Научная статья на тему 'Условия для развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья экономических знаний через дистанционное обучение'

Условия для развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья экономических знаний через дистанционное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЭКОНОМИКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Светлана Николаевна

Введение: В статье автор обращается к рассмотрению вопроса о поиске путей совершенствования содержания и методик обучения, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Указывая на значимость основных социально-экономических преобразований в стране, активизации социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, автор делает акценты на том, что изменение условий обучения людей с ограниченными возможностями здоровья устремлено на создание и развитие личности, владеющей навыками социально-адаптивного поведения применительно к экономике. Материалы и методы: Автор утверждает, что одним из путей осуществления этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается как средство социальной реабилитации обучающегося. Данные условия обеспечивают равные права, доступность, возможность выбора образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Результаты исследования: В статье рассматриваются новые условия для развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами экономического образования, аргументируется значимость дистанционного обучения. Реализация процесса формирования экономических знаний у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья состоит из следующих этапов: диагностический; аналитический; стратегический; формирующий; развивающий; итогово-диагностический. Автор выделяет интерактивность в качестве ключевого показателя дистанционного обучения, которая: обеспечивает интерактивность между обучаемым и педагогом; предоставляет возможность группового обучения; осуществляет обратную связь; формирует и поддерживает мотивацию; обеспечивает выбор содержательного модуля программы, что позволяет обучаемому осознавать свое продвижение от модуля к модулю, даёт возможность выбора любого модуля. Обсуждение и заключения: В статье предложен вариант создания условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья через реализацию дистанционного обучения средствами экономического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR DEVELOPMENT STUDENTS '' WITH DISABILITIES KNOWLEDGE OF ECONOMICS VIA DISTANCE LEARNING

Introduction: In the article the author addresses the issue of finding ways to improve the content and methods of training for students with disabilities (LHO). Pointing to the importance of the main socio-economic reforms in the country, the activation of social policy towards democratization and humanization of society, the author emphasizes that the change in the learning conditions of people with disabilities is aimed at the creation and development of the individual with the skills of social and adaptive behavior in relation to the economy. Materials and methods: The author emphasizes that one of the ways to implement this task is the educational inclusion, which is considered as a means of social rehabilitation of the student. These conditions ensure equal rights, accessibility, and the possibility of choosing the educational route of the student with the LHO. Research result: The article discusses new conditions for the development of students with disabilities (LHO) by means of economic education, the importance of distance learning. Implementation of the process of economic knowledge formation in students with LHO consists of the following stages: diagnostic; analytical; strategic; forming; developing; final diagnostic. The author identifies interactivity as a key indicator of DL, which: provides interactivity between the student and the teacher; it provides the opportunity of group training; provides feedback; forms and supports motivation; provides a choice of the content of the program module, which allows the trainee to realize their progress from module to module, allows the choice of any module. Discussion and conclusions: The article offers the option of creating conditions for quality education, students with LHO through the implementation of economic education means.

Текст научной работы на тему «Условия для развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья экономических знаний через дистанционное обучение»

УДК 37.048.4

Б01: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-14

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

С. Н. Кузнецова1*

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*е-таИ: dens@52.ru

АННОТАЦИЯ

Введение: В статье автор обращается к рассмотрению вопроса о поиске путей совершенствования содержания и методик обучения, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Указывая на значимость основных социально-экономических преобразований в стране, активизации социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, автор делает акценты на том, что изменение условий обучения людей с ограниченными возможностями здоровья устремлено на создание и развитие личности, владеющей навыками социально-адаптивного поведения применительно к экономике.

Материалы и методы: Автор утверждает, что одним из путей осуществления этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается как средство социальной реабилитации обучающегося. Данные условия обеспечивают равные права, доступность, возможность выбора образовательного маршрута обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты исследования: В статье рассматриваются новые условия для развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами экономического образования, аргументируется значимость дистанционного обучения. Реализация процесса формирования экономических знаний у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья состоит из следующих этапов: диагностический; аналитический; стратегический; формирующий; развивающий; итогово-диагностический. Автор выделяет интерактивность в качестве ключевого показателя дистанционного обучения, которая: обеспечивает интерактивность между обучаемым и педагогом; предоставляет возможность группового обучения; осуществляет обратную связь; формирует и поддерживает мотивацию; обеспечивает выбор содержательного модуля программы, что позволяет обучаемому осознавать свое продвижение от модуля к модулю, даёт возможность выбора любого модуля. Обсуждение и заключения: В статье предложен вариант создания условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья через реализацию дистанционного обучения средствами экономического образования.

Ключевые слова: развитие, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, экономика, дистанционное обучение.

Для цитирования: Кузнецова С.Н. Условия для развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья экономических знаний через дистанционное обучение // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2. C. 14. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-14.

CONDITIONS FOR DEVELOPMENT STUDENTS ' WITH DISABILITIES KNOWLEDGE

OF ECONOMICS VIA DISTANCE LEARNING

S. N. Kuznetsova1*

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: dens@52.ru

ABSTRACT

Introduction: In the article the author addresses the issue of finding ways to improve the content and methods of training for students with disabilities (LHO). Pointing to the importance of the main socio-economic reforms in the country, the activation of social policy towards democratization and humanization of society, the author emphasizes that the change in the learning conditions of people with disabilities is aimed at the creation and development of the individual with the skills of social and adaptive behavior in relation to the economy.

Materials and methods: The author emphasizes that one of the ways to implement this task is the educational inclusion, which is considered as a means of social rehabilitation of the student. These conditions ensure equal rights, accessibility, and the possibility of choosing the educational route of the student with the LHO.

Research result: The article discusses new conditions for the development of students with disabilities (LHO) by means of economic education, the importance of distance learning. Implementation of the process of economic knowledge formation in students with LHO consists of the following stages: diagnostic; analytical; strategic; forming; developing; final diagnostic. The author identifies interactivity as a key indicator of DL, which: provides interactivity between the student and the teacher; it provides the opportunity of group training; provides feedback; forms and supports motivation; provides a choice of the content of the program module, which allows the trainee to realize their progress from module to module, allows the choice of any module. Discussion and conclusions: The article offers the option of creating conditions for quality education, students with LHO through the implementation of economic education means.

Keywords: development, learning with disabilities, Economics, distance learning.

For citation: Kuznetsova S.N. Conditions for development students ' with disabilities knowledge of economics via distance learning // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 2. P. 14. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-14.

Введение

Цель исследования: рассмотреть условия и обозначить направления, а также этапы формирования и развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) экономических знаний через дистанционное обучение.

Нормативную правовую базу адаптированной дополнительной образовательной программы по экономике составляет Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите обучающихся в Российской Федерации».

Обеспечение прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование является важнейшей задачей государственной политики. Определение условий для получения образования, адекватного возможностям обучающегося с ОВЗ, основывается на решении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по исполнению приоритетных национальных проектов и демографической политике (раздел III п. 5 протокола от 18 апреля 2008 г.). Получение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образования является основным условием социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, результативной самореализации в различных видах профессиональной деятельности [1,2].

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья составляют перспективную категорию обучающихся, которые могут в разных формах обучаться в системе высшего образования. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья относится к числу проблем, актуальность которых предполагает поиск инновационных моделей, новых форм и способов организации обучения, в том числе и дистанционного обучения [3,4].

Проблема получения высшего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья имеет приоритетное положение в практике стран Восточной и Западной Европы, США и Японии. Проблема получения высшего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья очень актуальна, так как увеличивается количество обучающихся, получающих высшее образование с использованием дистанционных образовательных технологий. В настоящее время с использованием дистанционных технологий обучается 5,7% от общего количества обучающихся, при этом должна быть обеспечена доступность высшего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [5,6].

Материалы и методы

Органы государственной власти расширяют успешные практики образования обучающихся с ОВЗ. Серьезно возрастает нагрузка на высшие учебные заведения, которым предстоит обеспечить реализацию права на качественное образование для большого количества обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (таблица 1).

Таблица 1 - Сведения об инвалидах - студентах, обучающихся по профессиональным образовательным программам) (на начало учебного года, человек)

Table 1 - Information on disabled students studying on professional educational programs) (at the beginning of the academic year, people)

Годы / Years Принято студентов / Adopted by students Численность студентов / Number of students Выпуск специалистов / Graduation of specialists

2008/2009 5770 24994 2463

2009/2010 7204 23248 3040

2010/2011 6670 22939 3080

2011/2012 5599 20080 2783

2012/2013 5530 18919 2712

2013/2014 5194 16779 2500

2014/2015 5179 16768 2561

2015/2016 5966 18043 4120

2016/2017 6087 19538 3139

2017/2018 6881 21757 3214

Чтобы процесс обучения и дальнейшего трудоустройства обучающихся с ограниченными возможностями здоровья был успешным, необходимо принимать во внимание тенденции развития системы образования, а также требования рынка труда, который находится под давлением социально-экономических факторов.

Как показывает практика образования, состояние здоровья многих молодых людей из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья мешает изучению образовательных программ вне специальных условий обучения, что требует расширения главных задач деятельности учреждений образования, создания особых условий для реабилитации в развитии отдельных категорий обучающихся [7,8,9].

Задаче реабилитации в качестве составляющей образовательного процесса предшествует создание в высших учебных заведениях специальных образовательных условий, позволяющих оптимально интегрировать процессы профессиональной подготовки и коррекционного обучения, подготовку педагогов для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Перед высшим учебным заведением стоят задачи создания доступной среды обучения, применения дистанционных образовательных технологий, расширения спектра образовательных услуг [10,11,12].

Обзор литературы

Методологическая основа для разработки проблем обучения обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья была заложена в 40-80-е гг. XX в.

в исследованиях Г.М. Дульнева, В.П. Ермакова, С.Л. Мирского, Е.П. Хохлиной, И В. Цукерман.

Получение образования рассматривалось как усвоение обучающимися

технологических знаний, приемов труда, навыков, общетрудовых и общетехнических

умений. Включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общественный квалифицированный труд определялось достижением учебных целей.

На основании научно-прикладных исследований в 70-80-е гг. XX в. распространение получило трудовое обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с получением определенного набора профессий (Б.В. Белявский).

В научно-теоретических и прикладных исследованиях начала XXI в. образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья охватывает разнообразные виды образовательной деятельности на протяжении их жизненного пути.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как часть системы образования, направленного на всестороннее развитие личности с учетом характера ограничений жизнедеятельности, удовлетворение широких культурно-образовательных потребностей, повышение функциональной грамотности, профессиональной компетентности, развитие способности к адаптации, как часть реабилитационного процесса и процесса социальной защиты, связанной с реализацией права на образование [13,14,15].

Сложилась ситуация, которая характеризуется наличием развитого законодательства, защищающего права инвалида на развитие, образование, социальную и трудовую интеграцию, и практическим отсутствием механизмов их реализации (Б.В. Белявский, Т.В. Волосовец, Н.Н. Малофеев, Е.М. Старобина, Д.В. Зайцев).

Наблюдается оторванность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от социальных контактов, ограничение круга межличностного взаимодействия, заниженный уровень образования, невостребованного в обществе, низкая конкурентоспособность приобретаемых профессий [16,17,18].

Эффективное решение указанных проблем, по мнению авторов, возможно за счет:

— создания системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Е.М. Старобина);

— оптимизации сочетания институциональных и неинституциональных моделей их образования (С.С. Лебедева, Е.А. Миронова);

— форм образовательной и социально-профессиональной интеграции (Н.Н. Малофеев, В.Д. Зайцев);

— обобщения и диссеминации зарубежного (Е.А. Тарасенко) и отечественного опыта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Ю.Ю. Антропова, О.Г. Злобина, В.В. Коркунов, Г.С. Птушкин).

Авторы констатируют, что, кроме отсутствия качественного образования, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с целым комплексом культурно-социальных проблем:

— нарушение связи с миром;

— ограниченный доступ к информационным ресурсам;

— недоступность общения.

Дистанционное обучение становится реальной возможностью учиться в индивидуальном режиме; получать образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования, что позволяет реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации [19,20,21].

Важную роль в обеспечении индивидуализации образовательного маршрута обучающихся с ограниченными возможностями здоровья призваны сыграть педагоги высших учебных заведений, требования к профессиональным и личностным качествам которых значительно повышаются.

Педагоги должны научиться уважать чужую индивидуальность в ее различных проявлениях, быть толерантными, объективными и справедливыми в оценочных суждениях, особенно деликатными и тактичными.

Комплексный, системный характер социализирующих влияний - важное условие, выполнение которого связано с объединением усилий всех агентов социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (педагоги-психологи, социальные педагоги, специальные педагоги, медицинские работники, а также педагоги учреждений дополнительного образования) [22,23,24].

Специалисты первой группы помогают педагогам организовать учебную, познавательно-коммуникативную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья преимущественно в учебное время с использованием коррекционно-развивающих технологий и средств. Педагоги дистанционного обучения вовлекают их в разнообразные виды рекреационной деятельности [25,26,27].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. наблюдается возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени зависит от качества профессиональных кадров, уровня их социализации, социальной компетентности. На данный период должны быть определены и реализованы меры, обеспечивающие доступность качественного обучения и успешную социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На взгляд авторов, особое внимание должно быть уделено вопросу обучения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья трудоспособного возраста как социально уязвимой группы [28,29,30].

Конкурентоспособность на открытом рынке труда обучающихся с ограниченными возможностями здоровья также снижена, работодатели отдают предпочтение при приеме на работу здоровым людям. Необходима ранняя профориентационная работа и подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному и оптимальному выбору формы и места получения образования. Требуется разработка подходов-рекомендаций по профессиональному обучению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые могут стать основой взаимодействия с ними педагогических работников. Следует вырабатывать у преподавателей готовность с помощью специалистов службы комплексного сопровождения модифицировать типологические подходы к обучению обучающихся с сенсорными, двигательными, интеллектуальными или комплексными нарушениями, соматическими заболеваниями применительно к конкретной ситуации обучения и индивидуальным особенностям каждого обучающегося [31].

В системе образования необходимо обеспечить каждому обучающемуся право выбора профессии, создать условия путем расширения перечня профессий, а также формирования мотивации обучающихся к продолжению профессионального обучения. Это будет стимулировать инновационную деятельность образовательных учреждений, их стремление к контактам, обобщению и распространению продуктивного педагогического опыта,

постоянному повышению квалификации в области обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Совершенствование традиционных и поиск новых, вариативных форм решения задачи обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в высших учебных заведениях связаны с широкой научно-исследовательской и внедренческой деятельностью по следующим ключевым направлениям [32]:

— комплексный анализ современного состояния, проблем и перспектив развития образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, возможностей их рационального трудоустройства на рынке труда;

— закрепление государственных гарантий социальной защиты и социальной поддержки, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, права на комплексную реабилитацию в процессе образования;

— реализация прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на получение образования разного уровня по востребованным на рынке труда профессиям в наименее ограничивающей образовательной среде в соответствии с индивидуальными психофизическими особенностями, интересами и склонностями к трудовой деятельности, рекомендациями индивидуальной программы реабилитации;

— оптимизация моделей, содержания, методов, технологий и ресурсного обеспечения обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— рациональное трудоустройство обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с профилем профессиональной подготовки для достижения независимого существования;

— развитие профессиональной мобильности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, возможности повышения квалификации, профессиональной переподготовки, обучения по новой профессии;

— преобразование инициативно возникающих, разрозненных и децентрализованных форм обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организационно-целостную, эффективно действующую и планово-развивающуюся подсистему образования, обладающую собственной структурно-содержательной спецификой; определение механизмов и условий, позволяющих данной подсистеме функционировать в режиме устойчивого развития;

— проведение междисциплинарных научно-прикладных исследований, задающих вектор экспериментальной и инновационной деятельности в области профессиональной подготовки, коррекционного обучения, личностной самореализации, развития интеллектуального потенциала и социокультурной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— научно-теоретическая и организационно-методическая разработка вариативных моделей профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе учета их индивидуально-типологических особенностей и сочетания интеграционных подходов в обучении, получения ими профессии с использованием дистанционных технологий обучения;

— разработка пакета нормативно-правовых, финансово-экономических и управленческих документов, конкретизирующих механизмы ресурсного обеспечения

различных моделей образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в пределах затрат, покрывающихся за счет нормативного финансирования, спонсорской помощи;

— разработка дидактико-методических, инструктивно-технических, учебных материалов, раскрывающих особенности организации и содержания обучения, его коррекционно-компенсаторную направленность, специфику материально-технического и информационного обеспечения учебного процесса, контроля и оценки результатов профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— повышение ответственности высших учебных заведений за создание для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальных образовательных условий и их последующее трудоустройство;

— обеспечение высших учебных заведений квалифицированными руководящими и педагогическими кадрами, обладающими необходимым и достаточным уровнем компетентности в области специальных технологий обучения; разработка и реализация в этих целях программ дополнительного профессионального образования;

— разработка программы взаимодействия высших учебных заведений с социальными партнерами в целях повышения качества и улучшения материально-технической оснащенности профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, формирования у работодателей заинтересованности в их приеме на работу, рациональном трудоустройстве в сфере малого и частного бизнеса, профессионально-трудовой адаптации и социокультурной интеграции.

Обучение студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться с применением дистанционных технологий. В учебном процессе для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах для студентов с различными нарушениями, обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся, наличие необходимого материально-технического оснащения. Образовательная информация, размещаемая на официальном сайте вуза, разрабатывается в соответствии со стандартом обеспечения доступности web-контента (WebContent -Accessibility). Подбор и разработка учебных материалов преподавателями производится с учетом того, чтобы студенты с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально (например, с использованием программ-синтезаторов речи или с помощью тифлоинформационных устройств).

Результаты исследования

Авторами было опрошено 50 респондентов - преподавателей вузов города Нижнего Новгорода, которые читают цикл экономических дисциплин, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Большинство опрашиваемых считают, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении менее защищен, чем здоровые дети (40%). Респонденты считают, что основной вариант получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья - отдельные дистанционные

курсы, обучение по которым проводится по адаптивным программам (60%). Далее, 80% респондентов считают, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья является заложником неудобств для своих родителей, связанных с расстоянием до образовательного учреждения, при выборе оптимального варианта его обучения.

Также 60% респондентов под адаптацией образовательной программы понимают учет индивидуальных особенностей обучающегося; 20% - использование индивидуального учебного плана.

Включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в группу -сложная педагогическая задача, поэтому 50% респондентов не готовы обучать обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, другая половина респондентов (50%) - готовы. Кроме этого, 40% не готовы участвовать в перераспределении часов обучения по различным предметам по годам и изменении последовательности их изучения, а 60% - готовы.

100% респондентов считают необходимым обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через дистанционное образование, при этом 90% респондентов считают возможным осуществление развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через реализацию дистанционного обучения средствами экономического образования.

Дистанционное обучение - это взаимодействие педагога и обучающегося с ограниченными возможностями здоровья между собой на расстоянии, отражающее все компоненты, реализуемое средствами интернет-технологий, предусматривающих интерактивность [33].

Специфические методики дистанционного обучения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение обучающегося и преподавателя в режиме реального времени - онлайн-общение.

— методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между педагогом и обучающимся в реальном времени - офлайн-общение.

Обсуждение и заключения

Методы дистанционного обучения более личностно ориентированы на обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, предполагают детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию, постановку цели и задач обучения, доставку необходимых учебных материалов [34].

Авторы выделяют интерактивность в качестве ключевого показателя дистанционного обучения, которая:

— обеспечивает интерактивность между обучаемым и педагогом;

— предоставляет возможность группового обучения;

— осуществляет обратную связь;

— формирует и поддерживает мотивацию;

— обеспечивает выбор содержательного модуля программы, что позволяет обучаемому осознавать свое продвижение от модуля к модулю, даёт возможность выбора любого модуля.

Использование ИКТ обеспечивает: повышение эффективности и качества процесса обучения; обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации при решении задач из различных предметных областей [35].

Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным контролем имеет преимущества [36]:

осуществляется индивидуализация контроля знаний; повышается объективность оценки;

обучающийся видит детальную картину собственных недоработок; оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

Согласно принципу коррекционной направленности в учебном процессе, занятия авторы рекомендуют проводить таким образом, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья не только осваивает учебный материал по экономическим дисциплинам, но и получает дополнительные знания и навыки. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья подбираются задачи с меньшим количеством действий, имеющих характер социально-бытовых задач.

Интеграция расширяет сферы получаемой информации, происходит сближение содержательной и функциональной сторон обучения. Введение элементов экономики в обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья помогает им достичь элементарного уровня экономической культуры, что обеспечивает их жизнестойкость в современных социально-экономических условиях. Экономическая грамотность обеспечивает, улучшает и ускоряет социальную адаптацию обучающихся, интеграцию в общество [37, 38].

С помощью предметно-практической направленности занятия создаются адекватные представления об экономической действительности, обеспечивается рациональное потребительское поведение. Экономическая подготовка требуется обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, так как формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья экономических умений и навыков способствует повышению уровня их общего развития, подготовке к ведущей самостоятельной жизнедеятельности, интеграции в социум [39].

Занятия с элементами экономики способствуют коррекции процесса формирования личности и недостатков познавательной деятельности, готовят обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.

Реализация процесса формирования экономических знаний у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья состоит из следующих этапов [40]:

— диагностический - выявить объем и состояние имеющихся у обучающихся экономических знаний;

аналитический - определить состояние предстоящего процесса обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— стратегический - разработать стратегию и последовательность процесса обучения;

Vestnik of Minin University. 2018. Volume 6. No 2

— формирующий - сформировать у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья экономические знания;

— развивающий - накопление обучающимися с ограниченными возможностями здоровья опыта практической деятельности и развитие самостоятельности;

— итогово-диагностический - выявить уровень сформированности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья экономических знаний.

Эффективность дистанционного обучения зависит от: эффективного взаимодействия педагога и обучаемого; эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки; эффективности обратной связи.

Условия организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе высших учебных заведений не обеспечивают качественного конкурентоспособного уровня образования.

Важным условием выступает целенаправленная подготовка педагогических работников к взаимодействию с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и формирование реабилитационной направленности их профессионально-педагогической деятельности в рамках обучения по программам дистанционного обучения.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 27.04.2018).

2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 27.04.2018).

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 27.04.2018).

4. Аллахвердиева Л.М. Инновационные тенденции в современной образовательной системе: открытое и инклюзивное образование // Человек. Общество. Инклюзия. 2015. №2(22). С. 132-137.

5. Барабанов Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV международной научной конференции (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 140143.

6. Белявский Б.В. Исследование социального взаимодействия обучающихся с нарушением интеллекта в процессе их трудовой деятельности // Специальное образование. 2015. №4.

7. Богданов Т.Г., Степанова Н.А., Вовненко К.Б. Социальная адаптация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для вузов. М.: Академия, 2015.

8. Дегтева Л.В., Литвиненко И.Л. Анализ социально-экономических показателей инклюзивного образования в России // Социально-гуманитарные знания. 2015. №5. С. 276-284.

9. Елисеева Ю.Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2016. №3. С. 959-964.

10. Ефремова Г.И., Ковалева М.А., Бочковская И.А. Анализ состояния инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 168-174.

11. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком: методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2015. 190 с.

12. Козырева О.А. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для преподавателей Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева, работающих со студентами-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья. Красноярск, 2015. 93 с.

13. Мартынова Е.А., Романович Н.А. Профессиональное самоопределение личности инвалида как условие формирования специалиста в системе высшего профессионального образования // Проблемы непрерывного профессионального образования в XXI веке: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Шадринск, 2015. С. 156161.

14. Пескова Ю.В. Некоторые проблемы трудоустройства инвалидов в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2015. №3. С. 39-40.

15. Поташова И.И., Виноградова О.В. Семейно-ориентированная модель инклюзивного образования // Культура и образование. 2015. №3.

16. Пэйн М. Социальная работа: современная теория: учебное пособие / под ред. Дж. Киплинга. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 400 с.

17. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М.: ВЛАДОС. 2016. 175 с. (Коррекционная педагогика).

18. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья как необходимое условие их профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Выпуск №4. С. 110-113.

19. Романович Н.А. Формирование готовности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2015.

20. Самарцева Е.Г. Проблема профессиональной готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию детей // Образование и общество. 2016. №2(97). С. 57-60.

21. Сырова Н.В., Бережанская Н.С. Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V международной научной конференции. Уфа: Лето, 2015. С. 71-73.

22. Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование // Интернет-журнал Науковедение. 2015. №3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/153PVN314.pdf (дата обращения: 27.04.2018).

23. Челнокова Е.А., Кузнецова С.Н., Набиев Р.Д. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании экономических дисциплин в вузе // Вестник Мининского университета. 2017. №3.

24. Челнокова Е.А., Храбан Г.С. Тьюторская деятельность педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов // Вестник Мининского университета. 2016. №1-1(13). С.28.

25. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. М.: А-Приор, 2015. 144 с.

26. Thomas Barbara, Matthews Laura. Vocabulary for First Certificate. Cambridge University Press, 2010.

27. L'internet au cours de francais. Reflexions. Available at: http://users.skynet.be/ameurant/francinfo/principal/publicat.html (accessed: 27.04.2018).

28. Critical practice in social work. New York: Palgrave & Macmillan, 2009. 429 p.

29. Dijkstra E.W. A note on two problems in connexion with graphs // Numerische Mathematik. 1959. Vol. 1. Issue 1. Pp. 269-271. DOI 10.1007/BF01386390.

30. Guochang Xu. GPS. Theory, Algorithms and Applications. Germany, 2007. 340 с.

31. Kirsanov A., Anavatti S.G., Ray T. Path Planning for the Autonomous Underwater Vehicle // SEMCCO 2013. Proceedings of the 4th International Conference on Swarm, Evolutionary, and Memetic Computing. 2013. Vol. 8298. Pp. 476-486. DOI 10.1007/978-3-319-03756-1_43.

32. Kirsanov M.N., Shpitonkova E.A. Simulation of ant algorithm using maple with adding additional parameter // Системы компьютерной математики и их приложения. 2013. №14. С. 62-64. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20588338 (accessed: 27.04.2018).

33. Lahtinen E et al. Framework for promoting mental health in Europe. Helsinki, 1999. 130 p.

34. Lyusin V., Khazanov G. Techniques for Improving Antijamming Performance of Civil GPS/GLONASS Receivers. Prentice-Hall, 2009. 246 p.

35. Naidoo P. Potential contributions to disability theorizing and research from Positive Psychology // Disability and Rehabilitation. 2006. Vol. 28(9). Pp. 595-602.

36. Constructivist learning environments: case studies in instructional design / Brent G. Wilson, editor; foreword by David N. Perkins. New Jersey, 1996.

37. PiegatA. Fuzzy Modeling and Control. Physica-Verlag Heidelberg, 2001. DOI 10.1007/978-37908-1824-6.

38. Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Luneva L.F., Maltseva L.D. Psychological factors of the readiness of teachers to ensure social security in the educational environment // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8(1). Pp. 74-85.

39. Wehmeyer M. L. A functional model of self-determination: Describing development and implementing instruction // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 1999. Vol. 14. Pp. 53-61.

40. Zlotin B., Zusman А. Patterns of Evolution: Recent Findings on Structure and Origi. Available at: http://triz-summit.ru/confer/tds-2006/203452/203519/ (accessed: 27.04.2018).

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (taking into account the amendments introduced by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation no. 6-FKZ of December 30, 2008,

No. 7-FKZ, dated December 30, 2008, no. 2-FKZ dated December 30, -FKZ, from July 21, 2014 no. 11-FKZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (accessed: 27.04.2018) (in Russian).

2. On the social protection of disabled people in the Russian Federation: Federal Law no. 181-FZ of 24.11.1995. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (accessed: 27.04.2018) (in Russian).

3. On education in the Russian Federation: Federal Law no. 273-FZ of December 29, 2012. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (accessed: 27.04.2018) (in Russian).

4. Allahverdieva L.M. Innovative tendencies in the modern educational system: open and inclusive education. CHelovek. Obshchestvo. Inklyuziya, 2015, no. 2(22), pp. 132-137 (in Russian).

5. Barabanov R.E. Formation of Communication Skills in Children with Hearing Impairment. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy IV mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. CHelyabinsk, dekabr' 2013 g.). Chelyabinsk: Two Komsomol members Publ., 2015. Pp. 140143 (in Russian).

6. Belyavskij B.V. Investigation of the social interaction of students with intellectual disabilities in the course of their labor activity. Special'noe obrazovanie, 2015, no. 4 (in Russian).

7. Bogdanov T.G., Stepanova N.A., Vovnenko K.B. Social adaptation and professional orientation of persons with disabilities: a textbook for universities. Moscow, Academy Publ., 2015 (in Russian).

8. Degteva L.V., Litvinenko I.L. Analysis of socio-economic indicators of inclusive education in Russia. Social'no-gumanitarnye znaniya, 2015, no. 5, pp. 276-284 (in Russian).

9. Eliseeva YU.N. Peculiarities of socialization of children of school age with limited health opportunities. Molodoj uchenyj, 2016, no. 3, pp. 959-964 (in Russian).

10. Efremova G.I., Kovaleva M.A., Bochkovskaya I.A. Analysis of the inclusive educational environment in general education organizations of the constituent entities of the Russian Federation. Inklyuzivnoe obrazovanie: rezul'taty, opyt i perspektivy: sbornik materialov III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod red. S.V. Alekhinoj. Moscow, MGPPU Publ., 2015. Pp. 168-174 (in Russian).

11. Rudik O.S. Correction work with an autistic child: a methodical guide. Moscow, VLADOS Publ., 2015. 190 p. (in Russian).

12. Kozyreva O.A. Methodical recommendations for teaching students with disabilities and students with disabilities: a textbook for teachers of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, working with disabled students and students with disabilities. Krasnoyarsk, 2015. 93 p. (in Russian).

13. Martynova E.A., Romanovich N.A. Professional self-determination of a disabled person as a condition for the formation of a specialist in the system of higher professional education. Problemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v XXI veke: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Shadrinsk, 2015. Pp. 156-161 (in Russian).

14. Peskova YU.V. Some Problems of Employment of Persons with Disabilities in the Russian Federation. Social'noe ipensionnoeparvo, 2015, no. 3, pp. 39-40 (in Russian).

15. Potashova I.I., Vinogradova O.V. Family-oriented model of inclusive education. Kul'tura i obrazovanie, 2015, no. 3 (in Russian).

16. Pehjn M. Social Work: Modern Theory: Textbook. Ed. J. Kipling. Moscow, Publishing Center

"Academy", 2017. 400 p. (in Russian).

17. Ratner F.L., YUsupova A.YU. Integrated education of children with disabilities in the society of healthy children. Moscow, VLADOS Publ., 2016. 175 p. (Correctional Pedagogy) (in Russian).

18. Romanenkova D.F., Romanovich N.A. Professional Orientation of Applicants with Disabilities and Entrants with Disabilities as a Prerequisite for Their Professional Education. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl', 2015, vol. 4, pp. 110-113 (in Russian).

19. Romanovich N.A. Formation of readiness of disabled people and persons with disabilities to professional self-determination in the process of pre-university training: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Chelyabinsk, 2015 (in Russian).

20. Samarceva E.G. The problem of professional readiness of future teachers for inclusive education of children. Obrazovanie i obshchestvo, 2016, no. 2(97), pp. 57-60 (in Russian).

21. Syrova N.V., Berezhanskaya N.S. Problems of communication of children with the syndrome of early childhood autism. Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy V mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ufa, Summer Publ., 2015. Pp. 71-73 (in Russian).

22. Timohina T.V. Inclusive Oriented Education. Internet-zhurnal Naukovedenie, 2015, no. 3. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/153PVN314.pdf (accessed: 27.04.2018) (in Russian).

23. CHelnokova E.A., Kuznecova S.N., Nabiev R.D. Possibilities of using information and communication technologies in teaching economic disciplines in the university. Vestnik Mininskogo universiteta, 2017, no. 3 (in Russian).

24. CHelnokova E.A., Hraban G.S. Tutor activity of the teacher on individualization of independent work of students. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 1-1(13), p. 28 (in Russian).

25. YAkushev A.V. Social protection. Social work: lecture notes. Moscow, 2015. 144 p. (in Russian).

26. Thomas Barbara, Matthews Laura. Vocabulary for First Certificate. Cambridge University Press, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. L'internet au cours de français. Reflexions. Available at: http://users.skynet.be/ameurant/francinfo/principal/publicat.html (accessed: 27.04.2018).

28. Critical practice in social work. New York: Palgrave & Macmillan, 2009. 429 p.

29. Dijkstra E.W. A note on two problems in connexion with graphs. Numerische Mathematik, 1959, vol. 1, no. 1, pp. 269-271. DOI 10.1007/BF01386390.

30. Guochang Xu. GPS. Theory, Algorithms and Applications. Germany, 2007. 340 с.

31. Kirsanov A., Anavatti S.G., Ray T. Path Planning for the Autonomous Underwater Vehicle. SEMCCO 2013. Proceedings of the 4th International Conference on Swarm, Evolutionary, and Memetic Computing, 2013, vol. 8298, pp. 476-486. DOI 10.1007/978-3-319-03756-1_43.

32. Kirsanov M.N., Shpitonkova E.A. Simulation of ant algorithm using maple with adding additional parameter. Computer mathematics systems and their applications, 2013, no.14, pp. 62-64. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20588338 (accessed: 27.04.2018).

33. Lahtinen E et al. Framework for promoting mental health in Europe. Helsinki, 1999. 130 p.

34. Lyusin V., Khazanov G. Techniques for Improving Antijamming Performance of Civil GPS/GLONASS Receivers. Prentice-Hall, 2009. 246 p.

35. Naidoo P. Potential contributions to disability theorizing and research from Positive Psychology. Disability and Rehabilitation, 2006, vol. 28(9), pp. 595-602.

36. Constructivist learning environments: case studies in instructional design. Brent G. Wilson, editor; foreword by David N. Perkins. New Jersey, 1996.

37. PiegatA. Fuzzy Modeling and Control. Physica-Verlag Heidelberg, 2001. DOI 10.1007/978-37908-1824-6.

38. Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Luneva L.F., Maltseva L.D. Psychological factors of the readiness of teachers to ensure social security in the educational environment. Psychology in Russia: State of the Art, 2015, vol. 8(1), pp. 74-85.

39. Wehmeyer M. L. A functional model of self-determination: Describing development and implementing instruction. Focus on Autism and Other Developmental Disabilities, 1999, vol. 14, pp. 53-61.

40. Zlotin B., Zusman А. Patterns of Evolution: Recent Findings on Structure and Origi. Available at: http://triz-summit.ru/confer/tds-2006/203452/203519/ (accessed: 27.04.2018).

© Кузнецова С.Н., 2018

Информация об авторе Кузнецова Светлана Николаевна - Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), 604950, Приволжский федеральный округ, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова,1 кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия, ORCID ID 4 395 141, Researcher ID J-3649-2017, e-mail: dens@52.ru.

Information about the author Kuznetsova Svetlana Nikolaevna - Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, 604950, Volga Federal district, Nizhny Novgorod region, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, candidate of economic Sciences, associate Professor in the Department of Economics of enterprise, ORCID ID 4 395 141, Researcher ID J-3649-2017, e-mail: dens@52.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.