Научная статья на тему 'УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОСВЕЩЕНИИ И ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ'

УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОСВЕЩЕНИИ И ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АУТЕНТИЧНОСТЬ В ТУРИЗМЕ / ГЕОКУЛЬТУРА / ГЕОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ТУРИСТСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ ГРАЖДАН И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривошеева Т. М.

В материалах статьи рассматриваются вопросы обновления подходов к развитию краеведческого движения в Российской Федерации, проведен обобщающий анализ подходов антропологизации истории в целом и глокализацией локальной истории, на основе публикаций отечественных и зарубежных авторов. «Новое краеведение» рассмотрено не только как процесс изучения локальной истории и частной памяти, но и как современная форма актуализации краеведческой деятельности, в том числе в целях просвещения граждан, патриотического воспитания, уникализации туристскоэкскурсионного предложения муниципальных образований. Для иллюстрации усиления роли туристско-краеведческой деятельности в просвещении и патриотическом воспитании граждан изложен опыт реализации образовательно-патриотическую миссии «Сохраним живую память о Победе!» и туристско-краеведческих экспедиций "Вещи с памятью" по муниципальным образованиям Московской области. В статье использованы материалы, полученные в ходе реализации гранта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации (соглашение № 075-152020-558 от «10» июня 2020 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОСВЕЩЕНИИ И ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 338.48; 908

УСИЛЕНИЕ РОЛИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ПРОСВЕЩЕНИИ И ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ

Кривошеева Т.М.

Канд. экон. наук, доцент, ведущий научный сотрудник

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

[email protected]

Аннотация. В материалах статьи рассматриваются вопросы обновления подходов к развитию краеведческого движения в Российской Федерации, проведен обобщающий анализ подходов антропологизации истории в целом и глокализацией локальной истории, на основе публикаций отечественных и зарубежных авторов. «Новое краеведение» рассмотрено не только как процесс изучения локальной истории и частной памяти, но и как современная форма актуализации краеведческой деятельности, в том числе в целях просвещения граждан, патриотического воспитания, уникализации туристско-экскурсионного предложения муниципальных образований. Для иллюстрации усиления роли туристско-краеведческой деятельности в просвещении и патриотическом воспитании граждан изложен опыт реализации образовательно-патриотическую миссии «Сохраним живую память о Победе!» и туристско-краеведческих экспедиций "Вещи с памятью " по муниципальным образованиям Московской области. В статье использованы материалы, полученные в ходе реализации гранта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации (соглашение № 075-152020-558 от «10» июня 2020 г.).

Ключевые слова: туристско-краеведческая деятельность, аутентичность в туризме, геокультура, геокультурное пространство, социально-культурная среда, туристская интерпретация, просвещение граждан и патриотическое воспитание

Основываясь на обобщении материалов исследований, посвященных геокультурной специфики территорий, можно сделать вывод, что эффективное использование аутентичности, развитие геокультурной специфики территории позволяет выставить акцент на уникальности территории, ее культурных ландшафтах, географических образах, локальных мифах и т.п. Такая деятельность, называется геокультурным брендингом территорий и связанна с культивированием образов территорий, важных для сплочения территориальных сообществ [2].

Она может быть некоммерческой или коммерческой, но, так или иначе, она ориентирована не на получение прибыли, а на развитие идентичности территориальных сообществ, и те события, которые актуализируют образ территории. Результаты геобрендинга территории проявляется, прежде всего, в современном искусстве, туризме, в интерактивной культуре и в креативной индустрии [2].

Местная (аутентичная) идентичность как бы надстраивается над географическими образами и локальными мифами, в то же время оказывается рефлексивной основой для

выявления и фиксации конкретных культурных ландшафтов, типичных для данной территории [2], которые в свою очередь формируют содержательно-тематический фундамент создания качественного и разнообразного туристского продукта регионов России.

Также следует отметить, что «идентичность» рассматривается и с позиции гражданственности, т.е. воспитания патриотизма, любви и уважения к Отечеству, формирования чувства гордости за свою Родину, осознания своей этнической принадлежности, знания и уважения истории, языка и культуры своего народа, своего края. В числе первоочередных задач культурной политики1, выделены такие приоритеты как:

-сохранение этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества;

-создание условий для развития творческой самодеятельности граждан, поддержка общественных инициатив в этой сфере с учетом этнонациональных традиций, особенностей регионов и местных сообществ;

-возрождение и развитие массового краеведческого движения в стране, а также деятельности по историческому просвещению граждан.

Вопросы обновления подходов к развитию краеведческого движения и формированию «нового краеведения» находят отражение в современных работах российских авторов и свидетельствуют, что современный этап развития краеведения связан с формированием региональной идентичности, мобилизацией исторической памяти на местном уровне, антропологизации истории в целом и глокализацией локальной истории [4].

В зарубежной практике эти аспекты просматривались авторами уже с конца XX века. Например, в 80-х годах Западную Германию охватил настоящий «исторический бум». Возник массовый интерес к изучению прошлого своего города или поселка, к истории своей семьи. Казалось, энтузиасты бросили вызов историкам-профессионалам. Большое распространение получили «исторические мастерские» (historische Werkstatten); широко практиковалась «устная история»: записи воспоминаний пожилых людей о своей жизни. Этот интерес к опыту и переживаниям «маленького человека», получивший название "истории повседневности" (Alltagsgeschichte), или «истории снизу» (Geschichte von unten), стал частью более широкого процесса демократизации общественной жизни в Германии [5].

1 Указ Президента РФ N 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24 декабря 2014 года

В [3] отмечено, что целый комплекс наук столкнулся с одним и тем же парадоксом: «Чем сильнее глобализация, тем востребованней оказывается всевозможная локальная специфика», т.е. с усилением глобальных процессов возрастает и их дифференциация -множество локальных культур и традиций обретают «второе дыхание». Такое взаимодополнение и взаимопроникновение глобальных и локальных тенденций получило название глокализации, в процессе которой, происходит возрастание роли локальных местностей, городов, районов, повышение внимания к местной самобытности и увеличение пропускной способности глокальных средств связи главных участников этого процесса [11].

Возвращаясь к российской практике, следует отметить, что сущность самого понятия краеведения - спорная научная проблема и до настоящего времени не существует однозначного толкования термина «краеведение».

На рубеже ХХ-ХХ1 веков сформировалось несколько точек зрения:

- изучение своего «отчего» края, своей «малой» родины, комплексное изучение определенной географической территории; [8]

- школа нравственного воспитания и понимания значения исторического опыта и культурного наследия; [10]

- деятельность по сохранению своими руками культурного и природного наследия;

[6]

- метод синтетического изучения культуры, назначенной, выделяемой по административным, политическим и хозяйственным признакам относительно небольшой территории, или как общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в социальном строительстве; [1]

- комплекс научных дисциплин по всестороннему познанию края, как всестороннее познание определенной территории местными жителями: природы, истории, хозяйства населения, культуры [7].

В исследовательских материалах [6] отмечалось, что краеведение не только наука, но и деятельность. Традиции, обряды, народное творчество требуют в известной мере своего воспроизводства, исполнения, повторения в жизни. Культура становится действенной и «работающей». А формами такой деятельности становятся развитие сообществ друзей в контексте «культурного интереса», создание кустарных производств, разведение местных редких растений и др.

Таким образом, мы можем говорить об изучении и интеграции в современную деятельность локальной истории. Под локальной историей сегодня понимается не территория, а «микросообщество», совокупность людей, осуществляющих определенную

историческую деятельность. Это способ мобилизации исторической памяти и одновременно инструмент научно-исторического познания, так называемая «история снизу» - изучение отдельных личностей, комплектование местных нарративных, изобразительных и вещественных источников, исследования вокруг «мест памяти», «образов мест», «фигур памяти», составление ментальных карт территорий [9].

«Новое краеведение» - это не только изучение локальной истории и частная память, но и современные формы актуализации краеведческой деятельности, в том числе просвещение граждан и патриотическое воспитание, основанное на почитании земляков, любви к семье, «малой родине», изучении локальных человеческих историй [4].

Объединяя, рассмотренные выше, подходы формирования и повышения качества социально-культурной среды, выявления геокультурной специфики территории (пространств), развития «нового краеведения» и опираясь на определение краеведения из [6], предложим в качестве деятельности, которая может воспроизводить в жизни культурное и природного наследие, туристско-краеведческую деятельность.

Туристско-краеведческая деятельность нацелена на формирование краеведческих знаний о родном крае, включая знания географического, экологического, исторического, этнокультурного характера. Знания о геокультурном пространстве территории должны иметь обобщенный, систематизированный характер, органично включаться в мировоззренческие идеи, ценностные ориентиры, обеспечивающие глубокое понимание процессов познания, освоения, преобразования геокультурного пространства локальной территории в контексте общероссийских, мировых процессов, их социокультурной динамики. При этом представления о конкретном содержании деятельности должны органично переходить в умение выявлять и оценивать возможность территориального геокультурного пространства для организации местным населением различных видов туристско-экскурсионных услуг и смежных видов деятельности внутри территориальной системы и для гостей территории - туристов.

Несмотря на достаточное количество публикаций, связанных с формированием и повышением качества социально-культурной среды, выявлением геокультурной специфики территории (пространств), развитием «нового краеведения», вопросы организации местным населением различных видов туристско-экскурсионных услуг и смежных видов деятельности на основе выявленных возможностей территориального геокультурного пространства в результате краеведения не приобрели комплексный и системный характер.

Туристско-краеведческая деятельность должна рассматриваться как составная часть системы воспитания патриотического сознания, гражданской позиции и должна получить

статус «школы» воспитания гражданственности, патриотизма и сохранения наследия прошлого у различных групп населения, в том числе детей и молодежи.

Для примера рассмотрим образовательно-патриотическую миссию «Сохраним живую память о Победе!» - совместный проект Российского государственного университета туризма и сервиса и четырех музеев Московской области: МБУК г.о. Королев Московской области «Музейное объединение "Музеи наукограда Королев"», ГБУК Московской области «Военно-технический музей», ГБУК Московской области «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник», МБУ «Музей-заповедник «Дмитровский кремль». Автор выражает благодарность музеям муниципальных образований Московской области - партнерам организации и проведения туристско-краеведческих экспедиций «Вещи с памятью».

В рамках образовательно-патриотической миссии реализуются туристско-краеведческие экспедиции "Вещи с памятью", направленные на активизацию исследовательской работы молодежи и трансляцию полученных результатов современными методами и интерактивными форматами.

Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства. С каждым днем остается все меньше прямых свидетелей тех страшных дней, тех кто вёл ожесточённую борьбу с фашистами, кто воевал на полях сражений, кто в тылу не покладая рук, не жалея сил, трудился на благо фронта, приближая Великую Победу. Очень важно нынешнему поколению не забывать и рассказывать молодежи о героических поступках, о той боли и лишениях самоотверженных жителей нашей Родины.

Туристско-краеведческая деятельность в различных ее формах - это возможность изучения родной страны и малой родины, обеспечение доступа к историко-культурным, природным и национальным ценностям Российской Федерации, которая способствует интеллектуальному, духовному, творческому развитию, а также патриотическому воспитанию молодежи, формированию поколения граждан - патриотов России. В связи с этим, туристско-краеведческие экспедиции, можно считать инструментом социальных инноваций, нацеленных на создание условий для формирования личности, постоянно совершенствующейся, эрудированной, неравнодушной, восприимчивой к новым созидательным идеям.

Исследовательская работа молодежных групп проходила в муниципальных образованиях Московской области на базе музеев, библиотек, объектов воинской и трудовой славы и иных объектах, связанных с темой Великой Отечественной войны 19411945 гг.

Результатом исследовательской работы стало выявления вещей - трансляторов исторической и культурной памяти военных лет, на основе которых формируются музейные программы «Выставка в рюкзаке "Вещи с памятью"», с элементами интерактива. Подготовленные программы позволяют «выходить музеям в город», организовывать просветительские мероприятия и мероприятия по патриотическому воспитанию в школах, домах культуры, библиотеках и иных организациях, работать в онлайн пространстве и цифровой среде.

Организационная и исследовательская работа осуществлялась по следующим направлениям:

1. Организация экспедиционной исследовательской работы на базе музеев, библиотек, объектов воинской и трудовой славы и иных объектах, связанных с темой Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в городских округах Королев, Черноголовка, Дмитровский и Сергиево-Посадский Московской области.

2. Выявление вещей - трансляторов исторической и культурной памяти военных лет, так называемую «ожившую память» свидетелей тех событий - рассказы, письма, артефакты, семейные и краеведческие истории, легенды и т.п.

3. Выбор, в целях сохранности оригиналов, форматов копирования или тиражирования вещей - трансляторов исторической и культурной памяти военных лет, для обеспечения более широких возможностей публикации музейных/семейных предметов и музейных/семейных коллекций.

4. Формирование музейных программ «Выставка в рюкзаке "Вещи с памятью"», с элементами интерактива на базе МБУК г.о. Королев Московской области «Музейное объединение "Музеи наукограда Королев"», КБУК Московской области «Военно-технический музей», ГБУК МО «Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник», Муниципальное бюджетное учреждение «Музей-заповедник «Дмитровский кремль».

5. Подготовка сценариев и проведение мероприятий по просвещению граждан и патриотическому воспитанию с использованием музейных программ «Выставка в рюкзаке "Вещи с памятью"».

Туристско-краеведческая деятельность в форме локальных экспедиций позволяет молодежи проследить неразрывную связь времен, единство истории населенного пункта, территории и ее жителей, почувствовать историческую причастность каждой семьи и признать своим долгом и честью, стать наследником лучших народных традиций и ценностей.

Туристско-краеведческая деятельность способствует развитию диалога между культурами, этносами, представителями различных поколений и социально-демографических групп.

А выбор современного языка и актуальных технологий для трансляции результатов туристско-краеведческой деятельности позволяет расширить культурный и профессиональный потенциал молодежи, способствует максимально полной реализации личности.

Литература

1. Беляева Н.Ф., Шепелева Е.В., Капаев М.А. Роль краеведческих дисциплин в патриотическом и гражданском воспитании студентов педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10. № 1 (37) С. 19-25

2. Замятин Д.Н. Геокультурный брендинг городов и территории: от гения места к имиджевым ресурсам // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 2. С. 25-31.

3. Кожевников Н.Н., Пашкевич Н.Л. Глокализация: концепции, характерные черты, практические аспекты // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2005. Т. 2. № 3. С. 25-31.

4. Короткова М.В. «Новое краеведение» как современное направление развития музейной педагогики XXI века // Наука и школа, № 1, 2018 г. С. 100-103

5. Кром М.М. Междисциплинарность и возникновение новых направлений в исторической науке (на примере исторической антропологии) // В сборнике: "Стены и мосты": Междисциплинарные подходы в исторических исследованиях. Материалы Международной научной конференции. 2012. С. 40-49.

6. Лихачев Д.С. Русская культура. - М, 2000

7. Никонова М.А. Краеведение. М.: Академия, 2011

8. Озеров А.Г. История и методика краеведения. - М, 2015

9. Скрипкина Л.И. Краеведение, регионоведение, локальная история // Музей. 2015. №4. С.14-15

10. Шмидт С.О. Общественное самосознание российского благородного сословия. - М, 2002

11. Robertson R., Knondker H. Discourses of globalization: Preliminary considerations // International sociology. - L., 1999. Vol. 13, и 1. - P. 25-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.