Научная статья на тему 'Условия достижения инновационной ориентации регионального рынка труда'

Условия достижения инновационной ориентации регионального рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия достижения инновационной ориентации регионального рынка труда»

УДК 332.1+331.5 ББК 65.04+65.24

А.А. Рабцевич

условия ДОСТИЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОМ ОРИЕНТАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

Представлено современное состояние инновационной ориентации рынка труда Республики Башкортостан, сформулированы условия реализации проекта стратегического регулирования инновационной ориентации регионального рынка труда, а также представлен алгоритм приведения региона через субъектов рынка труда в состояние готовности к инновационному развитию. Определены алгоритм и условия реализации инновационной стратегии развития регионального социально-экономического пространства посредством воздействия на субъекты рынка труда. Делается вывод, что инновационное развитие региональной экономики достижимо при высоком уровне инновационной ориентации субъектов регионального рынка труда и следовании стратегии инновационного развития.

Ключевые слова:

инновационная стратегия, инновационная ориентация, региональный рынок труда.

Процессы достижения конкурентоспособности и обеспечения высоких темпов развития социально-экономической системы региона требуют от современного рынка труда не только способности уравновешивать и согласовывать интересы своих субъектов, он также призван ориентировать их к генерации и внедрению инноваций.

Инновационная ориентация рынка труда определяется нами как свойство рынка труда, выражающееся в наличии возможностей его субъектов (представителей труда и капитала), исходя из имеющихся качеств и характеристик деятельности, реализо-вывать инновационную стратегию. Принципиальной задачей региональной и местной власти является реализация такого механизма, который стимулировал бы работников и работодателей к поддержанию самовоспроизводящегося инновационного роста, под которым понимается достижение состояния, исключающего использование давления или стимулов к последующему изменению процесса расширенного воспроизводства инноваций в региональной социально-экономической системе.

Обобщив и проанализировав теоретические и практические подходы к проблеме инновационного роста [5], мы можем утверждать, что среда реализации интересов работника и работодателя на региональном рынке труда играет ключевую роль в усилении инновационного вектора экономического развития. Региональный рынок труда не просто определяет и координирует интересы его субъектов, но и отражает разные стороны всех социально-экономических явлений, происходящих в регионе, а значит, уровень развития институтов локальных (местных) рынков тру-

да детерминирует инновационное и любое другое развитие региона в целом.

В рамках данной статьи попытаемся сформулировать условия реализации проекта стратегического регулирования инновационной ориентации рынка труда Республики Башкортостан, в первую очередь, определив приоритетные направления институциональной трансформации регионального рынка труда в целях инновационного развития. Изучение сложившейся практики показывает, что регулирование регионального рынка труда в целях достижения инновационной стратегии развития происходит посредством разработки инструментов его инновационной ориентации как целостного явления, а затем реализации этих инструментов в виде программно-целевых воздействий на отдельные локальные сегменты.

Применяемые на современном этапе формы государственного воздействия на сегменты регионального рынка труда производятся преимущественно в целях подавления кризисных проявлений на отдельных территориях, а не в целях устранения причин сложившейся ситуации. В свою очередь, кризисные проявления заключаются в том, что на инновационные возможности региона (в т.ч. Республики Башкортостан) влияет ряд негативных факторов, основной из которых - большая внутрирегиональная диспропорция размещения промышленных мощностей (концентрированных по городским округам), приводящая к ослаблению инновационного вектора развития подавляющего большинства муниципальных районов, осложненная нарастанием противоречий на их рынках труда.

Изучение многочисленных методик, посвященных измерению инновационного развития территорий (см. [1; 2; 4]), позволило со-

3 ю О

здать методику оценки готовности субъектов локального рынка труда к реализации инновационной стратегии развития, заявленной высшим руководством страны, служащей для обоснования применяемых инструментов управления стратегическим развитием муниципальных образований как элементов региональной экономической системы.

Методология исследований «инновационных возможностей (потенциала, климата, среды и т.д.) региона» (в т.ч. в зарубежных методиках), базируется на анализе показателей таких «возможностей» по параметрам: входные/выходные, восприимчивость/ активность и т.д. Научная новизна нашего подхода заключается в рассмотрении «инновационного потенциала» региона через деление субъектов регионального производственного процесса (и экономики) на «работников» и «работодателей». Авторский анализ инновационной ориентации рынка труда [3] базируется на обзоре совокупности базовых показателей, иллюстрирующих состояние и деятельность ключевых субъектов локального рынка труда, и посредством применения алгоритма нормирования

«Паттерн» позволяет произвести расчет итогового комплексного показателя инновационной ориентации субъектов, а также типологизировать субрегиональные территории по значению данного показателя. Разработанная методика включает 18 индикаторов, служащих измерению способности работников и работодателей муниципального образования к решению конкретных производственных задач в целях инновационного развития (рис. 1).

Для расчета индикаторов инновационной ориентации был произведен сбор и анализ статистической информации за 2008-2012 годы (более 8000 значений), отражающей различные характеристики субъектов рынка труда Республики Башкортостан, по которым можно формулировать общие предположения об их состоянии, активности и результатах в выполнении своих задач. Результаты показали, что инновационно-ориентированный совокупный работник (трудовые ресурсы) практически не распределен по округам и районам с инновационно-ориентированными работодателями (рис. 2).

Инновационная ориентация рынка труда

Готовность работодателей принять инновационную стратегию

Фактор: Эффективность производства

Производительность труда

Фондоотдача

Соотношение трудового дохода (заработной платы) с общими доходами населения

Фактор: Затраты и выпуск, связанные с инновациями

Расходы на профессиональное обучение в среднем на 1 трудоспособного

Затраты на технологические инновации в среднем на 1 организацию

Доля отгруженной продукции инновационно-активных предприятий в общем объеме отгруженной продукции

Фактор: Качество рабочих мест и их воспроизводство

Доля рабочих мест, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам

Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям и организациям в среднем на 1 работника

Инвестиции в основной капитал по малым предприятиям в среднем на 1 малое предприятие

Готовность работников принять инновационную стратегию

Фактор: Инициативность населения

Доля индивидуальных предпринимателей численности населения трудоспособного возраста

Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций

Число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения

Фактор: Профессиональные возможности работников

Доля населения с высшим и послевузовским образованием

Доля выпускников учреждений НПО,

трудоустроившихся по полученной профессии в первый год после окончания учебного заведения

Соотношение занятых с СПО и НПО

Фактор: Соответствие работников современному уровню

Уровень социальной удовлетворенности

Наличие фиксированного доступа в Интернет на 1000 человек населения

Количество населения, готового к занятости вне района (округа) на 1000 трудоспособного населения

Решение о принадлежности рынка труда к инновационно-ориентированным

Рис. 1. Индикаторы инновационной ориентации рынка труда.

-Аг- г.У И

г Лгптрш. Г- Сибай ♦_1_

Кумертау 1 г. Октябрьски • а

городские округа И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ

Мечепинский РАЙОНЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ "ПЕРИФЕРИЮ" МИКРОРАЙОНОВ Бнрский г . Белорещшй ♦ ПС<|11 СБОЖК

♦ * Г. Стерлнтамак УфнМСКИЙ

ГОРОДСКИЕ ОКРУГА 11 МУНИЦИПАЛЬНЫЕ раПоны, формирующие

Федоре« Ермеке X ♦ ♦ * Ж Салават

Ид + ♦ ♦ * "ЯДРА" МИКРОРАЙОНОВ

Абзелиловсхнй * 1 N ♦ * * * Дюртюлннский * ♦ ЯнаульскиЯ

♦ V Шаранский \ * ♦ + ф- • и * ЧИШМИНСХИИ \ К '" тп' V:; Хайбуллинский

1 * ♦ ♦ ♦ Тать шшвева \

• V Пг.шнс К Е [] ] \ • Краснокамски!

Мишки некий •Карма скалннс кий

ДЕПРЕССИВНЫЕ твлчттлиш

Нурима конский Калгасннский 4

Ннновэцнанквя й|>ирит;щин рааото .г ш

Рис. 2. Графическое отображение позиций городских округов и муниципальных районов Республики Башкортостан по уровню инновационной ориентации субъектов рынка труда и определение их

принадлежности к группам

Полученные результаты обусловлены, в первую очередь, запуском два десятилетия назад рыночного механизма, дифференцировавшего округа и районы по их конкурентным возможностям, а также обнажившего неравномерную адаптацию трудовых ресурсов к рыночным реалиям по территориям с неоднородной структурой хозяйственного комплекса и неравными возможностями воспроизводства трудовых качеств. Кроме этого, отразились непропорциональное приложение государственных инвестиций во внутрирегиональное развитие производительных сил и отказ от социальных и экономических компенсаций. Все это осложнилось имевшим место неравенством отдельных округов и районов во взаимоотношениях с республиканским центром.

Общепринято утверждение, что при сохранении экспортно-сырьевой ориентации экономической политики невозможно произвести модернизацию народно-хозяйственного комплекса, как и повысить конкурентоспособность экономики регионов и России в целом. Современный инновационный рост нереализуем в нескольких «точках» страны, требуется повсеместное внедрение стимуляторов инновационного развития в региональные социально-экономические

системы. Ключевым источником инновационно-направленного экономического роста выступает соответствие уровню развития производительных сил характера производственных отношений между участниками производственного процесса. В свою очередь, региональная экономика может называться эффективной только в случае инновационного развития, и, в конечном счете, удовлетворения возрастающих потребностей людей (как работников, так и работодателей) в уровне доходов и реализации своих способностей, а значит, основой выступает рынок труда и его институты как ключевые регуляторы. Учитывая данный факт, подтверждается актуальность разработки научно-обоснованной стратегии регулирования регионального рынка труда в целях достижения эффективности регионального производственного процесса и направления его вектора на инновационное развитие.

Значительные результаты успешного инновационного развития возможны лишь на той территории, где «система взаимодействия» участников производственного процесса переходит на качественно новый уровень, становится «системой согласования интересов» в целях инновационного развития. Необходимой предпосылкой

3

ю О

формирования новой системы отношений в процессе реализации двойственного механизма инновационной ориентации является нахождение такого баланса экономических интересов работника и работодателя, который бы удовлетворял национально-ориентированный интерес государства. Разработка в рамках рыночных отношений инструментов согласования такого триединого интереса обусловит появление реальных движителей модернизации и инновационного развития регионального экономического пространства.

Как известно, эволюция экономических систем обусловлена движением внутренних противоречий (закон диалектики), приводящих со временем к качественным трансформациям, поиску выхода из ситуации конфликта и последующему развитию. Основной предпосылкой устранения противоречия (снижения конфликтности) работника и работодателя выступает высокая доходность производственного процесса при хотя бы внешней «справедливости» распределения создаваемой стоимости. Работник же, как только получает определенный доход и накапливает достаточную сумму средств, выходит из отношения найма и входит в него уже в качестве работодателя (становится предпринимателем или собственником). Поэтому при попытках достижения инновационного развития, в целях эффективности и непрерывности производственного процесса, становится необходимым постоянное внедрение инноваций и воспроизводство совокупного работника с потребительной стоимостью рабочей силы сопоставимой выбывающих (из отношения найма) работников, но еще не скопившего достаточных средств.

Следовательно, до перехода к инновационному пути развития, требуется объединение представителей прогрессивных экономических интересов, способных вносить необходимые коррективы в воспроизводственные процессы региона, контролировать последовательность реализации инструментов инновационного ориентирования регионального рынка труда и инновационной направленности региональной экономики, ориентированных преимущественно на сохранение и развитие трудовых качеств работников, усиление их включенности в производственный процесс и др.

Конструируемая органами государственного управления и местной администрацией на основе имеющихся полномочий и возможностей цель и программы инновационной ориентации рынка труда формируют синергетический эффект, создавая условия для корректировки экономических интересов работника и работодателя с учетом тре-

бований инновационного развития. Таким образом, надлежащий контроль развития отношений между работником и работодателем требует адекватных воздействий на рынок труда со стороны региональной власти. Подавление ею негативных факторов на подведомственных локальных и региональном рынках труда выступает предпосылкой успешной реализации инструментов инновационной ориентации работника и работодателя и усиления вектора инновационного экономического роста.

Для реализации программных управленческих воздействий необходима способность самих региональных органов власти к обозначению инновационных приоритетов и разработке системы инструментов, позволяющих упорядочивать социально-трудовые отношения и придавать им необходимое направление. Таким образом, реальные результаты программных управленческих воздействий на институты рынка труда получают регионы с высоким уровнем эффективности государственного управления. В этих процессах координация федеральными органами власти вектора развития и разработка целевых программ предоставляет регионам общие ориентиры, позволяющие занять позиции в межрегиональном разделении труда, запланировать в прогнозируемой динамике локальных рынков труда управленческие воздействия на их институциональное содержание.

Стратегия инновационного развития Республики Башкортостан реализуется лишь при ее тщательной проработке в субрегиональном аспекте, адекватном учете готовности субъектов регионального экономического пространства к ее реализации, интеграции локальных рынков труда в единый рынок и внедрении механизмов инновационной ориентации (рис. 3).

Цикл формирования воздействий на рынок труда Республики Башкортостан имеет ряд обязательных звеньев. Стратегическое регулирование основывается на мониторинге текущего состояния инновационной ориентации субъектов локальных рынков труда региона по разработанной методике, упорядочивании ежегодного массива данных и типологизации территорий по уровню инновационной ориентации работника и работодателя. Достаточный массив данных позволит использовать прогностический потенциал статистической базы, а также выявлять и формализовать проблемы регионального рынка труда, в том числе в разрезе округов и районов.

Ключевой задачей стратегического регулирования выступает образование макрорайонов [6] путем связки городских округов

Мониторинг инновационной ориентации субъектов локальных рынков труда региона Выявление доминирующих тенденций на региональном рынке труда

Составление базы данных

Разделение городских округов и муниципальных районов по уровню инновационной ориентации работодателя

X

^ Формирование макрорайонов ^

Неудовлетворительный (депрессивный)

Средний + низкий (наибольшая группа)

Высокий + средний

Определение ключевых показателей реализации инновационной стратегии развития

Идеологические воздействия на отношения субъектов регионального рынка труда (новая мотивация отношений)

Внедрение механизмов

инновационной ориентации работника и работодателя

Выявление и формализация устойчивых проблем регионального рынка труда, не связанных с инновационной ориентацией

Общесистемные проблемы регионального рынка труда

Расчет прогнозных оценок

г

Развитие по сценарию, не

связанному с инновационной стратегией

Выявление устойчивых проблем регионального рынка труда, связанных с инновационной ориентацией

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соотнесение проблем регионального рынка труда, связанных с инновационной ориентацией, с локальными рынками труда

Определение инструментов

содействия инновационной ориентации работодателя

Определение инструментов государственного воздействия на региональный рынок труда

Воздействие на институты ^ регионального рынка труда

Разработка целевых государственных программ стратегического регулирования инновационной ориентации рынка труда

Проблемы регионального рынка труда, происходящие от локальных рынков труда

______—V—_____

Проблема Проблема Проблема

Нерасчленяемая проблема Нерасчленяемая проблема

1 4-

Оптимальное решение нерасчленяемой проблемы Оптимальное решение нерасчленяемой проблемы

* *

Инструменты воздействия для решения проблемы Инструменты воздействия для решения проблемы

Распределение инструментов по времени реализации

Формирование пакетов инструментов по этапам реализации

-4 Этап 1 Этап 2 Этап 3

Сборка пакетов инструментов и разработка целевой программы

Рис. 3. Алгоритм стратегического регулирования инновационной ориентации регионального рынка труда.

Общество

и муниципальных районов с разным уровнем инновационной ориентации работодателя с выделением «ядра» и «периферии» (рис. 2). Что касается блока методологии разработки инструментов и целевой программы, разветвление субпроблем происходит до тех пор, пока не образуется совокупность простейших проблем, поддающихся управленческому воздействию на уровне региона и муниципалитета. Разработка инструментов содействия инновационной ориентации работодателя позволит внедрить их в макрорайонах и тем самым содействовать реализации целевых государственных программ в сфере инновационного развития региона.

Таким образом, конечная цель стратегического регулирования инновационной ориентации регионального рынка труда заключается в приведении его субъектов в состояние готовности к реализации инновационной стратегии развития и достижения на этой основе инновационного развития региональной экономики.

Субъектами стратегического регулирования выступают федеральные, региональные органы власти, органы местного самоуправления, и в меньшей степени (вносят предложения и уточняют реализацию стратегии на местах) - ассоциации предпринимателей, профсоюзы и другие коллективные представители работников и работодателей.

Индикаторы инновационной ориентации регионального рынка труда в разрезе городских округов и муниципальных районов должны, по нашему мнению, отражаться в отдельной отчетности региональных статистических органов и находиться в открытом доступе. Анализ индикаторов инновационной ориентации субъектов ло-

кальных рынков труда может послужить основой разработки региональных и местных целевых программ и обоснованием приоритетных направлений институциональной трансформации региональной экономики. Система показателей инновационной ориентации регионального рынка труда, может получить статус утвержденной, а учет предельных значений данных показателей - ключевым условием эффективности исполнения региональных программ инновационного развития.

Для реализации проекта стратегического регулирования инновационной ориентации регионального рынка труда в современных российских реалиях от всех уровней власти в первую очередь требуется политическая воля создания в регионах приемлемых условий и стимулов для достижения инновационной ориентации субъектов рынка труда. Во-вторых, должен быть обеспечен оптимальный баланс федеральных, региональных и муниципальных интересов, способный гарантировать создание и поддержку необходимых условий реализации инновационной стратегии. В-третьих - должна быть решена задача поиска достаточных инвестиций, которые будут использоваться для достижения инновационного развития. И, в-четвертых, управленческие воздействия на региональный рынок труда должны подкрепляться доверием к ним населения.

Можно заключить, что система отношений «работник - работодатель - государство» является вопросом национальной безопасности страны, а значит, требует скорейшего снятия деформаций и противоречий этой системы путем ее направления на инновационное развитие.

Список литературы:

[1] Рабцевич А.А. Адекватность работников современным требованиям к рабочей силе как фактор инновационного развития // Сборник материалов XIX Международной молодёжной научной конференции «Социально-экономическое развитие России: возможности, проблемы, перспективы. Взгляд молодых», 10 апреля 2014 г. - Челябинск: УрСЭИ(ф) АТиСО, 2014. - С. 260-263.

[2] Рабцевич А.А. Инициативность населения как фактор инновационного развития региона // Материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов «Начало в науке» Ч.З., 18-19 апреля 2014 г. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 36-38.

[3] Рабцевич А.А., Янгиров А.В. Методические основы анализа инновационной ориентации рынка труда // Экономика и предпринимательство. - 2013, № 12-4. - С. 215-223.

[4] Рабцевич А.А. Методические основы исследования инновационной ориентации работодателя // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Экономика и сервис: от теории к практике», 7 мая 2014 г. - Волгоград: ВлГУ, 2014. - С. 131-140.

[5] Рабцевич А.А. Теоретические основы стратегического управления региональным рынком труда // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Стратегические аспекты управления социально-экономическими системами в регионе», 15 мая 2014 г. - Владимир: ВлГУ, 2014. - С. 189-202.

[6] Рабцевич А.А. Формирование макрорайонов как метод управления народно-хозяйственной системой региона // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Инновации в экономике и управлении на предприятиях нефтегазовой промышленности и смежных отраслей», 1 апреля 2014 г. - Пермь: ПНИПУ, 2014. - С. 72-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.