УДК 378.6
Кузьмина Наталья Александровна
Kuzmina Natalya Aleksandrovna
старшим преподаватель
Дальневосточного государственного университета путей сообщения
Senior Lecturer, Far Eastern State Transport University
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ВУЗЕ С УЧЕТОМ РЕАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРОИЗВОДСТВА
CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE RAILWAY HIGHER SCHOOL WITH DUE REGARD TO THE REAL NEEDS OF PRODUCTION
Аннотация:
Summary:
В статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности студентов железнодорожного вуза. Предложены варианты ее решения через практико-ориентиро-ванный образовательный подход.
The paper discusses the problem of formation of students' professional competence at the railway transportation university. The conditions for its implementation are considered.
Ключевые слова:
компетентностный подход, практико-ориентиро-ванная среда, профессиональная компетентность.
Keywords:
competence approach, practice-oriented environment, professional competence.
Результатом реализации парадигмы знания в высшем профессиональном образовании явилась ситуация, когда в избытке оказалось большое количество специалистов-теоретиков с достаточным фундаментальным образованием, в то время как реальное производство стало испытывать нехватку квалифицированных практико-ориентированных кадров, специализирующихся на конкретном производстве.
Перед преподавателями и руководством вузов возникла проблема определения причин того, почему даже выпускники, окончившие вуз на «отлично», сегодня не могут в полной мере удовлетворить требования работодателя.
Во-первых, для работы в условиях реального производства нужен не столько отличник-теоретик, сколько практико-ориентированный специалист со сформированными профессиональными навыками, умениями и владеющий профессиональными приемами, способный сразу, без дополнительной стажировки в условиях конкретного предприятия включиться в трудовой процесс.
Во-вторых, держателю диплома, обладающему суммой теоретических знаний, но с несформированными умениями, навыками и отсутствием профессионального опыта предстоит длительная адаптация к условиям производства, а работодатель требует результаты работы «здесь и сейчас».
В-третьих, следует обвинять не выпускника, а систему профессиональной подготовки в вузе, ориентированную на получение знаний. Несмотря на введение компетентностно-ориентированной модели образования в образовательную практику вуза, она все еще реализуется по старой схеме «знания - умения - навыки». Причем превалируют в этой системе «знания». А «умения» и «навыки - владения» отдаются на откуп практическому обучению в ходе практик. Профессиональная же ориентация при изучении общепрофессиональных дисциплин не всегда осознается в полной мере даже самими преподавателями и, соответственно, не доносится студентам.
Задача реализации требований компетентностного подхода в высшем образовании, который предусматривает формирование новых механизмов управления в сфере образования, развитие фундаментальности и практической направленности образовательных программ, закреплена в качестве приоритетной в Федеральной программе развития образования [1], Национальной доктрине образования до 2025 года [2].
Требования современного производства оказывают существенное влияние на формы, методы и содержание инженерного образования.
В последних исследованиях по проблемам профессионального образования ученых В.М. Жураковского [3], В.М. Приходько [4], З.С. Сазоновой [5], М.А. Соловьева [6] обосновывается актуальность процесса интеграции традиций отечественного инженерно-технического образова-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ния с новыми подходами, которые объективно востребованы в современном производстве. Мониторинг осуществляемых преобразований, связанных с апробацией перспективных разработок и их внедрением в образовательный процесс, позволяет отметить, что компетентностный подход к процессу и результатам каждого цикла профессионально-направленной учебной практико-ориентиро-ванной деятельности осваивается преподавателями и студентами одновременно в рамках их совместной работы, нацеленной на результаты образовательной деятельности [7].
Разработка условий формирования профессиональной компетентности в железнодорожном вузе с учетом реальных потребностей производства требует от ученых в области профессионального образования и педагогов-практиков:
- проведения общенаучного анализа содержания современного технического образования на соответствие требованиям реального производства;
- выработки механизмов формирования как отдельных компетенций, заложенных в федеральных образовательных стандартах по специальности, так и компетентности выпускника через компетентностно-ориентированную образовательную среду вуза;
- исследования концептуальных основ и средств формирования профессионально-ориентированной личности и профессионального мышления выпускников;
- изучения отечественного и зарубежного опыта в сфере высшего образования, принципов его внедрения в традиционные образовательные системы вуза;
- выработки критериев соответствия результатов образования требованиям реального производства, разработки требований к методической и информационной поддержке профессионального образования.
Рассматривая вопрос развития современного инженерного образования с позиций обеспечения качества формирования отдельных компетенций и общей компетентности выпускника, необходимо отметить, что проблема подготовки специалистов напрямую связана с выработкой целей образования, содержанием образования и технологией реализации образовательных программ.
Компетентностно-ориентированное инженерное образование в вузе определяют как процесс целенаправленного формирования компетенций, изложенных в федеральных государственных образовательных стандартах и проявляемых через знания, умения и владения приемами профессиональной деятельности, а также как комплексную подготовку специалистов профессиональной области к будущей профессиональной деятельности за счет адекватных целям обучения содержания, методов и технологий обучения.
В современном высшем образовании развиваются и реализуются следующие современные педагогические процессы:
1) подготовка специалистов в профессиональной области к практической деятельности в условиях реального производства по образовательным программам, реализуемым вузом с учетом требований предприятий;
2) разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс вуза современных педагогических методов, информационных технологий и программных продуктов, применяемых в условиях реального производственного процесса;
3) развитие интеграционных процессов российского производства в международное пространство, формирование региональных, межотраслевых, отраслевых, межвузовских и вузовских структур с участием в их деятельности преподавателей, научных работников, аспирантов и студентов вузов;
4) корректировка содержания основных образовательных программ высшего образования в соответствии с изменением требований к выпускнику вуза, обусловленных использованием новых научных и технических достижений, современных технологий и оборудования;
5) разработка дополнительных образовательных программ повышения квалификации и дополнительного образования для удовлетворения потребностей студентов, работников предприятий и организаций в получении новых знаний.
Профессионально-ориентированный подход к обучению в вузе позволяет акцентировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации реального производственного процесса. Профессионально-ориентированная ситуация максимально мотивирует студентов осознанно получать знания, необходимые для ее решения, а междисциплинарный подход к обучению позволяет научить студентов самостоятельно «добывать» знания из разных областей, группировать их и концентрировать в контексте конкретной решаемой задачи.
Реализация всех этих требований возможна при соблюдении в образовательном процессе вуза набора адекватных педагогических условий:
1. Профессиональная адаптация бывших школьников к процессу профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.
2. Профессиональная ориентация в процессе обучения общепрофессиональным и общетехническим дисциплинам, формирование «банка» профессионально-ориентированных заданий по этим дисциплинам.
3. Мониторинг того, как выпускники продвигаются по карьерной лестнице, знаний из какой области дисциплин, полученных в вузе, недостаточно для выработки корректирующих процедур.
4. Организация наставничества в процессе прохождения практик, корпоративная подготовка наставников и ее связь с системой обучения в вузе. Проектирование единой образовательной программы подготовки наставников производства в вузе. На чем основаны эти постулаты?
Осуществляя взаимодействие целей профессиональной подготовки студента в вузе с целями реального производства через его участие в совместном формировании необходимого этому производству специалиста, вуз выступает «поставщиком» кадров для конкретных предприятий и при этом эффективно решает задачи трудоустройства выпускников, их переподготовку, научными разработками совершенствует производственный процесс. Предприятия же, в свою очередь, имеют возможность сформулировать для вузов требования, связанные с тенденциями своего развития, и, соответственно, конкретизировать требования к программам подготовки специалистов.
Ссылки:
1. Федеральная программа развития образования на 2011-2015 гг. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения: 11.02.2015).
2. Национальная доктрина образования до 2025 года. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 11.02.2015).
3. Жураковский В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2006. № 1.
4. Приходько В., Сазонова З. Инженерная педагогика: становление, развитие, перспективы // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 10-25.
5. Сазонова З.С. Проектирование инженерного образования в третьем тысячелетии. Европейские тенденции и российские реалии // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 36-41.
6. Инновационное инженерное образование: содержание и технологии / Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, Б.Л. Агранович, М.А. Соловьев // Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы (международный симпозиум). М., 2003. С. 9-10.
7. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.