ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2111: 4196-4200
Ушастая сова Asio otus в горах Южного Сихотэ-Алиня
А.Б.Курдюков
Алексей Борисович Курдюков. ФНЦ биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН, пр. Красного знамени, д. 101-156, Владивосток, Приморский край, 690014, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 14 сентября 2021
Приверженность к определённым местообитаниям в период размножения ушастой совы Asio otus в Приморском крае представляется весьма стереотипной. Здесь она известна на гнездовании почти исключительно на равнинах, в широких речных долинах и на пологих склонах невысоких гор. Предпочитает селиться в агроландшафте и других типах полуоткрытых местообитаний, по опушкам лесов и их фрагментов, соседствующих с открытыми участками, такими как поля, пастбища, выгоны, разнотравные и вейниковые луга, осоковые травяные болота, залежи, кустарниковые заросли, зарастающие просеки и др., служащие ушастой сове местами охоты. Нередко занимает совсем небольшие лесные фрагменты, в том числе галерейные леса, узкие рёлки древостоя шириной всего лишь 18-50 м среди открытых пространств, неизменно гнездится в грачевниках, расположенных среди полей во фрагментах древостоя площадью всего 2.6-4.5 га.
Ушастая сова в подходящих местообитаниях встречается на гнездовании по всей территории Приморского края. При этом крайний юго -запад края находится у южной границы гнездовой части ареала этого вида, встречающегося здесь нерегулярно и весьма спорадично. Неоднократно выводки этой совы наблюдались Ю.Н.Назаровым в районе бухты Бойсмана (Хасанский район края), в 1998 году она гнездилась на острове Фурунгельма (Назаров и др. 2001). Выводок из трёх птенцов ушастой совы наблюдался мною на полуострове Ломоносова (окрестности заповедника «Кедровая Падь») 23 июня 2005 на опушке орехово-ясеневого леса, также у побережья бухты Бойсмана 22 июля 1995 обнаружены останки молодой ушастой совы.
Принято считать, что в горнолесных массивах Сихотэ-Алиня и Восточно-маньчжурских гор ушастая сова не гнездится (Глущенко и др. 2016). Так, в бассейне реки Бикин она населяет низовья вверх до уровня реки Змеиной, отсутствуя в бассейне верхнего течения и большей части среднего течения Бикина (Михайлов и др. 1998; Пукинский 2003; Михайлов, Коблик 2013). Такая же ситуация наблюдается и на восточном макросклоне Среднего Сихотэ-Алиня (Елсуков 2013). Однако 5-6 июля
2004 взрослую ушастую сову наблюдали на горе Снежной на высоте более 1500 м над уровнем моря. Здесь она держалась по опушкам смешанных лесов и на лугах (Шохрин 2017). По мнению автора, птица поднималась сюда для охоты (Шохрин 2005).
Многолетние наблюдения в поясе оробореальных елово-пихтовых лесов Шкотовского (Майхе-Даубихинского) плато, простирающегося на высотах 700-900 м н.у.м., позволили прийти к выводу о неслучайности присутствия ушастой совы в горах Южного Сихотэ-Алиня. Пребывание этого вида в лесах и редколесьях в этой части горной системы в летний период удалось зафиксировать трижды.
Рис. 1. Две части одной полукруговой панорамы на участок усохшего ельника, заросшего малиной сахалинской. Истоки реки Арсеньевка, Шкотовское плато. 8 июля 2020. Фото А.Б.Курдюкова.
Охотящуюся ушастую сову я наблюдал в лиственничном редколесье в урочище «Болото Ларкина» 4 августа 2018 в 21 ч 06 мин по зимнему времени, в уже густых сумерках. Птица летала невысоко над землёй, выписывая причудливые пируэты. В этот же вечер, но несколько позже, её пришлось наблюдать также над просекой нефтепровода, когда она подлетала вплотную, реагируя на имитацию попискивания мышей.
8 июля 2020 недавно оброненное маховое перо ушастой совы было обнаружено на заросшем малиной сахалинской ЯиЬиБ засНаИпепз1з ред-
колесье, возникшем на месте усохшего более 10 лет назад ельника в бассейне ключа Дальний (истоки реки Арсеньевка) (рис. 1). Оставшийся сухостой ели размещался здесь довольно разреженно, из-за чего обстановка имела ярко выраженный полуоткрытый характер. Кроме того, травостой, в составе которого помимо папоротников было много разнотравья, местами был сильно вытоптан изюбрями Cervus elaphus xantho-pygus, имевшими также странную привычку растаптывать копытами трухлявые берёзовые колоды, лежащие на земле. Благодаря наличию большого числа удобных присад, наряду с многочисленными проплешинами в наземном покрове, здесь сформировались исключительно благоприятные условия для охоты ушастой совы.
Рис. 2. Зеленомошный елово-пихтовый лес. Истоки реки Арсеньевка, Шкотовское плато.
20 июня 2012. Фото А.Б.Курдюкова.
В третьем случае вечером 10 июля 2021, около 20 ч, ушастая сова встречена мною на участке густого приручьевого зеленомошного ельника в пойме ключа Дальний (истоки реки Арсеньевка) (рис. 2), где она расположилась на ветвях в нижней части кроны небольшой ели на высоте около 4 м. Здесь же на земле под присадой было обнаружено её све-жевыпавшее рулевое перо. Судя по всему, ушастая сова использовала этот участок сомкнутого леса не только как место отдыха, но и для охоты. Сплошной мягкий ковёр зелёного мха, на котором грызунам совершенно негде было укрыться, создавал прекрасные условия для их добычи. О том, что их здесь достаточно, я смог убедиться, когда после не-
продолжительных наблюдений заметил открыто перебегающую от одной замшелой валежины к другой полёвку однотонно-тёмного общего окраса, вероятнее всего - красную полёвку Myodes гиШив.
Хотя в качестве излюбленных мест гнездования ушастой совы и приводят высокоствольные леса разных пород (чаще всего хвойные) с наличием прогалин, полян и других открытых мест (Приклонский, Иванчев 1993), сплошных лесных массивов она решительно избегает (Пукинский 1977). В Уссурийском крае, где благодаря муссонному климату летний период характеризуется обилием тепла и влаги, а леса горных массивов отличаются сложным многоярусным строением, эта особенность проявляется особенно ярко. Ушастая сова здесь практически не проникает в горнолесную местность, будучи ограниченной в своём распространении относительно простыми и мозаичными лесами, перелесками и фрагментами древостоя в открытой и полуоткрытой местности. Между тем, в верхнем поясе гор Сихотэ-Алиня сформировались оробореальные таёжные темнохвойные леса, значительно более простой ярусной структуры, чем полидоминантные леса расположенных ниже высотных поясов. Под основным пологом хвойных пород они имеют выраженное свободное и далеко просматриваемое подкроновое пространство. Такие особенности структуры леса, вероятнее всего, и служат причиной присутствия здесь в летнее время ушастой совы, которая, судя по всему, способна охотиться под густым тёмным пологом сомкнутых ельников.
Хотя гнездование ушастой совы в верхнем лесном поясе Южного Сихотэ-Алиня пока ещё не доказано, оно вполне возможно. В качестве мест для размещения гнёзд ушастые совы могут использовать пустующие гнездовые постройки хищных птиц — восточноазиатского канюка БШео (ЬШео)]ароп1сив, обыкновенного перепелятника Лсс1риег твив, либо вра-новых птиц — большеклювой вороны Сопив тасгогНупсНов; последняя, впрочем, представляет в этих лесах определённую редкость. Помимо этого, в приречно-пойменных лесах по ключу Дальний в составе древостоя довольно много огромных деревьев лиственницы Комарова Ьапх х&о-тагоуи, предельного для этой породы возраста, многие из них, особенно те, у которых обломаны вершины, дуплисты.
В орнитофауне Приморского края можно найти ещё несколько примеров лесных видов, которые относительно малочисленны в сложных многопородных многоярусных лесах, вероятней всего, именно из-за густоты растительного покрова в них. Один из них — это вальдшнеп БсоЬо-рах гивйсоЬа. Численность этого вида отчётливо возрастает как в относительно простых по ярусной структуре пирогенных берёзовых лесах речных долин и в дубняках на пологих склонах, так и повсеместно в верхнем лесном поясе Сихотэ-Алиня, в зоне елово-пихтовых лесов, где он весьма обычен в приручьевых ельниках, на просеках и на полянах, а также местах пожарищ, заросших берёзовым лесом с подседом хвойных.
Ещё один пример таких видов, снижающих численность в многоярусных лесах — обыкновенный перепелятник Accipiter nisus. В условиях Приморского края наибольшей численности этот вид достигает как в полуоткрытой местности: в галерейных лесах, по перелескам, балкам древостоя, — так и в лесах, характеризующихся относительно простой ярусной структурой. В их числе дубовые леса и посадки сосны обыкновенной Pi-nus sylvestris в поясе низкогорий, с одной стороны, а с другой стороны -монодоминантные темнохвойные леса верхнего лесного пояса (Курдюков, Волковская-Курдюкова 2012). Вышеупомянутые виды — транспале-аркты, хорошо адаптированные к обитанию в наиболее продуктивных вариантах лесов и редколесий бореальной зоны: в приречно-пойменных темнохвойных лесах и возникших на их месте пирогенных мелколиственных насаждениях. Очевидно, в этих случаях мы имеем дело с тем же феноменом, что был отмечен и в отношении ушастой совы.
Литератур а
Глущенко Ю.Н., Нечаев В.А., Редькин Я.А. 2016. Птицы Приморского края: краткий
фаунистический обзор. М.: 1-523. Елсуков С.В. 2013. Птицы Северо-Восточного Приморья. Неворобьиные. Владивосток: 1535.
Курдюков А.Б., Волковская-Курдюкова Е.А. 2012. Особенности экологии и динамика численности лесных видов ястребиных птиц в условиях Южного Приморья в 19962012 гг. // Бутурлинский сборник. Материалы IV Международных Бутурлинских чтений. Ульяновск: 153-164. Михайлов К.Е., Коблик Е.А. 2013. Характер распространения птиц в таёжно-лесной области севера Уссурийского края (бассейны рек Бикин и Хор) на рубеже XX и XXI столетий (1990-2001 годы) // Рус. орнитол. журн. 22 (885): 1477-1487. Михайлов К.Е., Шибнев Ю.Б., Коблик Е.А. 1998. Гнездящиеся птицы бассейна Бикина
(аннотированный список видов) // Рус. орнитол. журн. 7 (46): 3-19. Назаров Ю.Н., Шибаев Ю.В., Литвиненко Н.М. 2001. Птицы Дальневосточного государственного морского заповедника // Экологическое состояние и биота юго-западной части залива Петра Великого и устья р. Туманган. Владивосток, 3: 167-203. Приклонский С.Г., Иванчев В.П. 1993. Ушастая сова // Птицы России и сопредельных регионов. Рябкообразные, голубеобразные, кукушкообразные, совообразные. М.: 302313.
Пукинский Ю.Б. 1977. Жизнь сов. Л.: 1-240.
Пукинский Ю.Б. 2003. Гнездовая жизнь птиц бассейна реки Бикин. СПб.: 1-267. Шохрин В.П. 2005. Современное состояние сов Южного Сихотэ-Алиня // Совы Северной Евразии. М.: 438-443.
Шохрин В.П. 2017. Птицы Лазовского заповедника и сопредельных территорий. Лазо: 1-648.