Научная статья на тему 'Условия для развития городского образовательного пространства (на примере г. Вологды)'

Условия для развития городского образовательного пространства (на примере г. Вологды) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / АТЛАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / EDUCATION / SPACE / EDUCATIONAL SPACE / THE CONTINENTAL MODEL / ATLANTIC MODEL / EDUCATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головчин Максим Александрович

В статье рассматриваются вопросы формирования образовательного пространства как одного из наиболее важных стратегических ресурсов развития территории. В настоящее время функционирование территориальных образовательных пространств затруднено из-за комплекса проблем, которые рассмотрены на примере г. Вологды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions for the development of urban educational environment (on the example of Vologda)

The article considers the formation of educational space as one of the most important strategic resources of the territory's development. Currently, the operation of local education spaces is difficult because of complex problems, which are discussed on the example of Vologda.

Текст научной работы на тему «Условия для развития городского образовательного пространства (на примере г. Вологды)»

УДК 37.014.54

© М.А. Головчин

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (на примере г. Вологды)

В статье рассматриваются вопросы формирования образовательного пространства как одного из наиболее важных стратегических ресурсов развития территории. В настоящее время функционирование территориальных образовательных пространств затруднено из-за комплекса проблем, которые рассмотрены на примере г. Вологды.

Образование, пространство, образовательное пространство, континентальная модель, атлантическая модель, образовательное сотрудничество.

В результате административных реформ регионы РФ стали не только субъектами, но и объектами социально-экономической политики. Таким образом, в настоящее время для совершенствования методов системного управления территориями требуется инструментарий, позволяющий определять и анализировать количественные и качественные характеристики регионального экономического пространства и его структур. Введение в научный оборот категории пространства позволяет преодолеть узость ныне существующих научно-технологических парадигм и открывает возможность улучшения качества анализа явлений и процессов, происходящих в обществе.

Пространство, являясь объектом исследования целого комплекса гуманитарных, экономических, социологических наук, представляет собой совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их

расположение относительно друг друга. В экономической науке под пространством чаще всего понимают иерархически выстроенную систему природных и социальных свойств, качеств и процессов, обладающих территориальными, временными и иными измерениями [7].

В зависимости от сфер деятельности человека и общества выделяют экономическое, социальное, инновационное, информационное и другие пространства. Пространства взаимодействуют друг с другом, при этом экономическое пространство, которое воздействует на процесс формирования, функционирования, развития и реализации экономических интересов, выполняет функцию первичного, системообразующего элемента [2].

Анализ в научной литературе вопросов соотношения категорий личности и пространства, условий организации их взаимо-воздействий и взаимовлияний привёл к необходимости введения понятия образовательного пространства.

В современной научной литературе можно выделить несколько подходов к определению образовательного пространства (табл. 1).

С нашей точки зрения образовательное пространство - это сообщество людей, социальных групп, институтов, объединённых с целью развития образования. Подобное понятие позволяет учесть всю

Таблица 1. Подходы к определению термина «образовательное пространство»

Наименование Авторы Определение

1. Системно-целостный Г.П. Сериков Элемент общественной жизни и продукт деятельности человека в форме вложенных в друг друга образовательных систем

2. Ментально-эмоциональный Р. Эверман, Ю.В. Копыленко Среда для развития ментальных и эмоциональных возможностей и способностей личности

3. Личностно-развивающий Д.Л. Паркер Среда для развития личности учащегося и его взаимодействия с содержанием, методиками и технологиями обучения

4. Социально-географический В.Г. Кинелев, Е.Б. Сошнева Комплекс образовательных учреждений, находящихся на отдельно взятой территории

5. Дистанционный А. Бейтс, Т. Эванс Среда для взаимодействия обучающегося с инновационной техникой и технологиями

6. Локально-постерный Л.А. Санкин Пространство отдельно взятого образовательного учреждения, факультета, отделения

Источник: Образовательное пространство в современной философии и теории образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ийр:/Лшж region.edu3000.ru

совокупность субъектов, задействованных в формировании образовательного пространства.

Образовательное пространство обладает рядом системных параметров, к которым относятся отличительные характеристики, принципы функционирования, виды, субъекты и организационная структура. Так, характеристиками образовательного пространства являются:

► объём образовательных услуг;

► мощность и интенсивность образовательной информации;

► образовательная инфраструктура общества;

► многофункциональность (осуществление разных видов образовательной деятельности);

► многопрофильность (предоставление широкого спектра образовательных услуг);

► лабильность (быстрое реагирование на изменение условий окружающей среды) [5].

Построение и функционирование образовательного пространства основано на следующих принципах:

1. Единство образовательных программ.

2. Единство методических подходов к процессу обучения.

3. Единство образовательной и культурной политики.

4. Единство финансовой политики.

5. Непрерывность и мобильность.

6. Единство управления и контроля.

7. Равенство возможностей участников образовательного процесса при решении вопросов функционирования и развития образовательных учреждений и системы в целом.

8. Коллегиальность в принятии решений и персональная ответственность субъектов управления.

9. Свобода выбора каждым участником образовательного процесса форм, методов и механизмов участия в образовательной деятельности.

10. Организация принятия управленческих решений на основе широкого и свободного обсуждения, согласительных норм и механизмов.

Образовательное пространство неоднородно по своей структуре и разделяется на следующие типы:

• мировое;

• федеральное;

• региональное;

• муниципальное;

• локальное (образовательное пространство учебного заведения) [9].

Осуществляемая в ходе создания образовательного пространства политика призвана опираться на объединение и координацию усилий субъектов, заинтересованных в его развитии, для оперативного

управления ситуацией в сфере образования. Субъекты образовательного пространства делятся на две группы:

1. Образовательные учреждения различных типов и уровней.

2. Учреждения трансляционной деятельности (влияющие на сферу образования опосредованно). К ним относятся:

• организации и предприятия экономики;

• общественные организации;

• культурно-просветительские учреждения (музеи, библиотеки, театры и т. д.);

• туристические объекты;

• органы власти и управления.

Структура образовательного пространства представлена на рисунке 1.

Каждый субъект, включённый в структуру образовательного пространства, наделён особыми полномочиями (табл. 2).

Эффективность функционирования образовательного пространства определяется количеством взаимосвязей и результативностью взаимодействия его субъектов. Данное взаимодействие направлено на повышение кадрового потенциала территориальной экономики за счёт решения таких задач, как:

& создание информационного банка данных о потребностях предприятий (организаций) в кадрах;

& увеличение количества договоров между учебными заведениями и работодателями на целевую подготовку кадров;

& увеличение численности трудоустраиваемых по специальности выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

& увеличение численности учащихся, студентов, прошедших производственную практику на базе предприятий (организаций);

& увеличение численности преподавателей, повысивших свою квалификацию на базе предприятий (организаций) города;

& укомплектованность специалистами рабочих мест на предприятиях города в соответствии с потребностями экономики;

& приведение номенклатуры специальностей и объёмов подготовки специалистов в соответствие с количеством свободных рабочих мест.

От того, в какой мере достигнуты цели взаимодействия, зависит результативность образовательного пространства.

Рисунок 1. Структура образовательного пространства

Источник: Шабалин Ю.Е. Развитие регионального образовательного пространства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ИНр://гед1оп. edu3000.ru

Таблица 2. Функции субъектов образовательного пространства

Субъекты Функции

1. Образовательные учреждения Подготовка кадров в соответствии с потребностями народнохозяйственного комплекса Удовлетворение социального заказа на подготовку специалистов Взаимодействие с социальными партнерами в осуществлении профильной и предпрофильной подготовки Учебно-методическое, научно-методическое, кадровое и профориентационное сотрудничество с другими образовательными учреждениями

2. Организации и предприятия Предоставление сведений о кадровых потребностях Независимая диагностика качества подготовки квалифицированных специалистов Предоставление рабочих мест для прохождения производственной практики Обеспечение выпускников учебных заведений рабочими местами Участие в попечительских советах образовательных учреждений Разработка стандартов профессионального образования и требований к квалификации Разработка новых механизмов финансирования образовательных учреждений

3. Органы власти и управления, общественные организации Формирование политики непрерывного образования Формирование заказа на подготовку кадров для нужд экономики Координация взаимодействия между субъектами образовательного пространства Создание условий для профессионального совершенствования кадрового потенциала

4. Культурно-просветительские учреждения, туристические объекты Участие в профориентационной работе с учащимися школ Участие в попечительских советах образовательных учреждений Обеспечение досуга студентов и учащихся

Источники: Микрюков В.Ю. Взаимодействие высших и средних учебных заведений: существующие проблемы и пути их решения // Образование в современной школе. - 2002. - №11; Зыков Н.В., Шумилова Л.В. Социальное партнерство в системе среднего профессионального образования как фактор повышения качества обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://labourmarket.ru

Взаимодействие субъектов образовательного пространства в развитых странах построено на ресурсном обмене. Учреждения профессионального образования предоставляют школам кадровые, материально-финансовые, информационные и инновационные ресурсы, а на выходе получают абитуриента с высоким уровнем образования и профессиональной ориентацией. В Германии, Франции, Российской Федерации и Скандинавских странах, где развита «континентальная модель» управления образованием, координация сотрудничества со стороны общеобразовательных учреждений находится в руках местных властей, со стороны профессионального образования - в руках государственных органов управления (министерств). В рамках «атлантической модели» (США, Великобритания) координацию взаимодействия школ и учреждений профессионального образования полностью осуществляют региональные структуры [1]. Схема взаимодействия субъектов образовательного пространства в зарубежных странах представлена на рисунке 2.

Образовательное пространство является важным стратегическим ресурсом развития конкурентоспособности территорий РФ. Сохранение единства федерального образовательного пространства названо в числе принципов государственной политики в области образования в Федеральном законе «Об образовании»1 и является одной из приоритетных задач модернизации управления в сфере образования, выдвинутых в Стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 г.2

Образовательное пространство г. Вологды, так же как и другие территориальные пространственные структуры, обладает особыми свойствами и характеристиками, которые во многом определяют развитие городской территории.

Функционирование образовательного комплекса города основывается на комплексе законодательных актов, которые

1 Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1, ст. 2.

2 Стратегия развития образования в Вологодской области на период до 2020 г. (одобрена постановлением Правительства области от 3 марта 2009 г. №398).

Рисунок 2. Взаимодействие субъектов образовательного пространства в зарубежных странах

---------- Контроль, организация взаимодействия

—......... Кадры, материально-техническое обеспечение, информация, инновации

---------- Абитуриенты

Источники: Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР. - М., 2005; Исмаилов Э.Э. Довузовская профессиональная подготовка в Швеции // Педагогика. - 2004. - № 6. - С. 74-78.

Таблица 3. Основные нормативные акты федерального уровня, регулирующие функционирование территориального образовательного комплекса г. Вологды

Название Содержание

1. Конституция РФ Право граждан на получение образования

2. Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 Общие нормы и принципы, действующие в сфере образовании Совокупность элементов, составляющих систему образования, формы получения образования, их виды, ступени образования Компетенция РФ, её субъектов, местного самоуправления и образовательных учреждений в области образования Основные источники поступления финансовых и материальных средств на нужды образования Социальные гарантии реализации прав граждан на образование Нормы, регулирующие отношения в области внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества образовательных учреждений

3. Федеральный закон от 22.08.1996 №155-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Общие нормы и принципы, действующие в области высшего и послевузовского образования Формы интеграции высшего и послевузовского образования и науки Автономия образовательных учреждений и академические свободы Структура системы высшего и послевузовского образования, уровни, формы и сроки получения высшего и послевузовского образования Порядок создания и реорганизации высших учебных заведений Управление высшим учебным заведением Права и обязанности студентов вузов, аспирантов и докторантов, работников вузов Компетенция РФ в области управления вузами Основные источники поступления финансовых и материальных средств на нужды вузов Нормы, регулирующие международную и внешнеэкономическую деятельность вузов

4. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 676 «Об университетских комплексах» Организационные и финансовые основы создания университетских комплексов Цели, задачи и формы объединения образовательных учреждений, научных, конструкторских и иных некоммерческих организаций

5. Типовые положения образовательных учреждений Задачи деятельности образовательных учреждений Типы образовательных учреждений Организация деятельности образовательных учреждений Участники образовательного процесса Управление образовательными учреждениями Имущество и средства образовательных учреждений

делятся на три группы: федерального уровня, регионального уровня, муниципального уровня. К нормативным документам федерального уровня относятся федеральные законы, постановления Правительства РФ и типовые положения образовательных учреждений. В них представлены общие принципы и организационные основы деятельности учебных заведений (табл. 3).

К группе документов регионального значения относятся законы Вологодской области и положения областных органов власти. В них прописаны основы региональной политики по вопросам развития образовательного комплекса (табл. 4).

К группе муниципальных актов относятся постановления Главы города Вологды и Вологодской городской Думы. Эти документы регулируют управленческие, кадровые и финансовые вопросы, относящиеся к деятельности муниципальных образовательных учреждений (детских садов, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования; табл. 5).

Существенным недостатком нормативного обеспечения функционирования образовательного пространства города является отсутствие на муниципальном

уровне законодательных актов, регулирующих отношения между образовательными учреждениями разного уровня (федерального, регионального муниципального), учебными заведениями и их социальными партнёрами.

В городское образовательное пространство включён комплекс образовательных учреждений разного типа и вида, осуществляющих взаимодействие друг с другом и с объектами внешнего окружения.

Число муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ) города за последние несколько лет не претерпело значительных изменений и на текущий момент составляет 82 единицы. Тем не менее с 2000 г. наблюдается тенденция увеличения численности воспитанников МДОУ. В 2008 г. контингент детей, посещающих детские сады, превышал 16 тыс. чел.

Число общеобразовательных школ уменьшилось с 52 в 2000 г. до 47 в 2008 г. Вследствие постепенного вступления в школьный возраст детей из малочисленных когорт 1990-х годов рождения численность учащихся сократилась более чем на 30%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4. Основные нормативные акты регионального уровня, регулирующие функционирование территориального образовательного комплекса г. Вологды

Название Содержание

1. Положение о Департаменте образования Вологодской области (утверждено постановлением Правительства области от 19.03.2002 №111) Цели и функции Департамента Имущество Департамента Организация деятельности, права и обязанности Департамента Организация управления Департаментом Процедуры создания и реорганизации Департамента

2. Закон Вологодской области от 29.11.2005 № 1373-ОЗ «О разграничении полномочий в сфере образования между органами государственной власти области» Полномочия Законодательного Собрания Вологодской области в сфере образования Полномочия Правительства Вологодской области в сфере образования Полномочия Департамента образования в сфере образования

3. Закон Вологодской области от 16.01.2007 № 1553-ОЗ «О начальном и среднем профессиональном образовании в Вологодской области» Основные задачи региональной политики в сфере образования Компоненты системы начального и среднего профессионального образования области Функции органов управления начального и среднего профессионального образования в Вологодской области Социальная поддержка обучающихся и работников учреждений начального и среднего профессионального образования в Вологодской области Формы и источники финансирования начального и среднего профессионального образования в Вологодской области

Таблица 5. Основные нормативные акты муниципального уровня, регулирующие функционирование территориального образовательного комплекса г. Вологды

Название Содержание

1. Положение об Управлении образования Департамента гуманитарной политики (утверждено постановлением Главы г. Вологды от 6.12.2008 №7560) Задачи и функции Управления Полномочия Управления Организация деятельности Управления Формы взаимодействия Управления с органами местного самоуправления и государственной власти

2. Постановление Главы г. Вологды от 31.07.2006 № 3012 «Об утверждении Положения об оказании платных образовательных услуг муниципальными образовательными учреждениями города Вологды» Виды платных образовательных услуг Условия предоставления платных образовательных услуг Порядок предоставления платных образовательных услуг Права и обязанности, контроль и ответственность производителя и потребителя платных образовательных услуг

3. Решение Вологодской городской Думы от 03.03.2005 № 216 «О разграничении полномочий органов городского самоуправления в области образования» Полномочия Вологодской городской Думы в области образования Полномочия Администрации г. Вологды в области образования

В период с 2000 до 2008 г. в городе сократилось также и число учебных заведений профессионального образования, в частности начального профессионального образования - с 16 до 12 ед. В то же время объём подготовки рабочих кадров оставался на уровне 2000 г.

Число учебных заведений среднего профессионального образования составляет 9 ед. В 2008 г. объём выпуска в средних специальных учреждениях был в 1,4 раза больше, чем в 2000 г.3

Государственный сектор высшего образования г. Вологды представлен тремя учебными заведениями и четырьмя филиалами. Функционируют также один негосударственный и три филиала иногородних вузов. За последние семь лет количество студентов увеличилось с 16 до 34 тыс. чел. Подготовка специалистов ведётся по 120 специальностям. В 2008 г. в государственных высших учебных заведениях города было подготовлено более 5 тыс. специалистов различного профиля, негосударственных - 182 спе-циалиста4.

На сегодняшний день ряд процессов, происходящих в управлении муниципальным образовательным комплексом

3 Районы и города Вологодской области. 2000 -2008 / Вологдастат. - Вологда, 2009.

4 Государственные высшие профессионально-

образовательные учреждения Вологодской области на начало 2008/2009 учебного года / Вологдастат. -Вологда, 2008.

г. Вологды, можно охарактеризовать как целенаправленное взаимодействие образовательных организаций, в ходе которого совершается обмен материальными, кадровыми, информационными, инновационными, человеческими ресурсами (рис. 3).

Заметим, что, согласно данным опроса5, 74% общеобразовательных заведений города взаимодействуют со сферой профессионального образования. Из них 77% - с училищами и лицеями, 62% - с техникумами и колледжами, 86% - с государственными и негосударственными вузами и их филиалами. Кроме того, почти все (93%) руководители учреждений профессионального образования отметили, что их организации осуществляют взаимодействие со школами.

Причём 88% учреждений начального и среднего профессионального образования сотрудничают со школами в форме участия в днях открытых дверей, организации факультативов и кружков, в подготовке и распространении материалов о своём учреждении. 94% вузов проводят работу по информированию населения об условиях обучения в них, дни открытых дверей и организуют курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз.

5 Опрос, проведённый ИСЭРТ РАН среди руководителей образовательных учреждений (II - III кв. 2008 г.). Общая выборка опроса - 56 чел.

Рисунок 3. Схема взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования г. Вологды

НПО

Координация взаимодействия

Кадры, материально-техническое обеспечение, информация, инновации Абитуриенты

Взаимодействие учебных заведений, однако, не приводит к усилению кадрового потенциала экономики города. Так, лишь 65% студентов вологодских вузов собираются работать после получения диплома по своей специальности6. За период 2004 - 2007 гг. доля жителей г. Вологды, работающих по специальности, снизилась в 1,2 раза. В 2007 г. по специальности работало 36% населения, что ниже областного уровня7.

Состояние образовательного пространства во многом характеризует степень взаимодействия образовательного сектора с реальным сектором экономики.

С целью привлечения выпускников профильных специальностей 62% предприятий и организаций г. Вологды сотрудничают с учебными заведениями профессионального образования. Основной формой сотрудничества (51%) является организация на предприятиях про-

6 Опрос, проведённый ИСЭРТ РАН среди студентов вузов г. Вологды (IV кв. 2006 - I кв. 2007 г.). Общая выборка опроса - 579 чел.

7 Опрос, проведённый ИСЭРТ РАН по измерению качества трудового потенциала (2004 - 2007 гг.). Общая выборка опроса: по Вологодской области -

1 500 чел., по г. Вологде - 232 чел.

изводственной практики (табл. 6). В то же время 42% работодателей хотели бы заключить договоры с учреждениями профессионального образования на подготовку специалистов, хотя в настоящее время подобную форму взаимодействия реализует лишь 21%.

Как и в случае взаимодействия учебных заведений, результаты сотрудничества предприятий с сектором образования не высоки. Так, большая часть работодателей оценивают подготовку выпускников учреждений профессионального образования как среднюю. По поводу подготовки учащихся ПТУ и лицеев подобное мнение высказали 35% руководителей, учащихся техникумов и колледжей - 50%, студентов вузов - 44%. Высоким уровень подготовки выпускников назвал 21% работодателей8.

Серьёзным ограничением для развития города является отсутствие у городских властей возможности влияния на весь комплекс учебных заведений. Так, Управление образования Администрации города

8 Экспертный опрос, проведённый ИСЭРТ РАН среди руководителей предприятий и организаций г. Вологды (II кв. 2007 г.). Общая выборка - 65 чел.

Таблица 6. Формы сотрудничества предприятий (организаций) г. Вологды с учебными заведениями профессионального образования

Формы Существующие (в % от числа тех, кто сотрудничает с учебными заведениями) Желаемые (в % от числа тех, кто хотел бы сотрудничать с учебными заведениями)

Прохождение учащимися (студентами) практики на предприятии (в организации) 51,0 58,3

Участие в днях открытых дверей, ярмарках вакансий 24,0 37,5

Заключение прямых договоров на подготовку специалистов 20,8 41,7

Предоставление тренинговой базы предприятия (организации) 10,4 9,4

Проведение лекций и занятий представителями предприятия (организации) 13,5 14,6

Стажировки преподавателей на предприятии (в организации) 6,3 13,5

Выделение средств на приобретение оборудования, ремонт и строительство зданий 6,3 9,4

Участие в разработке профессиональных стандартов обучения 3,1 17,7

Предоставление грантов и премий лучшим студенческим работам, дополнительных стипендий учащимся (студентам) 4,2 7,3

Выделение средств на финансирование образовательных программ 1,0 6,3

Другие формы 1,0 1,0

Источник: Данные экспертного опроса, проведённого ИСЭРТ РАН среди руководителей предприятий и организаций г. Вологды (II кв. 2007 г.). Общая выборка - 65 чел. (при ответе на вопрос допускалось несколько вариантов ответа).

Вологды не может осуществлять функции по организации, учёту и контролю в отношении учреждений профессионального образования, которые подчинены региональным структурам, министерствам и ведомствам. Поэтому для повышения целостности и эффективности образовательного пространства необходимо выстраивание механизмов согласования интересов управленческих структур различных уровней.

Таким образом, функционирование территориального образовательного пространства г. Вологды характеризуется как недостаточностью его нормативно-правового обеспечения, так и слабой результативностью взаимодействия его субъектов. Для решения этих проблем необходимо применение мер организационного, кадрового, информационного, научнометодического, экономического и социального характера, к которым относятся: ^ разработка концепции образовательного сотрудничества в городе Вологде;

^ создание при Администрации города Вологды Координационного совета по содействию в подготовке квалифицирован-

ных кадров, включающего представителей Администрации, городской Думы, Правительства Вологодской области, органа управления образования, общественных организаций, сферы образования, здравоохранения, а также представителей Ассоциации промышленников и предпринимателей г. Вологды;

^ создание при Управлении образования Администрации города Вологды отдела профильного обучения и взаимодействия с учреждениями профессионального образования;

^ создание рабочих групп, временных творческих коллективов, опытно-экспериментальных площадок по распространению передового профориентационного опыта, основанного на эффективном сотрудничестве образовательных учреждений различных уровней и профилей обучения;

^ осуществление муниципального заказа на подготовку кадров для предприятий (организаций) экономики и социальной сферы высшими учебными заведениями на условиях льготного налогообложения жилищно-коммунальных услуг;

^ предоставление городской администрацией в аренду высшим учебным заведениям помещений под общежития.

За счёт применения комплекса приведённых выше мер возможно создание правовых, организационных, педагогических и социально-экономических условий для взаимодействия субъектов образо-

вательного пространства города. Таким образом, образовательное пространство может стать не только средой, обеспечивающей обучение и воспитание личности, но и сферой многообразных и высококачественных образовательных услуг, в которой формируются основы стабилизации и развития экономики территории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / отв. ред. М.В. Ларионова. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005. - 152 с.

2. Биянков, О.А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты / О.А. Биянков. - Томск: Изд-во Томского университета, 2004. - 151 с.

3. Зыков, Н.В. Социальное партнерство в системе среднего профессионального образования как фактор повышения качества обучения / Н.В. Зыков, Л.В. Шумилова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://labourmarket.ru.

4. Исмаилов, Э.Э. Довузовская профессиональная подготовка в Швеции / Э.Э. Исмаилов // Педагогика. - 2004. - №6. - С. 74-78.

5. Кондаков, А.М. Отечественное и мировое образовательное пространство: ресурсный подход / А.М. Кондаков. - СПб.: Специальная литература, 2004. - 139 с.

6. Микрюков, В.Ю. Взаимодействие высших и средних учебных заведений: существующие проблемы и пути их решения / В.Ю. Микрюков // Образование в современной школе. - 2002. -№11. - С. 10-14.

7. Чекмарев, В.В. Книга об экономическом пространстве / В.В. Чекмарев. - Кострома: КГУ 2001. - 341с.

8. Шабалин, Ю.Е. Развитие регионального образовательного пространства / Ю.Е. Шабалин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://region.edu3000.ru.

9. Ягофаров, Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования / Д.А. Ягофаров. -М.: Владос-пресс, 2008. - 399 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.