Научная статья на тему 'Условия и закономерности формирования экономического механизма энергосбережения в авиатранспортных предприятиях Украины'

Условия и закономерности формирования экономического механизма энергосбережения в авиатранспортных предприятиях Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / АВИАТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ / ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЕ / ЭНЕРГИЯ ИЗ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ / ТОПЛИВО / ENERGY EFFICIENCY / ECONOMIC MECHANISM / ENERGY CONSERVATION / ENERGY CONSUMPTION / RENEWABLE ENERGY / FUEL / AIR TRANSPORT ENTERPRISES / ENERGY SOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абазина О.А.

Предметом исследования выступает экономический механизм энергосбережения в авиатранспортных предприятиях. Целью исследования является обоснование сущности, условий образования, закономерностей формирования и критериев эффективности действия указанного механизма. Методологией работы выступают основные положения теории энергоменеджмента, инновационного менеджмента и экономического роста. В процессе выполнения статьи использованы эмпирические методы исследований, комбинированные и аксиоматический метод. Среди эмпирических методов использованы анализ и синтез; комбинированные методы экспертные оценки, системный и комплексный подход. В статье охарактеризована проблема потребления энергоресурсов. Обозначена тенденция их дефицитности. Обоснована необходимость политики энергосбережения как на уровне государств, так и на уровне отдельных предприятий. Рассмотрено правовое обеспечение деятельности по энергосбережению и обозначены задачи Украины в рамках участия в Энергетическом Содружестве. Сформулировано решение задачи повышения энергетической безопасности в авиатранспортном секторе Украины. Рассмотрена специфика авиатранспортных предприятий как энергопотребителей. Сформулированы направления активизации энергосбережения в авиатранспортных предприятиях. В материале статьи раскрыто сущность, условия формирования и экономическая целесообразность механизма энергосбережения в авиатранспортных предприятиях Украины, выявлены закономерности формирования и критерии эффективности его действия. Результаты проведенного исследования могут использоваться как основа реализации стратегии энергетической безопасности авиатранспортных предприятий. Научные результаты также могут применяться в условиях авиатранспортных предприятий при проведении ими политики энергоэффективности. Энергосбережение выступает видом экономической деятельности, которое связано с управлением ресурсным обеспечением предприятий. Экономический механизм энергосбережения в авиатранспортных предприятиях является условием обеспечения энергобезопасности авиационного транспорта. Он создаётся в силу наличия правовых и технико-технологических факторов, обусловливающих деятельность по энергосбережению. Закономерности формирования данного механизма имеют производственный, коммерческий и экологический характер. Эффективность действия данного механизма отображается снижением энергозависимости и ростом рентабельности авиатранспортных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of research is theeconomic mechanism of energy conservation in the air transport enterprises. The aim of the research is justification of essence, terms and regularities of formation and criteria for evaluating the effectiveness of working of this mechanism. Methodology of essaу is presented by the basic tenets of the theory of energy management, innovative management and economic growth. The article is based on empirical research methods, combined and the axiomatic method. Among the used empirical methods are analysis and synthesis; combined methods expert assessments, systematic and comprehensive approaches. The article describes the problem of energy resources consumption. The tendency of their scarcity is denoted. The necessity of energy conservation policy at both State and several enterprises levels is justified. Legal support of energy saving is considered and tasks of Ukraine in the framework of participation in the Energy Community are designated. Solution of problem of increasing energy security in the air transport sector in Ukraine is formulated. The specificity of air transport enterprises as energy consumers is considered. Trends of activation of energy conservation in the air transport enterprises are formulated. Тhe article reveals the essence, conditions of the formation and expediency of the functioning economic mechanism of the energy conservation in the Ukrainian air transport enterprises, criteria for evaluating the effectiveness of its acting are identified. The results of the study can be used as a basis of the strategy of energy security of air transport enterprises. Scientific results can also be used by the air transport enterprises in carrying the efficient energy use policy. Energy conservation advocates economic activity, which is associated with the management of enterprise resource provision. Economic mechanism of energy conservation in the air transport enterprises is a prerequisite for ensuring energy security of air transport. It is created due to the legal and technical and technological factors determining the energy conservation activities. Regularities of the formation of this mechanism are of industrial, commercial and environmental character. The effectiveness of this mechanism is shown by a volatility decreasing and profitability increasing of the air transport enterprises.

Текст научной работы на тему «Условия и закономерности формирования экономического механизма энергосбережения в авиатранспортных предприятиях Украины»

1лш т уыртжш

УДК: 658.26:629.73:061.1(477)(045)

УМОВИ ТА ЗАКОНОМ1РНОСТ1 ФОРМУВАННЯ ЕКОНОМ1ЧНОГО МЕХАН1ЗМУ ЕНЕРГОЗБЕРЕЖЕННЯ В АВ1АТРАНСПОРТНИХ ПЩПРИСМСТВАХ УКРА1НИ

A6a3iHa О.А.

Ключов'1 слова: енергозбереження, економ1чний механ1зм, ав1атранспортн1 пдприемства, енергоефективнсть, енергоноси, енергоспоживання, енерг1я з в1дновлюваних джерел, паливо.

УСЛОВИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В АВИАТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ УКРАИНЫ

Абазина О.А.

Предметом исследования выступает экономический механизм энергосбережения в авиатранспортных предприятиях. Целью исследования является обоснование сущности, условий образования, закономерностей формирования и критериев эффективности действия указанного механизма. Методологией работы выступают основные положения теории энергоменеджмента, инновационного менеджмента и экономического роста. В процессе выполнения статьи использованы эмпирические методы исследований, комбинированные и аксиоматический метод. Среди эмпирических методов использованы анализ и синтез; комбинированные методы - экспертные оценки, системный и комплексный подход.

В статье охарактеризована проблема потребления энергоресурсов. Обозначена тенденция их дефицитности. Обоснована необходимость политики энергосбережения как на уровне государств, так и на уровне отдельных предприятий. Рассмотрено правовое обеспечение деятельности по энергосбережению и обозначены задачи Украины в рамках участия в Энергетическом Содружестве. Сформулировано решение задачи повышения энергетической безопасности в авиатранспортном секторе Украины. Рассмотрена специфика авиатранспортных предприятий как энергопотребителей. Сформулированы направления активизации энергосбережения в авиатранспортных предприятиях.

В материале статьи раскрыто сущность, условия формирования и экономическая целесообразность механизма энергосбережения в авиатранспортных предприятиях Украины, выявлены закономерности формирования и критерии эффективности его действия.

Результаты проведенного исследования могут использоваться как основа реализации стратегии энергетической безопасности авиатранспортных предприятий. Научные результаты также могут применяться в условиях авиатранспортных предприятий при проведении ими политики энергоэффективности.

Энергосбережение выступает видом экономической деятельности, которое связано с управлением ресурсным обеспечением предприятий. Экономический механизм энергосбережения в авиатранспортных предприятиях является условием обеспечения энергобезопасности авиационного транспорта. Он создаётся в силу наличия правовых и технико-технологических факторов, обусловливающих деятельность по энергосбережению. Закономерности формирования данного механизма имеют производственный, коммерческий и экологический характер. Эффективность действия данного механизма отображается снижением энергозависимости и ростом рентабельности авиатранспортных предприятий.

Ключевые слова: энергосбережение, экономический механизм, авиатранспортные предприятия, энергоэффективность, энергоносители, энергопотребление, энергия из возобновляемых источников, топливо.

TERMS AND REGULARITIES OF FORMATION OF THE ECONOMIC MECHANISM

OF ENERGY CONSERVATION IN THE AIR TRANSPORT ENTERPRISES OF UKRAINE

Abazina O.A.

The subject of research is the economic mechanism of energy conservation in the air transport enterprises. The aim of the research is justification of essence, terms and regularities of formation and criteria for evaluating the effectiveness of working of this mechanism. Methodology of essaу is presented by the basic tenets of the theory of energy management, innovative management and economic growth. The article is based on empirical research methods, combined and the axiomatic method. Among the used empirical methods are analysis and synthesis; combined methods - expert assessments, systematic and comprehensive approaches.

The article describes the problem of energy resources consumption. The tendency of their scarcity is denoted. The necessity of energy conservation policy at both State and several enterprises levels is justified. Legal support of energy saving is considered and tasks of Ukraine in the framework of participation in the Energy Community are designated. Solution of problem of increasing energy security in the air transport sector in Ukraine is formulated. The specificity of air transport enterprises as energy consumers is considered. Trends of activation of energy conservation in the air transport enterprises are formulated.

© Абазша О.А., 2014

Економлчний вюник уыверситету | Випуск № 23/1

47

The article reveals the essence, conditions of the formation and expediency of the functioning economic mechanism of the energy conservation in the Ukrainian air transport enterprises, criteria for evaluating the effectiveness of its acting are identified.

The results of the study can be used as a basis of the strategy of energy security of air transport enterprises. Scientific results can also be used by the air transport enterprises in carrying the efficient energy use policy.

Energy conservation advocates economic activity, which is associated with the management of enterprise resource provision. Economic mechanism of energy conservation in the air transport enterprises is a prerequisite for ensuring energy security of air transport. It is created due to the legal and technical and technological factors determining the energy conservation activities. Regularities of the formation of this mechanism are of industrial, commercial and environmental character. The effectiveness of this mechanism is shown by a volatility decreasing and profitability increasing of the air transport enterprises.

Key words: energy conservation, economic mechanism, air transport enterprises, energy efficiency, energy sources, energy consumption, renewable energy, fuel.

Актуальность. Основным источником энергии в мире являются органические топлива, запасы которых ограничены. По мнению многих экспертов, при интенсивной добыче и потреблении в условиях современного мира их запасы будут израсходованы (нефти осталось приблизительно на 40 лет, природного газа - на 65 лет).

Глобальной проблемой является не только поиск новых источников энергии, а и поиск путей экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Мировая практика показывает, что энергосбережение является наиболее дешёвым и экологически чистым источником энергии.

Несмотря на наличие внушительного потенциала возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, их применение не активизировано из-за отсутствия действенного механизма их использования в системе энергосбережения с традиционной энергетикой, отсутствием рычагов стимулирования спроса предприятий на экологически чистые энергоносители. Эта проблема становится всё более актуальной и нуждается в дальнейшем исследовании.

Степень исследования данной проблемы учёными. Проблемам повышения энергоэффективности отечественного производства страны со стороны учёных уделяется значительное внимание. Исследованию институциональных основ перехода к энергоэффективной экономике посвящены научные труды В.Лира, У.Письменной, В.Баранника, О.Суходоли и др. Ведущими исследователями в сфере энергобезопасности отраслей являются Г.Бурлака, Ю.Синяк, Г.Трипольская, О.Шубравская, Р.Шерстюк и др. Вместе с тем, в экономических исследованиях не рассматриваются механизмы энергосбережения в условиях предприятий, в т.ч. авиационного транспорта.

Предмет исследования. Предметом исследования выступает экономический механизм энергосбережения в авиатранспортных предприятиях (АТП).

Цель исследования. Целью исследования выступает обоснование сущности экономического механизма энергосбережения в авиатранспортных предприятиях, условий образования, выявление закономерностей его формирования, определение критериев эффективности его действия.

Задачи исследования:

- охарактеризовать проблему потребления энергоресурсов;

- обосновать необходимость политики энергосбережения как на уровне государств, так и на уровне отдельных предприятий;

- рассмотреть правовое обеспечение деятельности по энергосбережению и обозначены задачи Украины в рамках участия в Энергетическом Содружестве;

- сформулировать направления повышения энергетической безопасности в авиатранспортном секторе Украины;

- рассмотреть специфику авиатранспортных предприятий как энергопотребителей;

- сформулировать направления активизации энергосбережения в авиатранспортных предприятиях.

Методы исследования. Методологией работы выступают основные положения теории энергоменеджмента, инновационного менеджмента и экономического роста. В процессе выполнения статьи использованы эмпирические методы исследований, комбинированные и аксиоматический метод. Среди эмпирических методов использованы анализ и синтез; комбинированные методы - экспертные оценки, системный и комплексный подход.

Постановка проблемы. В условиях дефицита традиционных энергоисточников в распоряжении АТП наблюдается проблема отсутствия активизации использования альтернативных видов энергии. Это связано с нефункциональностью экономического механизма энергосбережения, с неопределённостью факторов и условий его создания и действия.

Результаты исследования. Беспрерывный рост мирового потребления первичных энергоносителей в условиях ограниченных потенциальных запасов нефти, которых осталось приблизительно на 40 лет, а газа на 65 лет, указывает на необходимость повышения энергетической эффективности стран.

На период до 2030г. прогнозируются среднегодовые темпы роста потребления природного газа, которые составят 2,4%, удельный вес природного газа в мировом энергопотреблении возрастёт с 23% в 2000г. до 28% в 2030г. [1]

Снижение объёма потребления энергии возможно достигнуть путём болем эффективного её использования. Реализация планов по увеличению энергоэффективности страны требует углубления научных исследований и институциональной деятельности страны. В результате - снижение энергоёмкости Валового внутренного продукта (ВВП) и укрепление экологической и энергетической безопасности страны. Особенно эффективно проводится политика энергосбережения в рамках стран Евросоюза (ЕС), где высокий уровень зависимости от импорта энергоносителей - 48,9%. Поэтому в странах Евросоюза достигнут один их самых низких в мире уровень энергоёмкости ВВП - 0,16 т н.е. на 1000 дол. ВВП, в то время, как аналогичный показатель у стран-членов на вступление в ЕС составляет 0,71%.

Результаты анализа тенденций энергопотребления в ЕС показал, что приоритетной задачей на период до 2020г. является гарантированное, главным образом за счёт импорта, снабжение нефтью и нефтепродуктами. Необходимым условием в решении этой задачи является интеграция усилий стран ЕС в области энергобезопасности, использование принципов диверсификации поставщиков нефтепродуктов, установление прогрессивных нормативов запасов нефти и нефтепродуктов, рационального транспорта нефти и инвестирования добычи нефти в других странах.

По прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), проводимая странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) энергетическая политика в перспективе может привести к увеличению потребности в энергоресурсах и снижению эмиссии СО2; увеличению разницы в энергопотреблении на душу населения между промышленно-развитыми странами и странами, которые развиваются; усилению влияния основных стран-производителей газа и нефти на рынке энергоносителей; ослаблению факторов, влияющих на увеличение цен на энергоносители и снижению количества населения до 2030г., которое не будет иметь возможности постоянно пользоваться электроэнергией (до 1,4 млрд). [1]

Соответственно и определены части разных стран в формировании ресурсов потребления первичных энергоносителей. В прогнозе также видится возможным значительное снижение энергоёмкости Валового национального продукта (ВНП), темпы

роста которого будут превышать показатели за последнее тридцатилетие; среднегодовые темпы прироста мирового потребления первичных энергоносителей на период 2000-2030г.г. составят 1,7% либо 15,3 млрд т н.е. в 2030г., то есть будут наименьшими по сравнению с уровнем 1970-2000г.г. (2,1%). В структуре прогнозируемого потребления первичных энергоносителей 90% сохранится за невозобновляемыми источниками энергии, на нефть прогнозируется 40% общего энергопотребления. Приоритетное положение нефти объясняется потребностью в ней активно развивающегося сектора экономики. Его часть в перспективе составит до 75% общего прироста потребления нефти. [1]

Вопросы энергосбережения для стран Запада носят стратегический характер. В связи с этим, для достижения этой цели отслеживается показатель энергетической независимости. Экономики большинства стран становятся взаимосвязанными, особенно в области энергосбережения. Обостряется проблема энергозависимости. Поэтому для смягчения возможных последствий энергетических кризисов, в частности нефтяного происхождения, многие страны, к примеру, Австрия, энергонезависимость которой составляла 31,6% в 2001г., Италия (15,3%), Япония (20,0%), Испания (25,9%), Франция (50,0%) активно приступили к разработке альтернативных видов энергии. Многие эксперты и Руководство Евросоюза предполагают, что к 2020г. на мировом рынке углеводородного сырья возникнет напряжённая ситуация в связи со снижением предложения. Как результат, к 2025г. доля альтернативных источников энергии в общемировом энергетическом балансе может составить приблизительно 10%, а к 2050г. - до 50%. По оценке руководства Евросоюза, удельный вес возобновляемых источников энергии в общем потреблении энергоресурсов будет возрастать. [1]

Вследствие политики энергосбережения энергоёмкость Валового внутреннего продукта в последнее десятилетие в мире снизилась на 18%, в развитых странах - на 21-27%. В тоже время, в развитых странах повышение энергоэффективности позволило обеспечить до 60-65% экономического роста. Эта тендения в будущем возрастёт. Среди главных факторов, обусловливающих устойчивость экономических систем, Всемирный Банк называет эластичность спроса промышленных предприятий на энергоносители благодаря внедрению действий по энергосбережению. [2,3]

Анализируя тенденции развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в Российской Федерации, странах Евросоюза и Запада, а также в Украине, возможно сделать вывод о том, что природный газ и нефть были и останутся фундаментом их экономического развития на ближайшие 25-30 лет.

Экономика Украины значительно зависит от надёжности поставок энергоносителей, в основном природного газа и нефти, цены на которые и надёжность поставок влияют на объёмы промышленного производства страны. Украина 73-78% потребностей в природном газе и 86% нефти обеспечивает за счёт импорта. В Украине в 2005г. энергетическая зависимость от импорта энергоносителей составила 40,8%. [4]

Важнейшей характеристикой энергопотребления в Украине являются объёмы и структура потребления первичных энергоносителей. За 2001-2004г.г. объёмы энергопотребления в Украине увеличились на 6,7%. В общем потреблении часть нефти составила - 12,2%, энергетике - 13,8% и гидроэнергии - 1,9%. Это свидетельствует о несовершенствии структуры топливно-энергетического комплекса Украины, особенно в отношении экономически необоснованного большого потребления природного газа, которое в соответствии с «Энергетической стратегией Украины на период до 2030 года» должно уменьшиться в 2030г. на 34,8%. С целью повышения эффективности потребления энергетических ресурсов предусмотрена реализация ряда инноваций, что позволит уменьшить этот показатель до 2030г. в 2,5 раза. [4]

Необходимость разработки новой энергетической политики обусловлена изменениями в добыче и приобретении некоторых видов топлива, а также изменением условий существования и развития ТЭК страны в целом. Результаты анализа нынешнего состояния топливно-энергетического комплекса Украины показывают, что дефицит собственных топливно-энергетических ресурсов составляет приблизительно 50%, в то время как энергоёмкость ВНП в Украине почти в 2 раза выше, чем в промышленно-развитых странах, которые выдержали два энергетических кризиса в период 70-80х годов и разработали правильную стратегию развития своей энергетики. Это свидетельствует о том, что необходимо не развитие новых мощностей энергоснабжения, а проведение государством планомерной политики энергосбережения.

Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов обусловливается развитием и совершенствованием добычи энергии и использования топлива.

Для обеспечения энергетической безопасности государства необходимо развивать рынок собственных энергоносителей путём внедрения возобновляемых источников энергии, которые станут альтернативой химического сырья. [5] Производство и использование энергии из возобновляемых источников позволит уменьшить выбросы парниковых газов, а, следовательно, будет способствовать выполнению обязательств Украины согласно требований Киотского протокола. [12]

Стремление Украины увеличить свой энергетический потенциал за счёт возобновляемых источников энергии можно рассматривать и как объективную необходимость, и как дань тенденциям стран Запада, особенно в области моторного биотоплива. Это говорит о том, что Украине следует использовать свой биоэнергетический потенциал в целях уменьшения энергозависимости. В то же время, в условиях повышения цен на газ, становится всё более необходимым использование растительной биомассы в целях получения тепловой энергии. [6] Согласно Закону Украины «Про электроэнергетику», биомасса - продукты, которые состоят полностью или частично из веществ растительного происхождения, которые могут быть использованы как топливо в целях превращения энергии, которая в них имеется. [7]

Деятельность по энергосбережению имеет своё правовое обеспечение. Анализ энергоэффективности проводится на основе исследования возможных вариантов экономии энергии за счёт замены существующих технологий и оценок объёмов внедрения различных энергосберегающих мероприятий и их экономичности.

Одним из основных международных рамковых документов, который регулирует вопросы развития энергетических рынков и энергетического сотрудничества в Европе, является Энергетическая Хартия. Законодательное обеспечение исполнения обязательств Украины согласно Договора с Энергетической Хартией должно предусматривать механизмы доступа к энергетическим рынкам Украины, создание и развитие открытых конкурентных рынков, транзит энергоносителей, защиту инвестиций в энергетику, торговлю энергетическими продуктами, решение споров в области международных инвестиций и охраны окружающей среды. [8]

Договор с Энергетической Хартией предусматривает обязательства стран-членов облегчить транзит топливно-энергетических ресурсов через свою территорию согласно принципа свободы транзита, поддерживать существующие транзитные потоки. Однако это не обязывает ни одну сторону предоставлять обязательный доступ для третьих сторон. Хартия также не обязывает страны предоставлять иностранным инвесторам доступ к своим энергоресурсам, так как национальный суверенитет над энергоресурсами является основоположным принципом Хартии (ст.18 Договора). Страны, которые подписали этот Договор, произвели трансформацию энергорынков или находятся на разных стадиях такой трансформации. В электроэнергетике стран Европы взят курс на создание пан-европейского интегрированного энергетического рынка до 2015г., это требует инвестиций в энергетическую инфраструктуру в размере приблизительно 1 трлн. евро. Европейская комиссия в 2010г. приняла «Энергоинфраструктурный пакет» законодательных документов, согласно которому большая часть инвестиций

для развития энергетической инфраструктуры будет привлечена путём создания Европейского фонда инвестиций в энергетическую инфраструктуру. [8, 13]

Украина и ЕС в 2005г. подписали меморандум про взаимопонимание в области энергетического сотрудничества с целью усиления безопасности энергоснабжения и интеграции Украины во внутренний энергорынок ЕС. В 2006г. Украина получила статус наблюдателя в Энергетическом Сообществе, в 2007г. - официально утверджена её заявка на членство в этой организации. В Украине одобрено законодательство по энергоэффективности и использованию энергии из возобновляемых источников энергии. Украина и Еврокомиссия договорились о создании общего проекта при участии Международного агентства атомной энергетики для оценки уровня безопасности украинских атомных электростанций. Создан «План действий Украина-ЕС». Вопросы энергетического сотрудничества включают вопросы интеграции энергетических рынков, активизации действий для входа Украины в Энергетическое Сообщество, интеграции энергосистемы в Центральноевропейскую энергетическую сеть, создание стратегических запасов нефти с целью безопасности энергоснабжения. [6,10]

В 2010г. Украина стала членом Энергетического Содружества и, в частности, обязалась внести изменения в национальное законодательство в вопросах экологических нормативов деятельности предприятий энергетики. Требования были включены в Национальный план действий Украины на 2012г. и частично реализованы в проектах соответствующих регуляторных и нормативных документов. Реализация задекларированных нововведений должна повлечь за собой трансформацию внутреннего энергорынка и условий внешней торговли, в то время, как особенности каждого конкретного рынка энергии станут определяющими в направлении и скорости этих изменений. [8]

Украина взяла на себя обязательства по имплементации в рамках участия в Энергетическом Содружестве: 1) Директивы 2003/30/ЕС о содействии использования биотоплива и других возобновляемых видов топлива для транспорта; 2) Директивы 2001/77/ЕЕС о содействии использования электроэнергии, которая получена с помощью возобновляемых источников энергии на внутреннем рынке электроэнергии.

В рамках этих обязательств Украине необходимо:

- разработать национальные индикативные целевые показатели потребления биотоплива и электроэнергии с возобновляемых источников энергии и внедрить мониторинг последствий использования биотоплива с учётом динамики загрязнения окружающей среды;

- проводить информационную политику о преимуществах использования биотоплива и других видов возобновляемых источников энергии;

- обеспечить государственные гарантии о приоритетном доступе к сетям электроэнергии, которая получена из возобновляемых источников энергии;

- усовершенствовать законодательно-нормативную базу для производителей электроэнергии из возобновляемых источников энергии. [9]

Преимуществами Украины от подписания Соглашения для рынка энергетики из возобновляемых источников энергии являются:

- адаптация европейским нормам по сертификации и стандартизации оборудования, получаемой продукции, нормативов её производства и поставки к потребителю, коммерческому и технологическому развитию рынка возобновляемых источников энергии Украины;

- увеличение принятия мероприятий по информированию потребителей энергии о преимуществах возобновляемых источников энергии и получении потребителями широкого доступа к энергетическим ресурсам, включая особенно социально-незащищённые слои населения;

- содействие развитию научно-технического сотрудничества в сфере возобновляемых источников энергии и обмену информацией в целях совершенствования технологий в сфере производства экологически чистой энергии, её транспортировки и потребления согласно существующим принципам Соглашения про сотрудничество в сфере науки и технологий между ЕС и Украиной. [9]

Соглашением про Ассоциацию подтверждаются обязательства Украины о имплементации директив ЕС по энергетике, которые формируют системную основу для реформирования рынка газа в Украине по европейскому образцу. Реализация соответствующих реформ обусловит трансформацию внутреннего рынка природного газа и условий внешней торговли. Положения директивных документов направлены на обеспечение основных принципов функционирования рынка природного газа. [9]

Результаты анализа програмных и стратегических документов ЕС показывают, что веским аргументом и критерием развития использования энергии из возобновляемых источников в странах ЕС являются их экологические характеристики и количественная оценка сокращения выбросов углекислого газа в атмосферу. [8]

Повышение энергетической безопасности и сложившаяся ситуация в обеспечении предприятий авиационного транспорта Украины природным газом могут быть решены благодаря использованию энергии из возобновляемых источников и за счёт осуществления энергосберегающих мероприятий. Это требует обоснования условий формирования экономического механизма энергосбережения в авиатранспортных предприятиях.

Специфика АТП как потребителей энергоресурсов связана с их участием в процессе экономического взаимодействия с предприятиями других отраслей национальной экономики, например, сельскохозяйственными и предприятиями лесного хозяйства. В направлении использования авиации в сельском и лесном хозяйстве самолёты и вертолёты применяются (не на коммерческих условиях) для распыления удобрений, средств борьбы с вредителями, тушения пожаров, организации профилактических мероприятий и т.п. Стоит отметить, что при этом летательные аппараты не перестают оставаться загрязнителями окружающей среды, поскольку используют традиционное топливо, которое способствует загрязнению атмосферы. Таким образом, с одной стороны, авиапредприятия предотвращают экологические катастрофы, а с другой - сами наносят вред окружающей среде. Для усиления экологической безопасности и активизации энергосбережения в АТП целесообразно использовать топлива, особенно для потребностей малой авиации, - топлива биологического происхождения. Технические разработки и обоснования уже используются не только в экспериментальном порядке.

Однако, приведенный вид энергосбережения не имеет массового использования на авиатранспорте, что объясняется отсутствием экономического механизма.

Экономический механизм энергосбережения в авиатранспортных предприятиях - это интегрированная совокупность методических, инструментарных и институциональных элементов обеспечения энергобезопасности АТП в действующих внешней и внутренней среде его функционирования.

Условиями формирования данного механизма выступают:

- наличие правового поля деятельности по энергосбережению ;

- наличие технических разработок технологий энергосбережения.

Закономерности формирования экономического механизма энергосбережения в авиатранспортных предприятиях :

- экономическая целесообразность и выгодность использования энергосберегающих технологий;

- дефицит энергоресурсов;

- коммерческая заинтересованность авиатранспортных предприятий в использовании дешёвых альтернативных энергоресурсов;

- усиление экологической безопасности хозяйственной деятельности авиатранспортных предприятий.

На основе приведенных закономерностей определены следующие критерии эффективности действия экономического механизма:

1) снижение уровня энергозависимости авиатранспортных предприятий;

2) прирост рентабельности деятельности авиатранспортных предприятий;

3) абсолютная и относительная экономия энергетических затрат, снижение величины экологического ущерба;

4) уменьшение суммы налоговых платежей.

Выводы. Таким образом, энергосбережение как вид экономической деятельности, связанной с управлением ресурсами предприятий, осуществляется на основе функционирования соответствующего механизма. Наличие условий и объективных закономерностей формирования экономического механизма энергосбережения в АТП обусловливает необходимость разработки методических подходов к обеспечению развития энергоэффективного авиационного транспорта в Украине.

Список использованных источников

1. Нефть и газ в современной экономике / Бурлака Г.Г., Поп Г.С. : НАН Украины; Ин-т биоорганической химии и нефтехимии; под ред. Н.С. Герасимчука. - К., 2004. - 296 с.

2. Шр В. Е., Письменна У. С. Економ1чний механ1зм реал1зацИ' полтики енергоефективност1 в УкраТн1 / Вктор Ер1хович Шр, Уляна Свген1вна Письменна; НАН УкраТни; 1н-т екон. та прогнозув. - К., 2010. - 208с.: табл., рис.

3. Ukraine Economic Update. - World Bank. - 2006. - November; Impact of Gas Price Increase on the Economy of Ukraine in 2007. - SigmaBleyzer/ The Bleyzer Foundation. - 2006. - November.

4. Шерстюк Р.В. Мехамзм нновацйного розвитку нафтогазового комплексу: Монографiя / Шерстюк Р.В.; пiд. ред. Г.Г. Бурлаки. - К.: «Освта УкраТни», 2006. - 218 с.

5. Шубравська О. Боекономка: аналiз свтового розвитку та передумови для становлення в аграрному секторi економки УкраТни. / Шубравська О. // Економка УкраТни. - №10 (587), 2010. - С. 63-68.

6. Трипольська Г.С. Агробоенергетичний ринок УкраТни: монографiя/ Галина Сергивна Трипольська; НАН УкраТни; 1н-т екон. та прогнозув. - К., 2011. - 264 с.

7. Закон УкраТни «Про електроенергетику» Верховна рада УкраТни, Закон вiд 16.10.1997. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: <http:zakon2.rada.gov.ua/laws/show/575/97-вр.

8. Ринки реального сектора економки УкраТни в нститу^ональному середовищ СОТ: кон'юнктура та нтегра^я/за ред. д-ра екон. наук, проф. В.О. Точилна; НАН УкраТни, 1н-т екон. та прогнозув. - К., 2012. - 552с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Можливо^i i застереження щодо наслiдкiв уведення в дю положень Угоди про Асо^а^ю мiж СС та УкраТною: наук. доп. /за ред. акад. НАН УкраТни В.М. Гейця, чл.-кор. НААНУ Т.О. Осташко, д-ра екон. наук В.О. Точилна; НАН УкраТни, ДУ «1н-т екон. та прогнозув.» - К., 2013. - 98 с.

10. European Union. External Action. Ukraine. [ Електронний ресурс]. - Режим доступу: <http://eeas.europa.eu/>.

11. Синяк Ю.В. Энергосбережение и экономический рост /Синяк Ю.В.//Проблемы прогнозирования, 1999. - №3. - С.49-62.

12. Котський протокол до РамковоТ конвенцИ' ОргамзацИ' Об'еднаних Нацй про змну клiмату вiд 11.12.1997. Оргамза^я об'еднаних нац)й (ООН) [Електронний ресурс]. - Режим доступу: <http://www.uapravo.net/>.

13. Договiр до ЕнергетичноТ харти та Заключний акт до неТ. Протокол до ЕнергетичноТ харти з питань енергетичноТ ефективно^i i сумiжних екологiчних аспектiв вiд 17.12.1994 [Електронний ресурс] / Органiзацiя Об'еднаних Нац)й (ООН). -Режим доступу: <http://zakon.nau.ua/>.

14. Закон УкраТни «Про альтернативн види палива» вiд 14.01.2000 № 1391-XIV [Електронний ресурс] / Оф^йний сайт ВерховноТРади УкраТни. Законодавство. - Режим доступу: <http://zakon4.rada.gov.ua/>.

15. Алексеева Т.И., Литвак В.В. Стимулирование энергосбережения /Алексеева Т.И., Литвак В.В. // Промышленная энергетика. - №12. - 1999. - С. 2-4.

16. Логвиненко В.И. Влияние энергосбережения на экономический рост /Логвиненко В.И.// Актуальные проблемы управления ресурсами регионального развития. - 2003. - №8. - С.50-56.

17. Садовский С. И. О некоторых аспектах энергосбережения / Садовский С. И. // Промышленная энергетика. - №12. -1999. - С.2-8.

References

1. Neft' i gaz v sovremennoj jekonomike [Oil and gas in today's economy] / Burlaka G.G., Pop G.S.: NAN Ukrainy; In-t bioorganicheskoj himii i neftehimii; pod red. N.S. Gerasimchuka. K., 2004. 296 p.

2. Lir V.E., Pis'menna U.Ye. Ekonomichnij mehanizm realizacii politiki energoefektivnosti v Ukraini [Economic mechanism for implementing energy efficiency policy in Ukraine ] NAN Ukraini; In-t ekon. ta prognozuv. K., 2010. 208 p.

3. Ukraine Economic Update. - World Bank. - 2006. - November; Impact of Gas Price Increase on the Economy of Ukraine in 2007. - SigmaBleyzer/ The Bleyzer Foundation. - 2006. - November.

4. Sherstjuk R.V. Mehanizm innovacijnogo rozvitku naftogazovogo kompleksu [Mechanism of innovative oil and gas industry]: Monografija / Pid. red. G.G. Burlaki. - K.: «Osvita Ukraini», 2006. 218 p.

5. Shubravs'ka O. Bioekonomika [Bioeconomy: analysis of world development and aiming to transform the agricultural sector in Ukraine]: analiz svitovogo rozvitku ta peredumovi dlja stanovlennja v agrarnomu sektori ekonomiki Ukraini. // Ekonomika Ukraini [Economy' of Ukraine]. No.10 (2010): 63-68. (P.68).

6. Tripol's'ka G.S. Agrobioenergetichnij rinok Ukraini: monografija [Agrobioenergy Ukraine market] / Galina Sergiivna Tripol's'ka; NAN Ukraini; In-t ekon. ta prognozuv. - K., 2011. 264 p.

7. Zakon Ukrainy «Pro elektroenergetiku» Verhovna rada Ukraini, Zakon vid 16.10.1997. Law of Ukraine ["On Electricity" Supreme Council of Ukraine, the Law of 16.10.1997]. http: zakon2.rada.gov.ua/laws/show/575/97-vr

8. Rinki real'nogo sektora ekonomiki Ukrainy v institucional'nomu seredovishhi SOT: kon'junktura ta integracija [Markets real economy in Ukraine's institutional WTO conditions and Integration] /za red. d-ra ekon. nauk, prof. V.O. Tochilina; NAN Ukrainy, In-t ekon. ta prognozuv. - K., 2012. - 552 p.: tabl., ris.

9. Mozhlivosti i zasterezhennja shhodo naslidkiv uvedennja v diju polozhen' Ugodi pro Asociaciju mizh CS ta Ukramoju [Features and warnings about the consequences of putting into effect the provisions of the Association Agreement between the EU and Ukraine]: nauk. dop. /za red. akad. NAN Ukraini V.M.Gejcja, chl.-kor. NAANU T.O.Ostashko, d-ra ekon. nauk V.O.Tochilina; NAN Ukrainy, DU «In-t ekon. ta prognozuv.» - K., 2013. 98 p.

10. European Union. External Action. Ukraine. http://eeas.europa.eu/

11. Sinjak Ju.V. Jenergosberezhenie i jekonomicheskij rost [Energy saving and economic growth] // Problemy prognozirovanija [Problems of Forecasting], No. 3 (1999): 49-62. (P. 62).

12. Kiots'kij protokol do Ramkovo'i konvenci'i Organizaci'i Ob'iednanih Nacij pro zminu klimatu vid 11.12.1997. Organizacija ob'ednanih nacij (OON) [The Kyoto Protocol to the United Nations Framework Convention on Climate Change, 11.12.1997. The United Nations (UN)]. http://www.uapravo.net

13. Dogovir do Energetichno'i harti'i ta Zakljuchnij akt do ne'i. Protokol do Energetichno'i harti'i z pitan' energetichno'i efektivnosti i sumizhnih ekologichnih aspektiv vid 17.12.1994 [The Energy Charter Treaty and Final Act thereto. The Energy Charter Protocol on Energy Efficiency and Related Environmental Aspects of 17.12.1994]. United Nations (UN)]. http://zakon.nau.ua

14. Zakon Ukraini «Pro al'ternativni vidi paliva» vid 14.01.2000 № 1391-HIV [Law of Ukraine "On alternative fuels" from 14.01.2000 № 1391-XIV]. http://zakon4.rada.gov.ua

15. Alekseeva T.I., Litvak V.V. Stimulirovanie jenergosberezhenija [Promotion of energy conservation] // Promyshlennaja jenergetika [Industrial Energy], No.12 (1999): 2-4 (P.4).

16. Logvinenko V.I. Vlijanie jenergosberezhenija na jekonomicheskij rost [Impact of energy conservation on economic growth] // Aktual'nye problemy upravlenija resursami regional'nogo razvitija [Actual problems of resource management regional development], No. 8 (2003): 50-56. (P. 56)

17. Sadovskij S.I. O nekotoryh aspektah jenergosberezhenija [Some aspects of energy conservation] // Promyshlennaja jenergetika [Industrial Energy], No. 12 (1999): 2-8 (P. 8).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Абазина Оксана Андреевна, аспирантка кафедры финансов, учёта и аудита Института экономики и менеджмента

Национальный авиационный университет

ул. Героев Севастополя, 10А-22, г. Киев, 03065, Украина

e-mail: abazina@ukr.net

DATA ABOUT THE AUTHOR

Abazina Oksana Andriivna, Postgraduate Student, Institute of Economics and Management National Aviation University

10A-22, Geroev Sevastopolya street, Kiev, 03065, Ukraine e-mail: abazina@ukr.net

УДК 69.003

СУЧАСНИЙ СТАН ТА ПРОБЛЕМИ РЕАЛ1ЗАЦП 1НВЕСТИЦ1ЙНО-БУД1ВЕЛЬНИХ ПРОЕКТ1В ПРОВ1ДНИХ БУД1ВЕЛЬНИХ ХОЛДИНГ1В

Срмакова О. В.

Предмет, мета роботи. Будiвництво - одна з npoeidHux галузей економки Украни. EkohomÍ4huü ефект eid нвестованих у будiвництво фнансових ресурйв полягае в мультиплкацйному зростаннi вкладених коштiв, як зумовлюють обсяги i структуру витрат будiвельного виробництва. Забезпечити належне управлння бiзнеc напрямами можливе лише тодi, коли менеджмент холдингу володiе доcтовiрною, своечасною i добре структурованою нформацею щодо дiяльноcтi за цими напрямами. Використання отриманих результатiв у якоcтi аналоги надасть можливсть представникам ндустрИ пiдвищити ефективнсть власного управлння оборотними коштами на будiвництвi.

Методологiчною основою cтаттi е фундаментальнi теоретичнi положення економiчно'i теорИ, науковi абстракцИ та аналiзу статистичних даних. Використано метод кабнетних доcлiджень у виглядi аналiзу вторинно! нформацИ за вiдповiдною тематикою, а також опитування операторiв ринку для отримання загально-доступноí первинно! нформацИ, що не складае комерцйну таемницю.

У cтаттi розглянутi особливой аналiзу оборотних активiв пдприемства з позиц!' фнансового менеджменту, розкрито змст етапв аналiзу. Видлено об'екти аналiзу та управлння оборотними активами залежно вiд 1'хнього економiчного змсту та особливостей функцонування пдприемств будiвельнöí галузi. Розглянуто фiнанcово-економiчнi аспекти взаемозв'язку мiж динамкою оборотной активiв та показниками результативноcтi. За сучасних кризових умов функцонування економки Украни особливо актуальним е забезпечення ефективного господарювання п дприемств, у тому числ за рахунок прискорення оборотной 1'х капталу та оптимiзацií структури джерел його формування. Тому, щоб досягти високих результатiв дiяльноcтi, потрбна чтко збудована, обфунтована i ефективна фнансова полтика управлння оборотними активами пдприемства. Визначенi можливi шляхи розвитку, а також оcновнi проблеми, що потребують виршення. Доведено, що розвиток будiвельного сектору Украни можливий лише за умови прискорення та оптимiзацJí обгу та залучення капталу будiвельних пдприемств. Основними нструментами в цьому процес е удосконалення державноí нвестицйноГ полтики та програм пдтримки будiвельних пдприемств, в першу чергу, д iяльн сть яких пов'язана з вiдновленням та забудовою територй, що зруйнованi внасл iдок проведення вйськових дЮ (зони АТО). РеалiзацJя поданих рекомендацй повинна сприяти прискореному нагромадженню фнансових ресурйв для подальшого формування оборотного капталу в будiвельному cекторi, оскльки це виступае неодмнною умовою високо!' ефективно^i розвитку галузi та економiчноí дiяльноcтi загалом.

Ключов'1 слова: оборотн активи, оборотнi кошти (поточн активи), структура оборотних коштiв, власн оборотнi кошти, iммобiлiзацiя оборотних активiв.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ВЕДУЩИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ХОЛДИНГОВ

Ермакова О.В.

Предмет, цель работы. Строительство - одна из ведущих отраслей экономики Украины. Экономический эффект от инвестированных в строительство финансовых ресурсов заключается в мультипликационном росте вложенных средств, которые предопределяют объемы и структуру затрат строительного производства. Обеспечить надлежащее управление бизнес направлениям возможно лишь тогда, когда менеджмент холдинга владеет достоверной, своевременной

52

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 23/1

© Срмакова О. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.