Научная статья на тему 'Условия формирования интеллектуальной организации'

Условия формирования интеллектуальной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркина Юлия Валерьевна

Раскрывается содержание концепции интеллектуальной организации, основанной на активизации процессов, способствующих решению возникающих проблем, с привлечением интеллектуального ресурса. Сегодня эффективность управления интеллектуальными ресурсами организации во многом определяется качеством персонала, его способностью к развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирования интеллектуальной организации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 26 (207).

Экономика. Вып. 28. С. 152-154.

Ю. В. Маркина

условия формирования интеллектуальной организации

Раскрывается содержание концепции интеллектуальной организации, основанной на активизации процессов, способствующих решению возникающих проблем, с привлечением интеллектуального ресурса. Сегодня эффективность управления интеллектуальными ресурсами организации во многом определяется качеством персонала, его способностью к развитию.

Ключевые слова: инновационная экономика, экономика знаний, интеллектуальная организация, интеллектуальные ресурсы, человеческие ресурсы.

Характеризуя переход мировой экономики на инновационный путь развития, закономерно говорить о формировании «экономики инноваций», «экономики знаний». Для того чтобы быть успешными и завоевать конкурентные преимущества, современные организации должны активно повышать собственный организационный интеллект. организационный интеллект — это способность организации целенаправленно создавать, обрабатывать и использовать результаты интеллектуальной деятельности для повышения адаптационного потенциала. Эффективное управление результатами интеллектуальной деятельности позволяет организации повышать свою конкурентоспособность, при этом сама организация приобретает черты интеллектуальной.

Термин «интеллектуальная организация» в английском оригинале — «thinking organization». В переводе на русский язык было бы точнее — «думающая организация», «осмысленная организация». Интеллектуальная организация не является механизмом или жесткой прямолинейной структурой, скорее всего это гибкая, подвижная система, которая адекватно откликается на изменения, корректирует свою политику. Концепция интеллектуальной организации рассматривает предприятие как организм, способный порождать и осваивать новые знания, а затем использовать их для повышения эффективности деятельности [1].

Главная задача интеллектуальной организации — разработка внутренних институциональных и управленческих процедур, помогающих формированию общего концептуального видения и реализации его на практике. П. Сенге считает, что «причиной неудач организационных перестроек в бизнесе являются фундаментальные особенности нашего мышления» [2]. Вот почему так важно раскрыть интеллектуальные возможности работников всех уровней — индиви-

дуальные и коллективные. Но для успеха организационных реформ недостаточно только аккумулировать собственные знания и опыт; необходимо систематическое исследование причин, тормозящих процессы роста. Без этого организационные перестройки зачастую оказываются неудачными. Знание может распространяться только в процессе обучения, когда люди вырабатывают и развивают способность действовать эффективно.

Такие характеристики интеллектуальной организации, как стремление к развитию общего видения и формирование сильной организационной культуры, открытый обмен информацией, плоская структура управления за счет радикального делегирования полномочий, командная работа, позволяют организации непрерывно усваивать новые знания на уровне как отдельных работников, так и организации в целом. В интеллектуальной организации лидеры по-прежнему определяют ее стратегию. Но и работники принимают в этом активное участие благодаря интегрированному опыту командной деятельности, они адаптируются к внешней среде и изменяются независимо друг от друга, обладая в то же время общим видением складывающейся ситуации. Поэтому за счет самоорганизации формируется коллективный разум, обеспечивающий необходимую степень гибкости при реагировании на изменения окружения. Стратегия как бы складывается сама собой в результате постоянного экспериментального настроя мыслительного процесса и творческого напряжения сотрудников интеллектуальной организации, что, в свою очередь, способствует их личному совершенствованию. Необходимая информация собирается всеми сотрудниками, соприкасающимися с внешней средой и способными благодаря креативности чутко улавливать перемены на рынке и вносить соответствующие изменения в стратегию.

Главный признак интеллектуальной организации — ее рыночная капитализация, превышающая бухгалтерскую стоимость основных фондов. Она формируется, как правило, за счет профессиональной подготовки персонала, предполагаемой прибыли от патентов, торговой марки, контроля над долей рынка, взаимоотношений с потребителями и т. д. Большое значение имеет степень превышения, так как не всякое успешное на фондовом рынке предприятие является интеллектуальным. Превышение должно быть многократным и носить стабильный характер. Рыночная стоимость интеллектуального предприятия обычно в 3-4 раза превышает бухгалтерскую стоимость его основных фондов.

Очевидно, что период доминирования трудоемкого производства должен остаться в прошлом. Это должно произойти благодаря росту числа организаций, добавленная стоимость продукции которых возрастает за счет использования знаний и креативных подходов. Креативность — это способность вырабатывать уникальные подходы к принятию решений. В интеллектуальных организациях креативность является наиболее востребованным качеством.

Важным признаком интеллектуальной организации является объем инвестиций, направляемых на проведение научно-исследовательских работ. Если объем инвестиций в НИР превышает объем инвестиций в основные фонды, это говорит об интеллектуальности организации. Анализ структуры инвестиций российских предприятий показывает, что основным источником финансирования капитальных вложений по-прежнему остаются собственные средства предприятий. Нехватка собственных средств остается главным тормозом развития интеллектуальных организаций.

Создание интеллектуальной организации подразумевает запуск процессов, способствующих поиску решения насущных проблем с привлечением интеллектуального ресурса персонала. Обновление и наращивание такого ресурса может осуществляться двумя способами. Во-первых, за счет внешних источников, к которым относятся различные курсы переподготовки, тренинги и т. д. (в этом случае можно говорить об обучении). Во-вторых, сотрудники могут сами формулировать проблемы, возникающие по ходу работы, и самостоятельно искать пути их решения (самообучение).

Инновационный характер деятельности, ее высокая наукоемкость меняют требования к работнику, повышают значимость творческого отношения к труду, профессионализма. Сегодня конкурентные преимущества компании в огромной степени определяются ее инновационностью, а значит, качеством кадрового потенциала. Это требует существенного изменения принципов и методов управления персоналом.

Обучение качеству и оценка эффективности управления предприятием предполагают соблюдение таких принципов, как непрерывность и вовлеченность членов общества на всех этапах обучения, а также производственной деятельности, что ведет к появлению такого понятия, как интеллектуальная организация, т. е. организация, в которой процесс обучения является постоянным и постепенно становится своеобразной потребностью персонала.

В качестве основных условий создания самообучающейся организации могут выступать [3]:

— планирование обеспечения постоянной подготовки и карьеры;

— определение полномочий и ответственности персонала;

— разработка индивидуальных и групповых целей менеджмента, проведение процесса и оценивание результатов;

— содействие привлечению работников к постановке целей и принятию решений;

— постоянный анализ потребностей своих работников;

— создание условий, поощряющих инновации;

— обеспечение групповой (командной) работы;

— информирование о предложениях и мнениях;

— измерение степени удовлетворенности работников;

— выяснение причин прихода работников в организацию и их увольнения.

Способность проводить обучение и за счет этого получать большую отдачу от своих сотрудников является признаком интеллектуальной организации. Эффективность процесса обучения возрастает, особенно когда дело касается реализации нетиповых программ, где под обучением понимается не только и не столько повышение квалификации, получение новых теоретических и практических знаний отдельными работниками, сколько непрерывное развитие и совершенствование всей организации как единого целого, формирование новой системы ценностей и новой организационной культуры.

Новые идеи очень важны, поэтому их выдвижение должно стимулироваться применением информационных технологий. Применение информационных технологий часто меняет содержание и алгоритм выполнения конкретных работ. Если такие изменения не будут проведены и сотрудникам не будут привиты соответствующие навыки, старое содержание труда придет в противоречие с требованиями и возможностями информационных технологий.

В последние годы все чаще говорится о необходимости применения «нового управленческого мышления», что неизбежно должно привести к появлению качественно иных отношений внутри организации и возникновению организации «нового типа», интеллектуальной организации. Для структур подобного типа характерны гибкость; управление, основанное на знании и компетентности; сведение формальностей к минимуму; демократизм и сплоченность сотрудников. В формировании такой организации основная роль отводится процессам непрерывного обучения и самообучения (самосовершенствования) как руководителей, так и производственного пер-

сонала, совмещению обучения с практической деятельностью.

Внедрение концепции интеллектуальной организации сталкивается на отечественных предприятиях с немалыми трудностями, однако при правильном запуске процессов обучения и применении подходящих методов и средств удается получить ощутимые практические результаты. При этом нередко приходится гибко менять методики и даже базовые принципы, адаптировать их под особенности конкретных сотрудников.

Список литературы

1. Малиновский, В. Самообучающаяся организация: опыт создания на российских предприятиях / В. Малиновский // Проблемы теории и практики упр. 2005. № 6. С. 101-106.

2. Акмаева, Р. Модель самообучающейся организации в контексте эффективного менеджмента / Р. Акмаева // Человек и труд. 2008. № 10. С. 60-61.

3. Шмелева, А. Н. Повышение инновационной восприимчивости компании посредством реализации персонал-стратегии «самообучающаяся организация» / А. Н. Шмелева // Изв. КГАСУ. 2007. № 1 (7). С. 73-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.