Научная статья на тему 'Усиление роли государства в условиях структурных сдвигов в мировой экономической системе'

Усиление роли государства в условиях структурных сдвигов в мировой экономической системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC POLICY / EXTERNAL CALLS / INVESTMENT CLIMATE / NATIONAL ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курзина Ирина Михайловна, Сафина Роза Саимовна

В статье анализируются основные вызовы, угрозы, стоящие перед экономикой России и требующие отражения в стратегии экономической политики государства. Обосновывается идея усиления роли государства в условиях структурных сдвигов и неопределенностей в мировой экономической системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strengthening the Role of the State as a Reaction to External Economic Challenges

The paper dwells upon the main challenges and threats faced by Russian economy, which demand reflection in state economic strategy. It substantiates the idea of strengthening the role of the state in the conditions of structural changes and uncertainty in the global economic system.

Текст научной работы на тему «Усиление роли государства в условиях структурных сдвигов в мировой экономической системе»

УДК 330.1

Усиление роли государства в условиях структурных сдвигов в мировой экономической системе

Курзина И.М.

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры муниципального менеджмента

Казанского государственного архитектурно-строительного университета

Сафина Р.С.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры муниципального менеджмента Казанского государственного архитектурно-строительного университета

В статье анализируются основные вызовы, угрозы, стоящие перед экономикой России и требующие отражения в стратегии экономической политики государства. Обосновывается идея усиления роли государства в условиях структурных сдвигов и неопределенностей в мировой экономической системе.

Ключевые слова: экономическая политика, внешние вызовы, инвестиционный климат, национальная экономическая безопасность.

Экономическая политика, проводимая в России последние десятилетия, подвергается различного рода критике и требует всестороннего анализа. Одним из важнейших стимулом ее скорейшего пересмотра может стать угроза экономического кризиса, столь очевидно назревающего в условиях нестабильности мировой экономики. Падение ВВП за последние пять лет красноречиво свидетельствует о необходимости пересмотра самой модели экономического роста.

И дело не только в иных подходах в формировании инвестиционной стратегии, изменении структуры экспорта или использовании Резервного фонда, речь идет скорее о фундаментальных проблемах развития национальной экономики в целом. Более того, по мнению некоторых аналитиков, мировая экономика стоит у истоков новой макроэкономической волны. Методика анализа открытых еще в 20-е гг. ХХ в. Н.Д. Кондратьевым больших макроэкономических волн дает нам возможность проанализировать тенденции развития мировой экономики с раз-64

личных точек зрения. Совершенно очевидно, что необходимость внедрения современных технологий давно назрела, но изменения должны коснуться поиска степени участия государства в регулировании

ю

Рис. 1. Темпы роста ВВП России 2005-2015 гг., % [1, с. 343]

экономики, определения места национальной экономики в мировом сообществе, создания соответствующей институциональной системы, формирования новых мировых экономических центров.

Современные экономические системы, сочетающие механизмы рыночной самоорганизации со стратегическим регулированием, вероятно, и в дальнейшем будут усиливать тенденцию более обширного использования мощи государственного воздействия на процесс развития. Это связано не только с необходимостью концентрации ресурсов, инвестициями в развитие фундаментальной науки, но и с тем, что в новых условиях государство становится интеллектуальным центром, ответственным за преодоление кризиса. Новая длинная волна не только открывает возможности экономического роста, но и дает шанс изменить место России в мировом экономическом пространстве, причем именно государственной системе регулирования в новых условиях будет отводиться особая роль.

Традиционными направлениями участия государства в решении текущих проблем являются создание новых методик в системе стратегического планирования, без которого не обходятся ни в одной развитой стране, перестройка налогово-бюджетной, денежно-кредитной и антиинфляционной политики, формирование соответствующей нормативной базы, новых «бюджетных правил» использования доходов государства.

Но все-таки самой главной проблемой в нынешней ситуации становится противостояние угрозам, вызовам, требующим государственного вмешательства.

На первое место можно поставить инновационный вызов или отставание в технологическом развитии. В результате действующих против России санкций значительно снизились возможности приобретения современного оборудования, техники, технологий, больше того, контакты в области сотрудничества в научной сфере заметно уменьшились. Так, в 2015 г. импорт товаров из Европы составил 161,571 млрд. долларов, что на 36,4 % меньше, чем в 2014 г. [1, с. 346].

Создание новых технологических систем требует прежде всего кадрового обеспечения. Снижение качества высшего образования, введение ЕГЭ, падение уровня школьного обучения - все это создает серьезные проблемы для перехода к нанотех-нологиям, поскольку лишает страну перспектив в создании будущей научной базы. «Утечка мозгов», т.е. отъезд лучших представителей в области естественных наук, инженерно-технических профессий, привлеченных высокой оплатой труда в страны Евросоюза, США, продолжается, что определяет подрыв кадрового потенциала. Перестроить систему образования, связать ее непосредственно с нуждами производства, определить, а скорее пересмотреть

стратегические направления реформы, безусловно, под силу только государству. Вместе с тем нельзя не отметить, активную деятельность государства в создании технопарков, таких, например, как «Скол-ково» (инвестиционный фонд 125,2 млрд. руб.), что не только стимулирует НИОКР, но и способствует вовлечению частных инвестиций в данный процесс. Основными направлениями деятельности технопарков являются: телекоммуникации, информатика, космические исследования, энергетика, ядерные технологии и т.д. Выбор государством именно этих отраслей специализации технопарков определяется их приоритетами в решении проблемы перехода к новым технологиям.

Следующий вызов лежит в области борьбы за рынки, сферы влияния, возможности участия в работе крупных международных организаций, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве. Общеизвестно, что Россия является членом БРИКС, сотрудничество в этой организации основано на том, что страны, входящие в него, считаются быстро развивающимися, причем их значимость для мировой экономики не вызывает сомнений. В государствах, входящих в этот союз, проживает 3 млрд. чел., что составляет 42 % населения Земли, площадь этих стран составляет 39,7 млн. кв. км, а ВВП - 21,8 % от мирового валового продукта.

Из таблицы 1 следует, что темпы роста ВВП государств-членов БРИКС в последние годы значительно разнятся. Россия и Бразилия испытывают трудности в рамках национальных экономик, однако, это можно рассматривать как временные явления, поскольку прогнозы перспектив развития этих государств достаточно позитивны. Будучи членом еще целого ряда экономических сообществ, таких как АТЭС, ШОС и т.д. Россия не только пытается утвердиться в качестве надежного партнера, но и определить свое место в мировом экономическом пространстве. Экономически Россия заинтересована в расширении рынков, в продвижении своей продукции в различных регионах мира, в установлении взаимовыгодных связей. Вместе с тем нельзя не отметить, что попутно решается вопрос об экономической независимости и национальной безопасности страны в процессе формирования многополярного мира. Гегемония США, заставляющая пренебрегать зачастую национальными экономическими интере-

Таблица 1

Динамика роста ВВП стран-членов БРИКС [2]

Страны БРИКС 2014 г. 2015 г.

Россия 0,6 -3,7

Бразилия 0,1 -3,8

Индия 7,3 7,3

Китай 7,3 6,9

ЮАР 1,5 1,3

ность сохранить и приумножить средства ФНБ, Резервного фонда. В практике государственного регулирования вполне уместно было бы ограничить деятельность некоторых иностранных банковских филиалов, с точки зрения привлечения денежных средств отечественных вкладчиков. Стратегия дальнейшего сокращения ставки рефинансирования не только отвечает решению одной из самых насущных проблем создания благоприятного инвестиционного климата, но и подразумевает долгосрочное использование (20-25 лет) кредитных денежных средств.

Рис. 2. Динамика изменений ФНБ России 2013-2016 гг. [3]

сами стран, которые не могут ей в этом противостоять, не должна в дальнейшем определять стратегию мирового экономического развития.

Но, пожалуй, самой серьезной проблемой, вызовом, на наш взгляд, являются негативные тенденции, связанные с внешним финансированием. Совершенно очевидно, что активы государства в виде Фонда национального благосостояния (ФНБ), Резервного фонда, резервов Банка России необходимо перевести из обязательств стран, противостоящих экономическому продвижению и развитию отечественной экономики, в нейтральные инструменты или в активы государств, находящихся в зоне благоприятного экономического сотрудничества. Процесс этот, безусловно, сложный, требующий времени и тонких политических компромиссов, но необходимость решения его уже назрела. Усугубляет проблему еще и то, что средства, находящиеся в ведении этих фондов, стремительно сокращаются (рис. 2). Объяснить сложившуюся ситуацию можно не только падением цен на нефть на мировом рынке, а также санкциями, введенными против России на рынке капиталов. Крупные отечественные компании, такие, например, как «Роснефть», вынуждены обращаться с просьбами к правительству о предоставлении им кредитов из ФНБ. Вследствие чего в декабре 2014 г. правительством принимается Закон о размещении 10 % средств фонда в банках для финансирования различных проектов. Поддержав отечественного производителя, государство фактически превращается в кредитора, что не может не отразиться на размерах фонда.

Санкции, введенные против России, необходимость перехода к импортозамещению ставят государственную кредитно-денежную политику перед необходимостью создания отечественных инвестиционных фондов с участием частного капитала. Это позволило бы не только способствовать улучшению инвестиционного климата, но и создать возмож-

Литература:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Глазьев С. От монетаристской догматики - к стратегии развития // Однако. - 2015. - № 180.

- С. 340-353.

Российский статистический ежегодник. 2014. стат. сб. / Росстат. - М., 2014. - 795 с. Минфин России: Статистика. - URL: http:// minfin.ru/ru/performance/nationalwealthfund/ statistics

Тихомиров Б., Сергиенко Я., Френкель А., Лоб-зова А., Рощина Л. На перепутье // Однако. -2015. - № 180. - С. 528-540. Федеральная служба государственной статистики. - URL: www.gks.ru

Сафина Р.С., Курзина И.М. Влияние Мирового кризиса 2008-2014 гг. на инвестиции и инвестиционную привлекательность России // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 3.

- С. 85-89.

Сафина Р. С., Курзина И.М. Проблемы модернизации российской экономики // Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 1(17). -С. 40-43.

Strengthening the Role of the State as a Reaction to External Economic Challenges

I.M. Kurzina, R.S. Safina Kazan State University of Architecture and Engineering

The paper dwells upon the main challenges and threats faced by Russian economy, which demand reflection in state economic strategy. It substantiates the idea of strengthening the role of the state in the conditions of structural changes and uncertainty in the global economic system.

Keywords: economic policy, external calls, the investment climate, the national economic security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.