Научная статья на тему 'Условия функционирования системы городского пассажирского транспорта г. Кабул'

Условия функционирования системы городского пассажирского транспорта г. Кабул Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
334
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / URBAN PASSENGER TRANSPORT / TRANSPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Горбачев П. Ф., Любый Е. В., Акбар Полад

Рассмотрены современные условия функционирования транспортной системы города Кабул. Проанализированы основные хозяйственные проблемы, среди которых главными являются перенаселенность города и организация транспортного обслуживания пассажиров. Выявлены и проанализированы основные проблемы функционирования системы городского пассажирского транспорт. а также предложены мероприятия, направленные на повышение ее эффективности. Обоснована необходимость усовершенствования системы транспортного обслуживания городского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article were considered the modern conditions for the functioning of the transport system of the city of Kabul. Overcrowding of the cities and organization of transport services of passengers are the main of basic economic problems which were also analyzed in article. Main problems of the urban passengers transport functioning are Identified and analyzed, activities that are aimed to the increase of efficiency are proposed. The necessity of improvements for transport service system of the urban population is substantiated. The radical modernization of the urban road network and improving the efficiency of public transport are proposed as ways to modernize the transport system of the city of Kabul. The need to creating of large highways and organization of regular route transportation of passengers within the city are displayed.

Текст научной работы на тему «Условия функционирования системы городского пассажирского транспорта г. Кабул»

УДК 656.025

УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА Г. КАБУЛ

Горбачев П. Ф., д.т.н., профессор,

Любый Е. В., к.т.н., доцент, Акбар Полад, аспирант (ХНАДУ)

Рассмотрены современные условия функционирования транспортной системы города Кабул. Проанализированы основные хозяйственные проблемы, среди которых главными являются перенаселенность города и организация транспортного обслуживания пассажиров. Выявлены и проанализированы основные проблемы функционирования системы городского пассажирского транспорт. а также предложены мероприятия, направленные на повышение ее эффективности. Обоснована необходимость усовершенствования системы транспортного обслуживания городского населения.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, транспортная система.

УМОВИ ФУНКЦ1ОНУВАННЯ СИСТЕМИ М1СЬКОГО ПАСАЖИРСЬКОГО ТРАНСПОРТУ М. КАБУЛ

ГорбачовП. Ф., д.т.н., професор,

Любий С. В., к.т.н., доцент, Акбар Полад, асшрант (ХНАДУ)

Розглянуто сучаст умови функцюнування транспортноI системи мiста Кабул. Проаналiзовано основт госnодарчi проблеми, серед яких головними е перенаселетсть мiста й оргатзащя транспортного обслуговування nасажирiв. Виявлено та nроаналiзовано основш проблеми функцюнування транспортноI системи мiського пасажирського транспорту, а також запропоновано заходи, що спрямован на тдвищення и ефективностi. ОбГрунтовано необхiднiсть удосконалення системи транспортного обслуговування мiського населення.

Ключов1 слова: м1ський пасажирський транспорт, транспортна система.

CONDITIONS OF SYSTEM FUNCTIONING OF URBAN PASSENGER

TRANSPORT IN KABUL

Gorbachov P. F., Doctor of Technical Sciences, Professor, Lubyi E. V., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Akbar Polad, postgraduate (KhNAHU)

In the article were considered the modern conditions for the functioning of the transport system of the city of Kabul. Overcrowding of the cities and organization of transport services of passengers are the main of basic economic problems which were also analyzed in article. Main problems of the urban passengers transport functioning are Identified and analyzed, activities that are aimed to the increase of efficiency are proposed. The necessity of improvements for transport service system of the urban population is substantiated. The radical modernization of the urban road network and improving the efficiency of public transport are proposed as ways to modernize the transport system of the city of Kabul. The need to creating of large highways and organization of regular route transportation ofpassengers within the city are displayed.

Keywords: urban passenger transport, the transport system.

Постановка проблемы и её связь с научными и практическими заданиями. За прошедшие 10 лет развитие городов существенно ускорилось, увеличилась их площадь и численность населения. Города растут быстрее, чем 10 лет тому назад. Выбор эффективных направлений развития транспортной системы в этих условиях представляет собой очень важную задачу. Особую важность этот вопрос имеет для столицы Афганистана, Кабула, что обусловлено

© Горбачев П.Ф., Любый Е.В., Акбар Полад

демографическими и географическими

особенностями города.

Анализ последних исследований и публикаций. Транспорт является неотъемлемой частью городов, без которой их развитие и существование невозможно представить [1, 2]. Городские пассажирские перевозки всегда занимают особую позицию в функционировании городской инфраструктуры, поскольку их эффективность, безусловно, отражается на

качестве жизни всех категорий городского населения [3].

Целью статьи является выявление проблем функционирования транспортной системы городского пассажирского транспорта в городе Кабул и обоснование целесообразности их решения.

Изложение основного материала исследования. Кабул за последние 15 лет резко увеличился в размере и в численности населения, что породило сложные проблемы городского хозяйства. Если в 1978 году в городской черте проживало около 650 тыс. чел., то уже в 1982 - 1,12 млн. чел. По данным 1999 года в Кабуле проживало около 2 млн. чел. В соответствии со статистическими данными 2009 года, население г. Кабула составляло уже около 2,94 млн. чел. По последним приблизительным подсчетам численность населения города выросла примерно до 5 млн. чел. Между тем, сам город рассчитан на комфортное проживание около 1,5 млн. чел. Это несоответствие порождает огромную нагрузку на транспорт, инженерные коммуникации, жилой фонд. В правительстве Афганистана давно поставили своей целью борьбу с последствиями перенаселенности города и, как возможность выхода из сложившейся проблемы, разработан проект строительства «Нового Кабула» - города-спутника на востоке современного города на площади в 250 га, который может вместить около 3 млн. чел.

Кабул из-за перенаселенности столкнулся сразу со многими проблемами городского хозяйства: нехваткой электроэнергии, питьевой воды, недостаточной мощностью канализаций и т.д. Огромные проблемы составляет транспорт и организация перевозок пассажиров и грузов внутри города.

К сожалению, в настоящее время отсутствует статистика, по которой можно было бы оценить состояние городского хозяйства: коэффициент автомобилизации, количество общественного транспорта, протяженность сетей водопровода, канализации, расход питьевой воды, электроэнергии, объем стоков и т.д. Однако проблемы городского хозяйства Кабула необходимо обсуждать даже теперь, при отсутствии точных данных, потому что кабульские проблемы являются важнейшей частью процесса восстановления и развития афганской экономики.

Вопросы организации транспортного обслуживания жителей можно поставить на первое место среди городских проблем Кабула. Во-первых, недостатки транспортной системы оказывают влияние на все без исключения сферы городской экономики. Во-вторых, при достаточно хорошей работе транспорта, часть других проблем (обеспечение питьевой водой, вывоз канализационных стоков и даже обеспечение электроэнергией малыми дизель-генераторами)

можно временно, до строительства инженерных сетей, решать с привлечением автотранспорта.

Кабул имеет специфическую структуру. Город разделен на несколько частей. На две части его делит река Кабул, причем наиболее населенная и развитая часть располагается на левом берегу реки. Несколько возвышенностей делят Кабул на две больших части - западную и восточную. В западной части находится Кабульский университет, в восточной - Вазир Акбар-хан и Шахр-и Нау - два наиболее важных района Кабула. Подобная топография города доставляет множество трудностей в развитии транспорта, поскольку единственная полноценная дорога, связывающая западную и восточную часть пролегает от Нахри Дарсон до Хотел-и Кабул. Есть еще две дороги, но они не имеют серьезного транспортного значения. Это и все транспортные возможности по связи западной и восточной частей города. Впрочем, связь между берегами Кабула не лучше. Есть всего шесть автомобильных мостов, и все они расположены в районе, где Кабул пересекает линию возвышенностей.

Из этого следует, что развитие транспортной системы Кабула является настоятельной необходимостью. Исключительно слабое развитие общественного транспорта в сочетании с «узкими местами» в городской структуре, опасно тем, что ввергнет город в огромные пробки. Даже небольшое повышение коэффициента автомобилизации населения города приведет к тому, что поток автомобилей плотно запечатает городские улицы и дороги.

Модернизация транспортной системы Кабула может вестись двумя направлениями. Первое направление - коренная модернизация городской дорожной сети. Второе направление -развитие общественного транспорта.

Модернизация городской транспортной сети одновременно легка и затруднена. Легкость состоит в том, что в городе имеется сеть магистралей, обеспечивающих связь между основными районами города. В целом ряде районов имеется упорядоченная сеть улиц и переулков, которые, при необходимости, можно превратить в крупные магистрали. Но трудность развития транспортной сети состоит в перечисленных выше топографических особенностях Кабула, сложном рельефе, плотной застройке.

Одной из главных задач в развитии транспортной системы Кабула является создание крупных магистралей, по которым автотранспорт мог перемещаться из одной части города в другой. Результаты решения этой проблемы напрямую влияют на развитие системы транспортного обслуживания населения города Кабула.

Второе направление модернизации транспорта в Кабуле нацелено на то, чтобы перевести пассажиропоток с хаотично работающих

автобусов, микроавтобусов и такси на организованную систему общественного транспорта. Существующее транспортное обслуживание абсолютно не соответствует потребностям населения города. В основном, население пользуется частным транспортом, развитие же системы общественного транспорта остается на очень низком уровне. Транспортная система города Кабула в настоящее время находится в крайне сложном положении. Основным средством передвижения населения и гостей города являются легковые автомобили и частные микроавтобусы, перевозящие небольшое количество пассажиров. Общественный транспорт, представленный автобусными маршрутами, не играет определяющей роли в перевозке пассажиров. Проблема усугубляется сложным рельефом Кабула и это уже сейчас приводит к колоссальной перегрузке улично-дорожной сети в центральной части города, что обуславливает крайне низкую скорость передвижения пассажиров по городу.

Единственным путем решения этой проблемы является развитие общественного транспорта, предпочтительно внеуличного, для чего уже сейчас необходимо определить наиболее эффективные направления развития, основываясь на перспективах территориального и

демографического роста Кабула.

Выводы данного исследования и перспективы дальнейших работ в этом направлении. Проведенный анализ транспортного обслуживания населения Кабула позволяет выделить наиболее острые проблемы, влияющие на эффективность функционирования транспортной системы: резкое увеличение количества населения и интенсивный рост плотности транспортного движения в городе, недостаточная финансовая поддержка транспортной системы города, загруженность и плотность дорожного движения, которые значительно превышают допустимые нормы, отсутствие стандартных автостанций и остановок, отсутствие парковок в центре города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сафронов Э.А. Транспортные системы городов и регионов [Текст]: учебное пособие / Э.А. Сафронов. - Издательство АСВ, 2005. - 272 с.

2. Михайлов А.Ю. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов [Текст] / А.Ю. Михайлов, И.М. Головных. - Новосибирск: Наука, 2004. - 267 с.

3. Юдин В.А. Городской транспорт [Текст]: учебник для вузов / В.А. Юдин, Д.С. Самойлов. -М., Стройиздат, 1975. - 287 с.

Рецензент д.э.н., профессорХНАДУ Шинкаренко В.Г.

Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Елагин Ю.В.

УДК 336.71:65.012.32

ВИКОРИСТАННЯ МЕТОДУ АНАЛ1ЗУ ДЮРАЦ1Й ДЛЯ УПРАВЛ1ННЯ РИЗИКОМ ЗМ1Н ПРОЦЕНТНИХ СТАВОК

МшкаВ. Ф., к.е.н., доцент (Укр ДАЗТ)

Встановлено, що при використанш методу ан^зу дюрацт потрiбнe визначення двох показниюв: коефщенту дюрацт вдношення модифжованог дюраци активiв до модифжованог дюраци пасивiв) i коефщенту поточноI вартостi банку вдношення чутливих до змти вiдсоткових ставок активiв до пасивiв). Визначено правило iмунiзацií балансу банку: рiвнiсть коефщенту дюрацт оберненому значенню другого коефщенту. Для конролю ризика змти процентной ставки запропоновани лiмiти на вiдносний показник у виглядi коефщенту еластичностi поточноI вартостi банку.

Ключовi слова: коефщкнт дюрацш, ризик змни процентноТ ставки.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ДЮРАЦИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК

МинкаВ. Ф., к.е.н., доцент (УкрГАЖТ)

Установлено, что при использовании метода анализа дюрации необходимо определение двух показателей: коэффициента дюрации (отношение модифицированной дюрации активов к модифицированной дюрации пассивов) и коэффициента текущей стоимости банка (отношение чувствительных к изменению процентных ставок активов к пассивам). Определено правило иммунизации баланса банка: равенство коэффициента дюрации обратному

© Мшка В.Ф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.