Научная статья на тему 'Условия и принципы формирования оценки эффективности механизма государственного управления региональной экономикой'

Условия и принципы формирования оценки эффективности механизма государственного управления региональной экономикой Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волкова М.А.

Рассматриваются содержание и условия оценки эффективности механизма государственного управления региональной экономикой. Предлагаются принципы проведения данной оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITIONS AND CODES OF EVALUATION OF EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION MECHANISM IN MANAGING REGIONAL ECONOMY

It is covered the content and conditions of evaluation of public administration mechanism’s efficiency in managing regional economy. It is proposed the codes of the evaluation’s conducting.

Текст научной работы на тему «Условия и принципы формирования оценки эффективности механизма государственного управления региональной экономикой»

Третий метод - масштабирование. Если проводилось изготовление подобного изделия, то можно попытаться получить материалоемкость заказываемого изделия путем масштабирования, т. е. имея норму расхода изготовленного изделия, рассчитанную по рабочим чертежам, получить требуемую норму расхода, просто умножая на коэффициент подобия.

Данный метод описан в РД 92-0297 «Порядок разработки норм расхода материалов» для расчета временных норм расхода материалов на стадии эскизного проекта.

Минусы третьего метода:

а) не всегда технология изготовления подобных деталей с разными размерами совпадает, соответственно, будет различаться и норма расхода;

б) чем больше коэффициент масштабирования, тем меньше точность подобных расчетов.

Четвертый метод - каталогизация продукции. При изготовлении однотипной продукции составляется каталог типовых конструкций с информацией об их норме расхода, рассчитанной по рабочей документации. Этот метод является расширением третьего, позволяя рассчитывать нормы расхода материалов с меньшими коэффициентами подобия и с большим количеством групп материалов

Минусы четвертого метода:

а) необходимость иметь большой каталог изготовленных типовых изделий.

Все рассмотренные методы имеют свои плюсы и минусы, необходимо сравнить их по нескольким параметрам:

а) времени необходимому для расчета;

б) точности расчета.

Первые два метода имеют в своем описании дополнительную массу - массу, которую на данном этапе невозможно рассчитать, ее придется определенным образом допускать, тем самым снижая точность расчетов.

Была проведена оценка этих методов для количества групп п = 1. В результате выявилось, что на начальном этапе обработки заявок на изготовление наиболее эффективен именно первый метод.

Необходимо проведение дальнейших исследований с числами п > 1 для определения наиболее эффективного метода оценки материалоемкости для каждого этапа изготовления изделия от заявки до сдачи заказчику. Также необходима разработка формализованного алгоритма оценки КИМ изделия по параметрам, известным всегда по проектной документации, для минимизации ошибки на стадии определения нормы расхода при п = 1.

Библиографический список

1. Материалоемкость изделий машиностроения. Термины и определения : ГОСТ 27782-88. Введ. 1989-01-01. М. : Изд-во стандартов, 1988.

V. V. Veselov

JSC «Krasnoyarsk Machine-Building Plant», Russia, Krasnoyarsk

SELECTION OF AN OPTIMAL METHOD FOR ESTIMATION MATERIAL REQUIREMENT FOR PRODUCT ON THE BASE OF PROJECT DOCUMENTATION

Different methods of estimation product manufacturer for material requirement based on project documentation are covered. Evaluation of these methods by estimation of general material requirement ofproduct is given.

© Bece^OB B. B., 2009

УДК 06.56.31

М. А. Волкова

Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск

УСЛОВИЯ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Рассматривается содержание и условия оценки эффективности механизма государственного управления региональной экономикой. Предлагаются принципы проведения данной оценки.

Механизм государственного управления экономическими процессами представляет собой сложный комплекс методов, инструментов и организационных схем управления, реализуемых

федеральными, региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления. Все вместе они воздействуют на среду функционирования субъектов предприни-

Организационно-экономические проблемы авшционно-крсмичесщхкрмплексов

мательства, определяя существенные (прежде всего финансовые) условия, поведение, траекторию развития регионов и местных сообществ.

Особая роль в формировании благоприятного для развития субъектов предпринимательства бизнес-климата в регионе принадлежит органам государственной власти субъекта Федерации. Региональные власти, являясь прямым или косвенным участником рыночных отношений, выступают посредниками между органами федеральной власти и местным самоуправлением и обязаны согласовывать интересы всех субъектов, имеющих отношение к управлению развитием территории или оказывающих влияние на это развитие.

Своевременная и объективная оценка эффективности функционирования механизма государственного управления экономикой региона является необходимым условием успешной реализации региональной экономической политики. В современных условиях, когда, с одной стороны, на поддержку как малого бизнеса, так и градообразующих предприятий из региональных бюджетов выделяются миллиарды рублей, а с другой -властные структуры вынуждены проводить оптимизацию бюджетных расходов, проведение данной оценки на систематической основе приобретает критическое значение.

Оценку эффективности государственного механизма управления региональной экономикой необходимо проводить, опираясь на системный подход, учитывая базовые характеристики государственного управления и управляющей системы - региональные органы государственной власти.

Необходимым условием проведения данной оценки является учет действий внешних по отношению к региональной экономике факторов, которые существенным образом влияют на социально-экономическую ситуацию в регионе, а также специфики и уровня государственно-властного воздействия региональных властей на бизнес-среду региона.

В качестве «внешних» сил и факторов можно выделить следующие:

- действия федеральных органов государственной власти;

- действия органов местного самоуправления, функционирующих на территории субъекта Федерации;

- действия отдельных субъектов предпринимательства, их объединений и т. д.

Основным продуктом любой управленческой деятельности являются решения. Формализованные решения региональных органов власти воплощаются в реализации программ субсидирования расходов субъектов предпринимательства, создании инфраструктуры поддержки бизнеса,

информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и т. д. В своей совокупности указанные действия и мероприятия являются компонентами механизма государственного управления региональной экономикой и представляют собой «продукт» государственного управления.

Учитывая вышеизложенное, сформулируем принципы оценки эффективности функционирования механизма государственного управления, которые отражали бы специфику как субъекта, так и объекта управления.

1. Оценка эффективности механизма государственного управления с позиции основных заинтересованных сторон.

Оценка может внешней и внутренней. Внешняя оценка выполняется на вышестоящих уровнях государственной власти, отдельными хозяйствующими субъектами, их объединениями, а также населением в целом. Внутренняя оценка используется региональными органами законодательной и исполнительной власти для принятия решений о распределении ресурсов по направлениям деятельности, оптимизации рабочих процессов, мотивации сотрудников в соответствии с приоритетностью планируемых конечных результатов и степенью их достижения.

2. Учет специфики результатов управленческой деятельности региональных органов государственной власти как объекта оценки.

В качестве непосредственных результатов управленческой деятельности органов власти можно указать предоставление государственных услуг субъектам предпринимательства (например, выдачу лицензий, разрешений), подготовку и проведение мероприятий (деловых форумов, выставок, ярмарок), создание информационных и учебных центров для предпринимателей и т. д. Эти меры в конечном счете служат целевыми индикаторами реализации государственных планов и программ поддержки предпринимательства.

3. Множественность и локальность критериев эффективности механизма государственного управления региональной экономикой.

В сфере взаимодействия государства и бизнеса определить какой-то один универсальный критерий эффективности механизма государственного управления представляется достаточно сложным. Влияние органов государственной власти региона на деятельность субъектов предпринимательства отличается многозначностью и разноплановостью, что приводит к необходимости рассматривать связанную совокупность частных локальных критериев. Исходным условием для формирования данных критериев должно служить нормальное функционирование социально-экономической системы региона, иначе говоря, они должны от-

ражать состояние управляемого объекта и цели его развития.

Изложенные выше принципы оценки эффективности механизма государственного управления экономикой региона позволяют органам государственной власти сформировать подходы и

процедуры оценки, которые адекватно раскрывали бы характер и содержание управленческого воздействия государства, его особенности в условиях рыночной трансформации экономики, отражали позицию основных заинтересованных сторон.

M. A. Volkova Siberian Federal University, Russia, Krasnoyarsk

THE CONDITIONS AND CODES OF EVALUATION OF EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION MECHANISM IN MANAGING REGIONAL ECONOMY

It is covered the content and conditions of evaluation of public administration mechanism's efficiency in managing regional economy. It is proposed the codes of the evaluation's conducting.

© Волкова М. А., 2009

УДК 339.187.62

Д. А. Вороной

Югорский государственный университет, Россия, Ханты-Мансийск

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

Анализируются проблемы оформления в лизинг воздушных судов иностранного производства. Оценена специфика регламентирующих этот процесс правовых актов. Рассмотрена экономическая и правовая стороны подобных сделок. Дана оценка последствий участия в лизинговых сделках как неискушенных покупателей, так и неопытных продавцов.

На данный момент парк самолетов российских авиакомпаний стремительно устаревает. Авиакомпаниям приходится прибегать к различным методам замены парка. Те, что покрупнее, выводят воздушные суда (ВС), отлетавшие ресурс, и заменяют их самолетами иностранного производства. Международный лизинг - очень удобный способ совершения сделок, но у него есть недостатки, которые и будут рассмотрены в данной работе.

Заключение сделок по международному лизингу можно сравнить с решением головоломки, поскольку при этом предстоит урегулировать множество юридических и налоговых вопросов различных юрисдикций. Прежде всего необходимо определиться с реестром ВС. Лизингодатели иностранных самолетов всегда настаивают на регистрации ВС за рубежом - для них это понятней и проще, а в случае невыполнения лизингополучателем своих обязательств легче забрать ВС и передать его новому пользователю. Для российских авиакомпаний это означает, что необходимо выбрать такую страну, с которой у России заключено соглашение о поддержании летной годности. К ним относятся Бермудские острова, Франция, Ирландия. Например, аэрофлотовские А310 были

зарегистрированы во Франции, а А319/А320 и Boeing 767 имеют бермудскую регистрацию. Примечательно, что даже в этом случае российское законодательство в принципе требует зарегистрировать заключенный за рубежом договор лизинга в России. Однако на практике такие договоры не регистрируются. Тем не менее, российский эксплуатант обязан внести самолет в реестр Федерального агентства воздушного транспорта.

Традиционный вопрос при структурировании международного лизинга: как ввозить в страну самолеты зарубежного производства? Ввозная пошлина в настоящее время составляет 20 %. Кроме того, приходится платить НДС - 18 % от стоимости ВС плюс пошлина. Существует возможность рассрочки платежей, а при ввозе подержанных самолетов можно использовать альтернативные способы оценки стоимости ВС и таким образом уменьшить сумму выплачиваемой пошлины.

При международном лизинге может возникнуть необходимость удерживать у источника 20-процентный налог, а также налог на недвижимое имущество (2,2 %) в случае, если право собственности на ВС переходит к российскому ли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.