Научная статья на тему 'Условия и факторы качества управленческих решений органов местного самоуправления'

Условия и факторы качества управленческих решений органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3644
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жигарь Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия и факторы качества управленческих решений органов местного самоуправления»

дерских качеств горожан, а также стратегического лидерства в городском управлении. Повышение качества жизни горожан как результат такого развития».

О.В. Жигарь

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Становление местного самоуправления в России в настоящее время становится одной из приоритетных задач управления. Разработка качественных управленческих решений в органах муниципального управления, а также их эффективная реализация - залог стабильности и успешного развития муниципальных образований (МО). Именно поэтому проблема повышения качества управленческих решений в органах местного самоуправления приобретает сейчас первостепенное значение.

Под качеством управленческих решений понимают степень соответствия параметров выбранного решения определенной системе характеристик, удовлетворяющих его разработчиков, потребителей и обеспечивающих возможность эффективной реализации. К необходимым характеристикам качества управленческих решений органов местного самоуправления относят научную обоснованность, своевременность, непротиворечивость, адаптивность и реальность [8,с.121]. Иными словами, это перечень требований к качеству решений. Помимо набора этих характеристик в каждом управленческом решении имеют место определенные элементы субъективности, так как на практике при принятии решений сталкиваются множество интересов, желаний, намерений. Степень субъективности зависит от знаний, способностей лица, принимающего решения, от его информированности.

Одновременно в основу управленческих решений закладываются и объективные положения, с которыми обязан считаться каждый руководитель. Степень их использования зависит от умения исходить из объективных позиций и разрабатывать решения с учетом научных основ управления. Объективными экономическими условиями разработки грамотных управленческих решений в органах местного самоуправления являются:

- знание реальных тенденций развития управляемого объекта;

- владение методами положительного использования складывающихся тенденций для деятельности системы;

- ориентация в общих целях развития экономики страны в целом и муниципального образования в частности;

- определение задач, вытекающих из этих целей, для управляемого объекта;

- четкое представление о состоянии объекта, внешней среды (ближайшего окружения), тенденциях их развития;

- владение набором методов перевода управляемого объекта из фактического состояния в желаемое и придания ему необходимых направлений развития;

- умение своевременно реагировать на изменяющуюся обстановку и новые задачи, выдвигаемые рынком, экономической политикой региона, муниципального образования, а также государства в целом.

Для муниципальных служащих эти позиции имеют особое значение, так как объектом управления выступает развитие социально-экономической сферы муниципального

образования, следовательно, несоблюдение указанных объективных экономических условий может привести к дезорганизации жизни целого города. Здесь немаловажную роль играет то, на каком уровне управления принимается решение. Дело в том, что для руководителей разного уровня характерен определенный тип принимаемых решений. С этой точки зрения, доля стратегических решений социальной направленности (директивных актов), направляющих, организующих и мотивирующих коллективные действия людей для достижения стратегических целей, приходится на уровень руководителей высшего и частично среднего звена. Но чем ниже уровень управления, тем больше доля оперативных решений, конкретнее адресность. Так, например, главе города свойственны директивные решения, и в гораздо меньшей степени ему приводится сталкиваться с ситуациями, в которых он вынужден принимать интуитивные решения. Даже если рассматривать работу какого-либо отдела администрации города, то при детальном изучении должностных инструкций сотрудников этого отдела, отчетливо видно, как с повышением уровня руководства резко уменьшается перечень обязанностей и конкретных действий и возрастает степень ответственности руководителя.

Существует множество факторов, которые влияют на уровень качества управленческих решений. Основными из них являются:

степень информированности лица, принимающего решения (ЛПР). Этот фактор в органах местного самоуправления играет значительную роль в разработке и принятии качественного решения. Наличие недостаточного объема информации и ее недостоверность могут привести к настоящей катастрофе. Объем информации и степень ее достоверности зависят от уровня информационного обеспечения органов местного самоуправления. Кроме этого, информированность служащих зависит от уровня их квалификации, так как лишь грамотный работник знает, какая информация в принципе нужна. Следовательно, степень информированности муниципального служащего, принимающего решение, зависит от уровня информационного обеспечения органа и от уровня подготовки работника, а это, в свою очередь, влияет на качество управленческих решений;

компетентность и опыт работы лица, принимающего решения. Выработать научно обоснованное, своевременное, адаптивное, реальное и непротиворечивое решение способен только тот муниципальный служащий, который обладает необходимым объемом знаний, опыта, имеет соответствующее образование и квалификацию. Таким образом, компетентность муниципального служащего зависит от уровня его квалификации и степени подготовки;

уровень коллегиальности в процессе разработки решения. В органах муниципального управления достигается определенный уровень коллегиальности решений и организации управления. Иерархическая структура управления позволяет администрации города осуществлять свои функции и производить необходимый контроль, а также реагировать на всевозможные изменения среды (ситуации), анализируя информацию, поступающую по каналам обратной связи, то есть от населения. Сегодня для более полного владения ситуацией в городе необходимо активнее привлекать население МО к разработке решений, поскольку именно жители являются потребителями услуг органов местного самоуправления, то есть владеют ситуацией как бы «изнутри» системы. Следовательно, для повышения качества управленческих решений необходим определенный уровень коллегиальности в процессе разработки решения, который обеспечивается хорошо налаженной связью с населением данного муниципального образования и участием жителей в разработке управленческих решений органов местного самоуправления;

характер и степень ответственности ЛПР за результаты решения. Деятельность в рамках существующих правовых и общественных норм, общегосударственного законодательства является необходимым условием работы любой организации вообще, тем более администрации как аппарата управления муниципальным образованием. При этом, безусловно, законодательство в некотором роде ограничивает деятельность муниципальных служащих, постулируя, например, такое понятие, как предметы ведения местного самоуправления. Распространение полномочий органов федеральной и региональной власти на местном уровне и правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления также ограничивает возможности муниципального управления. Однако квалифицированные муниципальные служащие в пределах своей свободы, компетенции и полномочий должны использовать все имеющиеся возможности и ресурсы для достижения максимального уровня благосостояния населения, социально-экономического развития муниципального образования, разрабатывать эффективные программы по противостоянию и выходу из кризиса с привлечением соответствующих специалистов, использованием бюджетных средств. Ответственность муниципального служащего зависит от уровня его квалификации, так как только подготовленный, обученный служащий способен брать на себя ответственность. Низкий уровень ответственности лица, принимающего решения, может приводить к отсутствию необходимого уровня качества управленческих решений. К управлению в идеале можно допускать только людей, обладающих высокими моральными устоями. От соотношения требований и ценностных ориентаций руководителя в органах местного самоуправления во многом зависит реальная социальная направленность решений, то есть на муниципальную службу в органы местного самоуправления необходимо принимать работников с высокими моральными принципами и ориентирами, там не должно быть сотрудников, которые не обладают такими качествами, их нужно отсекать еще на подходах к муниципальной службе; это зависит от способов отбора на муниципальную службу, а не от самих муниципальных служащих. Следовательно, ответственность работников органов местного самоуправления во многом зависит от уровня их квалификации.

Таким образом, качество управленческих решений органов местного самоуправления зависит в основном от уровня информационного обеспечения деятельности этого органа, квалификации и уровня подготовки муниципальных служащих, степени участия населения в разработке управленческих решений органов местного самоуправления.

Следовательно, для обеспечения и повышения качества управленческих решений в муниципальном управлении необходимо создание следующих основных условий:

- совершенствование информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления,

- повышение квалификации муниципальных служащих,

- активизация участия населения в разработке управленческих решений органов местного самоуправления.

Рассмотрим названные условия более детально.

Научно обоснованные, грамотные управленческие решения, принимаемые органами местной власти и управления, оказывают определяющее влияние на улучшение социально-экономического положения муниципального образования. Выйти на качественно новый уровень принятия решений позволяет организация и совершенствование информационного обеспечения деятельности управленческих структур. Информационное обеспечение является базой, на которой строится вся управленческая деятельность, и определяю-

щим фактором обоснованности принимаемого решения, эффективности функционирования системы управления в целом. Главное условие принимаемых качественных решений -исчерпывающая осведомленность [3, с.45].

Информационное обеспечение муниципального управления состоит в организации поиска, сбора, хранения, обработки и передачи информации с целью ее использования для постановки и решения задач управления муниципальным образованием. Организация информационного обеспечения связана с решением следующих взаимосвязанных задач:

- определение состава информации, в т.ч. по целевым и функциональным подсистемам;

- определение источников и потребителей информации, регламентация связей между ними;

- подготовка информации о желаемом и фактическом состоянии системы и ее элементов, определение отклонений;

- формализация представления информации;

- выбор и обоснование носителей информации;

- разработка методов поиска, сбора, обработки, хранения и обновления информации;

- выбор и обоснование технических средств информационного обеспечения;

- определение периодичности циркуляции информации и форм ее представления;

- разработка классификаторов, словарей, инструкций и других средств и методов технологической регламентации информационного обеспечения.

Таким образом, информационное обеспечение - понятие комплексное; при этом главным компонентом информационного обеспечения управления и разработки управленческих решений является информация.

Информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, и обеспечивая подготовку управляющего воздействия в виде управленческого решения и характеристику результата его реализации. Чем полнее и объективней информация, тем качественней принимаемые управленческие решения, и, следовательно, результаты от их реализации выше. Однако лишь достоверная, качественная информация дает возможность принимать обоснованные и эффективные решения.

Сбор, анализ информации, прогнозирование ситуации в администрации города обеспечиваются высококвалифицированными специалистами. Проведение различных социологических исследований, сбор статистических данных, экспертные оценки, сотрудничество с налоговыми и иными органами слежения, привлечение ученых-специалистов в различных областях деятельности, получение соответствующих консультаций - все эти методы доступны руководителям - сотрудникам городской администрации при разработке и принятии решений. Особенно это касается руководителей высшего звена, принимающих стратегически важные, социально направленные управленческие решения, ведь от качества этих решений зависит уровень и стабильность жизни целого города.

Главным источником информации для органов муниципального управления является Конституция и законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации, законы и нормативные акты органов представительной (законодательной) власти субъектов Российской Федерации, а также акты органов государственного управления, издаваемые в пределах их компетентности.

Другим источником информации являются приказы, отчеты, справки органов муниципального управления отраслевой и межотраслевой компетенции.

Важное значение для повышения эффективности деятельности органов муниципального управления имеет внутренняя информация. К ней относятся протоколы заседаний коллегий органов управления; ведомости учета изданных юридических актов органов управления; отчеты об итогах работы органов управления; справки о ходе выполнения актов вышестоящих органов государственного управления и собственных актов, поручений руководства, о ходе рассмотрения и разрешения обращений граждан и т.д.

Существенным источником внешней информации для органов муниципального управления являются письменные и личные обращения граждан в органы управления, которые разрешаются не только в индивидуальном порядке. На основе обобщения обращений граждан в органы муниципального управления, критических выступлений в средствах массовой информации органы муниципального управления принимают нормативные акты [7, с.257-259].

В настоящее время все большее значение в информационном обеспечении органов управления на местах приобретают службы муниципальной статистики. Основную цель деятельности органов статистики можно сформулировать как «фотографирование» социально-экономического портрета города, района и отслеживание его в динамике. Задача службы муниципальной статистики на современном этапе - удовлетворение потребностей в социальной и экономической информации местных органов управления, которая необходима им для решения задач управления муниципальным образованием. Это подразумевает предоставление под конкретные проблемы интегрированной информации, которая должна включать не только традиционные статистические показатели, но и другую информацию, в том числе аналитическую. Это обстоятельство превращает службу муниципальной статистики в муниципальную информационно-аналитическую службу.

В современных условиях сложность управления такими объектами, как район, город или регион непрерывно увеличивается. Для систематического контроля и анализа множества жизненно важных факторов и нахождения оптимальных управленческих решений необходима адекватная информационная поддержка.

Следовательно, как для лиц, принимающих управленческие решения, так и для лиц, участвующих в их подготовке, необходима возможность доступа к достоверным и полным (актуальным и ретроспективным) данным о состоянии объекта в целом и всех его элементов. Только обладание всей совокупностью данных, отражающих текущее состояние, тенденции и закономерности развития всех основных сфер жизнедеятельности города может стать основой для принятия рационального решения [6, с.3-4].

Таким образом, информационное обеспечение органов местного самоуправления является одной из самых насущных и в то же время одной из самых сложных задач. В связи с этим необходимо комплексное решение вопросов информационного обеспечения; для координации развития информационного поля следует разрабатывать концепции развития на всех уровнях от федерального до муниципального. Такой подход является необходимым условием для принятия качественных управленческих решений, эффективной реализации органами местного самоуправления своих полномочий и устойчивого развития муниципальных образований.

Следующим условием качества управленческих решений органов местного самоуправления является повышение уровня профессионализма и квалификации муниципаль-

ных служащих через систему подготовки кадров муниципальной службы. Эта система включает следующие направления:

- первоначальная подготовка лиц, не имеющих соответствующего образования в области государственного и муниципального управления;

- переподготовка лиц с целью получения необходимой квалификации, соответствующей занимаемой должности, либо переподготовка с целью получения дополнительного профильного образования, необходимого для выполнения должностным лицом своих полномочий;

- повышение квалификации муниципальных служащих.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется с целью:

- повышения эффективности исполнения муниципальными служащими должностных обязанностей и полномочий;

- создания условий для продвижения по службе квалифицированных кадров;

- повышения качества работы органов местного самоуправления для достижения стоящих перед ними целей и решения возникающих проблем [2, с.254].

Переподготовка муниципальных служащих осуществляется:

- при должностных перемещениях (назначение на муниципальную должность иной специализации или более высокой группы должностей), требующих получения углубленных знаний в конкретных областях деятельности;

- при включении в состав резерва кадров на должность более высокой группы должностей;

- для лиц, впервые принятых на муниципальную службу, в течение первого года работы (если они не имеют базового профессионального образования по муниципальному управлению или ранее не состояли на муниципальной службе) [9].

Под повышением квалификации понимается непрерывное обновление теоретических и практических знаний муниципальных служащих в связи с необходимостью освоения ими современных методов решения профессиональных, управленческих задач и постоянным повышением требований к образовательным стандартам. Повышение квалификации муниципальных служащих осуществляется:

- для достижения и поддержания ими уровня квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных обязанностей;

- при должностных перемещениях без изменения профиля основной деятельности;

- для лиц, впервые принятых на муниципальную службу;

- при включении в резерв кадров на замещение руководящих должностей муниципальной службы;

- по решению аттестационной комиссии [2, с.258].

Повышение квалификации муниципальных служащих осуществляются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования и производится в соответствии с имеющимися потребностями, но, как правило, не реже одного раза в 5 лет. Направление на переподготовку или повышение квалификации осуществляет кадровая служба органа местного самоуправления.

В числе принципов отбора муниципальных служащих, направляемых на переподготовку и повышение квалификации, следует назвать:

- личное желание муниципального служащего;

- рекомендация аттестационной комиссии;

- изменение характера службы в связи со структурными преобразованиями в органе местного самоуправления;

- участие в конкурсах на замещение вакантных должностей;

- подошедшие сроки переподготовки и повышения квалификации.

Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования могут

осуществлять по итогам обучения слушателей комплексную оценку их профессиональных знаний и деловых качеств и на этой основе вырабатывать рекомендации кадровым службам органов местного самоуправления по дальнейшему использованию специалистов. Непосредственно в органе местного самоуправления результаты обучения муниципального служащего устанавливаются при проведении аттестаций, квалификационных экзаменов.

Следовательно, процесс профессионального развития муниципальных служащих как залог повышения качества решений является весьма сложным и включает в себя разрешение многих управленческих, образовательных, социально-психологических, социальноэкономических задач. Профессиональное развитие заключается, прежде всего, в формировании у служащих и постоянном обогащении качеств, навыков и умений, которые необходимы им для эффективного исполнения своих функций, прав и обязанностей.

В связи с этим необходимо постоянное совершенствование и развитие системы подготовки кадров для органов местного самоуправления, в ином случае не придется ожидать от лиц, деятельность которых связана с социально значимыми вопросами жизнедеятельности муниципальных образований, грамотных, квалифицированных, а главное, качественных управленческих решений.

Другим требованием принятия качественных управленческих решений в органах местного самоуправления является участие населения в разработке этих решений, в самоуправлении. Местное самоуправление предполагает самоорганизацию населения на местном уровне, это является единственной возможностью ликвидировать пропасть между властью и народом. Многочисленные, разнообразные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления служат массовой опорой местного самоуправления, укрепляют его связи с населением. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива. Взаимодействие населения с органами муниципального управления является необходимым условием развития гражданского общества.

Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

Участие населения муниципального образования в решении местных дел осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно [5, с.113-114]. Одним из важнейших результатов диалога власти и граждан является «новое определение ролей должностных лиц местного самоуправления... переход от старой модели вертикали власти с минимальным участием населения или отсутствием такого участия... к новой модели совместного принятия решений». Участие общественности является процессом, в котором определяются, переопределяются и реализуются взаимоотношения между управляющими и управляемыми. Это явилось результатом неудачи старой модели управления, исключающей участие общественности, во многих странах мира [1, с.13-14].

Участие общественности - это любая деятельность, посредством которой граждане воздействуют или совместно с представителями органов местного самоуправления играют лидирующую роль при принятии решений, оказывающих влияние на их жизнь и жизнь других граждан [1, с.7]. Обратная связь органов местного самоуправления с населением выполняет функцию своеобразного барометра, измеряющего настроения людей и их отношение к власти, что позволяет муниципальным органам вовремя и в нужном направлении активизировать свою деятельность, повысить качество принимаемых управленческих решений и выполняемых работ [4, с.46].

В последние годы наиболее массовой и эффективной формой непосредственного вовлечения граждан в процессе решения местных вопросов становится территориальное общественное самоуправление (ТОС). Оно рассматривается в качестве самостоятельного элемента системы организации местного самоуправления в муниципальных образованиях.

Как правило, базовой единицей ТОС в городе является микрорайон, жители которого на собрании, сходе или конференции избирают совет или комитет микрорайона и его председателя. Внутри микрорайона могут существовать такие органы территориального общественного самоуправления, как домовые (в многоквартирных домах), уличные, квартальные (в районах с частой застройкой) и другие советы и комитеты ТОС, старосты и старшие домов, подъездов, общежитий. Каждый уровень территориального общественного самоуправления сам выбирает круг решаемых им вопросов, ТОСы различного уровня взаимодействуют между собой, так что может возникнуть целостная система самоорганизации жителей.

Процесс развития территориального общественного самоуправления находится в самом начале и имеет большие перспективы. Многочисленные дискуссии на эту тему показали, что население малых поселений готово к самоорганизации по месту жительства, и в ближайшее время в тех муниципальных образованиях, где местная власть пользуется доверием граждан, органы местного самоуправления могут столкнуться с самыми неожиданными формами проявления этой инициативы. Поэтому одним из направлений деятельности муниципальных властей, особенно в сельских поселениях, должно стать обучение широких слоёв населения тому, как пользоваться для обустройства среды обитания демократическими правами, данными законодательством, а также обучение муниципальных служащих для наиболее квалифицированного взаимодействия с объединениями граждан.

Таким образом, можно говорить о том, что совершенствование форм участия населения в самоуправлении будет являться причиной повышения эффективности обратной связи в муниципальном образовании, а это, в свою очередь, повысит качество принимаемых органами местного самоуправления решений. Обратная связь сохраняет эффект присутствия в местной власти большинства членов территориального сообщества на всем протяжении межвыборного цикла, то есть на этапе функционирования самоуправляемой системы. В работе обратной связи нельзя забывать самое главное - общественный характер самоуправления. В целях принятия качественных решений органы управления МО и их должностные лица обязаны содействовать участию населения в осуществлении местного самоуправления.

Соблюдение перечисленных условий обеспечит повышение качества управленческих решений в муниципальном управлении.

Список литературы

1. Вовлечение населения в процесс местного самоуправления. Сер. Библиотека местного самоуправления. Вып. 33. М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2000. 173 с.

2. Володин А.М. Немчинов А. А. Муниципальная служба. М.: Дело и Сервис, 2002. 382 с.

3. Дибирдеев В.И. Информационное обеспечение и управленческие решения // Вопр. статистики. 2002. №10. С. 45-49.

4. Игнатов В. Г., Рудой В. В. Местное самоуправление в современной России: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 416 с.

5. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учеб. М.: Юристъ, 1997. 428 с.

6. Любицын В.Н. Информационно-аналитическая система поддержки деятельности органов государственного и муниципального управления. Челябинск, 2001. 26 с.

7. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учеб. Ростов н/Д.: Ростиздат, 1997. 448 с.

8. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 178с.

9. Школа муниципального служащего (Московский научный общественный фонд) // www.rels.obninsk.com.

Т.Ю. Карпова

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

В последние годы в связи с развитием в России рыночных отношений значительно возрос интерес к маркетингу. В своем развитии маркетинг прошел ряд этапов, развиваясь и как вид деятельности, и как наука. Современная типология маркетинга включает несколько подходов к его классификации. Если взять за основу классификации территориальную составляющую, то можно получить такие прикладные концепции маркетинга, как маркетинг места, маркетинг страны, мегамаркетинг, территориальный маркетинг, региональный маркетинг, муниципальный маркетинг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под маркетингом места понимается деятельность, предпринимаемая с целью создания, поддержания или изменения отношений или поведения клиентов, применительно к отдельным местам. Здесь прежде всего следует выделить: маркетинг зон хозяйственной деятельности (месторасположение заводов, магазинов, контор и т.п.), маркетинг мест отдыха (привлечение отдыхающих и туристов в конкретные города, районы, страны); маркетинг жилья и маркетинг инвестиций в земельную собственность (обустройство и продажа земельных участков как объектов хозяйствования и помещения капитала). Если собственником земли является государство, то данный вид маркетинга относится к макромаркетингу. Это понятие возникло на Западе в период 60-х - конца 80-х годов. Предметом макромаркетинга является взаимоотношение между маркетинговой деятельностью и общест-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.