Научная статья на тему 'Условия и факторы адаптации дошкольников к институциональному развитию'

Условия и факторы адаптации дошкольников к институциональному развитию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия и факторы адаптации дошкольников к институциональному развитию»

может быть гармоничным или девиантным, что зависит от различных факторов, в частности от того, какое место занимает процесс питания в иерархии ценностей индивида, а также от количественных и качественных показателей питания.

К расстройствам пищевого поведения относят нервную анорексия, нервную булимию и компульсивное переедание. Предотвратить и минимизировать подобные нарушения можно при создании комплексных условий медицинского (обращение за помощью к врачу - эндокринологу-диетологу), социального (формирование образа красивого тела в массовом сознании) и психологического плана.

Но все же ключевое направление в работе с нарушениями пищевого поведения - это работа с психологом, где клиентам важно помочь увидеть и разрешить ключевые проблемы.

В ходе сеанса психологического консультирование консультант внимательно выслушивает клиента, задавая уточняющие вопросы, способствует более четкому и конкретному пониманию клиентом границ проблемы, ее причин. В ходе сеанса консультант также информирует клиента о механизмах психологической защиты, подсознательных мотивах.

У людей с нарушением пищевого поведения возникает значительное количество психологических проблем. Для организации работы по коррекции нарушений пищевого поведения необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать психологические особенности этого типа клиентов. К ним относят: сниженную переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешнюю со-циабельность, сочетающуюся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление говорить неправду и обвинять невиновных; стремление уходить от ответственности в принятии решений; стереотипность, повторяемость поведения; зависимость; тревожность.

УДК 159.9.07

Осиюк И.В. (РАНХиГС, Москва, Россия) djincompany@mail.ru

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Osiyuk I.V. (RANEPA, Moscow, Russia)

CONDITIONS AND FACTORS OF PRESCHOOL CHILDREN'S ADAPTATION TO INSTITUTIONAL DEVELOPMENT

В современных социально-экономических условиях, где значение высоко квалифицированных и компетентных сотрудников приобретает особую ценность для общества, институциональное развитие личности (развитие личности в системе социальных, в том числе и образовательных институтов) становится чрезвычайно актуальной проблемой междисциплинарных исследований: социологии, психологии, педагогики, экономики, акмеологии.

Особую роль, во многом определяющую дальнейшую успешность социализации и самореализации личности, играет раннее институциональное развитие, а именно период дошкольного и школьного обучения и переход между ними.

В результате нашего исследования было обнаружено, что данный переход характеризуется особыми адаптационными и реадаптационными процессами, связанными с изменениями социальных условий (переход от взаимодействия в детской группе к взаимодействию в школьном классе, от взаимо-

действия с воспитателем к взаимодействию с учителем, изменение типа принципов этого взаимодействия (переход от игровой деятельности к учебной), смена видов коммуникации, повышение уровня требований и ответственности и т.д.).

Было выявлено, что успешное институциональное развитие дошкольников связано с установкой педагогов на создание полноценного «акмеологического» пространства развития ребенка и организацией комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста для их дальнейшего успешного перехода к школьному образованию, то есть созданию акмеологической среды. Важными для успешного процесса адаптации дошкольников являются приоритет развивающих программ, взаимодействие и связанность ребенка и взрослых, его психологическая безопасность.

Для создания акмеологической среды институционального развития дошкольников необходимо: 1) организовать единое образовательное пространство, объединяющее детей, педагогов, воспитателей и родителей; 2) построить систему здоровьесберегающих технологий; 3) интегрировать и координировать разработку систем обучения и воспитания на всех уровнях образования; 4) создать благоприятные условия для проявления и развития умственных способностей и личностных особенностей детей.

Нами были выявлены три основные сферы адаптивных процессов у дошкольников, характеризующие успешность прохождения данного периода: овладение навыками учебной деятельности («методическая сфера»); приобретение дружеских контактов с одноклассниками и установление доверительных отношений с учителем («коммуникативная сфера»); формирование адекватного поведения («поведенческая сфера»).

По результатам проведенного исследования, можно выделить две большие группы факторов и условий адаптации дошкольников к институциональному развитию: к первой группе относятся факторы, связанные с «внутренними» индивидуальными характеристиками ребенка - его способностями, одаренностью, особенностями эмоциональной сферы и состоянием психологического и физиологического здоровья, стратегиями стресс-менеджмента и т. д.. Вторая группа факторов связана с «внешними» условиями: семейной средой, социальной, экономической и культурной ситуацией.

Данные группы факторов являются крайне перспективными для дальнейшего эмпирического исследования и разработки на его основе программы психологического сопровождения адаптации дошкольников к институциональному развитию.

УДК 316.6

Паевская Н.Е. (РАНХиГС, Москва, Россия) natashapl101@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Paevskaya N.E. (RANEPA, Moscow, Russia)

THE RESEARCH OF MOTIVATIONAL COMPONENT

PART OF CROSS-CULTURAL COMPETENCE OF PSYCHOLOGY DEPARTMENT' STUDENTS

В рамках научного проекта «Исследование мотивацион-ного компонента межкультурной компетентности у студентов-психологов» нами была проведено эмпирическое исследование, по результатам которого получены следующие выводы.

На сегодняшний день практически во всем мире проблема межкультурного взаимодействия стоит очень остро. К сожале-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.