Научная статья на тему 'Условия формирования профессиональной компетентности в железнодорожном вузе с учетом реальных потребностей производства'

Условия формирования профессиональной компетентности в железнодорожном вузе с учетом реальных потребностей производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE APPROACH / PRACTICE-ORIENTED ENVIRONMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Наталья Александровна

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности студентов железнодорожного вуза. Предложены варианты ее решения через практико-ориентированный образовательный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE RAILWAY HIGHER SCHOOL WITH DUE REGARD TO THE REAL NEEDS OF PRODUCTION

The paper discusses the problem of formation of students’ professional competence at the railway transportation university. The conditions for its implementation are considered.

Текст научной работы на тему «Условия формирования профессиональной компетентности в железнодорожном вузе с учетом реальных потребностей производства»

УДК 378.6

Кузьмина Наталья Александровна

Kuzmina Natalya Aleksandrovna

старшим преподаватель

Дальневосточного государственного университета путей сообщения

Senior Lecturer, Far Eastern State Transport University

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ВУЗЕ С УЧЕТОМ РЕАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРОИЗВОДСТВА

CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE RAILWAY HIGHER SCHOOL WITH DUE REGARD TO THE REAL NEEDS OF PRODUCTION

Аннотация:

Summary:

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности студентов железнодорожного вуза. Предложены варианты ее решения через практико-ориентиро-ванный образовательный подход.

The paper discusses the problem of formation of students' professional competence at the railway transportation university. The conditions for its implementation are considered.

Ключевые слова:

компетентностный подход, практико-ориентиро-ванная среда, профессиональная компетентность.

Keywords:

competence approach, practice-oriented environment, professional competence.

Результатом реализации парадигмы знания в высшем профессиональном образовании явилась ситуация, когда в избытке оказалось большое количество специалистов-теоретиков с достаточным фундаментальным образованием, в то время как реальное производство стало испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров, специализирующихся на конкретном производстве.

Перед преподавателями и руководством вузов возникла проблема определения причин того, почему даже выпускники, окончившие вуз на «отлично», сегодня не могут в полной мере удовлетворить требования работодателя.

Во-первых, для работы в условиях реального производства нужен не столько отличник-теоретик, сколько практико-ориентированный специалист со сформированными профессиональными навыками, умениями и владеющий профессиональными приемами, способный сразу, без дополнительной стажировки в условиях конкретного предприятия включиться в трудовой процесс.

Во-вторых, держателю диплома, обладающему суммой теоретических знаний, но с несформированными умениями, навыками и отсутствием профессионального опыта предстоит длительная адаптация к условиям производства, а работодатель требует результаты работы «здесь и сейчас».

В-третьих, следует обвинять не выпускника, а систему профессиональной подготовки в вузе, ориентированную на получение знаний. Несмотря на введение компетентностно-ориентированной модели образования в образовательную практику вуза, она все еще реализуется по старой схеме «знания - умения - навыки». Причем превалируют в этой системе «знания». А «умения» и «навыки - владения» отдаются на откуп практическому обучению в ходе практик. Профессиональная же ориентация при изучении общепрофессиональных дисциплин не всегда осознается в полной мере даже самими преподавателями и, соответственно, не доносится студентам.

Задача реализации требований компетентностного подхода в высшем образовании, который предусматривает формирование новых механизмов управления в сфере образования, развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ, закреплена в качестве приоритетной в Федеральной программе развития образования [1], Национальной доктрине образования до 2025 года [2].

Требования современного производства оказывают существенное влияние на формы, методы и содержание инженерного образования.

В последних исследованиях по проблемам профессионального образования ученых В.М. Жураковского [3], В.М. Приходько [4], З.С. Сазоновой [5], М.А. Соловьева [6] обосновывается актуальность процесса интеграции традиций отечественного инженерно-технического образова-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ния с новыми подходами, которые объективно востребованы в современном производстве. Мониторинг осуществляемых преобразований, связанных с апробацией перспективных разработок и их внедрением в образовательный процесс, позволяет отметить, что компетентностный подход к процессу и результатам каждого цикла профессионально-направленной учебной практико-ориентиро-ванной деятельности осваивается преподавателями и студентами одновременно в рамках их совместной работы, нацеленной на результаты образовательной деятельности [7].

Разработка условий формирования профессиональной компетентности в железнодорожном вузе с учетом реальных потребностей производства требует от ученых в области профессионального образования и педагогов-практиков:

- проведения общенаучного анализа содержания современного технического образования на соответствие требованиям реального производства;

- выработки механизмов формирования как отдельных компетенций, заложенных в федеральных образовательных стандартах по специальности, так и компетентности выпускника через компетентностно-ориентированную образовательную среду вуза;

- исследования концептуальных основ и средств формирования профессионально-ориентированной личности и профессионального мышления выпускников;

- изучения отечественного и зарубежного опыта в сфере высшего образования, принципов его внедрения в традиционные образовательные системы вуза;

- выработки критериев соответствия результатов образования требованиям реального производства, разработки требований к методической и информационной поддержке профессионального образования.

Рассматривая вопрос развития современного инженерного образования с позиций обеспечения качества формирования отдельных компетенций и общей компетентности выпускника, необходимо отметить, что проблема подготовки специалистов напрямую связана с выработкой целей образования, содержанием образования и технологией реализации образовательных программ.

Компетентностно-ориентированное инженерное образование в вузе определяют как процесс целенаправленного формирования компетенций, изложенных в федеральных государственных образовательных стандартах и проявляемых через знания, умения и владения приемами профессиональной деятельности, а также как комплексную подготовку специалистов профессиональной области к будущей профессиональной деятельности за счет адекватных целям обучения содержания, методов и технологий обучения.

В современном высшем образовании развиваются и реализуются следующие современные педагогические процессы:

1) подготовка специалистов в профессиональной области к практической деятельности в условиях реального производства по образовательным программам, реализуемым вузом с учетом требований предприятий;

2) разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс вуза современных педагогических методов, информационных технологий и программных продуктов, применяемых в условиях реального производственного процесса;

3) развитие интеграционных процессов российского производства в международное пространство, формирование региональных, межотраслевых, отраслевых, межвузовских и вузовских структур с участием в их деятельности преподавателей, научных работников, аспирантов и студентов вузов;

4) корректировка содержания основных образовательных программ высшего образования в соответствии с изменением требований к выпускнику вуза, обусловленных использованием новых научных и технических достижений, современных технологий и оборудования;

5) разработка дополнительных образовательных программ повышения квалификации и дополнительного образования для удовлетворения потребностей студентов, работников предприятий и организаций в получении новых знаний.

Профессионально-ориентированный подход к обучению в вузе позволяет акцентировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации реального производственного процесса. Профессионально-ориентированная ситуация максимально мотивирует студентов осознанно получать знания, необходимые для ее решения, а междисциплинарный подход к обучению позволяет научить студентов самостоятельно «добывать» знания из разных областей, группировать их и концентрировать в контексте конкретной решаемой задачи.

Реализация всех этих требований возможна при соблюдении в образовательном процессе вуза набора адекватных педагогических условий:

1. Профессиональная адаптация бывших школьников к процессу профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

2. Профессиональная ориентация в процессе обучения общепрофессиональным и общетехническим дисциплинам, формирование «банка» профессионально-ориентированных заданий по этим дисциплинам.

3. Мониторинг того, как выпускники продвигаются по карьерной лестнице, знаний из какой области дисциплин, полученных в вузе, недостаточно для выработки корректирующих процедур.

4. Организация наставничества в процессе прохождения практик, корпоративная подготовка наставников и ее связь с системой обучения в вузе. Проектирование единой образовательной программы подготовки наставников производства в вузе. На чем основаны эти постулаты?

Осуществляя взаимодействие целей профессиональной подготовки студента в вузе с целями реального производства через его участие в совместном формировании необходимого этому производству специалиста, вуз выступает «поставщиком» кадров для конкретных предприятий и при этом эффективно решает задачи трудоустройства выпускников, их переподготовку, научными разработками совершенствует производственный процесс. Предприятия же, в свою очередь, имеют возможность сформулировать для вузов требования, связанные с тенденциями своего развития, и, соответственно, конкретизировать требования к программам подготовки специалистов.

Ссылки:

1. Федеральная программа развития образования на 2011-2015 гг. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения: 11.02.2015).

2. Национальная доктрина образования до 2025 года. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 11.02.2015).

3. Жураковский В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2006. № 1.

4. Приходько В., Сазонова З. Инженерная педагогика: становление, развитие, перспективы // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 10-25.

5. Сазонова З.С. Проектирование инженерного образования в третьем тысячелетии. Европейские тенденции и российские реалии // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 36-41.

6. Инновационное инженерное образование: содержание и технологии / Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, Б.Л. Агранович, М.А. Соловьев // Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы (международный симпозиум). М., 2003. С. 9-10.

7. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.