Научная статья на тему 'Use of geoinformational mapping for emergency management'

Use of geoinformational mapping for emergency management Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Shcherbakov Yu S.

Предлагается стратегия управления в чрезвычайных ситуациях, реализуемая на основе геоинформационного картографирования посредством формирования и реализации управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Use of geoinformational mapping for emergency management»

УДК 528.91: 614.8 (571.14)

Ю.С. Щербаков СГГ А, Новосибирск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО КАРТОГРАФИРОВАНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Предлагается стратегия управления в чрезвычайных ситуациях, реализуемая на основе геоинформационного картографирования посредством формирования и реализации управленческих решений.

Yu. S. Shcherbakov

Siberian State Geodesic Academy, Novosibirsk

USE OF GEOINFORMATIONAL MAPPING FOR EMERGENCY MANAGEMENT

In the present paper emergency management strategy on the basis of geoinformational mapping by means of forming and implementation of management decisions, is considered.

Исходя из современных подходов, методов, средств обеспечения безопасности функционирования опасных объектов и алгоритма возникновения и развития аварий, можно предложить следующие стратегии государственного управления в кризисных ситуациях:

- Стратегия предотвращения причин возникновения аварийных ситуаций, реализуемая за счет средств автоматизации, компьютеризации и интеллектуальных систем, позволяющих контролировать, диагностировать и прогнозировать всевозможные отклонения в протекании процессов и предотвращать или компенсировать эти отклонения;

- Стратегия локализации и скорейшего подавления возникшей аварии, реализуемая за счет специальных технических, организационных и технологических методов, автоматических средств локализации, исключения источников опасностей и рисков;

- Стратегия ликвидации последствий аварий и катастроф, связанная со смягчением риска и ущерба от негативных последствий ЧС за счет четкой организации действий всех сил чрезвычайного реагирования, быстрой эвакуации населения в безопасные зоны и проведения аварийноспасательных и восстановительных операций и работ.

По экспертным оценкам применение той или иной стратегии требует примерно следующих объемов затрат (в процентах от стоимости первоначальных капиталовложений): первая стратегия - 15-40%; вторая - 40; 80%; третья - 100-1000%, что обусловливается негативными последствиями для экологии, биосферы и социума, необходимостью длительного восстановления пораженного потенциала.

Стратегии управления в условиях раннего предупреждения ЧС должна состоять из двух этапов: разработка стратегии управления и ее реализацию.

Разработка стратегии управления включает оценку и управление риском: информационное обеспечение процесса управления; анализ данных с позиции оценки риска для здоровья людей, определение приоритетов источников и факторов риска; прогнозирование потенциальной ЧС и её последствий; разработка стратегических планов (правовых, экономических и других мер) по минимизации риска возникновения ЧС и её последствий.

Реализация стратегии управления является более сложным процессом, который включает:

1. Формирование мероприятий по уменьшению риска возникновения и ослаблению последствий потенциальной ЧС: организационно-техническое обеспечение предотвращения ТК (экспертиза проектов, экологический, санитарный надзор, использование встроенных систем защиты, резервирования, адаптации).

2. Подготовка к кризисной или чрезвычайной ситуации: разработка и корректировка оперативных эвакуационных или спасательных планов; подбор и подготовка специализированных управленческих кадров; реализация организационно-технических мер по оповещению и локализации потенциально опасной ЧС.

3. Противодействие ЧС (поражающим факторам): оповещение

населения и организационных систем о возможной катастрофе; локализация (ограничение) места ЧС; эвакуация персонала и населения из опасной зоны; оказание срочной помощи и жизнеобеспечение пострадавших.

4. Ликвидация последствий ЧС: устранение последствий;

осуществление ремонтно-восстановительных работ.

Процесс управления должен реализовываться на основе геоинформационного картографирования посредством формирования и реализации управленческих решений. Основные типы решений, которые имеют различные характеристики и требуют различных пространственных данных.

Оперативные решения - имеют периодический характер: одна и та же задача возникает периодически. Параметры (характеристики) управленческих процессов, используемые в ходе принятия решения, определены, их оценка известна с высокой точностью, а взаимосвязь параметров с принимаемым решением понятна. Оперативные решения являются беспроблемными и краткосрочными.

Тактические решения, принимаемые на среднем уровне, главные параметры процесса управления, входящие в состав тактических решений, полностью неизвестны, оценки и взаимосвязь характеристик и решений может быть не определена.

Стратегические решения обеспечивают базу для принятия тактических и оперативных решений. Стратегическим решениям присуща долгосрочно сть, комплексность, не структурированность и не периодичность.

Принятие эффективного решения должно состоять комплекса работ, отдельных этапов, процедур и операций. Среди многочисленных подходов к

решению задачи принятия решения следует выделить трехэтапную модель формирование решений рис. 1.

1-й этап 2-й этап 3-й этап

Анализ проблемы, ^ ^ -

, w Поиск возможных вариантов Сопоставление вариантов и выбор

формулирование целей, критерии ^

решений окончательного решения

оценки

Для реализации процесса управления на всех уровнях необходимо создавать интегрированную базу данных, которая должна отвечать следующим требованиям: быть согласованной по времени, полной и подробной, позиционно точной и совместимой с другими данным, достоверной, легко обновляемой, доступной. Кроме того, база данных должна быть доступна для следующих основных групп функциональных подсистем управления МЧС:

- Подсистемы, обеспечивающие реагирование на чрезвычайные ситуации;

- Подсистемы, обеспечивающие поддержку повседневной деятельности;

- Подсистемы поддержки коллективного принятия решений;

- Подсистемы аналитической поддержки управленческих решений

- Подсистемы, планирования и управления;

- Подсистемы технологического и информационного обеспечения.

Для территориального управления в ЧС необходимо осуществить

геоинформационное картографирование зон риска, которое включает:

- Определение опасных объектов экономики и зон риска;

- Выявление всех возможных видов аварий;

- Специфику их возникновения и развития;

- Расчет полей потенциальной опасности этих аварий;

- Вероятность реализации негативного потенциала;

- Построение локальных зон риска для каждого сценария с конкретной привязкой к источнику опасности;

- Построение интегральных полей риска на картографической основе.

Основой программного продукта может служить версия ArcGis 9,

которая позволяет решать полный спектр задач в работе с пространственными данными: от сбора информации до подготовки и визуализации информации. Эта версия позволяет не только использовать отдельные возможности программного продукта для управления в ЧС, но и применять сквозную технологию - интегрированное программное обеспечение с масштабируемой архитектурой, позволяющее работать в едином информационном пространстве на различных уровнях управления, в которых используется единая среда редактирования и обновления данных. Среди приложений ArcGis: настольных, встраиваемых, серверных и

мобильных ГИС особое внимание заслуживают настольные ГИС, в частности ArcGis Desktop, который включает три основных продукта - ArcView, ArcEditor, и ArcInfo, представляющих семейство программ с единым

интерфейсом и общими принципами работы, но различаются по доступной функциональности для всех уровней управления.

Завершающей стадией управления является процедура принятия решения, которая включает следующие основные этапы: формулировка целей управления; определение критериев достижения целей; построение моделей для обоснования решений; поиск оптимального (допустимого) варианта решения; согласование решения; подготовка решения к реализации; утверждение решения; управление ходом реализации решения; проверка эффективности решения.

© Ю.С. Щербаков, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.