УСЛОВИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В ЮЖНОЙ КОРЕЕ
Мартышенко Наталья Степановна,
к. э. н., профессор кафедры «Маркетинг и коммерция», Владивостокский государственный университет экономики и сервиса e-mail: [email protected]
Катриченко Елена Евгеньевна,
магистрант кафедры «Маркетинг и коммерция», Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
В последние годы в России тема туризма привлекает большое внимание широкой научной общественности. Несмотря на то, что с 2000 года был принят ряд программ развития туризма на государственном и региональном уровнях, международный въездной туризм практиче-
ски не развивается (рис. 1)1. Большая часть зарубежных туристов посещают столичные города (г. Москву и г. Санкт-Петербург). Между тем российские регионы обладают богатейшими туристскими ресурсами.
Россия занимает огромное пространство, поэтому перспек-
тивы региональных туристских рынков выездного туризма нужно рассматривать в первую очередь в свете пограничных государств. Так, для Дальневосточного региона приоритетные направления развития въездного туризма связаны с такими странами, как Китай, Южная Корея и Япония. Несмотря на то, что историческая память народов этих стран сохраняет взаимные претензии, туристские обмены между ними очень высоки и занимают ведущие позиции в общих потоках туристов в этих странах. Эти страны сегодня являются лидерами по темпам развития туризма в мире. Чтобы Дальний Восток России вошел четвертой страной в этот мощный туристский треугольник, необходимо изучать условия и тенденции развития международного туризма в этих странах. Такие знания должны послужить
16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
14052
Иностранные граждане 10822 12231
Россииские граждане 9192
6405 7132
5791
4252 4426 4615
2555 4084 3251 2580 3972
■— Ф -•- > -
1787 , 2290 -•- 1904 1924 2215 2051 2686 2779 2637 2251 2275 2168 2000 2025 2228
1995 1997 1998 1999
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2008 2009 2010 2011
2000
Рис. 1. Динамика численности потоков международного туризма России
1 Россия в цифрах. 2012: Крат.стат.сб./Росстат - M., 2012. - 573 с.
основой позиционирования туристского продукта Дальневосточных регионов на международном рынке стран Северо-Восточной Азии. В настоящей работе мы предлагаем рассмотреть такую малоизвестную в России страну, как Южная Корея.
НЕИЗВЕСТНАЯ СТРАНА
Как страна, активно занимающаяся туризмом, Южная Корея заявила о себе сравнительно недавно. А вот о корейском экономическом чуде не перестают говорить уже почти тридцать лет. Между тем эти два явления имеют общий корень.
Но прежде чем перейти к рассмотрению структуры экономики страны, приведем краткую справку по географическому положению страны.
Республика Корея располагается в Южной части Корейского полуострова. С запада она омывается водами Желтого моря, с востока — Японского моря, с юга — Корейского пролива и Восточно-Китайского моря. Ландшафт — горный, равнины занимают лишь 30 % территории. У берегов располагается порядка трех тысяч островов, самый крупный — остров Чечжу-до (рис. 2).
Численность населения 49 773 000 человек. В административном отношении Республика Корея подразделяется на 8 провинций и одну особую ав-
тономную провинцию (Чечжудо-островная территория). Столица г. Сеул (11,3 млн чел.) имеет особый статус. Шесть крупнейших городов имеют прямое подчинение правительству (г. Пусан — 4 млн чел., г. Тэгу — 2,4 млн чел., г. Инчхон — 2 млн чел.), г. Кван-джоу — 1,2 млн чел., г. Тэджон — 1,1 млн чел., г. Ульсан — 1,1 млн чел.) со статусом, приравненным к провинциям2.
На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы — объективные и субъективные, экономиче-
ские и политические, внутренние и внешние. Приведем ряд факторов, которые чаще всего встречаются в работах, анализирующих экономику Кореи3:
♦ ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития;
♦ благоприятный международный экономический климат 60 — первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов;
♦ сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политиче-
Рис. 2. Карта Республики Корея
2 Южная Корея [Электронный ресурс] Географический справочник «О странах» URL: http://ostranah.ru/korea_south/ (дата обращения 2.11.2012).
3 Суслина С.С. Экономика республики Корея в свете глобализации. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2002. -196 с.
ские преобразования в пользу экономического развития; относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2 — 3% против 60—70% северокорейских затрат);
♦ привлечение иностранных капиталовложений — как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование и now how;
♦ этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.
Успехи современной экономики Кореи невозможно понять, не проследив основные этапы ее становления. Наиболее полный анализ предпосылок высоких показателей экономического роста дает в своих работах эксперт по Южной Корее А.Н. Ланьков4. Его знания основаны на изучении проблемы изнутри — он и сейчас живет и работает в одном из университетов Кореи. Своими знаниями он делится на публичных лекциях в России и на своем сайте, посвященном Корее5.
На данный момент южнокорейская экономика основывается, прежде всего, на производстве товаров народного потребления, таких как электроника, текстиль, автомобили, а также на сектор тяжелой промышлен-
ности: кораблестроение, производство стали. Продукция этих отраслей производства является основным предметом экспорта. Несмотря на то, что рынок импорта в последние годы стал более свободным, сектор сельского хозяйства до сих пор находится под политикой протекционизма из-за серьезного несоответствия уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, например на рис, внутри страны и в мире. К 2014 году рынок сельскохозяйственной продукции в Южной Корее должен стать полностью открытым. Сегодня Корея является одним из крупнейших поставщиков высокотехнологичного оборудования в мире. Страна является крупнейшим в мире судопро-изводителем (45% мирового рынка).
Южная Корея вышла на второе место в мире по инвестициям в исследования и развитие в области информационных и коммуникационных технологий (/CT). Согласно данным организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), расходы Южной Кореи на исследования и развитие ICT приблизились к 1,5 процента валового внутреннего продукта. Этот показатель второй по величине среди стран — членов базирующегося в Париже клуба крупнейших экономик, отставая лишь от Финляндии с 1,62 процента.
По оценкам Центра экономических исследований за 2011 год, Южной Корее принадлежит 12-е место по объему ВВП в мире. По объему ВВП на душу населения в 2011 году страна заняла 26-е место в мире. Россия по ВВП на душу населения занимает 54-е место в мире6. По качеству жизни, по оценкам, данным в докладе ООН о развитии в 2010 году, рейтинг Южной Кореи соответствует 12-му месту в мире. Россия в рейтинге занимает только 65-е место.
Несмотря на то, что корейцы мало отдыхают, средняя продолжительность жизни в стране составляет 79,1 лет (21-е). Россия занимает по продолжительности жизни 129-е место в мире со средней продолжительностью жизни 66,05 лет.
Если посмотреть на структуру расходной части ВВП можно понять, почему в Корее такой высокий уровень жизни. Только на здравоохранение и социальные программы в 2009 году было запланировано более 70,5 триллиона вон. Постоянно растут расходы на образование и НИРОКР, что обеспечивает высокий темп роста технического прогресса стране.
В Корее наиболее высокооплачиваемыми профессиями считаются профессии учителя, врача и юриста. Уровень образования в Корее один из самых высоких в мире и составляет
4 Ланьков А.Н. Быть корейцем - М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. - 542 с.
5 Ланьков А.Н. Корея официальная (и не только) [Электронный ресурс] Восточный портал URL: http:// lankov.oriental.ru/page_5.shtml (дата обращения 3.11.2012).
6 РИА-Аналитика [Электронный ресурс] / Центр экономических исследований http://ria.ru/research/ (дата обращения 3.11.2012).
99%, это притом, что и детский сад, и школа, и университет в Южной Корее платны и стоят довольно дорого.
Кроме факторов экономического роста Кореи, определенных экспертами, по мнению авторов, нельзя сбрасывать со счетов глубоко укоренившийся страх у южнокорейцев перед внешней угрозой (закрытая тема для иностранцев). Это постоянная угроза со стороны Северной Кореи, имеющей и до сих пор мощную поддержку со стороны Китая. Неопределенная в течение длительного времени политика такой мощной державы, как Советский Союз, по отношению к Южной Корее. Только после распада Советского Союза Республика Корея и Российская Федерация в 1991 году установили дипломатические связи.
Страхи населения отражает статистика самоубийств. В 2012 году Корея заняла первое место в мире по количеству самоубийств. Этот показатель в процентном соотношении в среднем оказался в 2,6 раза больше, чем в других странах — участницах Организации экономического сотрудничества и развития. Ежегодно сводят счеты с жизнью 15 566 южнокорейцев. На фоне роста экономики эта статистика выглядит особенно печально.
Исследуя туризм в Южной Корее, нельзя не остановиться на рассмотрении продолжительности рабочей недели и отпуска корейцев.
По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), самое большое количество часов в году, по сравнению с другими странами — членами ОЭСР, работают жители Южной Кореи. В 2008 году средняя продолжительность рабочей недели здесь составила более 49 часов (49,3). Это на 9 часов больше нормы, установленной местным законодательством. Время, которое среднестатистический южнокорейский трудящийся проводит на работе за целый год, составляет 2 570,6 часа. Для сравнения средний показатель по 30 странам — членам ОЭСР в 2007 году не превышал 1 768 часов в год.
В среднем продолжительность рабочей недели в промышленности Южной Кореи составляет около 54 часов (в США — около 34). Многие предприятия работают шесть дней в неделю в две смены по 12 часов с тремя днями отпуска в год. Работа по воскресеньям для корейцев норма. Корейские управляющие трудятся 70—80 часов в неделю, японские — от 60 до 70, а американские — около 50.
Корейцы берут отпуска на несколько дней, в среднем 11 дней в году. Средняя продолжительность летнего отпуска в корейских компаниях составляет 4,4 дня. Сегодня корейское правительство хочет закрепить законодательно двухнедельный отпуск. Так, президент государственной компании Korea
Tourism Organisation Ли Чарм отмечает, что общество до сих пор исчисляет производительность труда в соответствии с продолжительностью рабочего дня. «Но времена изменились: теперь решающие факторы — творческий дух, инновации и новые технологии», а культура длительных отпусков поможет Корее развить туристскую инфраструктуру.
В 1978 году количество туристов, посетивших Республику Корея, впервые превысило 1 млн человек. Через десять лет — в 1988 году — этот показатель удвоился, в 1991 году достиг уже 3 млн человек. По данным ЮНВТО Южную Корею в 2009 году посетили 7,818 млн туристов , в 2010 году - 8,798 и в 2011 году — 9,795 туристов (рис. 3)7. Благодаря эффективной маркетинговой стратегии Южная Корея намерена принять в 2012 году 11 млн иностранных туристов. В правительстве страны считают что в 2020 году будет достигнута цель по привлечению 20 млн иностранных гостей и получению 20 (по другим оценкам 30) млрд долларов США в виде доходов от туризма. Только в 2012 году министерство культуры, спорта и туризма планирует инвестировать в отрасль 1,4 млрд долларов.
В настоящее время самым крупным партнером Южной Кореи по обмену туристами является соседняя Япония. Японские туристы приезжают для того,
7 UNWTO World Tourism Barometer [Электронный ресурс] http://mkt.unwto.org/en/barometer (дата обращения 09.11.2012).
чтобы провести здесь отпуск, а корейцы едут в Японию, как для отдыха, так и с деловыми целями, а также для того, чтобы навестить своих родственников и друзей. По итогам первого полугодия 2010 года Япония стала лидером по числу прибытий в Южную Корею: 34,4%. Китайские туристы составляют 21,3%. Доля туристов из США составляет 7,4%8.
По итогам 2011 года, Республику Корея посетили 161 893 российских гражданина. По сравнению с 2009 годом, прирост составил 28 151 человек, что составляет около 21% к показателям 2009 года. Из этого количества, россиян, прибывших в Республику Корея с туристскими целями, в 2011 году было 74 960 человек, что на 16 256 больше, чем в 2009. Прирост туристов составил почти 28% к уровню 2009 года. Если проанализировать динамику прибытий российских туристов помесячно, то наибольшее их количество приходится на летние месяцы (июнь — август). Количество россиян, путешествующих в Республику Корея по служебным целям, возросло за два года на 24%.Это связано с успешным развитием и укреплением российско-корейских деловых связей, расширением взаимовыгодного сотрудничества в разных сферах экономики9.
10,0 9,0 8,0 7,0
е 6,0
а>
=>■ 5,0
X
I 4,0 3,0 2,0 1,0 0,0
5,8
6,0
6,4
4,8
3,8
3,0 3,0
2,0
1,0 п
И
1978 1988 1990 1991 1995 2000 2003 2004 2005 2007 2008 2009 2010 2011
годы
Рис. 3. Динамика въездного туристского потока в Республику Корея
9,8
8,8
7,8
6,9
Начиная с 2006 года, Министерство Экономики Знаний Республики Корея совместно с торговой ассоциацией КОТРА проводит социологический опрос туристов, с целью выявить изменения в имидже Кореи на мировом рынке, а также для более грамотного маркетинга и позиционирования страны в мире. По данным опроса, проведенного с ноября 2008 по январь 2009 года, в котором приняли участие 4 214 иностранцев из 25 стран, высокие технологии возглавили список ассоциаций, возникающий у иностранцев при упоминании Кореи.
Среди всех опрошенных иностранцев самое положительное отношение к Корее высказали русские, за ними с большим отрывом следуют канадцы, жители Саудовской Аравии, Мексики и Бразилии.
Многие туристы выбирают Корею, потому что по уровню пре-
ступности это одна из самых безопасных стран в мире. Здесь практически нет наркомании (наркотики находятся под абсолютным запретом), случаи карманных краж или нападения крайне редки, угон автомобиля до сих пор считается сенсацией, а традиционная мораль общества столь сильна, что встретить случаи открытого хамства или грубости почти невозможно. Статистика вполне подтверждает субъективные оценки туристов. В 1991 году, например, в Корее на 100 тысяч человек населения приходилось только 896 уголовных преступлений, в то время как даже в Японии этот показатель составил 1 377, а в Германии, тоже далеко не самой опасной стране мира — 6 649 (в 7,8 раз больше!).
По наиболее опасным видам преступлений сравнение выглядит еще более впечатляющим. Достаточно сказать, что в 2000
8 Министерство культуры и туризма [Электронный ресурс] http://www.korea.net/AboutKorea/Tourism/Travel-1пЮгта^оп(дата обращения 09.11.2012).
9 Официальный сайт Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс] http://www.russiatourism.ru/rubriki/ -1124140897 (дата обращения 09.11.2012).
году во всей Корее произошло 964 убийства. По данным на 1997 год, на 100 тысяч человек приходилось убийств: в России - 18,1; в США - 6,3; а в Корее — 1,7. Не менее показательна и статистика по количеству грабежей. В 1997 году в Южной Корее произошло 9 ограблений на каждые 100 тысяч человек населения, в России — 75, а в США — 186, то есть примерно в 20 раз больше.
ТРАНСПОРТ
Прибытие туристов в Корею в основном осуществляется по воздуху. В Республике Корея есть шесть международных аэропортов: в Инчхоне (Incheon), Кимхэ (Gimhae), Тэгу ^аеди), Чхонджу (Cheongju), Янъяне ^апдуапд) и Чеджу (^и), однако полеты во все части света осуществляются лишь из аэропорта в Инчхоне, а все остальные обслуживают только азиатские направления (рис. 4).
Аэропорт Инчхон построен на искусственном, намытом острове, на месте бывшей зоны приливов между двумя островами Желтого моря. Международный аэропорт столицы Кореи Incheon седьмой год подряд признан лучшим в мире. Такое решение принял Международный совет аэропортов. Особое признание главные воздушные ворота Республики Корея заслужили за быстрое обслуживание прибывающих и отбывающих путешественников. Здесь на это в среднем уходит соответственно 16 и 12 минут, что намного меньше международных стан-
дартов в 60 и 45 минут. Эти выводы сделаны на основе весьма представительной выборки. Так, в 2009 году в социологическом опросе, который проводился консалтинговой компанией «Скайтрэкс» (вкуГах), приняли участие 8,6 млн авиапассажиров со всего мира. При этом пассажирам предлагалось оценить качество 39-ти услуг и продуктов, предоставляемых аэропортами, таких как процедура регистрации, работа служб зала прибытия, вежливость персонала и т. д. Всего в списке оцениваемых характеристик международных аэропортов было более 190 позиций.
Корея располагает густой железнодорожной сетью дорог общей протяженностью 6 240 км, среди которых две скоростные железные дороги, пересекающие страну с запада на восток и с севера на юг. Это линии Сеул-Пусан и Сеул-Мок-пхо. В ближайшее время плани-
руется начать строительство новых скоростных участков, которые соединят населенные пункты в восточной, западной и южной частях страны. Когда скоростные поезда будут курсировать между Сеулом и провинцией Чхунчхондо, провинциями Кенсандо и Чолладо, провинцией Чхунчхондо и городом Сокч-хо, 83 процента населения смогут добраться до любого крупного города страны за полтора часа. После сдачи в эксплуатацию скоростного участка Тэгу — Тэчжон, путь от Сеула до Пусана займет чуть более полутора часов, а скоростной участок Осон — Кванчжу поможет сократить время в пути между Сеулом и Кванчжу до одного часа десяти минут.
В Корее существует система общих билетов для иностранцев для проезда по национальным железным дорогам Кореи — KR Pass. Такие билеты позволяют свободно путешествовать по
Рис. 4. Аэропорты Кореи
стране на всех видах поездов (за исключением поездов метро) в течение определенного периода времени, без ограничений в частоте их использования или в расстоянии.
KR Pass можно заказать через Интернет на сайте www.korail.go.kr — в этом случае оплата производится только по кредитной карте. После оплаты высылается ваучер на KR Pass, который потом следует обменять в Корее на сам билет в специальных кассах. Также можно приобрести KR Pass во всех крупных железнодорожных терминалах страны. Примерная стоимость KR Pass для взрослого на 3 дня составляет 76 долларов США, на 5 дней — 144 доллара США, на 10 дней — 166 долларов США, для детей до 12 лет предоставляется скидка 50%, учащимся и студентам 13—25 лет при предъявлении соответствующих документов предоставляется скидка 20%.
Южная Корея держит один из самых крупных в мире паромных флотов, который обслуживает прибрежные острова Кореи, а также осуществляет международные рейсы. Страны, связанные с Южной Кореей паромными переправами — Япония, Китай и Россия. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо. Торговый флот включает 650 судов.
Несмотря на то, что Южная Корея стала активно развивать туристскую индустрию позже, чем соседний Китай (страна, являющаяся одним из лидеров по
развитию туризма в мире), и то, что эта страна не так богата разнообразием туристских достопримечательностей, Корея к настоящему времени более четко позиционировала свои туристские услуги на мировом туристском рынке, чем обеспечила один из самых высоких показателей роста туризма. Рассмотрим основные виды туризма, которые сегодня эта страна продвигает на международном рынке.
ТУРИСТСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
На национальном уровне вопросами развития туризма в стране занимается Министерство культуры и туризма Республики Корея. Расширение географии и объема поездок граждан за рубеж, привлечение в страну интуристов рассматривается корейским правительством как важное звено в процессе дальнейшей интеграции страны в мировое сообщество и является одним из приоритетных направлений его деятельности. Для практического решения этих задач в структуре министерства в 1962 году была создана Корейская национальная организация развития туризма (Korean National Tourism Organization — KNTO). Организация ведет статистику поездок южнокорейских граждан за рубеж, посещения страны иностранными туристами. Статистические данные составляются на основе докладов министерства юстиции, ведущего учет въезда и выезда из страны,и докладов Национального банка Кореи, ведущего
учет вывоза валютных средств из страны и денежных расходов иностранцев в Южной Корее. KNTO разрабатывает и осуществляет общую стратегию развития туризма, строительства туристических инфраструктурных объектов, маршрутов, работает с частными турагентами — иностранными и отечественными компаниями. В настоящее время по всему миру работает 20 офисов KNTO, которые содействуют развитию и маркетингу корейского туризма.
ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ
Этот вид туризма является одним из наиболее развитых видов туризма, на котором специализируется Корея. Стран, которые отдельно выделяют этот вид туризма, не так много. Корея является лидером в проведении MICE мероприятий (Meetings-incentive-Conferences-Events). MICE — это мероприятия, направленные на развитие, мотивацию, обучение персонала, партнеров и клиентов компании, а также на представление компании, ее ценностей, философии и возможностей для внутреннего и внешнего потребителя. По данным международной ассоциации ICCA, в 2008 году Корея по количеству крупнейших международных мероприятий заняла 4-е место среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона и 12-е в мире. В Азии Сеул находится на 3-м месте по количеству проведенных международных конвенций, Пусан — на 6-м.
Сегодня Республика Корея обладает уникальной инфра-
структурой, которая позволит ей уже в ближайшие годы стать еще более популярным местом для организации и проведения крупнейших мероприятий. Корея имеет семь новейших конгресс-выставочных центров. В стране созданы особые условия для проведения международных мероприятий, таких как проведение приемов в королевском дворце. Участники и гости конгрессов и выставок могут остановиться вблизи мест проведения мероприятия — на сегодня это около 60 тысяч номеров в 588 сертифицированных гостиницах.
В Сеуле располагаются три крупнейших выставочных центра:
♦ СОЕХ: конгресс-выставочный комплекс в центре фешенебельного делового района Сеула, объединяющий выставочные и конференц-залы, отели класса super deluxe, торгово-развлекательный центр СОЕХ Mall, рестораны, казино;
♦ KINTEX: крупнейший по площади и новейший выставочный комплекс, удобно расположенный относительно как центра Сеула, так и международного аэропорта Инчхон;
♦ SETEC: выставочный центр на юге Сеула, частично управляемый сеульским муниципалитетом, где также проводятся международные выставки и конференции различной профессиональной тематики. В 2015 году планируется открытие KorailConvention Center,
который станет крупнейшим конференц-центром мира.
После удачного проведения ряда международных мероприятий высшего уровня Пусан, второй по величине город Кореи, удачно закрепил за собой статус одного из наиболее достойных кандидатов на проведение крупнейших MICE-ме-роприятий. В первую очередь можно отметить главный выставочный и конгресс-центр — BEXCO (Busan Exhibition and Conference Center). Именно здесь проходят наиболее значимые мероприятия мирового и регионального масштабов. Также BEXCO является своеобразной визитной карточкой Пусана как M/CE-столицы на мировой арене.
В 2011 году M/CE-туризм официально включен правительством Кореи в число 17 движущих факторов государственного развития. В стране были созданы специальные профессиональные структуры (PCO), крупнейшей из которых является Корейское конвеншн-бюро (Korea Convention Bureau), всегда готовых оказать помощь в организации мероприятий любого масштаба.
В 2012 году правительство Южной Кореи сосредоточило особое внимание на M/CE-отрас-ли и развернуло кампанию «Год Конвенции в Корее 2012». В течение года власти удвоили рекламные бюджеты на продвижение M/CE-индустрии, в то время
как гостиницы и конференц-центры предлагают скидки для корпоративных клиентов.
Несмотря на то, что площади существующих центров постоянно расширяются, M/CE-объек-ты пользуются неизменным спросом. Например, конференц-центр COEX в Сеуле в настоящее время полностью забронирован на ближайшие два-три года. Полную информацию о проведении M/CE-мероприятий на территории Кореи можно найти на специальном сайте ассоциации Korea MICE Bureau(KMB)10.
МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ
Не менее значимым для Кореи является медицинский туризм. Медицинский туризм достаточно развит во всем мире. Но ни в одной стране он не имеет такой мощной государственной поддержки, как в Южной Корее. Настоящий бум медицинского туризма переживает сейчас Южная Корея благодаря тому, что в 2007 году правительство страны приняло закон о медицинском туризме, разрешивший иностранцам пользоваться корейской системой здравоохранения. С тех пор поток пациентов растет в геометрической прогрессии. В первый год после принятия закона в страну приехали 16 тысяч желающих лечиться, в 2009 — 60,2 тысяч, в 2011 медтуристов было уже 110 тысяч. Цель этого года — 150 тыс. медицинских туристов из-за рубежа. В 2015 году Юж-
10 Korea MICE Bureau [Электронный ресурс] http://k-mice.visitkorea.or.kr/enu/convention/index.jsp (дата обращения 09.11.2012).
ная Корея ожидает 300 тысяч иностранных пациентов, а в 2020 — 1 миллион11.
Выгодность медицинского туризма корейцы объясняют с помощью наглядного примера: лечение трех-четырех интуристов с серьезными заболеваниями приносит такой же доход, как экспорт одного автомобиля «Соната» фирмы «Хендэ мотор»12.
Если количественно лидируют туристы с Запада, то по оплате медицинских услуг впереди всех казахи — 3,3 тыс. долларов, затем идут граждане России — 2,4 тыс. долларов и монголы — 2,3 тыс. долларов. Дело в том, что они приезжают лечить такие серьезные заболевания, как сердечно- сосудистые, онкологические и другие тяжелые недуги.
На сегодня приоритетными в медицинском туризме на территории Южной Кореи считаются пять отраслей: диагностика (за несколько часов, не выходя за пределы госпиталя, можно сдать до 90 анализов и получить результаты в этот же день), пластическая хирургия, стоматология, дерматовенерология и традиционная восточная медицина.
Новейшие технологии (например, аппарат Да Винчи, гамма-нож, МРТ, КТ, ПЭТ последних модификаций) позволяют быстро и точно ставить диагноз, совершать уникальные опера-
ции, добиваться высокой выживаемости при онкологических заболеваниях, а высочайшая квалификация медперсонала, отсутствие очередей и особенности реабилитационного периода в изысканных интерьерах клиник делают процесс лечения сравнимым с периодом отдыха и релаксации.
По данным корейского Министерства здравоохранения, оказывающего содействие медицинскому туризму с 2009 года, общее количество туристов, приезжающих в страну с медицинскими целями, увеличилось с 60 тысяч в 2009 до 80 тысяч в 2010 году. Пациенты приезжали на лечение преимущественно из США, Китая, России и Монголии.
Основное число всех иностранных пациентов приняла сеульская клиника Yonsei Severance Hospital. Также популярны медицинские центры Samsung (Сеул), CheongShim International Medical Center (провинция Кенгидо) и столичный Asan Medical Center. Всего на долю специализированных центров пришлось 43% медицинских туристов, 20% предпочли многопрофильные больницы, а 23% обратились в университетские клиники. 79% от общего числа международных туристов, посетивших Корею с медицинскими целями, получали амбулаторные услуги, сообщает
теСуоуаде.Ыо, 14% приезжали с целью диагностирования, остальные лечились в стационарах. Среди всех медицинских туристов 57% составили женщины.
Недавно Корея и ОАЭ подписали соглашение об укреплении сотрудничества в сфере здравоохранения, согласно которому Корея может рекламировать свои медицинские услуги в ОАЭ, где, по оценкам, 8,5 тыс. пациентов ежегодно тратят около 2 млрд долларов США на заграничные медицинские туры. Корея также планирует открыть свои больницы в Дубае и Абу-Даби.
Правительство Южной Кореи поддерживает косметическую хирургию, поскольку большинство привлекаемых этим видом услуг туристов оставляет в стране больше денег, чем обычные отдыхающие. В настоящее время Южная Корея планирует расширить спектр всех медицинских услуг. Шесть местных административных центров получили субсидии от Министерства здравоохранения на 1,8 млн долл. США на развитие медицинского туризма. Провинция Кенгидо инвестирует в область лапароскопии, Чеджу — в онкологию, Тэгу — в имплантацию и лечение волос, южная провинция Чолла-Намдо — в лечение артрозов, северная провинция Чолла-Намдо — в роботохи-
" Бум медицинского туризма в Южную Корею [Электронный ресурс] http://www.votpusk.ru/news.аsp?msg=421653 (дата обращения 09.11.2012).
12 Южная Корея развивает медицинский туризм [Электронный ресурс] http://www.chaspik.spb.ru/world/yuzhnaya-koreya-razvivaet-medicinskij-turizm/#ixzz2BrYJZTuV(дата обращения 09.11.2012).
рургию, Тэджон — в область комплексного медицинского обследования. Остров Чеджу планирует создать экологически чистый комплекс для лечения онкологических заболеваний, а в некоторых больницах в Тэджоне будут созданы пункты оказания экстренной помощи только для иностранцев.
Каннам — один из районов Сеула — является основным центром для обслуживания туристов из Японии и Китая. В этом районе около 430 косметологи-ческих клиник, в которых наблюдается ежегодный прирост числа зарубежных клиентов более чем на 20%. Большинство из них приезжают с целью выглядеть как популярные певцы или актеры. В центре Каннам работают 47 специальных координаторов по оказанию помощи клиникам в общении с иностранными клиентами, большая часть из которых уже приняли сотрудников, свободно владеющих китайским, японским, английским и другими языками.
Пластическая хирургия и дерматология в Корее переживают настоящий бум. Туристы-женщины из соседних азиатских стран: Китая, Тайваня, Гонконга, Сингапура и Японии — едут в такие дестинации, как Меон-донг и Кангнам, известные в Корее как «районы красоты», воодушевленные красотой актеров, которых они видят в продукции корейского искусства и шоу-бизнеса. Так называемые «малые районы красоты»,так-же работающие в этом направлении в Пусане и Инчоне,посе-
щаются многими зарубежными туристами.
О масштабах использования достижений пластической хирургии можно судить по таким данным: 76% корейских женщин в свои 20—30 лет сделали пластические операции. Большинство из них сделало операцию на верхнем веке. 25% корейских матерей, имеющих дочерей в возрасте от 12 до 16 лет, предлагают своим дочерям сделать пластическую операцию. 27% выпускников корейских колледжей, желающих работать: 19% мужчин и 34,1% женщин, считают, что их заработки низки из-за их неудовлетворительной внешности, 28,5% ищущих работу уже подвергались пластической операции или планируют пластическую операцию, чтобы быть лучше востребованными на рынке труда; 90% кореянок в возрасте от 20 до 30 лет сказали, что они собираются сделать пластическую операцию, чтобы чувствовать себя увереннее.
Национальной организацией туризма Кореи (НОТК) и Корейским институтом по развитию здравоохранения (КНЮ1) были проведены совместные исследования медицинского туризма. В отчете были представлены результаты опроса иностранных туристов, посетивших или планировавших посетить Корею с целью прохождения медицинского обследования и/или лечения. В нем сообщается, что в основном имидж медицинскому туризму обеспечен не высококачественным оборудованием и инфраструктурой, а высоким уров-
нем компетенций и профессионализма больничного персонала, надежности системы здравоохранения и невысокой цены услуг. 75,8% из числа опрошенных потребителей медицинских услуг приехали в Корею с целью проведения операции пластической и косметической хирургии, на втором месте по востребованности стоят услуги восточной медицины и диагностика. 80,3% туристов, приехавших в Корею с целью потребления медицинских услуг, были удовлетворены качеством оказанных диагностических услуг, 87% — уровнем пластической хирургии, в то время как восточная медицина показала относительно невысокий результат — 72,2%.
Операции в Корее производятся на уровне лучших клиник Европы, при том, что стоимость медицинских услуг в Корее, составляет 20—25% от стоимости аналогичных услуг в Америке. Это примерно столько же или дешевле по сравнению с Таиландом и Сингапуром, но дороже, чем в Индии и в 5 раз дешевле, чем в Японии.
Дополнительный приток медицинских туристов должно обеспечить беспрецедентное решение корейского правительства. Власти Южной Кореи пообещали ввести дополнительную гарантию всем туристам, приезжающим в страну с целью медицинского туризма. С 2012 года все иностранцы будут застрахованы на случай врачебной ошибки.
Граждане России также все чаще совмещают отдых с лечением. Как правило, наши путеше-
ственники едут за границу, чтобы родить ребенка, сделать пластические операции или в сложных случаях, за которые не берутся российские врачи.
Большое значение корейская сторона уделяет информационной поддержке этого вида услуг. В качестве примера можно привести русскую версию сайта Информационного центра медицинского туризма в Пусане (http://www.bsmeCitour.go.kr/ гиз/стз/537_544.]зр?тнС=544). Это действительно качественный маркетинг.
Можно только добавить, перефразировав известную цитату: «кто не развивает свою медицину, работает на экономику других стран».
ГОРНОЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ
И СПОРТ
Этот вид туризма по праву можно считать третьим значимым сектором туристской индустрии Кореи. Неслучайно Южная Корея завоевала право провести у себя зимние олимпийские игры в 2018 году в Пхенчхан.
Корея имеет 13 лучших горнолыжных курортов мирового уровня. Во всех курортных зонах можно взять на прокат горнолыжное оборудование всех размеров. В стране также имеются трассы от начального до высшего уровня, ночное катание на лыжах.
Можно назвать следующие горнолыжные курорты в окрест-
ностях Сеула: курорт «Чисан Форест», курорт «Янчжи Пайн», Ски Вэлли, курорт «Кончжиам».
Горнолыжные курорты Кореи в основном сосредоточены в провинции Канвондо, где зима особенно снежная. Из всех регионов Кореи в этой провинции зима наступает раньше всего, здесь много высоких и низких гор, и имеются все необходимые условия для катания на лыжах и сноуборде. Лыжный сезон здесь также начинается раньше всего и продолжается дольше других регионов страны. На территории провинции Канвондо расположены восемь горнолыжных курортов: курорт «Енпхен»; курорт «Тэмен Вивальди Парк»; курорт «Феникс Парк»; курорт «Сону»; курорт «Хайвон»; «Эли-сиан Канчхон»; «Оук Вэлли Сноу Парк»; курорт «О2».
Горнолыжный курорт центральной части Кореи «Мучжу» расположен на территории Национального парка.
Горнолыжные курорты — это, как правило, круглогодичные базы отдыха, расположенные в местности с чистым воздухом и великолепной природой, в которых созданы все необходимые удобства для комфортного отдыха и есть места для ночлега. Горнолыжные курорты Кореи это целые комплексы оборудованных горнолыжных трасс. Более подробное описание характеристик горнолыжных курортов Кореи можно найти на сайте13.
Основная часть горнолыжных курортов Кореи открывается в середине ноября или начале декабря и продолжает работать до марта — апреля следующего года.
Если добираться на общественном транспорте, то дорога до лыжных баз, расположенных в окрестностях Сеула и в западной части провинции Канвондо, займет примерно 1—2 часа, а на дорогу до лыжных курортов восточной части провинции Кан-вондо и центральной части Кореи потребуется примерно 3—5 часов. Все горнолыжные курорты рассчитаны на катание, как на лыжах, так и сноуборде, и многие из них оснащены различным специальным оборудованием для сноубордистов.
В Корее был открыт большой крытый горнолыжный курорт Tiger World, который расположен в городе Пучхон всего в часе езды от Сеула и является третьим по величине в Азии, сообщает Национальная организация туризма Кореи. Здесь имеются два спуска: большой (длиной 270 и шириной 40 метров) и поменьше (длиной 70 и шириной 30 метров). Малый спуск предназначен для сноуборда. С помощью ультрасовременного оборудования четыре раза в день «горные склоны» «покрывают» искусственным снегом. Внутри здания даже вырабатывается чистый морозный воздух, такой же, как во Французских Альпах. Помимо горно-
13 Южная Корея [Электронный ресурс] Горнолыжные курорты мира URL: http://www.skiman.spb.ru/korea_ski.htm (дата обращения 10.10.2011).
лыжной зоны на курорте Tiger World расположен самый большой в Корее аквапарк со знаменитой горкой под названием Zebra, а также бассейном с искусственными волнами. Поле для гольфа, фитнес-центр, спа-салон и ресторан — для каждого из этих «развлечений» в комплексе выделена своя зона.
ПЛЯЖНЫЙ ОТДЫХ И ТУРИЗМ
Популярность пляжного отдыха в Южной Корее тоже неуклонно растет. Пляжи отличаются большим разнообразием. Пляжи восточного побережья (Японское море) отличаются от пляжей западного побережья (Желтое море) и южного побережья (Корейский пролив). На востоке большие песчаные пляжи и крупные волны. Пляжи западного побережья сильно изрезаны скалами и с огромными отливами.
Наиболее известными пляжами Восточного побережья являются:
♦ пляж Кенпходэ (Каннын) — самый большой на побережье Восточного моря, и расположен неподалеку от местечка Кенпхо;
♦ пляж Наксан (Янъян). Одновременно пляж может вместить до 60 000 человек;
♦ пляж Тэчхон (Порен) — самый большой на побережье Желтого моря, его общая протяженность составляет 3,5 километра. Здесь не очень глубокая вода и небольшие волны, так что пляж очень хорошо подойдет детям и пожилым людям. Поскольку это самый
большой пляж на западном побережье, то и сервис здесь хорошо развит. На юге наиболее известным пляжем является пляж Хэундэ и соседствующий с ним пляж Сончжон (Пусан Корейский пролив). Его можно назвать самым главным и самым известным пляжем в Корее: каждое лето тысячи корейцев отдыхают здесь от городского шума и суеты, помимо этого пляж также пользуется немалой популярностью и у иностранцев. В окрестностях Хэундэ также имеются и горячие источники. Они расположены очень близко от морского побережья. Источники эффективны при лечении ревматизма, кожных заболеваний, повышенного кровяного давления, люмбаго и анемии, но особенно хороши для кожи. В целом более 1,400 кв. м площади отведено для горячих источников и разведано около 20 скважин.
И все-таки, наилучшим пляжным отдыхом в Корее считается отдых на самом большом острове Чеджудо площадью в 1 850 кв. км, с населением 555,5 тысячи человек. Высшая точка не только Чеджудо, но и всей Кореи — вулкан Халласан (1 950 м) в центральной части Чеджудо. Покрытый снегами и окруженный облаками пик потухшего вулкана виден почти с любой точки острова. В кратере Халласана находится озеро Пэннокдан.
Климат на острове субтропический. На Чеджудо произрастают широколиственные вечнозеленые и листопадные леса, выше
1 600 м — преимущественно хвойные. Значительную территорию острова занимают луга. Символами Чеджудо являются тольхарубаны (каменные деды) — статуи добродушных стариков из черной лавы. Другой символ острова — хэне (женщины-ныряльщицы). Они занимаются своим промыслом недалеко от берега, ныряя к морскому дну за трепангами, моллюсками, осьминогами.
На острове на его северо-восточном побережье расположена известная пещера Манджангуль. Это самый длинный в мире лавовый туннель длиной 13,4 км. На острове есть еще несколько пещер и водопадов.
Остров Чеджудо и близлежащие более мелкие острова привлекают большое количество дайверов. Национальная организация туризма Кореи считает дайвинг одним из приоритетных направлений своей деятельности. Организованный в октябре 2005 года ознакомительный тур для дайв-журналистов и профессионалов турбизнеса ознаменовал собой первый серьезный шаг в продвижении корейского дайвинга как вида туризма.
Пляжный отдых в Корее очень насыщенный. Корейцы предлагают множество сопутствующих туристских услуг. Туристу просто не дают времени расслабиться или скучать ни днем, ни вечером. В пляжных зонах кроме экскурсий по достопримечательностям постоянно проходят какие-нибудь фестивали. Есть даже фестиваль «Морской гря-
зи» (кстати, ориентированный на российских туристов). Есть фестивали, которые длятся целый сезон.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ
Познавательный туризм существует и как отдельный вид туризма, и как поддерживающий все перечисленные выше виды туризма. В Корее находится семь шедевров истории и архитектуры, которые ЮНЕСКО включило в список памятников мирового наследия. Это монастырь Пульгукса и пещерный храм Соккурам, святилище Чонме, Трипитаку Кореана и ее хранилище Чангенпанчжон, дворец Чхандоккун, крепость Хвасон, историческая область Кенчжу и дольмены в районах Кочхан, Хвасун и Канхва. Дополняют этот список множество других исторических памятников и музеев.
К туристским достопримечательностям можно отнести и национальные парки Кореи, которые известны далеко за ее пределами.
Национальный парк Дадохэ Хыксан. Он расположен в юго-западной части полуострова. Это уникальный морской заповедник, состоящий из 1 700 островов (если считать маленькие скалистые выступы, появляющиеся иногда над поверхностью воды). Среди туристов наиболее популярны острова Хонгдо и Сохыксандо.
Национальный парк Сеорак-сан (Seoraksan national park). Горы Сеораксан имеют статус национального парка с 1970
года, а с 1982 года — статус Биосферных ресурсов ЮНЕСКО, получив тем самым международное признание, является самым известным из всех национальных парков в Корее. Раскинувшаяся на восточном побережье, эта территория обладает высокими горными вершинами, густыми лесами, изумительными водопадами, перекатывающими валуны бурлящими реками, пляжами и старинными храмами.
Национальный парк Сонгни-зан. Главное живописное место в Центральной Корее. Сонгни-зан означает «удаленные от светской жизни горы», и это на самом деле так. Это место как магнит притягивает любителей пеших походов, здесь очень много прекрасных маршрутов.
Национальный парк Чирисан (Jirisari). Чирисан — одна из трех священных гор Кореи является также частью Национального парка. В парке предлагается много однодневных маршрутов, включая маршрут по долине Па-емсагол, который проходит мимо чистых потоков и водоемов сквозь сосновые и смешанные леса.
Национальный парк «Горы Пукханса» относится к территории г. Сеула, занимая 79916 квадратных км или 13% от общей территории Сеула. Этот парк часто называют «зелеными легкими» города. Большая часть парка покрыта пышной растительностью, однако есть несколько гранитных пиков, самый известный из которых — Инсубон.
Национальный парк Кенджу отличается от всех остальных национальных парков тем, что в этом районе сосредоточены разнообразные древности и расположены знаменитые достопримечательности. Здесь же находится город Кенджу — древняя столица королевства Шилла, а также несколько мест со статусом мирового наследия ЮНЕСКО.
Национальный парк Халла-сан (статус Биосферных Ресурсов ЮНЕСКО) расположен в самой южной части Кореи — на острове Чеджу. Гора Халла-сан — это потухший вулкан и самая высокая точка в Южной Корее (1 950 м).
Картина достопримечательностей будет не полной, если не упомянуть крупнейшие в мире развлекательные центры и комплексы. Только четыре, крупнейших из них, принимают ежегодно миллионы посетителей.
Самый новый развлекательный комплекс Вива(Viva). Крупнейший в мире плавучий остров стал новым туристским аттракционом Сеула. Вива (Viva) — первый в плавучем архипелаге из трех островов, которые создаются на реке Ханган. Площадь острова около 3 300 квадратных метров. На нем разместились концертный зал на 700 мест, множество ресторанов и игровых зон, пишет Independent. Также на острове разбиты несколько парков. Ночью Вива эффектно подсвечен. Два других плавучих острова открылись в сентябре 2011 года. На них смо-
гут поселиться 6 200 человек, что сделает архипелаг главным туристским центром Сеула.
Развлекательный комплекс Lotte World. Это целый мир развлечений для всей семьи, на территории которого находятся тематический парк развлечений со множеством захватывающих аттракционов, ледовый каток, этнографический музей, живописное озеро и еще много интересного. В парке регулярно проходят различные фестивали и представления.
Большая часть парка находится под стеклянной крышей, которая хорошо пропускает солнечный свет, поэтому в светлое время суток освещение здесь естественное. Парк открыт для посетителей 365 дней в году в любую погоду.
Lotte World делится на две части: внутреннюю и под открытым небом. Тема внутренней части парка «Приключение», а площадка под открытым небом рядом с озером Сокчхонхо называется «Волшебным островом». Территория внутренней части парка делится на несколько секторов, каждый из которых представляет ту или иную страну мира. В парке можно покататься на аттракционах, а в небольших лавочках купить сувениры и сладости. Здесь регулярно проходят феерические парады и лазерные шоу, а также показывают интересные фильмы. Один из самых популярных фестивалей — это карнавал народов мира. Более 200 артистов под музыку, с песнями и танцами проходят по парку праздничным
шествием. Карнавал длится с 14:00 до 17:30, а вечером в 21:30, после наступления темноты начинается красочное лазерное шоу.
После аттракционов и парадов посетители могут отправиться на ледовый каток и посетить музей. Ледовый каток расположен внутри здания на третьем подземном этаже. Он открыт круглый год. Сюда часто приходят семьи с детьми и влюбленные пары. Рядом с ледовым рингом находится служба проката коньков, раздевалки, спортивный магазин, бар и ресторан. Этнографический музей очень популярен среди иностранных туристов. Экспозиция посвящена истории и культуре Кореи, которая насчитывает уже более 5 000 лет. В музее в миниатюре воспроизведена традиционная корейская деревня, есть площадка для игр, которая очень нравится детям.
Развлекательный комплекс EVERLAND (Эверлэнд). Эвер-лэнд (Everland), расположенный в Енъине (1 час пути от Сеула), включает в себя две части: «Мир Фестивалей» (Festival World) и «Карибиан Бэй» (Caribbean Bay). Первый представляет собой огромный парк аттракционов («Американское приключение», «Волшебная страна», «Европейское приключение» и «Экваториальное приключение») с зоопарком-сафари, ботаническим садом, концертной площадкой, кафе и ресторанами. В парке постоянно проводятся различные фестивали: цветов, карнавальных костюмов, игр на-
родов мира, и т. д., проводятся красочные шоу и парады. Аква-парк Carribean Bay располагает открытой и закрытой частями, которые включают в себя бассейны, захватывающие водяные горки, длинную извилистую реку, аттракцион с катящейся морской волной, и многие другие водные аттракционы. Есть здесь и целый банный комплекс с самыми разными саунами и расслабляющими ваннами.
Развлекательный комплекс COEX Mall. Центр предоставляет возможность покупок, питания, разнообразных развлечений. Там же находится крупнейший в Корее океанариум, который занимает площадь в 1 312 квадратных метров. Океанариум организован по тематическому принципу. В нем собрано более 500 видов представителей морской фауны и флоры. Здесь обитают 40 000 рыб и других обитателей моря, в том числе акулы, скаты, морские черепахи.
Сегодня власти южнокорейского города Инчхон планируют привлечь до 290 млрд долларов для строительства одного из крупнейших в мире центров развлечений и игорного бизнеса, аналога и будущего конкурента американского Лас-Вегаса и китайского Макао. Проект получил название 8City благодаря распространенному в Китае поверью о том, что число «восемь» приносит удачу, ведь на кантонском диалекте оно звучит также, как и слово «процветание». Тем самым организаторы проекта намерены привлечь в город мно-
гочисленных туристов из Поднебесной. Согласно плану строительства, которое должно быть закончено к 2030 году, «Восьмой город» будет занимать площадь около 80 квадратных километров на месте существующей нынче рыбацкой деревни на небольшом острове Йогю-Муи. Площадь будущего города в три раза превысит территорию Макао, знаменитого своими казино, игорными домами, ипподромом и ночными клубами.
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Одним из таких направлений можно назвать туризм, основанный на экспорте образовательных услуг (обучение и обмены студентами). В Южной Корее был разработан специальный крупномасштабный проект Study in Korea (Учеба в Корее), организованный Министерством образования и людских ресурсов. Его цель — увеличить число иностранных студентов на территории Кореи для получения образования. В ходе этого проекта правительством Кореи запланировано ежегодное увеличение количества государственных стипендий для большей заинтересованности иностранных студентов. В 2012 году корейское правительство рассчитывает достигнуть 100 000 иностранных студентов.
Конечно, Корее далеко до лидеров по обучению иностранных студентов. Но у программы по привлечению иностранных студентов есть ряд принципиальных отличий. Обучение рассматривается не только как вид бизнеса, а как способ привлечения талантливой молодежи со всего мира в экономику страны (в отличие от США, где делают больше ставку на готовых специалистов).
Чтобы еще больше увеличить приток туристов, власти Кореи в 2012 году предложили новую программу «KoreaStay», суть которой в следующем: теперь турист может остановиться не в гостинице, а в обычной корейской семье, которая предложит ему проживание и ужин. Стоимость услуги в сутки составит $40—60. Так, у путешественников появится уникальная возможность познакомиться с жизнью Кореи изнутри. Пока программа работает только в крупных городах: Сеуле, Пусане, Кенджу, но если она понравится туристам, то в скором времени можно будет пожить в корейских семьях по всей стране и тогда стоимость обслуживания может даже снизиться. Все семь городов, принимающих туристов, прошли тщательный отбор по большому количеству показателей. Всю серьезность подхода можно увидеть своими глазами на сайте программы14.
Следующее направление можно воспринимать как шутку. Но, зная корейцев, можно утверждать, что все касается бизнеса серьезно15. Они считают, что повышения «урожайности» туристического рынка можно достигнуть за счет поп-культуры. В следующем году к увеличению тур-потока в страну подключается реп, а точнее, фирменный стиль Каннам, появившийся в Сеуле, еще точнее, в одном из его районов Каннамгу. Уже сегодня зачинатель моды 34-летний местный репер Psy собрал вокруг своего ролика на УоиТиЬе свыше 620 миллионов зрителей, сделав его вторым по популярности видеофильмом всех времен и народов.
Говоря об огромной популярности танцора в мире, руководитель Корейской туристской организации Ли Чарм выражает надежду на то, что уже будущей весной возглавляемая им отрасль впервые ощутит на себе все выгоды подобной инициативы. Ведь Каннам превратился в мировой хит, который сегодня на устах у всей планеты, даже притом, что все речев-ки на корейском языке. «Достаточно, чтобы один процент фанатов сказал «вау, где это такое дают, бегу туда немедленно», и мы получим четыре-пять миллионов туристов. Как же мы можем отказаться от такого добра?»
14 KoreaStay [Электронный ресурс] http://russian.visitkorea.or.kr/rus/HD/event/rus_20120515/rus.html (дата обращения 10.10.2011).
15 От танцев к делу: реп добавит туристов Южной Корее [Электронный ресурс] http://www.tourprom.ru/news/ 19020 (дата обращения 10.10.2011).
Трудно прогнозировать, как отразится корейский реп на увеличении потока туристов из России, а вот что смягчение визового режима приведет к росту потока можно утверждать наверняка. Краткосрочные визы для российских туристов, приезжающих на отдых в Южную Корею сроком до 30 дней, могут быть отменены уже с начала 2013 года, как рассказал генконсул республики во Владивостоке Ли Ян Гу. Вопрос безвизовых отношений между Россией и Республикой Корея был поднят еще в сентябре на саммите АТЭС-2012. В настоящее время корейская сторона завершила все официальные процедуры и направила документы на согласование в правительство Российской Федерации. Безвизовый режим должен способствовать росту пассажирских перевозок между двумя странами. На сегодняшний день из Владивостока в Сеул выполняется 14 рейсов в неделю, и планируется добавить еще семь.
В заключение можно сказать, что авторы данной статьи знают
о Корее не только понаслышке. Магистрантка Е.Е. Катриченко прошла годичное обучение в корейском университете (Seoul Women's University г. Сеул). Руководитель ее магистерской работы Н.С. Мартышенко неоднократно принимала участие в научных конференциях, проводимых в этой стране.
Анализ функционирования туристской индустрии Кореи объясняет, почему эта страна добилась таких высоких показателей развития туризма. В качестве основных факторов роста можно выделить:
1. Высокий уровень поддержки туристской индустрии со стороны государства, как финансовой, так и организационной. Государство вкладывает в ее развитие из расчета на душу населения в 10 раз больше средств по сравнению с Россией.
2. В Корее произведено четкое позиционирование видов туризма, обеспечивающее высокую международную конкурентоспособность индустрии на мировом рынке.
3. Высокий уровень развития транспортной инфраструктуры. Даже в период кризиса 1997 года большую часть займа у МВФ страна направила на развитие транспортной инфраструктуры, что в немалой степени способствовало выходу из кризиса. Корея обеспечила низкие транспортные расходы внутри страны с множеством льгот, в том числе и для зарубежных туристов.
4. Основой для развития международного туризма послужило развитие массового внутреннего туризма.
5. Высокий уровень безопасности пребывания туристов на территории страны.
6. Активная позиция страны в международных туристских организациях.
7. Южная Корея задействовала для привлечения туристов все инструменты маркетинга на 100% — от ивент-маркетинга и скидок для туристов до всевозможных льгот для малого бизнеса.