалистов к профессиональной деятельности на основе реализации цивилизационного подхода

в условиях глобализации / Н. С. Грибова, Н. А. Тарасюк // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. - 2018. - № 4. - URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2018/04/2018-04-07.pdf (дата обращения: 25.10.2023)

4. Давыдова, Е. А. Методика применения средств музыкальной культуры в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников на занятиях по иностранному языку: диссертация ... кандидата педагогических наук / Е. А. Давыдова. - Москва, 2012. - 202 с.

5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2009. - 23 с.

6. Дейкина, А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография / А. Д. Дейкина; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет». -Москва: МПГУ, 2019. - 210 с.

7. Дмитриева, Д. Д. Аксиологические основы формирования индивидуальной образовательной траектории студентов-медиков (на примере изучения РКИ) / Д. Д. Дмитриева // Наука и школа. - 2012. - № 5. - С. 55-57. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskie-osnovy-formirovaniya-individualnoy-obrazovatelnoy-traektorii-studentov-medikov-na-primere-izucheniya-rki (дата обращения: 28.08.2023)

8. Исаев, И. Ф. Профессионально-ценностная установка будущего специалиста: от сущности к технологии формирования / И. Ф. Исаев, Е. И. Ерошенкова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 44-53.

9. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.

10. Лихачев, Д. С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси / Дмитрий Лихачев. - Москва: Современник, 1975. - 366 с.

11. Меньшиков, В. М. Принципы духовно-нравственного воспитания / В. М. Меньшиков // Образовательный портал «Слово». - URL: http s: //p ortal-slovo.ru/pedagogy/44378.php (дата обращения: 25.10.2023).

12. Методика Рокича «Ценностные ориентации» // Сайт профессиональных психологов. - URL: https://www.b17.ru/blog/rokichs_test_value_orientations/ (дата обращения: 25.10.2023).

13. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - Москва: Русский язык. Курсы, 2010 -568 с.

14. Рудая, К. А. Аксиологические ориентиры образовательной деятельности: к вопросу создания современного учебника русского языка как иностранного (этап довузовской подготовки) / К. А. Рудая // Наука и школа. - 2021. - № 5. - С. 218-223. -URL: http// www.cyberleninka.ru (Дата обращения 25.10.2023)

15. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - Москва: Академия, 2003. - 192 с.

16. Douglas D. Assessing language for specific purposes. - Cambridge University Press, 2002. - 311p.

17. Peterson A. Schools with Soul: A new approach to Spiritual, Moral, Social and Cultural Education/ A. Peterson, J. Lexmond, J.Hallgarten, D.Kerr. - URL: http://

www.thersa.org/globalassets/pdfs/reports/schools-with-soul-report.pdf (дата обращения: 25.10.2023)

18. Ryan R.M. Intrinsic and Extrinsic Motivation: Classic Definitions and New Directions [Electronic resource] / R.M. Ryan, E. L.Deci. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0361476X99910202 (дата обращения 25.10.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.