Научная статья на тему 'Условия и стадии психологической готовности молодых сотрудников прокуратуры к эффективной профессиональной деятельности'

Условия и стадии психологической готовности молодых сотрудников прокуратуры к эффективной профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия и стадии психологической готовности молодых сотрудников прокуратуры к эффективной профессиональной деятельности»

Г.А. Бредихин УСЛОВИЯ И СТАДИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ К ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Готовность молодого сотрудника к профессиональной деятельности в правоохранительной системе, как считает В.Л. Васильев, будучи целостным образованием, включает в себя мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые компоненты. Мотивы отражают стремление молодого человека стать профессиональным сотрудником и потребность успешно выполнять должностные обязанности по раскрытию преступлений, всестороннему и полному расследованию уголовных дел или обеспечению охраны общественного порядка,

К коммуникативным аспектам готовности, согласно В.Л. Васильеву, относится понимание сотрудником стоящих перед ним задач в сфере профессиональной деятельности, ясное представление о различных сторонах этой деятельности и ее психологических особенностях, представление о профессиональных ситуациях, способность видеть себя в будущем в качестве специалиста, разрешающего эти ситуации.

Эмоциональной стороной готовности является чувство личной ответственности молодого специалиста за результаты деятельности в сфере борьбы с преступностью, а также уверенность в своих силах и способности преодолеть многие объективные и субъективные преграды, которые могут возникнуть в процессе достижения профессиональных целей. Сюда же относится чувство удовлетворения в процессе достижения торжества закона, социальной справедливости.

Волевые компоненты отражают концентрацию личности на выполнении профессиональной задачи и преодолении трудностей.

Согласно точке зрения Э.Ф. Зеер, именно на этом этапе происходит освоение молодым специалистом нормативной профессиональной деятельности, вырабатывается профессиональная направленность, формируются обобщенные способы выполнения деятельности и профессионально важные качества личности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на втором этапе профессионализации мотивация молодого сотрудника прокуратуры связана, прежде всего, с его потребностью в реализа-

ции своих знаний, умений, навыков в оперативной деятельности, выработкой собственной профессиональной позиции, развитием профессионально-психологических способностей.

Возможно, такая потребность становится внутренним (основным) мотивом молодого работника органов прокуратуры в его профессиональном становлении.

Обозначая трудности второго этапа профессионализации молодого сотрудника, следует выделить указанные Л.М. Колодкиным такие из них, как: психологическая неподготовленность к службе; отсутствие правовой и специальной подготовки, необходимой для успешного выполнения служебных обязанностей; отрицательные эмоции, связанные с выполнением определенных профессиональных действий (осмотр трупа, обыск, арест, доставление лиц, находящихся в опьянении, в медвытрезвитель и т.д.); крушение ореола романтики вокруг милицейской службы в реальной действительности; неумение влиться в коллектив (психологическая несовместимость с членами коллектива).

Кроме того, автор выделяет группу трудностей организационного порядка: возложение на сотрудника обязанностей, явно превышающих его возможности; недостатки стиля и методов наставнической работы и руководства в организации процесса профессионального становления молодых сотрудников.

Заключительный этап профессионализации направлен на обеспечение коммуникативной стабильности в оперативно-служебной деятельности, повседневном общении и личностном развитии. Он отличается уровнем сформированности ролевых (функциональных) качеств, позволяющих реализовать достаточно продуктивные алгоритмы итехнологии деятельности.

На этом этапе у молодых сотрудников прокуратуры формируются интегральные интеллектуально-деятельностные характеристики, которые обеспечивают самостоятельный и творческий анализ практических проблем и позволяют выбрать наиболее эффективное решение, реализовать в своей индивидуальной деятельности основ-

© Г.А. Бредихин, 2008

177

психология

ные образцы и лучшие профессиональные традиции.

Мы считаем необходимым отметить, что именно на этом этапе у молодого сотрудника прокуратуры формируется профессиональная позиция, комплекс знаний, умений и профессионально важных качеств личности, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, а также происходит стабилизация нормативной профессиональной деятельности.

Третий этап - это этап профессиональной деятельности в полном смысле этого слова. Молодой сотрудник эффективно осуществляет свои функциональные обязанности, способен заменить другого работника со смежной специальностью, занимается самосовершенствованием, что ускоряет процесс его профессионального становления.

По мнению А.Т. Ростунова, третий этап профессионализации молодого сотрудника прокуратуры характеризуется высокой степенью общественной деятельности, превышением установленных норм и требует от него продвижения по служебной лестнице, что в свою очередь является одним из уровней его профессиональною становления как работника внутренних дел.

На этом этапе профессионализации проявляется высший уровень мотивации, который отражает потребность молодого сотрудника прокуратуры в развитии и продуктивной реализации его творческого потенциала, ориентированного на эффективное осуществление оперативно-служебной деятельности. Основой данной потребности специалиста выступают его высокие притязания на самореализацию в профессиональной деятельности, которая принимается им как главный приоритет.

Н.Л. Иванова, Г.В. Ушаков ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В БИЗНЕСЕ

В современных условиях, когда меняются привычные нормы взаимоотношений, требования к профессиям, качеству жизни, социальные и профессиональные стереотипы, самоопределение личности в профессиональном и социальном мире начинает рассматриваться как важнейший процесс, обеспечивающий успешность социальной адаптации и деятельности и проявляющийся во всех сферах жизнедеятельности человека. Интерес к этой проблеме возрастает в связи с изменениями, как общества, так и сложившихся представлений об условиях жизни людей. Не случайно, проблема самоопределения личности находит отражение во многих работах (Андреева, 2000; Иванова, 2008; Климов, 1996; Пряжников, 1999).

Самоопределение личности - процесс длительный и противоречивый, который зависит от деятельности многих социальных институтов, условий жизни человека, его вовлеченности в конкретные социальные, профессиональные, экономические отношения и т.д.

Актуальность исследования социального и профессионального самоопределения личности в бизнесе связана с рядом причин. Прежде всего, тем, что в психологической науке назрела

необходимость поиска новых подходов к пониманию социального самоопределения личности, анализу и обобщению факторов и условий формирования идентичности как основной характеристики, в которой выражается личностная определенность. Также методический инструментарий исследования различных аспектов самоопределения личности нуждаются в поиске новых методов и приемов. Ну и, наконец, сложностью и многоплановостью самого бизнеса, который выступает в качестве специфической среды, обусловливающей особенности самоопределения и развитие личности. Бизнес выступает одним из факторов социализации, но фактором очень существенным и в то же время многоплановым, сложным и противоречивым, вследствие чего он рассматривается на различных уровнях: психологическом, социально-психологическом, социологическом (Иванова, Михайлова, Штроо, 2007).

В данной статье мы хотим обозначить некоторые проблемы психологического анализа самоопределения личности в бизнесе.

Несмотря на довольно детальную проработку проблемы профессионального самоопределения, в психологии сложным и неоднозначным остается вопросы о соотношении личностных,

178

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

©Н.Л. Иванова, Г.В. Ушаков, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.