Научная статья на тему 'Условия экономической эффективности межвузовского взаимодействия в области внедрения инновационного образования'

Условия экономической эффективности межвузовского взаимодействия в области внедрения инновационного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / МЕЖВУЗОВСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTER-UNIVERSITY COLLABORATION / МЕЖВУЗОВСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / UNIVERSITY ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Ю. П.

Межвузовское взаимодействие является одним из направлений активизации инновационной деятельности в высшей школе. Автором рассмотрен зарубежный опыт межвузовского взаимодействия на региональном, национальном и международном уровне. Определены основные подходы к организации взаимодействия. Выявлены причины и проблемы развития межвузовского сотрудничества. Охарактеризованы результаты, условия и тенденции развития взаимодействия между вузами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Ю. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERMS OF ECONOMIC EFFICIENCY INTERUNIVERSITY INTERACTION OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE EDUCATION

Inter-university collaboration is one of the lines of enhancing innovative activities at higher school. The author describes foreign experience of inter-university collaboration at regional, national and international levels. The main principles of organizing interaction are highlighted. The incentives and problems of inter-university collaboration are examined. The results, conditions and tendencies of co-operation between institutes of higher education are also under consideration.

Текст научной работы на тему «Условия экономической эффективности межвузовского взаимодействия в области внедрения инновационного образования»



ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.1

Ю.П. Куликова

аспирант, кафедра управления, ГБОУ ВПО Московской области «Королевский

Аннотация. Межвузовское взаимодействие является одним из направлений активизации инновационной деятельности в высшей школе. Автором рассмотрен зарубежный опыт межвузовского взаимодействия на региональном, национальном и международном уровне. Определены основные подходы к организации взаимодействия. Выявлены причины и проблемы развития межвузовского сотрудничества. Охарактеризованы результаты, условия и тенденции развития взаимодействия между вузами.

Ключевые слова: высшее образование, инновации, инновационное развитие, межвузовское взаимодействие, межвузовские объединения.

J.P. Kulikova, post-graduate student, Korolev Institute of Management, Economics and Sociology

TERMS OF ECONOMIC EFFICIENCY INTERUNIVERSITY INTERACTION OF

IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE EDUCATION

Abstract. Inter-university collaboration is one of the lines of enhancing innovative activities at higher school. The author describes foreign experience of inter-university collaboration at regional, national and international levels. The main principles of organizing interaction are highlighted. The incentives and problems of inter-university collaboration are examined. The results, conditions and tendencies of cooperation between institutes of higher education are also under consideration.

Keywords: higher education, innovations, innovative development, inter-university collaboration, university associations.

Межвузовское взаимодействие во всем мире приобретает все более развитый характер в последние десятилетия, что связано с ускорением научно-технического прогресса и ростом требований к человеческому капиталу.

Поскольку инновации являются результатом многостороннего и неоднозначного взаимодействия между участниками инновационной деятельности, это обуславливает активизацию процессов вертикальной и горизонтальной интеграции в рамках инновационных систем, приводя к усилению взаимопроникновения образования, науки и других секторов экономики. При этом возрастает значение горизонтального межвузовского взаимодействия, нацеленного на повышение конкурентных преимуществ вузов и позволяющего выполнять более амбициозные образовательно-инновационные задачи. Основным мотивом развития сотрудничества между вузами является расширение участия университетов в инновационных системах стран и регионов.

В одной из работ американских ученых, проведших изучение 2,4 млн научных

институт управления, экономики и социологии»

УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖВУЗОВСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

исследований, изданных в 110 ведущих университетах США в 1981-1999 гг., отмечается, что за эти 19 лет в два раза возросло число ученых, входящих в одну исследовательскую группу. С начала 1990-х гг. отмечается активизация межтерриториального и международного взаимодействия, что объясняется быстрым развитием средств коммуникации. [1]

Межвузовское взаимодействие может реализовываться в различных формах -от встреч руководителей вузов до формирования стратегических альянсов. Сотрудничество университетов может осуществляться на формальной и неформальной основе, объединять государственные и негосударственные вузы по различным принципам и достигать разной степени интегрированности в зависимости от целей и ресурсов участников. С организационной точки зрения формальное сотрудничество может осуществляться в виде образования коалиций, партнерств, ассоциаций, консорциумов и т.д. Приобретение правового статуса не является обязательным условием, отношения участников межвузовских объединений в большинстве случаев определяются общим соглашением.

Виды взаимодействия с территориальной точки зрения можно подразделить на региональное, национальное и международное сотрудничество.

Расширение взаимодействия между вузами может рассматриваться как инструмент активизации инновационной деятельности в конкретном регионе. Развитие межвузовских отношений, начиная с 1980-х гг., привело к формированию в конце 1990-х гг. региональных ассоциаций университетов во всех девяти регионах Англии.

Помимо кооперирования на основе территориальной принадлежности распространение получило взаимодействие между вузами высокого исследовательского потенциала. Дополнительным стимулом к кооперированию могут явиться общие традиции поддержки инновационного предпринимательства. Так на юге Великобритании развитие сотрудничества между вузами с 1999 г. позволило создать партнерство «SETsquared», объединившее пять инновационных университетов. Деятельность партнерства ориентирована на поддержку инновационных предприятий - как «spin-out» компаний, так и независимых инновационных проектов. Основными направлениями сотрудничества являются: создание малых инновационных предприятий на базе университетов, развитие лицензирования и бизнес-инкубирования, а также распространение среди преподавателей и студентов практических навыков инновационной деятельности. Становлению партнерства во многом способствовало участие в государственных программах финансирования. Совместные заявки на участие в программах государственной поддержки позволили сформировать в каждом университете центры бизнес-акселерации, в которых к 2011 г. было поддержано около 650 высокотехнологичных старт-апов, создано 1000 рабочих мест. Ежегодные инновационные сессии с инвесторами позволили привлечь в инновационные компании более 100 млн фунтов и значительные производственные заказы. Установление контактов с предпринимательскими сетями США способствовало выходу 200 компаний на международный рынок. Партнерство «SETsquared» обеспечивает 11% университетских патентов Великобритании [2]. Среди проектов, реализуемых партнерством, проекты в области коммуникаций, здравоохранения, экологии, транспорта и социологии.

Общеевропейские сети межвузовского взаимодействия принимают активное

участие в формировании Европейского пространства высшего образования. Европейская ассоциация высших учебных заведений (EURASHE), Ассоциация университетов Европы (EUA), Ассоциация университетов европейских столиц (UNICA) представляют сектор высшего образовании в Болонском процессе, а также способствуют развитию интеграции вузов различных регионов мира в Европейское пространство высшего образования. С этой целью рабочие группы университетских ассоциаций выполняют исследовательские проекты, связанные с Болонским процессом (например, мониторинг успешности обучения студентов и их последующего трудоустройства), и консультируют правительственные органы, включая структуры Европейского Союза. Сложившиеся коммуникационные площадки позволяют консолидировать и распространять наиболее успешный опыт в области организации образовательного и научного процессов, а также в области государственной поддержки высших учебных заведений. Другими направлениями взаимодействия являются организация совместных программ обучения, программ студенческой и академической мобильности, научно-исследовательское и образовательное сотрудничество и т.д.

В целом основными результатами развития межвузовского взаимодействия в мире являются: возможность повышение качества исследований, осуществляемых университетами в сотрудничестве (доказано успешным выполнением ряда проектов); усиление интегрирующей роли университетов в инновационных процессах; формирование унифицированных и гибких систем подготовки специалистов, исследователей и преподавателей; расширение доступа университетов к финансовым ресурсам и контрактам; распространение успешных практик развития инновационного предпринимательства на базе вузов.

Анализ успешного зарубежного опыта межвузовского взаимодействия показал, что эффективность такого сотрудничества определяется соблюдением нескольких основных условий, которые необходимо учитывать при организации совместной деятельности вузов: относительное равенство потенциалов участников; активность участников; формирование прозрачной системы управления и системы контроля, в том числе над расходованием собственных и привлеченных финансовых ресурсов; наличие установленных контактов с другими участниками инновационной деятельности; содействие региональных и национальных органов управления; формирование эффективных каналов коммуникации.

Дальнейшее изучение организационно-экономических основ, преимуществ и недостатков различных форм межвузовского взаимодействия позволит адаптировать наиболее эффективные модели для применения в высшей школе Российской Федерации.

Список литературы:

1. J.D. Adams, G.C. Black, J.R. Clemmons, P.E. Stephan. Scientific Teams and Institution Collaborations: Evidence From U.S. Universities, 1981-1999. NBER working paper series. 2004, P. 2

2. SETsquared Fact sheet // Официальный сайт Партнерства SETsquared. URL: http://setsquared.co.uk/home/about-us/fact-sheet

3. Collaboration Fund // Официальный сайт Консорциума университетов Белой

Розы. URL: http://www.whiterose.ac.uk/projects_collaboration-_fund

4. The Economic impact of Russell Group universities // Официальный сайт группы «Рассел». URL: http://www.russellgroup.ac.uk/Economic-impact

5. P. Simmonds, J. Stroyan, J. Clark. An evaluation of the Cambridge-MIT Institute. Technopolis Group. 2009, P. 2

6. Фонд «Сколково» и MIT создают уникальное учебное заведение // Официальный сайт Управления информационной политики МГТУ им. Н.Э. Баумана. URL: http://pr.bmstu.ru/?p=6480

List of references:

1. J.D. Adams, G.C. Black, J.R. Clemmons, P.E. Stephan. Scientific Teams and Institution Collaborations: Evidence From U.S. Universities, 1981-1999. NBER working paper series. 2004, p. 2

2. SETsquared Fact sheet. URL: http://setsquared.co.uk/home/about-us/fact-sheet

3. Collaboration Fund. URL: http://www.whiterose.ac.uk/projects_collaboration-_fund

4. The Economic impact of Russell Group universities. URL: http://www.russellgroup.ac.uk/Economic-impact

5. P. Simmonds, J. Stroyan, J. Clark. An evaluation of the Cambridge-MIT Institute. Technopolis Group. 2009, P. 2

6. Fund "Skolkovo" and MIT created a unique institution. URL: http://pr.bmstu.ru/?p=6480

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.