Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

УСЛОВИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ЧАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скворцов Никита Игоревич, Павлов Никита Сергеевич

В современных условиях некоммерческие организации непроизводственной сферы все чаще обращаются к рыночным методам хозяйствования. Особое значение использования этих методов характерно для сферы образования, которая реализует конституционные права граждан и наиболее приближена к ним. В работе рассматривается политика Российской Федерации в области образования как одной из важнейших отраслей социальной сферы. Дана характеристика условиям функционирования образовательных организаций в Российской Федерации, обозначены их особенности, представлены основные критерии их отнесения к различным организационно-правовым формам. Рассмотрена статистика изменения количества образовательных организаций в России и представлены пояснения к ней. Сделана попытка, с научной точки зрения, объяснить динамику изменения числа обучающихся студентов по программам высшего образования в частных образовательных организациях. Представлена авторская характеристика действующих подходов к формированию и использованию финансовых ресурсов частных образовательных учреждений. Рассмотрены проблемы деятельности частных образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скворцов Никита Игоревич, Павлов Никита Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS AND PROBLEMS OF FUNCTIONING OF PRIVATE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

In modern conditions, non-profit organizations in the non-productive area are increasingly turning to market methods of management. Using these methods is of particular importance for the sphere of education, which implements the constitutional rights of citizens and is closest to them. The paper considers the policy of the Russian Federation in education as one of the most important branches of the social sphere. The authors give characteristics of the conditions for the functioning of educational organizations in the Russian Federation, also they show their features and present the major criteria for their assignment to various organizational and legal forms. The statistics of changes in the number of educational organizations in Russia are considered, and it provided explanations for it. The research made an attempt, from a scientific point of view, to explain the dynamics of changes in the number of students enrolled in higher education programs in private educational organizations. The paper described the author’s description of the current approaches to the formation and use of financial resources of private educational institutions. There were considered activities problems of the private educational organizations that implement higher education programs, as well as and ways to solve them are proposed.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧАСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

социология, история, философия / sociology, history, philosophy

оригинальная статья

УДК 336.52(045)

© Скворцов Н. И., Павлов Н. С., 2022

Условия и проблемы функционирования частных образовательных организаций высшего образования в российской Федерации

Никита Игоревич Скворцов, студент финансового факультета, Финансовый университет, Москва, Россия

Nikita I. Skvortsov, student, Financial Faculty, Financial University, Moscow, Russia nskvorrtsov@mail.ru

Никита Сергеевич Павлов, студент финансового факультета, Финансовый университет, Москва, Россия

Nikita S. Pavlov, Financial Faculty, Financial University, Moscow, Russia nikpav-7711@mail.ru

аннотация

В современных условиях некоммерческие организации непроизводственной сферы все чаще обращаются к рыночным методам хозяйствования. Особое значение использования этих методов характерно для сферы образования, которая реализует конституционные права граждан и наиболее приближена к ним. В работе рассматривается политика Российской Федерации в области образования как одной из важнейших отраслей социальной сферы. Дана характеристика условиям функционирования образовательных организаций в Российской Федерации, обозначены их особенности, представлены основные критерии их отнесения к различным организационно-правовым формам. Рассмотрена статистика изменения количества образовательных организаций в России и представлены пояснения к ней. Сделана попытка, с научной точки зрения, объяснить динамику изменения числа обучающихся студентов по программам высшего образования в частных образовательных организациях. Представлена авторская характеристика действующих подходов к формированию и использованию финансовых ресурсов частных образовательных учреждений. Рассмотрены проблемы деятельности частных образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, и предложены пути их решения.

Ключевые слова: частные образовательные организации; условия функционирования частных образовательных организаций; финансовые ресурсы частных образовательных организаций;

Scientific supervisor: Ермилов В.Г., кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента общественных финансов, Финансовый университет, Москва, Россия /Scientific supervisor: Ermilov V.G., Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Public Finance, Financial University, Moscow, Russia.

проблемы функционирования частных образовательных организаций; реализующих программы высшего образования

Для цитирования: Скворцов Н. И., Павлов Н. С. Условия и проблемы функционирования частных образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации. Научные записки молодых исследователей. 2022;10(2):54-62.

original paper

Conditions and Problems of Functioning of Private Educational Institutions of Higher Education in the Russian Federation

ABSTRACT

In modern conditions, non-profit organizations in the non-productive area are increasingly turning to market methods of management. Using these methods is of particular importance for the sphere of education, which implements the constitutional rights of citizens and is closest to them. The paper considers the policy of the Russian Federation in education as one of the most important branches of the social sphere. The authors give characteristics of the conditions for the functioning of educational organizations in the Russian Federation, also they show their features and present the major criteria for their assignment to various organizational and legal forms. The statistics of changes in the number of educational organizations in Russia are considered, and it provided explanations for it. The research made an attempt, from a scientific point of view, to explain the dynamics of changes in the number of students enrolled in higher education programs in private educational organizations. The paper described the author's description of the current approaches to the formation and use of financial resources of private educational institutions. There were considered activities problems of the private educational organizations that implement higher education programs, as well as and ways to solve them are proposed.

Keywords: private educational organizations; conditions of private educational organizations functioning; financial resources of private educational organizations; problems of functioning of private educational organizations; implementing higher education programs

For citation: Skvortsov N. I., Pavlov N. S. Conditions and problems of functioning of private educational institutions of higher education in the Russian Federation. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2022;10(2):54-62.

Введение

В наше время особенности финансовых отношений в российской экономике представляются их разнообразием, что является результатом приверженности использовать институт разных форм собственности: частной и государственной.

Социальное поведение молодежи в сфере образования во многом зависит от актуальной структуры и институциональных особенностей российской системы образования, которые, в свою очередь, в силу государственного регу-

лирования задаются состоянием и динамикой экономики и общества [1].

Экономическая и социальная политика России за последние десять лет их развития претерпели ряд социально значимых реформ, в центре которых лежит одно из ключевых направлений, а именно, рост государственных инвестиций на поддержку населения страны, в том числе и в сфере высшего образования. Бюджетные ассигнования на высшее образование, по нашему мнению, и являются такими инвестициями со стороны государства.

социология, история, философия / sociology, history, philosophy

Стоит сказать, что именно образование и является фактором экономического и социального прогресса общества [2].

Быстрое изменение требований к квалификации, набору компетенций заставляет человека получать образование в течение всей жизни, постоянно менять траекторию личного компе-тентностного пространства [3].

По итогам 2020 г., государственные расходы России на образование составили 4,6% от уровня внутреннего валового продукта (расходы на высшее образование - 1%). Это сопоставимо со значениями показателя в Италии, Испании, Германии, Франции и Японии (0,9-1,2%), однако на порядок ниже, чем в США, Великобритании, Канаде, Швеции, Республике Корея (1,4-2,5%) [4].

Актуальность работы обусловлена тем, что высшее образование занимает существенное место в социальной системе государства. А развитие рынка образовательных услуг представляет особый интерес как объект научного исследования.

Цель работы: рассмотреть условия функционирования частных образовательных организаций, реализующих программы высшего образования в Российской Федерации и выделить основные вызовы, с которыми они сталкиваются в процессе практической реализации образовательных программ.

Цель нашего исследования обусловила решение ряда задач, среди которых:

• рассмотреть структуру рынка образовательных услуг в России;

• изучить условия функционирования частных образовательных организаций в Российской Федерации;

• рассмотреть проблемы функционирования образовательных организаций в Российской Федерации.

Объектом работы выступают правовые отношения в сфере высшего образования в Российской Федерации.

Предметом исследования являются частные образовательные организации высшего образования.

Результаты работы - идентификация основных вызовов, которые стоят перед частными учреждениями высшего образования, поиск путей их решения.

Условия функционирования частных образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации

Правовой основой развития предоставления в нашей стране услуг высшего образования, создания образовательных организаций высшего образования, конкуренции между ними выступает Конституция Российской Федерации. В соответствии с ней в стране разработаны принципы реализации конституционных прав, имплементацией которых занимаются государственные и частные образовательные учреждения. Для вторых - это частная предпринимательская деятельность на рынке услуг высшего образования.

Согласно действующему российскому законодательству юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде1.

Новейшая история России начала хх! в. характеризуется бурным развитием рыночных секторов экономики. Это справедливо и в отношении экономики высшего образования. Все чаще некоммерческие организации обращаются к рыночным методам ведения образовательной деятельности в сфере образования. В качестве подтверждающих аргументов возможно привести рост количества платных кружков и секций, а также реализацию полностью платных образовательных программ.

Образование как особая часть общественных отношений представляет собой важнейшую отрасль социальной сферы, оказывающей влияние на стратегию развития социума, так она направлена на развитие человеческого капитала, который, по нашему мнению, выступает основой государственного суверенитета России.

Одна из стратегических задач государства -это всестороннее развитие личности, способной реализовать творческий потенциал не только для личных целей, но и для целей общества в целом. Качество инфраструктуры системы высшего образования, государственная финан-

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с учетом дополн. и изм.). Ст. 48 п. 1.

Рис. 1. Динамика образовательных организаций, реализующих программы высшего образования [4, 6]

Источник: составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.

совая поддержка образовательных организаций определяют ее конкурентоспособность, да и в целом конкурентоспособность страны, на международном рынке образовательных услуг, перспективы инновационной модернизации, реальное положение страны в системе международного разделения труда [5].

В Российской Федерации гарантируется общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, а также право на получение высшего образования на конкурсной основе2. Хотя такие услуги бесплатны для граждан России, они, тем не менее, требуют существенных бюджетных ассигнований со стороны государства.

С созданием частного сектора экономики в нашей стране государство отказалось от монополии на предоставление образовательных услуг. Оно стимулирует развитие частного предпринимательства в этой важной для общества социальной сфере, и отсюда, оно стимулирует развитие частного рынка услуг высшего образования. Однако как любая отрасль общественных отношений образовательные отношения регулируются государством через образовательные стандарты и другие нормативно-правовые требования.

2 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом дополн. и изм.).

В соответствии с российским законодательством образовательные организации могут быть следующих типов: государственными - находящимися в ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальными - находящимися в ведении органов местного самоуправления и рыночными, т.е. частными.

Основным источником формирования имущества государственных и муниципальных учреждений является имущественный взнос их учредителей. Стоит отметить, что имущество закрепляется за конкретной образовательной организацией на праве оперативного управления. Фактически это означает, что учреждение не распоряжается этим имуществом, а всего лишь пользуется им в рамках своей уставной деятельности. Поскольку учредителем может выступать только публично-правовое образование или действующий от его имени орган государственной власти, то уровень этого публично-правового образования и определяет вид образовательного учреждения. Собственником имущества частных образовательных организаций является сама организации или ее учредители.

Действие законодательства России в области высшего образования распространяется на все учреждения независимо от их организационно-правовой формы и статуса.

СОЦИОЛОГИЯ, история, ФИЛОСОФИЯ / SOCIOLOGY, HISTORY, PHILOSOPHY

Наблюдается доминирование числа государственных учебных заведений над частными, государственные учреждения составляют 70%, а частные - 30% и это соотношение сохраняется на протяжении последних десяти лет (рис. 1).

Частной организацией признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Таким организациям предоставлена полная самостоятельность ведения финансово-хозяйственной деятельности, государство при этом контролирует качество оказываемых ею образовательных услуг.

Финансирование частных образовательных организаций осуществляется за счет средств учредителей, добровольных взносов граждан и юридических лиц, а также от платы за обучение3.

Частным образовательным организациям, которые реализуют программы высшего образования, могут быть предоставлены места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований. Важно, что предоставление таких мест осуществляется на основе конкурса, проводимого Министерством высшего образования и науки Российской Федерации. Низкая степень заинтересованности участия частных вузов в конкурсе на распределение контрольных цифр приема обусловлена рядом факторов.

В общей структуре доходов такие бюджетные ассигнования занимают всего лишь около 5% от объема собственных финансовых ресурсов частного образовательного учреждения. Объемы бюджетных субсидий в таких учреждениях составляют ничтожный процент, а в случае их неполучения организации не испытают серьезных финансовых трудностей, что в большей степени свидетельствует о действительной самостоятельности частных учреждений высшего образования.

Другой фактор связан с тем, что максимальное количество контрольных цифр приема, распределяемое для каждой образовательной организации, напрямую зависит от контрольных цифр приема предшествующего года, что и определяет неравные условия: изначальное преимущество государственных вузов над частными.

3 Ишина И. В. и др. Финансы некоммерческих организаций. Учебник и практикум для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт; 2020. 319 с. (Высшее образование).

Справедливости ради стоит отметить, что нормативная база проведения конкурса год от года уточняется, так в нее были внесены показатели деятельности образовательных организаций, по результатам анализа которых и будет приниматься решение о распределении контрольных цифр приема.

Дополнительной мерой поддержки для частных высших учебных заведений стала возможность получить статус научно-исследовательского центра, что в большей степени должно разрушить сложившийся в российском обществе стереотип о плохом качестве обучения в таких организациях.

Ни одна организация не в состоянии осуществлять свою уставную деятельность без постоянного притока доходов и формирования соответствующих резервов.

Финансовые ресурсы, которые привлекают частные образовательные организации, различны по каждому типу финансовых отношений. Привлечение и распределение финансовых ресурсов осуществляется через соответствующие финансовые методы (финансовый, бюджетный, кредитный, налоговый и страховой), которые носят как обязательный, так и добровольный характер.

Кредитный метод связан как с привлечением, так и с предоставлением денежных средств на условиях возвратности, платности и срочности. Среди всего многообразия учреждений в сфере высшего образования данный метод могут использовать только автономные и частные образовательные учреждения высшего образования.

Финансовый метод является основным, поскольку большая часть финансовых ресурсов образовательных организаций привлекается и распределяется именно с его помощью. Такой метод базируется на доходах от платных услуг, грантах.

Страховой метод строится на оплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Управление финансами образовательной организации с помощью такого метода осуществляется через уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование по пониженным (регрессивным) тарифам. Такое право возникает у организации, когда сумма выплат работнику достигнет необходимой предельной величины. Образова-

200 170

-100

Рис. 2. Изменение количества частных образовательных организаций высшего образования к предыдущему году (шт.)

Источник: составлено авторами по данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

тельная организация в этом смысле ничем не отличается от других российских организаций и уплачивает страховые взносы на обязательное социальное страхование со всех начисленных сумм работнику, за исключением сумм пособия по временной нетрудоспособности.

Налоговый метод строится на уплате императивных налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы страны. Практическое применение такого метода осуществляется через приобретение или продажу соответствующего объекта налогообложения.

С развитием экономики России образовательные учреждения претерпели ряд изменений в лучшую сторону, им было дано больше самостоятельности в распоряжении бюджетными средствами и выделено право на занятие деятельностью, приносящей доход. Государство продолжает осуществлять необходимый надзор за деятельностью образовательных организаций. Но теперь осуществляет не только надзор, но и является гарантом правильного и долгосрочного их функционирования, а значит, и качественного предоставления социально-значимых услуг населению.

Сфера образования развивается, о чем говорит наличие ряда изменений,государственная монополия на рынок образовательных услуг осталась в прошлом, что повлияло на приток частных некоммерческих образовательных организаций, оказывающих качественные образовательные услуги.

Частные образовательные учреждения высшего образования в Российской Федерации

Исторически, начиная с первых десятилетий XX в., высшее образование стало играть ведущую роль в создании стереотипного образа «успешного человека». Экономика России практически весь XX в. придерживалась планового типа распределения ресурсов, что подразумевало полный отказ от частного сектора.

Негосударственный сектор образовательных организаций в нашей стране возник достаточно недавно, всего лишь с конца 1990-х гг. прошлого столетия, тогда как в других странах развивался на протяжении достаточно длительного периода времени. Большинство западных университетов являются частными. Такие университеты реализуют не только программы высшего образования, но и осуществляют научную деятельность. Обучение в них осуществляется за счет платы обучающихся, различных грантов и средств целевого капитала.

Высокий спрос на образовательные услуги в новой России предопределил создание не только коммерческих отделений внутри государственных вузов, но и создание полностью частных вузов. Так, за 20 лет (с 1992 по 2010 г.) число негосударственных вузов возросло в 15 раз (с 30 до 462).

Именно в этот момент времени, как мы считаем, в обществе возник ошибочный стереотип о плохом качестве обучения в частных вузах по причине их коррумпированности.

СОЦИОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ / SOCIOLOGY, HISTORY, PHILOSOPHY

Однако в 2010 г. произошел переломный момент в системе организации частного предпринимательства в сфере высшего образования.

В динамике (рис. 2) наблюдается стабильное снижение числа частных образовательных организаций, реализующих программы высшего образования. Нами установлено, что факторами такого снижения выступают:

• общая реструктуризация сети образовательных организаций;

• начатая реформа стандартизации российского образования путем создания института лицензирования и аккредитации образовательных организаций [7].

Раньше такие требования в своем большинстве оценивали не качество образования в конкретном учебном заведении, а соответствие нормам и требованиям государственных образовательных стандартов. Таким образом, снижение количества частных учебных заведений свидетельствует о том, что многие из них не готовы работать в условиях высоких требований к ним, как со стороны обучающихся, так и со стороны государства. Однако с марта 2022 г. механизм государственной аккредитации образовательных организаций был кардинально изменен, теперь он ориентирован на качество образования в каждом учреждении.

Высшее учебное заведение - это исследовательское учреждение, оно способствует профессиональному развитию личности, именно поэтому, по нашему мнению, так важно качество оказываемых вузами услуг высшего образования. Рынки, национальные и глобальные, нуждаются в высококвалифицированных кадрах.

В свою очередь, развитие частных вузов обеспечивает доступность высшего образования и конкурентоспособность, как отдельного вуза, так и в целом всей системы высшего образования.

Данные, представленные на диаграмме (рис. 3), отражают резкое снижение изменения числа студентов частных вузов за период с 2013 по 2019 г. (выпуск студентов превышал их прием). Однако в 2021 наблюдается рост, хотя и незначительный.

Так, в 2001 г. на одно частное высшее учебное заведение приходилось в среднем 1623 обучающихся, в 2017 г. этот показатель возрос и составил 1867 студентов (увеличение нагрузки на систему в 1,2 раза). К 2021 г. этот показатель уменьшился к уровню 2001 г. и составил 1639 человек.

Образовательная услуга стала объектом рыночного обмена. При этом плата за обучение в государственных и частных вузах различаются. Плата за обучение в частных вузах гораздо ниже аналогичной платы в государственных высших учебных заведениях. Мы считаем, что такая ситуация сложилась в силу ценовой конкуренции, которая выступает основой стратегии каждого отдельного вуза: адаптация образовательных программ под запросы студентов.

Наше исследование показало, что большинство частных вузов не получают финансовой поддержки со стороны государства. Это, по нашему мнению, сдерживает процесс развития частных вузов. Скудные финансовые ресурсы приводят к ухудшение материально-технической инфраструктуры вуза и, соответственно, к снижению качества образовательного процесса. Так как значительную часть финансовых ресурсов вуз вынужден направлять на содержание зданий, технических коммуникаций.

Ежегодно в российских вузах увеличивается число международных студентов, проходящих обучение как в государственных, так и в частных вузах. По числу иностранных студентов Россия занимает 7-е место в мире, уступая США, Великобритании, Китаю, Австралии, Франции и Канаде. В 2021 г. в вузах России обучалось 26 2000 иностранных граждан. Очень высокий процент студентов из зарубежных стран падает на медицинские вузы, в некоторых из них число иностранных студентов составляет до 35-40% от общего числа обучающихся в них студентов4.

Заметную роль в достижении этих показателей играют и частные учреждения высшего образования. Но перед частными российскими вузами стоит ряд вызовов.

Большинство частных вузов реализуют профили гуманитарных наук (всего 40 частных высших учебных заведений реализуют программы высшего образования технической направленности).

Однако, по данным, доступным из публичных источников, стоит сказать, что качество образования в гуманитарной сфере выше именно в частных вузах. Мы объясняем это тем, что в частных вузах России обучение строится на использовании государственных образовательных стандар-

4 URL: https://www.forbes.ru/obshchestvo-photogallery/432783-luchshie-rossiyskie-vuzy-2021-reyting-forbes (дата обращения: 27.01.2022).

Рис. 3. Изменение численности студентов частных образовательных организаций, реализующих программы высшего образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено авторами по данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

тов и международных стандартов. Руководство частных вузов организует обучение студентов по российским и международным стандартам для целей повышения конкурентоспособности их студентов на глобальных рынках.

Вместе с стереотипным мышлением развитие частных образовательных организаций сталкивается с определенными вызовами, решение которых должно стать одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере высшего образования. Ведь развитие таких учебных заведений позволит обеспечить доступность высшего образования, снизить нагрузку на бюджеты и обеспечить рост инвестиционной привлекательности сферы высшего образования, особенно частных вузов.

Выводы

Некоммерческие организации являются особыми организационно-правовыми формами юридических лиц, деятельность которых связана с предоставлением общественных благ в сфере образования и науки, здравоохранения и культуры и в других социальных отраслях экономики [8].

Наше исследование показало, что большинство школьников и студентов колледжей не рассматривают частные высшие учебные заведения для обучения. Так, среди всех принятых на обучение студентов (1129 тыс. человек) всего лишь 118,7 тыс. человек, или 10,5%, были зачислены

в частные образовательные организации. В 2020 г. этот показатель составлял 10,1%.

Сегодня в России существует довольно много рейтинговых частных университетов, являющихся научными центрами [АНО ВО «Университет Ин-нополис»; ОАНО ВО «Московская высшая школа социальных и экономических наук «Шанинка»; НОУ ВО «Российская экономическая школа» (институт)]. В этой связи разрушение стереотипного мышления является первоочередной задачей.

Другой проблемой функционирования частных вузов является незначительная государственная финансовая поддержка (размещение в них государственного заказа) или ее полное отсутствие. Справедливости ради надо отметить, что федеральное правительство держит под контролем эту проблему. Были предприняты попытки предоставления бюджетных мест в частных вузах, предоставления им статуса научно-исследовательского центра.

Мы убеждены, что решение вопроса частично лежит в плоскости создания частными вузами мощных фондов целевого капитала, и их участии в разработке прорывных решений в различных отраслях российской экономики.

На текущий момент значительная часть вузов, в том числе и государственных, пока не обладают сильной физической и финансовой инфраструктурой для организации качественного образовательного процесса. В этой связи, по нашему

мнению, государственные и частные инвестиции в сферу высшего образования следует направлять прежде всего на развитие материальной базы, строить современные лаборатории, информационные и компьютерные инфраструктуры, центры цифровой трансформации экономики.

Еще одной проблемой в деятельности всех без исключения вузов является радикальное сокращение «бюрократических барьеров». Стоит сказать, что данная проблема была отчасти решена. Правительством России с 1 марта текущего года упрощена процедура государственной аккредитации.

Таким образом, она будет проходить только один раз на основании целевых индикаторов, главным из которых станет качество подготовки студентов.

Мы считаем, что реализация этих предложений, мер со стороны органов государственной власти федерального и регионального уровня, стратегических планов самих вузов позволит уже в среднесрочной перспективе существенно укрепить материальную базу всех вузов, обеспечить их реальную финансовую самостоятельность и, таким образом, повысит их образовательную и инвестиционную привлекательность.

Библиографический список

1. Чередниченко Г А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню. Вопросы образования = Education Studies Moscow. 2017;(3):152-182.

2. Прозументова Г. Н., Галажинский Э. В., Веснина Л. В., ред. Сектор элитного образования как ресурс инновационного развития региона. Томск: Томский государственный университет; 2016. 172 с.

3. Овчинникова О. П., Овчинникова Н. Э. Финансирование высшего образования в развитых странах и России: Анализ современных тенденций. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018;(6):33-42.

4. Бондаренко Н. В., Гохберг Л. М., Зорина О. А. и др. Индикаторы образования: 2022. Статистический сборник. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ; 2022. 532 с.

5. Жук С. С., Селезнев П. С. Образование в России и за рубежом, качество, доступность, источники финансирования. Экономика. Бизнес. Банки. 2016:(4):173-183.

6. Гохберг Л. М., Озерова О. К., Саутина Е. В. Образование в цифрах: 2021. Краткий статистический сборник. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ; 2021.

7. Акентьев С. П. Важная часть образовательного процесса. Контроль деятельности вуза как условие обеспечения качества подготовки военных кадров. Вестник военного образования. 2019;4(19):11-14.

8. Молчанов И. Н. Развитие финансовых отношений в сфере культуры. Вестник ВГИК. 2016;2(28):119-132.

References

1. Cherednichenko G. A. Russian youth in the education system: from level to level. Educational Issues = Voprosy obrazovaniya. 2017;(3):152-182. (In Russ.).

2. Prozumentova G. N., Galazhinsky E. V., Vesnina L. V., eds. Elite education sector as a resource for innovative development of the region. Tomsk: Tomsk State University; 2016. 172 p. (In Russ.).

3. Ovchinnikova O. P., Ovchinnikova N. E. Higher education financing in developed countries and Russia: An analysis of current trends. Accounting in budgetary and non-profit organizations = Buhgalterskij uchet v byudzhetnyh i nekommercheskih organizaciyah. 2018;(6):33-42. (In Russ.).

4. Bondarenko N. V., Gokhberg L. M., Zorina O. A. et al. Indicators of education: 2022. Statistical compendium. National research university "Higher School of Economics". Moscow: NRU HSE; 2022. 532 p. (In Russ.).

5. Zhuk S. S., Seleznev P. S. Education in Russia and abroad, quality, accessibility, funding sources. Economy. Business. Banks = Ekonomika. Biznes. Banki. 2016:(4):173-183. (In Russ.).

6. Gokhberg L. M., Ozerova O. K., Sautina E. V. Education in numbers: 2021. Brief statistical compendium. National research University "Higher School of Economics". Moscow: NRU HSE; 2021. (In Russ.).

7. Akentiev S. P. An important part of the educational process. Control of the activities of the university as a condition for ensuring the quality of training of military personnel. Bulletin of military education = Vestnik voennogo obrazovaniya. 2019;4(19):11-14. (In Russ.).

8. Molchanov I. N. Development of financial relations in the sphere of culture. Bulletin of VGIK = Vestnik VGIK. 2016;2(28):119-132. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.