УДК 334.7(470.2)
DOI 10.35231/25419501_2021_4_32
Петрова В. А.
Условия и факторы развития предпринимательства на территории Северо-Западного федерального округа: предварительный анализ
В статье рассмотрены основные условия и факторы, которые необходимы для развития малого и среднего предпринимательства на любой территории. К основным условиям отнесены наличие трудоспособного населения, географическое положение и ресурсообеспеченность региона. Выделены внешние факторы, влияющие на уровень развития предпринимательства в регионе, в том числе экономические, социально-культурные и правовые, включая федеральное законодательство и государственные программы экономического развития. Условия и факторы влияния рассмотрены на примере Северо-Западного федерального округа РФ в допандемийный период.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, условия и факторы развития предпринимательства, нормативно правовая база предпринимательской деятельности.
ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 06.56.25 Крупные, мелкие и средние предприятия.
ВАК: 08.00.05
Petrova V. A.
Conditions and factors of entrepreneurship development in the territory of the North-West Federal District: a preliminary analysis
The article considers the main conditions and factors that are necessary for the development of small and medium-sized businesses in any territory. The main conditions include the availability of employable population, geographical location and resource endowment of the region. Were identified the external factors affecting the level of development of entrepreneurship in the region, including economic, socio-cultural and legal, including federal legislation and state programs of economic development. Conditions and influencing factors are considered using the example of the Northwestern Federal District of the Russian Federation in the pre-pandemic period.
Key words: small and medium entrepreneurship, conditions and factors of entrepreneurship development, normative-legal base of entrepreneurial activity.
JEL classifications: М 21
© Петрова В. А., 2021
ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2021 г. Том 6. № 4 (Вып. 23). С. 32
Развитие предпринимательства в рыночной или смешанной экономике - базовый процесс для развития любых территорий. В условиях экономической свободы, как кажется многим, нет никаких препятствия для предпринимательской инициативы и ее реализации. Однако не все территории демонстрируют одинаковую (положительную) динамику в сфере предпринимательства, есть и депрессивные и стабильные территории [10]. В связи с этим и мониторинговые [4; 5] и целевые [7; 8] исследования предпринимательства в конкретных регионах представляют научный и практический интерес как важная составляющая в достижении устойчивого развития любого региона [9; 11; 12].
Поскольку предпринимательские идеи продуцируют и реализуют население в определенных природно-социально-экономических условиях [3, с. 103], представим базовые или основные условия развития предпринимательства в регионе на рис. 1.
Географическое Ресурсо- Трудоспособное
положение обеспеченность население
Рис. 1. Основные условия, необходимые для развития предпринимательства
в регионе
Рассмотрим последовательно эти условия для Северо-Западного федерального округа РФ.
На уровень развития предпринимательства в данном макрорегионе прямо влияет выгодное, по мнению многих, географическое положение Северо-Западного федерального округа, выход к важнейшим морским торговым путям, соседство с развитыми странами Европейского союза, а также наличие в составе второй по величине городской агломерации Санкт-Петербурга (табл. 1).
Таблица 1
Географическое положение и транспортная инфраструктура субъектов РФ в границах Северо-Западного федерального округа
Субъект РФ Граница Аэропорты Ж/д транспорт Порты Автомобильные дороги
Республика Карелия Граница с Финляндией + + + +
Республика Коми - + + - +
Архангельская область - + + + +
Вологодская область Граница с Центральным ФО + + +
Мурманская область Граница с Финляндией + + + +
Новгородская область Граница с Центральным ФО + +
Псковская область Граница с Центральным ФО, Беларусью, Латвией и Эстонией + + +
Ленинградская область Граница с Эстонией и Финляндией + + + +
Калининградская область Граница с Польшей и Литвой + + + +
Ненецкий автономный округ - + + + +
Санкт-Петербург - + + + +
Важным условием развития предпринимательства является наличие в регионе ресурсов, общих и специфических, необходимых для развития предпринимательства, в частности малого и среднего бизнеса. Природно-климатические ресурсы Северо-Западного федерального округа по субъектам РФ представлены в табл. 2.
Таблица 2
Природно-климатические ресурсы Северо-Западного федерального округа по субъектам
Субъект РФ Водные ресурсы Лесные ресурсы Почвенные ресурсы Минерально-сырьевые ресурсы
Республика Карелия + + + +
Республика Коми + + + +
Архангельская область + + - +
Вологодская область + + - -
Мурманская область - + - +
Новгородская область + + - -
Псковская область + - + +
Ленинградская область + - - -
Калининградская область + - - +
Ненецкий автономный округ + + - +
Санкт-Петербург + - - -
Таким образом, можно сделать вывод, что Северо-Западный федеральный округ обладает богатыми природно-климатическими ресурсами. Особенно богат регион водными ресурсами.
Северо-Западный федеральный округ остается одной из важнейших баз научно-технического прогресса и инновационного развития экономики России. Так как малое и среднее предпринимательство в основном нацелено на инновационную сферу экономики (можно быстрее и эффективнее подстраиваться под изменяющиеся экономические условия), наличие баз научно-технического прогресса в регионе также является благоприятным фактором для его развития.
Следует также отметить устойчивость финансовой системы в регионе [6] и доступность финансовых ресурсов. По данным Центрального банка РФ, в 2019 г. банки выдали рекордный за последние шесть лет объем кредитов субъектам малого и среднего бизнеса (рис. 2, по данным [13]).
Дальневосточый ФО Сибирский ФО Уральский ФО Приволжский ФО Северо-Кавказский ФО Южный ФО Северо-Западный ФО Центральный ФО
500000 1000000 1500000 2000000 2500000 3000000
0
Рис. 2. Объем предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства по субъектам Российской Федерации (млн р.)
По объему предоставленных кредитов субъектам МСП Северо-Западный федеральный округ занимает третье место после Центрального и Приволжского федеральных округов. В Центральном федеральном округе данный показатель практически в четыре раза превышает аналогичный показатель в Северо-Западном. Это связано в первую очередь с тем, что в Центральном федеральном округе количество субъектов МСП больше, чем в Северо-Западном на 40 %. За период 20162019 гг. объем кредитов, предоставленных субъектам МСП, вырос на 24 %. Наиболее заметный рост данного показателя отмечается в 2019 г. по сравнению с 2018 г. (рис. 3, по данным [13]).
800000 750000 700000 650000 600000 550000 500000 450000 400000
Рис. 3. Объем предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в Северо-Западном федеральном округе
за 2016-2019 гг. (млн р.)
Кроме того, в связи со сложившейся в стране ситуацией, обусловленной распространением коронавирусной инфекции, были введены дополнительные меры федеральной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. К таким мерам относятся: отсрочки по налогам и страховым взносам, моратории на взыскание долгов и штрафов, на рост взносов ИП, прямая безвозмездная финансовая поддержка и т. д.
Таким образом, ресурсообеспеченность субъектов РФ в данном регионе можно считать более чем удовлетворительной, однако следует
2016 2017 2018 2019
рассмотреть основные и наиболее значимые факторы внешней среды и их влияние на развитие предпринимательства в регионе.
В первую очередь следует отметить половозрастную структуру населения, а также ее динамику с целью определения качества трудоспособного населения. Наиболее перспективным для предпринимательства считается возраст от 25 до 44 лет. Страны, в которых наблюдается наивысший уровень развития предпринимательства, имеют более 25 % населения в этом возрастном диапазоне. В 2020 г. в СевероЗападном федеральном округе, по данным Росстата, этот показатель составил 30,2 %, что позволяет сделать, вывод, что регион имеет достаточно большие резервы и перспективы для развития предпринимательства. Однако интересно также проследить динамику возрастной структуры населения, которая представлена в табл. 3 (здесь и далее по данным [14]).
Таблица 3
Динамика структуры населения Северо-Западного федерального округа по возрасту в 2016-2020 гг.
Наименование показателя 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Отклонение 20162020, % Отклонение 20192016, %
Всего населения, тыс. чел. 13 843 13 853 13 899 13 952 13 972 0,9 0,7
Численность населения в возрасте 2544 лет, тыс. чел. 4284 4293 4275 4257 4225 -1,4 -0,7
Доля населения в возрасте 25-44 лет в общей численности населения,% 30,9 30,9 30,7 30,5 30,2 -0,7 -0,4
Таким образом, следует отметить, что численность населения в целом по Северо-Западному федеральному округу за рассматриваемый период увеличилась незначительно, всего на 0,9 %, численность населения в возрасте от 25 до 44 лет уменьшилась на 0,7 %. Доля населения в возрасте от 25 до 44 лет в общей численности населения региона уменьшилась практически на 2 %. Тем не менее данный показатель все еще остается выше нормативного, поэтому можно сделать вывод, что Северо-Западный федеральный округ имеет необходимые резервы и потенциал для развития предпринимательства.
Также необходимо рассмотреть показатель смертности населения, что непосредственно связано с показателем численности населения (рис. 4-5). В 2020 г. произошел скачок смертности населения, что вызвано было распространением заболевания ООУЮ-19.
30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
IIII1 II . 1 1IIIIII
' / / V»* Л* Л* / / / / / у / / * /
12019г. ■ 2020г.
Рис. 4. Уровень смертности по субъектам СЗФО за 2019-2020 гг., чел.
Калининградская область Псковская область Новгородская область Ленинградская область Мурманская область Вологодская область Архангельская область Республика Коми Республика Карелия
0
Рис. 5. Численность населения по субъектам СЗФО на 2020 г., тыс. чел.
Анализируя данные, представленные на рис. 2 и 3, отметим, что уровень смертности во всех субъектах, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, за рассматриваемый период вырос. Средний темп прироста показателя смертности в 2020 г. по сравнению с 2019 г. составил практически 13 %. Поскольку в Ленинградской области самое многочисленное население, то показатель смертности высок. Наименьший в 2020 г. наблюдался в Мурманской области. Однако стоит заметить, что по численности населения Мурманская область находится на 6-м месте среди субъектов Северо-Западного федерального округа. Наименьшая смертность отмечена в Вологодской области (по уровню численности населения область находится на 2-м месте). Стоит отметить, что в 2019 г. показатель смертности практически во всех субъектах, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, был меньше, чем в 2018 г., исключением является Мурманская область.
Северо-Западный федеральный округ, таким образом, обладает необходимыми человеческими ресурсами. Регион находится на 4-м месте по численности населения среди федеральных округов Российской
Федерации после Центрального, Приволжского, Сибирского и Южного. Экономически активное население региона составляет более 50 % от общего числа населения.
Более 80 % населения имеет высшее или среднее профессиональное образование. Таким образом можно сделать вывод, что регион в целом обладает необходимыми человеческими ресурсами, однако следует отметить, что постепенно происходит снижение доли экономически активного населения в общей численности населения (за последние пять лет данный показатель уменьшился на 1 %).
Характеристика факторов влияния на развитие малого и среднего предпринимательства в Северо-Западном федеральном округе представлены нами в таблице.
Таблица 4
Характеристика факторов влияния на развитие малого и среднего предпринимательства в Северо-Западном федеральном округе
Фактор Критерий группировки Характеристика
Экономические Рыночные условия Спрос и предложения на товары; виды товаров, которые могут быть представлены на рынке; структура рынка
Кредитные условия Сумма заемных средств, к которой могут обратиться предприниматели, а также готовы кредитные учреждения; ставка кредитов для МСП; доступность кредитных средств для субъектов МСП
Уровень безопасности бизнеса Информационная, юридическая, физическая, экономическая и организационно-кадровая безопасность и способы ее достижения (внешние, внутренние)
Уровень благосостояния населения Ситуация на рынке труда; уровень заработной платы; готовность населения к инвестированию; объем денежных средств, который население готово потратить на приобретение тех или иных товаров/услуг
Продолжение табл. 4
Социально-культурные Социальные условия Отношение отдельной личности к труду, размеру заработной платы, условиям, которые может предложить и обеспечить предпринимательство; образовательный уровень населения; желание и стремление потребителей покупать определенные товары (в т. ч. соответствующие индивидуальному вкусу и моде)
Культурные условия Религиозные, моральные и нравственные нормы
Правовые Наличие необходимой законодательной базы Наличие четкой законодательной базы, которая может регулировать предпринимательскую деятельность, а также создать наиболее благоприятные условия для развития бизнеса; совершенствование налогового законодательства для мотивации предпринимательской инициативы
Наличие инфраструктуры для развития МСП Упрощение системы открытия и регистрации юридических лиц; защита прав предпринимателей; создание специальных органов, регулирующих сферу предпринимательства, оказывающих поддержку предпринимателям
Наличие инструментов наблюдения за субъектами МСП Усовершенствование методов и форм учета и статистического наблюдения за субъектами предпринимательства
Интенсивность предпринимательской деятельности является четким индикатором экономического и социального развития, поэтому в момент перехода к шестому технологическому укладу государство уделяет ей повышенное внимание, например, предлагает раннее внедрение культуры предпринимательства [2, с. 46].
Для поступательного развития в смешанной экономике предпринимательству необходимо, по нашему мнению, системное государственное регулирование, наличие нормативной базы, правильно разделяющей права и обязанности всех субъектов отношений, защищающей права всех субъектов в случае их нарушения, обеспечивающей эффективное функционирование бизнеса.
Нормативная правовая база, регулирующая предпринимательство в России, состоит: из конституционного, гражданского, трудового, налогового законодательств; федеральных законов, подзаконных актов; законов и правовых актов субъектов Федерации; хозяйственно-правовых актов органов местного самоуправления; локальных нормативных актов хозяйствующих субъектов.
Основными актуальными документами стратегического управления в данной сфере, безусловно, являются стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и план мероприятий («дорожной карте») по ее реализации [1].
Если обратиться к малому и среднему бизнесу и его развитию в Северо-Западном регионе, то основные нормативные источники представлены на рис. 6.
Таким образом, можем отметить, что на территории каждого субъекта Северо-Западного федерального округа (их 11, включает: Архангельскую область, Вологодскую область, Калининградскую область, Республику Карелия, Республику Коми, Ленинградскую область, Мурманскую область, Ненецкий автономный округ, Новгородскую область, Псковскую область, Санкт-Петербург) действует отдельная государственная программа, направленная на развитие малого и среднего бизнеса, дополняющая федеральное законодательство.
Государственная поддержка является значимым внешним фактором функционирования МСП, но для его развития необходима сбалансированная система, содержащая как правовые, так социальные и экономические условия. В основном государственная поддержка малого и среднего бизнеса заключается в предоставлении льготного кредитования, возможности использовать специальные налоговые режимы, а также в создании информационных ресурсов, которые помогают как начинающим, так и действующим предпринимателям в продвижении собственного дела.
А
Федеральное законодательство
• Конституция РФ
• Гражданский кодекс
• Трудовой кодекс РФ
• Налоговый кодекс РФ
• Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
• Федеральный закон № 135-Ф3 «О защите конкуренции»
• Федеральный закон от № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
• Указ Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства»
• Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р "О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий („дорожной карте") по ее реализации"
Государственные региональные программы экономического развития
Государственная программа Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика»
Государственная программа Республики Коми «Развитие экономики и промышленности»
Государственная программа «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области»
Государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 20132020 гг.»
Государственная программа Мурманской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата»
Государственная программа Новгородской области «Обеспечение экономического развития Новгородской области на 2019-2024 гг.»
Государственная программа Псковской области «Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности на 2014-2020 гг.»
Государственная программа Калининградской области «Модернизация экономики»
Программы «Цифровое развитие Ленинградской области»
Государственная программа «Стимулирование экономической активности Ленинградской области». Подпрограмма «Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области»
Государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге»
Рис. 6. Нормативная правовая база, регулирующая отношения в сфере малого и среднего предпринимательства на территории Северо-Западного федерального округа
Северо-Западный федеральный округ обладает выгодным географическим положением, что подтверждает наличие границ с Центральным федеральным округом и странами Европейского союза, развитой транспортной инфраструктурой (в регионе большое количество аэропортов, морских портов, а также развит железнодорожный транспорт). Таким образом, положение региона позволяет развивать торговые связи не только внутри страны, но и за рубежом, что несомненно важно, так как большая часть субъектов предпринимательства приходится на сферу оптовой и розничной торговли.
Все вышеизложенное доказывает, что Северо-Западный регион обладает необходимыми предпосылками для развития предпринимательства как в целом, так и малого и среднего предпринимательства в частности. Однако требуются более углубленные научные исследования для создания полного представления о потенциале региона и необходимости развития предпринимательства разного уровня на этой территории.
Список литературы
1. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. (утв. расп. Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р). - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/
2. Бушенева Ю.И., Стецюнич Ю.Н. Методические разработки по обучению предпринимательству в школе и в вузе // Экономика нового мира. - 2019. - Т. 4. -№ 3 (15). - С. 44-54.
3. Двас Г. В. Геоэкономические и инновационные факторы пространственного развития северо-запада России // Российский экономический интернет-журнал. -2012. - № 2. - С. 89-105.
4. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - URL: https://ofd.nalog.ru/
5. Зайцев А.А., Стецюнич Ю.Н. Оценка регионального уровня развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе // Устойчивое развитие цифровой экономики, промышленности и инновационных систем: сборник трудов научно-практической конференции с зарубежным участием. -2020. - С. 426-428.
6. Космачева Н.М., Бушенева Ю.И. Эффективность управления немонетарными факторами инфляции в Северо-Западном федеральном округе // Экономика нового мира. - 2019. - Т. 4. - № 4 (16). - С. 69-83.
7. Космачева Н.М., Бушенева Ю.И. Сбалансированность и противоречия: предпринимательство в период кризиса // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: сборник статей XI всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СПб., 2020. - С. 46-51.
8. Космачева Н.М. Формы финансирования малого и среднего бизнеса: трансформация с использованием цифровых технологий // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: XII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. - СПб., 2021. - С. 39-44.
9. Космачева Н.М., Черкасская Г.В. Управление социально-экономическим развитием региона: концепция анализа // Вестник Университета Российской академии образования. - 2019. - № 5. - С. 63-70.
10. Кузнецов Ю.В., Анохина Е.М., Мелякова Е.В. Особенности развития крупного бизнеса в депрессивных регионах России // Проблемы современной экономики. -2018. - № 4 (68). - С. 161-165.
11. Кузнецов Ю.В. Социально-экономические проблемы стратегической устойчивости развития регионов // Международный экономический симпозиум - 2020: материалы международных научных конференций: «Устойчивое развитие: общество и экономика», «Соколовские чтения. Бухгалтерский учет: взгляд из прошлого в будущее», 2020. - С. 190-194.
12. Kosmacheva N.M., Cherkasskaya G.V. Problems of forming sustainable investment climate in the Leningrad region of the Russian Federation // Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the International Scientific-Practical Conference "Business Cooperation as a Resource of Sustainable Economic Development and Investment Attraction" (ISPCBC 2019). 2019. С. 114-119.
13. Официальный сайт Центрального банка России [Электронный ресурс]. -URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/119960/consultation_ paper_02042021 .pdf
14. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -URL: https://rosstat.gov.ru/small_business_2020
References
1. Strategiya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v RF na period do 2030 g. (utv. rasp. Pravitel'stva RF ot 2 iyunya 2016 g. № 1083-r). URL: https://www.gar-ant.ru/products/ipo/prime/doc/71318202/
2. Busheneva YU.I., Stecyunich YU.N. Metodicheskie razrabotki po obucheniyu predprinimatel'stvu v shkole i v vuze./ Ehkonomika novogo mira. 2019. T. 4. № 3 (15). Р. 44-54.
3. Dvas G. V. Geoehkonomicheskie i innovacionnye faktory prostranstvenno-go razvitiya severo-zapada Rossii. Rossijskij ehkonomicheskij internetzhurnal. 2012. № 2. Р. 89-105.
4. Zajcev A.A., Stecyunich YU.N. Ocenka regional'nogo urovnya razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na sovremennom ehtape. Ustojchivoe razvitie cifrovoj ehkonomiki, promyshlennosti i innovacionnykh sistem. Sbornik trudov nauchno-prakticheskoj konferencii s zarubezhnym uchastiem. 2020. Р. 426-428.
5. Edinyj reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva. URL: https://ofd.nalog.ru/
6. Kosmacheva N.M., Busheneva YU.I. Sbalansirovannost' i protivorechiya: predprinimatel'stvo v period krizisa. Problemy i puti social'no-ehkonomicheskogo razvitiya: gorod, region, strana, mir. Sbornik statej KHI vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Sankt-Peterburg, 2020. Р. 46-51.
7. Kosmacheva N.M., Busheneva YU.I. Ehffektivnost' upravleniya nemonetarnymi faktorami inflyacii v Severo-Zapadnom federal'nom okruge. Ehkonomika novogo mira. 2019. T. 4. № 4 (16). S. 69-83.
8. Kosmacheva N.M. Formy finansirovaniya malogo i srednego biznesa: transfor-maciya s ispol'zovaniem cifrovykh tekhnologij. Problemy i puti social'no-ehkonomich-eskogo razvitiya: gorod, region, strana, mir. KHII Vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya s mezhdunarodnym uchastiem. Sankt-Peterburg, 2021. P. 39-44.
9. Kosmacheva N.M., Cherkasskaya G.V. Upravlenie social'no-ehkonomicheskim razvitiem regiona: koncepciya analiza. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obra-zovaniya. 2019. № 5. P. 63-70.
10. Kuznecov YU.V., Anokhina E.M., Melyakova E.V. Osobennosti razvitiya krup-nogo biznesa v depressivnykh regionakh Rossii. Problemy sovremennoj ehkonomiki. 2018. № 4 (68). P. 161-165.
11. Kuznecov YU.V. Social'no-ehkonomicheskie problemy strategicheskoj ustoj-chivosti razvitiya regionov. Mezhdunarodnyj ehkonomicheskij simpozium - 2020. Materi-aly mezhdunarodnykh nauchnykh konferencij: «Ustojchivoe razvitie: obshchestvo i ehkonomikA», «Sokolovskie chteniya. Bukhgalterskij uchet: vzglyad iz proshlogo v bu-dushcheE». 2020. P. 190-194.
12. Kosmacheva N.M., Cherkasskaya G.V. Problems of forming sustainable in-vest-ment climate in the Leningrad region of the Russian Federation. Advances in Economics, Business and Management Research. Proceedings of the Inter-national Scientific-Practical Conference "Business Cooperation as a Resource of Sustainable Economic Development and Investment Attraction" (ISPCBC 2019). 2019. P. 114-119.
13. Oficial'nyj sajt Central'nogo banka Rossii. URL: http://www.cbr.ru/content/docu-ment/file/119960/consultation_ paper_02042021 .pdf
14. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: https://rosstat.gov.ru/small_business_2020