Научная статья на тему 'Условия активизации саморазвития личности студента в мультимедийном образовании'

Условия активизации саморазвития личности студента в мультимедийном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нелунова Елена Денисовна

Активизация саморазвития личности студента в условиях искусственной среды обучения рассмотрены на основании принципов и концепций гуманистической педагогики. При этом не противопоставляется искусственная сущность мультимедиаобразования естественному процессу развития человека. Признается целостность личности с миром, к изменению которого причастен сам человек. Выявляется, что эффективным условием развития природных задатков и творческого потенциала личности могут выступать информационные и коммуникационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нелунова Елена Денисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия активизации саморазвития личности студента в мультимедийном образовании»

3. Педагогика и психология высшей школы. Серия “Учебники, учебные пособия” / Под ред. С.Й. Самыгина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.

4. Фефилова, В. Л, Режим дня в процессе адаптации студентов первых курсов к вузовским условиям (на материале пед. институтов): Автореф. дис. ... канд. пед. наук/М., 1982. - 18 с.

5. Окулич-Казарин, В. П., Давыдов, С. Г. Управление образовательными системами. Учебное пособие. - М.: ИССО, 2006. - 83 с.

6. Коновченко, С. В., Царев А. И. Организация личного труда студентов. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1999.— 25 с.

7. Окулич-Казарин, В. П. Цыплакова, Л. II. Игровые методы обучения: Учебно-методическое пособие. - Москва, МОЮИ, 2007. - 16 с.

8. Сластенин, В. А., Окулич-Казарин, В. П., Савельев, Б. А., 1Ш, патент, 2179745 (Способ изучения текстового учебного материала посредством игры), 2002.

9. Леванова, Е. А., Волошина, А. Г., Плешаков, В. А. и др. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.

10. Миллер, С. Психология игры. Пер. с англ. - Спб.: Университетская книга, 1999.-320 с.

11. Альберт, Г. И. Использование нетрадиционных форм работы в УДО - эффективный путь совершенствования образовательного процесса // Теория и практика дополнительного образования, 2006, — №3. - С. 27 - 32.

12. Маэа]) МШиуик], Л*, патент, 2860456 В2, (Обучающий материал для формирования способности моментального чтения), С09В19/08. Изобретения стран мира, вып. 96, 2000, № 1.-е. 20.

УДК 378.02

Е. Д. Нелунова

УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В МУЛЬТИМЕДИЙНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Интенсивное внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательные структуры обуславливает новое осмысление концепций и принципов гуманистической педагогики.

В этой связи перед педагогическим обществом стоит сложнейшая задача воспитания молодого поколения в духе преемственности культуры и образования в условиях «быстроменяющегося мира» [12]. В грядущем информационном обществе личность должна осознать свою историческую роль в планетарном развитии, и вместе с тем, продвигать этот процесс в позитивном направлении, вступая в диалог с окружающим миром и при этом, познавая себя в мире, самоорганизовываться, самопрезентироваться и само-развивагься [4].

Саморазвитие личности и тем более студента должно протекать в особых условиях, продиктованных своей жизнедеятельностью (хронотопе жизни) или изменениями в человеческом обществе [7]. Каковы эти «особые» условия, ускоряющие саморазвития личности студента в современных образовательных учреждениях?

Одним из них по праву является мультимедийное образование в силу своего инновационного характера, позволившего нам предположить о том, что общенаучный аппарат мультимедиаобразования гуманитарных специальностей содержит четыре основных принципиально-сущностных подхода: аксиологический, личностно-деятельностный, культурологический и этнопедагогический [9].

Однако исследователи отмечают, что фундаментальными методологическими подходами к мультимедийному образованию признаны личностно-деятельностный и культурологический, так как культура и образование как духовное начало и жизненная необходимость личности тесно сопряжены друг с другом. И, соответственно, «личностный подход в педагогике утверждает представление о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности» [12, с. 15]. Поэтому вполне логично сочетание «личностно-деятельностный», которое раскрывает полноту подхода.

К сказанному выше следует добавить, что культура - это мир, созданный человеком; мир, древний как сама жизнь, изменяющийся, развивающийся сотни и тысячи лет, изучением которого занимается молодая наука - культурология. Она рассматривает человека и как феномен культуры собственного этноса, и как аккумулятор его духовной культуры, и как преемника культурного наследия, приумножающего и развивающего его. При этом сам человек утверждается, актуализируется, становясь личностыо на пути саморазвития, что соответствует положению нашей концепции активизации саморазвития личности в мультимедийном образовании.

Вместе с тем педагогическая теория мультимедиаобразования должна основываться на теории, рассматривающей процесс познания как развитие способностей субъекта. При этом акцент делается на то, что развитие как процесс познания и усвоения в условиях искусственного машинного интеллекта может иметь творческий характер и возможную креативно-коммуникативную информационную направленность [10] .

В этой связи в основе частной методики лежит концепция педагогики креативной ориентации, которая предполагает педагогическое воздействие на субъект для освоения определенного учебного материала и отличается тем, что с целью повышения эффективности обучения, педагогическое воздействие осуществляется на “фоне центробежного надкритического взаимодействия» объектов действительности [1, с. 34].

Опираясь на исследования А. Г. Алейникова, П.И. Образцова, Г. А. Красновой и В. И. Солдаткина, мы находим рациональное зерно для достиже-

ния эффекта креативной ориентации в обучении языкам на базе информационных и коммуникационных технологий.

Рассмотрим несколько факторов, обуславливающих ускорение саморазвития личности студента.

1. Создание в учебном процессе «фона центробежного надкритического взаимодействия», т. е. того социального фона общения, который способствует раскрытию и развитию творческих способностей обучаемых. Во-первых, в условиях мультимедийного образования сама новизна технологии помогает создать аналогичный фон, а, во-вторых, каждый тип обучающей программы имеет свой специфический фон, который создается во взаимодействии ученика со структурными единицами системы, в которой студент разрабатывает свой учебный проект. При этом обучающая система становится условием раскрытия творческого потенциала автора [8].

Например, в обучающей системе «Филаменталити» можно создать проекты на базе знания иностранного языка, используя многочисленные ссылки на Интернет-ресурсы и при этом с каждым разом усложнить задания. Система позволяет работать на пяти уровнях сложности:

1 Hotlist Список ссылок

2 Scrapbook Мультимедийная коллекция

3 Treasure Hunt Поиск сокровищ

4 Subject Sampler Коллекция примеров

5 Webquest Веб-квест

Изучение темы на основе аннотированного списка ссылок.

Создание коллекции мультимедийных материалов по определенной теме на основе аннотированного списка ссылок на мультимедийные ресурсы.

Поиск информации, позволяющей ответить на вопросы фактического характера по изучаемой теме. Личностно-ориентированные задания по изучаемой теме.

Проблемное задание с элементами ролевой игры.

2. В процессе творческой работы в обучающей системе, размещенной в сети Интернет, прослеживается приобщение молодежи к общечеловеческим ценностям через интернет-ресурсы и формирование критического мышления к существующей и новой культуре, что, в целом, синтез приобретенных познаний детерминирует кулътуросообразность образования. Базисным механизмом формирования ценностей выступает система отношений человека к Миру, включающая в себя два аспекта: формирование отношения к самому себе и к окружающей среде. Формирование отношений к Миру - истинный объект воспитания [6].

Условием сказанного становится, в первую очередь, всемирная сеть Интернет, ее огромные дидактические свойства, возможности информационных и коммуникационных технологий обучения с интерактивностью, по-

зволяющей осуществление педагогического общения обучаемых в учебноинформационной среде. И поэтому изучение культуры как системы ценностей, на наш взгляд, представляет собой: а) развитие самого человека; б) становление его как творческой личности, при этом всемирная сеть Интернет обуславливает ускорение развития и саморазвития человека, приобщая его к инокулыурным ценностям. Сказанное в совокупности составляет основу духовно-гуманистического аспекта выдвигаемой нами концепции [9].

3. Происходит реорганизация учебного процесса, входе которой обучаемый становится созидателем, а учебный материал - средством достижения созидательной цели.

В нашей позиции организация учебного процесса в корне отличается от академического обучения тем, что преподаватель выступает главным орга-низатором-координатором и управляющим учебного процесса, учебные действия обучаемого инициируются им самим и выполняются самостоятельно. Идеальные условия для самостоятельных учебных действий представляется мультимедийными обучающими программами. В этих условиях мультимодальное представление учебной информации активизирует речемыслительную деятельность. Развитие этого процесса основано на наличии моти-вациогшо-смыслового ядра личности [11].

Другими словами это означает, что информационное содержание учебного материала оказывает мотивационное влияние и всячески отвечает возникающим потребностям обучаемого. Развитие этого психолингвистического фактора компенсирует отсутствие непосредственного контакта в условиях мультимедиаобразования. Контакт между респондентами происходит в условиях искусственной среды общения через интерактивный диалог.

Было отмечено, что диалог между ними есть стержневое средство выражения общения в искусственной среде. И, наконец, все пользователи, в том числе, преподаватели разговаривают на естественном языке; и то, что создано человеком - современные компьютеры, инструментальные системы для создания обучающих программ и т. д. - должны быть понятны всем, ибо, первостепенной задачей создателей инструментальных систем является наибольшее сближение машинного и естественного языков [3]. При этом функция языка как способ содержательной организации и представления знаний, играет особую роль в разработке информационной среды компьютерной технологии, в частности, инструментальных систем для составления электронных средств обучения.

4. Введение дополнительного учебного материала, включающего описание и показ действия эвристических приемов. Отметим, что дополнительный материал легче всего вводится с помощью Интернет-ресурсов: поиск, сохранение и обработка информации в сети Интернет, включение дополнительных адресов (ссылок) в учебно-информационный блок курса.

Между тем преподаватель сам создает методику его применения в большом арсенале выбора компьютерной и мультимедиа технологий, которые

создают условия для творчества как фактора продуктивного мультимедийного образования. Творчество всегда выступает специфическим человеческим свойством, принадлежащим только ему и одновременно порожденным потребностями развивающейся кулыуры и формирующим саму культуру. Творческий акт и личность творца, по мнению J1. С. Выготского, должны быть вплетены в единую коммуникативную сеть и осмыслены в тесном взаимодействии [2].

В этой связи вполне логично предполагать, что сам процесс творческого акта обуславливает единенШ личности как творца с ее конечным продуктом.

В наших исследованиях суть мультимедийного образования характеризуется, в первую очередь, ее продуктивностью как деятельность, основанная на реализации личностного потенциала. В свою очередь продуктивное образование - это процесс и результат индивидуальной самореализации человека, происходящей в ходе его образовательной деятельности. При этом результаты продуктивного вклада в учебный процесс лежат в основе творческой активности личности [14].

В исследованиях В. А.Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Тем не менее, именно в них мир предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он действует, борется и живет. В личностных смыслах человек открывает значение мира, а не равнодушное знание о действительности. В них рождаются ориентиры жизненного самоопределения, они определяют направленность личности, которая выделяется практически во всех подходах к структурированию личности как ее важнейший компонент [13].

Данный подход в трудах вышеуказанных авторов означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Исследователи настоятельно требуют признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравст венной свободы, права на уважение. Мы, так же исходим ,что естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности должен протекать в соответствующих для этого условиях, в нашем случае, в комфортных условиях открытого мультимедийного образования.

5. Постоянная поддерэюка на базе компьютерной технологии мотивации учения для достижения состояния уровня «акме» профессионального самосовершенства [10].

В нашем опыте путь к профессионализму самосовершенствованию открывается в процессе проектирования авторского мультимедийного учебного продукта. В этом творческом труде, основанном на активизации мотивационного ядра личности для получения конечного результата, происходят

позитивные внутренние изменения. Студент приобретает веру в себя, сравнивает свой с другими проектами, он старается справедливо оценивать результат и достойно принять замечания, уважая себя и других.

Из вышеизложенного следует, что каждый компонент педагогики креативной ориентации успешно сопряжен с саморазвитием личности в условиях мультимедийного образования. Не всегда преподаватель может создать «социальный фон общения» для творчества на каждом занятии, традиционная технология не полностью дает возможности достижения созидательной цели, а введение дополнительного учебного материала без помощи информационных и коммуникационных технологий требует себе колоссальной рутинной работы.

Таким образом, нами обоснованно влияние мультимедийной технологии на активизацию саморазвития личности и разрешить поставленные перед собой задачи: а) рассмотреть взаимосвязь культуры и образования; б) выяснить значения и роли личностной деятельности; в) выявить условия активизации саморазвития личности студента и ориентировать его личностный рост.

Библиографический список

3. Алейников, А. Г. О креативной педагогике / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. - 1989. - № 12 . - С. 29-34.

2. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М., 1968. -С. 40-41.

3. Городецкий, Б. Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения / Б. Ю. Городецкий, И. М. Кобзева, И. Г. Сабурова // Новое в зарубежной лингвистике: сборник. - М., 1989. -- С. 129.

4. Колин, К. К. Информационный подход в методологии науки и научное мировоззрение / К. К. Колин // Вестник высшей школы. - 2000. - № 2. — С. 16-23.

5. Краснова, Г. А. Открытое образование: цивилизационные подходы и перспективы / Г. А. Краснова. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 252 с.

6. Кугуииуров, В. В. Приобщение студентов к общечеловеческим ценностям при дистанционном образовании: дис. канд. иед. наук /В. В. Кугуннуров; -Якутск, 2004.- 189 с.

7. Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. - 2-е изд., испр. и доп. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2001. - 342 с.

8. Нелунов, А. И. Новые технологии и современный учитель / А, И. Нелунов // Наука и образование. -Якутск, 1998.-№ 3. - С. 98-103.

9. Нелунова Е. Д. Педагогические основы активизации саморазвития личности в мультимедийном образовании. Монография, - Якутск, 2008. изд. ЯГУ, 198 с.

10. Образцов, П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П. И. Образцов; Орлов, гос. тех. ун-т. — Орел, 2000. - 145 с.

11. Парфенов, Е. А. Педагогические условия саморазвития личности в дистанционном обучении иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Парфенов.-Якутск, 2004,-С, 17-159.

12. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / [отв. ред. В. И. Солдаткин]. - М.: МШУ, 2003. - 508 с,

13. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; [под ред. В. А. Сластенина]. -М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 576

14. Хуторской, А* В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика / А. В. Хуторский. - М.: Междунар. пед. акад,, 1998. - 266 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.