Hill
Aziza Khudaiberdieva,
Independent researcher of the Tashkent State University of Law
STRENGTHENING THE INFORMATIZATION OF THE SOCIETY AND DEVELOPMENT OF THE INFORMATION SPACE DURING THE PANDEMIC PERIOD
Abstract: The article discusses the theoreticalfoundations of the formation of the information space, the information society, also analyzes their impact on the institution of the state. In particular, the informationfunction of the state is characterized. The informationfunction of the state is the direction of the creation, transmission and storage of information, as well as the activity of information and communication systems, ensuring information human rights and information security ofthe country. The article presents the definitions of "information space ", "information security ", "and informationjunction of the state ".
Key words: information space, informatization, information society, information function of the state
Азиза Худайбердиева,
самостоятельный соискатель Ташкентского государственного юридического университета
h.aziza@mail.ru
УСИЛЕНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Аннотация: в статье рассматриваются теоретические основы формирования информационного пространства, информационного общества, а также дается анализ их влияния на институт государства. В частности, характеризуется информационная функция государства. Информационная функция государства - это направление деятельности по созданию, передачи и хранению информации, а также деятельности информационно -коммуникационных систем, обеспечения информационных прав человека и информационной безопасности страны. В статье представлены определения "информационное пространство ", "информационная безопасность ", "информационная функция государства".
Ключевые слова: информационное пространство, информатизация, информационное общество, информационная функция государства
Азиза Худайбердиева,
Тошкент давлат юридик университети мустакил изланувчи
Review of law sciences
а
W ............... 1
- Д^
ПАНДЕМИЯ ДАВРИДА ЖАМИЯТНИ АХБОРОТЛАШТИРИШНИ КУЧАЙТИРИШ ХДМДА АХБОРОТ МАКОНИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ
1
Аннотация: мацолада ахборот макони, ахборот жамиятини шакллантиришнинг назарий асослари му^окама цилинган, шуниндек уларнинг давлат институтига таъсири та^лил цилинган. Хусусан, давлатнинг ахборот функцияси тавсифланган. Давлатнинг ахборот функцияси - бу ахборотни яратиш, узатиш ва сацлаш, шуниндек ахборот ва алоца тизимларининг фаолияти, инсоннинг ахборот ууцуцлари ва мамлакатнинг ахборот хизмаларининг таъминлаш. Мацолада "ахборот макони", "ахборот хавфсизлиги", "давлвтнинг ахборот функцияси" тушунчалари тацдим этилган.
Калит сузлар: ахборот макони, ахборотлаштириш, ахборот жамияти, давлатнинг ахборот функцияси.
Государство - это общественный институт, который сформировался и эволюционирует с древних времен. Если рассмотреть развитие общества и государства, то можно отметить корреляцию этих двух институтов, т.е. насколько развитым является общество, насколько более совершенным является государство. Общество и государства -это два наиболее значимых социальных института, которые эволюционировали на протяжении всей цивилизации человечества и влияли на общественное развитие. Если проанализировать исследования в области теории государства и права о государстве, то можно отметить, что все теории, концепции о государстве, посвящены трем главным аспектам. Первый, государству в качестве политически организованного сообщества. Второй, государственной власти, ее природе, государственному механизму, структуре государственного механизма. Третий, организации и функционированию публичной власти [1].
В течение исторического развития, государство как государственный институт совершенствовалось под воздействием различных факторов, таких как местные общины, организация ирригационных работ, развитие торговли и т.д. В ХХ-ХХ1 веках определяющим фактором, влияющим на государство, его функции, государственный механизм является информатизация. Информация происходит от латинского тАогтайо -иразъяснение, изложение первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом с помощью условных сигналов, технических средств общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики. Однако, в современном мире происходит переосмысление самого понятия «информация» - не только как «знания» и «документа», но и аудиосигнала, визуального, голографического изображения, которые требуют внедрения электронного документа (информация передается посредством компьютера) в международных обменных системах. На сегодняшний день в США, например, электронные документы составляют 55 % всей информации. Информатизация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Один из изветных постулатов ХХ века гласит: "Кто владеет информацией, тот владеет миром". Этот постулат был сформирован Ф.Бэконом и был подхвачен
У.Черчелем. Ведь в современном мире информация стала не только средством познания, распространения и обмена знаниями, но и товаром, политическим инструментом, способом беспрецедентного психологического воздействия. С информацией тесно связано понятие «информатизация». Информатизация - это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Процесс информатизации приводит формированию информационного пространства и информационного общества. Развитие человеческого общества, его научное познавания окружающего мира привело к накоплению большого количества информационных ресурсов. Информация - первооснова дальнейшего развития познавательной деятельности человека, а также существования мирового сообщества в условиях единого информационного пространства. Информация - это существование, передача и отражение разнообразия в любых объектах и процессах живой и неживой природы [2].
Государство в информационном пространстве меняется, совершенствуется и задача на многие поколения вперед является использовать информационное пространство для повышения эффективности власти и управления. Еще одна глобальная задача сблизить общество и государство посредством информационных коммуникаций. В информационном пространстве государственное управление осуществляется системой взаимосвязанных институтов и представляет собой единую сеть. Очевидна роль использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в повышении эффективности при организации взаимодействия данных институтов "сети". С идеей "сетевого государства" некоторых ученых трудно согласиться. По мнению Э.Азорянца, социальные, политические и экономические системы, организованные по принципу иерархии теряют свой исторический потенциал, но динамично развивается новый, и показавший свою эффективность принцип сети, основанный на деятельности государственных и негосударственных организационных структур [3].
Информационная сфера становится не только важнейшей сферой международного сотрудничества, но и объектом соперничества. Глобализация стала реально осуществимой и необратимой благодаря развитию современных сетевых коммуникаций, делающих возможной, практически, моментальную связь между людьми и странами всей планеты Возможность передавать информацию, в том числе заключать сделки в любой точке земного шара буквально за секунды, позволила транснациональным банкам занять ключевые позиции в регулировании международных потоков капитала. С использованием глобальной сети телекоммуникаций - Интернета значительно возросли масштабы международных финансовых операций. Так, только с 2015 по 2019г. ежедневный объем операций на мировом рынке возрос на 80%, с государственными и корпоративными облигациями - в пять раз, с акциями - в 25 раз. Высокотехнологичное производство легко перестраивается. Это позволяет диверсифицировать продукцию, отказаться от ее массового выпуска, ориентироваться на индивидуальные запросы отдельных потребителей [4].
Всеобщая глобальная информатизация формирует информационное пространство, без информационного пространство не может обойтись ни одно современное государство. С одной стороны, государство имея свое информационное пространство и включаясь в глобальное информационное пространство, обеспечивает введение торговли,
международных отношений, функционирование транспортно-коммуникационных систем. С другой стороны, развивая сове внутригосударственную информационную среду, государство должно укрепить свой суверенитет, ибо именно через информационное пространство может быть нападение на государство. Сущностью информационного общества является расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности, увеличение разнообразия и возможности выбора средств коммуникации, увеличение доступности информационных ресурсов.
Формирование информационного общества обуславливает развитие качественно нового сообщества, которое оказывает воздействие на государство, его функции, его механизм как в структурном, так и в методологическом плане. Потребность в системном управлении информационным обществом, используя адекватные методы управления является предпосылкой создания «электронного правительства».
Информационное пространство слагается из нескольких компонентов: во-первых, информационные ресурсы, которые представляют базы данных, документацию, нормативно-правовые ресурсы, архивы, библиотеки, все виды информации, сведения, аналитические данные;
во-вторых, информационная инфраструктура, представляющая из себя телекоммуникационные системы, программное обеспечение, государственные и корпоративные компьютерные сети, информационные технологии связи;
в-третьих, общепринятые, установленные правила и принципы, в соответствии с которыми, функционирует информационное пространство.
Все эти три компонента являются необходимыми составляющими, которые формируют информационное пространство, которое формирует информационное общество и влияет на функции государства. Исходя из этого, можно представить следующее определение.
Информационное пространство - это совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, которые функционируют по единым общеустановленным правилам и принципам, формирующие информационное общество.
В состав информационного пространства включаются информационные ресурсы; базы и банки данных, все виды архивов, система депозитариев государственных, библиотеки, музейные хранения; информационно-телекоммуникационная инфраструктура; территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети; сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками; информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии; научно-производственный потенциал в областях связи, телекоммуникаций, информатики, вычислительной техники, распространения и доступа к информации; система массовой информации; система обеспечения информационной защиты (безопасности); система информационного законодательства. Несомненно, формирование информационное пространство влияет на функции государства. Изучая юридическую литературу, можно отметить, что функциям государства даются практически единообразные определения [5]. В основе всех этих определений лежит понимание функций государства как основных (главных) направлений его деятельности.
К существенным признакам функций ряд авторов относят: устойчиво сложившаяся деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни; непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется
посредством соответствующих функций; направленность функций государства на решение конкретных задач и достижения тех или иных целей; реализация функций осуществляется в определенных формах (чаще всего правовых) и особыми методами, присущими государственной власти [6].
Соглашаясь с этими признаками, мы обращаем внимание на то, что основным признаком функций является устойчиво сложившаяся деятельность государства в той или иной сфере общественно-политической жизни. Особенностью же переходного периода является кардинальное изменение функций государства. Прекращение таких функций как функция регулирования меры труда и потребления или функции оказания поддержки национально-освободительному движению, в то же время появление новых функций, таких как интеграция в мировое хозяйство, внешнеэкономическое партнерство, государственная поддержки иностранных инвесторов, борьба с международным терроризмом и экстремизмом свидетельствует о динамике изменения функций. Что касается классификаций функций, то традиционно функции делятся на внешние и внутренние. К внутренним функциям относятся: экономическая, социальная, экологическая, защитная; к внешним функциям: интеграция в мировую экономику, оборона страны и др. В.В.Лазарев говорит об единой классификации функций государства. Выделяются следующие группы функций: экономическая, политическая, социальная, идеологическая. Однако, с созданием информационного пространства абсолютно очевидно сформировалась еще одна важная функция государства - информационная функция.
В настоящее время нельзя представить себе изолированное государство в информационном отношении. Если государства выбывает из глобального информационного пространства - оно выбывает из международных отношений. Именно посредством информационной функции государства осуществляется информационный обмен на международной арене. Например, подписывая Конвенции ООН или международные договора, государства берет на себя определенные обязательства, о выполнении которых систематически информирует государство международные органы. Однако, информационная сфера становится не только важнейшей сферой международного сотрудничества, но и объектом соперничества. Проблемы в сфере информационных отношений, формирования информационных ресурсов и пользования ими обостряются вследствие политического и экономического противоборства различных государств, имеющего место информационного неравенства.
Информационная функция обеспечивает обмен информацией между государственными органами, особенно, между регионами и центром. К информационной функции государства можно отнести формирование общественного мнения, а также обеспечения прав человека на получение информации. Информационные права относится к новому поколению прав человека, что не освобождает государства от выполнения гарантий по обеспечению информацией и открытости работы государственных органов.
В рамках информационной функции государства следует особо отметить обеспечение информационной безопасности. Информационные системы государства нуждаются в надежной защите от хакеров, взломов, в противном случае этой информацией могут воспользоваться в целях разрушения. Информационная безопасность - сложное системное, многоуровневое явление, на состояние и перспективы развития которого оказывают непосредственное воздействие внешние и внутренние факторы. Наиболее важными из них являются: политическая обстановка в мире; наличие потенциальных внешних и внутренних
угроз; состояние и уровень информационно-коммуникационного развития страны; внутриполитическая обстановка в государстве.
Информационная безопасность государства - защищенность информационного пространства страны, национальных интересов в информационной сфере, обеспечивающих устойчивое развитие государства и общества.
Роль и значение информационной безопасности в обществе возрастают. Отставание в информатике может привести в перспективе к уязвимости компьютерных сетей страны и всей ее информационной, управленческой инфраструктуры.
Информационная функция в системе функций государства играет особую роль и потому, что выполняет методологическое значение по отношению к другим функциям государства. Так, экономическую, социальную, защитную функции государства нельзя сейчас реализовать без программного и компьютерного обеспечения.
Таким образом, в информационной среде изменяются функции государства. Они будет состоять в том, чтобы создать условия для усвоения накопленной человечеством информации и способствовать формированию информационного общества. В этом главную роль будет играть право на пользование информацией, что подразумевает общество с высокой правовой культурой. Объединение общества в информационную сферу требует защиты национального информационного суверенитета, что усиливают функции по обеспечению информационной безопасности. Человек, информация и общество - вот триада, которая требует со стороны государства комплекса мероприятий, чтобы не оказаться на обочине мировых интеграционных процессов.
Review of law sciences References:
1. Chetvernin V.A. Gosudarstvo: sushnost, ponyatiye, struktura, funktsii // Problemi obshey teorii gosudarstva i prava. - M.:Norma., 1999, - S. 516-517
2. Abdullayev I.Z. Informatizatsiya obshestvenno-politicheskoy jizni v usloviyax globalizatsii razvitiya. Diss. na soisk. doktora polit. nauk. - T., 2005. - S.37-41
3. Azoryants E.A. Razmishleniya o budushem // Globalizatsiya. Konflikt ili dialog sivilizatsiy. - M., 2002. - S.75.
4. Adilxodjayeva S.M. Globalizatsiya i strategiya gosudarstva. - T.:2007., - S. 14-15.
5. Xroponyuk Teoriya gosudarstva i prava. M. 1997; Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva i prava. - M.: Yurisprudentsiya, 2000; Marchenko Teoriya gosudarstva i prava. - M.., 2000.
6. Shumkov D.M. Funktsii gosudarstva // Osnovi gosudarstva i prava, - 2000, - №№2, - S.64ko Teoriya gosudarstva i prava. - M.., 2000.
7. Shumkov D.M. Funktsii gosudarstva // Osnovi gosudarstva i prava, - 2000, - №2, - S.64