Научная статья на тему 'Условия для развития социально-эмоционального компонента развития'

Условия для развития социально-эмоционального компонента развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
987
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РАННЕЕ ДЕТСТВО / ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Ольга Владимировна

В последнее время в практике и теории обучения детей раннего возраста всё большее развитие получают представления о необходимости как можно раньше включить ребёнка в образовательный процесс, широко распространяется практика раннего обучения, появляется большое число пособий и центров раннего развития. В соответствии с актуальностью этого запроса в городе Москве создаются новые формы дошкольного образования, главной целью которых является подготовка групп детей раннего возраста к поступлению в детское образовательное учреждение. Предлагаемый во многих программах развития материал носит абстрактный характер, далёкий от процесса жизнедеятельности ребёнка, игнорируются присущие детям этого возраста непроизвольность, эмоциональность, стремление к предметнопрактическим действиям и игре. Наряду с этим остается актуальным запрос адаптации ребенка при вхождении в новую среду развития: можно зафиксировать некоторые сложности возможной дезадаптации ребенка, в связи с разлукой с матерью и необходимостью принимать и усваивать новые правила поведения. Поэтому остается открытым вопрос разработки такой модели обучения детей раннего возраста, которая бы учитывала факторы риска, связанные с проблемой адаптации ребенка к новой среде и его разлуки с матерью, а также включала бы в себя создание благоприятных условий не только для формирования познавательных аспектов развития, но и формирования социальноэмоционального компонента развития. Целью данной работы являлся поиск условий для развития социального и эмоционального компонента детей раннего возраста с помощью организации взаимодействия ребенка с матерью. Задачи: изучить подходы социально-эмоционального развития детей раннего возраста, анализ имеющихся программ и технологий развития детей раннего возраста, построение и внедрение цикла развивающих занятий для раннего возраста, основанного на развитии социальной и эмоциональной компетентностей. Он был предложен испытуемым экспериментальной группы, и состоял из занятий, основанных на методах контактной и танцевальной импровизации. Теоретические и концептуальные основы данного исследования исходят из концепции общения Майи Ивановны Лисиной, деятельностного подхода Даниила Борисовича Эльконина и психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Также в основу работы положены представления Джона Боулби о теории привязанности и концепция Рене Шпица. В исследовании принимали участие 52 пары матерей и детей возраста от 1,2 до 2 лет. Количество испытуемых в экспериментальной группе 52 человека (26 пар) пар, количество испытуемых в контрольной группе 52 человека (26 пар). Исследование проводилось с применением количественно-качественных методов, таких как: наблюдение; беседа; анкетирование родителей и педагогов; видеозапись занятий в том числе, специально организованных эпизодов взаимодействия матери с ребенком; опросник Эмоционального взаимодействия матери с ребенком Е.И. Захаровой, методика измерения уровня тревожности Тейлора адаптация Т. А. Немчинова, рисуночный тест «Я и мой ребенок» М.Е. Ланцбург. Различия в результатах между группами по методике измерения уровня тревожности во втором срезе являются статистически достоверными на уровне значимости р < 0,05. Достоверные статистические различия на уровне значимости р<0,05 между экспериментальной и контрольной группами по методике ОДРЭВ были обнаружены по следующим шкалам: «понимание причин состояния», «способность к сопереживанию», «безусловное принятие», «оказание эмоциональной поддержки», «умение воздействовать на состояние ребенка». Достоверные статистические различия на уровне значимости р<0,05 были обнаружены по следующим наблюдаемым показателям между группами: «контакт глаз», «телесный контакт», «эмоциональный контакт». Обработка результатов исследования позволила проследить общие тенденции экспериментальной группы к усилению материнской чувствительности и общего эмоционального блока после внедренного цикла занятий. Также прослеживается рост усиления стремления матерей к телесному контакту и зрительному контакту с детьми. Кроме того, прослеживается тенденция к снижению тревожности в экспериментальной группе после внедренного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия для развития социально-эмоционального компонента развития»

Условия для развития социально-эмоционального компонента развития

Козлова Ольга Владимировна ГБОУ Школа 1106

Ключевые слова:

социальная компетентность, эмоциональная компетентность, раннее детство, поддержка родительства

В последнее время в практике и теории обучения детей раннего возраста всё большее развитие получают представления о необходимости как можно раньше включить ребёнка в образовательный процесс, широко распространяется практика раннего обучения, появляется большое число пособий и центров раннего развития. В соответствии с актуальностью этого запроса в городе Москве создаются новые формы дошкольного образования, главной целью которых является подготовка групп детей раннего возраста к поступлению в детское образовательное учреждение. Предлагаемый во многих программах развития материал носит абстрактный характер, далёкий от процесса жизнедеятельности ребёнка, игнорируются присущие детям этого возраста непроизвольность, эмоциональность, стремление к предметно-практическим действиям и игре. Наряду с этим остается актуальным запрос адаптации ребенка при вхождении в новую среду развития: можно зафиксировать некоторые сложности возможной дезадаптации ребенка, в связи с разлукой с матерью и необходимостью принимать и усваивать новые правила поведения.

Поэтому остается открытым вопрос разработки такой модели обучения детей раннего возраста, которая бы учитывала факторы риска, связанные с проблемой адаптации ребенка к новой среде и его разлуки с матерью, а также включала бы в себя создание благоприятных условий не только для формирования познавательных аспектов развития, но и формирования социально-эмоционального компонента развития.

Целью данной работы являлся поиск условий для развития социального и эмоционального компонента детей раннего возраста с помощью организации взаимодействия ребенка с матерью. Задачи: изучить подходы социально-эмоционального развития детей раннего возраста, анализ имеющихся программ и технологий развития детей раннего возраста, построение и внедрение цикла развивающих занятий для раннего возраста, основанного на развитии социальной и эмоциональной компетентностей. Он был предложен испытуемым экспериментальной группы, и состоял из занятий, основанных на методах контактной и танцевальной импровизации.

Теоретические и концептуальные основы данного исследования исходят из концепции общения Майи Ивановны Лисиной, деятельностного подхода Даниила Борисовича Эльконина и психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. Также в основу работы положены представления Джона Боулби о теории привязанности и концепция Рене Шпица.

В исследовании принимали участие 52 пары матерей и детей возраста от 1,2 до 2 лет. Количество испытуемых в экспериментальной группе 52 человека (26 пар) пар, количество испытуемых в контрольной группе 52 человека (26 пар).

Исследование проводилось с применением количественно-качественных методов, таких как: наблюдение; беседа; анкетирование родителей и педагогов; видеозапись занятий в том числе, специально организованных эпизодов взаимодействия матери с ребенком; опросник Эмоционального взаимодействия матери с ребенком Е.И. Захаровой, методика измерения уровня тревожности Тейлора адаптация Т. А. Немчинова, рисуночный тест «Я и мой ребенок» М.Е. Ланцбург.

Различия в результатах между группами по методике измерения уровня тревожности во втором срезе являются статистически достоверными на уровне значимости р < 0,05.

Достоверные статистические различия на уровне значимости р < 0,05 между экспериментальной и контрольной группами по методике ОДРЭВ были обнаружены по следующим шкалам: «понимание причин состояния», «способность к сопереживанию», «безусловное принятие», «оказание эмоциональной поддержки», «умение воздействовать на состояние ребенка».

Достоверные статистические различия на уровне значимости р < 0,05 были обнаружены по следующим наблюдаемым показателям между группами: «контакт глаз», «телесный контакт», «эмоциональный контакт».

Обработка результатов исследования позволила проследить общие тенденции экспериментальной группы к усилению материнской чувствительности и общего эмоционального блока после внедренного цикла занятий. Также прослеживается рост усиления стремления матерей к телесному контакту и зрительному контакту с детьми. Кроме того, прослеживается тенденция к снижению тревожности в экспериментальной группе после внедренного цикла.

Список литературы:

1.Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2006.

2.Богуславский М.В., Сороков Д.Г., Юлия Фауст: 30 лет методу Монтессори.- М. 2000г.

3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2008.

4.Болотна Л.Р., КомароваТ.С., Баранов С.П. Дошкольное педагогика: учебное пособие. -М., 2007.

5.Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга" / Сост. Т.Н. Доронова. - М., 2005.

6.Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного до трех лет. - М.,

2005.

7.Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. - М.: Владос, 2007.

8.Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г., Гризик Т.И. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2007.

9. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

10.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред.

Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005.

11.Дошкольная педагогика: в 2-х ч. / Под ред. В.И.Логиновой, И.Г.Саморуковой. - М.,

2006.

12.Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка.- СПб, 2004.

13.Клименов Л.Н. Мониторинг нервно-психического развития детей раннего возраста: Пособие для студентов, интернов и клин. ординаторов / Л.Н. Клименов, В.В. Гордеев;

Алт. гос. мед. ун-т. - Барнаул, 2005

14.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2006.

15.Корпетов Г.Б. На пути к педагогике свободы // Школьные технологии. 2006. № 4.

16.Кроха. Программа воспитания, обучения и развития детей до трех лет в условиях семьи.

Г.Г.Григорьева, Д.В.Сергеев, Н.П.Кочетова и др. - М., 2005.

17.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - Изд.: Питер, 2009.

18.Макарова Н.В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста

в условиях дошкольных образовательных учреждений. - Ростов Н/д

19.Мария Монтессори. Разум ребенка. Главы из книги / Под ред. Хилтунина Е., Лаптевой

О. М.: Грааль 2003г.

20.Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада.

- СПб.: Акцент, 2006.

21.Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. - СПб.: Речь, 2002.

22.Монтессори в России. Новый взгляд./ Под ред. Сумнительного К.Е. - М., 2001г. Вып. 1

23.Мухина В.С. Психология дошкольника. - М.: Педагогика, 2005. 24.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2006. 25.Орлова Д. Большая книга Монтессори. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 26.Осмоловская И. Страна, где правят дети // Семья и школа. 1997. № 2.

27.Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие

для воспитателей, родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.

28.Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста.

Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2008.

29.Петровский А.В., Кларина Л.М., Смывина Л.А. и др. Построение развивающей среды в

дошкольном учреждении. - М., 2003.

30.Подласый И.П. Педагогика./Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений.- М.,

2004г.

31.Программа «Истоки». Базис развития ребенка-дошкольник / Алиева Т. И., Антонова Т.

Н., Арнаутова Е. П. - М., 2002.

32.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. - М.,

2007.

33.Программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство» / В.И.Логинова,

Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. - М., 2006.

34.Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина:

Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

35.Смирнова Е.О, Мещерякова С.Ю. Ермолова Т.В. Игры и игрушки для детей раннего

возраста. - М., 2004.

36.Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. - М.: МГППУ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.