Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / ПРОФЕССИЯ "ЮРИСТ" / PROFESSIONAL IDENTITY / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL ORGANIZATION / PROFESSIONAL COMMUNITY / PROFESSION OF LAWYER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашник Н.И., Киселева Е.В.

Статья посвящена изучению вопроса взаимосвязи организации образовательного процессаи становления профессиональной идентичности студентов юридических вузов. Особую значимостьдля становления профессиональной идентичности имеет период обучения в вузе. Многоаспектностьюридической деятельности обусловливает необходимость формирования представления об особенностях работы в сфере юриспруденции на этапе получения высшего образования. Создание у студентов в процессе обучения представления о конкретной деятельности по различным юридическимспециальностям является гарантией правильного выбора сферы деятельности и успешной профессиональной реализации выпускников юридических вузов. В статье рассматриваются наиболее значимые условия достижения профессиональной идентичности студентов, осваивающих образовательные программы по направлению подготовки Юриспруденция. На основе анализа нормативныхправовых актов авторами предлагается вариант организации учебного процесса в юридических вузах, позволяющий студенту идентифицировать себя с определенным профессиональным сообществом и сделать выбор будущего направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашник Н.И., Киселева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF LAW STUDENTS

The article is devoted to the study of the relationship between the organization of the educationalprocess and the formation of the professional identity of law students. Of particular importance forthe formation of professional identity is the period of study at the university. The multidimensionalnature of legal activity makes it necessary to create an idea of the peculiarities of work in the field ofjurisprudence at the stage of higher education. The creation of an idea of specific activities in variouslegal specialties by students during the training process is a guarantee of the correct choice of the fieldof activity and the successful professional implementation of graduates of law universities. The articleconsiders the most significant conditions for achieving the professional identity of students masteringeducational programs in the field of training Jurisprudence. Based on the analysis of regulatory legalacts, the authors propose an option for organizing the educational process in legal universities, allowingthe student to identify himself with a certain professional community and make a choice of the futuredirection of activity

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

УДК 378.14.015.62 ББК 74.484.4

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Н. И. Калашник, Е. В. Киселева

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Статья посвящена изучению вопроса взаимосвязи организации образовательного процесса и становления профессиональной идентичности студентов юридических вузов. Особую значимость для становления профессиональной идентичности имеет период обучения в вузе. Многоаспектность юридической деятельности обусловливает необходимость формирования представления об особенностях работы в сфере юриспруденции на этапе получения высшего образования. Создание у студентов в процессе обучения представления о конкретной деятельности по различным юридическим специальностям является гарантией правильного выбора сферы деятельности и успешной профессиональной реализации выпускников юридических вузов. В статье рассматриваются наиболее значимые условия достижения профессиональной идентичности студентов, осваивающих образовательные программы по направлению подготовки Юриспруденция. На основе анализа нормативных правовых актов авторами предлагается вариант организации учебного процесса в юридических вузах, позволяющий студенту идентифицировать себя с определенным профессиональным сообществом и сделать выбор будущего направления деятельности.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, образовательный процесс, образовательная организация, профессиональное сообщество, профессия «юрист».

CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF LAW STUDENTS

N. I. Kalashnik, E. V. Kiseleva

Altai State University (Barnaul, Russia)

The article is devoted to the study of the relationship between the organization of the educational process and the formation of the professional identity of law students. Of particular importance for the formation of professional identity is the period of study at the university. The multidimensional nature of legal activity makes it necessary to create an idea of the peculiarities of work in the field of jurisprudence at the stage of higher education. The creation of an idea of specific activities in various legal specialties by students during the training process is a guarantee of the correct choice of the field of activity and the successful professional implementation of graduates of law universities. The article considers the most significant conditions for achieving the professional identity of students mastering educational programs in the field of training Jurisprudence. Based on the analysis of regulatory legal acts, the authors propose an option for organizing the educational process in legal universities, allowing the student to identify himself with a certain professional community and make a choice of the future direction of activity.

Keywords: professional identity, educational process, educational organization, professional community, profession of lawyer.

Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2020)3.3

Успешная профессиональная реализация будущего юриста возможна при наличии значительного числа факторов. Одним из таких факторов является правильный выбор сферы профессиональной деятельности. Профессия «юрист» позволяет выпускнику вуза реализовать себя в различных специальностях, связанных с областью юридических знаний.

Юридические специальности различаются содержанием деятельности, спецификой исполнения обязанностей, требуют различных личностных и профессиональных качеств. Однако выпускники вузов не всегда имеют реальное представление о профессиональных обязанностях, условиях труда представителей различных юридических специальностей, что приводит к разочарованию в профессии и является серьезным препятствием для успешной профессиональной реализации. В связи с этим представляется актуальным вопрос формирования профессиональной идентичности студентов юридических вузов в процессе всего периода обучения в вузе.

В научной литературе предлагаются различные подходы к определению понятия «профессиональная идентичность». Так, Ю. П. Поваренков определяет профессиональную идентичность как критерий профессионального развития, свидетельствующий о качественных и количественных особенностях принятия человеком следующего: себя как профессионала; конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности [1]. Л. Б. Шнейдер рассматривает профессиональную идентичность как результат процессов профессионального самоопределения, пер-сонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества [2, с. 54]. По мнению Т. В. Малютиной, профессиональная идентичность выступает системным, динамичным многоуровневым психологическим явлением, напрямую связанным с профессиональным самоопределением, профессиональным самосознанием, профессиональным пространством и профессиональным развитием [3]. Е. В. Грязнова, А. Г. Гонча-рук, М. А. Блохина отмечают, что единого понимания содержания и специфики понятия «профессиональная идентичность» в современной научной литературе пока не сложилось, а в психологической науке понятие «профессиональная идентичность» определяется в целом как «...ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, как осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней» [4, с. 323-324].

Таким образом, профессиональную идентичность можно рассматривать как отождествление себя с представителями определенной профессии (специальности), а ее формирование как важное условие правильного выбора сферы профессиональной деятельности.

В современных исследованиях отмечается важность образовательных факторов, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на становление профессиональной идентичности. Так, О. А. Нор-Аревян, А. М. Шаповалова в числе образовательных факторов, оказывающих позитивное влияние на формирование профессиональной идентичности, называют профессиональную подготовку дипломированных специалистов, высокое качество профессиональной подготовки, практико-ориентированную направленность обучения. К деформирующим образовательным факторам они, в частности, относят массовую профессиональную подготовку дипломированных специалистов, обучение ради получения диплома о высшем образовании, низкое качество профессиональной подготовки, отсутствие практико-ориентированной направленности обучения [5, с. 104-105].

Таким образом, организация образовательного процесса может оказывать как позитивное, так и деструктивное влияние на формирование профессиональной идентичности.

Вузовская подготовка является важной стадией профессионального становления будущих юристов. В период обучения в вузе студент, как правило, делает осознанный выбор юридической специальности и получает знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной реализации [6]. Учитывая это обстоятельство, формирование профессиональной идентичности студентов должно стать важной задачей образовательных организаций, ведущих подготовку будущих юристов.

Представляется, что к условиям достижения профессиональной идентичности студентов юридических вузов следует отнести следующее:

1) включение в образовательные программы дисциплин, создающих представление об особенностях деятельности представителей различных юридических специальностей;

2) участие студентов в реальной практической деятельности при прохождении практики;

3) организацию общения студентов с профессионалами в процессе изучения учебных дисциплин (как с молодыми выпускниками, так и с более опытными юристами);

4) формирование в процессе преподавания актуальных знаний и навыков.

Требования к структуре и порядку разработки образовательных программ по направлениям подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), 40.04.01 (030900) Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») определены федеральными государственными образовательными стандартами [7, 8]. Образовательные организации наделены правом самостоятельно определять набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата в части, не урегулированной стандартом, а также дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата. Разрабатывая программы магистратуры, образовательные организации определяют перечень дисциплин профессионального цикла.

По мнению Н. С. Мартышенко, специфика профессионального самоопределения на этапе студенчества заключается в том, что выбор будущей профессии уже сделан, но он остается незавершенным и может быть переосмыслен с учетом нового опыта, а также пересмотрен [9]. В связи с этим представляется целесообразным преподавание дисциплины «Введение в профессию» студентам первого курса, осваивающим образовательную программу по направлению подготовки бакалавриат. В процессе изучения этой дисциплины у студентов должно формироваться представление об особенностях деятельности юристов в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, органах местного самоуправления, в правоохранительных органах, нотариате, адвокатуре, в коммерческой сфере. При этом студентов следует информировать не только о должностных обязанностях по соответствующей специальности, но и о характере (режиме, условиях труда) работы, а также о профессиональных и личностных качествах, необходимых для ее исполнения. Кроме того, при преподавании иных учебных курсов студентам, осваивающим программы как бакалавриата, так и магистратуры, целесообразно демонстрировать специфику деятельности представителей различных юридических специальностей. Такой подход позволит сформировать у студентов целостное и реальное представление о работе юристов в различных сферах деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), 40.04.01 (030900) Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») предусматривают прохождение обучающимися практики. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» практика — это вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью [10]. Порядок организации и проведения практики устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами и Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383) [11]. Анализ этих нормативных актов показывает, что местом прохождения практики студентов, получающих юридическое образование, могут быть либо профильные организации, либо структурные подразделения образовательной организации. Прохождение практики имеет важное значение для профессионального самоопределения обучающегося. Поэтому при организации практики в качестве места ее прохождения следует выбирать профильные организации и структурные подразделения образовательной организации, ориентированные на включение студентов в практическую деятельность. При такой организации практики студенты получают возможность в реальных условиях изучить содержание различных юридических специальностей, что позволит в будущем сделать правильный выбор своей профессиональной деятельности.

В современных исследованиях, посвященных вопросам формирования профессиональной идентичности, отмечается важность общения обучающихся с представителями различных профессий. Зачастую причиной разочарования в выбранной специальности становится отсутствие реального представления о конкретном виде работы. Взаимодействие с практикующими юристами позволит студенту создать представление об актуальных требованиях к представителям тех или иных юридических специальностей, комплексе навыков, необходимых для успешной профессиональной реализации, о современных технологиях, используемых представителями юридического сообщества. Кроме того, неформальное общение с юристами-практиками помогает студентам оценить уровень своей

профессиональной подготовки и определить направления профессионального развития. Таким образом, приглашение профессионалов для проведения лекционных и практических занятий, участия в работе студенческих научных сообществ, студенческих конференций способствует формированию комплексного представления об определенных специальностях и различных юридических сообществах.

Требования к результатам освоения образовательных программ устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами посредством закрепления компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника в результате освоения образовательной программы. Перечень знаний, умений и навыков, формируемых при изучении учебных дисциплин, определяется образовательной организацией. В современных условиях при разработке программы учебной дисциплины следует предусматривать изучение материала и формирование навыков, соответствующих требованиям реальной действительности, востребованных в работе практикующих юристов. Представляется, что для определения такого комплекса знаний и навыков требуется привлечение к разработке программ учебных дисциплин представителей профессионального юридического сообщества.

Повышению актуальности содержания учебных дисциплин способствует также системное взаимодействие преподавателей образовательной организации с практикующими юристами, во время которого происходит обсуждение новаций законодательства, проблем разрешения коллизий и преодоления пробелов в праве. Такой подход в полной мере способствует созданию у студентов представления о реальной практической деятельности юристов.

Таким образом, организация образовательного процесса, способствующая профессиональному самоопределению и предоставляющая студенту возможность идентифицировать себя с определенным профессиональным сообществом, влияет на формирование профессиональной идентичности и является важным условием правильного выбора сферы деятельности для выпускников юридических вузов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. 2006. № 24. С. 53-58.

2. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. 599 с.

3. Малютина Т. В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты // Омский научный вестник. 2014. № 5 (132). С. 149-152.

4. Грязнова Е. В., Гончарук А. Г., Блохина М. А. Проблема определения понятия «профессиональная идентичность» в психологии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 323-325.

5. Нор-Аревян О. А., Шаповалова А. М. Факторы формирования профессиональной идентичности // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 21, № 5. С. 102-113.

6. Калашник Н., Неймарк М. Проблемы реализации нормативных предписаний о месте прохождения практики студентов юридических вузов // Юрислингвистика. 2020. № 15 (26). С. 8-12. URL: https://doi.org/10.14258/leglin(2020)1502.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (ред. от 11.01.2018) : приказ Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 N 1511. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_210457/ee369dc9fb89a8ddae72ae5c0fa014f37e7c91f3/ (дата обращения: 22.08.2020).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») (ред. от 31.05.2011): приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12.2010 N 1763. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/55070501/ (дата обращения 22.08.2020).

9. Мартышенко Н. С. Исследование процессов, влияющих на удовлетворенность студентов выбором специальности // Современное образование. 2017. № 4. С. 131-142. DOI: 10.25136/24098736.2017.4.24347 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24347.

10. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. от 01.08.2020) // Собрание законодательства. 2012. № 53, ч. 1. Ст. 7598.

11. Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (в ред. 15.12.2017): приказ Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_190917/ (дата обращения 22.08.2020).

УДК 343.791 ББК 67.408

ПОНЯТИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В СОСТАВАХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. Г. Максимов

Главное управление Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю (Барнаул, Россия)

Нормы главы 22 Уголовного кодекса РФ в превалирующем большинстве имеют бланкетный характер. Бланкетность предполагает необходимость обращения к иным, помимо уголовного, отраслям права для установления содержания уголовно-правового запрета. В уголовном законе содержаться дефиниции, не имеющие определения не только в нормативных актах различных отраслей права, но и в правовой доктрине. Безусловно, подобная ситуация существенным образом затрудняет процесс уяснения истинного содержания уголовно-правовой нормы, как следствие, может привести к значимым ошибкам в правоприменении. Одной из таких дефиниций является «кредиторская задолженность». Сам термин прямо упомянут в диспозиции одной нормы уголовного закона (ст. 177 — злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности). Однако термин «кредиторская задолженность» подлежит установлению при квалификации целого ряда других деяний, например, таких как неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, мошенничество, связанное и умышленным неисполнением договорных обязательств (ч. 4 и ч. 5 ст. 159 Уголовного кодекса РФ). В настоящей статье автор на основе комплексного анализа экономического содержания, гражданско-правового регулирования и специфики уголовно-правового применения предлагает собственный подход к установлению содержания понятия «кредиторская задолженность», которое может быть полезно как при разработке модели эффективной уголовно-правовой охраны экономической деятельности, так и в процессе правоприменения.

Ключевые слова: кредиторская задолженность, уголовная ответственность, уклонение, криминальное банкротство, злоупотребление, бухгалтерский учет.

THE CONCEPT OF ACCOUNTS PAYABLE IN THE COMPOSITION OF CRIMES IN THE SPHERE OF ECONOMIC ACTIVIT

A. G. Maksimov

Head office of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation for the Altai territory (Barnaul, Russia)

The norms of Chapter 22 of the Criminal Code of the Russian Federation are in the overwhelming majority of a blanket nature. Blanketness implies the need to appeal to other, in addition to criminal, branches of law to establish the content of a criminal law prohibition. However, the criminal law contains definitions that are not defined not only in the normative acts of various branches of law, but also in the legal doctrine. Of course, such a situation significantly complicates the process of understanding the true

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.