Научная статья на тему 'УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА: ИКАТ В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ'

УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА: ИКАТ В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
289
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ИКАТ / АДРАС / ЭТНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ / ЭТНИКА / МОДА / IKAT&M0RE / УЗБЕКСКИЙ КОСТЮМ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ЭТНОСТЕРЕОТИПЫ / ТАШКЕНТ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОСТИЛЬ / IKAT ADRAS / ETHNIC ELEMENTS IN MODERN FASHION / ETHNIC / FASHION / UZBEK COSTUME / DIALOGUE OF CULTURES / ETHNIC STEREOTYPE / TASHKENT ETHNIC IDENTITY / ETHNIC STYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Атамуратова Мафтуна Музафаровна

В фокусе внимания автора - репрезентация этнической идентичности через элементы этнического стиля в одежде и новое рождении традиционной узбекской техники икат, взаимопроникновение современной городской моды и этнических элементов. Данные вопросы обсуждаются в интервью с дизайнером Ириной Токатьян (Москва).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEAUTY THAT LASTS SO LITTLE: IKAT IN MODERN FASHION

The author focuses on the representation of ethnic identity through the elements of ethnic style in clothes and a new birth of traditional Uzbek ikat technique, the interpenetration of modern urban fashion and ethnic elements. These issues are discussed in an interview with designer Irina Tokatyan (Moscow).

Текст научной работы на тему «УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА: ИКАТ В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ»

Мафтуна Атамуратова

Ускользающая красота: икат в современной моде

В фокусе внимания автора - репрезентация этнической идентичности через элементы этнического стиля в одежде и новое рождении традиционной узбекской техники икат, взаимопроникновение современной городской моды и этнических элементов. Данные вопросы обсуждаются в интервью с дизайнером Ириной Токатьян (Москва).

Ключевые слова: икат, адрас, этнические элементы в современной моде, этника, мода, 1КАТ&М01?Е, узбекский костюм, диалог культур, этностереотипы, Ташкент, этническая идентичность, этностиль

В современной городской среде репрезентация собственной этничности через национальный костюм вне каких-либо фольклорных мероприятий или национальных праздников чаще всего кажется окружающим странной и неуместной. В полной мере это относится к представителям народов Центральной Азии, например, выходцам из Узбекистана. Этностереотипы, осложненные настороженным и пренебрежительным отношением к трудовым мигрантам, заставляют людей мимикрировать, сливаться с «миром серых пиджаков» мегаполиса, реже говорить на родном языке, пренебрегать традиционными обрядовыми практиками, стараться быть и выглядеть как все. Многие мои соотечественники, узбеки, живущие и работающие в Москве, по их словам, нередко чувствуют себя людьми второго сорта, скрывают свое происхождение.

Атамуратова Мафтуна Музафаровна, культуролог (Москва), реаг1-таА:ипа@ yandex.ru

Но в эру глобализации и урбанизации есть и обратная тенденция. Репрезентация этничности через национальный костюм или его отдельные элементы (орнаментику, традиционный крой, декор) говорит не только об определенной смелости и стремлению к самовыражению, но и об ощущении собственной уникальности, уверенности в себе, естественной гармонии с собой, с тем, кто он есть, отсутствии стремления казаться кем-то другим.

Современные дизайнеры все чаще обращаются к эт-ностилю [1], синтезируя модные тенденции с этническими элементами. Инновация через традицию дает возможность возвращения, трансформации модных и культурных образов прошлого, их реабилитации в новом контексте [2]. В 1960-е годы Ив Сен-Лоран первым включил этнические элементы в свои изысканные коллекции от кутюр. Его показы изобиловали шелковыми традиционными нарядами Китая, колоритными образами Марокко. Благодаря Кензо мир увидел прекрасное сочетание традиционных японских элементов костюма с современным кроем и тканями.

В Узбекистане немало дизайнеров (Zulfiya Sultan, Dilnoz, Nariman), успешно представляющих всему миру узбекскую культуру, через традиционные ткани, интегрированные в модную индустрию XXI века. Концепция московского бренда Ikat & More также вращается вокруг техники шитья из мгновенно узнаваемых орнаментированных узбекских тканей, ткани сюзане и икат -традиционной абровой ткани с рисунком, полученным путем окрашивания или печатания нитей основы в один или несколько цветов перед процессом ткачества. Икат (букв. - плести, переплетать) - это не только ткань, но и особый вид орнамента, где абсолютно каждая деталь - это история.

Дизайнер Ирина Токатьян согласилась ответить на мои вопросы.

М.А.: Впервые я увидела вас на ярмарке «4 сезона», затем на выставке «Новое ремесло» во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства. И там, и там вы своей работой демонстрировали большую любовь к наследию Узбекистана. Чем запомнилось участие в этих мероприятиях ?

И.Т.: Во-первых, это большая честь - участвовать в таких масштабных событиях, связанных с модой и красотой. Во-вторых, я очень рада, что мое творчество находит отклик среди людей. До сих пор я не видела ни одного равнодушного посетителя или покупателя. Был и негатив, и пренебрежение, и радость, и трепет, но сухого, ровного отношения я не видела. И это вдохновляет.

М.А.: Если рассмотреть бирки на одежде вашего бренда, то можно увидеть, что они тоже сделаны из кусочков ткани икат, на которых проштамповано название бренда. Как родилась эта идея ?

И.Т.: На самом деле все логично. Я по профессии инженер-энергетик. Много лет я проработала в Ташкенте. После переезда в Москву меня одолела тоска по родине. Когда я создала эту свою маленькую отдушину (линейку одежды и аксессуаров из иката и сюзане. -М.А.), я придумала такой вариант визитки, а также этикетки и ценника на ткани лишь потому, что у меня не было денег на полиграфию. Я просто заказала штамп и печатаю самостоятельно то, что мне нужно. В зависимости от лояльности к клиенту, я объявляю цену.

Почему именно лоскуты ткани? Когда я углубилась в изучение создания иката, то поняла одну простую истину: даже крошечный кусочек не должен пропасть. Это мой способ проявить уважение к труду всех мастеров и мастериц, которые по 40-50 часов вручную соз-

дают, то, что мы можем в одну секунду выбросить в мусорку. Даже кисточки-джамалаги, которые до сих пор используют от сглаза в Средней Азии, созданы из обрезков иката.

М.А.: Ткани в основном везете из родного Ташкента ?

И.Т.: Да, но не только оттуда. Это и Бухара, Самарканд, и конечно, Маргилан. Я создаю единичные, штучные вещи. Мне неинтересно ставить все это на конвейер, в поток. Потому что ткань до такой степени удивительна и индивидуальна, что носить ее может отнюдь не каждый. Это должна быть либо большая смелость, либо сильная любовь, чтобы все это продвигать на себе в современных реалиях. Ткань я всегда выбираю сама, потому что только я знаю, что могу из нее сделать, какой я хочу видеть конечный результат и образ. Пытаюсь находить винтажные ткани, как мне сказали однажды, «собираю ускользающую красоту» [3].

М.А.: Это действительно так. В моем родном Узбекистане очень ценятся сама техника «облачного» окрашивания, но такого трепетного отношения, как у вас, я пока не встречала. Там скорее относятся к икату и сюзане как к чему-то само собой разумеющемуся, ибо все рождаются, уже окруженные этими легкими и красочными орнаментами со всех сторон. Но все же, почему вас так вдохновляет именно узбекский икат?

И.Т.: Почему я создатель своего бренда? Все выходит из моего бытия. Я родилась в Ташкенте и прожила там 33 года. В Узбекистан моя семья - мои бабушка с дедушкой и моей маленькой мамой - попала во время эвакуации. Ташкент стал моей родиной, моим домом. Моя ментальность - стопроцентно ташкентская, азиатская. Любовь, дружба, почитание старших - все пришло ко мне именно оттуда.

М.А.: А как появилась ваша коллекция ?

И.Т.: После переезда в Москву по некоторым обстоятельствам я не могла работать по специальности, был экономический спад. Пошла учиться на курсы компьютерной графики, мерчендайзинга. Представления о дизайне были, работала мерчендайзером в универмаге «Москва». Как-то на Кузнецком мосту зашла на одну из этновыставок и увидела «свое». Там как раз шло оформление корнера Лейлой и Натальей Мусиной -главными по выставке. Я предложила свою помощь, и они согласились. Разговорившись, я призналась, что соскучилась по Ташкенту, что даже купила себе на память антикварный чапан, в котором хожу по улицам. Они так удивились! А мне комфортно. Я знаю, что это выглядит достаточно провокационно, ведь я женщина с абсолютно европейской внешностью, светлая. Но для меня надеть тот же чапан - это жест уважения к ... нельзя сказать чужой! скорее, к параллельной культуре, узбекскому наследию. Я не абы как это надеваю, а со смыслом!

В следующий раз они встретили меня с восторгом, из-за успешности корнера, как я полагаю, и спросили, что я хочу за свою помощь. Недолго думая, я попросила еще парочку чапанов, антикварных и качественных. Они мне с этим помогли, и так появилась моя коллекция чапанов. В следующий раз, когда я приехала в Ташкент, я неосознанно купила целых десять метров необычной ткани, ибо цена позволяла, почему бы и нет. Сидя дома, я начала шить маленькие, буквально сувенирные чапанчики. Так все и началось.

М.А.: То есть Восток стал попыткой прикоснуться к прошлому ?

И.Т.: Конечно. Я ездила в Ташкент к друзьям, больше узнавала об узбекской традиционной одежде. Параллельно я слушала лекции историка моды Александра

¡0 dl s

2 ai

<

m

x ?

-8-

Васильева. Лет десять назад, во время всех этих экономических и политических конфликтов с мусульманским миром, он как-то сказал мне: «До тех пор пока длится эта нестабильная ситуация, в моде всегда будет Восток». Обратите внимание, сейчас в моде объемная распашная одежда - чапаны, шаровары, одежда оверсайз.

Сплавляя Запад и Восток в новых модных коллекциях, современные дизайнеры помогают человеку быть эмоционально защищенным. Они вселяют гордость за свою страну, культуру, продвигая узбекскую культуру по всему миру. И я верю, что, пока существуют именно такие дизайнеры, этностиль Узбекистана не сможет зачахнуть даже в победном шествии масс-маркета.

Литература:

1. Васильева Ж.В. Этнические традиции в моде и культура модерна второй половины XX века // Обсерватория культуры. 2007. № 4. С. 60-64.

2. Демшина А.Ю. Динамика этнического направления в дизайне в ситуации глобализации культуры (на примере современной моды) // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2009. № 5. С. 71-78.

3. Шкарпеткина 0. Невыносимая легкость красоты, или Семь цветов счастья абровой ткани // Иные берега. 2017. № 2 (46). С. 100-107.

Maftuna Atamuratova,

Cultural expert (Moscow), pearl-maftuna@yandex.ru Beauty that lasts so little: Ikat in modern fashion

The author focuses on the representation of ethnic identity through the elements of ethnic style in clothes and a new birth of traditional Uzbek ikat technique, the interpénétration of modern urban fashion and ethnic elements. These issues are discussed in an interview with designer Irina Tokatyan (Moscow).

Keywords: ikat, adras, ethnic elements in modern fashion, ethnic, fashion, IKAT&M0RE, Uzbek costume, dialogue of cultures, ethnic stereotype, Tashkent ethnic identity, ethnic style

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.