Научная статья на тему 'Условия функционирования ненаблюдаемой экономики через соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии экономики'

Условия функционирования ненаблюдаемой экономики через соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чащин Александр Рафаилович

На базе новой парадигмы исследования роли государства в экономической деятельности систематизированы в иерархии важности факторы развития ненаблюдаемой экономики, раскрыто их содержание; определена схема механизма функционирования ненаблюдаемой экономики посредством взаимодействия рыночных и государственных регуляторов экономики на основе теории трансакций; определены условия функционирования ненаблюдаемой экономики как противоречия между рыночной трансакцией, с одной стороны, и управленческой и рационирующей с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия функционирования ненаблюдаемой экономики через соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии экономики»

Александр Рафаилович Чащин

Заместитель директора Свердловского филиала Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»

Условия функционирования ненаблюдаемой экономики через соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии экономики

Воздействие на ненаблюдаемую экономику может осуществляться как со стороны государства, так и со стороны рынка, поэтому возникает понятие «рыночные и государственные регуляторы». Рыночные регуляторы выступают как причина, вызывающая рост ненаблюдаемой деятельности, государственные - и как причина, и как способ воздействия и регулирования этой деятельности.

Для рыночной экономики характерны неравномерное развитие различных секторов экономики, инфляция, резкие колебания обменных курсов и т.п., что является благоприятной почвой для теневых операций. Теневая и ненаблюдаемая экономика принимает все увеличивающиеся масштабы, когда государство не способно эффективно регулировать экономику и создавать нормальные условия для функционирования предпринимательства. Теневая и ненаблюдаемая экономика получает благоприятные условия для развития особенно в периоды кризисов, всплеска инфляции, т.е. всякий раз, когда нарушается неустойчивое равновесие рыночного хозяйства.

Прежде чем рассмотреть методы государственного регулирования теневой и ненаблюдаемой экономики, следует обозначить причины существования и развития данного вида деятельности.

Так, Ф. Шнайдер обозначает три причины: злоупотребление

государственной властью в целях личной выгоды, государственное регулирование экономики, высокий уровень налогообложения [1. С. 6-9].

В.В. Попов выделяет семь групп причин более общего характера: неэффективная система управления, экономические, правовые, социальные, политические, исторические и психологические. Причем социальные и психологические причины он сводит в единую область с характеристикой «деформации морально-этических требований, неблагоприятный социальный

фон, неравномерное распределение валового внутреннего продукта между социальными группами» [2. С. 31-35].

Р. Рывкина в самостоятельном исследовании «Теневая экономика» выделяет в постсоветской России социальную стратификацию (теневой потенциал): «высокая доля малоимущих и бедных; значительное число безработных и незанятых; присутствие “социального дна” - нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков и т.д.; обширный контингент беженцев из “горячих точек” бывшего СССР; множество неустроенных лиц (демобилизованные из армии, прошедшие Афганистан и Чечню и находящиеся в состоянии “постоянного шока”, недавно вышедшие из мест заключения). В нашей стране таких людей особенно много» [3].

Проанализировав причины и обобщив их характеристики, мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, наибольшее сходство мнений экономистов проявляется в выделении ряда причин: а) государственное регулирование экономики -«развитие теневой экономики является реакцией на сам факт государственного регулирования» [4. С. 17]; б) высокий уровень налогообложения; в) «государствофобия» жителей России - «недостаточный авторитет государственной власти среди населения» [5. С. 13]; г) правовые причины - «государство “подмяло” под себя, фактически “отключило” основные правовые структуры - службу правопорядка (милицию), судебную систему, прокуратуру и др.» [6]; д) социальные; е) политические.

Во-вторых, выделяются единичные причины, обозначаемые некоторыми авторами: а) неэффективная система управления (В.В. Попов); б) законодательный запрет на некоторые товары и услуги, законодательные барьеры для доступа на рынок (В.Л. Карасева, А.Р. Алексеев) и т.д.

Обобщение вышеизложенного позволило нам разработать свою классификацию факторов развития ненаблюдаемой экономики (рис. 1).

По нашему мнению, основной причиной развития ненаблюдаемой экономики является антропологический фактор с целевой направленностью получения экономической выгоды. Он связан с противоречивой природой человека: «Человеку свойственно стремление получить больше, затратив при этом меньше усилий. Подобный рационализм при отсутствии или слабости ограничителей побуждает человека к теневой деятельности. Саму природу человека изменить нельзя, но человеческое поведение зависит от окружающей его среды, воспитания, образования» [7. С. 19].

Уместно вспомнить типичную модель экономических субъектов homo economicus - человек экономический, характеризующийся как рационально мыслящий эгоист, стремящийся максимизировать свою прибыль и минимизировать затраты в условиях свободного выбора способов достижения целей.

Следует выделить работу П.Т. де Шардена «Феномен человека», который в предисловии отмечает: «Чтобы правильно понять данный труд, его следует рассматривать не как метафизический и тем более не как геологический трактат, а единственно и исключительно как научную работу. Об этом говорит само название. Только лишь феномен. Но зато уж весь феномен» [8].

К антропологическим факторам мы относим и этические, исходя из содержательной характеристики: «Этикет - правила, порядок поведения в общественном месте, в присутствии других лиц, при общении с ними»; «Этика предпринимательства - деловая этика, основанная на открытости, честности, верности слову, уважении законов, умении вести бизнес» [9. С. 411].

Как следствие, из основного фактора можно выделить факторы экономические, организационно-управленческие, социальные, исторические, правовые, политические (см. таблицу).

Факторы развития ненаблюдаемой экономики в Российской Федерации

Факторы Характеристика

Антропологические Противоречивая природа человека. Этические

Экономические Структурные и экономические кризисы. Законодательные экономические запреты. Законодательные экономические барьеры. Соотношение спроса и предложения. Финансовые (налоги, отчисления на социальное обеспечение и пр.). Конкуренция

Организационно- управленческие Г осударственное управление. Государственное регулирование. Отсутствие информационной прозрачности. Несовершенство контроля и надзора

Социальные Занятость населения. Социально-демографическая структура. Дифференциация населения по доходам

Исторические Недостаточный авторитет государственной власти среди населения. Нарушение социальных обязательств со стороны государства. Многолетний опыт теневой и ненаблюдаемой деятельности. Социальная стратификация в постсоветской России

Правовые Несовершенство законодательной базы. Злоупотребление властью в целях личной выгоды. Несовершенство механизма координации по борьбе с теневой и ненаблюдаемой экономикой между различными министерствами и ведомствами

Политические Противоречия в политической системе (власть и крупный капитал). Политический сепаратизм

Базируясь на классификации государственных регуляторов, используемых в рыночной экономике, и определив факторы развития теневой

и ненаблюдаемой экономики, можно подойти к характеристике условий функционирования ненаблюдаемой экономики через соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии экономики.

Следует обратиться к исследованию С.Ю. Барсуковой, в котором выделяются три базовые идеи к картографированию неформальной экономики: деятельность, трансакции, доход. То, что ненаблюдаемая экономика может возникнуть в результате деятельности, бесспорно. Результатом деятельности должен быть доход - это очевидно. Следует остановиться на анализе трансакций.

Авторство теории трансакций принадлежит представителю старого институционализма Дж. Коммонсу. В основе этой теории лежит известная по неоклассической теории идея редкости ресурсов. Конфликт, возникающий вследствие этой редкости у хозяйствующих субъектов по поводу их использования, может быть разрешен путем совершения трансакций, представляющих собой базовые институты общества. Без таких институтов конфликт интересов выродился бы в насилие людей друг над другом, что в свою очередь нанесло бы экономический и социальный ущерб обществу.

Трансакции, являющиеся, по Коммонсу, основной категорией экономической науки, нельзя путать с «простым» обменом ресурсами, товарами или услугами. Согласно его определению «трансакция - это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом» [10. Р. 652].

Трансакции подразделяются на рыночные, управленческие и рационирующие.

Рыночная трансакция - это единственный вид, предполагающий одинаковый правовой статус участников (контрагентов). Это означает, что для совершения рыночной трансакции необходимо взаимное добровольное согласие ее контрагентов. Иными словами, рыночная трансакция представляет собой обмен правами собственности на блага, происходящий на основе добровольного соглашения обеих сторон.

Управленческая трансакция, напротив, предполагает правовое преимущество одного из контрагентов, которому принадлежит право принятия решения. Этот вид трансакции строится на основе отношений управления - на подчинении. Примерами являются отношения между рабовладельцем и рабом, начальником и подчиненным, мастером и учеником.

Рационирующая трансакция похожа на управленческую, поскольку также предполагает асимметричность правового статуса контрагентов. Специфика рационирующей трансакции состоит в том, что стороной, наделенной исключительными полномочиями принятия решений, является некий коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав собственности, а именно - государство.

Фактическое совершенствование трансакций зависит от «работающих правил» (workable rules), т.е. различных судебных норм. Эти нормы отчасти спонтанно эволюционируют в результате конкретных судебных решений, принятых после обращения в суд участников трансакций, а отчасти формируются искусственно, посредством соответствующих государственных постановлений.

С легкой руки Д. Норта в современной институциональной традиции институты трактуются как «правила игры», а организации - как «игроки» [11. С. 7].

«Уникальное свойство государства как организации заключается в том, что оно не только, как другие организации (фирмы, домохозяйства), должно подчиняться правилам игры, но, в отличие от этих прочих организаций, само непосредственно формирует эти правила (точнее, их формальную часть). Таким образом, с точки зрения институционального подхода, сущность государства двойственна. Какие же правила игры в рыночной экономике создаются указанным “набором нерыночных институтов принятия решений”? Главными из этих правил являются правила, связанные со спецификацией и защитой прав собственности. Эти правила настолько важны с точки зрения институциональной теории, что в ее рамках с их созданием связывается генезис государства» [12. С. 562].

С точки зрения Норта, генезис государства надо трактовать как следствие осуществления своеобразного обмена: участники рыночной экономики передают вновь возникающей организации - государству - право на совершение «насилия» (физического ограничения их спектра возможностей) для успешного осуществления спецификации и защиты прав собственности; за это они же готовы оплачивать данную деятельность государства в виде налогов [13].

Механизм функционирования ненаблюдаемой экономики, предполагающий взаимодействие рыночных и государственных регуляторов экономики, представлен на рис. 2.

Рис. 2. Механизм функционирования ненаблюдаемой экономики через взаимодействие рыночных и государственных регуляторов экономики

В исходном положении экономика, обусловленная рядом факторов развития ненаблюдаемой экономики, под воздействием рыночных

трансакций (рыночные регуляторы), а также управленческой и

рационирующей трансакций (государственные регуляторы)

трансформируется в официальную экономику и ненаблюдаемую. Последняя имеет компенсационную (позитивные последствия) и деструктивную (негативные последствия) функции. Позитивные последствия, сформулированные Д. Касселем, были отражены выше. Негативные последствия (сформулированы Ю.В. Латовым и С.Н. Ковалевым) таковы: «1) антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, мафии), уменьшающее благосостояние общества в целом; 2) разрушается система централизованного управления экономикой: приписки создают у

правительства ложное ощущение благополучия, хотя необходимы экстренные реформы; 3) развитие любых форм теневой экономики ведет к подрыву хозяйственной этики. Если эти тенденции заходят очень далеко, люди теряют представление об общепринятых “правилах игры”, живут по принципу “все дозволено”» [4. С. 18].

Таким образом, на базе новой парадигмы исследования роли государства в экономической деятельности нами систематизированы в иерархии важности факторы развития ненаблюдаемой экономики и раскрыто их содержание; определена схема механизма функционирования ненаблюдаемой экономики посредством взаимодействия рыночных и государственных регуляторов экономики на основе теории трансакций; определены условия функционирования ненаблюдаемой экономики -противоречия между рыночной трансакцией, с одной стороны, и управленческой и рационирующей - с другой.

Литература

1. Шнайдер, Ф. Скрываясь в тени. Рост подпольной экономики / Ф. Шнайдер. Международный валютный фонд. Вашингтон (Округ Колумбия), 2002.

2. Попов, В. В. Теневая экономика: особенности существования и условия эффективного противодействия (региональный аспект): дис. ... канд. экон. наук / В. В. Попов. Екатеринбург, 2001.

3. Рывкина, Р. Теневые отношения / Р. Рывкина // Pro et rantra. 1999. Т. 4. № 1.

4. Латов, Ю. В. Теневая экономика: учеб. пособие / Ю. В. Латов, С. Н. Ковалев. М.: Норма, 2006.

5. Рябушкин, Б. Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики / Б. Т. Рябушкин, Э. Ю. Чурилова. М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Косалс, Л. Я. Становление институтов теневой экономики в постсоветский период / Л. Я. Косалс, Р. В. Рывкина // Социологические исследования. 2002. № 4.

7. Попов, Ю. Н. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства / Ю. Н. Попов, М. Е. Тарасов. М.: Дело, 2005.

8. Шарден, П. де. Феномен человека: сб. очерков и эссе / П. де Шарден; сост. и предисл. В. Ю. Кузнецова. М.: Изд-во АСТ, 2002.

9. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006.

10. Commons, J. Institutional Economics / J. Commons // American Economic Rewiew. 1931. Vol. 21.

11. Норт, Д. Институциональные изменения: рамки анализа / Д. Норт // Вопр. экономики. 1997. № 3.

12. Экономические субъекты постсоветской России (институциональный анализ): в 3 ч. / под. ред. Р. М. Нуреева; кол. авторов: Ю. В. Латов, Р. М. Нуреев, А. Б. Рунов. 2-е изд. испр. и доп. М.: МОНФ, 2003.

13. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

*****

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.